Вообще аграрная символика занимает важное место в мистериях Элевсина. Пшеница, как мы помним, была одним из даров Деметры царевичу Триптолему. Но эта аграрная символика проецировалась не только на жизнь земную, посюстороннюю, но и имела прямое отношение к истолкованию загробного существования человека. При этом следует иметь в виду, что Элевсинские мистерии вовсе не говорили о биологическом бессмертии человека. Смерть всё так же остаётся реальностью, частью жизни человека, но она перестаёт восприниматься как тотальный, абсолютный конец всего. Смерть для посвящённых в мистерии становится началом новой, неизведанной, неизреченной по своей благости жизни. Христианские писатели, богословы и отцы Церкви часто вступали в полемику с участниками мистериального культа. Правда, до запрета Элевсинских мистерий они не приводили практически никаких предположений относительно происходящего за закрытыми дверями святилища, опасаясь, вероятно, опровержений с другой стороны. Вместе с тем поздние свидетельства христианских авторов против мистерий не делают эти свидетельства сколько-нибудь надёжными для изучения Элевсинского культа, поскольку они могли быть сделаны в полемическом задоре. Итак, посвящение в Элевсинские мистерии было призвано помочь человеку обрести счастье в загробной жизни. Но было бы неправильно полагать, что этим одним посвящением эллины думали вселиться по смерти в обители блаженных. Это, несомненно, оказало бы деморализующее влияние на всё греческое общество, поскольку в таком случае отпала бы необходимость совершать добро, стремиться к правде и отстаивать высокие идеалы. Именно поэтому в Элевсинском культе проповедовалась не только блаженная участь мистов, но и мучительные наказания всем недостойным принятого посвящения. Несмотря на скудость сведений об Элевсинских таинствах, можно с уверенностью утверждать вслед за Н.И. Новосадским, что «если была в эллинской религии сила, дававшая ей могучее влияние на душу человека, то сила эта сосредоточивалась главным образом в учении мистерий. Это не скрылось от взора первых учителей христианской Церкви, потому-то полемика их так часто была направлена против мистерий. Они ясно видели, что с гибелью мистерий тесно связана и гибель язычества, что мистерии представляют собой центр жизни язычества и его оппозиции против христианства» 608 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Деметра приказывает элевсинцам построить ей большой храм с алтарём, где она учредит таинства и будет учить своим обрядам людей. Когда святилище было выстроено, Деметра удалилась в него, продолжая скорбеть о дочери. Пока Деметра оплакивает пропавшую дочь, на земле водворяется настоящий хаос: ничто не всходило и не росло, наступила засуха и повсеместный голод, из-за чего люди перестали приносить богам жертвы, и боги весьма обеспокоились. Зевс посылает гонцов, умолявших её вернуться на Олимп. Деметра отвечала, что ноги её не будет в жилище богов и что она не даст растениям произрастать до тех пор, пока снова не увидит свою дочь. Зевс, послав Гермеса в царство Аида, попросил брата вернуть Персефону, и Аид, прельщённый хитрой речью Гермеса, согласился. Однако он заставил Персефону проглотить зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство мёртвых и ежегодно возвращалась к своему мужу на четыре месяца. Почему гранат Венгерский филолог-классик Карл Кереньи указывает на существовавший в Древней Греции обычай оставлять на могиле гранатовый плод. Считалось, что душа умершего человека по зёрнышку отщипывает от плода и так питается. Таким образом, гранат, по представлению эллинов, был ритуальной пищей мёртвых. Принимая во внимание этот факт, несложно догадаться, почему плод именно этого растения Аид заставил вкусить свою жену Персефону. Встретившись с дочерью, Деметра присоединяется к богам, и земля вновь взращивает зелень. Но перед тем как вернуться на Олимп, богиня раскрыла людям свои обряды и вверила свои мистерии царю Келею и царевичам Триптолему, Диоклу и Евмолпу: Жертвенный чин показала священный и всех посвятила В таинства. Святы они и велики. Об них ни расспросов Делать не должен никто, ни ответа давать на расспросы: В благоговенье великом к бессмертным уста замолкают. Счастливы те из людей земнородных, кто таинство видел. Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном 585 . Итак, гимн заканчивается восхвалением матери и дочери, ниспославших своё благословение людям и подаривших вечное блаженство тем, кто их любит и почитает. §3 Публичные элементы Элевсинских мистерий

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

          Ларчик закрытый. На нем пышный качался венок Спелых колосьев. Жрецы, торжественно двигаясь, пели. Мистериальный характер имеет вкушение хлеба и вина в «Коринской невесте»: Вот, смотри, Церерой золотою, Вакхом вот посланные дары. Здесь мы имеем намек на таинство плоти и крови. Не напрашивается ли аналогия с христианским таинством евхаристии? И там, и здесь таинственное значение придается вину и хлебу... Этот намек Гете подхватят и разовьют Мережковский и Вяч. Иванов. Есть ли «Коринская невеста» произведение антихристианское? Дары, посланные Вакхом, не суть ли дары Христа, вино и хлеб? 4 . Не есть ли наше таинство евхаристии продолжение элевсинских мистерий? Но Гете не думал о христианстве и по крайней мере свободен от кощунства. Таинственный обряд «Коринской невесты» – обряд древних языческих богов, совершаемый вопреки религии Распятого. Если Гете был противником Распятого, то все же не смешивал Его с Вакхом. В приведенной элегии он ясно раскрывает смысл элевсинских таинств: Вот, после долгих и тяжких искусов, ему открывали           Смысл освященных кругов, дивных обрядов и лиц – Тайну, но тайну какую? Не ту ли, что тесных объятий           Сильного смертного ты, мать Церера, сама Раз пожелала, когда свое безсмертное тело           Все Язиону царю ласково ты предала. Как осчастливлен был Крит! И брачное ложе богини           Так и вскипело зерном, тучной покрылось травой. Вся ж остальная зачахла земля: забыла богиня           В час упоительных нег свой благодетельный долг. Эллины верили, что, участвуя в тайнах Элевсина, они получат залог безсмертия. Но характер этих таинств был натуралистичен. Под покрывалом преходящих явлений есть один неизменный субстрат природы, индивидуумы исчезают, но природа безсмертна. Сила природы и ея могущество проявляются в законе передачи жизни, в законе зачатия. Отсюда боготворение пола и его атрибута фаллоса, изображение которого носилось греками в священных процессиях. Приобщиться божественной жизни значит приобщиться той силе мирового вожделения, которая торжествует над гибелью преходящих форм, творя все новыя формы. В основе евхаристии лежит противоположное начало. Законы природной жизни не только не божественны, до греховны. Христос пришел освободить нас от власти греха и облечь в нетление, не упразднить личность во имя мировой воли, сил природы, по умертвить жало греховной природы и тем даровать безсмертие личности. У эллинов – отречение от индивидуума во имя природы – Deus sive natura, у христиан – отречение от природы для спасения личности.

http://azbyka.ru/otechnik/6/gete-i-hrist...

Содержание элевсинского мифа заключается в следующем. Кора – Персефона 31 , дочь Деметры от Зевса, играя на Нисейском лугу и собирая цветы, искала благовонного нарцисса, приносящего сто цветков на одном стебле. Вдруг под её ногами разверзается земля. Вышедший Плутон увлекает юную богиню на свою златую колесницу и не смотря на крики уносит жертву в Аид. Огорченная Деметра 32 ищет похищенную дочь по всему земному шару, но напрасно. В десятый день она получает первую весть о похищении от Гекаты (богини луны). Геката слышала крик, но не видела похитителя. Наконец она узнает от всевидящего Гелиоса, что дочь её похитил Аид. Печальная блуждает она, гневаясь на собирателя туч – Зевса, по попущению которого похищена Персефона. Она перестала посещать собрания богов на великом Олимпе, приняла скромный вид многолетней старухи и под именем Δη (ищущей) отправилась к людям. В благовонном Элевсине 33 она вошла в дом Келеоса, супруга которого приняла ее с великим почтением. Огорченная Деметра не принимала участия ни в каких речах и ни в каких делах, не улыбалась, не вкушала ни пищи, ни питья, изнемогая от вожделения по дочери. Наконец богиня открыла царице, кто она и повелела воздвигнуть себе храм у ручья Каллихороса. Она села в своем элевсинском храме и негодуя на олимпийских богов послала голод на землю. Из брошенных семян земля не возрастила ни одного колоса. Род людской едва не погиб и алтари богов оставались пустыми. Тогда Зевс послал к ней Ириду с просьбой о возвращении; но она не послушалась и требовала назад дочери. Наконец Зевс обещал возвратить ей дочь, на том только условии, если Персефона не прикасалась в Аиде ни к какой пище богов. К несчастью, она коснулась запрещенного плода, вкусила в Элисейских полях три зерна гранатного яблока (символ плодородия). За это Зевс повелел ей проводить две трети года на земле у матери, и треть у подземных богов. Тогда Деметра, смягчив свой гнев, выпустила зелень из вспаханных нив. Вся земля покрылась листьями и цветами. Но прежде, чем Деметра вошла на Олимп, она научила правителей Элевсина, в котором совершилось примирение её с богами, употреблению священных жертв и элевсинских посвящений. Элевсин сделался главным местом её культа, где она почитаема была, как учредительница земледелия, которое составляет основу оседлости – общественного порядка, брака и мирной жизни 34 . – В Фесмофориях по этим же основаниям Деметра чествуема была как мать – питательница и как законодательница. Заслуживает внимания то обстоятельство, что Фесмофории были исключительно праздником жен 35 . 2 Значение Диониса в греческой мифологии и Диониса-Якха в элевсинских мистериях

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Тем не менее «в большей степени, чем раньше, смерть стала восприниматься отдельным человеком как проблема, в то время как для общины она всегда являлась чем-то раз и навсегда предусмотренным, „запланированным“, поэтому обещания помочь в преодолении собственной смерти находили в людях живой отклик» 580 . Несмотря на то что мистерии выделились из религии общественной, в то же время их нельзя считать самостоятельной религией. Они, скорее, представляли собой особую, альтернативную форму религиозности, ставшую ответом на вечные вопросы о смысле жизни и неизбежности смерти. Мистерии были призваны помочь посвящаемым преодолеть смерть и получить гарантии блаженной посмертной участи. Итак, смысл мистерий – в поиске человеком путей победы над смертью и в обретении вечной жизни. Как замечательно сказал французский философ, антрополог и знаток Древней Греции Жан-Пьер Вернан, «мистерия как таковая претендует на постижение истины, скрытой от непосвящённых, причём такой, которая никоим образом не может быть „высказана“, „выставлена напоказ“; она недоступна официальному культу и сулит инициированному особую судьбу, не имеющую ничего общего с обычным положением гражданина. Таким образом, в противоположность публичности официального культа, таинство приобретает совершенно особое религиозное значение: оно вводит в религию идею личного спасения с целью преобразовать природу человеческого индивида независимо от общественного уклада, осуществить как бы его второе рождение, которое вырывает его из обыденной жизни и переводит в сферу жизни иного плана» 581 . В Древней Греции существовало множество тайных культов, но в силу того, что разглашать содержание таинств строго запрещалось, многие из них мы знаем лишь по названию. Всё же самыми знаменитыми и потому «документированными» лучше всего мистериями были мистерии, проводившиеся в Элевсине, а также дионисийский культ. §2 Миф о Деметре и Персефоне как идейная основа Элевсинских мистерий Сразу стоит оговориться, что у нас нет точной информации о том, как проходили Элевсинские мистерии. При посвящении мисты давали обет молчания, нарушение же клятвы жестоко каралось – смертной казнью через побиение камнями. Даже приняв христианство, бывшие участники таинств не решались разгласить виденное ими во время мистерий 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Следовательно, они ни в каком случае не означают упадка греческого духа, поворота назад, страдательного подчинения чуждым влияниям, но движение вперед, новый фазис сознания, пережитый греческой жизнью, богатый по своему содержанию и чрезвычайно плодотворный для последующего развития греческой мысли и жизни 26 . То нечистое, что в них еще оставалось, как необделанное художественным духом Гелленства, устранено впоследствии, но зерно – осталось, как важнейшее приобретение не только греческого, но и всемирно-исторического духа. Мистерии не заключали в себе тайного учения в смысле Крейцера, но и не были лишены внутреннего смысла и значения, как полагал Лобек. Нет повода искать в них доктринального содержания, возвышенных нравственных наставлений и глубокой философии; но тем не менее мистический культ в истории своих божеств – в повествованиях о их рождении, изменяющихся состояниях, страданиях и смерти (что в мистериях составляло содержание «священного предания» ερς λγος и составляло собственно апоррета, πρρητα), и в символическом богослужении – в священных процессиях и в мимическо-драматических представлениях, в священных гимнах и вообще в различных образах, – заключал элементы,способные возбудить мысль к постижению высших истин, воодушевить чувство лучшими надеждами на существование за пределами этой жизни и ввести в сознание посвященных идеи лучшего порядка и благоустроения нравственной жизни 27 . Что касается до их таинственности, то она изъясняема была различно. По мнению одних мистерии скрываемы были как установления, прямо противоположные всему строю понятий политеизма 28 . Но более вероятным представляется другое объяснение, по которому повод к этому мог заключаться в самом характере (хтонических, подземных) божеств, которым посвящены были мистические культы 29 . Наконец эта таинственность могла быть следствием уважения к содержащимся в мистериях символическим представлениям, относящимся к важнейшим предметам религиозного почитания. В силу этого уважения эпопты оберегали от профанации то, что считали для себя священным, не отдавая его в жертву обществу, привыкшему свободно и иногда даже насмешливо и презрительно относиться к предметам религиозного культа 30 . Рассматривая греческие мистерии в отношении к нашей задаче, мы остановимся только на элевсинских и орфических мистериях. Те и другие посвящены были хтоническим божествам – Деметре, Персефоне и Дионису, и соприкасаются между собой во многих пунктах, так что составляют как бы один культ. Те и другие отвечали пробудившемуся в Гелленском сознании чувству греховности и потребности в оправдании и очищении. Наконец те и другие направлены были к возбуждению и укреплению в душе веры в будущую жизнь и потому могут быть названы праздниками бессмертия. I) Элевсинские мистерии

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Целью христианских писателей было показать предосудительность мистерий. Читатели практически ничего не знали об этом предмете и не могли проверить сообщаемую информацию 38 . Трудно, однако, отнести сказанное к отличавшемуся своей дотошностью Клименту, который едва ли мог позволить себе игнорировать мнение людей, способных его разоблачить. Это означало бы, что посвященных в Элевсинские мистерии было очень мало (что не является правдой) и что апологет сознательно отказывался от возможности обратить их: кто же привлечет к себе людей очевидной ложью? Вряд ли являются сознательным блефом его слова «если вы посвящены, то будете смеяться более других над этими чтимыми у вас мифами» (Clem. Protr., 14, 1). Если же Климент не опасался быть уличенным во лжи, то это могло означать, что он говорит о малоизвестных разновидностях мистерий или, находя в известных низменные аспекты, пытаясь скомпрометировать высшую, развитую форму обращением к низшей, так интерпретирует их, что все они предстают перед нами в совершенно непристойном виде. Подобным образом поступали воинствующие атеисты позднейших времен, высмеивая Библию . Наконец, он мог, заявив о сходстве мистерий между собой 39 , позволить себе искусственно создать «на бумаге» некие эклектичные таинства, в которых знающие люди могли бы находить знакомые черты известных им обрядов. В таком случае мы должны говорить не о злом умысле и искажении фактов, а о литературном приеме автора. Эта эклектика не должна была отпугивать знатоков: Э. Хэтч упоминает «роспись в нехристианских катакомбах в Риме, в которой элементы греческих мистерий Сабазия и Митры таким образом, который предполагает, что и культы их также были смешаны» 40 . В начале своего «Увещевания» (13, 1–2) Климент производит слово «мистерии» и от слова μúσος («позор»), и от имени Миунта из Аттики, погибшего на охоте, и от слов «охотничьи басни (т.е. мифы)». При этом он словно бы забывает о том, что слово «мистерии» употребляется уже в Новом Завете 41 . Однако в конце «Увещевания» он, говоря о христианских таинствах, восклицает: «О поистине святые мистерии!» (Clem.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Или всё-таки грибы? Явная визионерская форма Элевсинского ритуала, когда мисты наблюдают различные образы, видят яркие вспышки света, слышат голоса и достигают состояния мистического экстаза, навела некоторых учёных на мысль о том, что во время мистерий использовались какие-то препараты, которые могли вызывать подобные состояния и способствовать появлению галлюцинаций. Психоделик – вещество, меняющее привычное восприятие, – мог, по мнению исследователей, содержаться в кикеоне – ритуальном напитке мистерий. Американский этноботаник и миколог Роберт Гордон Уоссон 603 предположил, что ячмень, употреблявшийся для приготовления напитка, мог быть заражен грибами спорыньи. В спорынье содержатся психоактивные вещества алколоиды – амиды лизергиновой кислоты, близкие по своей сути к ЛСД. Известный христианский полемист II–III вв. святой Ипполит Римский к этому добавил ещё два момента, которые он считал важнейшими и составлявшими великую тайну мистерий. Согласно св. Ипполиту, посвящаемые в один из кульминационных моментов восклицали: «Излей дождь, зачни!» 604 Здесь мы видим явный намёк на иерогамию неба и земли. Святой Ипполит указывает также, что посвящаемым показывали в глубокой, торжественной тишине срезанный колос пшеницы, верховный же жрец, окружённый сверкающим огнём, в течение всей ночи громогласно возглашал: «Владычица Бримо родила священное дитя Бримоса!» (« ερν τεκε πτνια κορον Βριμ Βριμν ») 605 . Бримо – это эпитет богини подземного царства. Как считает венгерский исследователь Карл Кереньи, слово имеет негреческое – фракийское происхождение 606 и означает буквально «устрашающая, наводящая ужас». Учёные обычно относят наименование Бримо либо к Деметре, либо к Коре, либо к Гекате – богиням мира подземного, поскольку так или иначе оказались причастными Аида. Богиня смерти родила – вот настоящее откровение. Срезанный, сжатый колос несёт в себе амбивалентное значение: с одной стороны, это «отрезание» означало кастрацию, прерывание жизни, а с другой стороны – в срезанном колосе содержится семя – сила для начала новой жизни. (Ср.: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода ( Ин.12:24 ) 607 .)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Другим путем, сулившим приобщение к божественным тайнам, а также острые ощущения, были мистерии. В отличие от государственного культа, посвящение в мистерии было делом сугубо индивидуальным. Многое в содержании и процедуре посвящения остается для нас загадочным, так как организаторы мистерий старались скрыть его под покровом таинственности. В некоторых случаях обряду посвящения предшествовал период приготовления, включавший интенсивный пост и ритуальные очищения. Обряд посвящения мог иметь несколько ступеней. Так, например, мистерии Митры, ставшие популярными в Риме bo II в. нашей эры, включали прохождение через семь этапов очищения, или врат, венчавшееся единением с божеством. В основе дионисийских и орфических мистерий лежал миф об убийстве, расчленении и воскрешении божества (Диониса, Осириса, Аттиса) или обожествленного героя (Орфея). В экстатическом ритуале этих мистерий каждый участник переживал смерть и воскресение к новой жизни в непосредственной близости с божеством. По старой греческой поговорке, научиться чему-либо (μθειν) значит перестрадать-пережить это (πθειν) 95) . Пожалуй, ближайшая современная аналогия опыта мистерий — это посещение комнаты страха в луна-парке или, для вкусов более утонченных, переживание музыки Вагнера. Одни мистерии, подобно элевсинским, предлагали желающим рождение от богини. Другие обещали священный брак с Великой Матерью Кибеллой, культ которой получил распространение в Риме еще в 204 году до н. э. Третьи, подобно дионисийским, сулили участвовавшим в них дамам мистический брак с Дионисом, обыкновенно сопровождавшийся вакханалией. Участники мистерий Митры поедали тело бога, надеясь получить таким образом бессмертие. Вообще, желание приобрести бессмертие характеризовало духовные поиски многих в эллинистическом мире 96) . Мистерии Сераписа назывались не иначе как трапезами господними, т. е. обедами, на которых присутствовал сам бог. Многие верили, что посвященные в мистерии становились друзьями богов, освобождались от влияния демонических сил и имели бóльшие шансы на счастливую жизнь в Аиде 97) . Боги эллинов, в отличие от Бога христиан и евреев, не были ревнивы и позволяли одному человеку быть одновременно посвященным в несколько мистерий. За установленную плату можно было повторить посвящение несколько раз.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Бубен, волчок и куклы, суставы которых подвижны, И золотые плоды Гесперид, сладкогласно поющих. § XVIII. О мистериях Диониса (продолжение) Небесполезно будет бесполезные знаки этого вашего посвящения выставить на поругание и осуждение: бабки, мяч, волчок, яблоки, бубен, зеркальце, клок шерсти. Афина, тайно выкравшая Дионисово сердце, называется Палладой по его пульсированию. Титаны же, поставив некий котел на треножник и побросав него члены растерзанного ими мальчика, сначала варили их, затем, проткнув вертелами, стали держать над Гефестом . После появляется Зевс (вероятно, почувствовавший, раз он был богом, запах жареного, который ваши боги соглашаются принимать в качестве почетного дара), поражает перуном Титанов и поручает похоронить останки Диониса своему сыну Аполлону. Тот повинуется Зевсу и, принеся растерзанное тело на Парнас, погребает его. § XIX. О кабирских мистериях Корибанты (если ты хочешь рассмотреть также их таинства), убив своего третьего брата, покрыли голову мертвеца багряницей и, увенчав, похоронили, принеся на медном щите к подножию Олимпа. Это и есть мистерии: говоря коротко, убийства и погребения. Их жрецы, называемые «анактотелестами» теми, для которых имеет значение наименование, отягчают сие преступление новыми нелепостями, запрещая подавать на стол сельдерей; ведь они полагают, что сельдерей вырос из вытекшей корибантовой крови, подобно тому как женщины, справляющие праздник тесмофорий, остерегаются есть упавшие на землю зернышки граната, считая, что гранаты возникли из капель крови Диониса. А те, кто называет корибантов кабирами, именуют такого рода мистерии кабирскими. Оба эти братоубийцы, взяв корзину («кисту»), в которой был спрятан фаллос Диониса, доставили ее в Этрурию – купцы, торгующие славным товаром, – и там, будучи изгнанниками, поселились, даровав этрускам в качестве религии замечательное благочестивое учение о поклонении детородному члену и корзине. По этой причине некоторые не без основания называют Диониса Аттисом, лишенным половых органов. § XX. Об Элевсинских мистериях

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010