Но чаще всего святому Нифонту приходилось мирить князей со своей паствой. Новгород, древняя столица Рюрика и всегдашнее достояние великих князей, пользуясь смутными обстоятельствами времени, теперь уже окончательно не признавал над собой власти великого князя. Напыщенные своим богатством и обширными владениями, новгородцы теперь, именно в период святительства Нифонта, постоянно меняли у себя князей, смотря по тому, чей род усиливался или восходил на престол великокняжеский. (В продолжение святительства Нифонта новгородцы до 10 раз переменяли у себя князей. В то время как прибыл Нифонт, в Новгороде княжил Всеволод; в 1136 г. Всеволод изгнан и на место его избран Святослав Ольгович; в 1138 г. является на княжение в Новгороде Ростислав Георгиевич; в 1139 г. – Святослав Ольгович во второй раз; в 1140 г. – Ростислав Георгиевич во второй раз; в 1142 г. – Святополк Мстиславич; в 1148 г. княжил в Новгороде Ярослав Изяславич; в 1154 г. – Ростислав Мстиславич; после него немного времени – сын его Давид и, наконец, в том же году избирается Мстислав Георгиевич). Их дерзость и буйство доходили до того, что раз, быв недовольны своим князем, они осмелились даже заключить его в епископском дворе и там держали за стражею тридцати воинов до тех пор, пока на место его не явился новый князь. (Так поступили новгородцы с князем Всеволодом в 1135 г. или в 1136 г.; в 1138 г. заключают в Варваринском монастыре жену Святослава; в 1142 г. заключают Ростислава Георгиевича так же, как и Всеволода). Такое унижение княжеского достоинства, конечно, иногда стоило дорого новгородцам. Но каждый раз, как только грозила опасность, святитель являлся деятельным посредником и миротворцем своей паствы, являлся истинным пастырем, полагающим душу свою за овец своих, жертвуя в критических обстоятельствах собственным спокойствием и благополучием. Так, в 1139 г. новгородцы на место Ростислава Георгиевича выпросили Святослава Ольговича у великого князя Всеволода. Не прошло и года, как граждане умолили своего архипастыря идти в Киев и просить у Всеволода на княжение сына его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЙ II СОБОР (2-8 или 12 апр. 1139), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся X вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием II (1130-1143). Поводом к созыву Л. С. стало завершение церковной схизмы после смерти антипапы Анаклета II (1130-1138) и отречения его преемника антипапы Виктора IV (март 1138). Вскоре после этого папа Иннокентий II направил легатов в различные части Европы с приглашениями на Собор, намеченный на 4-е воскресенье Великого поста следующего года (2 апр. 1139). Сохранились сведения, что папские легаты прибыли в Англию (Chronicles of the Reigns of Stephen, Henry II, and Richard I/Ed. R. Howlett. L., 1886. Vol. 3. P. 176) и на Пиренейский п-ов (Historia Compostellana//PL. 170. Col. 1236). Акты Л. C. не сохранились, состав участников Собора и его ход лишь приблизительно реконструируются на основании информации из посланий папы Иннокентия II, католич. св. Бернарда Клервоского и неск. современных Собору текстов исторического содержания. Из участников Л. С. краткое известие о нем приводит лишь Петр, аббат мон-ря святых Андрея и Григория на Целийском холме в Риме ( Mansi. T. 22. Col. 541-546). Достаточно подробный рассказ о Л. С. в «Хронике аббатства Мориньи», вероятно, содержит вымышленные подробности, в т. ч. речь Иннокентия II на Соборе (La chronique de Morigny. 1912. P. 71-74). Сведения о Л. С. приводятся в жизнеописании папы Иннокентия II в Liber pontificalis , составленном кард. Бозоном во 2-й пол. XII в. (LP. Vol. 2. P. 379-385), в «Беневентской хронике» Фалькона ( Falcone di Benevento. 1998. P. 214), в «Церковной истории» Ордерика Виталия (The Ecclesiastical History. 1978. P. 529-531), в «Хронике» Оттона Фрайзингского ( Ottonis episcopi Frisingensis Chronica. 1912. Р. 347), в «Сен-Бертенской хронике» ( Mansi. T. 22. Col. 539-542), в «Книжице о степенях даров Святого Духа» Герхоха Райхерсбергского ( Gerhohi praepositi Reichersbergensis. 1897. P. 290-291) и в др.

http://pravenc.ru/text/2463161.html

Джованни Бонелли (BHL, N 6129b; см.: AnBoll. 1911. Т. 30. P. 138). Свт. Николай Чудотворец коронует Рожера II, кор. Сицилии. Фрагмент кивория. Ок. 1139 г. (ризница базилики свт. Николая в Бари) Свт. Николай Чудотворец коронует Рожера II, кор. Сицилии. Фрагмент кивория. Ок. 1139 г. (ризница базилики свт. Николая в Бари) Научное изучение агиографической традиции Н. в XVII-XVIII вв. было связано гл. обр. с почитанием мощей Н. в Бари. Иезуит Антонио Беатилло (1570-1642), уроженец Бари, собрал множество сведений о жизни и чудесах Н., о мощах святого и об истории его почитания в Бари ( Beatillo. 1620). Труд Беатилло, получивший широкую известность, долгое время оставался основополагающим источником сведений о почитании Н. Книга посвящена приору Фабио Гризоне и каноникам базилики Н. в Бари, к-рые обеспечили автору доступ к рукописям и архивным документам (нек-рые использованные им источники ныне утрачены); среди задач, стоявших перед автором, было обоснование подлинности мощей святого, хранившихся в Бари, и привилегий базилики Н. Полемические задачи ставили перед собой и др. авторы-эрудиты, к-рые сомневались в достоверности агиографических сведений о Н. и в подлинности истории его мощей. Критическое отношение к местным верованиям, напр. в чудотворную «манну», к-рую источали мощи, высказал архиеп. Николо Кармине Фальконе ( Falconius. 1751). Достоверность житийных преданий и местных верований отстаивал каноник Никколо Путиньяни ( Putignani. 1753-1757; Idem. 1771). На сочинениях этих исследователей, собравших основные исторические источники, было основано научное изучение жизни и почитания Н. в XX в. (см.: Spagnoletti. 1986. P. 104-105, 112-115). Базилика свт. Николая Чудотворца в Бари. Кон. XI — нач. XII в. Базилика свт. Николая Чудотворца в Бари. Кон. XI — нач. XII в. В Англии, Германии и во Франции XI-XII вв. получили распространение мистерии (миракли) о чудесах Н. (см., напр.: Campione. 2016. P. 271-273). О представлениях упоминал в одной из проповедей Теобальд из Клерво: «На празднике св.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

1071. Появление волхва в Киеве 1072. Перенесение мощей Бориса и Глеба в новую церковь , построенную Изяславом 1073. † Преподобный Антоний Печерский Святослав Ярославич 1073–1075 Всеволод Ярославич, 1075–76 (шесть месяцев) Изяслав Ярославич в третий раз, 1076–1078 8. Иоанн 2,  прибывший не позднее 1077г. (епископы Исаия Ростовский н Герман Новгородский), † 1089 Между 1074г. и 1078г. Появление волхва в Новгороде Всеволод Ярославич во второй раз, 1078–1093 9. Иоанн 3, 1089–1090 (И. 1090–91) Посольство от анти-папы Климента III. 1091. Возвращение от папы посла митрополичьего. – Перенесение мощей преподобного Феодосия из пещеры в великую монастырскую церковь . – Появление волхва в Ростове. Установление праздника в память перенесения мощей Николая Чудотворца в Бар град 9 Мая Святополк Изяславич, 1093–1114 (И. † 1113) 10. Николай, упоминается 1097–1101г. В 1096г. поставлен епископ Новгородский 11. Никифор 1, 1103–1121 (И. 1104– так же) Владимир Всеволодович Мономах, 1114–1125 (И. 1113–1126) 12. Никита, 1122–1126 (И. так же –1127) 1123. Еретик Дмитр Мстислав Владимирович, Великий, 1125–1132 (И. 1126–1133) 13. Михаил, 1131–1145 (первый год И., второй Лаврентьевская). В 1129г. поставлен епископ Новгородский Ярополк Владимирович брат предыдущего, 1132–1138 (И. 1133–1139) 1137. Учреждение епархии Смоленской Вячеслав Владимирович брат предыдущего, 1138 (И. 1139. Две недели) Всеволод Олегович, внук Святослава Ярославина, 1138–1146 (И. 1140 – так же) Игорь Олегович, брат предыдущего, 1146 (И. так же. Две недели) Изяслав Мстиславич 1146–1149 (И. так же) 14. Клим или Климент, 1147–1154 (удалявшиеся с кафедры вместе с Изяславом Мстиславичем; † после 1164г. И. 1147. Поставление Клима в России и раскол с Греческой церковью Юрий Владимирович Долгорукий, 1149–1150 (И. так же) Изяслав Мстиславич во второй раз, 1150 (И. так же. Не долго) Юрий Владимирович Долгорукий во второй раз, 1150 (И. так же. Не долго) Изяслав Мстиславич в третий раз, с дядей Вячеславом Владимировичем, который выше 1150–1154 (И. так же)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Bamberg, 1989. Bd. 125: Bischof Otto I. von Bamberg Heiliger. S. 35-57; idem. Kloster Prüfening und die literarisch-hagiographische Formung des Andenkens Bischof Ottos von Bamberg im 12. Jh.//Päpste, Privilegien, Provinzen: Beiträge zur Kirchen-, Rechts- und Landesgeschichte: FS f. W. Maleczek zum 65. Geburtstag/Hrsg. J. Giessauf. W., 2010. S. 327-338; Liman K. Dialog Herborda: Ze studiow historycznoliterackich nad biografi acicsk XII w. Pozna, 1975; Dengler-Schreiber K. Scriptorium und Bibliothek des Klosters Michelsberg in Bamberg. Graz, 1979. (Studien zur Bibliotheksgeschichte; 2); Die deutsche Otto-Vita des Konrad Bischoff aus dem Jahre 1473/Hrsg. K. Südekum. Neustadt; Aisch, 1982; Ziegler H.-U. Das Urkundenwesen der Bischöfe von Bamberg von 1007 bis 1139: Mit einem Ausblick auf das Ende des 12. Jh.: Tl. 2//Archiv für Diplomatik. Köln, 1982. Bd. 28. S. 58-189; Albrecht A. Der heilige Otto: Bischof vom Bamberg und Apostel der Pommern: 1102-1139. Bamberg, 1989; Giese W. Otto von Bamberg und der Speyerer Dombau//Bericht des Historischen Vereins für die Pflege der Geschichte des ehemaligen Fürstbistums Bamberg. 1989. Bd. 125. S. 105-113; Horstk ö tter L. Die Beurteilung des Erzbischofs Norbert von Xanten in den Otto-Viten//Ibid. S. 261-291; Kohlschein F. Das liturgische Gedächtnis des hl. Bischofs Otto von Bamberg von Konzil von Trient bis heute//Ibid. S. 451-477; Lickleder H. Bischof Otto I. von Bamberg, die bayerischen Herzöge und das Prämonstratenserstift Osterhofen//Ibid. S. 325-337; Machilek F. Ottogedächtnis und Ottoverehrung auf dem Bamberger Michelsberg//Ibid. S. 9-34; Mistele K. H. Stift Vessra in Türingen - die letzte Klostergrundung Bischof Ottos//Ibid. S. 313-323; Roth E. Sankt Otto: Legendentradition in Bamberg und Pommern//Ibid. S. 197-233; Suckale R. Die Grabfiguren des hl. Otto auf dem Michelsberg in Bamberg//Ibid. S. 499-537; S ü dekum K. Über die deutschsprachige Otto-Überlieferung//Ibid. S. 189-196; Urban J. Otto-Jubiläen in Bamberg und Pommern//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2581737.html

    1138. О чем мы вспоминаем в Великую пятницу?    В Великую пятницу мы вспоминаем суд над Христом, Его крестную смерть и Его погребение.     1139. Какая служба бывает в Великую пятницу?    В Великую пятницу служится вечерня, на которой выносится Плащаница из алтаря на середину храма и полагается на убранный цветами стол.     1140. Что такое Плащаница?    Плащаница есть изображение на плате Иисуса Христа, снятого с Креста и положенного в гроб.     1141. Что поют при выносе Плащаницы?    При выносе Плащаницы поется: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове, покрыв, положи».     1142. Как называется стол, на котором полагается Плащаница?    Стол, на котором полагается Плащаница, называется Гробом Господним.     1143. Почему Плащаница выносится на середину храма?    Плащаница из алтаря выносится на середину храма для того:    1) чтобы верующие с благоговением к ней прикладывались в знак благодарности, что Иисус Христос принес Себя в жертву за нас;    2) чтобы мы размышляли о крестных страданиях Христа;    3) чтобы сокрушались о своих грехах и возносили свои сердца к Господу Иисусу Христу.     1144. Как долго находится Плащаница на середине храма?    Плащаница находится на середине храма до самого Воскресения Христова. Перед началом богослужения Святой Пасхи переносится Святая Плащаница в алтарь и кладется на святой престол.     1145. Как долго находится Плащаница на святом престоле?    На святом престоле Плащаница находится 40 дней — от Святого Христова Воскресения до Вознесения Господня.     1146. Какие праздники, кроме Пасхи, не приходятся на одно и то же число определенного месяца каждого года?    Кроме Пасхи не приходятся на постоянное число определенного месяца в году следующие праздники:    1) Праздник Вознесения Господня, который бывает на сороковой день после Пасхи;    2) праздник Троицы, или Сошествия Святого Духа на апостолов, который бывает на пятидесятый день после Пасхи.     1147. В какой день бывает праздник Вознесения Господня?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так просто, без каких-то особенно заметных окружающим подвигов, Досифей совершил свой путь в Царствие Божие . Постился, молился по мере сил, поступал по слову своего наставника, не высокомудрствовал. Прямо все по слову прп. Исаака Сирина: «Блаженны те, которые ради любви к Богу препоясали, для моря скорбей, чресла свои простотою и непытливым нравом и не обращают тыл. Они скоро спасаются в пристань Царствия, упокоеваются в селениях добре потрудившихся, утешаются от злострадания своего и преисполняются веселием своего упования... А из тех, которые составляют много умствований, желают быть очень мудрыми, предаются замедлениям и боязливым помыслам, приуготовляют себя и хотят предусматривать вредоносные причины, большая часть оказываются всегда сидящими при дверях своего дома» (Слово 58). Ну а мы, современные, образованные люди, к сожалению, попадаем как раз во вторую категорию людей, о которых говорит преподобный Исаак. Поэтому, братья, в простоте сердца попытаемся проводить этот пост, не искать пытливым нравом знамений и откровений, а просто подвизаться по мере наших сил – и, даст Бог, удостоимся части Досифеевой, а не будем сидеть при дверях дома греха. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1139 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Священник Сергий Бегиян 6 марта 2018, 20:34 Михаил, вы все поняли совершенно правильно. Тамара, спаси Господи, что помните о нашем храме. Построен на 90%. Главное - Литургия совершается. Остальное приложится. Андрей, Бога принять всем сердцем может мешать только одно: не готовы отречься ради Него от жизни по страстям. Это и есть лукавство. А признать это мешает гордость. Но искренняя глубокая молитва уничтожит и то, и другое. Сергей 6 марта 2018, 13:16 Ах,послушание! Больная тема. То, в чем так нуждаюсь, и то, чего совсем не имею. Послушание, преступив которое изгнан из рая Адам «от негоже произгнан бых преслушания ради», и исполнив которое победил смерть Новый Адам – Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8). Послушание – это стержень, хребет Тела Христова – Церкви. «Базовая» добродетель, без которой все другие добродетели вряд ли достижимы. Ведь оно от слова «слушать», а как учить того, кто не слышит? Как творить чужую волю, если знаешь только свою? Увы, наше время чуждо послушанию. Я, своевольник, еще не встретил ни одного человека, у которого смог бы ему поучиться. Спаси Вас Господь о. Сергий.

http://pravoslavie.ru/111130.html

  В другом месте Симеон говорит, что второе креще­ние, возможно, даже важнее первого, которое является лишь его образом и символом: В первом Крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина 1132 . Именно в этом тексте Симеона Ж.Даррузес усмотрел «сомнительное православие» 1133 . Но если мы обратимся к святоотеческой Традиции, мы увидим, что все идеи Си­меона имеют параллели в творениях православных От­цов, живших ранее него. О втором крещении говорит, в частности, Иоанн Лествичник : Источник слез после Крещения больше Крещения, хотя эти слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо Крещение очищает нас от прежде бывших зол, а сле­зы очищают грехи, сделанные и после Крещения. Приняв Крещение в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его 1134 . Учение о втором крещении проходит через все свя­тоотеческое богословие. Климент Александрийский первым упомянул о крещении слезами 1135 ; среди прочих авторов, развивавших учение о втором крещении, кото­рое есть «крещение слезами» или «крещение огнем», мы видим Оригена , Григория Богослова , Василия Великого , Григория Нисского и Макария Египетского 1136 . Следующий текст Анастасия Синаита также весьма близок к учению Симеона: Как возрождаемся мы в водах Крещения, так и очищаемся, когда крестимся вновь в слезах покая­ния. Кроме того, ни Крещение, ни слезное покаяние не даются без Святого Духа. Не удивляйся! По не­брежению потеряли мы благодать, которую получили при Крещении в младенчестве... но обретаем ее вновь через покаяние и потоки слез 1137 . Как следует воспринимать настойчивые утверждения Симеона о необходимости «сознавать» Крещение? Рас­сматривая взгляды Симеона на Евхаристию (Глава II), мы приводили мнение Григория Нисского о том, что «вода остается водой» для тех, в ком после Крещения не проявилась благодать Святого Духа 1138 . Ему вторит Нил Анкирский , говоря, что «тот, кто лицемерно при­ходит к Церкви Божией, крещается просто водой, а не Духом Святым» 1139 . Все это весьма близко к тому, что пишет о Крещении Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В таинственно-возвышенных речах Господа Иоанн уже давно слышал прикровенные указания на победу смерти Господом, хотя только теперь понял их полный смысл (ср. Ин.2:22, 3:14, 6:47–60, 10:18, 14:19, 16:28 и др.). Кто существовал и управлял миром и человечеством прежде Предтечи, потому что был началом его ( Ин.1:5. 27. 30 ), Кто соединил небо с землёй (1:15), Кто один только был сшедшим с небес Сыном человеческим, сущим на небесах ( Ин.3:13 ), – хлебом Божиим живым, сходящим с неба и дающим жизнь миру ( Ин.6:33 ), – началом ( Ин.8:25 ), существующим прежде бытия Авраама (9:58) и имеющим у Отца славу прежде бытия мира ( Ин.17:5 ): Тот не мог умереть так, как умирают все грешные люди и сделаться добычей тления, – а если предал дух и умер, то для того, чтобы кровь безгрешного и воскресшего Страдальца послужила источником новой и вечной жизни для сынов света, верующих, что Иисус есть Христос Сын Бога, и веруя имеющих жизнь во имя Его“ 1139 . Воскресший Господь неоднократно являлся верующим. Эти явления Воскресшего были „окончательным торжеством веры над неверием“ 1140 . По ясному смыслу евангельских повествований, в святоотеческом истолковании, „тело Господа, хотя не было духом 1141 , но было духов- —34— но 1142 , т. е. чуждо всякой вещественной грубости и управлялось духом. Тело, какое мы ныне имеем, душевно, т. е. управляется душой, и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело, каким оно будет по воскресении, Павел называет духовным ( 1Кор.15:44 ), т. е. оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душой, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления, и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении, именно как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, не нуждающемся ни в пище, ни в другом чём“ 1143 . Примечательно в этом отношении, что Воскресший являлся, как явился одиннадцати, в доме, когда двери были заперты ( Ин.20:19 ), что Он не имел определённого вида и что те, кому Он являлся, не узнавали Его по виду, – они узнавали Его только из Его слов и действий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ряд исследований в области восточной богослужебной традиции предпринял августинец Успения Севериан Салавиль (ум. 1965), начинавший свою научную деятельность как исследователь католических литургических древностей и догматист и известный также как экуменический деятель 1139 . Совместно с Р. Борнером, Ж. Гуйяром и П. Перишоном о. Салавиль (как автор предисловия) участвовал в издании «Изъяснения Божественной Литургии» Николая Кавасилы 1140 . Отметим также работы иезуита Альфонса Páeca (1896–1983), который исполнял обязанности префекта Ватиканской библиотеки в 1962–1971 гг., и прежде всего его «Введение в Восточную литургию», а также исследования и публикации 22 сирийских анафор 1141 ; о. Раймона Жанэна 1142 и др. 1143 ; более близкие к нам исследования: magnus opus канадского католического священника восточного обряда о. Казимира Кучарека, посвященный генезису и развитию литургии Иоанна Златоуста , и его работы по истории православной обрядности и духовности 1144 ; исследование обрядовой стороны антиохийского богослужения IV в. и другие источниковедческие работы Франса ван де Паверда (p. 1934) 1145 ; работу католического священника, специалиста по литургике и восточному богословию Ганса-Иоахима Шульца (p. 1932) 1146 , профессора Бохумского и, позже, Вюрцбургского университетов, посвященную символическому и догматическому осмыслению православной литургии; труды почетного профессора Высшего института литургики парижского Католического института, консультанта II Ватиканского собора, специалиста по истории церквей Востока и восточной литургике доминиканца о. Иринея-Анри Дальмэ (p. 1914) 1147 , которые хотя и не носят «прорывного», с точки зрения теории, характера, но являются важным источником научной информации 1148 ; публикации вице-президента Института экуменической теологии св. Николая в Бари, консультанта Св. престола и личного друга папы Бенедикта XVI монсеньора Никола Букса 1149 , занятого фундаментальными литургическими проблемами, связанными, в частности, с поддержанием исторических литургических норм и установлением взаимосвязей с восточной литургической традицией; исследования восточнохристианской архитектуры 1150 , иконографии 1151 и др. 1152

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010