22. Стихи покаянные. Стихи патриарха Филофея Константинопольского («Странен трезвения явихся и чистоты бесмертия окааный...»). – ГИМ, Синод., 502 (470), Правило молебное, нач. XVI в., лл.40–42. 23. Полиелейные припевы. ГПБ, F. I. 738, Псалтирь с восследованием, XV в., лл. 102 об.–122; «припелы» патриарха Филофея приписаны на полях другою, чем у писца, рукою. Изданы: Труды Киевской духовной академии, Киев, 1863, т. I, стр. 40–42. «Припелы» см. также в Правиле молебном Иоанну Крестителю (ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, кон. XV в., лл. 427–433) и в Согласии внегда исходити противу ратным (ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 627, Богослужебный сборник, 2-я пол. XVIII в., лл. 170 об.–171). II. Молитвы 1. В смертоносную язву. а) «μρτομεν, νομησαμην, διχσαμην νωπιν σου...». – Goar. Εχολγιον, sive rituale Graecorum. . ., Paris, 1647, pp. 797–799 67 ; П. С ы р к у. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в., т. I. СПб., 1890, стр. 172–173 68 . В славянских рукописях часто встречается отдельно как «Молитва святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофеа молебна, съставлена при всякой печали» («Оьгрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою...»). – 1) ГБЛ, ТСЛ, 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 241–242 об.; 2) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., л. 280 (под названием: «Вь общенуждие о покаании»); 3) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, поел. четв. XV в., л. 291; 4) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 5) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., л. 211 (под названием: «Молитва в нашествие иноплеменных»); 6) ГПБ, Соловецк., 43 (61 – Анзерск. скита), Псалтирь, Апокалипсис и Канонник, XVIII в., лл. 141–143 (под названием: «Молитва ко господу нашему Иисусу Христу Филофеа архиепископа Константинаграда, исправленная к молению от единаго наедине, кроме собора»); Требник Петра Могилы , Киев, 1646, ч. III, стр. 229–231; б) «Δσποτα κριε, о θες μν, τν οικτριμν. . .». – Goar, pp. 796–797; Сырку Ι, стр. 174–175. Молитва, кир Филофеово творение, глаголемая в страшную и напрасную смерть («Владыко господи Боже наш, иже щедрот неисчерпаемый источниче...»). – 1) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я полов. XV в., л. 243 об.; 2) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 3) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., л. 100.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

157 об.–159 об.: здесь это произведение надписывается: «В лето 7222, ноября в 22 день, разговоры Семена Денисова и Ивана Иванова о святом крещении и о прочих винах». – Рукопись Киевской академии, Аа 114, лл. 112 об.–114; здесь это сочинение имеет такое надписание: «Поморских отец рассуждение. Разговоры Семена Дионисьевича с Иваном Астраханцем, в лето 7222 ноября в 21, о святом крещении и о прочих статиях». – Рукопись Импер. Публичной Библиотеки, О. I. 350, лл. 315–317 обор.: здесь надпись: «7222 года, ноемврия в 22 день. Разговоры о святом крещении и о прочих статиях. – Рукопись Импер. Публичной Библиотеки, О. I, 356, Лл. 111 обор.–114: здесь надписание то же, что и в 350. 3 М. Лилеев. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII–XVIII вв. Киев 1895. Стр. 60–61. 4 Рукопись Хлудовской библиотеки. 352, лл. 286 об.–290: «Сказание настоящего раздора, его ради и послание сие». Разумеется «послание» Спиридона Иванова наКерженец по поводу «раздора в крещении», начавшегося тогда в Ардони, писанное в 1715 году. Послание это в рукописи находится на лл. 278–286. Есть это послание и в рукописи Хлудовской библиотеки, 275, лл. 1–25. В книге Лилеева: «Новые материалы» (Киев, 1893), названное «Сказание» напечатано (стр. 14–18), но с пропусками и вообще крайне неисправно. 6 В деле Св. Синода от 15 июня 1724 года содержится показание раскольника Василия Иванова, в котором есть сведения о расколоучителе керженском Меркурие Григорьеве. Василий Иванов, уроженец Деревни Архипихи, Юрьевского уезда, сначала был православным, но потом «съехал в Болохонский уезд, в Заузольскую волость, в Чернораменные леса, в починок, что на реке Ленде, и учен учителем Меркурием Григорьевым, дабы он от соединения святыя церкви отлучился, и показал ему от святого Писания о временах и летах о царстве антихристове, и о печати его, и о Илии и Энохе, и о мерзости запустения». Всему этому Василий поверил и ходил к Меркурию каждый год на исповедь. А таинства причащения у Меркурия не было. «Святый де Ипполит написал: во днех оных не имать явитися Тело и Кровь Христа, Спасителя нашего, по числу 1666».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

б) Особенно странными, чисто баснословными рассказами отличаются главы 25, 26 и 31. В 25 гл. – «о римском падении» – рассказывается, между прочим, что римский папа Петр Гугнивый повелел священникам иметь по семи жен, а наложниц – кто сколько хочет (231). В 26 гл. – «о латинских ересех» – помещен циничный рассказ о брадобритии латинского духовенства; говорится, что латины едят с одного блюда со псами или из корыта, в котором моют голову, не признают Пресвятой Богородицы Богородицею, не почитают икон, попирают крест (л. 236). В 31 гл. находится сказание об армянском посте арцыурцове, установленном будто бы в честь собаки (лл. 267–268). Несмотря на столь многочисленные и важные недостатки, Кириллова книга может быть с пользою употребляема в борьбе с расколом старообрядчества. В ней ясно указывается на необходимость и вечное существование таинства причащения (лл. 34 об., 37, 351), на необходимость исповеди пред иереями (л. 202–4), на вечность Христова священства (л. 77) и кратковременность царствования антихриста (лл. 47 об., 48 об. и 52). Из обрядовых разностей здесь есть указание на неодинаковое чтение 8 члена символа веры (см. лл. 89, 507, 131, 428 об., 430 об. и 554), на чтение «не будет конца» (лл. 1, 63 и 64 об.) и на существование в греческой церкви троеперстия (л. 236), а в конце помещено объяснение молитвы: Господи Исе Христе Боже на наш« (лл. 552 – 6). 5) Книга о вере. Под именем «Книги о вере» известен сборник догматико-полемических статей, написанных в защиту православия и в обличение униатов. 53 Он составлен игуменом киевского Михайловского монастыря Нафанаилом из произведений Захарии Копыстенского: «Книга о вере», «Палинодия» и некоторых других полемических статей; 54 от первой книги заимствовано и самое название сборнику. После перевода на славянский язык в 1648 году, сборник Нафанаила был издан с некоторыми изменениями и дополнениями в том же году в Москве царским духовником Стефаном Вонифатьевым, 55 а в 1785 г. перепечатан с московского издания в Гродно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

111–146, напеч. И. Ягичем в «Разсуждениях южно-славянской и русской старины о церковно-славянском языке»=1-й том «Изследований по русскому языку», изд. Академии Наук, Спб. 1895 г.), Диалектика св. Иоанна Дамаскина (лл. 146–190, 68 глав), лествица властей («во 1-х свят, патриарх московский и всеа Русии, 1 – митрополит новгородский, 2 – митр, казанский и т. д... 191), всенощное в Нилове пустыни (л. 191 об.192), сказание Епифиния мниха о пути к Иерусалиму (л. 192), слово св. Василия Амасийского (л. 192 об.–193 об.), «от другие диалектики Иона Спанъинъбергера о силогизме вытолковано»,... «в лето 1586 октовриа 8 д.... в друкарне дому Мамоничев» (лл. 193 об.–199; ср. Описание славянорусских книг, И. Каратаева, т. I, Спб., 1883 г, 113, стр. 232–233), о знамениих небесных (лл. 200–202 об.), и другие статьи, в том числе и несколько слов и посланий Максима грека . Описание ркп. см. в упомянутом труде И. Ягича, стр. 912–913 и 971–975. Сказания о Максиме греке никакого нет. Сведения о ркпп. Чудова монастыря см. в IV вып. Памятников древней письменности за 1879 г. (Саб. 1879 г.). Ср. Опись книгам, в степенных монастырях находившимся, стр. 13–16, 418–421, 499 и другия. л) в библиотеке Московской Синодальной типографии: 94) Ркп. А 433, по старому каталогу 1553 (84). Беседы Иоанна Златоустог о на Евангелие от Матфея, в л., XVIII в., 885 лл., в исправленном славянском переводе. Сказания о Максиме греке никакого нет. 95) Ркп. 196, по старому каталогу 1553 (85). Те же беседы с 1 по 44 в переводе инока Силуана и Максима грека , XVI в. с поправками XVII в., в л., 321 лл. Оригинал печатного издания М. 1664 г. В начале известное предисловие инока Силуана, в котором он говорит, что перевод совершен в лето 7032-е в Москве, при вел. князе Василии Ивановиче в 20-е лето государства его, при митр. Данииле, его «умышлением и промышлением и проторы и повелением, во 2-е лето его святительства». Сказания о Максиме греке никакого нет. 96) Ркп. 197, по стар, катал. 1553 (86). Те же брседы с 45 по 89, в л., 562 лл., XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

– РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 407. Л. 56. 272 См. Алексеев В. И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории//Русское возрождение. 1980. 11. С. 91–118; 12. С. 108–126; 1981. 1(13). С. 75–97; 2(14). С. 118–154; 3(15). С. 85–100; 4(16). С. 91–121; 5(17). 97–114; Mb 6(18). С. 105–125. 275 См., например, РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 407. Лл. 1–42; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 497. Лл. 116, 119; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. С. 120. 276 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 65. Лл. 305–306 (опубликована в Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 262–263); Д. 170. Лл. 344–345; Д. 236. Лл. 148–149. Третий документ, находящийся в Особой папке Сталина и посвященный Православной Церкви, – докладная записка о пасхальном богослужении в Москве и области от 16 апреля 1944 г. См. ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 64. Лл. 291–292. Еще один документ, отложившийся в Особой папке и касающийся нелегальной церковной жизни, на этот раз – греко-католиков Западной Украины, это записка министра внутренних дел от 30 августа 1947 г. о стихийно возникшем в Рава-Русском районе Львовской области Украинской ССР массовом паломничестве верующих к месту явления Богоматери. См. об этом Часть 1, § 2. 278 См. § 2 этой части. Ср. Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.)/Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации М. И. Одинцова//Отечественные архивы. 1995. 3. С. 62–63. 279 Еще в 1940 г. в советской прессе появилось признание того факта, что закрытие церквей ведет к росту числа нелегальных религиозных организаций. См. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 101. Ср. докладную записку орготдела Ленсовета от февраля 1932 г.: «Приходилось учитывать оставление отдельных молитвенных зданий старообрядцев, как единственных на город, а иногда и на всю Ленинградскую область, чтобы не загнать их в подполье». – Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917–1941. Сборник документов. СПб., 2000. С. 172.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1124. Тимофея , митрополита Киевского, Галицкаго и Малыя России, из архимандритов Киево-Печерския лавры, 1748 г. марта 6-го, 18 лл., листы 1-й, 2-й и 18-й чистые, в цветной бумажной обложке. 1125. Тихона , епископа Кексгольмского и Ладожского, из архимандритов Тверского Отроча монастыря, 1761 г. мая 13-го, 11 лл., 11-й лист чистый, в цветной папке. 1126. Тихона , епископа Севскаго и Брянского, из архимандритов, 1764 г. августа 8-го, 14 лл., листы 1-й, 12-й, 13-й и 14-й чистые, в цветной бумажной обложке. 1127. Тихона , епископа Воронежского и Елецкаго, из архимандритов Троицкаго Калязина монастыря, 1775 г. июня 21-го, 23 лл., 23-й лист чистый; в папке, обтянутой шелковою материею. 1128. Феодосия , архиепископа «Богоспасаемых градов Великаго Новаграда и Великих Лук», из архимандритов Троицкаго Александро-Невского монастыря, 1721 г. января 22., в четвертку, 17 лл., в бумажной обложке. На 1-м листе запись: «На подлинном чина древняго о поставлении архиерейском подписано тако: «Аз Феодосий архимандрит Троицкаго Александро-Невского монастыря при Санкт-Петеръбурге ныне нареченный архиепископ Богоспасаемых градов Великаго Новаграда и Великих Лук во известное утверждение сия вся зде написанная и подписанная моею рукою приемлю и вручаю я соборней Святей церкви пред святым сим евангелием братиям моим преосвященным архиепископам и епископам и всему освященному собору ныне же сия писашася лета мироздания 7229 от воплощения Бога Слова 1721 индикта 14 месяца иануария дня 22. На оном же подписано хиротонисателевою рукою тако: смиренный Феофан архиепископ Псковский и Нарвский сие обещаное писание от Феодосиа архимандрита Александро-Невского ныне избраннаго архиепископа Великаго Новаграда и Великих Лук слышал в Святей церкви и свидетельетвовал и подписал сию моею рукою». 1129. Феодосия , архиепископа «Богоспасаемых градов С.-Петербурха и Шлютербурга, Троицкаго Александро-Невского монастыря архимандрита, из иеромонахов игуменов-наместников Троице-Сергиевой лавры», 1745 г. марта 10-го, 17 лл., 16-й и 17-й листы чистые, в цветной бумажной обложке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 Вероятно, в связи с установлением Димитриевской субботы Преподобный Сергий построил над воротами монастыря храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, который затем дважды (1408, 1608–1610) разорялся врагами (7, с. 112–113:351). 23 Приводим список событий после кончины Преподобного Сергия, в которых он являл свое заступничество за Россию как ее Ангел-хранитель и взбранный воевода. 1408 – явление Преподобного Сергия вместе с московскими святителями Петром и Алексием преподобному Никону с предупреждением о нашествии Едигея, разорении обители и ее будущем восстановлении (30, л. 185 об.). – воин Иоанн избавлен от смерти от поганых татар царя Махмета молитвами Преподобного Сергия (30, лл. 196–197 об.). 1439 – явление Преподобного Сергия пресвитеру Симеону после Флорентийского лжесобора с увещанием держаться Православия (30, лл. 110–113). 1442 – Троицкий игумен Зиновий примирил в монастыре великого князя Василия с его двоюродным братом Димитрием Шемякой, заставив их целовать крест у гроба Преподобного Сергия (33, с. 246). 1479 – рождение наследника Московского княжества великого князя Василия Ивановича по молитвам княгини Софии к Преподобному Сергию (30, лл. 121–122 об.). – освобождение от осады литовских войск города Себежа (Псковская область) по молитвенной помощи Преподобного Сергия (29, с. 15–16). 1521 – освобождение от осады литовских войск города Опочки (Псковская область) по явлению и молитвенной помощи Преподобного Сергия (30, лл. 123–124; 29, с. 16; 3, ч. 3, с. 61). 1521 – заступничество Преподобного Сергия и Варлаама Хутынского перед Божией Матерью и московскими святителями о спасении Москвы от разгрома татарским ханом Махмет-Гиреем (29, с. 16). 1545–1551 – явления и чудеса Преподобного Сергия при основании Свияжской крепости (церковный звон, пение, хождение Преподобного Сергия с крестом) (30, лл. 124–125 об.). 1552 – явления и чудеса Преподобного Сергия при взятии Казани (хождение Преподобного Сергия по стенам города с крестом и окропление святой водой) (30, лл. 126–126 об.); после взятия Казани царь Иоанн Грозный совершил особое молебствие Преподобному Сергию как пособнику победы (7, с. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

742. Служебник униатский , в лист, 272 л. юго-западно-русским полууставом XVII–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны и подклеены с ущербом для текста листы: 20,36–39, 43–49, 52, 55, 59, 63, 94, 268. На полях несколько приписок на польском языке. 743. Тоже , в лист, 270 лл., неполный, полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 22– 30; старопечатные: 66, 143–158. 744. Тоже , в лист, 97 лл., полууставом и скорописью разных почерков XVIII в., с раскрашенными заставками и разрисованными буквами, в кожаном переплете. 745. Тоже , в лист, без конца, 76 лл., полууставом разных почерков XVIII в., в кожаном переплете. Ha 1 л. в грубо исполненной чернилами рамке только заглавие, в коем сказано, что рукопись писана в 1739 году; 6–19 листы печатные. 746. Тоже , в лист, 72 л., полууставом XVIII в., в бумажном переплете; 1-й лист чистый; на 16 л. изображение Иоанна Златоуста . На 59–72 листах печатных апограф или слог чинный вечерних и утренних пений на праздник Пречистаго Тела Господа нашего Иисуса Христа. 747. Тоже , в лист, без конца, 63 л., полууставом XVIII в., с грубо исполненной чернилами рамкою, в кожаном лереплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–4, 9, 12–20, 41, 42, 50, 53–58, 61; лист 46-й чистый, с водяным знаком. 748. Тоже , в лист, 60 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. 749. Тоже , в лист, 52 л., полууставом XVIII в., с грубо исполненною чернилами рамкою, в кожаном переплете. Из заглавия рукописи (1 и 2 лл.) видно, что она написана в Пустынках в лето 1729. 750. Тоже , в лист, 39 лл., южно-русским полууставом XVIII в., в бумажном поврежденном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 2–4, 35– 38. Заглавие рукописи: «Оия книга нарпцаемая Служебник ихже во святых отца иашего Иоанна Златоустаг о архиешхскопа Кохистантиня града. Содержащ в себе просхгошхдию литургиа ix службы различныя, сшхсася в Вогоспаеаемом меетечку Березине рукою зюею многогрешнпм Ваеилием Ковиаци;гш в року 1777». 751. Тоже , в лисг, 42 л., полууставом разных почерков XVIII в., в бумажном переплете; 1 и 2 листы без текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало: «О священници разумейте честь сана еже приясте не обленитеся никогда о порученем вама правиле»; л) на лл. 85 об.–89 об. под заглавием: «Правил(а) святых апостол и святых отец». Начало: «К церкви же со тщанием и с богобоязнеством ходи а не преобедети ея»; м) на лл. 89 об.–94 под заглавием: «Слово Лаодокийс собора и правило». Начало: «Аще литургисают поп или дьякон у переноса мало ульеть опитемьи 3 дни»; н) на лл. 94–103 об. под заглавием: «Правило святых апостол и святых отец». Начало: «Аще кто двоеженец на две лете прииметь опитемию». С л. 97 об. правила излагаются в виде ответов на вопросы. 735. Служебник , вв четвертку, 237 лл. (237 л. наклеен на нижней доске переплета), полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 7, 24, 119, 158, 231. На полях внизу листов 1–12, на листах 231 об. и 237 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Служебник от церкви великомученика Георгиа, что на Очеве отобран(а) в консисторию»; полууставом: 2) «Се аз поп Переирей сей Служебник продал Егоргия страстотерпца старосте Михаилу и руку приложил»; 3) «Се аз Никольской диякон Богдан Амосов сын продал сий Служебник Егорьевскому попу Переирею Софронтьеву сыну Копылову отца своего Амоса рукоделье а подписал сии Служебник Николской диякон Богдан сам своею рукою»; 4) скорописью: «Сия книга глаголемая Служебник великомученика Георгия да святых мученик Флора и Лавра да святыя мученицы Парасковгеи нарецаемыя Пятницы а подписал сею книгу поп Иван Евтропиев сын Логеновых»; 5) полууставом: «Переплетена сия книга лета 6114 (1606) году». Состав: молитвы: 1) священника на вечерне (1–14), те же, что в 861 на лл. 39 об.–44; 2) священника на утрене (14–22 об.); первыя десять молитв те же, что в 861 на 44–50 лл., одиннадцатая: «Возсияй во сердцах наших владыко богоразумиа твоего свет неприступный»; 3) от всякиа скверны внегда служит священник (22 об.–25), та же, что в 582 на л. 264, но в полном виде; 4) священника, когда он «облекся в ризу пред алтарем престолом за ся втай молится» (25–26): «Владыко Господи Боже наш ныне хотящу ми приступити к страшней тя и чудней таине, страхом одержим есмь»; 5) над вином хотящим служити (26 об.–27), та же, что в 869 на л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Установив этот факт, можно было предположить, что писцы свода ещё раз воспользуются рукописью Так оно и оказалось. Причём опять помогли сами сборники Маргуния. Этот греческий учёный, переписывая интересовавшие его богословские сочинения, обычно отмечал все особенности копируемого им оригинала: пометы и схолии на полях, неразборчиво написанные или стёршиеся от времени слова, обрыв текста и проч. Зная это, легко было, встретив в рукописи на л. 209 об. слова: λεπεν το ξς (служащие пояснением обрывающегося в месте: αυτος πελανουσιν· ε текста), установить, что здесь писец кодекса имел перед собой ту же рукопись где на л. 108 Маргуний записью: λειπεν το ξς κ το ντφλου, расположенной на поле против слов: αυτος πελανουσιν· ε, указал начало лакуны в тексте своего протографа. Итак, с лл. 107–108 рукописи переписан текст л. 209 рукописи В этом месте находится небольшая часть сочинения Фотия «Περ τς το γου πνεματος μυσταγωγας». Колляцией текстов в сочетании с только что описанными приёмами удалось далее установить, что в кодексе лл. 197 об.–200 являются копией лл. 147–161 об. рукописи лл. 287–300 об. являются копией лл. 1–28 рукописи лл. 487–505 являются копией лл. 226–247 рукописи лл. 505–508 являются копией лл. 255–259 об. рукописи лл. 511–525 об. являются копией лл. 29–79 об. рукописи лл. 577 об.–579 об. являются копией лл. 268 об.–271об. рукописи лл. 592 об.–594 об. являются копией лл. 79–80 об. рукописи лл. 595–618 являются копией лл. 103–126 рукописи Для сочинений, расположенных в на лл. 10–50 об., 212–260, 262–286 об., 323, 461–470 об., 484 об.–485 об., 526–551 об., 552, 552 об.–577, 580–592, 618 об.–621, протографы не определены: среди присланных Досифеем рукописей их нет. Эти части нашего свода могли быть списаны с рукописей, хранившихся в константинопольском Святогробском монастыре; описанные А.И. Пападопуло-Керамевсом греческие рукописи этого монастыря содержат многие произведения, вошедшие в состав кодекса однако окончательное заключение о том, были ли именно эти манускрипты протографами досифеевского свода или нет, делать рискованно: для таких выводов необходимо сличение текста свода непосредственно с рукописями Святогробской библиотеки, богатства которой в настоящее время являются, к сожалению, совершенно недоступными для исследователей 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010