Св. Афанасий, по предположению исследователей, умер в мае 373 года. Он назначил себе преемником одного из своих пресвитеров, по имени Петр. Арианин Луций, который поставлен был епископом после умерщвления Георгия и занимал эту кафедру во время изгнания Афанасия при Юлиане, теперь был вновь выдвинут своей партией, и Петр был изгнан при таких же обстоятельствах насилия и святотатства, как и те, что сопровождали изгнание его великого предшественника Григорием и Георгием. Петр нашел убежище в Риме, и через несколько времени возвратился с одобрительными письмами от епископа Дамаса; после чего, так как Валент был в то время далеко и внимание его от богословских споров было отвращено готской войной, народ восстал против Луция и восстановил православного епископа 1136 . Валентиниану в 375 году наследовал его сын Грациан, который уже в течение восьми лет занимал достоинство августа 1137 . Новый император, которому было только 16 лет, принял себе в качестве номинального сотоварища своего сводного брата, младшего Валентиниана, четырехлетнего ребенка. Вследствие смерти Валента в бесчестной битве при Адрианополе, Грациан сделался в 378 году властелином всей империи (9 авг. 378 г.); но он поспешил облегчить себя от части своих забот передачей верховенства над востоком Феодосию, сыну полководца того же имени, отличные услуги которого в Британии и в Африке были награждены его казнью в Карфагене (Янв. 379 г.) за три года перед тем 1138 . Младший Феодосий с того времени жил в отчуждении в своих поместьях в Испании, пока он не призван был разделить императорскую власть в надежде, что своими способностями он мог отвратить опасности, которые угрожали империи со стороны надвигавшихся готов. Вступив во владение Валента, Грациан провозгласил свободу религии всем, кроме манихеян, евномиан и фотиниан, и возвратил изгнанных епископов востока 1139 . Полуариане, будучи таким образом освобождены от угнетения Валентом (378 г.), порвали ту связь, которую они так деятельно поддерживали с православными, но многие отказались присоединиться к этому движению и оставались в единении с православным обществом 1140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По Св. Василию Великому «смертность является последствием греха» 1134 , при этом «зло действительное, само в себе, есть грех , умерщвляющий душу, физические же бедствия и страдания лишь кажутся злом, будучи наоборот, добром, т.к. приводят к сознанию своей греховности» 1135 . Св. Григорий Богослов считает, что грех прародителей состоял в гордости, т.е. «в самонадеянном порыве человеческого ума вопреки заповеди Божией постигнуть то, что для него было еще не постижимо, или – что то же – сделаться высочайшим умом, Богом, ведущим все доброе и лукавое» 1136 . Первым в человеке был поврежден образ Божий – ум или дух человека, а затем и тело, грех и его последствия перешли на все потомство Адама и привели к тяжким трудам, болезням и смерти тела 1137 . Св. Григорий Нисский говорит: «Удаление же лучшего делается происхождением противоположного» «поскольку в этом и состоит отличительное свойство свободы, чтобы желаемое избирать свободно, то виновником для тебя настоящих зол не Бог, устроивший естество нерабственное и независимое, но неразумие, вместо хорошего избравшее худое» 1138 . Св. Иоанн Златоуст пишет: «Диавол, в качестве орудия обмана, воспользовался тем, что врождено было человеку», сказав «будете, как боги» ( Быт.3:5 ), он учел, то, что «Бог, создавая человека, вместе с прочими знаниями, вложил в него и страстное стремление к Богу» 1139 . «Не пришел лукавый к Еве явно, в своем собственном виде, но вступает в беседу с ней, облекшись в змия, чтобы обмануть ее и его словами склонить к ослушанию Бога. Ведь, если бы он пришел к ней сам самолично, Ева тотчас же удалилась бы от него и поспешила бы к своему мужу. Но под видом змия ему удалось вступить с ней в беседу, чем он и воспользовался, внушая ей приблизиться и коснуться дерева, плоды которого запретил Бог всем вкушать» 1140 . «Дар властвования над зверями был утерян Адамом в грехопадении: звери из рабов его превратились во врагов» 1141 . «Последствия грехопадения сказались, главным образом, в потере того совершенства, которым Адам был одарен при творении» 1142 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

б) библиотеки Императ. Общества Истории и Древностей Российских 225. Ркп. XVIII в., Сборник, в лист, на 464 лл. Описание ея см. в книге «Библиотека И. О. И. и Д. P.», Москва 1845 г., стр. 107–108. Из числа ея разночтений – незначительные, мелкие не приводятся. Обозначается буквой И. в) собрания В. М. Ундольского в Московск. Публичном и Румянцевском музеях ркп. 489, в л., XVIII в. Обозначается Ун.1. г) того же собрания ркп. 488, 1699 года.Обозначается Ун. 2. д) Соловецкого монастыря ркп. 862/752 (по «Описанию» 12), XVII в. Обозначается С 1. е) того же собрания ркп. 851/741 (по «Описанию» 14), XVII в. Обозначается С 2. ж) того же собрания ркп. 514/495 (по «Описанию» 310), 1660 г. Обозначается С 4. з) библиотеки Троице-Сергиевой лавры 200, XVII в. Обозначается Т 4. и) того же собрания 201, XVII в. Обозначается Т 5. и) собрания Η. Π. Никифорова 496, XVII в. Обозначается Н 2. к) собрания кн. М. А. Оболенского в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел 49/28, XVIII в. Обозначается А 2. л) того же собрания 50/29, XVII в., там же. Обозначается А 3. м) собрания А. И. Хлудова (в Никольском единоверческом монастыре) 74, XVIII в. Обозначается X 1. н) библиотеки Архангельской дух. семинарии 558/6, XVII в. Варианты отмечаются по списку сказания сей рукописи, имеющемуся в бумагах Π. М. Строева в Императ. Академии Наук, в «Материалах для истории литературы славянской» (пор. III, 187). Обозначается Ар. о) Императорской Публичной библиотеки, древлехранилища М. Погодина 1139 (собрания П. М. Строева 78), XVII в. Обозначается П 2. п) той же библиотеки, древлехранилища Погодина 1553 (того же собрания 94), XVII в. Обозначается П 4. р) той же библиотеки, F. I, 449, XIX в. Обозначается П 3. с) той же библиотеки О., отд. I, 96, XVII в. Обозначается П 6. (Сказание сокращенной редакции). т) той же библиотеки, древлехранилища Погодина ркп. 1146, XVII в. Обозначается П 9. у) той же библиотеки ркп. 1294, XVII в. Обозначается П 8. ф) той же библиотеки О. I, в л., 425, 1721 года. Обозначается П 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Или же «от причиняемого к причинам» означает – от воспринимаемых чувствами символов к умопостигаемому и умственному; или же – от менее совершенного к более совершенному, например, от отпечатков к образу, а от образа к истине. Ибо то, что в Ветхом Завете, – тень, образ же – то, что в Новом Завете, а истина – устроение будущего. 1134 Ударение должно быть на предпоследнем слоге (в соответствующем греческом слове смысл меняется в зависимости от ударения), и это означает «и тогда». 1135 Изображениями он называет образы невидимого и таинственного, то есть совершаемое посредством символов. Из этого первым он назвал «таинство собрания», умопостигаемое содержание коего, проясняемое то есть в умозрении, он обещает обнажить. 1137 Обрати внимание на «неподвижное по сущности стояние» и что епископ – отпечаток Бога. Заметь также, что каждение происходит в три этапа: иерарх начинает от жертвенника и, пройдя весь храм, становится вновь на то же место. 1139 Третий образ предлагаемого умозрения, – что и то, что касается епископа, начинаясь с единого, умножается. «Не удерживаемый меньшими» означает, что он не приобщается худшим. 1140 Заметь, что такое псалмы. Обрати также внимание на слово «сопутствующее». Однако он добавил «почти», ибо это не соединяется друг с другом по существу. Но так как все направлено к одной цели, то есть спасению людей, он и сказал «присущее», а затем немедленно добавил «почти», ограничивая противоречивость слова. Ниже он говорит о едином дыхании, то есть единодушии, что показывает наличие одной цели у всех. 1145 Полагаю, что он имеет в виду Апокалипсис божественного Иоанна, или его Евангелие, что вероятней. 1147 Целью псалмов, говорит он, является воспеть Бога и Его настоящих угодников, обладающих свойственной таковым внушающей и собирающей силой, каковой, заставляющей поющих постоянно помнить о псалмах, обладает, говорит он, все совершаемое в обрядах. 1150 Заметь, что краткое, то есть неясное, благодаря исполняемым символам проясняется; это ведь означает «расширяется».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

2) Обряды очищения прокаженных людей состояли в том, что вне стана наливалась в глиняный сосуд живая (т. е. проточная) вода, бралось кедровое дерево, и укреплялся на нем иссоп посредством червленой нити, в виде кропила. Затем брались две живые птицы из породы чистых, и одна из них закалалась над глиняным сосудом, над живою водою. После сего священник омочал в воде, обагренной кровью птицы, иссоп (особенной породы мох) и живую птицу, кропил на очищаемого семь раз, а птицу выпускал на свободу в поле. Тогда то больной объявлялся чистым и, по острижении всех своих волос, измовении одежд и всего тела, входил в стан 1133 . Все сии обряды, по толкованию св. отцов, – гадательно прообразовали тайну спасения людей от проказы нравственной и рабства греховного посредством кропления кровью Христа Спасителя (закланная птица), излиянною на древе крестном (кедр) и сделавшеюся для людей бессмертным источником (живая вода) жизни и свободы (живал птица) 1134 . 3) Годовая единократность ветхозаветного дня очищения, обряды и жертвы которого 1135 должны были совершаться непременно самим великим иереем 1136 , прообразовала – по словам Блаж. Феодорита – домостроительство по плоти Спасителя нашего. «Ибо как архиерей единою в лето входя в святое-святых совершал очищение всего народа; так – по слову божеств Ап. Павла, Владыка Христос, единожды претерпев спасительное страдание, восшел на небо, вечное искупление (людей) обретый» 1137 . 4) Все обряды при жертве рыжей юницы, с употреблением кедрового дерева, иссопа и червленой нити, имели, по Апостолу Павлу, таинственное и прообразовательное отношение к великой Голгофской жертве нового завета 1138 . Очистительная же вода с прибавлением пепла из жертвы рыжей юницы – прообразовала новозаветную воду крещения, смывающую прародительскую скверну с потомства Адамова 1139 . 1089 Паремия, по буквальному своему значению значит придорожное изречение (παρα – при, οιμος – дорога, путь). В древности такие изречения писались на придорожных столбах в форме кратких философских истин, или много содержательных пословиц, для назидания и вразумления путешественников, ­– и этим способом распространялось в народ и популяризировалась практическая мудрость. В православном богослужении паремиями называются избранные места из свящ. книг Писания, большая часть ветхого завета, содержащая в себе преобразовательные, или пророчественные указания на события новозаветные.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Богопознание и самопознание. С. 66, 67 1138. Диавол, желая унизить нас в наших глазах, наводит страх пред людьми, чтение Писания разгоняет его Если тобою начинает овладевать чувство смущения и боязни, производимое диаволом, прочитай с усиленным вниманием особенно утешительную главу из Евангелия или апостольского послания: она воодушевит тебя, и отбежит от тебя смущение; радость веры проникнет в твое сердце. Диавол силится унизить нас в глазах нас самих и достигает часто своими темными влияниями на нашу душу до того, что человек смущается и трепещет пред всяким, даже низшим его по всему другим человеком. Между тем, чтение Евангелия и посланий апостольских, напротив, возвышает нас в глазах нас самих, сообщает духу нашему величественную важность и спокойствие, прогоняет страсти и благоустрояет духовную жизнь нашу. Богопознание и самопознание. С. 83 1139. Из сокрушенного сердца нечистота его вытекает, как из разбитого сосуда, посредством слез Сердце (нечистое) сокрушенно, – говорит Псалмопевец, – Бог не уничижит. (ср.: Пс. 50:19 ). Почему? потому, что оно сокрушено, разломано и – значит, нечистота из него вытекла, как из разбитого, наполненного нечистотою сосуда... Какой же признак сокрушенного сердца? А какой знак того, что сосуд, наполненный жидкостью, разбит? Тот, когда течет из него, или просачивается жидкость. Так и признак сокрушенного сердца – тот, когда из глаз текут слезы. Сердце – сосуд мерзости, и со слезами от него выходит нечистота сердечная. Вот, почему слезы в деле нашего спасения ценятся очень дорого, как знак выздоровления души. Вот, почему в молитвах своих к Богу Церковь просит чадам своим слез, скверну сердца очищающих. Богопознание и самопознание. С. 107, 108 1140. Дорого причаститься пред кончиною О, какую сладость, какой мир разливает во мне достойное принятие Животворящих Таин! Я молю тогда Бога, чтобы Он сподобил меня пред кончиною моею причаститься Их умиленною душею и сокрушенным, детски-верующим сердцем, чтобы, аще и пойду посреде сени смертныя, не бояться мне с моим Господом никакого зла (ср.: Пс. 22:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ризница находится в очень скудном состоянии, так как нет ни одного совершенно благовидного облачения, за исключением шелкового, впрочем, довольно уже истертого, пожертвованного в церковь также государынею императрицею. Из богослужебных книг не достает месячной минеи; впрочем, и имеющиеся книги настолько ветхи, что требуют замены новыми. В архиве никаких письменных памятников не сохранилось; метрические книги, и то с пропусками некоторых годов, имеются с 1835 г. Ограда кругом церкви заменяется высоким крепостным валом. В колокольне, устроенной во фронтонном куполе церкви, имеется три колокола, каждый приблизительно в полтора пуда весом. Приписных церквей в приходе нет, а кладбищ существуете два. В состав прихода входят 26 селений и часть самого местечка Изяславля; самый отдаленный пункт прихода отстоит в 12 верстах. Прихожан считается: муж. пола 1090, а жен. 1139 душ. Все прихожане крестьянского сословия и занимаются исключительно земледелием. Вследствие влияния бывшего в Изяславле католического костела в прихожанах, особенно вновь присоединившихся, не изгладились еще следы католичества. Причт по штату 1876 г. положен одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем в настоящее время состоит священник Григорий Рункевич, рукоположен во священника в 1861 г., при настоящем месте состоит с 1876 г. И. д. псаломщика Михаил Киркевич в должности с 1860 г. Оброчных статей, приносящих доход церкви, не имеется, а церковный доход в течение года простирается до 90 руб. Причт, кроме штатного жалованья и 17 руб. 32 коп., получаемых за отошедшее в казну имения, пользуется церковным помещением и земельным участком, состоящим из 20 десятин пахотной, 12 сенокосной и 7 неудобной, расположенных в трех отдельных участках. Усадьба причта находится в 150 саж. от церкви. Из строений для священника имеются: дом, амбар, варивня, хлебный и скотский сараи; а у причетника: дом, амбар и скотский сарай. Все постройки возведены вновь, но сделаны не по руководству общего плана для причтовых построек и потому во многом неудобны.

http://sobory.ru/article/?object=11463

Златоуст утверждал, что каждый дом должен стать церковью, каждый глава семьи – духовным пастырем, помня о своей ответственности даже перед своими детьми и слугами 1139 . Не стены и крыша, а вера и жизнь образуют церковь 1140 , и преимущество молитвы, возносимой в церкви, проистекает не столько от особой святости места, сколько от христианского общения, от уз любви и молитвы священников 1141 . Августин говорит своей пастве замечательные слова: «Ваша обязанность – отдавать свой талант в рост: каждый должен быть епископом в собственном доме; он должен видеть, что его жена, его сын, его дочь, его слуга пребывают в истинной вере, так как он искуплен такой дорогой ценой. Учение апостола поставило хозяина над рабом и обязало раба повиноваться хозяину, но Христос уплатил выкуп за обоих» 1142 . §105. Внутреннее строение церкви Внутреннее строение христианских церквей отчасти было подражанием иерусалимскому храму, отчасти проистекало непосредственно из христианского духа. Следовательно, как и вся католическая система, оно представляет собой смешение иудаизма и христианства. В основе его лежат идеи священства и жертвы, а также устанавливаемого там общения с Богом. Соответственно, в каждой крупной церкви со времен Константина было три основных отделения, которые, с одной стороны, соответствовали отделениям храма Соломона, а с другой – трем группам приходящих туда – катехуменам, христианам и священникам, или трем степеням близости к Богу. Евангельская идея непосредственного доступа всего собрания верующих к престолу благодати была на время затуманена, так что священство повсеместно занимало положение между Божьим престолом и верующими. 1 . Притвор или предхрамие. Здесь опять же следует различать два отдела. а) Внутренний притвор, крытый зал, принадлежащий собственно помещению церкви и называемый πρναος (пронаос) или обычно, от его длинной и узкой формы – νρθηξ, ferula, нартекс, или, буквально, посох, жезл 1143 . Также употребляется название рай, потому что с одной стороны на стене притвора обычно изображались Адам и Ева в раю – вероятно, в знак того, что падшее потомство Адама снова обретает потерянный рай в Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Первым из известных источников, в котором она присутствует, является так называемое завещание жителям Померании епископа Оттона Бамбергского (ум. 1139 г.). Несколько позднее о семи таинствах говорит Гуго Сен-Викторский (ум. 1141 г.). Однако большинство протестантских исследователей ставили подлинность этих свидетельств, особенно первого, под сомнение, считая, что схема седмеричности таинств была внесена в эти источники позднее, и настаивали, что впервые эту схему использовал знаменитый католический богослов Петр Ломбард (ум. 1164 г.). Как бы то ни было, в Сентенциях Петра Ломбарда со всею определенностью говорится именно о семи таинствах, которые перечисляются в следующем порядке: крещение, конфирмация, евхаристия, покаяние, последнее помазание, священство, брак. На греческом Востоке учение о семи таинствах впервые встречается столетием спустя, в 1267 г., в так называемом «Исповедании веры» императора Михаила Палеолога. Этот документ, адресованный папе Клименту IV, относится к периоду подготовки Лионской унии. В последнее время даже католические исследователи не отрицают, что написан он был не греческими, а латинскими богословами с целью устранить препятствия к соединению Константинопольской Церкви с Римом. Поэтому по ряду вопросов здесь используется уже в целом сформировавшееся схоластическое учение. Кроме схемы семи таинств в «Исповедании» говорится о чистилище, филиокве, пресуществлении в Евхаристии. В настоящее время в православной Церкви принято учение о семи таинствах. Следует, однако, иметь в виду, что это учение, содержащееся в учебниках по догматическому богословию, заимствовано из латинской схоластики. Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. В XV в. св. Симеон Солунский говорит о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном характере монашеского пострижения. Его современник митр. Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше», – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма (приведено у о.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Мы практически ничего не знаем о Синае и Раифе пятого столетия. Трое из первых двенадцати учеников в лавре преподобного Евфимия происходили из Раифа. 1135 Император Маркиан после Халкидона писал Макарию, епископу и архимандриту, и другим почтенным инокам горы Синай, 1136 предупреждая их о Феодосии, нарушителе спокойствия в Иерусалиме. Инок Зосима, ведший отшельническую жизнь в Раифе и на Синае, через какоето время после Халкидона пришел в Иерусалим и в Вефиль, а затем вместе с Петром Иверийцем поселился на прибрежной равнине. 1137 В константинопольских переговорах 536 года иноки Синая, Фаранской церкви и Раифской лавры имели единого апокрисиария. 1138 Мосх рассказывает 1139 о чудесном появлении в Иерусалиме на Пасху 551 (или 552?) года Георгия, игумена Синайского, умершего спустя полгода одновременно с Петром, патриархом Иерусалимским. Связанное с этим [чудом] послание Петра Фотию, епископу Фаранскому, свидетельствует как о послушании иноков Синая епископу Фарана, так и о подчинении этого диоцеза патриарху Иерусалимскому. Нам говорится, что Георгий не оставлял Синая около семидесяти лет, что возвращает нас примерно к 480 году. Один из послов Георгия к патриарху Петру пресвитер Зосима 1140 впоследствии вместе со своим учеником провел около двух лет на Порфирной Горе к западу от Красного моря. Вернувшись на Синай, он вместе с двумя другими посланниками был отправлен в Александрию, где папа Аполлинарий (551–70) поставил всех троих в епископы. Впоследствии Зосима отказался от епископства в Вавилоне Египетском (нынешний «Старый Каир») и вернулся на Синай, где поведал Иоанну Мосху о двадцати годах своей жизни после хиротонии. Незадолго до 564 года другой отшельник, Сергий, 1141 вместе со своим ученикомармянином, также носившим имя Сергий, отправился в район Рувы близ Мертвого моря; там он вымыл ноги Григорию, игумену Фары, провидя его патриаршество. Тем временем Юстиниан осуществил на Синае то, что Савва просил его сделать в Иудейской пустыне он окружил крепостной стеной ( " Castrum») Неопалимую Купину, 1142 при этом, как сообщается, строительство было завершено в тринадцатый год его правления (5567), во время игуменства Дулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010