Чет. Минея. Мес. В. 23 марта и 7 авг. Март. Р. В службе канон. Феофана. Преп. Ора. Отшельник Фиваидский, подвизавшийся сперва в пустыне, потом близ некоего города в устроенной им обители. Преставился около 390 г. Чет. Минея от Патерика Египетского. (Viiae patrum. р. 437. 633). Свв . мучч. Марина воина и Астерия синклитика. Усекнуты в Кесарии Палестинской, в царствование Галлиена, ок. 260 года. Чет. Минея от Евсевия, кн. 7, и Никифора, кн.6. (Act. SS. mart. II р. 755). Март. Р. 3 марта. Преп. Потамия. В мире скончался. Пролог. Преп. Пимена многоболезненного. Преподобный Печерский, с детства слабый здоровьем, в монастыре 20 лет страдавший болезнью, и уже в последние годы получивший исцеление. Преставился в 1139 году. Чет. Минея. 8 Св. Емилиана исповедника, епископа Кизического. Страдал за иконопочитание от Льва Армянина. Чет. Минея. (Or. Chr. II col. 756. Act SS. aug. t. II. р. 353). Мес. В. Март. Р. Есть служба. Св. Мирона чудотворца, епископа Критского. Святительствовал по Декиевом гонении. Знаменит благотворительностью и чудесами. Чет. Минея. (Or. Chr. II col. 237. Act SS. aug. II. 344). Мес. В. Март. Р. Свв. мучч. Елевферия и Леонида. Скончались в огне. Чет. Минея. Мес. В. Март. Р. Преп. Григория Синаита . Жил при Михаиле и Андронике Палеологах (в 13 веке). Он оставил по себе 35 глав О покое подвижническом, и припевы: «Достойно есть…» Троице Святой, которые поются на воскресной полунощнице по каноне. Чет. Минея. (Хр. Чт. 1821. XIV). Празднество Пречистой Деве Богородице, явления ради пречестной Ее чудотворной иконы, нарицаемой Томская, близ Ярославля. Установлено в 1314 году, во дни св. Петра митрополита, при Прохоре (но другим – Трифоне), епископе Ростовском и Ярославском, коему явилась икона во время его путешествия по епархии. Чет. Минея. 9 Св. апостола Матфия. Причтен к лику двенадцати по Вознесении Господнем ( Деян.1:23–26 ); проповедовал в Иудее и Ефиопии; скончался в Иерусалиме, быв побиен камнями, при архиерее Анане. Чет. Минея от различных писателей. (Act SS. febr. III. р. 431–434). Март. Р. 24 февр. Мес. В. В службе канон Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

28. Церковные суммы находятся в церкви и каждомесячно свидетельствуются причтом и старостою. 29. Имущество церковное, на основании указного предписания, в сем 1872 году свидетельствовано причтом и старостою и оказалось в наличности и целости. 30. В церкви сей хранятся четыре государственных 4-х процентных билета непрерывнодоходных, внесенных в кассу 1 ноября 1860 года, 1-й - в 7262 рубля за 19595; 2-й - в 1139 рублей за 19596; 3-й - в 1000 рублей за 19597 и 4-й - в 250 рублей за 9598; одно свидетельство Московской конторы Государственного банка по разряду 3-х процентных вкладов в 1000 рублей, 18 октября 1861 года за 7026 записанные. 31. Дети священнослужителей женского пола обучаются чтению, письму и Закону Божию " . По данным на 1872 г., Преображенская церковь насчитывала 360 прихожан (170 мужчин и 190 женщин) из 69 дворов, проживавших в разных концах города. Из них статских людей насчитывалось 24 человека, купеческого сословия - 114, мещанского - 148 и крестьян - 74 человека. Немалый вклад в просвещение и воспитание белгородцев в духе православной морали внесли священнослужители Преображенского храма. В августе 1925 г. был закрыт старинный Троицкий собор и Преображенская церковь получила статус кафедрального собора. Чтобы спасти от уничтожения одну из главных святынь земли Белгородской - икону Николая Ратного, верующие тайно взяли ее из Троицкого собора и перенесли в Преображенский. Директор вновь открытого в Белгороде музея краеведения П. И. Барышников докладывал в 1925 г. своему руководству: " В Преображенской церкви находится древняя икона Николая Ратного, имеющая до 400 лет, взятая самовольно из мужского монастыря для крестных ходов в Устинку и подлежащая согласно ст. 5 декрета 7/1, 1924 г. отобранию в музей, как значащаяся в описях " . В конце 1920-х гг. в Белгороде началась кампания по подготовке общественности к закрытию других храмов. В трудовых коллективах по инициативе местного отделения Союза безбожников начали организовываться письма в газеты с требованием закрыть оставшиеся в городе действующие церкви, в том числе и Преображенскую. 20 октября 1929 г. газета " Белгородская правда " поместила на своих страницах гневное письмо воинствующих атеистов: " Почему не закрыты Преображенская и Смоленская церкви, самые удобные для ссыпки хлеба? Дожди начались. Хлеб не может дальше оставаться под открытым небом. Нужны помещения. Надо немедленно не " поднять вопрос " - он уже поднят давно, а попросту закрыть Преображенскую и Смоленскую церкви. Расположенные в самом центре базара, поблизости от ссыпных пунктов, они наиболее удобные для ссыпки хлеба " .

http://sobory.ru/article/?object=03563

520 ...яко бжалъ есть Михаилъ ис Кыева в Угры, хавъ я княгиню его...– Порча текста, пропущено имя князя – Ярослав Всеволодович Суздальский. Жена Михаила Черниговского была сестрой Даниила Романовича. 521 Король же не вдасть двкы своей Ростиславу...– Ростислав Михайлович сватался к дочери короля Белы Анне, брак состоялся позднее, в 1243 г. 522 Идоста Михаилъ и Ростиславъ ко уеви своему в Ляхы и ко Кондратави.– Кондрат Мазовецкий приходился Михаилу Черниговскому дядей: мать Михаила – сестра Кондрата, дочь Казимира Справедливого. 524 ...ко мсту немцкому именемь Середа.– Город Середа, в Австрии (ныне – Меркуря-Чук в Румынии). 528 ...Изяславлю...– Изяславль – город в Волынской земле, на реке Горыни, ныне Изяслав Хмельницкой области на Украине. 529 ...градъ Даниловъ...– Данилов – город в Волынской земле, построенный Даниилом Романовичем, ныне городище около с. Даниловки в Шумском районе Тернопольской области. 531 ...хотя имти с ним любовь сватьства...– Речь идет о сватовстве Даниила Романовича к дочери венгерского короля Белы IV Констанции для сына своего Льва Даниловича. Брак состоялся позднее, в 6758 (1250) г. 532 ...въ Синеволодьско во манастырь святыя Богородица.– Синеволодский монастырь в Карпатах, при впадении реки Опора в реку Стрый. 533 Иде изо Угоръ во Ляхы на Бардуевъ и приде во Судомирь.– Бардуев – город в Польше, на р. Попраде – ныне Бардеев в Словакии. Судомирь (Сандомир; Sdomierz) – город в Польше, на р. Висле. После смерти короля Болеслава Кривоустого в 6647 (1139) г. стал столицей удельного княжества. 535 Иде в землю во Омазовьскую... Вышегородъ.– Мазовская земля – историческая область в Польше в среднем течении Вислы и нижнем течении Буга и Нарева, с X в. самостоятельное княжество, с середины XIII в. делилась на мелкие феодальные уделы, в 1526 г. вошла в состав королевства Польского. Болеслав Кондратович – князь Мазовецкий (Серадзский), сын Кондрата Казимировича. Будучи близким родственником Даниила (бабка Даниила была сестрой деда Болеслава), Болеслав Мазовецкий предоставил Даниилу с семьей убежище у себя в трудное время и дал в княжение Вышегород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О подобных ангелах пишет Евагрий; их, наряду с некоторыми другими, можно причислить к разряду «сопровождающих». Обычно ангелов было двое, чтобы окружить отшельника с обеих сторон 1133 . Когда один старец пожелал навестить святого, бывшего при смерти, но решил сделать это украдкой, ночью, втайне от всех, Господь послал ему двух ангелов, которые освещали ему путь и славили его 1134 . Часто ангелы приходили на помощь монахам, оказавшимся в беде, служа им по необходимости носильщиками или перевозчиками 1135 . Так, в частности, произошло с Макарием и Амуном, когда им надо было переплыть на противоположный берег, но они устыдились своей наготы 1136 . Ангелы-целители и ангелы-хирурги Хотя явления ангелов, известные нам, весьма немногочисленны, стоит все же отдельно отметить ангелов-целителей, которые, если это было необходимо, становились хирургами. Так, ангел одним прикосновением залечил гниющие язвы на ногах аввы Иоанна 1137 , а священнику Пиамуну, пострадавшему от жестокого нападения беса, вновь вернул здоровье 1138 . К отшельнику из Раифы, которого мучили печеночные колики, прибыл ангел, который рассек ему живот, вынул печень, аккуратно протер ее и вставил обратно 1139 . Авва Серен рассказал Иоанну Кассиану , что он страстно желал избавиться от жала плоти и просил Бога об этом. Однажды во время ночного видения к нему явился ангел, вскрыл ему чрево, отделил от его внутренностей воспаленное место, выкинул его далеко, а затем вернул все внутренние органы на свои места 1140 . С тем же успехом ангел провел аналогичную операцию другому подвижнику – авве Илии. Авва устроил монастырь для трехсот монахинь и, поскольку был еще достаточно молод, боялся потерять целомудрие. К нему пришли три ангела: один из них взял его за руки, другой – за ноги, а третий бритвой кастрировал его. Однако, как замечает Палладий, это был не реальный, а символический жест 1141 . Ангелы со специальной миссией Как мы видим, ангельские деяния иногда приобретают специфические формы. Однажды некий старец пришел повидать Иоанна Колова и обнаружил его спящим; подле него сидел ангел и обмахивал авву 1142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь можно сделать одно предположение. Почему Кривоногов и Цвигун в последний момент «подставились», зачем они позволили себя арестовать? Они пришли открыто и отдались в руки властей. Зачем это было им нужно? Судя по характеру Кривоногова, ему сдаваться было ни к чему, он мог продолжать находиться в розыске и при этом жить в свое удовольствие. Вот жена его могла и «подставиться» – судя по всему, она искренне верила, что ее сейчас распнут, а потом она воскреснет. Но Кривоногов вполне отдает себе отчет в своих действиях. Неужели он мог настолько утратить свойственные ему рассудочность и хладнокровие? Подставился ли он сам или его подставили? Впечатление такое, что это был некий эксперимент, авторам которого было просто интересно посмотреть, насколько можно заставить людей впасть в массовый психоз и что из этого выйдет. Похоже на то, что постановщики эксперимента, убедившись в том, что все идет «как надо», просто отложили дальнейшее до лучших времен. ББ действует; хотя большая часть адептов ушла, но костяк остался. Марина Цвигун писала из тюрьмы новые вирши и дала указание возвращаться в семьи и даже питаться нормально. Изначально система питания у них была очень строгой – агрессивное вегетарианство (да еще в сочетании с колоссальным недосыпом). Вместе с тем грозила она и возмездием: «Те города, которые стали – как Содом и Гоморра – причиной Моего и детей Божьих гонения, испытывают жуткие бедствия. Камня на камне не останется от Киева, Свердловска, Саранска, Рязани, Кургана, Тамбова, Смоленска, юга Украины и других попранных мест в день Моего гнева» 1139 . После ареста лидеров многие из сектантов впали в своего рода летаргическое состояние и стали ждать, когда их призовут вновь. Время от времени они где-то выплывали. Еще во время следствия Марина Цвигун поссорилась с Кривоноговым и решила в тюрьме выйти замуж за молоденького «Иоанна-Петра». С Кривоноговым она развелась. Прокурор, которая вела этот процесс, рассказывала мне, что когда Цвигун выводили в коридор, «Иоанн-Петр» падал на колени и полз к ней таким манером из другого конца коридора. Вместе они сидели на скамье подсудимых, держась за руки. Кривоногова Цвигун прокляла и назвала Иудой. Уже тогда было очевидно, что история эта пока не закончена. Первое время казалось, что в конце концов, если Цвигун все же решит продолжить свое сектантское дело, ей рано или поздно нужно будет мириться с Кривоноговым: если он настолько встроен в этот самый «юсмалос» (две первые буквы), то куда же без него? Однако мы недооценили, до какой степени контролируется сознание членов ББ: им было велено объявить Кривоногова Иудой и возненавидеть его, и они послушно исполнили требуемое.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

5 июля 1995 г. произошло «замечательное событие– были обретены святые мощи угодника Божия и помещены в особой деревянной гробнице» в Казанском храме Томского Богородице-Алексеевского монастыря 1136 . Старец при жизни, как было показано выше, посещал преимущественно эту церковь . В 1998 г. в Новосибирске в издательстве «Новониколаевск», по благословению и под общей редакцией Преосвященного Сергия, епископа Новосибирского и Бердского, вышел из печати сибирский патерик – «Жития сибирских святых». В него вошло краткое жизнеописание старца над названием «Праведный Феодор Томский» 1137 . В этом жизнеописании однозначно констатируется тождество старца Феодора Кузьмича и императора. «Имя, под которым прибыл в Зерцалы осужденный бродяга, так и осталось за ним, но народная память хранит и другое, которым когда-то называла его вся Россия – Александр Благословенный, Император России» 1138 . В патерике житие святого старца сопровождается отнесенными к нему строками из акафиста сибирским святым: «Ангельски на земли поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, праведний Феодоре, маниим Божиим в Сибирь пришедший и святостью жития твоего ю просветивший. Ты моли о нас Превечнаго Бога» 1139 . Появился и тропарь святому (глас 4): «Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю Сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память твою, отче наш Феодоре!» 1140 Все эти события прославления сопровождались усилением потока богомольцев, обращающихся за помощью к святому. «И в наши дни, – говорится в современном «Житии», изданном в 2002 г. в самом монастыре, – не прекращается благодатная помощь по молитвам святого угодника Божия Праведного Феодора». В обители записываются случаи исцелений, сообщенные исцеленными или их близкими. Особенно явно для всех окружающих приходят исцеления от святых мощей при помазании освященным маслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

старых слов: лучше говорить о прогрессе и цивилизации! Замечалось это, конечно, не у нас одних с известного времени тоже замечалось и в других странах 1136 . У нас речи о современности и заботы о таковой во всем, что касается церковной жизни, особенно усилились с начала шестидесятых годов. Особенно заслуживает упоминания попытка решить этот вопрос со всею независимостью от унаследованных предубеждений, попытка одного глубоко-религиозного, глубоко-симпатичного, но в тоже время глубоко-несчастного по своей судьбе человека: разумеем архимандрита Феодора Бухарева, который в ряде своих сочинений прямо приглашал своих современников не чуждаться современности, не подходить к ней с какой либо условной меркой, но попытаться все в современном мире возвысить до той степени, чтобы все стороны современной христианской жизни могли достойно именоваться христианскими 1137 . Этот, теперь несколько забытый, автор указывал положения, которые многим по кажутся не долженствующими быть забытыми. Именно, он —64— утверждал, что „в наше время (конец пятидесятых годов) верующим должно стоять в особом, свойственном особым нуждам нашего времени, отношении к истине Христовой, чтобы находить в ней свет и жизнь для всех потребностей и против всех опасностей“ 1138 . Невнимание к современным нуждам, религиозным, по мысли этого писателя, осуждено Самим Господом: уже „Господь упрекал учителей иудейских за невнимательность к современным нуждам, и опасностям по отношению к вере“ 1139 . На основании этого почтенный автор считал правом церкви правящей и, следов., правом церкви учащей, в функциях ее учительства (конечно, по нераздельности обоих полномочий, управления и учительства) касаться области такой, какой по традиции обыкновенно не касались. „В праве ли мы, служители церкви (спрашивал он) касаться дел и вопросов мирских, каковы политические?“ Ответь: „истинный дух Христа Вседержителя Бога и вместе Агнца Божия простирается своими благодатно властительным влиянием на все, и у истинных христиан принимается за начало во всем и для всего, не исключая и дел политики. Служить сему мы и призваны, и обязаны самою благодатию священства“ 1140 . В историческом отношении воззрения арх. Феодора так любопытны, что могли бы составить предмет особого изучения. Для нас же этот факт важен, как служащий представителем одного из воззрений в эпоху наиболее зрелой деятельности Макария. Из других современников Макария находим мысли о том же предмете у преосв. Иоанна Соколова . В своей речи пред наречением во епископа, „не радостно“ определив состояние наших дел, он, нельзя этого не видеть, выражает упрек учительной деятельности церкви русской в несовременности. На вопрос: „что делать, в особенности молодым деятелям, к которым Церковь преимущественно обращает свои надежды, он отвечает: „светить светом Христовой истины, проводя ее в народ в ее живом, действен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1138 Ср.: Успенский Б.А. К вопросу о хомовом пении//Музыкальная культура Средневековья: Сб. науч. трудов. М., 1992. Вып. 2. С. 144–147. 1139 «В пении бо нашем, – говорит Евфросин, – точию глас украшаем и знаменныя крюки бережем, а священныя речи до конца развращены противу печатных и писменых древних и новых книг» (Евфросин, инок. Сказание о различных ересех [и хулениих на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах]//Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков/Сост. А.И. Рогов. М., 1973. С. 70). 1140 У прот. В. В. Металлова приведено обличительное слово справщика печатного двора Мартемиана Шестака, который в 1659 г. в книге, глаголемой «Мусикия», писал: «Зри, како и во единогласных пениих колико неисправление, еже словеса божественная на хомони певаемыя и доныне велико неразумие в поющих, паче же в слышащих» (Металлов В. В. Очерк истории православного церковного пения в России. Репринт: ТСЛ, 1995. С. 56). 1141 Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. М., 2004 (рец. диакона М. С. Желтова с ценными уточнениями: Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. [Серия:] Богословие. Философия. Вып. I: 14. Труды кафедры литургического богословия. М., 2005. С. 191–195). Эта работа, хранившаяся в архиве литургиста, была использована ранее Н. Д. Успенским при написании статьи «Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII в.» (БТ 11. 1975.С. 148–171). 1142 Азбука знаменного пения «Извещение о согласнейших пометах, вкратце изложенных со изящным намерением, требующим учитися пения» старца Александра Мезенца (1668-го года)/Издал с объяснениями и примечаниями С. В. Смоленский. Казань, 1888 (далее – «Извещение»), С. 1–2. Крит, аппарат в кн.: Парфентьев Н. П., Гусейнова З. М. «Извещение желающим учиться пению». Челябинск, 1996. 1143 Работа Первой комиссии, результаты деятельности которой не выявлены, была прервана в условиях начавшейся в 1654 г. войны с Польшей и эпидемии чумы в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Западной церкви вопросу ростовщичества, пожалуй, уделялось даже больше внимания, чем в Восточной. Там ростовщичество приравнивалось к греху содомии. На Западе еще во времена раннего Средневековья появилась фраза: «Pecunia pecuniam non parit» – «Деньги не порождают деньги». Католические схоласты также разъясняли: получение процентов, которые начисляются с учетом срока кредита – это фактически торговля временем, а время принадлежит только Богу, следовательно, ростовщичество есть посягательство на Бога. Ростовщик грешит непрерывно, так как даже во время его сна происходит прирастание процентов. В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: «Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и приниматься обратно может только после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов нельзя хоронить по христианскому обычаю». В 1179 году папа Александр III запрещает процент под страхом лишения причастия. В 1274 году папа Григорий Х устанавливает более строгое наказание – изгнание из государства. В 1311 году папа Климент V вводит наказание в виде полного отлучения от церкви. Однако параллельно происходили другие процессы. Крестовые походы, начавшиеся в 1095 году, дали мощный толчок обогащению церковной верхушки за счет полученной крестоносцами добычи. В этом смысле особенно знаменателен Четвертый крестовый поход, апогеем которого было разграбление Константинополя (столицы Византии) в 1204 году. По разным оценкам, стоимость добычи от этого разграбления составила от 1 до 2 млн. марок серебром, что превышало тогдашний годовой доход всех европейских государств. 419 Резкий рост доходов церковной иерархии привел к тому, что у церкви появились возможности давать деньги в рост. Также надо иметь в виду, что такие доходы приучили священство к высоким стандартам потребления (проще говоря, к роскошной жизни); поэтому в тех случаях, когда доходы падали, оно стремилось компенсировать такие падения заимствованиями. Особенно резким контрастом на фоне церковных запретов ростовщичества выглядела финансово-ростовщическая деятельность ордена храмовников, или тамплиеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9-го августа оба епископа освящали новую церковь в селе Плоском Велижского уезда 1136 . На обратном пути епископы захотели посетить градскую Велижскую Крестовоздвиженскую церковь . Улица была так запружена народом, что епископы едва прошли в церковь . В церкви граждане сами разделились на два хора и по очереди пели «Днесь благодать Св.Духа нас СОБРа» и «другие, подходящие к настоящему событию, стихи». Пение не умолкало, пока все не получили благословения. Потом народ провожал епископов до заставы. 13-го августа епископы вместе освящали Троицкую церковь в Витебском Марковом монастыре 1137 . Таким образом, в мае–авгусге был совершен целый ряд «совместных» архиерейских служений. В разных местах епархии б.униаты имели много случаев наблюдать наглядное объедняение двух обрядов и нигде не произошло от этого волнения, даже не было выражено сколько-либо значительного протеста. В это же время, согласно распоряжению консистории, в разных приходах и монастырях епархии совершались совместные служения низшего духовенства. Богослужения, по большей части, выходили очень торжественными 1138 и привлекали множество народа, но бывали тут и такие случаи, когда дело не обходилось без крупных недоразумений. Так было, например, в Переволоцком приходе Смолнянского благочиния. 25-го июля 1839 г. там совершалось торжественное «совместное» богослужение, привлекшее много народа. Все шло благополучно до крестного хода. Но вот начался крестный ход. Духовенство пошло по греко-восточному обряду 1139 . Никто из народа не пошел за ним, потому что оно направилось «не в ту сторону». Духовенство сначала уступило, но потом, когда во второй раз надо было идти вокруг церкви, снова уклонилось в восточный обряд. Тогда поднялся шум, священникам не дозволили далее идти, православные иконы и крест были оттащены в сторону и изломаны. Духовенство после этого вынуждено было удалиться 1140 . В Теханицкой, Климовицкого уезда, Могилевской губернии церкви свящ.Подобед со старостой не допустили православное духовенство, прибывшее на их храмовый праздник, для совместного служения 1141 . Но такие факты были единичными и не могли ослабить значения совместных торжественных богослужений, которые оказывали, по словам современников 1142 , громадное влияние и на униатский народ и на помещиков. Молящиеся простолюдины, присутствуя на торжествах и видя православных священников священнодействующих, а мирян, молящихся вместе с б.униатами, легко усвоили мысль, что православные – одно с ними, а затем в своих рассказах о виденных торжествах быстро распространяли ее. На помещиков действовала гласность, торжественность, с которыми православие торжествовало свою победу, убеждавшие их, что песня унии спета, что всякие пути к возврату окончательно отрезаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010