Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2013 г. 20:50 28 августа 2013 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Я всех вас сердечно приветствую с престольным праздником главного храма Русской Православной ЦерквиУспенского собора Московского Кремля. Но одновременно сегодня во многих городах, во многих монастырях празднуют этот день как престольный праздник, потому что именно в честь Успения, в честь смертной славы Пресвятой Богородицы, названы многие главные храмы городов и обителей Святой Руси, потому что через этот праздник и через это событие явлена нам самая суть служения Пресвятой Богородицы.  Ведь о Ней мало что известно из Евангелия, Она будто была в тени. Ее слава начинается у Креста, когда Она вместе со Своим Сыном разделяет страдания. Ее слава возрастает тогда, когда Христос уже не на земле, и вокруг Нее как Матери Спасителя собираются первые христиане. И особенно ярким это почитание Богоматери было в день Ее кончины, когда святые апостолы собрались в Иерусалим и когда они праздновали, торжествовали этот день не как день смерти, но как день славы Пресвятой Богородицы. И с того мгновения, с того самого события и началось особое почитание Богоматери в Церкви христианской, которое передается из поколения в поколение. Чтобы понять смысл служения Богоматери, остававшейся, как я уже сказал, в тени, нужно обратить внимание на сегодняшнее апостольское чтение. Это Послание апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 2:5-11). В этом чтении нет ни одного слова о Божией Матери, но неслучайно Церковь предлагает именно в связи с празднованием Богоматери услышать эти слова апостола.  О чем же эти слова? Говоря о Господе и Спасителе, апостол изрекает, что Он был равен Богу, но смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной. И Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилась всякая тварь небесная, земная и преисподняя. И все народы прославили Господа и Спасителя, ибо на Нем явилась слава Божия. 

http://patriarchia.ru/db/text/3192774.ht...

18. Re: О сгоревшей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге Но невидимый огонь лжи с дымовой завесой одурачивания народа сатанинскими СМИ жжет посильнее... Нет? 17. В утешение к утрате " ...нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Пт) " 16. Ответ на 14., Ксения Балакина: Я пользуюсь этим: http://clck.ru/Ссылки, сделанные пару-тройку лет назад, до сих пор живы. 15. Re: О сгоревшей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге Ксения Балакина, и то и то плохо. Только церковь в Кондопоге отнюдь не была полуразрушенной. 14. Ответ на 13., Коротков А. В.: Вы если хотите, чтобы Вашей ссылкой можно было пользоваться, то вот специально для Вас внизу страницы написано (красненьким):Убедительная просьба сокращать длинные ссылки! Они ломают дизайн! Проблема в том, что эта ссылка у меня открывает нечто, что напрочь не хочет чего-то сокращать (а раньше сокращало) ((( Я пользуюсь поэтому другими сайтами, но насколько они надежные в смысле долговечности, не знаю. Вот сокращенная ссылка: http://goo-gl.ru/AYN 13. Ответ на 12., Ксения Балакина: И да: " Купола на свалке " http://ampravda.ru/...8/08/14/083699.html. Вы если хотите, чтобы Вашей ссылкой можно было пользоваться, то вот специально для Вас внизу страницы написано (красненьким): Убедительная просьба сокращать длинные ссылки! Они ломают дизайн! Проблема в том, что они не только ломают дизайн (это верно для очень длинных ссылок), но, более того, они просто режутся при достижении определённой длины используемой тут " умной " CMS. Потому становятся неработоспособными.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/17/o_...

Всем, хотящим, подобно Ироду, узнать о славе Его, Христос напоминает о их слепоте к Его страданиям, к Его Кресту. И потому Евангелие, Церковь говорят нам, чтобы мы до времени хранили молчание об этой славе, пока не откроется она через Крест пришествием Духа, пока не наступит время Церкви. Пока не научимся мы жить истинным ожиданием конца истории, когда придет Он со славою многою, и мы увидим знамение Сына Человеческого – Крест Его. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Утреня Лк, 4 зач., 1, 39–49, 56 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Наш пост завершился, и Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Сегодня как никогда открывается нам величие человеческой жизни, когда она всецело направлена к исполнению воли Божией и служению ближнему. С новой силой мы переживаем надежду на наше собственное воскресение. Воскресение Христово обещает нам его в конце времен, но это воскресение уже даровано Божией Матери. Оно – по образу нашей собственной славы, которую мы можем созерцать в Ее славе. По благодати Успения, нам дается каждый год в день этого праздника предвкушение славы нашего собственного воскресения. Почему в праздник Успения Церковь предлагает нам Евангелие о посещении Божией Матерью святой праведной Елисаветы? Для большинства Успение Божией Матери – уход Ее от нас на небо. Но как Господь, вознесшись на небо, не оставляет нас на земле, но дает нам надежду соединиться с Ним, так и Божия Матерь становится еще ближе к нам в Своем Успении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. 12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем”. Ин. 20, 30–31; 21, 24–25 : Заключение Евангелия от Иоанна. Цель написания Евангелия. 30 год по Р.Х. Прославленный Спаситель по Вознесении Деян. 7, 55–56 : Видение первомученника 554 Стефана 555 . Деян. 26, 12–15 : Видение апостола Павла 556 на пути в Дамаск. Деян. 22, 17–21 : Видение апостола Павла в Храме; 57 г. по Р.Х. Успение Божией Матери. Краткая историческая справка – Успение Божией Матери: Недалеко от вершины Вознесения горы Елеонской показывают то место, где Пресвятая Богородица получила благовестие от Архангела Гавриила, вручившего Ей пальмовую ветвь и возвестившего, что по воле Божией, чрез три дня последует Ее славное переселение на небо. По завещанию, Божия Матерь была погребена апостолами в Гефсимании. Ныне здесь находится храм Успения Божией Матери. Спустясь по 12-ти ступеням каменной лестницы, находимся на довольно обширной площади, пред живописным зданием Гефсиманского храма. С благоговейным трепетом и радостию вступим в самое святилище. Широкая лестница 48-ю ступенями ведет вниз, в храм Пресвятой Богородицы, к Ее святому гробу, над коем некогда существовала великолепная церковь и монастырь, во имя честного успения Богоматери. Здесь находится каменный смертный одр Богородицы. Это ложе имеет отличие в том, что пронизано отверстиями – символом захоронения девственниц, существовавшем у древних евреев, что еще раз подтверждает приснодевство Марии. Здания эти, начиная от Кедрского потока, занимали все обширное пространство над пещерами греческою и латинскою, до того места, где теперь разведен сад. При спуске к гробу Пресвятой Богородицы, через 5 ступеней справа видны заложенные двери, которые вели в помянутую церковь , разоренную турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

4) Практика Церкви.   Под практикой Церкви можно понимать всё ее устройство: богослужение, обряды, песнопения, молитвы, установления и т. д. В них изложены все истины христианской веры, раскрыты многие места Священного Писания и показано множество сторон в событиях, упоминаемых в Писании. Например, в книге Бытия рассказывается, что Иаков благословил сынов Иосифа: «простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии» ( Быт. 48:14 ), и он сделал это с особенным намерением ( Быт. 48:17–19 ). Таинственное значение этого действия объясняет Церковь , когда воспевает: «рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение» (Стихира на литии на праздник Воздвижения Креста Господня). Св. ев. Матфей говорит, что Иосиф, приняв свою жену, «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца» ( Мф. 1:25 ). Частица «наконец» (ως [еос]) в Священном Писании может означать не только предел времени, после которого оканчивается предшествовавшее ему действие (см. Лк. 24:49 ), но и показывать непрерывность действия до определенного предела, не исключая возможность продолжения того же действия и после этого предела (см. Втор. 24:6 , Мф. 22:44 , 1Тим. 4:13 ). Выбор из двух значений в этом месте можно сделать на основании учения Церкви, которая в своих песнопениях называет Матерь Бога-Слова «девство и рождество сочетавшею» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос VIII), «в рождестве сохранившею девство» (Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы), «столпом девства» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос X), «неискусобрачною» (Стихира на стиховне праздника Благовещения), которая пребыла Девою не только до рождества, но и в рождестве и по рождестве. Прп.  Иоанн Дамаскин пишет: «О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаём вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы) 147 . Такое толкование не вступает в противоречие со словом «первенец», потому что первородного сына всегда можно так назвать, несмотря на то, были ли после него другие сыны, или нет ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

протоиерей Михаил Браверман Зачатие Пресвятой Богородицы Прославляя своих святых, Церковь обычно празднует не дни их рождения, а дни их успения – не начало человеческой жизни, а ее итог. Но есть в церковном календаре и исключения. Церковь празднует «неслыханное» Рождество Христово – и празднует дни рождения тех, кто своей жизнью послужил воплощению и миссии Сына Божиего: Его Пречистой Матери и Крестителя Иоанна. Более того, Церковь особо отмечает освященную Богом тайну возникновения их жизни. И, подобно тому, как празднуем мы Благовещение – день, в который Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о начале земной жизни Сына Божиего, так празднуем мы и дни зачатия Пресвятой Богородицы и Крестителя Иоанна. Родители Девы Марии – Иоаким и Анна – принадлежали к роду царя Давида, из которого, согласно пророчествам, и должен был прийти Христос. Их родословие восходило к Аврааму, которому было открыто свыше, что в нем благословятся все народы земные [ Быт. 12:3 ]. И так же, как Авраам и Сара долгое время оставались бездетными, так и уже пожилые Иоаким и Анна длительное время не имели детей. Чуть позже подобная история произойдет с родителями Иоанна Предтечи – Захарией и Елисаветой, о которых в Евангелии написано, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» [ Лк. 1:6–7 ]. Между тем чадородие считалось в Израиле знаком Божиего благословения: через своих потомков люди думали иметь участие в грядущем Царстве Христа – Мессии, ибо сказано было в Законе и Пророках, что придет время – и Бог посетит народ Свой. И так же, как Бог даровал Аврааму и Саре сына Исаака, так даровал Он Иоакиму и Анне дочь Марию. Она, «когда пришла полнота времен», стала Матерью Сына Божиего, предвечно от Отца рожденного. Так исполнилось то, что было обещано Аврааму, и об этом апостол Павел напишет: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» [ Гал. 3:16 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

154 См. Дни Богослужения Правосл. Кафол. Вост. Церкви, lIpomouep. Дебольского. Т. 1. стр. 113–114. 156 И первосвященника 3ахарии не упоминается в «Древностях» Иосифа Флавия. Вероятно и 3ахария был только саганом или другим сановником из членов «священнического совета». См. выше примечание об Иссахаре. 157 Д. Б. стр. 121. Столь необычное введение Пресвятой Девы Марии в само Святая Святых Церковь поныне прославляет в своем песнопении: «Ангелы, вхождение Пречистой зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во святая святых» (канон, п. 9, 21 ноября). 164 По воскресении Спасителя Апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей одно место праздным и возглавие, на котором полагали хлеб в часть и честь Воскресшего, так, как бы Он находился при них неотлучно и Своим пречистым телом; а после стола возносили этот хлеб, называемый Господнею частью, славя великое Имя Пресвятой Троицы (в этом обыкновении Апостолов имеет свое начало и наш теперешний обычай готовить Св. Артос в день Пасхи). Имея вышеозначенный обычай, Апостолы и на третий день после Успения Богоматери, по окончании своей трапезы, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный; но, как только они намеревались произнести свою обычную на этот раз молитву: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам», то внезапно услышали горе – хвалебное пение Ангелов и увидали Пресвятую Деву на небесах „живу (т.е. с Ея пречистым телом), со множеством ангелов стоящую и неизреченную славою осиеваемую, яже и рече к ним: радуйтесь (Четьи – Минеи, 15 Августа). Это явление Богоматери открыло Апостолам тайну необретения тела Ея во гробе, т.е. что Она взята наконец на небо вместе с телом, и с сего времени возношение стали совершать в честь Богоматери, которое известно ныне под именем Панагии, – причем вместо: «Господи, Иисусе Христе», возглашали: «Пресвятая Богородице, помогай нам», – как и ныне поется: «Пресвятая Богородице, спаси насъ!» См. обо всем изложенном нами о Пресвятой Деве Марии в книге Дебольского – Дни Богослуж. Т. I. 168 Еще яснее о предании Спасителя, а именно за тридцать сребреников, предсказано у пророка Захарии: и скажу им: если угодно вам, то дайте мне плату мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось ее в церковное хранилище – отличная цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребреников и бросил их в сокровищницу дома Господня ( Зах. 11:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

В последние минуты Своей земной жизни, перед самой смертью на Кресте, Иисус Христос позаботился о Своей горячо любимой матери: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жео! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе ( Ин.19:25–27 ). Пресвятая Дева оставалась одна. Господь поручает Ее Своему любимому ученику Иоанну. С этого времени до Своего Успения, как свидетельствует Церковное Предание, Она жила у апостола Иоанна. Он заботился о Ней как нежно любящий сын. Православная Церковь с первых веков своей жизни верила, что у Креста произошло усыновление Богородице не только апостола Иоанна, но и всех христиан. Поэтому верующие во Христа всегда относились и относятся к Ней, как к собственной любящей Матери, Которой мы усыновились по вере через Причащение Тела и Крови Христовых. Она стала нашей Матерью, а мы — Ее детьми. По Вознесении Христа Спасителя на небо Пресвятая Богородица пребывала с учениками Господа в молитве ( Деян.1:14 ) и приняла вместе с ними дары Святого Духа в день Пятидесятницы. Для апостолов и всех христиан Она была утешением и укреплением в вере. Как и апостолы Пречистая Дева распространяла и укрепляла христианскую веру Своим присутствием, словом и молитвою. Многие из обращенных к истинной вере приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы самим увидеть и услышать Матерь Господа Иисуса Христа. Особое почитание Божией Матери объясняется Ее праведной жизнью, исключительным достоинством, чистым сердцем и величайшей святостью. Эта духовная высота Пресвятой Девы явилась плодом подвига Ее личной жизни и действия благодати Святого Духа в Ее сердце. Она — единственная из всех сотворенных существ — уже переступила ту грань, которая отделяет время от вечности, и находится теперь в том Царствии, наступления которого ожидает Церковь после Второго Пришествия Христова. В конце земной жизни Богоматери Господь дал Ей радость услышать из уст апостолов, как в разных странах и народах возвещается вера в Ее Сына и как возрастает Церковь. Перед кончиной Богородицы апостолы чудесным образом были собраны в Иерусалиме и простились с Пречистой Девой. Не успел увидеть Богоматерь живой только апостол Фома. Произошло это по воле Божией.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

По широким ступеням спускаемся в пещеру — в церковь Успения, место захоронения родителей Девы Марии праведных Иоакима и Анны. Справа видна ниша — место положения Иоакима и Анны. Слева — место захоронения Иосифа. По ступеням спустились еще ниже. Там, в обширной пещере — гробница Богородицы. Она находится в небольшой каменной часовне, украшенной росписью, ценными иконами и светильниками. Поклонились и припаду ко гробу Богородицы. Пресвятая Богородице, спаси нас. Сразу за гробницей Богородицы увидели чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери. С умилением запели: «Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице…» И такая снизошла благодать, что не описать словами. Недалеко от гробницы Богородицы — храм, построенный на месте страданий первомученика Стефана. Здесь некогда стоял и охранял одежды бросающих камни в Стефана молодой Савл. Пресвятая Богородица благословила отца Николая Манихина новой скуфьей. А случилось это так. Один из монахов в пещере-усыпальнице подошел к нам и отдал забытую каким-то батюшкой из прежних паломников скуфью. Мы все по очереди стали ее примерять. Единственный, кому она оказалась впору, был отец Николай Манихин. Эта скуфья несколько дней ожидала нашего приезда. Поклонившись Гробнице, отправились к претории, от которой начинается Крестный путь Спасителя. Путь, по которому Христос шел на Голгофу, сгибаясь под тяжестью Креста. Вот и претория, где располагались римские солдаты и куда привели Христа. Здесь Спаситель предстал перед Пилатом и был осужден. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам» ( Ин. 19:1-3 ). Рядом с Преторией — пещерный дом Иоакима и Анны — место рождения Богородицы. Спустились в пещеру. Поклонились святому месту, спели тропарь Рождества Богородицы и, поднявшись на улицу, пошли дальше по Крестному пути. А на этом месте «Пилат вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» ( Ин. 19:4-5 ). Сохранилась и часть мощеного покрытия под названием Лифостротон — каменный помост, судилище, где Пилат вынес свой приговор.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

После посещения Успенского храма мы проходили мимо полуразрушенных городских стен, держа путь к Живоносному Источнику. Укрепления говорили о некогда величественной греческой столице – славной Византии, а главное о непрочности могущества человека. Придет праведный гнев Божий, и в прах рассыплются все его изобретения и физическая сила. Происхождение Живоносного Источника относят к V веку и связывают его с именем Императора Льва I Маркелла, явившегося здесь свидетелем одного поразительного чуда. В VI веке тут же получил исцеление Царь Иустиниан, построивший в благодарность храм и при нем мужскую обитель. По сказанию Синаксаря, «на этом месте совершалось такое обилие благодатных знамений», что их «ни описать, ни изрещи невозможно». Св. Православная Церковь отмечает сие, когда в пятницу на Пасхальной неделе поет особо положенную службу Пресвятой Богородице в честь Ее Живоносного Источника. И до сих пор он привлекает множество молящихся. Внутри, где находится св. кладенец, всегда можно застать дежурного иеромонаха, отправляющего желающим молебны: тот же священнослужитель при отпуске, полагая на голову каждого епитрахиль и руку, кроме формулы благословения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», произносит еще молитву благопожелания. Образец ее дан в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: тако благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир» ( Числ. 6, 22–26 ). В наших св. обителях, церквах и часовнях около чтимых святынь также стоят очередные пастыри, но они, благословляя приходящих, к сожалению, опускают напутствие, так утешительно действующее на сердца верующих. Приятно было бы, если бы греческий порядок и у нас получил распространение. Далее мы посетили Влахерну, некогда величайший и славнейший храм Царьграда; здесь покоилась риза Богоматери и пояс Ее. Здесь было явление Преблагословенной «на воздусе» Андрею Христа ради юродивому в дни нашествия варваров, отраженных по предстательству Владычицы мipa. Здесь совершилось сверхъестественное призвание четырех храмоздателей Киево-Печерской Лавры, которым Царица Небесная вручила чудотворную икону Успения. Здесь стоял образ «Одигитрии», писанный евангелистом Лукою, источавший множество чудес. Отсюда, наконец, во время тяжких испытаний и народных бедствий выходили крестные ходы, направляясь на городские стены и к морю. История при этом гласит, что Матерь Божия после подобного рода молений неоднократно спасала Константинополь от врагов, например, скифов, в память чего Церковию установлено акафистное пение в субботу пятой недели Великого Поста (Похвала Пресвятой Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010