Что у древних ассирийцев употребляемы были посты, на это ясное указание находим в Библии (Ион. 3, 6). Празднованию мистерий Изиды и Озириса в Египте предшествовали каждый раз посты. О египетских жрецах известно, что они не только воздерживались от многих видов пищи - мяса (за исключением самых крохотных пташек), рыбы, лука, бобов, маиса, ячменя, но и при совершении важнейших религиозных церемоний предавались строгому воздержанию, длившемуся от семи до сорока двух дней. У греков постились члены мистериального служения и лица, вопрошавшие оракулов. Так, при вопрошении беотийского пещерного оракула Трифония полагался суточный пост. Прорицательница, дававшая ответы вопрошавшим оракула в Милете, приготовлялась к ответу строгим трехдневным постом, омовениями, уединенным пребыванием в святилище. Афинский праздник Фесмофорий предварялся совершением постов, причем афинские матроны оставались босыми и в траурных одеждах, ничего не ели и должны были сидеть на голой земле. Третий день Элевсинских мистерий проводился в посте; посвящаемые в Элевсинские таинства должны были перед временем принятия в число членов этого мистериального служения поститься от семи до девяти дней. Посвящаемые в таинства Кибелы тоже постились: им предписывался десятидневный пост. О римлянах Ливии сообщает известие, что они объявляли всенародные посты, если на них наводило ужас стечение необыкновенных явлений в природе или если того требовало указание Сивиллиных книг, на которые римляне смотрели с большим уважением. Переходим к иудейству. Здесь замечаем то явление, что как ни много ветхозаветный закон стремился пробудить в человеке чувства смирения и уничижения, постов, однако, в древнее время у иудеев было очень мало. Ветхозаветный закон установил всего лишь один всенародный пост, - имеем в виду так называемый " день очищения " ; в этот день, впрочем, требовалось от иудеев главным образом " смирение души " , начиная с вечера одного дня и до вечера другого (Лев. 23, 27.32). Несмотря на то, что закон Моисеев не предписывал постов в собственном смысле, позднейшая практика показывает, что у израильского народа посты встречались нередко - как частных лиц, так и общественные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Закрыть Церковный энтузиазм 29.05.2008 278 Время на чтение 9 минут Введение Что такое " энтузиазм " ? " Энтузиазм - сильное одушевленье, увлеченье, восхищенье, страстное обаяние, восторженность " . ( В.Даль. " Толковый словарь живого великорусского языка " .) " Энтузиазм - через нем., лат. из греч. " божественное вдохновение " . Энтузиаст - " исполненный божества " " . (М.Фасмер. " Этимологический словарь русского языка " .) В Древней Греции существовали так называемые " элевсинские мистерии " в честь бога Диониса (Вакха), участники которых доводили себя до исступления, транса путём разнузданного поведения, диких плясок, сексуального разврата, пьянства. Впадая в такое безумное состояние, они становились " энтузиастами " , " исполненными божества " (т.е. Вакха). Эти мистерии получили название " оргий " , " вакханалий " , в них находили выход подавленные эротические страсти. Таким образом, энтузиазм - это выход " вовне " , из себя, к " богу " . (Синонимы этого понятия: исступление, экстаз.) Это явление, в изменённом виде, хорошо нам известно по недавнему советскому прошлому, из которого мы все вышли, но не сумели полностью от него освободиться. По сути, вся сила Советской власти держалась на энтузиастах. Революцию делали энтузиасты, мечтавшие " разрушить старый мир до основанья, а затем... " . Колхозы создавались энтузиастами путём отбирания богатств (земли, скота, инвентаря, зерна) у имущих. В космос летели, в Ледовитом океане плавали, БАМ строили всё те же энтузиасты. Энтузиазм равнозначен экстенсивному способу хозяйства, жизни " вширь " , в противоположность интенсивному, " вглубь " . Чтобы было понятнее, приведём сравнение: интенсивная жизнь - это удобрение своего поля навозом, улучшение сельхозтехники, тщательная обработка каждого сантиметра земли. А экстенсивная - это быстренько выжать из земли все соки, истощить её и скакать на другой край страны поднимать целину, которая почему-то " залежалась " . Знакомая история, не правда ли? Советский энтузиазм построен на том же элевсинском " опьянении " , выходе к " богу " , имя которого - " светлое будущее " , коммунизм. Цель, оправдывающая все средства ( " мы будем бороться за мир во всём мире, даже если от мира камня на камне не останется " ).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Кризис веры в олимпийцев был очевиден и для римской власти, явно пытавшейся найти им замену или, по крайней мере, поддержать их угасавшее величие. В III в. на императорских монетах вместе с греко-римскими богами и обожествленными добродетелями (а то и вместо них) все чаще появляются новые сакральные символы – божества восточного происхождения и знаки солярного культа 22 . Такое соседство возникло благодаря чуткой реакции правителей Империи на религиозные настроения масс, ибо одним из главных веяний эпохи оказалось тяготение к древним культам восточного происхождения. Интерес к ним был неслучаен: людей, стремившихся обрести «истинную» и «надежную» веру, отнюдь не привлекало новое – в ту пору оно ни у кого не вызывало доверия. Панацею от жизненных и душевных невзгод большинство искало в забытой мудрости древних верований – местных, отеческих, и – восточных 23 , ибо в сознании человека античной эпохи глубочайшая древность всегда ассоциировалась с Востоком. Поэтому давно известные народам Империи культы Изиды, Осириса, Кибелы, Великой Матери, Митры, в которых одновременно проглядывала и восточная, и родная древность, приобрели в то время особую популярность, а изображения и сакральные символы этих богов оказались в орбите имперской религиозной пропаганды. Теми же причинами был обусловлен и расцвет древних мистериальных культов – Дионисийских, Элевсинских, Самофракийских и многих других 24 . Идея страдающего и посредством своих страданий побеждающего бога, общая для этих культов, оказалась в чем-то очень созвучна эпохе. В особых тайных обрядах мисты (посвященные) достигали единения с божеством, тем самым обретая уверенность в своей сопричастности его бессмертию. Сами мистериальные действа, окруженные таинственностью и доводившие их участников до экстаза, давали не только ощущение избранности, приобщенности к тайному знанию, но и крайне важную в тех условиях эмоциональную разрядку. Хотя мистериальные культы аккумулировали в себе важнейшие религиозные устремления эпохи, они не могли играть роль универсальной массовой религии, способной заменить веру в уходящих богов, ибо были подчеркнуто элитарны. Посвящение в мисты стоило очень дорого и позволить его себе мог далеко не каждый, поэтому в простонародной среде развернулись самостоятельные поиски истинного божества. Это народное богостроительство почти всегда довольствовалось «местным материалом». Долгое время оно сводилось к простому «перераспределению» божественности, однако в условиях кризиса в нем появились принципиально новые черты.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Здесь свт. Григорий показывает, что языческая религия и философия не имеют благодати, не дают человеку силы и средства для борьбы со злом, даже если и могут теоретически отличить добро от зла. Так, хотя жрецы и философы имели понятие о добрых нравах и даже читали нравоучения в своих школах, однако при этом ни слушающие, ни сами преподаватели не могли их исполнить. «И подлинно, не достойны ли удивления те, которые на словах строят города, каких на деле быть не может?; которые едва не кланяются, как Богу, величавым тиранам, и при своей надменности ставят овол выше богов? Одни из них учат, что вовсе нет Бога; другие – что Бог не промышляет о земном, но что все здесь влечется без цели и случайно; иные говорят, что всем управляют звезды и роковые созвездия, не знаю, кем и откуда управляемые, другие же полагают, что все стремится к удовольствию, и что наслаждение составляет конец человеческой жизни. А добродетель для них одно громкое имя... Иной из их мудрецов вовсе не разумел сего... его разум и столько не был очищен, чтобы мог взирать на свет истины, но, пресмыкаясь в дольнем и чувственном, не способен был представить, что-либо выше демонов, и рассуждать о Творце достойным Его образом» I, 81]. 144 Поэтому и «вышедший из такого училища, управляемый такими кормчими, когда вверили ему власть и почтили его саном, оказался столь злым» 81]. 145 Ибо, согласно их тайному учению, надобно, «чтобы философия и царская власть сходились вместе; но не для прекращения, а для умножения общественных зол. И первым делом его высокомерия и высокоумия было то, что он сам на себя возложил венец, сам себя почтил высоким титулом...» I, 81–82]. 146 Юлиан проникнут был духом языческих учений, поэтому характер и деятельность его выявляют сущность мистерий. В античный период наиболее известными были Элевсинские, Орфические, Дионисийские мистерии. Все они состояли из двух частей. С одной стороны, они имели общенародный характер, к участию в мистериях призывались все слои населения, с другой – мистерии носили характер тайных обществ, к участию в которых допускались только посвященные.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Но легенда эллинской жизнерадостности вообще не может быть признана истинной. Греки были гораздо выше, гораздо сложнее этого. Это богато одаренное племя, понимавшее как никто красоту жизни, было в то же время глубоко проникнуто гнетущим сознанием бренности этой преходящей красоты. Не будучи в силах решить задачу о тленности и бренности всего земного, эллинский ум отбрасывал от себя, в припадке жизнерадостности, мысль о видимой бессмыслице, которую представляет гибель прекрасного перед ничем не оправдываемой властью рока и смерти. Но когда эллин вдумывался в смысл жизни, она ему всегда представлялась в очень безнадежном виде. Даже у самого Гомера неизбежное царство Аида хоронило во мраке полубытия все великое, все прекрасное: «Лучше б хотел я, живой, как наемник работая, в поте хлеб добывать, чем в Аиде над мертвыми царствовать мертвым. Так говорит у Гомера высший идеал героя, любимец богов Ахиллес. И что такое боги Гомера? Какой справедливости ждать от них, когда они сами заражены всеми человеческими слабостями? Да и над ними властвует темная судьба – Мойра, безличный закон природы, которого они не могут преодолеть. Древнейший Гесиод (Гесиод (VIII-VII вв. до Р. X). – первый известный по имени древнегреческий поэт) смотрит на жизнь также невеселым взором, и для него она составляет лишь переход от золотого века к железному. Сознание ничтожности жизни есть глубоко эллинское воззрение, жившее вместе с тонким пониманием радостей ее. Именно соединение этих противоположностей характеризует эллинский дух. Потому-то эллинский дух неустанно искал Бога. Мистицизм имел большое влияние в Элладе. Так называемые мистерии разного рода, выражавшие стремления к единению с божеством, были рассеяны по всей стране, иногда связанные с учением орфизма, иногда в виде сельских праздников или спорадически занесенных чужеземных культов. Особенно священными считались Элевсинские таинства. Кроме того, были Самофракийские мистерии, Критские и ряд чисто оргиастических, связанных с культом Диониса – Вакха (он же Якх), в которых Дионис хранил еще свой восточный характер, но переработанный орфизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Глава 22 . Погляди, наконец, на самое их богослужение, на самые мистерии: ты увидишь печальный исход, смерть и погребение, скорбь и причитания о несчастных богах. Исида вместе со своим Киноскефалом и бритыми жрецами, скорбя и причитая, ищет потерянного сына 73 , и несчастные почитатели ее бьют себя в грудь, подражая злосчастной матери в ее печали; затем, когда младенец найден, радуется Исида, ликуют жрецы, похваляется Киноскефал, нашедший ребенка –и из года в год не перестают они терять найденное и находить потерянное. Разве не смешно оплакивать то, что чтишь, и чтить, что оплакиваешь? Эти священнодействия, некогда египетские, теперь стали римскими. Церера с зажженными факелами, опоясанная змеей, скитается в тревоге и тоске, ища похищенную и совращенную Либеру. Вот элевсинские мистерии 74 . А службы в честь Юпитера? Вскармливает его коза; ребенка похищают у голодного отца, чтобы тот его не сожрал; бренчат кимвалы Корибантов; чтобы отец не услышал детского писка  75 . О службе Кибеле на Диндиме неловко и рассказывать: она, безобразная и старая, как и подобает матери многих богов, не смогла соблазнить своего любимца, на горе себе ей понравившегося, и поэтому оскопила его; пусть евнухом будет и бог. Вот эта сказка и заставляет галлов чтить ее, увеча себя и превращаясь в полумужчин. Это не богослужение, а истязание  76 . А разве самый облик и вид наших богов не в позор им и не в поношение? Вулкан –хромой и увечный бог; Аполлон – безбородый, несмотря на свой возраст; Эскулап –с окладистой бородой, хотя он сын вечно юного Аполлона; зеленоглазый Нептун, сероглазая Минерва, волоокая Гера; у Меркурия – крылья на ногах, у Пана –копыта, у Сатурна – ноги в колодках. У Януса – два лица, как будто он ходит пятясь назад; Диана иногда высоко подпоясана как охотница, но в Эфесе у нее множество грудей и сосков; она внушает ужас, представ трехголовой и многорукой Тривией 77 . А сам ваш Юпитер? Его представляют то безбородым, то бородатым; у Юпитера – Аммона есть рога; Капитолийский держит молнии; Латиария обрызгивают кровью; Феретрия видят в камне. Незачем перечислять многочисленных Юпитеров: сколько у него имен, столько есть и чудовищ Юпитеров 78 . Эригона повесилась, чтобы под именем Девы оказаться среди звезд; Касторы, чередуясь, умирают, чтобы жить; Эскулап поражен молнией, чтобы восстать богом; Геркулес, чтобы совлечь с себя человека, сгорает на Эте  79 . Глава 23

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

По этому философскому изъяснению мифа о Дионисе, страдания и смерть Загрея составляют естественно необходимый переходный момент от слепого господства дикой природы к духовному царству, представителем которого служит Дионис – Якх. Посвященные созерцали в символах наступление этого духовного царства, разрушившего царство слепой природы, и в созерцании этой смены различных фаз мифологии находили для себя источник радостей и счастья. Но касательно этого изъяснения элевсинских и орфических мистерий можно заметить, что оно делает из мистерий философемы, а из посвященных – философов, которые относились к религии, как чувственной форме для философского мышления, и под мистико-драматическими религиозными формами созерцали смену моментов философского мышления. Нельзя отказать в достоинстве этому изъяснению, но нельзя принять его всецело. Шеллинг исследует мифы, как памятники религиозного сознания Греков, и в различных мифах видит моменты перехода сознания из одной формы в другую, а в мистериях – мыслящее понимание этих переходов, сознание и чувство болезненных процессов рождения новых богов или соответствующих им понятий и высокую радость в виду совершившегося рождения. Но нельзя не сознаться, что это – прием философа, переводящего мифы в понятия и вводящего их в стройную, логически-расчлененную систему, а не исследователя, который стоит на твердой исторической и филологической почве. Почва мифов слишком зыбка, не говорим уже что еще мало исследована для того, чтобы могла выдержать такое построение, как Шеллингова философия мифологии. С другой стороны, тот глубокий смысл, который Шеллинг влагает в мифологию, мог сделаться понятным только после того, как она совершила свой круг и сделалась историческим явлением, и поэтому он не мог быть доступен современникам развивающейся мифологии, которые видели в ней религию и относились с религиозным почтением к мифологическим богам, не внося в мифы другого смысла, кроме того, который прямо заключался в их непосредственном содержании. Перевод религиозного содержания мифологии в форму понятий доступен только философски-мыслящему уму, а в отношении к данной религии, при устранении её непосредственного, конкретного содержания, может иметь только отрицательное значение, заменяя живую веру сердца холодной верой ума, религию – философией религии; между тем посвященные относились к таинствам, как к религии, а не как к философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Recherches sur lea mystères du paganisme, 1784. 20 Symbolik und Mythologie der alten Völker, besonders der Griechen, IV B-de, Leipzig und Darmstadt, 1810–1812. То же in Auszuge, von S. H. Moser, Leipzig, 1822. – Religions de l’antiquité, ouvrage traduite de l’Allemand du Fr. Creuzer, par Guigniaut, 10 vol. Paris 1825–1851. 21 Essai sur les mystéres d’Eleusis, par S. Ouvaroff, Paris, 1846. Исследование об элевсинских таинствах. Современ. 1847 г. кн. 2. 23 Chr. Aug. Lobeck, Ahlaophamus sive de theologiae mysticae graecorum causis, libri tres, Regimontii Prussorum, 1829. 25 Pauly, Real – Encyclopädie, sub vv. Mysteria, Eleusinia etc. – Griechische Mythologie, von L. Preller, Berlin, 1860. 26 «Мистерии древности коренятся в потребностях своего времени и составляют шаг вперед, поскольку они вносили, в некотором отношении, нечто высшее и более духовное, нежели остальное богослужение». Preller. s. v. Myateria, в Pauly Real-Encyclop. Т. V. S. 343). «Мистерии имели для своего времени свою необходимость, истину и внутреннее оправдание. Иначе как могли бы они получить такое значение, какое они имели, и такую долговечность?» (ibid. S. 314). П. М. Леонтьев, развивая ту же мысль в критическом разборе Гротовой истории Греции, говорит: «предположение Грота, что изменение греческой религии, произошедшее во время между Гесиодом и Ономакритом, было главнейшим образом обусловлено чужеземными влияниями, не имеет достаточного основания. Великое изменение в религии было важным шагом вперед, последним шагом, которого только недоставало, и произошло вследствие собственного и самостоятельного развития греческой народности, а не вследствие случайных побуждений со вне. Последние могли только отчасти и весьма немного участвовать в этом изменении и содействовать ему, как вообще в истории современные события всегда бывают между собой в некоторой связи... Все заимствования Греков (во время между Гесиодом и Ономакритом, на высшей ступени развития греческого сознания и возбужденной им любознательности и восприимчивости) суть следствие внутреннего развития народа, а не его причина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Культ И. быстро проник и в зап. часть эллинистического мира, он установился на Сицилии, Сардинии и в Италии. В кон. II в. до Р. Х. в Помпеях построили храм И. В 1-й четв. I в. до Р. Х. культ И. был уже развит в портовых городах (Путеолы, Помпеи и Остия), в Риме же существовала коллегия жрецов-пастофоров, почитавших егип. богов. Развитию егип. культов в Риме способствовали связи с Делосом. В 43 г. до Р. Х. Второй Триумвират одобрил строительство храма И. в Риме, но в 28 и 21 гг. до Р. Х. имп. Август Октавиан пытался запретить в Риме ее культ, в 19 г. по Р. Х. имп. Тиберий распорядился изгнать из Рима иудеев и почитателей И. Конец гонениям положило объявление культа И. государственным (лат. sacrum publicum) в конце правления Калигулы или в начале правления Клавдия . Одной из форм отправления культа И. были мистерии, восходящие, по мнению нек-рых совр. исследователей, скорее к греческой, нежели к егип. культовой традиции. Античные авторы сравнивают мистерии И. с дионисийскими и элевсинскими таинствами. По сообщениям рим. авторов, таинства И. имели эротический характер ( Овидий. Наука любви. I 77). Сведения о культе И. в Риме, о подготовительных и завершающих ритуалах мистерий И. приводятся Апулеем в 11-й кн. «Метаморфоз». Согласно Апулею, И. отождествлялась с пессинунтской матерью богов, Минервой , Венерой , Дианой , Прозерпиной, Церерой , Беллоной, Гекатой и Немесидой. Культ И. был распространен по всей Римской империи, многочисленные свидетельства почитания И. дошли из Италии и большинства рим. провинций. Существует т. зр., что культ И. распространялся в провинциях в основном благодаря рим. легионерам и купцам. Миф об И. и Осирисе нашел отражение и в греч. герметической лит-ре. Влияние эллинизированного культа И. прослеживается в гностических текстах. Лит.: Münster M. Untersuchungen zur Göttin Isis vom Alten Reich bis zum Ende des Neuen Reiches. B., 1968; Witt R. E. Isis in the Graeco-Roman World. Ithaca; N. Y., 1971; Плутарх. Об Исиде и Осирисе/Пер.: Н. Н. Трухина//ВДИ.

http://pravenc.ru/text/674868.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010