д. Служба с полиелеем – 26 июля. Похоронен в Ближней пещере. 1203 Афанасий Затворник, постриженец Печерский, жил при архимандрите Поликарпе. Служба со славословием – 2 декабря. Похоронен в Ближней пещере (?). 1204 Василий жил в конце XI века. 15 лет жил в пещере, умучен кн. Мстиславом, сыном вел. кн. Святополка Изяславича, в 1033 году. Почивают в одной раке со св. Фёдором. Служба с полиелеем – 11 августа. Похоронен в Ближней пещере. 1205 Евстратий, Постник и мученик, постриженец Печерский, «при нашествии в 1096 году на Печерский м-рь половецкого хана Боняка и при опустошении сей обители уведён был в плен со многими другими, – по сказанию Патерика. – с 30 Печерскими работниками и 20 киевлянами, и в Корсуни был продан жиду в рабству, который за непреклонность его к Моисееву закону распял на кресте и умершего ввергнул в море, но верующими по чудесам отыскан». Служба с полиелеем – 28 марта. Похоронен в Ближней пещере. 1206 Алипий Иконописец, (у Кальнофойского – Олимпий) иеромонах, учился иконописному искусству у константинопольских живописцев, при игумене Никоне расписывавших Великую Церковь ; пострижен этим же игуменом, жил до 1114 года. Служба со славословием – 17 августа. Похоронен в Ближней пещере. 1207 Фёдор подвизался уединённо в Варяжской пещере, после перешёл в монастырь. Жил в конце XI века, умучен вместе со св. Василием, кн. Мстиславом, сыном вел. кн. Святополка Изяславича, в 1033 году. Служба с полиелеем – 11 августа. 1208 Пимен Многоболезненный, пострижен больным при игумене Прохоре, 20 лет лежал в болезни, пред кончиною выздоровел и преставился в 1139 году. Служба с полиелеем – 7 августа. Похоронен в Ближней пещере. 1209 Спиридон Просфорник 30 лет пёк просфоры, жил при игумене Пимене около 1139 года. Общая служба – 31 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1211 Преп. Нектарий. Общая служба – 29 ноября. Похоронен в Ближней пещере – «преподобные открыто почивающие». 1213 (?) Сергий Послушливый. Общая служба 7 октября. Похоронен в Ближней пещере – «преподобные открыто почивающие».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Всеволод I Ярославич 1078–1093. Святополк II Изяславич 1098–1113. Владимир II Всеволодович Мономах 1113–1125. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125–1132. Ярополк II Владимирович 1132–1139. Всеволод II Олегович 1139–1146. Игорь Ольгович 1146. Изяслав II Мстиславич 1146–1154. Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155–1157. Изяслав III Давидович 1157–1159. В Киеве и Владимире: Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157–1174. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159–1167. Мстислав II Изяславич в Киеве 1167 – 1169. Владимир III Мстиславич в Киеве 1169–1172. Михаил I Георгиевич во Владимире 1174– 1176. Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176–1212. Роман Ростиславич в Киеве 1172–1177. Святослав III Всеволодович в Киеве 1177–1195. Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195–1211. Георгий II Всеволодович во Владимире 1212–1216. Всеволод III Святославич в Киеве 1212–1214. Георгий II Всеволодович (вторично) во Владимире 1219–1238. Мстислав III Романович в Киеве 1214–1224. Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224–1240. Во Владимире, но жили и в других местах: Ярослав II Всеволодович 1238–1246. Святослав III Всеволодович 1246–1248. Михаил II Ярославич во Владимире 1248. Андрей II Ярославич 1249–1252. Св. Александр I Ярославич Невский 1252–1263. Ярослав III Ярославич 1263–1272. Василий I Ярославич (и в Костроме) 1272–1276. Димитрий I Александрович в Переяславе Залесском 1276–1294. Андрей III Александрович (и в Городце) 1294–1304. Св. Михаил III Ярославич (и в Твери) 1305–1318. Георгий III Даниилович (и в Москве) 1319–1322. Димитрий II Михайлович в Твери 1326. Александр II Михайлович в Твери 1326–1328. В Москве: Иоанн I Данилович Калита 1328–1340. Симеон Иоаннович Гордый 1340–1353. Иоанн II Иоаннович 1353–1359. (Димитрий III Константинович Суздальский 1359–1363, † 1384 в Нижнем-Новгороде). Дмитрий IV Иоаннович Донской 1363–1389. Василий I Димитриевич 1389–1425. Василий II Васильевич Темный 1425–1462. Иоанн III Васильевич 1462–1505. Василий III Иоаннович 1505–1533. Цари Иоанн IV Васильевич Грозный 1533–1584.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Le Nourry. Dissertatio de operibus, S. D. A., 3, 9–56. Notitia ex Gallia Christiana, 4, 1079–88. De Rubeis. Dissertatio prævia editionis venetæ in qua præserlim agitur de scholiis S. Maximi et Joan. Scythopolilani ac Germani Ср., 3. Ejusdem vindiciæ орегит et auctoris, 4,1025–80. Index analyticus, 3, 1175–88, 4, 1089–98. DIONYSIUS EXIGUUS, s. VI. Variæ lectiones ad epistolam dc Ratione Paschæ, 92, 1131–2. DIONYSIUS, magister militiæ, s. V. Rescriptum in Synodico, с. 142, 84, 758. Epistolæ 1–3, с 143, ibid. 758–9; 179, 796; 181, 797. DIONYSIUS TELMARENSIS, 845, 9 7. Fg. ex chronico syriaco, latine (M.), 1609–10. DOMINICUS GRADENSIS, s. XI. Ad patriarcham Antiochenum, 120, 751–6. DOMITIANUS, quæstor, s. V. Epistola ad Helladium» in Synodico, c. 125, 84, DOROTHEUS, abbas, s. VII, 88. Doctrinæ, 1611–1838; index capitum, 1841–4. Epistolæ 1–8, 1837–42. Notitia G., 1609–12. Index analyticus, 2013–16. DOROTHEUS MARCIANOP. metr. s. V. Epistolæ 1–4, in Synodico 84, с 46, 78, 115, 137. DOROTHEUS TYRIUS, s. III-IV. De 70 discipulis Domini et 12 apostolis, 92, 1059–74; nota, 1073–76. DOXOPATRIUS. Vide NILUS D. DUCAS, s. XV, 157. Historia Byzantina (1341–1462), cum notis J. Bul-lialdi, 749–1166. Præfaiio Bullialdi, 743–8. Notitia Hankii, 739–44. Glossarium vocum gæco-barbararum, 1199–1208. Index analyticus, 1243–56. DUCAS. Vide JOANNES, THEODORUS D. E EBERHARDUS DE BREYDENBACH, a. 1471. Epistola de Negroponte a Turcis capta (Reusner) l62, 1347, PGLT., 80, 959–62. ELEUTHERIUS, papa, 189, 5. Epistolæ 1–2 (Mansi), 1139–43; 1143–4. Notitia ex Libra pontificali, 1139–40. ELIAS CRETENSIS metr., s. IX-X. Responsiones canonicæ, 119, 985–98. Commentarii in S. Gregorii Naz. orationes 19, 36, 737–902: [Orat. 3, 6, 9,10,12,13,17,20,22,23, 26,27–33, 36. Notitia F., 9 7, 1443–46. Præfatio John, 731–56. Conspectus codicis Basileensis, 755–6, Index scriptorum in Elia, 917–8. – in scholiis, 919–20. – in annolationibus, 919–20. –  analyticus in ann., 921–22. –  græcitatis, 921–32. ELIAS ECDICUS CRETENSIS, s. XII, 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Тогдашние ужасы войны без сомнения превосходили нынешние и казались не злодейством, но ее принадлежностию, обыкновенною и необходимою. Владимирко – то враг, то союзник венгров – участвовал также в войне Бориса, сына Евфимии, Мономаховой дочери, с Королем Белою Слепым. Еще в утробе матери осужденный на изгнание и воспитанный в нашем отечестве, Борис, возмужав, хотел мечом доказать силу наследственных прав своих и вступил в Венгрию с Россиянами, его союзниками, и с Болеславом Польским; но в решительной битве не выдержал первого удара Немцев и бежал как малодушный, не умев воспользоваться благорасположением многих Венгерских Бояр, которые думали, что он был законный сын их Государя и что Коломан единственно по ненависти своей к Российской крови изгнал супругу, верную и невинную. Напрасно искав защиты Немецкого Императора, Борис чрез несколько лет явился в стане Людовика VII, когда сей Французский Монарх шел чрез Паннонию в Обетованную землю. Узнав о том, Гейза, Король Венгерский, требовал головы своего опасного неприятеля; но Людовик сжалился над несчастным и, призвав на совет Епископов, объявил Послам Гейзы, что требование их Короля не согласно ни с честию, ни с Верою Христианскою. Борис, женатый на родственнице Мануила, Греческого Императора, удалился в Царьград, выехав тайно из Французского стана на коне Людовиковом; воевал еще с Гейзою под знаменами Мануила и был застрелен изменником, Половецким воином, в 1156 году. Сын его, младший Коломан, известный храбростию, служил после Грекам и правительствовал в Киликии. Глава Х. Великий князь Всеволод Ольгович. Г. 1139–1146 Всеволод изгоняет Вячеслава. Междоусобия. Мужество Андрея. Честность Всеволода. Его благоразумие. Равнодушие Новогородцев к Княжеской чести. Беспокойства в Новегороде. Смерть Андрея Доброго. Грабежи. Хитрость Всеволода. Россияне в Польше. Первая вражда Георгия с Изяславом. Мореходство Новогородцев. Браки. Поход на Галич. Иоанн Берладник. Всеволод избирает наследника. Дела Польские. Война с Галицким Князем. Мужество Воеводы Звенигородского. Кончина Всеволода. Вячеслав, Князь Переяславский, спешил в Киев быть наследником Ярополковым, и Митрополит, провождаемый народом, встретил его Февраля 1139 г.] как Государя. Но Всеволод Ольгович не дал ему времени утвердить власть свою: узнав в Вышегороде о кончине Ярополковой, немедленно собрал войско; обступил Киев и зажег предместие Копыревское. Устрашенный Вячеслав послал Митрополита сказать Всеволоду: «Я не хищник; но ежели условия наших отцев не кажутся тебе законом священным, то будь Государем Киевским: иду в Туров». Он действительно уехал из столицы, а Всеволод с торжеством сел на престоле Великокняжеском, дав светлый пир Митрополиту и Боярам; вино, мед, яства, овощи были развозимы для народа; церкви и монастыри получили богатую милостыню. – К неудовольствию брата своего, Игоря, Всеволод отдал Чернигов сыну Давидову, Владимиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Порядок папского избрания продолжал нарушаться. Так, после смерти папы Гонория II возникла схизма, названная rabies (одним из ее участников был представитель известного римского дома Пьерлеоне), когда вначале противоканоническим образом был избран папа Иннокентий II, а через несколько дней, но уже на канонически правильных основаниях, Анаклет II (1130–1138). Хотя законным папой был признан после ряда политических перипетий именно Иннокентий, оба они осуществляли папские полномочия, совершая канонические и политические акты и проклиная друг друга. Только II Латеранский собор в 1139 г. положил конец схизме, отменив при этом все декреты антипапы Анаклета, и передал право выбирать папу в исключительное ведение кардиналов. Таким образом, в 1059 и 1139 гг. вопрос о том, кто имел право принимать участие в выборах, был в целом решен. Оставалось выработать метод подсчета голосов кардиналов. Ha III Латеранском (XI Вселенском; 1179 г.) и IV Латеранском (XII Вселенском, 1215 г.) соборах были приняты соответствующие регулирующие постановления. Первый канон III Латеранского собора установил, что, во избежание повторения схизмы, папа должен выбираться исключительно коллегией кардиналов, причем претендент может считаться законно избранным папой только в том случае, если за него проголосовали две трети общего числа кардиналов. Вне зависимости от ранга кардиналов-выборщиков, от того, являлись ли они епископами, священниками или диаконами, их голоса приобретали отныне равный вес: «Тот без пререканий будет признан понтификом Вселенской Церкви, кто получит две трети голосов» (апостольская конституция папы Александра III Licet de vitanda). Если кандидат, не набравший необходимого числа голосов, вопреки результатам голосования объявит себя папой, он сам и его сторонники подлежат экскоммуникации (отлучению от церкви). При этом было запрещено апеллировать к императору, духовенству или к римскому народу. Хотя древняя традиция полагала, что папу следует избирать только из числа кардиналов, практика распорядилась по-другому (в том числе и с опорой на помянутую конституцию папы Александра III, в коей о кандидате было сказано весьма неопределенно: «тот»). Так, в 1378 г. папой был избран Урбан VI, не носивший до этого кардинальского пурпура, а в лице Целестина V в 1294 г. был избран «лаик» – монах, не имевший священного сана (фактически – мирянин); не может быть оспорено даже избрание папой женатого человека, если оно совершилось в соответствии с канонами (канон Qui ихогет), недействительно лишь избрание еретика, раскольника и женщины. 3. Конклав

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вратислав, кн. брненский (1126–1146, с перерывом; ум. после 1146 г.) VI, 201, 201–202 Всеволод Давыдович, кн. муромский (ум. после 1124 г.) IV, IXa Всеволод Мстиславич, св., кн. новгородский (1117–1136, ум. в 1138 г.) IV, IXb, 200, 235 Всеволод Мстиславич, кн. белзский (ум. в 1195 г.) IXb, 310–313, 312, 316 Всеволод Ольгович, кн. черниговский (1127–1139), киевский (1139–1146) IV, IXa, 200, 206, 265, 280, 339 Всеволод Святославич, кн. киевский (1206, 1207, 1210–1214 ?]) IXa Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, вел. кн. владимиро-суздальский (1176–1212) 1Хв, 252, 315 Всеволод Ярославич, кн. киевский (1078–1093) II, VIII, IXa, b, 112, 119, 159, 161–162, 208, 233, 286, 342, 357–358, 360 Всеслав Брячиславич, кн. полоцкий (1044–1101) IXa Вулкан, см. Василий Виоанн (Вулкан) Вульгата, канонический латинский перевод Священного писания, основанный на переводе блаж. Иеронима Стридонского (IV–V вв.) 198, 299, 394 «Вышеградское продолжение хроники Козьмы Пражского» (ок. 1141 г.) 201–203, 261 Вышеслава, ж. познанского и калишского кн. Одона, д. галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла или его с. Владимира (ум. после 1194 г.) IV, IXa, 309 «Вюрцбургские анналы», см. «Майнцские анналы м-ря св. Альбана» Вячеслав (Вацлав), св., кн. чешский (921–929/35) VI, 58, 185, 185, 203, 203, 263 Вячеслав Владимирович, кн. зуровский, киевский (1150–1154, с перерывами) IXb, 281 Вячеслав Ярополчич, с. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1104 г.) 232 Вячеслав Ярославич, кн. смоленский (1054–1057) IXa Гаймар Жеффрей, см. Жеффрей Гаймар «Галицко-Волынская летопись» (XIII в.) 321, 324 Галл Аноним, см. Аноним Галл Гануц Вольф (имя искажено), ярл датский (перв. пол. – сер. XI в.) 142, 142 Гаудерих, еп. веллетрийский (втор. пол. IX в.), церковный писатель 103 Гебхард, гр. кверфуртский, б. св. Бруно (Бонифация) Кверфуртского 228 Гебхард, гр. зуплинбургский, о. германского имп. Лотаря III 329, 329 Гебхард, еп. айхштеттский (1042–1057) 110, 118 Гебхард (Яромир), еп. пражский (1068–1089/90) VI, 184, 186

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

180 Иšô bar Nûn­ ησος υς Ναυ. Nöldeke, Chronik. 22: «Мар-Элия, который создал монастырь на берегу Тигра (am Tigris) при Хеспа-Эврайя (esnâ-ъeb h ryâ значит крепость еврейская)». Монастырь «мар-Элия» «у самого Мосуля», unmittelbar веи Mosul, под этим именем известен до настоящего времени, noch heute. – По Амру (Assemani. II, 435) Ишо бар-Нун занимал кафедру 4 года и умер 84 лет от роду в 1139 г. селевкидов (окт. 827-сент. 828). Цифра 1139 доверия не заслуживает. 181 Гиваргис II, по Амру, назывался «ibnu-l-çayyâ», сын крикуна, вступил на кафедру католикоса на сотом году от роду в 210 г. хиджры и патриаршествовал 7 лет (так Assemani, II, 435; но III, 3, р. 617 „quarto post anno“). Бар-Эврайя подтверждает 210-й год, но дает Георгию II «сорок лет» правления, конечно, «агвъîп» 40 вместо «агваъ» 4. – 210-й г. хиджры­24 апр. 825–12 апр. 826. 182 У s ошибочно «ппîšôъ». Дамаск, ныне называемый «Dimašq» или – еще обычнее – «al-âm» под φ­ †33°30 " 31«» λ ­ †36°18 " 13»« 4 от Гринвича ( φ и λ отмечают «minaret du nord [называемый «mâdî-1-ъrûs»] du grande mosquée [древнего языческого храма, обращенного при Аркадии в христианскую церковь , кафедральный собор во имя св. Иоанна крестителя]»; ср. Baedeker [А. Socin-I. Benzinger] s Palästina und Syrien, 4. Aufi., Leipzig 1897, SS. 351. 353). – Хронологическая почва здесь становится сравнительно твердою. По Амру (Assemani, III, 1, рр. 505. 506; II, 435), Савришо II был поставлен в католикоса 217 г. хиджры (7 февр. 832–26 янв. 833) и занимал кафедру 4 года и 1 месяц. – Допустим наперед не особенно правдоподобное предположение, что Савришо II был хиротонисан в первое же воскресенье (5 мухаррама) арабского года, 11 февраля 832 г.; в таком случае он скончался (это самая ранняя дата †) около 5 сафара 221 г., 29 янв. 836 г. – Допустим второе предположение, тоже крайнее, что он был рукоположен в воскресенье 23 дзу-ль-хиджа, 19 января 833 г.; тогда он умер около 23 мухаррама 222 г., около 5 янв. 837 г.; а если Амру считает на солнечные годы, то около 19 февр. 837 г. (это самая поздняя дата †). В каноническом сборнике Авдишо нисивинского приводится сирский документ, начинающийся след. словами самого Савришо II: «В лето двести двадцатое арабов, когда я проходил чрез страны бет-армайские». Самый естественный вывод из этой даты – тот, что Савришо II † после 220 г. хиджры. – Следовательно, цифры 832–836 стоят довольно твердо. Поэтому не следует придавать значения известиям, что Савришо II был поставлен в 1146 г. селевкидов (окт. 834-сент. 835) и † в 1150 г. (окт. 838-сент. 839) во второй год халифы аль-Му’тасима (al-Muъmaçimu); этот второй год=18 раджаба 219 – 17 раджаба 220=29 июля 834–17 июля 835.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Достопамятны также печерские преподобные того времени: Прохор чудотворец, прозванный лебедником, потому что питался только хлебом из лебеды († 1103); Нестор летописец, положивший начало нашим летописцам; Марк гробокопатель, занимавшийся постоянно копанием могил в пещерах для усопшей братии (упом. 1090 г.); Федор и Василий, попеременно подвизавшиеся то в Варяжской пещере, то в обители и вкусившие мученическую смерть от князя Мстислава (в 1093 г.); Григорий, творец канонов, и Онисифор прозорливец (упом. ок. 1078 г.); Пимен многоболезненный, двадцать лет страдавший в болезни и только перед смертию получивший исцеление († 1139); Спиридон и Никодим просфорники, тридцать лет трудившиеся в печении просфор (упом. ок. 1139); Пимен постник, имевший дар прозорливости († 1141) и другие . Соответственно тому, как поддерживалось и процветало благочестие иноков Печерского монастыря, продолжалось высокое уважение к нему князей и народа. Обитель Печерская считалась старейшею между всеми русскими обителями, а игумен ее занимал всегда первое место в ряду прочих игуменов . Отсюда другие обители заимствовали себе настоятелей , отсюда же избираемы были архипастыри для русских епархий . Чрез первых Печерская обитель передавала свой устав и дух отечественным монастырям; чрез последних, т. е. архипастырей, имела обширнейшее благотворное влияние на всю отечественную Церковь. IV Вслед за Киево-Печерским монастырем основывались или только благоукрашались и многие другие монастыри в России, хотя, к сожалению, сведения о них самые краткие. В Киеве возникли вновь следующие монастыри: Дмитриевский. Он основан около 1057 г. великим князем Изяславом—Димитрием Ярославичем, который, желая возвысить свой монастырь над бедною Печерскою обителию, только что начинавшеюся, перевел в него первого печерского игумена Варлаама, сына знатнейшего боярина своего Иоанна . Варлаам был муж благочестивый, предпринимал путешествие сперва в Иерусалим для поклонения святыне, потом в Константинополь для обозрения тамошних монастырей и для покупки икон и других вещей церковных, но на возвратном пути скончался во Владимире Волынском, завещав все приобретенные им вещи преподобному Феодосию, и погребен в Печерской обители . Преемником Варлаама был взятый из той же обители Исаия, впоследствии (с 1077 г.) епископ Ростовский . Сын Изяслава Ярополк, князь владимирский, заложил в этом монастыре церковь святого Петра, в которой и сам погребен был в 1086 г. О последующей судьбе Дмитриевского монастыря ничего не известно; кажется, что в 1128 г. он был упразднен или потерял самостоятельность: печеряне, говорит летописец, неправедно завладели тогда церковию святого Димитрия и наименовали ее церковию святого Петра, т. е. присоединили, вероятно, этот монастырь к Печерскому, как близлежавший, и начали называть его не монастырем Дмитриевским, а только церковию святого Петра, которая построена была в нем Ярополком .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Только с соизволения князей могли у нас г) открываться новые епархии, как и открыта епархия Смоленская , и д) перемещаться епископские кафедры из одного города в другой, как перенесена была на время по повелению великого князя Святополка кафедра Юрьевская из Юрьева в город Святополч . Не иначе, как с дозволения великого князя, могли совершаться у нас е) перенесение святых мощей из одной церкви в другую, что особенно обнаружилось по поводу вторичного перенесения мощей святых Бориса и Глеба, на которое великий князь Святополк долго не соглашался, а преемник его Владимир Мономах немедленно согласился; ж) даже причтение новоявленных угодников к лику святых: имя преподобного Феодосия вписано в синодик после того, как великий князь Святополк по просьбе печерского игумена Феоктиста повелел митрополиту вписать это имя . Принимая такое близкое участие в делах Церкви, князья, со своей стороны, предоставляли и духовенству нередко участвовать в делах, касавшихся жизни общественной и государственной. Важнейшим событием и для князей, и для всего государства было вступление их на престол — это вступление освящалось благословением предстоятелей Церкви и молитвою. Обыкновенно нового князя, если он приходил из другого княжения, встречали в Киеве при бесчисленном стечении народа сам митрополит, епископы и прочее духовенство (а в других городах — местное духовенство) в церковных облачениях и с крестами; потом сопровождали его в соборную церковь, где первостоятель со всем освященным Собором совершал приличное случаю молитвословие, благословлял нового князя на княжение и посаждал его на великокняжеский стол; так встречены были и вступили на киевский престол Владимир Мономах (1113), Вячеслав Владимирович (1139), Всеволод Ольгович (1139), Изяслав Мстиславич (1146); так встретили и посадили на столе (1138) псковитяне князя Всеволода—Гавриила, пришедшего к ним из Новгорода . Нельзя при этом умолчать об одном особенном случае, который не повторялся у нас очень долго: предание говорит, что великий князь киевский Владимир Мономах венчан еще был на царство животворящим крестом, царским венцом и диадемою деда своего по матери греческого императора Константина Мономаха и что это священнодействие совершено было над нашим князем в Киево-Софийском соборе греческими святителями — Антиохийским и Ефесским,— которые и принесли к нему из Византии означенные вещи вместе с другими регалиями Константина Мономаха,— предание достоверное в основной мысли, хотя довольно разноречивое в подробностях .

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

695 Собор. римск. (743 г.) прав. 1. 2. Собор. аугсбургск. (952 г.) прав. 1. 11. 16. 17. 19. Барон. Летоп. церк. под 1119 г. 704 Мариан. шотланд. Летоп. под 1075 г. Барон. Летоп. под 1075 г. Валтер. Ручн. книг. церковн. прав. всех. церкв. § 212. Волония, 1842 г. 705 Беллармин. Прен. прот. совр. ерет. т. 2, стр. 172. Прага, 1721 г. Библиот. для чтен. т. 32, ч. 2, отд. III, стр. 185–186. Спб. 1839 г. 706 Так, когда на первом из них объявлено было, чтобы духовенство или оставило жен своих, или отказалось от служения церкви, священники бросились на архиепископа своего Сигфрида и едва не убили его. Барон. Летоп. церк. под 1075 г. 708 Собор. лондонск. (1102 г.) прав. 4. 5. 6. Собор. латеранск. I (1123 г.) прав. 3. Собор. латеранск. II (1139 г.) прав. 6. Собор. реймск. (1148 г.) прав. 3. 709 Так, когда Петр, кардинал капуанский, лишавший сана женатых священников польских, начал делать это с священниками чешскими, то едва не был убит ими во время литургии. Барон. Летоп. церк. под 1197 г. 711 Собор. лондонск. (1125 г.) прав. 13. Собор. латеранск. II (1139 г.) прав. 7. Собор. реймск. (1148 г.) прав. 3. Собор. латеранск. III прав. 11. 713 Собор. тридент. Засед. 34, прав. 9. Поскольку же узаконение и тридентского собора незаконно; то на Западе нашлись потом люди, смело возвысившие голос против него. Так, в прошедшую половину текущего столетия в Фрейбургской академии открыто преподавались уроки о незаконности сей, а в 1828 году подана была и просьба об уничтожении безбрачия духовных (de abolutione coelibatus Ecclesiastici). Подобным образом, около тринадцати лет назад, в некоторых местах южной Германии также высказана была открытая жалоба на безбрачие духовенства латинского. Но все это осталось без важных последствий. 715 Хотя бы в текстах сих и повелевал св. апостол, чтобы Тимофей и Тит, епископы, не возводили на степень священника и диакона второбрачных, но только имевших одну жену, – однобрачных; из того, что он выражается: быти (ειναι), да бывают (εστωσαν) и есть (εστιν), а не: были или бывали, прямо следует, что для посвящаемых во священники и диаконы, а тем паче в иподиаконы, безбрачное состояние не необходимо, но что таковые могут вести и брачную жизнь. Если же св. апостол высказал желание, чтобы безбрачные и вдовицы пребыли, якоже и он ( 1Кор. 7:8 ), в безбрачном состоянии; то и сим он не внушил мысли о необходимости безбрачия для духовенства приходского: ибо, высказав такое желание, он присовокупил: аще ли не удержатся, да посягают: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися (ст. 9), а прежде сего заметил: кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010