Нормированность поэтики, массовость и структурная повторяемость контрастных черт религиозного чувства в примитивной иконе и народой религиозной картинке явно обусловливают их способность удерживать важные смыслы того или иного культурно-исторического и религиозного опыта. Оговорки и описки по Фрейду – выражение бессознательного. На простонародных иконах мы часто можем видеть ошибки в надписях. Например, на холуйской иконке-«листоушке» XIX в. неумелой рукой малограмотного крестьянина написано без разделений и лигатур: «Съпреподоб Никандръ». Однако в ошибках мы найдем и доминирующие символы, как бы прорывающиеся на поверхность из глубин опыта и коллективного бессознательного. На упоминавшейся иконе «под Жако» холуйского мастера М. Блинничева «Симеон Верхотурский» над головой Христа поставлена новообрядческая титулатура «IUC ХС», однако рука Христа по привычке написана мастером с двуеперстным благословением. Хотя икона была выполнена с официальной церковной олеографии на жести фирмы Жако, опыт старообрядческого иконописания и благочестия сообщил ей один из своих важнейших знаков. (илл. 95) Здесь напрашивается постановка вопроса о сложном, но явном отражении в суздальской «расхожей» иконе как древнерусских традиций, так и старообрядческого религиозного опыта. «Почти нигде в крестьянских домах нельзя найти произведений новейшего искусства, – писал наблюдатель середины XIX в., – они все суздальской старинной работы» (ВГВ, 1843, 21). Учитывая эту степень распространенности суздальских простонародных икон, а также их роль в истории религиозного чувства, внимательнее присмотримся к их художественному языку, за которым, по сути, стояли многие из тех историко-культурных реальностей, которым были посвящены наши предыдущие главы. Строгость и одновременно скорбность выражения ликов типичная черта суздальской «краснушки». Скорбное и жалостливое выражение дано лику Христа на упоминавшийся выше «расхожей» иконе конца XVII – начала XVIII в. То же самое выражение – на бесчисленных образах Богоматери. (илл. 199) Скорбь и умиленность жертвой своего Сына мы видим на четырехчастной иконе XIX в., на «трехряднице», на «краснушке» «Богоматерь Знамение» второй половины XIX в. (ГМПИ, инв. 541). (илл. 51:52) Прием передачи этого выражения заучен суздальским мастером до автоматизма и, видимо, не составлял мя него никакого труда при необыкновенной скорости работы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Возражение 2. Далее, [хотя] Августин [и] сказал, что «есть четыре способа изъяснения Закона: исторический, аллегорический, аналогический и этиологический» 20 , однако эти четыре вместе – не те четыре способа, о которых шла речь в первом возражении. Поэтому ясно, что одно и то же слово Святого Писания нельзя изъяснять теми четырьмя способами, что были указаны выше. Возражение 3. Кроме того, помимо указанных способов есть еще и способ иносказательный, о коем не упоминалось ни в одном из тех четырехчастных [перечней]. Этому противоречит сказанное Григорием: «По способу изложения Святое Писание возвышеннее всех наук, ибо в одном и том же речении и указует на событие, и обнаруживает тайну» 21 . Отвечаю: автор Святого Писания – Бог , который властен выражать то, что Ему угодно выразить, не только посредством слов (что дано и человеку), но и посредством самих вещей. Таким образом, тогда как предметы других наук могут быть обозначены только словами, особенностью этой науки является то, что ее предметы обозначаются как словами, так и сами по себе суть знаки. Поэтому первый способ обозначения, когда предметы обозначаются словами, относится к первому смыслу, историческому или буквальному. Тот способ обозначения, когда предметы, обозначаемые словами, сами в свою очередь являются знаками, называется смыслом духовным, который включает в себя буквальный и основывается на нем. Этот духовный смысл имеет трехчастное деление. Как указал апостол, Ветхий Закон – прообраз Закона Нового ( Евр. 10, 1 ), а Дионисий сказал, что Новый Закон – прообраз грядущей славы 22 . С другой стороны, дела Главы нашего, о коих повествуется в Новом Законе, есть пример того, как надлежит поступать и нам. Таким образом, в той мере, в какой вещи Закона Ветхого прообразуют вещи Закона Нового, речь идет о смысле аллегорическом, в той же мере, в какой [представлены] деяния Христовы, и в той, в какой вещи прообразуют Христа в целях преподания руководства для наших действий, – о смысле этическом. Ну, а в той мере, в какой они предуказуют на вечную славу, – в анагогическом. Поскольку же автора [прежде всего] следует понимать буквально, поскольку [далее] автором Святого Писания является Бог , который единым умопостигаемым актом объемлет все вещи, то, как прекрасно показал Августин, слова Святого Писания могут пониматься в нескольких значениях даже в буквальном смысле 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Духовно-хоровой концерт эпохи классицизма Большое значение для формирования его стиля имели философско-эстетические идеи эпохи классицизма с его общеевропейским универсализмом отсутствием самобытно национального начала унификацией мышления и форм выражения что наиболее емко было сконцентрировано в мысли Н. Буало – «у разума одна дорога» 118]. Как же все эти идеи были претворены в музыке? Так для данного периода характерно строгое закрепление музыкально выразительных средств – стабилизация хоровой фактуры вместо прежнего многообразия составов – классическое четырехголосие строго функциональное иногда с удвоением состава – стабилизация и четкое оформление тактовой системы в которой произошел отбор определенных размеров 4/2 4/4 2/2 2/4 3/4 реже 6/8. – становление четко дифференцированной шкалы темпов. Так, например, в концертах Д.С. Бортнянского мы видим типично классическую выстроенную шкалу темпов: очень медленно протяжно (Largo), медленно (Adagio), не скоро (Moderato), довольно скоро (Andante), скоро оживленно (Allegro). С точки зрения цикличности и фактуры можно выделить три периода в развитии классицистского хорового концерта: 1) 1760–70 е гг. где господствует четырехчастный цикл с обязательной фугой в последней части (Б. Галуппи, М. Березовский), 2) Конец 1770-х – 80 е гг. где наряду с четырехчастным встречаются трехчастные и многочастные циклы, преобладает гомофонно-гармоническая фактура, практически исчезают хоровые фуги (Д. Бортнянский), 3) 1790 е гг. как этап стилистического синтеза по отношению к противоположным тенденциям двух предшествуюших периодов (Д. Бортнянский, Д. Сарти, С. Дегтярев, А. Ведель и др.) 119 Хоровой концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» Творчество Максима Созонтовича Березовского (ок. 1745–1777) является одной из ярких страниц духовной музыки эпохи классицизма. Вершиной его довольно короткого творческого пути стал ныне широко известный и исполняемый хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости». Концерт, написанный для четырехголосного хора на избранные стихи из 70 го псалма, получил высокую оценку исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако, экспериментируя с внешними формами проповеди, нельзя забывать, что слово проповедника всегда должно быть провозглашением истины и научением истине. Структура проповеди призвана помочь решить эту главную задачу. Вопросы и задания 1. Изложите основные условия, при которых создается органичное единство формы и содержания проповеди. 2. Назовите признаки хорошего плана проповеди. 3. Расскажите о гомилии как наиболее древней форме христианской церковной проповеди по следующему плану: история возникновения, особенности формы, периоды расцвета и вытеснения иными формами, задача гомилии, преимущества и опасности. 4. Сопоставьте структуры классической и смешанной гомилии. 5. Опишите классическую и четырехчастную структуры слова как тематической формы проповеди. 6. Охарактеризуйте катехизический и краткий типы поучения как форму проповеди. 7. Расскажите о дедуктивном методе построения проповеди. Приведите примеры. 8. Опишите индуктивную проповедь как особое коммуникативное событие. Раскройте своеобразие подготовки к ее произнесению. 9. Опишите современные подходы к построению проповеди, разрабатываемые в русле новой гомилетики. 211 См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 24а (48). СПб., 1898. С. 708; Католическая энциклопедия. Т. 3. М., 2007. Ст. 1686. 212 Русская гомилетическая хрестоматия с краткими биографиями русских пастырей-проповедников и характеристикой их проповедничества (XVII-XIX вв.)/Сост. прот. М. А. Поторжинский. К., 1899. С. 611. 217 Образцы русской церковной проповеди XIX века (с планами для импровизаций, с программой и образчиками внебогослужебных бесед и с правилами для современного нам проповедничества в Русской Церкви)/Составил свящ. М. А. Поторжинский. К., 1882. С. 708. 219 Евсевий, архиеп. Могилевский. Поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса Православной Церкви. В трех книгах. СПб., 1863. 221 Образцы русской церковной проповеди XIX века (с планами для импровизации, с программой и образчиками внебогослужебных бесед и с правилами для современного нам церковного проповедничества в Русской Церкви)/Составил свящ. М. А. Поторжинский. К., 1882. С. 707.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Глубине внедривый секущую/издаде Иордан древу,/Крестом и крещением/сечение лести знаменуя. Иордан, сокрыв во глубине секиру,/с помощью дерева возвратил её,/знаменуя пресечение заблуждения/Крестом и крещением. Священно ополчаются/четверочастнии людие, предходяще/образом свидетельства скинии,/крестообразными чинми прославляеми. Священно ополчается/четырехчастный народ,/шествующий перед прообразовательной скинией свидетельства,/славясь крестообразным построением. Чудно простираемь,/солнечныя лучи испущаше Крест,/и поведаша небеса/славу Бога нашего. Чудесно распростертый Крест/испустил солнечные лучи,/и возвестили небеса/славу Бога нашего. Песнь 5. Ирмос: О треблаженное Древо,/на немже распяся Христос, Царь и Господь,/Имже паде древом прельстивый,/тобою прельстився,/Богу пригвоздившуся Плотию,/подающему мир душам нашим. Песнь 5 Ирмос: О трижды блаженное Древо,/на котором был распят Христос, Царь и Господь,/чрез которое пал обольстивший древом,/сам уловленный Богом,/на тебе пригвожденном плотию,/дарующим мир душам нашим! Тебе, приснопетое Древо, на немже простреся Христос,/Едем хранящее обращающееся оружие, Кресте, устыдеся:/страшный же Херувим уступи на тебе пригвожденному Христу,/подающему мир душам нашим. Тебя, прославленное древо,/Крест, на котором простерт был Христос,/устрашился вращающийся меч, Эдем охранявший,/а грозный Херувим отступил/перед пригвожденным на тебе Христом,/подающим мир душам нашим. Подземных силы противныя Креста страшатся/начертаема знамения на воздусе,/по немуже ходят Небесных и земнородных роди,/колена приклоняюще Христу,/подающему мир душам нашим. Враждебные силы преисподней/трепещут знамения Креста,/начертываемого в воздухе,/в котором они витают;/а род небожителей и на земле рожденных/преклоняет колена пред Христом,/подающим мир душам нашим. Зарями нетленными явлься Божественный Крест/омраченным языком, заблужденным в прелести,/Божественный свет облистав,/усвояет на нем пригвожденному Христу,/подающему мир душам нашим. Божественный Крест,/в чистых лучах явившись/и светом божественным озарив/народы, омраченные обманчивым заблуждением,/усвояет их пригвожденному на нем Христу,/подающему мир душам нашим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

юбящее и сопереживающее детское сердце. И, подкрепленные твердой привычкой к традиции и дисциплине, результаты такой педагогики наверняка превзойдут по своей устойчивой силе и глубине всякое, даже самое чудесное «сознательное и ответственное» взрослое обращение. Итак, рассмотрим последовательность и динамику возрастных перемен, чтобы, глядя на своих сына и дочь сегодняшних и соотнося свои наблюдения с портретом их же, вчерашних, видеть возможную последовательность перемен в будущем и отличать все существенное и длительное от кратковременного и случайного. Словом, станем учиться (и не только по книгам) быть рядом с ребенком в нужный момент, предлагая ему именно те слова и поддержку, какие важнее всего именно в эту минуту. Коротко о возрастных периодах Не претендуя на оригинальность, предложу вслед за Зеньковским четырехчастное деление всего пути взросления на первое или раннее детство (до 6-7 лет), второе детство (до 10-11 лет), отрочество (до 16 лет) и юность (примерно до 19-21 года).  Заметим при этом, что каждый ребенок неповторим, и рамки периодов могут сдвигаться. Однако же в целом логика и последовательность перемен остаются верными для большинства детей. ПЕРВОЕ ДЕТСТВО (до 6-7 лет) Вводит ребенка в окружающий мир, закладывает фундаментальные основы его отношения к людям, событиям и явлениям, формирует привычки. Ребенок не имеет еще развитого интеллекта и опыта. В своем развитии он опирается на показания интуиции и чувств. Эту фазу еще называют фазой наивного эгоцентризма. Ребенок воспринимает мир только в связи с собой: «моя мама», «мой дом», «моя игрушка»… Он может быть свято уверен, например, в том, что отец ездит в командировку, чтобы привозить оттуда подарки, а месяц восходит, чтобы по ночам светить в его окошко. Осознание себя и оценка своих действий еще очень слабы и получают некоторое развитие только к концу этого времени. Мышление догматично, в нем нет пока места для критики и сравнения. Мораль и понимание греха складываются из простого: хорошо-плохо, можно-нельзя, на веру перенятых от родителей. Зачатки греховных наклонностей имеются, но не обладают пока главной своей, сознательной силой. «Прежде страстных помышлений в детях наблюдаются и естественные движения к страсти, но они содействуют не греху, а естественному развитию тела; поэтому они и не дурны в том возрасте» (свт. Григорий Палама ) (1, 409).

http://azbyka.ru/deti/hochu-ili-nado-svo...

Затем 5 книг, которые он называет стихотворными: Иова, Давида, то есть Псалтирь, и 3 Соломоновы: Екклесиаст, Песнь песней и Притчи; 5 книг Духа пророческого: 12 малых пророков как одна книга, Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила – разделение практически то же самое, которое мы сейчас употребляем для наших практических нужд. Заметим, что он не выделяет книги Пятикнижия как книги законоположительные, как мы сейчас выделяем, но три других критерия ясно различимы: исторические, учительные и пророческие книги. Сейчас принято четырехчастное разделение книг 1. Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета. К ним относятся книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. 2. Книги исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. 3. Книги учительные, которые содержат учение благочестия: Книга Иова, Псалтирь, и книги Соломоновы (Притчи, Екклесиаст, Песнь песней). 4. Книги пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и в первую очередь об Иисусе Христе: книги великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, а также книги 12 малых пророков – Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Канон еврейский имеет немного другое деление: Закон, Пророки и Писание – 3 части. Именно так, в соответствии с ветхозаветной традицией, говорил о Писании апостолам Христос (Лк. 24: 44). Закон (Тора) – это Пятикнижие Моисеево. Пророческие книги (Невиим) включают в себя не только те книги, которые мы называем пророческими, но и книги, которые мы называем историческими, – это совсем не случайно, мы в свое время будем говорить, почему так получается. К пророкам в еврейской Библии относят так называемых ранних пророков: книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (вы можете в современных западных изданиях встретить, что Первую и Вторую книги Царств называют первой и второй книгами Самуила, а Третью и Четвертую – уже непосредственно книгами Царств) – и поздних пророков: книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и 12 малых пророков как одну книгу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Поскольку не от иного, но из нашего смешения была богоприемная плоть, в воскресение превознесенная вместе с Божеством, то, как в нашем теле действенность одного из чувственных органов приводит в сочувствие все соединенное с этим членом, так, поскольку все естество есть как бы одно некое живое существо, воскресение части распространяется на все, по непрерывности и единению естества будучи передаваемо от части целому. Поэтому что невероятного узнаем из таинства, если стоящий склоняется к падшему, чтобы восставить лежащего? О кресте же, не заключает ли он в себе другого какого более глубокого понятия, пусть доведываются испытатели сокровенного. А какое дошло до нас по преданию, состоит в следующем. В Евангелии говорится и делается все согласно с высшей и божественной жизнью и нет ничего такого, в чем не оказывалось бы непременно некое примешение Божественного к человеческому, и когда слово или дело производится по-человечески, разумеемое в сокровенном смысле указывает на Божество. И в этом отношении последовательно будет не то, чтобы на одно обращать внимание и упускать из виду другое, но то, чтобы, как в бессмертном усматривают человеческое, так в человеке доведываться Божественного. Ибо, так как Божеству свойственно проникать во все и сраспростираться с естеством существ во всякой части (ничто не может пребывать в бытии, не пребывая в сущем, собственно же и первоначально сущее есть Божие естество, о котором по необходимости принуждает верить, что Оно во всех существах, само пребывание существ), то от креста, по наружному своему виду разделенного четырехчастно, так что от середины, в которой сопрягается он сам с собою, счисляются четыре конца, научаемся тому, что во время смертного домостроительства на нем распростерт был Тот, Кто все связует и сообразует с Собою, различные естества существ приводя Собою в единое согласие и стройность. Ибо в существах представляется иное или вверху, или внизу, или мысль идет к тому, что на сторонних пределах. Поэтому обозрим ли умом состав или небесных, или подземных, или по обе стороны Вселенной пределов, повсюду помыслу нашему встречается Божество, одно созерцаемое в существах, во всякой их части и содержащее все в бытии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Четырехконечный мир в сей день освящается/при воздвижении четырехчастного Креста Твоего, Христе Боже наш‚/и вместе с тем возвышается рог верных царей наших‚/им сокрушающих роги врагов./Велик Ты, Господи‚/и дивен в делах Своих. Слава Тебе! Пророков гласи/Древо святое предвозвестиша‚/имже древния свободися клятвы смертныя Адам‚/тварь же, днесь возносиму тому, совозвышает глас,/от Бога просящи богатыя милости;/но‚ единый в благоутробии безмерный, Владыко‚/очищение буди нам/и спаси души наша.   Голоса пророков предвозвестили святое Древо‚/которым Адам освободился/от древнего проклятия на смерть;/творение же в сей день при его воздвижении/также возвышает глас‚/прося у Бога богатой милости./Но‚ единственный неизмеримый в милосердии Владыка‚/стань умилостивлением за нас/и спаси души наши! Глас 8: Глас пророка Твоего Моисея, Боже,/исполнися, Живот ваш, висящь пред очесы вашими./Днесь Крест воздвигает ся/и мир от лести свобождается,/днесь Христово Воскресение обновляется,/и концы земли радуются,/в кимвалех давидски песнь Тебе приносяще и глаголюще :/соделал еси спасение посреде земли, Боже‚/Крест и Воскресение‚/ихже ради нас спасл еси, блаже и человеколюбче,/всесильне Господи, слава Тебе.   Исполнился глас пророка Твоего, Боже, Моисея, возвещающий:/«Увидите Жизнь вашу, висящую пред очами вашими»./В сей день Крест воздвигается –/и мир освобожден от заблуждения;/в сей день Христово Воскресение обновляется/и концы земли радуются,/принося Тебе песнопение на кимвалах, по Давиду, и возглашая:/»Ты соделал спасение среди земли, Боже –/Крест и Воскресение,/которыми спас нас, Благой и Человеколюбец./Всесильный Господи, слава Тебе!» Днесь Владыка твари/и Господь славы/ на Кресте пригвождается/и в ребра прободается‚/желчи и отца вкушает Сладость церковная‚/венцем от терния облагается покрываяй небо облаки‚/одеждею облачится  поругания и заушается бренною рукою,/рукою создавый человека‚/по плещема биен бывает,/одеваяй небо облаки‚/заплевания и раны приемлет‚/поношения и заушения‚/и вся терпит мене ради, осужденнаго‚/Избавитель мой и Бог,/да спасет мир от прелести,/яко благоутробен.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010