Греческие рукописи московской синодальной библиотеки в копиях И. Е. Троицкого 232 ( 443 /t. II, X in qu.). Сборник полемического содержания: лл. 59 об.– 62: Хартофилакса и протосинкелла Никиты никейского об опресноках: лл. 62–66: четыре главы о квасном хлебе. 239 ( 366 /CCCLIII). Сборник сочинений против латинян: лл. 52–58 об.: Евстратия никейского – ( ντησις κατ τν προλεχθνων τ Μεδιολνων) – что Дух Святой исходит и от Сына; лл. 9–19 об.: Николая епископа мефонского об опресноках; лл. 34 об-40 об.: Евстратия митрополита никейского об опресноках; лл. 95–99 об.: Льва митрополита российского к латинянам об опресноках; лл. 189–189 об.: ( Σγγραμμα ) Андроника Сеида и друнгария ( Βγης ) , составленного по приказанию императора Мануила Комнина: л. 189 об. Об исхождении Святого Духа от одного Отца: лл. 190–201 об. о том же предмете: лл. 221–242 ( Διλεξις ρθοδξου και1 Μακεδονιανο ) о Святом Духе и др. 240 ( 368 /CCCLV). Сборник сочинений против латинян: лл. 51 об. – 57 об: – ( Δευρρα σνταγμα ) – (Николая идрунтского) – ( παρ τς θεας κοινωνας κα ζμων ) ; лл. 58–60 об.: о посте в субботу против латинян; лл. 94 об – 98 об.: Иоанна митрополита клавдиупольского об опресноках; лл. 99–105: Иоанна патриарха антиохийского об опресноках – πρς τν Αδριανουπλεως : лл. 110–115: Никиты пафлогонца – философа и Давида; лл. 115–124: Феодора Куропалата смирнского – об опресноках и об исхождении Святого Духа и от Сына; лл. 204–221 об.: Никиты Сеиды – об исхождении Святого Духа от одного Отца и об опресноках; лл. 221 об.–243: его же слово об опресноках; лл. 267–269 об.: Николая епископа мефонского против латинян об опресноках; лл. 286–292: об опресноках неизвестного; лл. 292–296 об.: – περ το, πως σχυσε καθ’μν λαρνος. Эта статья была напечатана архимандритом (впоследствии епископа) Арсением. Москва, 1892 г. 245 ( 423 /СССХСIV). Сборник полемического содержания против латинян: лл. 230–266 об.; Το μακαρτου Δημητρου το Κυδνη κατ τν συγγραμμτων το Καβασλα. ν ος κενος πελβετο του μακαρτου Θωμ το Αγχνου.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pa...

Произведения патриарха Филофея, переведенные на славянский язык 66 I. Гимны 1. Каноны во время бездождия а) Богородице. Акростих: Εχας τν αχμν λδσον μων, Κυρα. В богородичных: Φιλθου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 14–16, 58–60. Последование, певаемо к богородици о бездождии. Творение Филофеа, патриарха Константинаграда. Переведен же бысть на русский язык от многогрешнаго Феодора недостойнаго, рекше и первопрезвитера («В печалех, владычице, помощницу, избавление в бедах...»). –1) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 149 об.–155; 2) ГИМ, Синод., 503 (774), Сборник канонов и молитв, XVI в., лл. 22–36; 3) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 75; 4) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 254–257; 5) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 28–34 об.; 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 441, Канонник, XVII в., лл. 406–420. б) Иисусу Христу и его матери. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери, певаем в бездождие. Творение кир Филофея патриарха («Отверзавши десницу...»). – 1) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 16–22; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 140 об.–145. 2. Канон в общей нужде. Акростих: Κοινς δεσεις, Χριστ, αν δολων δχου. В богородичных: Φιλθεου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 12–14. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу, певаем в общий нужди и о бездождие, и о неблагорастворение времен, и о въспротивлении ветром, и в нашествие варварьское. Ему же краегранесие: Обща молбы, Христе, твоих раб приими. В богородичных же: Филофеово. Глас шестой («Обще положим рыдание ныне, брате...). – 1) ГБЛ, ТСЛ (ф. 304), 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 217 об.–220 об.; 2) ГРМ, гр./др., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 320–328; 3) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 240–243; 4) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 97 об.–104 (Канон молебен ко господу Иисусу Христу, певаем во опщих напастех, в бездождие и ке в благорастворение времен, и в противление ветром, и в нашествие варварьское); 5) ГБЛ, МДА (ф. 173), 77, Минея общая, поел. четв. XV в., лл. 280–281 (Канон молебен к господу нашему Иисусу Христу, певаем в опщих напастех, в сушу и глад, и в тяжесть, и в съпротивление ветром, и в нашествие варварьское); 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 590, Богослужебный сборник, кон. XVI в., лл. 173–175 об.; 7) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 471, Канонник, XVIII–XIX вв., лл. 124–127; 8) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 499, отдельный список в 16 лл., XIX в.; 9) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., лл. 217–224 об.; 10) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., л. 43; Требник Петра Могилы . Киев, 1646, ч. III, стр. 248–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В XVII веке при Московском дворе существовала целая Академия – Оружейная Палата, где работали знаменитые царские иконописцы, художники, резчики, граверы и проч. Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович ценили и любили иконы и украшали ими комнаты своего дворца, где, однако, не могли поместиться все царские иконы, и поэтому для них было устроено особое помещение. Существовавшая при Московском дворце Образная Палата служила для хранения икон, а также и других священных предметов и книг, принадлежащих государю и членам его семейства. Из этой Палаты образа, кресты и проч. брались по мере надобности в дворцовые приказы, Оружейную Палату, во дворец и в придворные церкви. В царствование Алексея Михайловича Образная Палата представляла собою громадный и превосходный музей памятников православной иконографии и искусства, равного которому по богатству в настоящее время нет в России и даже на всем православном Востоке. Это ясно видно из издаваемой нами описи Палаты, приблизительно от 1669 (7177) г. Составлена опись и скреплена по листам дьяком Мастерской Палаты Иваном Чаплыгиным. Хранится она в Московском Отделе Общего Архива Министерства Императорского Двора по оп. 34 (152а), но, к сожалению, уцелела не вполне, именно – не достает первых 16 листов. Всего в ней 214 листов; разделена она на 22 главы: 1 гл. – 1–4 лл., 2 гл. – 5–12 лл., 3 гл. – 13–20 лл., 4 гл. – 21–58 лл., 5 гл. – 59–72 лл., 6 гл. – 78–86 лл., 7 гл. – 87–101 лл., 8–9 гл. – 102–111 лл., 10 гл. – 112–119 лл., 11 гл. – 120–133 лл., 12 гл. – 134–142 лл., 13 гл. – 143–160 лл., 14 гл. – 161–172 лл., 15 гл. – 173–176 лл., 16–18 гл. 177–206 лл., 19–20 гл. – 206 об. – 209 лл., 21 гл. – 210 л., 22 гл. – 211–214 лл. Главы 13–15 заключают в себе перечень книг рукописных и печатных, которые находились в Образной Палате. Как видно из рассматриваемой рукописи, опись Образной Палаты была производима и раньше 1669г., именно в 7160г., 1651–2 гг. Главное богатство Палаты составляли иконы, – они были в серебряных и золотых, басемных и сканных окладах, или без них. Риз, покрывавших всю икону и тем безобразивших ее, здесь не было. Письмо на иконах было – греческое, грузинское и русское, последнее царских и других иконописцев. Число икон было очень велико. В описи нередко указано происхождение икон, откуда они поступили в Палату. Многие иконы были поднесены государю и членам его семейства или служили им благословением. В рукописи мы, между прочим, читаем: образ Богоматери Казанской в Палату . . Образ . (Перечень следующих затем икон дает косвенное указание на монастыри, которые подносили их, напр., Иосифа Волоцкого , Макария Калязинского, Евфимия Суздальского, Антония Сийского, Дмитрия Вологодского Прилуцкого, Соловецких чудотворцев и т.д.). Иконы взяты из царских хором. Образом Спаса Вседержителя . Образом Пречистой Богородицы Казанская . Иконою Воскресения Христова .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

х) Древнейшие книги, упоминаемые в священном Писании ветхого завета (лл. 128–129). λ) Σχλια ες τς παροιμας (лл. 130–131). μ) Выписка из «Thesaurus temporum. Lugd. Batav. CIOIOCVI, стр. 318 (лл. 132–133). ν) Варианты паримий по рукописным греческим минеям афонско-русского монастыря и ватиканской (лл. 135–137). ξ) Περι ναγνωσμτων. О чтениях из ветхого и нового завета в христианских церквах на востоке и западе (лл. 139–172), – статья, взятая, по всей вероятности, из какого-нибудь печатного издания. о) «Представление митрополита Московского о тексте 70 толковников. 1845 г.» (лл. 164–189), – секретная записка митрополита Филарета. π) " Αναγνσματα, а над этим написано: «Критика библейская» (л. 193). р) О священном Писании (лл. 194–196, 211). σ) 4 листа (лл. 198–201), на которых на 2-х столбцах представлены разночтения в изданиях свящ. Писания восточных греческих рукописных и печатных и русском; 1-й столбец носит заглавие: «Слово Божье во вселенской церкви», 2-й – «Слово Божье в синодальной лавочке». В конце преосвящ. Порфирий сделал такое P.S . «Сличение кончено 28 мая 1870 г., по просьбе благочестивого болярина Андрея Николаевича Муравьева в богоспасаемом граде Киеве». τ) Выписки из Histoire des trois premiers siècles de l " église, t. II (л. 202–204). υ) Составители канона новозаветных книг (лл. 206–209). φ) Из слова о жизни св. Григория чудотворца о символе веры (лл. 210–211). χ) У евреев алфавиты (по Хвольсону). – (л. 214). ψ) Лучшее чтение 70 толковников (лл. 215–216). ω) К критике св. Писания (лл. 220–223); – выписки из Novi Testamenti, изданного К. Тишендорфом в Лейпциге, в 1844 г. αα) Подлинность евангелий (лл. 224–229). ββ) Библейская хронология (лл. 230–240). γγ) История евангельского текста в Малой Азии и Сирии (л. 241), Палестине (лл. 242–243), Египте (л. 244), Греции, Фессалии, Епире и Македонии (244 б –245), во Фракии и у Славян (лл. 245 б –246). «Иов или Судьбы Божьи непостижимы в раздании счастья и несчастья», – в одной книге (IVБ3), состоящей из 150 листов в 8-ку, четко и чисто писанных. Это пересказ в стихах содержания книги Иова. Чей это труд, не сказано, – но мне кажется, судя по почерку, что он принадлежит о. Порфирию и относится к самому раннему времени его литературной деятельности. На первом листе только отмечено другой рукой: «Из библиотеки Гавр. Нектарова. 26-го мая 1838 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

б) Διταξις τς εροδιακονιας. Migne, PG, t. 154, col. 745–766. Устав божественыя службы: како достоит священнику с диаконом служити. – 1) ГИМ, Синод., 346 (892), Служебник, XIV в., лл. 2–9 (без конца); 2) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 732, Служебник, XV в., лл. 2–7 об.; 3) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 864, Требник, XV в., лл. 96–115 об. (без конца); 4) ГИМ, Синод., 376 (268), Требник и Служебник, кон. XV в., лл. 7–24 (под названием: «Устав божественных служеб. Творение Филофеа патриарха Цариграда. Списажеся се смиреным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном»); 5) ГИМ, Синод., 350 (606), Служебник новгор. архиеп. Евфимия, XV в., лл. 99 об.–120; 6) БАН, 32.2.3 (Сев. 266), Служебник, 2-я пол. XVIII в., лл. 1–20 об.; напечатан по славяно-русскому Служебнику Ватиканской библиотеки, 14, конца XIV–haчaлa XV в. в кн.: Н. Ф. К р а с н о с е л ь ц е в. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань 1885, стр. 172–194. 2. Учительное Евангелие (сборник воскресных и праздничных поучений различных авторов, главным образом Иоанна Златоуста ). 71 – 1) ГИМ, Увар. 297 (55), Евангелие Учительное, нач. XV в.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 99 (6), Евангелие Учительное, XV в.; 3) ГПБ, ОЛДП, 90, Учительное Евангелие, 1464 г.; 4) ГПБ, Кир.-Белоз., 134/1211, Сборник патристический, нач. XVI в., лл. 1–96; 5) ГИМ, Синод., 209 (76), Собрание поучений, XVI в.; 6) ГБЛ, ТСЛ, 100 (2), Учительное Евангелие, 1524 г. (другой перевод); 7) ГИМ, Синод., 210 (59), Собрание поучений, XVI в.; 8) ГПБ, Соловецк., 371 (155), Учительное Евангелие, XVI в.; 9) ГПБ, Соловецк., 372 (156), Учительное Евангелие, XVI в.; 10) ГПБ, Соловецк., 373 (157), Учительное Евангелие, XVI в.; 11) ЦГИА, ф. 834, оп. 4, 1441, Поучение, серед. XVII в.; 12) ГИМ, Синод., 211 (75), Собрание поучений, XVII в.; 13) ГИМ, Синод., 212 (408), Собрание поучений, XVII в. 3. Предание к ученику. Святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофея предание к своему его ученику, еже како внимательне седети в келий с сущими своими послушниками. – 1) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Патерик скитский с прибавл., XV в., лл. 318–320 об.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 756 (1637), Сборник, XV в., лл. 19–24 об.; 3) ГПБ, Q.I.738, Псалтирь с восследованием, XV в., л. 15 об.; 4) ГИМ, Увар., 205 (61), Авва Дорофей , XV в., л. 171; 5) ГПБ, Кир.-Белоз., 26/1103, Сборник («Иларион Великий»), 1-я пол. XV в., лл. 29–35 об.; 6) ГПБ, Кир.-Белоз., 101/1178, Сборник, XVI в., лл. 97 об.–112; 7) ГПБ, Кир.-Белоз., 25/1102, Сборник («Ниловы главы»), XVI в., лл. 383–387; 8) ГПБ, Кир.-Белоз., 29/1106, Сборник нравоучений, XVI в., лл. 73–80 об.; 9) ГПБ, ОЛДП, Q.661, Сборник, XVI в., лл. 425–433; 10) ГИМ, Воскр.-Новоиерус, 76, Сборник, XVI в., лл. 376–383 об.; 11) ГБЛ, ТСЛ, 799 (1927), Нил Сорский , нач. XVII в., лл. 156–178 об.; 12) ГПБ, Соловецк., 398 (85), Главник, XVII в., л. 115. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

феодора Едесского (лл. 1–12) и слова Максима грека , конца XVI века. Оглавления в рукописи нет, но на некоторых словах есть нумерация их. Первым помещено слово «на Моамефа» (лл. 13–59, без порядкового обозначения), далее о исправлении книг руских (лл. 60–102, помечено «11»), слово о победе над крымским ханом в лето 7049 (лл. 102–114, без нумерации), слово 2 на Моамефа и о кончине века сего (лл. 115–130), отвещательно о книжном исправлении (лл. 130 об. – 141, «12»), какие речи рекл бы убо к Съдетелю всем епископ Тферскый (лл. 141–157), на еллиньскую прелесть (лл. 157–171, «6»), без начала (172–190), на Николая немчина (лл. 190), на Исака жидовина (лл. 190 об. –194, «18»), самовидца мучению (лл. 194–197, «19»), о рождестве И. X. (лл. 197–211, «5»), на еллинскую прелесть (л. 211, «6», тоже, что на лл. 157 и след., здесь, 211, только начало его). Вероятно рукопись составлена из нескольких разбитых рукописей, содержавших слова Максима грека . (Всего здесь около 13 слов). 6 Февраля 7113 года продана Тимошкою Карповым Дмитрию Патрикееву. Сказания о Максиме греке никакого нет. См. Описание ркпп. графа Толстого стр. 490–491. 202) Ркп. F. I, 250 (– т. с. отд. I, в л., 190). Слова Максима грека , конца XVI или начала XVII в. По оглавлению 59 глав, на самом деле в ркп. только 56 (последния три главы, вероятно, оторваны, не сохранились). Помет владельцев никаких нет. Сказания о Максиме греке нет. См. Описание рукописей, стр. 109–116. 203) Ркп. Q. I, 219 (– т. с. отд. II, в 4-ку, 241). Слова Максима грека , XVI и XVII вв., по оглавлению 87 глав. Первые 55 глав писаны одной рукой, остальные другой. Помет владельцев никаких нет. Сказания о Максиме греке нет. См. Описание рукописей, стр. 390–400. 204) Ркп. F. I, 425. Слова Максима грека , поморского письма 1721 г., на 583 лл. Списана была из «малой» книги Максима грека в 77 глав, другой – Троице-Сергиевой лавры в 115 глав и иных. В начале сказание о Максиме греке – «осмой убо тысящи наставши» (лл. 5–8, см. выше стр. XXX-XXXVIII), лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

а) Св. Епифания Кипрского вторая книга об ересях (из журнала «Творения св. отцов в русском переводе», год 22-й, кн. 5 и 6. М. 1865); – лл. 74–84. β) « ποσημεωσις χρονογραφικ (из рукописи 835 года вышеупомянутого евангелия); – лл. 86–89. γ) Из Панфекта, хранящегося в библиотеке свято-гробского монастыря в Иерусалиме. – Хронологический перечень событий хронографического характера на греческом языке (лл. 89 б –91). δ) Рассуждение о «годе Рождества Христова» (лл. 94–95). ε) Замечания о египетских и римских месяцесловах (лл. 96–102). ζ) Рассуждение о календаре (лл. 104–106). κ) » Μηνολγια παλαι. Древние месяцесловы, извлеченные из рукописей, хранящихся в библиотеках на Синае, Сионе и Афоне " (лл.109–153). Здесь приведены следующие месяцесловы: а) из пергам. рукописи VII (Х?) в. Евхология, писанного каким- то Николаем (об этом см. у преосвящ. Порфирия Первое путешествие в афонские монастыри и скиты. II, 1. Киев 1877, стр. 456; кроме того об этой рукописи см. Отчет Публ. Библ. за 1883, стр. 85–88); рукопись принадлежала о. Порфирию (л. 109), b) из золотописного евангелия Χ-XI в., хранящегося в Синайском монастыре (Gardthausen, Catalogus codicum graecorum Sinaiticorum. Oxonii. 1886, стр. 40–41, 204; Кондаков, Путешествие на Синай в 1881 году. Одесса 1882, стр. 129–132), с) из синайского рукописного на пергамене в 4-ку евангелия, X века, списанного со старого иерусалимского кодекса (лл. 112–123); d) из такой же рукописи того же века (лл. 124–129); е) параллельно 2 месяцеслова: один по рукописи X века Паримейника из книги Бытия и Пророков в солунском монастыре Влантион (Чауш), а другой по такой же рукописи 1054 г., принадлежавшей преосвящ. Порфирию из Богородичного монастыря Каламина (Отчет Публичной Библиотеки за 1883 г., стр. 81), f) «Месяцеслов, приложенный к рукописному греческому евангелию, написанному на пергамене, в XI веке, и хранящемуся в доме митрополита Вифлеемского», – выписки на 5-ти листках из записной книжки (лл. 133–138), и затем следует самый месяцеслов (лл. 141–153). λ) Греческое рукописное евангелие, принадлежащее Предтеченской церкви г. Керчи (лл. 154–165), с приведением месяцеслова, в котором указываются дни евангельских чтений. – Статья эта написана не о. Порфирием, а А.К. в Симферополе, в 1878 г., и списана, несомненно, с печатного издания. μ) Календарные таблицы, заимствованные из сочинений разных лиц (лл. 167–170): a) Calendrier assyro-chaldéen, b) Attische Monate und Feste, с) Французские таблицы месяцев у разных народов. ν) Месяцы еврейские (лл. 171–172). ξ) Calendrier romain pour la lecture des auteurs latins, bulles, diplomes et autres actes (лл. 173–175).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Лавров А.Е. Предполагаемая реформа церковного суда. Спб., 1873-74. Т.1,2. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения. С.225. Горчаков М.И. Рецензия на изд. Мнения епархиальных преосвященных, относительно проекта преобразования духовно-судебной части. Т.1. Спб., 1874//Сборник государственных знаний под ред. В.П.Безобразова. Т. II. СПб., 1876. С. 13. Елагин Н.В. Белое духовенство и его интересы. СПб., 1881. С.87. Этот конфликт ярко проявился на съездах духовенства в 1917 гг. - см. Леонтьев П.Я. Революция в церкви: съезды духовенства и мирян в 1917 г.//Церковь в истории России. Сб. 2. М., 1998. С. 232-237. Смолич И.К. Русская церковь во время революции.: с марта по октябрь 1917 г. и Поместный Собор 1917/1918 гг.//Смолич И.К. История русской церкви.Ч.2. (Книга 8) М., 1997. С.727. Журналы и Протоколы Заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. (далее ЖПЗПП ) СПб., 1906. Т.1. С.558. ЖПЗПП. Т.1. С. 614. ЖПЗПП. Т.1. С. 653. РГИА Ф.796,оп. 445, д. 226, 1916г.лл.114. РГИА Ф.796, оп.445, д.238 Заседания 4 Отдела Предсоборного Совета. Журналы заседания, церковный судебник, проект церковно-карательного устава и др. материалы; начато июнь 1917, лл.235. РГИА, Ф.796, оп.445, д.238 лл. 150-228. Протоколы заседания Отдела о церковном суде. ГАРФ, ф. р-3431, д. 258. Л. 3об. ГАРФ, ф. р-3431, д. 258. Лл. 9-9об. Там же. Л.11. Там же. Л. 28. ГАРФ, ф. р-3431, д. 258. Лл.101. Там же л. 106. ГАРФ. ф.Р-3431. оп.1. д.263 лл.25-31. ГАРФ. Ф.3431 д.258. л. 102. Там же. Л. 102-102 об. ГАРФ. ф. Р-3431. д. 152. Л. 25-27. Деяние 151. Т.10. С.242. ГАРФ. ф. Р-3431. 152 Л. 33. Деяние 151. Т.10. С.246. ГАРФ. ф. Р-3431. 152. лл. 41. Деяние 151. Т.10. С.249. ГАРФ. ф. Р-3431. 152. лл. 41 Деяния. Т.10. С. 250. ГАРФ. ф. Р-3431. 152. лл. 41.Деяние 151. Деяния. Т.10. С.251. ГАРФ. ф. Р-3431. 152. лл. 41.Деяние 151. Деяния. Т.10. С.251. ГАРФ. ф. Р-3431. 152. лл. 41.Деяние 151. Деяния. Т.10. С.252. Там же. лл.43-44. Деяние 151. Деяния. Т.10. С.252. Деяние 152. лл.49-57. Деяния. Т.11. С. 16-18.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

Афанасия, а затем монастырей Ксенофа, Дохиара, св. Павла, Кастамонита, Симопетра, Григориата и Ватопеда; в ней находится: α) «Книгохранилища в монастыре св. горы Афонской в 1744 году (из путешествия о. Василия Барского»), – извлечено из академическ. издания (лл. 2–9). β) «Приписки в книгах о разных событиях на св. горе Афонской» (черновой список); – лл. 10–26. γ) Надписи в некоторых афонских монастырях (лл. 30–31). δ) «Каталог замечательных рукописей греческих и славянских, хранящихся в библиотеках афонских монастырей, скитов и келий, составленный архимандритом Порфирием Успенским в 1858 году» (лл. 34–59). ε) Выписки из некоторых рукописей библиотеки протата (лл. 66–79), с приведением в конце (л. 80) снимка с рукописи X в. Синодальной библиотеки. ζ) Библиотека протата. Вместо этого заглавия было: «Каталог греческих рукописей и панфекты библиотеки протата», но последнее зачеркнуто, а под ним написано: «печатай» (лл. 81–112); здесь не только описаны рукописи, но и приведены из некоторых отрывки и сделаны сравнения между текстами. η) " Библиотека лавры« (лл. 115–137), а после этого написано: «печатай», а ниже: «Даю семь тысяч на печатание всего Афона» (л. 114). В конце описания (л. 136) записано: «Благодарение Богу! Он помог мне переделать этот список для печати. 25 октября 1869 г. в Киевомихайловском монастыре». Далее следует черновая описания (лл. 140–156), сделанная в 1861 г. на листах конторского формата памятной книги. γ) Каталог лучших рукописей в библиотеке монастыря Дохиарского (лл. 159–177). За этим следует черновая описания библиотек монастырей Ксенофа и Дохиара (лл. 180–199). δ) «Каталог замечательных рукописей в Ксенофском монастыре» (лл. 201–216)», а ниже этого отмечено: «печатай», ε) Библиотека монастыря Святопавловского(лл. 219–226) . ζ) «Замечательные рукописи в монастырях Кастамонитском, Симонопетрском, Григориатском, Дионисиатском и Святопавловском» (было: Ставроникитском); – лл. 230–237. η) «Каталог рукописей в библиотеке Ватопедского монастыря» занимает почти половину книги (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава 24. Послание того же Кирила чюдотворца ко князю Андрею Дмитриевичю/лл. 211–213/. Глава 25. Грамота духовная того же Кирила чюдотворца/л. 213-об./. Глава 26. Месяца марта 1. Память преподобнаго отца нашего Иоанна Безмолвника, иже в лавре святого Савы преже епископ/л. 215-об./. Глава 27. Майа 24. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Симеона, иже на Дивней горе чюдотворца/лл. 215 об.–258 об./. Глава 28. Сказание о Феофиле, патриарсе александрыстем, и о смерти его, и какова кончина бывает уповающим на тленное богатство, и како Кирил Философ прокля Иоанна Златаустаго и книги его сожже, и паки Пречистая смири их по смерти Иоанна Златаустаго/лл. 259–260 об./. Глава 29. Генваря 18. Житие и страдание иже во святых отца нашего Афанасия, исповедника Александрийскаго/лл. 260 об.–284/. Глава 30. Преподобнаго отца нашего Зосимы беседы душеполезны о ярости, списаны учеником его Калистом/лл. 284 об.–300/. Глава 31. Сказание Феофилакта, архиепископа болгарскаго, о непостижимем, беседа 5-я/лл. 300 об.–310/. Глава 32. Того же архиепископа Феофилакта болгарского о непостижимем, беседа 6-я/лл. 310–315 об./. Глава 33. Видение Косьмы мниха, страшно и зело полезно/лл. 316–319/. Глава 34. Июля 3. О блаженом Афанасии чюдотворцы, иже по обители Тронанове/л. 319 об./. Глава 35. О авве Филороме/лл. 319 об.–320/. Глава 36. Майа 8. Память святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, еже есть наперьстение и собрание манне/лл. 320–321/. Глава 37. Июля 4. Память, иже во святых отца нашего Андрея, архиепископа Крита Иерусалимскаго/л. 321-об./. Глава 38. О начале месяцех весненых, сиречь что и како наричется месяц март/лл. 321 об.–322/. Глава 39. Собор на Максима Грека Святогорска/лл. 323–355 об./. Глава 40. Изложение совещательных глав к царю Иустиану, сложенных Агапитом, диаконом святейшая Божия церкви, их же начаток стихов сице имеет: божественейшему и благочестивейшему царю нашему Иустияну Агапит, меньший диякон/лл. 356–363/. Главы 7, 8, 18, 19, 20, 21 являются произведениями Максима Грека ; главы 3, 4 – переводы Максима Грека .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010