В. выступил против изображения Бога Отца («невидимого Бога»), в частности на иконе «Верую во Единаго Бога», считал невозможным изображение Бога в виде «Ветхого денми» (иконография основана на Дан 7. 9 и Откр 1. 14), критиковал изображение Бесплотных Сил (на иконе «Верую во Единаго Бога»), символическое изображение Бога Сына в виде Ангела Великого совета (источник иконографии - Ис 9. 5-6). В. не считал возможным основываться в иконописи на свидетельствах ВЗ (видениях пророков), поскольку ВЗ прошел и отложен («Ветхая вся мимоидоша, и быша вся нова»). Кроме того, по мнению В., пророки видели лишь «славу Божию», но не Существо: «Все не едино видение видеша - не Существа, но славы»,- «славы» же лишь знак присутствия Бога, а не образы Божественных Ипостасей. Кроме того, дьяк считал необходимым унифицировать иконографию: «Ино б одним образцом писали, чтоб было несоблазнено, а то в одной паперти убо одна икона, а в церкви другая, то ж писано, а не тем видом». Четырехчастная икона ( " И почил Бог в день седьмый " , " Единородный сыне и Слове Божий " , " Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся " , " Во гробе плотским " ). 1547-1551 гг. (ГММК) Четырехчастная икона ( " И почил Бог в день седьмый " , " Единородный сыне и Слове Божий " , " Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся " , " Во гробе плотским " ). 1547-1551 гг. (ГММК) Свои сомнения В. изложил в записке, поданной свт. Макарию, и просил рассмотреть ее на Соборе, к-рый состоялся в янв. следующего года. На Соборе свт. Макарий отверг большую часть критических замечаний В., в первую очередь в отношении ВЗ. Митрополит отвечал дьяку, что не весь ВЗ отложен, но лишь закон обрядовый; видения пророков имеют непреходящее значение для Церкви и являются основой для изображения Богоявлений. Иконописцы изображают не невидимого Бога (не Существо Божие, неописуемое и непостижимое), но явления Бога людям (в частности, пророкам), отраженные в Свящ. Писании и закрепленные иконописной традицией («В нашей земле Руськой...

http://pravenc.ru/text/158752.html

165 . Основатели и настоятели Выговского старообрядческого общежительства: иноки Корнилий и Виталий, Петр Прокофьев. Данила Викулин, Андрей и Семен Денисовы. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII-nepbaя половина XIX века. ГМИР. А —4591—IV. 166 . Портрет А.Л. Ордина-Нащокина. Конец XVII- начало XVIII века. ГИМ. 167 . Димитрий Ростовский . Вторая половина XVIII века. ГМИР (цв. табл. 12). 168 . Надпись на обороте иконы «Чудо Георгия о змие». XVII век. Из каталога: Косцова, Побединская, РИ, 1990, илл. на с. 89, кат. 13. 169 . Богоматерь Взыскание погибших. Конец XVIII века. 24х18. ГММК. 170 . Рождество Богоматери. XVIII век. ГММК 171 . Нил Столбенский, 30-е годы XIX века. 44х31,5. ГМЗК. 172 . Богоявление. Фрагмент иконы «Нил Столбенский». XVIII век. ГМЗК. 173 . Тихон Филатьев. Троица Ветхозаветная из Успенского собора Московского Кремля. 1700. гммк. 174 . Св. Екатерина. Крит. Виктор Критянин. XVII век. 120х85. Из альбома: МВД, 1970, с. 55. илл. 1. 175 . Фрагмент иконы Тихона Филатьева «Иоанн Богослов», 1691. 118х83. ГТГ. 176 . Иоанн Воин. Последняя четверть XVII века. ГММК. 177 . Прокопий Устюжский, XVIII век. 37х29. ГМЗК. 178 . Великие князья Владимирские чудотворцы Андрей Боголюбский, Георгий и Глеб. Фрагмент иконы конца XIX-haчaлa ХХ века. Палех. М.И. Парилов. Собрание З.И. Холиной, Палех. 179 . М. Радоуш. Эпитафия Солимены Кобоневой с Распятием, сценой Воскресения и ангелом-хранителем. Из церкви св. Михаила в г. Хрудим. Восточная Чехия. 1582. Фотография из архива Я. Вацковой, Прага. 180 . Распятие с ангелом-хранителем и избранными святыми. Палех. Конец XVIII века. 32х23. ГТГ, собрание П.Д, Корина. 181 . Зосима и Савватий Соловецкие с избранными святыми. XIX век. Частное собрание, Москва. 182 . «Четырехчастная» икона из Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551. ГММК 183 . О прении живота и смерти. Печатный лубок. XVIII век. Из книги: Ровинский, 1900, илл. 239. 184 . Богоматерь Неопалимая купина с богородичными образами. XIX век. 141х95. Собрание ГНИИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Активное использование М. в различных композициях приходится на период интенсивного иконографического творчества в художественной культуре Вел. Новгорода и Пскова времени архиеп. Макария (с 1526, с 1542 - митрополита Московского) и совпадает с большими работами в Московском Кремле после пожара 1547 г. Возможно, она появилась под влиянием зап. книжной иллюминации или благодаря визант. образцам позднепалеологовского и поствизантийского времени. М. применена в теофанических композициях миниатюр в новгородской рукописи Апостол 40-х гг. XVI в. (РНБ. F.I.60), на «Четырехчастной иконе», написанной псковскими мастерами для Благовещенского собора после пожара 1547 г. (ГММК), напр. в верхнем правом клейме, иллюстрирующем сотворение мира и людей («И почи Бог в день седьмый» - по надписи на иконе). М. как форма небесного сегмента присутствует в 2 сюжетах. Оба связаны с темой Божественного Домостроительства и располагаются в верхней части клейма. В левой М. ангелы поддерживают своеобразное изображение Св. Троицы, восходящей к композициям западных рукописей. На них Бог Отец несет крест с распятым Христом, нагое тело которого прикрыто крыльями херувимов. В правой М. изображен нагой Христос в виде ангела, чьи крылья прикрывают тело. Он протягивает руку к Богу Отцу. Оба сюжета, несомненно, имели образцами западные миниатюры и были созданы мастерами, работавшими в митрополичьей мастерской в 40-60-х гг. XVI в. Позднее эти же сюжеты с М. в составе композиции «И почи Бог в день седьмый» оказались востребованы при составлении программы монументальных росписей. Уникальным ее примером являются фрески Успенского собора свияжского Богородицкого муж. мон-ря (ок. 1605). Те же теофанические видения и их деталь, миндалевидная М., что и на «Четырехчастной иконе» из московского Благовещенского собора, входят в композицию «И почи Бог в день седьмый», а в интерьере храма располагаются на обращенных друг к другу гранях зап. столбов. М. раскрашена в 3 высветляющихся тона одного цвета - пурпурного либо изумрудно-зеленого. Миндалевидная М. становится для иконописцев эпохи митр. Макария необходимым атрибутом теофанического образа Христа до Воплощения (в сценах Великого Совета и Домостроительства - на иконах «Страшный Суд», XVI в.) и восставшего из гроба Христа-Судии, сходящего в ад и выводящего оттуда прародителей и праведников, как в одном из клейм на правой стороне многосоставной иконы «Воскрешение - Сошествие во ад, со сценами земной жизни Христа и праздниками» (1567/68, мастер Дионисий Гринков, ВГИАХМЗ), а также видений Небесного Града в композициях «Страшный Суд». Подобного типа М. сочетается с традиц. круглой и обретает устойчивость иконографии «Воскресения - Сошествия во ад» мн. икон различных школ 2-й пол. XVI-XVII в. Заметно влияние миндалевидной М. на особенности традиц. изводов, к ее форме тяготеет очертание лежащей на пурпурной ткани Пресв. Богородицы в композиции Рождества Христова.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Митрополит Киприан и тропарь третьего часа.//Материалы ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М. 2001. Сс. 98-101. Кавелин Леонид, архим. Киприан до восшествия на Московскую митрополию//ЧОИДР. Кн. 2. Отд. 1. М., 1867. С. 23. Цит. по: Орлов С.А. Иисусова молитва на Руси в XVI веке. СПб, 1914. С. 12. Примечательно, что в собрании Новоиерусалимского Воскресенского монастыря находился пергаменный список конца XIV в. Церковного устава иерусалимской лавры Саввы Освященного с похожим упоминанием " Радоника попа " , что и в рукописи 1409 г. из монастыря Св. Павла, в записи о принадлежности: " Се типик иеромонаха Афанаси (а)... " .- Строев П. Описание рукописей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского монастырей. СПб, 1891. 71. С. 257. Martin J.R. The Illustration of Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton, 1954. P. 177-181 (cat. 21), fig. 67. ГММК, инв. 1065 соб.; ближайшей аналогией является " Четырехчастная икона " рубежа XIV-XV вв. из Кремля (ГТГ, инв. 14229) Ульянов О.Г. Деисус " Андреева писма Рублева " из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца)//Макариевские чтения. Вып. XII. Иерархия в Древней Руси. Можайск, 2005. Сс. 172-223. ГТГ, инв. 25539 Рукописный текст: ОР ГИМ. Епарх. 432/14. Лл. 36об.-37об.; Розыск о богохульных строках и сомнения святых честных икон дьяка Ивана Михайловича Висковатого//ЧОИДР. Кн. II. М., 1885. С. 13 Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения. СПб., 1997. Сс. 281-282. ГММК, Арх. соб., 22 соб.; Ульянов О.Г. Воплощение тринитарного догмата в иконе " Архангел Михаил с деяниями " из собрания музеев Московского Кремля//Троицкие чтения 2003-2004 гг. Большие Вяземы, 2004. Сс. 120-152. подробнее см. наше последнее исследование: Ульянов О.Г. Митрополит Киприан и тропарь третьего часа.//Материалы ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. М. 2001. Сс. 98-101. Письма Московского митрополита Филарета к А. Н. Муравьеву (1822-1867 гг.). Киев, 1869. Сс. 233-236. Олег Ульянов 30/09/2006 Смотри также: Интернет-журнал Встреча с Православием Тематические подборки  версия для печати Также в этом разделе:

http://pravoslavie.ru/put/060930150342.h...

Мат-лы и исслед. М., 1999. вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 52-79; Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Млекопитательница» из собр. музеев Моск. Кремля//Древнерусское искусство XIV-XV вв. М., 1984. С. 101-112; Бобровницкая И. А. Два памятника рус. ювелирного искусства XV в.//ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1987. Вып. 5. С. 35-41; Качалова И. Я. Ремонтно-реставрационные работы в Благовещенском соборе Моск. Кремля в 1860-х гг. (По мат-лам Моск. дворцовой конторы)//ГММК. Мат-лы и исслед. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. М., 1989. С. 105-118; Качалова И. Я. , Маясова Н. А. , Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990; Журавлева И. А. Ковчеги-мощевики кон. XVI - 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Моск. Кремля//Древнерусская скульптура: Пробл. и атрибуции. М., 1991. С. 106-125; она же. Вновь о ковчегах-мощевиках кон. XVI - 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Моск. Кремля//Там же. М., 1993. Вып. 2. Ч. 1. С. 118-137; она же. Об одной группе серебряных ковчегов-мощевиков кон. XVI - 1-й трети XVII в.//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 391-412; Сорокатый В. М. Уроки реставрации стенописи Благовещенского собора в Моск. Кремле//Практика реставрации памятников монументальной живописи: Сб. науч. тр. М., 1991. С. 15-20; Чернецов А. В. Золоченые двери XVI в. М., 1992; Маркина Н. Ю. «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина//Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 270-287; Гращенков А. В. Фасадное убранство Благовещенского собора XIV в.//Реставрация и архитектурная археология: Мат-лы и исслед. Вып. 2. М., 1995. С. 84-94; Качалова И. Я. Стенопись Галерей Благовещенского собора//ДРИ. [Вып.]: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 379-410; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; Антонов А. В. Вотчинные архивы моск. мон-рей и соборов XIV - нач. XVII в.//Русский дипломатарий. М., 1997. Вып. 2. С. 223; Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: святыни и древности.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Псалтирь из Британской б-ки, созданная ок. сер. XI в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Fib. C. VI) - это самый ранний образец рукописи, содержащей иллюстрации повествовательного характера перед текстом. Она содержит 5 полностраничных композиций истории Д. Как иллюстрация к отдельным псалмам изображается борьба Д. со львом и др. зверями (Псалтирь Веспасиана - Lond. Brit. Lib. Cotlon. Vesp. Fol. 53r; Киевская Псалтирь - РНБ. ОЛДП. F 6. Л. 205, 1397 г.), борьба Д. с Голиафом (Киевская Псалтирь - Л. 205; Дамбартон-Окс. Cod. 3, 1084 г.), Д., пасущий стада (Киевская Псалтирь - Л. 204 об.- 205). Одежда Д., напр., в Киевской Псалтири, может варьироваться: голубая или синяя верхняя и красная с золотой каймой нижняя длинная одежда присутствует в изображении царя, а голубая нижняя короткая одежда с узким длинным рукавом и короткий плащ - в изображении Д.-пастуха. В Псалтири Иоанна Грозного (РГБ. Ф. 304. III. 7/М866Z. Л. 19 об., 80-е гг. XIV в.) на Д.-царе коричневый плащ и синий хитон, что встречается нечасто. По наблюдению Г. И. Вздорнова, такое сочетание применялось обычно в стенной живописи, особенно в новгородской круга Феофана Грека. Образ Д., царя и пророка, получил особое распространение на иконах, в настенной живописи и храмовой мозаике, а также в произведениях пластики всего христ. мира. Иконография Д.-царя неизменна и легко узнаваема: седовласый или темноволосый с проседью зрелый муж с тугими кудрями короткой прически и аккуратной окладистой бородой, в короне, в царских одеждах (как правило, синяя мантия, скрепленная фибулой у правого плеча, и красная или разных оттенков коричневая туника или далматик с золотыми каймами, красные сапожки). Цвета одежды Д. не меняются: красная нижняя и синяя верхняя, различаются формы короны (может меняться в рамках одной иконы, напр. икона «Четырехчастная», 1547-1551, ГММК) и тип обуви. Образ Д. характеризует царское достоинство и сдержанность. Исключением можно считать шитое изображение на т. н. Малом саккосе, долгое время связываемом с митр. Фотием (сер. XIV в., ГММК), где Д. представлен в движении, к-рое поддержано линиями большого разворачивающегося свитка.

http://pravenc.ru/text/168470.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

185 . Воскресение и Сошествие во ад, с Минеей и страстями. Палех. М.И. Зиновьев, В.А. Маркичев. 1890-е годы. 52,8х44,1. ГМПИ. 186 . Распятие с праздниками, избранными святыми и богородичными образами. Петр Шитников, 1873. 76х61,5. Частное собрание, Москва. 187 . Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. Из Успенского собора в Ярославле. 198х143. ГТГ. 188 . Иоанн Предтеча с житием. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 31х29. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 189 . Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 31х26. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 190 . Отечество. XIX век. 32х28. ГММК. 191 . Фрагмент иконы «Вход в Иерусалим». Вторая половина XIX – начало ХХ века. ГМЗК (цв. табл. 43). 192 . «Четырехчастная» (Вход в Иерусалим, Троица Ветхозаветная, Воздвижение Креста и Сретение иконы Владимирской Богоматери), со святыми на полях. Палех. Вторая половина XVIII века. 36х31. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 193 . Николай Чудотворец. Палех. В.А. Хохлов. Начало ХХ века. 44,5х37. ГМПИ. 194 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радосм». Палех. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 106х87. ГМПИ. 195 . Спас. Перевод. Палех. 1840. Архив Л. Бажанова, Палех. 196 . Господь Вседержитель. Палех. XIX век. ГМПИ 197 . Богоматерь «Дево, радуйся...». Литография. Типография И.А. Голышева в Мстере. 1887. Отдел ИЗО РГБ. 198 . Иллюстрация греческого Менология. Типография Прохорова. Вторая половина XIX века. Архив Л. Баканова, Палех. 199 . Фрагмент иконы «Господь Вседержитель». «Суздальские» письма. Конец XVII – начало XVIII века. Частное собрание, Москва (илл. 30). 200 . Огненное восхождение пророка Илии. Захарий Цанов. 1854. Фрагмент болгарской иконы «Огненное восхождение пророка Илии и святые воины Георгий, Феодор, Евстафий и Димитрий, побивающие силы зла». Из книги: Божков, 1984, илл. 225. 201 . Богоматерь Страстная. Холуй или Мстера. XIX век. Из каталога: VI, 1989, Илл. на с. 74. 202 . Н. Гончарова. Богоматерь. 1905–1907. Из книги: Грэй. 1962, илл. 62. 203 . Мужичок-плясунок. Народная картинка. XIX век. Театральный музей им. А. Бахрутина, Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

2. И давайте совершать это повсюду: в церкви, в пути, на корабле и за трапезой, чтобы не насыщались мы без страха [Божиего], забыв о Господе, и не впадали в суесловие, подобно ветхому народу. Ибо [этот «народ сел] есть и пить, и встал играть» ( 1Кор. 10:7 ; Исх. 32:6 ) – и был погублен. Пусть Бог не скажет о нас: «Народ сей чтит Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15:8 ; Мк. 7:6 ; Ис. 29:13 ). Трапеза, не имеющая слова Божия, подобна яслям неразумных [скотов], а праведный человек, вкушающий хлеб свой, наполняет душу свою глаголами Божиими. Ведь «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, [ исходящим из уст] Божиих» ( Мф. 4:4 ; Втор. 8:3 ) 3. Поэтому, братия, зная, какая слава и неизреченная радость ожидает праведников в День Судный, а грешников – увы! – ждет мука суровая и горестная, а также бесконечное наказание, 390 давайте поусердствуем, пока мы еще живы, посредством исповеди и покаяния во всей чистоте благоугодить Богу, ибо после смерти нет покаяния. 391 Поэтому мы должны, пока еще есть время, со слезами умолять Бога днем и ночью, чтобы Он, как Благой и Человеколюбивый, сжалился над нами и спас нас от беззаконий наших. Вопрос 27. У [одного] всечестного отца, председящего [среди прочих братий], некоторые спросили: «Почему, честнейший отец, мы полностью соблюдаем как среду, так и пятницу, [сохраняя пост в эти дни]? Ответ 1. На такой вопрос он ответил: «Как можно нам не соблюдать среду и пятницу? Потому что в один из этих дней Господь и Владыка наш пролил честную Кровь [Свою] на Животворящем Древе честного Креста, чтобы вновь даровать жизнь нашему истлевшему естеству. А в другой день иудеи держали совет против Христа (см. Мк. 14:1–2 ), и четырехчастный Крест Господень был сделан в четвертый день из дней [недели], чтобы Тот, Кто был приколочен к Кресту, спас через этот Крест четырехчастность 392 творения. 2. Чудотворения Христа – удивительны, разнообразны, божественны, но из всех них наиболее удивительным является Честной и Животворящий Крест Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Дерево это простирается дальше неба, поднимается от земли к небесам. Будучи бессмертным, оно растет из центра неба и земли, оно — твердая опора вселенной, связь всех вещей, основа всей обитаемой земли, космическое сплетение, содержащее в себе всякую пестроту человеческой природы. Прибитый незримыми гвоздями Духа, дабы не колебаться в твердом согласии с волей Божией, головою касаясь неба, а земли ногами, все пространство между землей и небом заполнил Он необъятными руками Своими” 17 . И в тексте “апокрифа Андрея”, и в “Слове” сщмч. Ипполита Крест Христов равно выступает как изначальная, существующая от начала мира опора и утверждение вселенной, как некий образ четырехчастной устремленности всего бытия к произрастанию и развитию. Собирая воедино тварный космос, этот нематериальный Крест царит над мирозданием, изгоняя из него своею властью злые разрушительные силы. Вся вселенная оказывается как бы утвержденной на ветвях этого гигантского космического Древа, где каждая планета — его плод, где любая комета — лишь мерцающая таинственным светом трещинка в его стволе, а всякое созвездие — листва в его кроне, вздымающейся ввысь подобно ступеням крутой лестницы и возводящей все творение к надмирному престолу Создателя неба и земли. Некогда Псалмопевец изрек удивительные слова, вполне выразившие самую суть величия и всеобъемлющего присутствия знака Креста во всем мироздании: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница твоя” (Пс 138:7–9). От одного края горизонта нашего тварного бытия и до другого все, что ни существует в земном мире, оказывается как бы “охваченным”, “объятым” двумя раскинутыми в бесконечности умопостигаемого “космоса” горизонтальными ветвями Креста; вертикаль же его, уходя вниз, пронзает, подобно копью, темные глубины ада, и в то же время, возносясь другим концом ввысь, достигает святых пределов небесного Рая, самого подножия Божественного Престола…

http://pravmir.ru/drevo-spaseniya/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010