Четыре колонны кивория соединены архитравом с над­писью: на западе – «Arx Haec Par Coelis»; на юге – «Intra Bone Serve Fidelis»; на востоке – «Ora Devote Dominum Pro»; на севере – «Pro Т Popnloque». На восточной стороне, между словами «Наес» и «Par» к архитраву прикреплена небольшая металлическая дощечка с полустершимся эмалевым изображением св. Николая и короля Роггерия (надпись: S. Nicolaus и Roggerius Rex). Свя­титель одет в далматик, недлинную фелонь с омофором. Левой рукой держит пастырский посох латинского типа, правой – корону над головой мужчины, одетого по типу византийского императора. Происхождение этой до­щечки на таком необычном месте интересно. В 1130 году кардинал Pietro di Leone занял папский престол и принял имя Анаклета II. Для того, чтобы несколько уси­лить свою партию, он возвел в королевское достоинство Роггерия, второго сына знаменитого Роггерия Гюискара, и объявил его в булле от 27 сентября того же года королем Сицилии, дукой Калабрии, Апулии, Неаполя и Капуи. Коронация молодого короля была совершена с большой пышностью в столице Сицилии – Палермо. Присутствовать на ней в качестве легата Анаклета II кардинал Конти. В 1139 году, когда был признан законным папой Иннокентий II. Роггерий постарался получить подтверждение своего королевского достоинства и, вместе с тем, назначил одного из своих сыновей дукой в Апулии, а дру­гого – принцем в Калабрии. Этот Роггерий, считая улажение своего спорного дела с папой заступничеством св. Николая и желая, вместе с тем, объявить законным и —477— свое первое вступление на королевский престол, приказал прибить к киворию уже описанную дощечку 2006 . Неизвестно, хотел ли он этим оставить память о своей новой коронации в базилике св. Николая или же просто выразить мысль, что назначение его королем есть дело не папской воли, которая случайна и ошибочна, а веление св. Николая. В иконографическом отношении эта дощечка, конечно, имеет большое научное значение. На архитраве лежит восьмискатная крышка кивория. Она как бы разрезана по ширине на две части; нижняя, более широкая, положена на фигурные колонки, опирающиеся на архитрав. Такие же колонки, но меньшего раз­мера, поставлены на площадь среза, и уже на них поло­жена верхняя часть крышки также восьмискатная с крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Желание теософов спрятать эту заповедь «Учителя» понятно: в России доносительство всегда считалось мерзостью. В отличие от Америки, где собирается «шестая раса»... 1122 «Можно одновременно начать ряд опытов как над людьми, так и над зернами и мускусным бараном… Можно для предварительного наблюдения взять лицо с медиумическиими наклонностями, также ребенка с нервною природою и прежде всего женщину» (Агни-Йога. Откровение. 1920–1941, М., 2002, сс. 394–395). 1134 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 201. Впрочем, монотеизм, по мнению Блаватской, «еще более идиотичен» (там же). 1137 «Платон фактически желает воскресить процессы над еретиками, проходившие в V веке (он дает понять, что тоже осудил бы Анаксагора, если бы тот не изменил своих взглядов… Тот факт, что судьба Сократа не научила Платона опасным последствиям, происходящим от подобных мер, может показаться странным» (Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. Спб., 2000, с. 323). 1138 Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. Т. 2. (1938–1940). Минск, 2000, с. 495. 1139 Штейнер Р. Люциферическое прошлое, ариманическое будущее в свете современности. – Берн, 1919, с. 14–15. Цит. по: архим. Паркев Мартиросян. Богопознание в христианской традиции и во внехристианской мистике – йоге, теософии и антропософии. – Лд., 1987, с. 113. 1146 Это призыв примечательно настойчиво звучит в современной неоязыческой проповеди: «Я очень счастливый человек. Это ощущение счастья появилось в тот момент, когда я стал учеником Иисуса Христа. Стать его учеником очень просто. Нужно вычеркнуть из своего сознания все, что произведено и написано о Христе умом людей, являющихся исполнителями системы зомбирования сознания толпы просвещенными представителями элиты власти, а точнее многочисленными апостолами и святыми иудо-христианской религии и прочитать только то, что является непосредственно его учением. Все религии, существующие на Земле являются каменными, религиозными храмами – тюрьмами для сознания человечества, препятствующими его духовному совершенствованию до уровня Разума Создателя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

В других богослужебных книгах (Цветной триоди, Октоихе, Общей минее, Месячной минее, Псалтири, Каноннике) был обнаружен ещё ряд недочётов, которые следовало исправить. См. подробно: Казанский П. Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете. С. 6−9. 1135 Б. А. Успенский , называющий этот процесс «третьим южнославянским влиянием», пишет, что он «начинается с грекофильских настроений в 1640 гг. (...) Между тем с середины XVII в., со времён патриарха Никона , имеет место экспансия юго-западнорусской культуры, которая принимает массовые формы. Эта экспансия совершается на фоне всё той же грекофильской ориентации» (Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). М., 2002. С. 418:420). 1136 Мансветов И. Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII столетии. M., 1884. С. 9. 1137 О Метафрастовом житии следует говорить отдельно, поскольку была известна ещё одна его славянская редакция, восходившая к латинской. Латинская версия была создана веницианцем Леонардо Джустиниани на основе греческого оригинального текста Симеона Метафраста и включена в издание, подготовленное монахом-картезианцем Лаврентием Сурием. Перевод с латинского издания на славянский язык был сделан не позднее осени 1579 г. в Литовской Руси в кружке князя Андрея Курбского (Калугин В.В. «Житие святителя Николая Мирликийского» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003. С. 12−48). Поэтому для окончательных выводов о правке и редакции Метафрастова жития в составе первых четырёх изданий должна быть проведена особая работа. Однако уже на данном этапе следует иметь в виду, что киевское издание 1680 г. воспроизводит предшествующие московские публикации (за исключением нескольких западных чудес). 1138 Такое же выражение есть в чуде о Дмитрии. Варьирование а руку – на руку представлено в нём по спискам: брте с стыи никола. и въемъ и//на руку свою (Хлуд. 215, л. 2−2 об.); бр/тес стыи никола, и а рук (Унд. 258, л. 54 об.). 1139 Глагол потати значил «тянуть, тащить», «обвинять, укорять», «оскорблять, поносить» (Словарь русского языка XI–XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первая возобновлена была после пожара, в 1411, последняя построена в следующем году (Соф. Времен. I, 466–467). Во всяком случае, ростовский владыка не мог иметь ни малейшего побуждения к тому, чтобы расходовать весьма значительную по тому времени сумму па украшение чужой церкви, которая при том составляла предмет ближайших забот великого князя и митрополита“ . Что же касается отнесения указанного свидетельства Русским Временником к Московскому Успенскому собору, то это A.C. Павловым объясняется произволом переписчика летописи. – Во всяком же случае, наибольшего доверия заслуживает Софийский Временник, который старше Русского, он доведен до 1552 г., тогда как последний оканчивается 1681 годом; и во всем, в чем оба сборника сходны между собою, Софийский Временник был источником для Русского, но не наоборот. (См. подробнее об этом Древности Труды Имп. Моск. Археологич. Общества т. IX вв. II–III М. 1883. Протоколы. Стр. 84–85). Наконец, „Деисус с праздниками и пророками“, о которых говорят летописи под 1482 годом, относятся к иконостасу, a уж ни в коем случае не к стенному письму. 5 По словам И. Е. Забелина (см. текст к Памятникам древн. руск. зодчества Рихтера), пол в Успенском соборе в настоящее время на 12 вершков выше прежнего. Проследить такое поднятие пола можно по сравнению его с уровнем могилы Юрия Даниловича в Дмитровском приделе, которая по свидетельству Воскресенской летописи (ч. 2 стр. 203) была устроена „в застенке“ в земле „с мостом ровно“. 6 См. соображения по поводу этих фресок проф. Усова, Павлова и Мансветова в «Древностях» Труд. Имп. Моск. Арх. Общ. т. IX, вв. II–III. Протоколы; т. X. Статья: К истории Московского Успенского собора. 30 Историческое описание первопрестольного в России храма Московского большого Успенского собора, сочиненное А. Левшиным. М. 1783 г. 33 Сборник на 1873 г., изд. Обществом Древнерусского искусства при Московском Публичном Музее. Исследование Г. Д. Филимопова: „Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи“. Стр. 24. 50 Там же. Столбцы 188 г. 924, 1021, 1115, 1116, 1117, 1118, 1119, 1120, 1121, 1122, 1123, 1124, 1125, 1126, 1127, 1139. 51 Андреян Иоанов, Федор Савин и Логин Сидоров в 1120 на л.1 названы второстатейными иконописцами, a на л. 2 отнесены к первой статье. Читать далее Источник: История стенописи Успенского собора в Москве/[Соч. Чл. кор. А.И. Успенского]. - Москва : т-во тип. А.И. Мамонтова, 1902. - 26 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

его краткую «жизнь» при I-м томе его Благовестника, изданного казанск. дух. академией, Казань, 1855). В его сказании о тивериупольских (или струмицких) мучениках читаются довольно важные известия о начале христианства в Болгарии (сказание уМиня в Патрол.,. в 126 т. всей греческой серии и в 4 т. самого Феофилакта); для внутренней истории болгарской церкви, вообще покрытой глубоким мраком неизвестности, имеют значение его письма (у Миня в том же томе; из этих писем между прочим можно видеть и то, как пастыри-греки чувствовали себя среди славянской паствы, см. у Миня стр. 308, 323, 333, 337, 443, 503, 507, 542 и некоторые другие); житие Климента белицкого усвояется ему надписанием сего последнего несправедливо. 18) Лев Мунг. В каталоге Дюканжа: «Лев Мунг, родом из иудеев, бывший учителем язычников» ( χρηματσας διδα’ σκαλος τν θνν; Lequien Oriens, II, 294, и Ассемани Kalendaria, V, 163, переводят это: qui magistri gentium officio fungebtur, но такой должности, сколько известно, не было, и вероятно слова нужно понимать не об официальной должности, а о частной миссионерской деятельности). Патриарх Досифей в своей Истории иерусалимских патриархов, кн. 3, гл. 2, § 4, ссылаясь на Георгия Акрополита, говорит о нарушении ахридским архиепископом Львом (этим или предшествующим, неизвестно) церковных правил при поставлении одного епископа (у Акрополита желаемого места мы искали, но не нашли). 19) Михаил по прозванию Максим. В каталоге Дюканжа: «Михаил, по прозванию Максим, бывший остиарием (дверником) между патриаршими чиновниками и диаконом великой церкви, евнух». 20) Василий. В известиях, не вполне достоверных, о Св. Филофее ардгишской в Валахии (см. у Мартынова в Annus Eccles. р. 301, col. 2) называется Василий архиепископ болгарский под 1139 годом. 21) Евстафий. В житии Илариона меглинского или могленского, принадлежащем патриарху терновскому Евфимию, говорится, что архиепископ ахридский, ставивший Илариона в епископы, назывался Евстафием (житие находится в рукописях; мы имеем его под руками в нескольких рукописях библиотек московской духовной академии и троицкой сергиевой лавры).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

6) Проедр. Этот чин, по словам Зонары, 1114 явился при Никифоре Фоке и первый был возведен в него Фокой паракимомен Василий. В наш период упоминаются следующие проедры: евнухи Николай, Никифор и Симеон при Константине VIII, 1115 евнух Феодор при Феодоре, 1116 Роман Склир при Мономахе и Стратиотике, 1117 Феодосий Мономах, 1118 Константин Лихуд и Феодор Алопос, послы Стратиотика к Комнину, 1119 Михаил Пселл , тоже посол, чин, вероятно, получивший при Комнине, 1120 Константин Дука перед возведением на престол, 1121 претор Ксир, 1122 Павел Катепан, 1123 Феодор Али-ат, приверженец Романа Диогена, 1124 Алексей Комнин при Парапинаке, 1125 Константин Хиросфакт и Михаил Атталиот при Вотаниате. 1126 Диоген возвел в чин проедра турка Хризоскула, победителя Мануила Комнина. 1127 7) Магистр. Это слово, некогда обозначавшее должность, гражданскую или военную, 1128 в XI в. имело титулярное значение. Чин магистра имел при Константине VIII Прусиан Болгарин. 1129 В этот чин возведены были при Михаиле Пафлагоне: Алусиан за услугу, оказанную грекам в борьбе с болгарами, 1130 » и племянник царя Константин; 1131 при Калафате Георгий Маниак; 1132 при Мономахе: Роман Склир, 1133 итал Аргир по прибытии в Византию, 1134 Михаил Ясит. 1135 Упоминаются магистры при Мо-номахе: Василий Феодорокан, 1136 Константин Аррианит, 1137 Иоанн, заведовавший прошениями, 1138 Константин Алан; 1139 при Стратиотике: Никифор Вотаниат, 1140 Михаил, сын Анастасия, Исаак Комнин и Катакалон Кекавмен. 1141 Последние два просили Стратиотика повысить их в следующий чин проедра, но просьба не была уважена. Евдокия возвела в магистры Романа Диогена, 1142 Диоген – Петра Ливеллия, укрепившего Иераполь. 1143 При Романе Диогене в чине магистра состояли: Никифор Вриенний, 1144 Василакий, 1145 Евстратий Хиросфакт. 1146 Носили еще этот чин: Константин Керулларий, 1147 Епифаний Филарет (современник Пселла), 1148 Михаил Атталиот до возведения в проедры. " 1149 Чин давался также иностранным князьям. При Романе III он дан был Димитрию, сыну Георгия-абасга и Алды-аланки, 1150 при Михаиле Пафлагоне эмиру Сицилии Абулафару Мохамеду, заключившему мир с Византией, 1151 при Константине Мономахе Какигу после уступки им Ания, 1152 при Константине Дуке венецианскому дожу Доминику Контарено. 1153 Просил Стратиотика дать ему чин магистра и норманн Эрве, но получил отказ. 1154

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Андреевский, или Янчин. В 1086 г. великий князь Всеволод Ярославич заложил в Киеве церковь святого Андрея и при ней устроил монастырь, в котором постриглась дочь его Янка (Анна) и, совокупив многих черноризиц, жила с ними по монастырскому чину. В числе черноризиц находилась и сестра Янки Евпраксия, принявшая пострижение в 1106 г. и по смерти (в 1109 г.) погребенная в Киево-Печерской обители . Замечательно, что Андреевским монастырем в 1115–1125 гг. управлял игумен Григорий , весьма уважаемый великим князем и народом, как и впоследствии управляли игумены . Это значит, что или женский монастырь Янки по смерти ее (в 1113 г.) был преобразован в мужеский, или у нас вначале, как случалось и в Церкви Греческой, некоторые женские монастыри подчиняемы были ведению настоятелей, которые совершали в них и церковные службы . Церковь Андреевского монастыря, построенная Всеволодом, вероятно, сгорела или много пострадала во время страшного пожара киевского, бывшего в 1124 г., потому что в 1131 г. она была освящена вновь. Великий князь Ярополк Владимирович, скончавшийся в 1139 г., был сначала погребен в голубце у Андреевской церкви, но потом в 1145 г. по желанию вдовствующей супруги его Елены тело его перенесено в самую церковь и положено рядом с телом Янки . Лазарев. В летописи об этом монастыре замечено только, что в 1113 г. скончалась игуменья Лазарева монастыря, святая житием, живши 60 лет в чернечестве, а от рождения 92 года . Следовательно, если допустить, что она и постриглась в этом же монастыре, то основание его надлежало бы отнести еще к княжению великого князя Ярослава. Феодоровский. В 1128 г. великий князь Мстислав Владимирович основал в Киеве каменную церковь святого Феодора и при ней учредил мужской монастырь, который дети Мстислава в память отца своего, здесь погребенного (1132), назвали Вотчим. В Феодоровском монастыре незадолго пред кончиною своею принял схиму несчастный князь Игорь Ольгович, и игумен этой обители Анания облек тело его, по смерти поруганное киевлянами, в приличные одежды, совершил над ним панихиду и привез его для погребения в монастырь святого Симеона .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Там списал он, по поручению преподобного Феодосия, устав Студийский и переслал к нему около 1063 г. Когда кафедра Переяславская сделалась праздною, Ефрем вызван был из Константинополя и хиротонисан на эту кафедру или, как выражается Нестор, “изведен бысть в страну сию и поставлен бысть митрополитом в городе Переяславли” 1138 . Это случилось после 1072 г., потому что тогда был еще Переяславским епископом Петр, и прежде 1089 г., потому что под этим годом читаем в летописи Несторовой: “В се же лето священа бысть церкы св. Михаила переяславская Ефремом, митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущю, бе бо преже в Переяславли митрополья”. Таким образом, преподобный Нестор, который был современником Ефрему, два раза называет его митрополитом, но только митрополитом Переяславским, а не Киевским, и называет ради чести, ради того, что “был прежде Переяславль митрополья”, а не потому, чтобы Ефрем был действительно митрополитом. Напротив, сам же Нестор свидетельствует, что в том же 1089 г., когда митрополит Ефрем освящал свою церковь в Переяславле, действительным митрополитом Киевским и всея России был Иоанн III, скончавшийся уже в следующем году, сам же Нестор называет потом (в 1091 г.) Ефрема только епископом Переяславским 1139 . Достойно замечания, что и продолжатель Нестора, говоря о падении в 1123 г. церкви, созданной в Переяславле Ефремом, называет его только епископом Переяславским, и святой Симон, епископ Владимирский, писавший около 1225 г., называет его также епископом Переяславским 1140 . Был ли Ефрем митрополитом Киевским впоследствии или управлял ли русскою митрополиею хоть временно до прибытия нового митрополита по смерти Uoahha III , современный летописец не говорит. А свидетельствует только, что Ефрем построил в Переяславле еще две церкви, оградил его каменною стеною, украсил многими зданиями церковными и другими и, между прочим, соорудил в нем каменную баню, чего прежде в России не бывало 1141 . Но некоторые из поздних летописей, неизвестно на каком основании, повествуют, что этот самый Ефрем-скопец, так украсивший Переяславль, был и митрополитом Киевским, что он не только в Переяславле, но и в своем городе Милитине и по иным своим митрополитским городам устроил безмездные больницы и бани для всех приходящих, чего прежде в Руси не бывало, а в Суздале создал и церковь святого Димитрия, которую наделил селами; что он в 1096 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По предположению исследователей, митрополит Иоанн написал несколько произведений о проблемах нравственности в русском обществе. Одно из них – «Церковное правило» – содержало перечень норм поведения не только для монахов и священников, но и мирян: князей, бояр, купцов, простых людей. Оно свидетельствовало о живом интересе митрополита к повседневной жизни русских людей и его желании дать им наставления для улучшения нравственности. После смерти Всеволода в 1093 году Анна-Янка осталась жить в своем монастыре. Ее помощницей стала младшая сестра Екатерина, правда, в летописях указан только год ее смерти – 1108-й, а даты пострига нет. В Киеве осталась и вдова Всеволода Анна, которая в конце жизни также стала монахиней Яниева монастыря. Самоотречение благоверной княжны, ее строгая жизнь воодушевляли живших с ней ревностью к подвигам жизни духовной. Княжна наравне со всеми жила по иноческим правилам, в посте, молитвах и глубоком смирении. Блаженная Анна 26 лет провела в иноческих подвигах. По летописям, святая Анна скончалась 3 ноября 1112 года. Ее кончина отмечена в летописи особой статьей: «Том же лете (1112) преставися Янка, дщи Всеволожа, сестра Володимера, месяца ноября в 3 день; положена бысть у церкви святаго Андрея, юже бе создал отец ея; ту бо ся бе и постригла у церкви тоя, девою сущи». Также и в рукописных святцах о ней сказано: «В Андреевском монастыре святая княжна Анна Всеволодовна в инокинях преставися в лето 6624 (1116 г.), месяца мая в 18 день». Но это, вероятно, было время обретения ее мощей. Вполне вероятно, что даже после смерти игуменьи ее монастырь был процветающим и почитался всеми родственниками. Поэтому великий князь Ярополк Владимирович, приходившийся Анне-Янке племянником, завещал похоронить себя в ее монастыре, хотя мог построить свою церковь , как другие киевские правители. По поводу кончины Ярополка в летописи сделана такая запись: «Того же лета (1139) преставися князь Ярополк, месяца февраля в 18 день, и положен бысть в Янцине манастыре у святаго Андрея».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Высочайший рескрипт и алмазный крест для ношения на клобуке, препровождённые при отношении вашего сиятельства, от 19 сего апреля за 2651, имел я счастье получить во вчерашний день. За сию новую милость осмелился я принести мою благодарность в нескольких словах непосредственно Государю Императору , и покорнейше прошу ваше сиятельство представить Его Величеству сии мои слова глубочайшей преданности. Примите и ваше сиятельство от меня уверение в искренней признательности за ваше ко мне расположение. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 29 апреля за 1138, об объявленном его высокопреосвященству Высочайшем повелении обозреть Могилёвскую, Минскую и Полоцкую епархии В отношении, от 19 сего апреля за 2633, ваше сиятельство объявили мне Высочайшее Его Императорского Величества повеление об обозрении нынешним летом епархий Могилёвской, Минской и Полоцкой. Долгом моим будет исполнить сию обязанность, Высочайше на меня возложенную, и для сего избрать время, по возможности менее препятствующее приведению в действо других многочисленных мер, сопряжённых с переведением в Вильно епархиального управления, семинарии и духовных училищ. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 29 апреля за 1139, о разрешении употребить нужное количество денег на устройство для Виленских духовных училищ помещения в по-кармелитском монастыре, после передачи оного Православному ведомству Особым отношением просил я посредства вашего сиятельства, чтобы упраздненный в Вильно кармелитский монастырь передан был в духовное Православное ведомство, для соседнего Святодухова монастыря и на помещение открывающихся в Вильно духовных Православных училищ уездного и приходского с многочисленною бурсою. Хотя об отдаче сказанного монастыря я не получил ещё разрешения; но как оный нужно будет устроить к наступающей осени, хотя временным образом, для предполагаемого помещения училищ, на что нужно довольно времени: то покорнейше прошу ваше сиятельство заблаговременно, чтобы, с разрешением передачи в духовное Православное ведомство помянутого по-кармелитского монастыря, разрешено мне было употребить необходимую сумму для устройства в нём сказанного помещения для училищ и обзаведения мебелью, на том же основании и из того же источника, как разрешено устроить временное помещение для семинарии в Виленском Троицком монастыре, то есть из остаточной семинарской экономической суммы. Викарному епископу Михаилу, от 29 апреля за 1140, с поручением ему осмотреть церкви Слонимского и Волковыского уездов

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010