«Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7, 18 ). От житейской злободневности Он переходит к главному, говорит о лжепророках и лжемессианстве, устанавливая критерий (признак) истинности: Мессия говорит от имени Отца, а лжемессия будет говорить свое, человеческое. В ответ на усилия лукавых современников внести путаницу в ясные отношения, Он говорит: «Воздайте кесарево кесарю, а Божье Богу» ( Мф.22, 21 ), и перед этой сверхчеловеческой силой различения умолкает лукавство вопросителей. Искусственное, сознательное смешение есть лишь прикрытие, есть маска для злого делания: «Как можете вы говорить доброе, будучи злы» ( Мф. 12, 34 ). Какая сила предостережения звучит в словах: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» ( Мф. 7, 15–16 ). Ни в одной книге, кроме Евангелия, нет такого противоположения и разграничения добра и зла, истины и лжи, света и мрака. Евангелие – органон различения, единственный и непревзойдённый. Следуя традиции Учителя, ап. Иоанн говорит о «различении духов». Он разоблачает современную ему мимикрию «волков в овечьей шкуре»: «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти; такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собой, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились» ( 2Ин. 1, 7–8 ). Последние три века до P. X. были временем небывалого смешения народов, языков, культур, обычаев и религиозных культов. Мирно уживались рядом греко-римский натурализм, аполлонизм, дионисизм, элевсинские мистерии и кабиризм, герметизм и митраизм. Центрами сделались Рим и Александрия. После похода Александра Великого в Индию открылся доступ в Азию, и через эти «львиные ворота» хлынула в Переднюю Азию, Северную Африку и на Запад волна восточной теософии, ставшая цементирующим началом. Философский эклектизм и религиозный синкретизм были всегда и во все времена свидетельством упадка духовной культуры. Так было и на этот раз и, казалось, что Истина навсегда покинула землю. В мистикопатическую, синкретистскую, филотеософскую атмосферу всеобщего гнилого мира был втянут и еврейский народ в лице не одного только Филона. И вдруг раздался голос Галилеянина:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Пифия вдыхала пары исходящие из недр земли и жевала лист священного лавра. Таким образом, наркотический эффект был двойным. Точно так же на Востоке широко распространено ежедневное использование наркотических средств. В Элевсинских мистериях использовался паразитический микроорганизм ячменя, который имеет эффекты, аналогичные эффектам ЛСД (известный «расширитель» сознания, который использовали хиппи в 60–70-х годах, производящий акустические, слуховые и зрительные галлюцинации). Многие йоги и оккультисты, с которыми я был знаком, употребляли подобные вещества. В какой-то момент, разговаривая о необычных переживаниях, посредником которых являются наркотики, масон Демосфен сказал мне: «Непосвященным опасно их принимать, так как они вступают в контакт с духовными силами, с духовными существами, которые могут свести их с ума и уничтожить». Конечно, все выше представленное, выявляет конкретную сторону проблемы, не исчерпывая её. Основной вопрос остается: Чем или кем является божество, которое овладевает оракулом и говорит через него? Ответ, совершенно ясно дается нам в Священном Писании . Святые апостолы Павел и Сила по наущению Святого Духа пришли проповедовать в Македонию. Они находились в Филиппах, древнем городке, расположенном вблизи сегодняшней Кавалы, где произошло следующее событие: Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам ( Деян. 16, 16–19 ). Следовательно, оракулы действительно находятся во владении определенного духа, отличного от Святого Духа. Следуя заповеди Христа – бесов изгоняйте ( Мф. 10, 8 ) – Апостол прогнал демона, который жил в этой служанке.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Несмотря на отсутствие прямых свидетельств, есть данные косвенные, позволяющие сделать частичную гипотетическую реконструкцию того, что происходило на мистериальных действах. Информацию, касавшуюся различных сторон Элевсинских мистерий, можно найти в трагедиях Эсхила (который, кстати говоря, едва не поплатился за это своей жизнью), Софокла и Еврипида, в сочинениях Нонна Панополитанского, Павсания, Аполлодора, Евсевия Кесарийского , Диодора Сицилийского, Плутарха, Цицерона и некоторых других авторов. Идеологической основой, своеобразным духовным стержнем Элевсинских мистерий был миф о Деметре и Персефоне , который описан в Гомеровом гимне «К Деметре» 583 . Согласно мифу Персефона, дочь Деметры, вместе с подругами безмятежно гуляет по лугу и собирает цветы, как вдруг земля разверзается и на золотой колеснице, запряжённой конями, появляется бог подземного царства Аид (почитался в Риме как Плутон). По наущению и с согласия Зевса он хватает Деву и увозит её в своё царство. Испуганная Персефона отчаянно зовёт на помощь своего отца – Зевса, но её крик слышат только Гелиос – бог солнца и Геката – богиня ночного мрака. Девять дней Деметра тщетно ищет свою дочь, заглядывая в каждую пещеру и под каждый камень. Гимн содержит множество важных подробностей, характеризующих состояние скорбящей Деметры. Скитаясь по всему миру, Деметра всё это время не прикасалась к пище богов – амброзии, она постилась, шла вперёд, движимая гневом и болью утраты, распустив волосы и неся перед собой факел. Впоследствии все эти детали оказали огромное влияние на формирование внешней, ритуальной стороны Элевсинских мистерий. Деметра в отчаянии вопрошает Гекату и Гелиоса, не видели ли они случайно её дочь. Бог солнца сообщает ей, что Зевс решил выдать Персефону замуж за своего брата Аида. Деметра разгневана и обессилена. Она отказывается возвращаться на Олимп. Под видом старушки Деметра приходит в Элевсин – город в 20 километрах от Афин – и садится у Колодца Дев. Её замечают дочери царя Келея и подходят к ней. Богиня представляется им как Доя, сбежавшая от торговцев рабами, похитивших её и отвёзших на Крит.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Рис. 70. Элевсин. «Колодец дев». Фото автора Что же происходило за закрытыми воротами святилища? Сведения об этом крайне отрывочны и имеют косвенный и даже зачастую полемический (христианский) характер. В силу недоступности сведений о мистериях учёных – и древних, и новых – всегда волновал вопрос: было ли в Элевсинских мистериях ещё нечто, кроме торжественных ритуалов, реактуализирующих и обыгрывающих вновь и вновь миф о Деметре и Персефоне? Стояло ли за этой «игрой» собственное учение, дававшее участникам, прошедшим последнюю степень инициации, некое тайное, сакральное знание? Некоторые учёные были склонны полагать, что мистерии Деметры сводились лишь к ритуалам и что участвовавшие в них выносили из мистерий лишь то, до чего сами смогли додуматься: каждый сообразно с собственными умственными и душевными способностями мог объяснить себе смысл всех обрядов 592 . Но всё же мистерии Элевсина не ограничивались лишь обрядами и их истолкованием. О том, что через совершаемые ритуалы проводилось некое сакральное учение, «освещавшее те запросы мысли древнего эллина, на которые не давала решения общая, всем открытая народная эллинская религия» 593 , свидетельствуют многие античные авторы. Пиндар с восторгом пишет: Блажен, кто сошёл под землю, Увидев, что он увидел: Ведом ему жизненный конец, Ведомо дарованное от бога начало 594 . Софокл свидетельствует: Блаженны трижды смертные, что узрят Тех таинств непорочных благодать И уж затем в Аидову обитель Сойдут. Одни в ней жизнь они обрящут, Всем прочим в ней лишь горе суждено 595 . Знаменательны и слова Платона в диалоге «Федон»: Сошедший в Аид непосвящённым будет лежать в грязи, а очистившиеся и принявшие посвящение, отойдя в Аид, поселятся среди богов 596 . Древнегреческий историк Луций Флавий Арриан сообщал в записанных им «Беседах Эпиктета», что целью установления древними Элевсинских мистерий было не что иное, как воспитание и исправление образа жизни людей 597 . О нравственном значении мистерий, об их облагораживающем влиянии на жизнь человечества говорят и другие авторы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В XI таблице эпоса о Гильгамеше говорится о том, что бессмертие содержит в себе растущий на дне моря цветок вечной молодости. В IX таблице этого же эпоса при описании волшебного сада Шамаша упоминается каменная роща с плодоносящими сердоликом и лазуритом, а в мифе об Адапе бог небесный бог Ану предлагает главному герою хлеб и воду жизни. См.: Ancient Near Eastern Texts… P. 40; 96; 89; 102. 36. О пессимизме древнеближневосточного взгляда на человека см.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. T.I. От каменного века до элевсинских мистерий. С. 75–81. 37. См. Кураев А., диак. «И отделил Бог…» (Мотив разделения в Библии).//Альфа и Омега. М., 1995. С. 45–48. 38. Merriam-Webster’s Encyclopedia of World Religions: An AZ Guide to the World’s Religions. Cons. ed. W. Doniger. Springfield, 1999. P. 288; Espin O.O., Nickoloff J.B. An Introductory Dictionary of Theology and Religious Studies. Collegeville, 2007. P. 35. 39. Гордон С. Ханаанейская мифология.//Мифологии древнего мира. Пер с англ. Отв. ред. В.Я. Якобсон. М., 1977. С. 200–201. 40. Грей Д. Ханаанцы… С. 157–158. 41. См.: Clemens R. Henotheism.//The Westminster Dictionary of Christian Theology. Ed. by A. Richardson and J.Bowden. Philadelphia, 1983. P. 248–249. 42. Тем не менее верховные божества Вавилона, Египта и Угарита, по мнению Мирча Элиаде, демонстрируют некоторые черты сходства с deus otiosus, см. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. T.I. От каменного века до элевсинских мистерий. С. 58; 143; 366. 43. Eliade M. The Quest: History and Meaning in Religion. Chicago-London, 1984. P. 47–48; 81–82. 44. О религиозной реформе Эхнатона см.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. T.I. От каменного века до элевсинских мистерий. С.101–104; Luckert K.W. Egyptian Light and Hebrew Fire: Theological and Philosophical Roots of Christendom in Evolutionary Perspective. New York, 1991. P. 107–109. Сайт МДА . Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/biblejskoe-otkrovenie-l...

§ XX. Об Элевсинских мистериях    И что удивительного, если этруски, варвары, посвящаются в гнусные таинства в честь этих ужасных событий, когда и у афинян, и во всей Элладе мифология, касающаяся Деметры, полна позора, о котором даже говорить стыдно. Ведь Деметра, блуждая в поисках дочери Коры, сильно устает и садится удрученная, на колодец в Элевсине (это местность в Аттике). Делать это до сих пор запрещается посвященным, дабы не казалось, что они подражают горюющей богине. А жили в Элевсине тогда землеродные. Имена им Баубо, Дисавл, Триптолем, а еще Евмолп и Евбулей. От них происходит афинский род Евмолпидов и Кириков. Баубо же (не премину сказать об этом), приняв гостеприимно Деметру, предлагает ей кикеон. Когда та отказалась взять и не пожелала пить, так как была печальна, Баубо, огорчившись, словно ее обидели, задирает подол и показывает богине срам. Деметра же радуется зрелищу и отведывает напиток, насладившись увиденным. Это и есть мистерии афинян. § XXI. Об Элевсинских мистериях (продолжение)    Это и Орфей описывает. Приведу тебе сии его слова, дабы ты имел мистагога в качестве свидетельства бесстыдства:     Так изрекла и, одежды подняв, показала Деметре    То, что показывать стыд не велит; был Иакх там малютка.    Этого Иакха, смеясь, теребит под подолом рукою.    Тут улыбнулась богиня, улыбкою сердце согрела    И приняла благосклонно сосуд, где напиток был налит.    Имеется и пароль Элевсинских мистерий: Я постился, пил кикеон, получил из корзины («кисты»), потрудившись, отложил в лукошко («калатос») и из лукошка в корзину. Прекрасное и подобающее богине зрелище! § XXII. О тайных символах мистерий    Посвящения, достойные ночи и огня, и многомужественного, скорее же многосуетного племени Эрехтидов, а также и остальных эллинов, которых ждет после кончины то, чего они не ожидают. Кому пророчествует Гераклит Эфесский? Странствующим по ночам, магам, вакхантам, вакханкам, мистам; им угрожает тем, что после смерти; им предсказывает огонь, ведь они нечестиво посвящаются в то, что у людей считается мистериями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Другие мистерии, несравненно более важные для развития религиозно-нравственного сознании Греков, были орфические, распространившиеся в Греции в VI веке до Р. X., около времени Писистрата и вошедшие в связь с культом Диониса. Существенное отличие их от элев синских мистерий заключается в том, что они не были народными религиозными учреждениями, как элевсинские. Между тем как последние охраняемы были народом и законодательством, как народная святыня, орфические нигде, ни в Аттике, ни в других местах, не пользовались покровительством законов, но только были терпимы правительством, как религиозные учреждения. Далее, элевсинские мистерии были религиозным институтом, который имел вид замкнутого общества, отделявшегося от остального общества, и святыня которого – литургические формы, священные обряды, песни и молитвы – не была открываема непосвященным; напротив религиозный мистический культ орфических мистерий доступен был и непосвященным в эти таинства и проникал различным образом, но беспрепятственно, в массу остального общества – непосвященных. В связи с этим стоит еще одно, весьма важное отличие орфических мистерий от элевсинских, заключавшееся в том, что в кругу первых, т.е. орфических мистерий, развилась обширная литература, не только с религиозным, но с спекулативным, с теокосмогоническим характером, и, можно сказать даже, развилось целое мировоззрение, которое в теоретическом отношении имело дуалистический, в нравственно-религиозном – аскетический характер (βαχεειν, βος ρφις). Поэзия приняла у Орфиков философский характер, и заняла средину между древней теологией и философией. Элевсинские мистерии действовали преимущественно на чувство, возбуждая в нем успокоительное чаяние блаженной будущности, орфические – вносили новые идеи, пробуждали в человеческом духе сознание его божественного происхождения и предназначения к вечности, но вместе с этим – сознание его падения и необходимости искупления. Чрезвычайная распространенность и продолжительность этих мистерий в течении целого ряда веков достаточно свидетельствует об исторической важности этого явления в греческой жизни, особенно если взять во внимание, что в александрийский период они сделались как бы нормой религиозной жизни греческого мира. 1 Мифическое лицо Орфея

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

На пятый день приходилась кульминация публичных ритуалов. Массовая процессия, включавшая в себя жриц со священными предметами в руках (сосуд с кикеоном и ветви мирта), мистов (младших жрецов) и неофитов с их наставниками, на рассвете выходила из Афин и направлялась в Элевсин по «Священной дороге». К полудню процессия пересекала мост через реку Кефисий. Процессию встречали люди в масках, которые поносили уважаемых граждан города. К закату путники с факелами входили во внешний двор святилища. Затем следовали ритуальные танцы и воспевания гимнов. Мисты с факелами в руках изображали скитания Деметры в поисках Персефоны при свете факела. На следующий день посвящаемые постились и приносили жертвы. Затем следовали тайные обряды – τελετα («посвящения») – и ночная инициация неофитов – ποπτεια («созерцание») –высшая ступень мистериального посвящения, к которой готовились в течение целого года. На следующий день совершались обряды с упоминанием покойных. На девятый же день процессия возвращалась в Афины. §4 Тайные действия и смысл Элевсинских мистерий Описав внешнюю сторону мистериальных действ, перейдём к внутреннему содержанию таинств, насколько только оно вообще поддаётся реконструкции. Тайнодействия совершались внутри священного комплекса, огороженного внешней стеной (см. рис. 69). Внутри находился двор, торговая аркада и булевтерий (здание совета), несколько жилых построек (вероятно, для жрецов), храм Артемиды, храм Персефоны (Коры), высеченный в скале. Рис. 69. Священный комплекс, ограждённый внешней стеной, внутри которого совершались мистерии. Современный макет. Фото автора Кроме того, особое значение для мистерий имели Колодец дев (см. рис. 70) (Каллихора), где согласно мифу Деметра оплакивала Персефону; Плутониум – небольшой храм, примыкающий дальней своей стороной к пещере, из которой, как считалось, Персефона ежегодно выходила из Аида, возвращаясь к матери; Телестерион (от греч. τλος – «священный обряд», «церемония», «кульминация», «предел», «высшая точка») – самый важный храм Элевсина, занимавший основное пространство комплекса; внутри Телестериона находился Анакторон (греч. νακτρον – букв. «царский чертог») – маленькое прямоугольное строение, состоящее из двух комнат, самое сакральное место Элевсинских мистерий, где хранились святыни культа и совершался главный акт, главное посвящение «великих мистерий».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

4 Тихо душа излетевши из тела нисходит к Аиду, Плачась на жребий печальный, бросая и крепость, и юность. (Илиад. XVI, 855). Душа Менетида, как облако дыма, сквозь землю С воем ушла. (Илиад. XXIII, 100). 12 Кадм из Милета около 540 г. до Р.Х.; Акусилай из Аргоса (более, впрочем, мифограф, нежели логограф (Clem. Alex. Strom. VI, 629); Гекатей из Милета (в начале VI в. до Р. X.); современник Геродота, Ферекид, занимавшийся более мифологией и генеалогией богов, нежели земными событиями; Харон из Лампсака (около половины V века до Р. X.), писавший о восточных странах; Гелланик митиленский; Ксанф лидиец, получивший греческое образование; Дионисий милетский и другие. (О них в Geschichte der griechischen Literatur, v. К. Otfried Müller, Breslau, 1857, Th. I. S. 468, sqq), Название логографов присвоил им Фукидид. 14 Xenophanes, fr. 7 (Sext. Emp. adv. Math. IX, 193). Clemens Alex. Strom. V, p, 601. Ed. Sylburg. Lutetiae Parisiorum, 1641. 17 Различные названия мистерий: μυστρια, ργια, (первое преимущественно для элевсинских, последнее для орфических мистерий); также τλη или τελετα; для обозначения собственно высшего посвящения; иногда πρρητα и ρρητα; у Римлянъ – initia. Название мистерий обнимает как внещннно сторону культа (посвящения, очищения, посты, песни, жертвы и прочие обряды, вообще τ δρμενα, quae fiebant), так и внутреннюю (феологическое и нравственное содержание культа: τ λεγμενα). Pausan. II, 37, 3. III, 22, 2. IX, 25, 6, 30, 6. Plutarch v. Solon. 9. 18 «Религиозные мистерии Греков имели чужеземное происхождение; родина их не в Египте; у нас ость блистательный единственный факт, открывающий их истинное отечество» (Индию). (Гр. Уварова, Исследование об элевсинских таинствах. Соврем. 1847 г. кн. 2, стр. 86). Этот единственный факт, указывающий на индийское происхождение мистерий, составляют заключительные слова элевсинских праздников (ονξ ομπαξ), имеющие, по исследованию Вильфорда (в V томе записок Азиатского Общества) санскритское происхождение. 19 Sainte–Croix, Histoire de la religion secrète des anciens peuples, Paris, 1774.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Мистерии праздновались в Элевсине на протяжении двух тысяч лет, вплоть до 392 г., когда были запрещены христианским императором Феодосием I Великим. Археологические находки свидетельствуют о том, что возникновение Элевсинских мистерий относится ко второй половине II тыс. до н. э. 586 : к раннему микенскому периоду, примерно между 1580 и 1500 гг. до н. э. Историк Диодор Сицилийский (ок. 90–30 гг. до н. э.) говорит о критском происхождении культа, указывая на то, что обряд, проводимый в Элевсине, был самым торжественным в ряду тех же мистерий, совершаемых в Кноссе на Крите, где «эти обряды передаются в соответствии с установленным обычаем открыто с древних времён, причём то, что в других местах передаётся как таинство, здесь совершенно не утаивают от желающих ознакомиться с ним» 587 . Посвящение было индивидуальным. В мистериях участвовали практически все жители Афин, кроме убийц, гетер, рабов и варваров, но даже и они иногда вопреки закону допускались к таинствам. Приезжали в большом количестве и жители других греческих полисов. Следует обратить внимание на то, что обряд посвящения в мистерии надо отличать от ритуала совершения самих мистерий, поскольку существовало несколько различных степеней посвящения в таинства. Был также особый чин посвящения для детей. Общедоступность Элевсинского культа (со временем даже начали принимать иностранцев) сделала мистерии поистине масштабным явлением, выходящим за пределы греческой ойкумены: национальные, языковые и культурные различия отступили на второй план, на первый же – выдвинулась идея общечеловечности. Как пишет замечательный отечественный филолог-классик Н.И. Новосадский, «в сознание эллинов проникла мысль, что те высшие блага, какие доставляло, по их мнению, посвящение в мистерии, не должны быть достоянием их одних, а всякого человека, к какой бы национальности он ни принадлежал» 588 . Первоначально участие в мистериях было бесплатным, но по случаю разразившегося очередного финансового кризиса в Афинах было решено взимать плату, размер которой, вероятно, колебался в разные периоды истории.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010