К началу XX в. в монастыре было 2 храма: деревянный в честь Успения Пресвятой Богородицы (XVI в.) и двухэтажный (верхний - во имя прп. Александра Куштского, нижний - во имя свт. Николая Чудотворца, где у левого клироса под спудом покоились мощи прп. Александра Куштского). Успенская церковь была построена вскоре после пожара 1519 года. Деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы одна из старейших в России. Крестчатый сруб храма завершен восьмериком под шатром с главкой, с запада окружен галереей на консолях. Рукава креста завершены кровлей бочкой. Перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1960-х годах. Для богослужений не используется. Сохранился праздничный резной золоченый иконостас (ок. 1718) из Успенского храма с иконами вологодских мастеров XVI-XVIII вв., находящийся в Вологодском областном краеведческом музее. Использовалась информация из православной энциклопедии К вопросу о датировке храма Успения Пречистой Богородицы, находившейся в Александро-Куштском монастыре Успенская церковь Александро-Куштского монастыря относится к числу тех деревянных храмов Русского Севера, которые, к сожалению, до сих пор не стали объектом специального научного исследования. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в известных источниках она датируется 1519 годом. Датировка эта основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты возведения. До настоящего времени во внимание не принимался тот факт, что храм 1519 года мог впоследствии быть перестроен или возведен заново, например, вследствие пожара или ветхости. Такие примеры известны во множестве в истории русского северного зодчества. Ряд особенностей облика Успенской церкви наводят на мысль о несколько более позднем времени возведения. Сходное предположение высказывал архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, изучавший храм в 1922 году. Он датировал его рубежом XVI-XVII веков, произвел обмеры и составил проект реставрации Обратимся к наиболее характерным особенностям архитектуры этого храма.

http://sobory.ru/article/?object=05131

С 1862 года при Успенской церкви действовала школа для детей обоего пола, для которой в 1896 году было построено прекрасное здание. С 7 декабря 1880 года открыто попечительство. Причт, состоявший из двух священников, дьякона и двух псаломщиков, помещался в церковных домах. Постановлением БашЦИКа от 9 марта 1931 года церковь была закрыта и передана в ведение Уфимского горсовета для культурно-просветительных целей. Вскоре ее снесли, а на этом месте был выстроен Дом старых большевиков. http://likirussia.ru/content/view/841/ Церковь Успения Божией Матери в г. Уфе, зданием каменная, с такою же колокольнею, имеет три престола: в главном алтаре во имя Успения Божией Матери, в правом приделе – во имя Михаила Архангела, и в левом – во имя Георгия Победоносца. Ограждена в большом пространстве деревянною оградою, внутри которой разведен сад, состоящий из яблоней, приносящих плоды и других разных дерев. На постройку этой церкви, производившуюся в течении десяти лет, с 1840-го по 1850 год, употреблялись церковные доходы и прикладные суммы, собираемые по сборным книжкам. Сбор добровольных пожертвований на постройку церкви производились настоятелям церкви протоиереем Бреевым, священником села Птичья Челябинского уезда Николаем Абрамовым и чиновником Щеголевым. Престол в главном алтаре во имя Успения Божией Матери освящен преосвященным Иоанникием 18 декабря 1849 года, а престолы в приделах освящены преосвященным Филаретом: первый в 1862 году 30 ноября во имя Архистратига Михаила в память бывшей церкви в г. Уфе Михаило Архангельской, а второй во имя Гергия Победоносца, в память существовавшей в Успенском приходе часовни во имя Георгия Победоносца. Нынешняя каменная церковь Успения Божией Матери уже вторая и построена том самом месте, где прежде стояла деревянная церковь в то же самое имя. Построение прежней церкви последовало по следующему случаю: в 1771 году по указу Святейшего Синода, от 24 декабря воспрещено было погребать умерших при городских церквах, - тогда за городом отведено было под городское кладбище то самое место, на котором теперь стоит Успенский храм, и с того времени здесь стали погребать умерших. Во время пугачевского бунта и осады Уфы, с октября 1773 года по 25 марта 1774 года, на здешнем кладбище стояла батарея, действовавшая против мятежников, нападавших на город со стороны сибирской дороги, как значится в памятной книжке, изданной в 1873 году Уфимским статистическим комитетом.

http://sobory.ru/article/?object=38053

Но в 1970 году злые люди в ночное время пришли и распилили часовню, каждую стену пополам, и сбросили вниз по горе, также ликвидировали и тот пень. После описанного выше пожара (в 1645 году) новую церковь построили в честь Успения Божьей Матери — 21 мая 1645 года прилежанием и старанием именитых людей Соли-Вычегодской, Матроны Ивановны и сына ее Федора Петровича Строгановых — и вторую церковь в честь Богоявления Господня. Успенская церковь впоследствии снова сгорела и вновь была выстроена каменною. Сей храм Богоявления (деревянный) и Успения (каменный) стоят и по сие время. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрия находится в иконостасе, по левую сторону царских врат, в медной посеребренной кованой ризе. Также цел образ Божьей Матери — копия, присланная черемисами. За алтарями внизу, среди горы, течет маленький источник воды. Верующие набирают и уносят с собой на благословение царицы небесной, и многие получают по святой вере исцеления. На святой Руси всегда вблизи церкви устраивалось кладбище, а так как гора, где явился образ Пресвятой Богородицы, мала и лесна, то кладбищу быть неудобно, а посему после пожара первой церкви там построили часовню, а церковь построили ближе, на обширном месте, где она находится и поныне». И еще одна запись в архивных документах (Великоустюгский ГАВО, фонд 364, дело 8269 от 1916 года): «Обе церкви одноэтажные. О времени основания их неизвестно по утратившимся в пожаре церковным документам. Каменная теплая церковь крепкая (построена в 1815 г.). Деревянная же церковь от давнего ее существования имела значительные наклонности в южную сторону, но в 1908 году выправлена — под основание подведен каменный фундамент и положена железная крыша. В 1912 году церковь эта с наружной стороны обита тесом и окрашена белилами, а внутри украшены стены живописью. Престолов три: в деревянной во имя Богоявления Господня и святого Николая Мирликийского, а каменной во имя Успения Божьей матери. При церкви: изба просфорни и изба для церковных сторожей. При церкви одна часовня находится на месте первоначального основания церкви, именуемом «Городок».

http://sobory.ru/article/?object=06440

В грамоте говорится: " Благословим мы протопопи Воронежской, в селе Дубовичах, каменную, во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого Архистратига Михаила церковь соборную заложить... и в освящении оной новой церкви просит нашего пастырского благословения " . (Павлович П.А. с. 2). На каменной доске, которая находилась в алтарной части храма, была такая надпись: " В 1777 году января месяца заложена церковь в селе Дубовичах Рождества Пресвятыя Богородицы за владельца того села подкоморного повета Глуховского Василия Васильевича Кочубея и жены Марфы Демьяновны и детей их маера Василия Кочубея и дочери Елизаветы Кочубеевой " . (Павлович П.А. с. 2). В 1783 году новый храм был освящен. Михайловский пристроеный алтарь находился с правой стороны главного престола. " Великолепный Храм, по величине и отделке; при том окружен прекрасной оградою " . (Черниговские Епархиальные Известия с. 667-668). Церковь, которую построила Л.Ф. Кочубей на хуторе Ретик. В 1855 году перенесена в село Дубовичи на территорию кладбища улицы Село. В 1803 году на хорах приходской церкви был пристроен алтарь Успения Пресвятой Богородицы: святой антиминс для него был выдан в 1806 году. С этим пристроенным алтарем связана такое историческое событие. После казни В.Л. Кочубея в 1708 году Любовь Федоровна Кочубей, которую лишили всех имений, поселилась за 7 верст от Дубович, на хуторе Ретик. Около 1710 года построила храм Успения Пресвятой Богородицы. Имущество закрытого Ретицького храма было перенесено в 1803 году в упомянутый выше алтарь. Этот алтарь не существовал на хорах со времени постройки на кладбище в Дубовичах деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Жители слободки Ретик, которая находится на расстоянии 7 верст от Дубович и была там бумажная фабрика Демьяна Васильевича Кочубея, еще и сейчас продолжают праздновать свой храмовый праздник 13 августа, не глядя на то, что относятся к приходу Ивано-Рождественской церкви села Грузького. В 1861 году с разрешения святого синода основан крестный ход из городка Дубовичи в Кролевец с чудотворной иконой Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=19839

Храм был закрыт в 1932 году, богослужения в нем возобновлены лишь в 1995 году. В настоящее время церковь Успения Пресвятой Богородицы является достопримечательностью и одним из самых монументальных дореволюционных архитектурных сооружений города. Церковь Успения Пресвятой Богородицы при Ермаковской богадельне в Вышнем Волочке История храма началась 7 июня (25 мая ст.ст.) 1860 г., когда Вышневолоцким городским обществом было принято решение, утверждённое Губернским правлением, о строительстве купцом 1-й гильдии Я.Я. Ермаковым (с сыновьями) новой церкви при богадельном доме. Строительство продолжалось с 1864 по 1868 гг., и 21 декабря (8 ст. ст.) 1868 гг. в присутствии Высокопреосвященнейшего Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского, было совершено освящение церкви в честь Успения Божией Матери, с двумя престолами: во имя Всех Святых и Воздвижения Креста Господня. 5 июля (22 июня ст. ст.) 1869 г. – день открытия богадельни на 70 человек. Постепенно количество призреваемых увеличилось до 150 человек. Богадельня и храм содержались на проценты, получаемые с 50 тысяч рублей, которые были специально для этой цели размещены в Общественном банке Ермаковых. Храмосоздатель и благодетель Яков Яковлевич Ермаков упокоился на 75-м году жизни 14 августа (ст.ст.) 1869 г. Его дело продолжил сын Флор Яковлевич. В 1881 г. на приход были определены Старицкий священник Владимир Осиповский и диакон Алексей Тяжелов. С 1905 г. в храме служили священник-настоятель Иоанн Виноградов и диакон Алексей Сперанский. Была открыта церковно-приходская школа и организовано Общество трезвости. В 1915 г. количество прихожан составляло 148 мужчин и 149 женщин. В 1926 г. закрыли богадельню, её здание заняли под школу. 18 мая 1929 г. пришло постановление СНК о закрытии Ермаковской церкви. В августе 1931 г. с колокольни сбросили колокола. Долгие годы в храме находился склад. С 1941 по 1945 гг. здесь располагался военный госпиталь, с 1944 по 1946 гг. – 357-й запасной стрелковый полк и фильтрационный пункт для русских раненых военнопленных. Затем храм использовали под склад, а в помещении бывшей богадельни – вновь открыли школу.

http://sobory.ru/article/?object=02443

По описи 1741 года центральная глава пятиглавого собора «опаяна жестью, на ней крест железный золочен, четыре главы ошиты черепицею муравленою, кресты железные... На церкви крыша деревянная». В 1789 году тесовая кровля была заменена железной. Рядом с папертью выстроена колокольня, в которой находится усыпальница Иова. Успенский собор привлек к себе внимание историков архитектуры еще до революции, однако более полно он был исследован в 1920-х годах московским искусствоведом А.И. Некрасовым. После войны пострадавший в военное лихолетье храм вновь изучили и обмерили, а в 1960-х - 1970-х годах на основе этих материалов памятник был отреставрирован под руководством М.Б. Чернышева, и Успенскому собору в значительной мере были возвращены первоначальные формы. Описание храма в книге И. Крылова " Старица и её достопримечательности " 1914 года: Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, самый древний в монастыре, построен Старицким князем Андреем Ивановичем в 1530 году, по образцу храма, стоящаго на Синайской горе. Храм весь сооружен из белаго тесанаго камня с пятью большими Главами; внутри храма, трехъярусный, византийскаго стиля иконостас, писанный в позднейшее время. Внизу храма находится подвальное помещение, из котораго в древности существовалъ подземный ход под Волгу, с выходом в городской Борисоглебский Собор, стоявший против монастыря на старом городище. Ход этот в настоящее время засыпан. У алтаря Успенской церкви, с левой стороны храма, была гробница над могилою князя Василия Константиновича Пронскаго, которая находится под полом того же храма около свечного ящика. Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли Как писал, опираясь на хранившиеся в монастыре документы, в конце XIX столетия настоятель Успенской обители игумен Арсений (Завьялов): " В начале XII столетия, именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним " . Постепенно вокруг них собралась братия, явившаяся тем зерном, из которого выросла впоследствии обширная обитель. В 1160-х годах, когда обителью управлял инок Феодорит, в монастыре был построен храм, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. " Самая церковь, - отмечает отец Арсений, - без сомнения, была деревянная. Храм предположено было создать во имя Успения Пречистыя, т. е. в то самое наименование, которое носила и носит доныне соборная церковь Киево-Печёрской Лавры " . На освящении собора присутствовал почётный гость - князь Андрей Боголюбский. О нём знали, что он " любил церкви украшати, монастыри созидати, кормилец бе чернецем и черницам и убогим " . После постройки Успенского собора обитель начала стремительно возвышаться. Вскоре ею уже управляли не простые иноки, а игумены. Число братии во второй половине XIII века возросло до полутора сотен человек. Однако расцвет продолжался недолго.

http://sobory.ru/article/?object=05517

В 1754 г. по распоряжению преосв. Платона, епископа Владимирского, в упраздненном монастыре открыта была духовная семинария и Успенская церковь стала семинарскою; до 1776 г. богослужение в ней отправляли иеромонахи из учителей семинарии. В 1776 г. к этой церкви был переведен причт упраздненной Зачатиевской церкви и приписаны были все принадлежавшие ей угодья. Таким образом при семинарской церкви оказался особый причт, хотя церковь по-прежнему служила местом молитвы воспитанников семинарии. Особый причт существовал до 1889 г. В этом году по распоряжению св. Синода церковь со всем своим имуществом передана в ведение духовной семинарии, настоятелем стал ее ректор, а доходами распоряжается Правление семинарии. Когда в первый раз на этом месте построена церковь, сведений о том не сохранилось, но в начале XVII ст. она уже существовала. В патриарших окладных книгах под 1628 г. значится «церковь Успения Пречистой Богородицы в ветчаном городе…». Эта церковь была деревянная. В 1644 г. «по челобитью гостиной сотни Ивана Денисова и владимирца Ильи Иванова» разрешено было патриархом построить каменный храм на три престола: Успения Пречистой Богородицы, Нерукотворенного Спаса и св. апост. Петра и Павла. В 1649 г. эта церковь была выстроена, как это можно видеть из надписи, вырезанной на белокаменной плите в западной стене храма: «лета 1644 г. июля в 9 день при державе государя царя … Михаила Федоровича… зачата сия церковь Успения Пресвятой Богородицы, а совершена сия церковь 1649 г. июля 1 день при державе государя царя и вел. князя Алексея Михайловича…». Эта каменная церковь без существенных изменений со вне сохранилась до настоящего времени, представляя собою интересный памятник церковного зодчества XVII в. Церковь квадратная, одноэтажная; с двух сторон ее северной и западной крытые переходы с пролетами; алтарь с тремя полукружиями. Наружные гладкие стены разделены каждая на три отделения лопатками, сведенными к верху в три арки, образующие собою углубления. Кровля на церкви дуговая на 4 ската, а на трапезе двускатная, с прорезными у спусков подзорами.

http://sobory.ru/article/?object=01788

Согласно прошению Успенского иерея Никифора Семенова в январе 1743 г. дана была благословенная грамота на построение, вместо сгоревшей, новой деревянной церкви в прежнее храмонаименование и на старом кладбище; а в октябре того же года, по благословению епископа Алексия Титова, новопостроенную церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы дозволено освятить. В сентябре 1753 г. Успенский иерей Никифор Семенов в прошении своем преосв. Димитрию Сеченову прописывал: «имелась церковь Божия Успения Пресвятой Богородицы холодная, да при ней построена церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы для зимнего времени теплая, деревянная, которые 1753 года августа 14 числа в учинившийся в г. Касимове пожар погорели без остатку… а ныне г. Касимова церкви Рождества Христова священно-церковно-служители с приходскими людьми, вместо оных погоревших церквей, уступают имеющуюся ветхую свою церковь деревянную, вместо которой построена в тоже храмонаименование Рождества Христова каменная». Вследствие чего испрашивалось у преосвящ. дозволение означенную церковь Рождества Христова ветхую перенести и на том же месте, где стояла церковь Успенская, поставить. Выдать благословенную грамоту на построение, вместо сгоревших, новой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы разрешено 16 сентября 1753 г. Разрешение на построение, вместо деревянной, каменной, ныне существующей Успенской церкви с приделами Никольским и Трехсвятительским испрашивалось касимовским купцом Максимом Александровичем Миловановым с прочими прихожанами 2 февраля 1756 г.; в том же году старосте поповскому иерею Федору дана была и храмозданная грамота «для отдачи просителям». В 1775 г. Успенская церковь была окончена постройкою и иерей Иоанн и купец Милованов, донося о том преосвящ. Палладию, испрашивали на освящение ее грамоты, которая и выдана была им 8 августа того же года. В том же году освящены были приделы Никольский и Трехсвятительский. Устройство трапезной церкви и колокольни окончено было в 1789 г., а расширение трапезной с устроением приделов Боголюбского и Воздвиженского относится к позднему времени.

http://sobory.ru/article/?object=02002

В 1792 году на месте деревянного обветшавшего к тому времени храма, на средства Василия Максимова, крестьянина деревни Степанцево, была построена ныне существующая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Строил храм московский архитектор Евфимий Фёдоров. По преданию, новую каменную церковь хотели возводить в людном месте, но приготовленные стройматериалы вдруг исчезли. Чудесным образом они оказались на месте бывшего монастыря, их обнаружил пастух, искавший пропавшее стадо. Ещё одним указанием свыше на это место было появление иконы Успения Богородицы на берёзе, растущей на берегу Яузы. В приделе храма и поныне пребывает особо чтимая икона Божией Матери " Успение " на фрагменте берёзового дерева, на котором и было явление этого образа в те далёкие времена. В память о деревянной церкви на том месте был сначала поставлен кирпичный столб, а в 1900 году - часовня. Из старого деревянного в новый каменный храм перенесли особо чтимые иконы: складную, покрытую слюдой, икону Успения Богородицы с образами свт. Николая Чудотворца и св. муч. Антипия на боковых створках, а также иконы Спасителя, Страстной Богоматери и Сошествия Господня в ад. Новопостроенная церковь - это каменная церковь типа " восьмерик на четверике " в стиле позднего барокко. С востока к основному объёму примыкает гранёная апсида. Основной объём с запада связан небольшой бесстолпной трапезной с трёхъярусной шатровой колокольней, верх которой перестроен в 80-е годы XIX века. В 1880-е годы производилась ремонтные работы под надзором московского архитектора Виктора Ивановича Веригина. Кирпичная церковная ограда с трёхпролётными западными воротами была построена во второй половине XIX века. К тому времени относится и стоящая в ограде хозяйственная постройка. За алтарём Успенской церкви сохранилось бронзовое надгробие в память крестьянина деревни Степанцево Петра Матвеевича Ионова, попечителя храма. В 1847 году его стараниями при священнике Дмитрии Лебедеве и церковном старосте Иване Семенове на пожертвования помещика С.

http://sobory.ru/article/?object=08581

Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Первоначальная история Успенской церкви тесно связана с историей г. Симбирска. Одновременно с боярином Богданом Матвеевичем Хитрово пришел в Симбирск некий игумен Макарий и «своим собственным коштом» устроил здесь в 1648-54 гг. под горою деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с монастырскими кельями. Как велика и какого устройства была эта монастырская церковь, не известно. Доподлинно известно одно, что она могла просуществовать только около 30 лет. На судьбу ее имел существенное влияние разгром Симбирска Степаном Разиным. По одному монастырскому свидетельству в этот разгром «весь монастырь был разграблен и сожжен». Сгорела и Успенская монастырская церковь. Восстановлена она была не сразу и не тотчас. Вопрос о построении новой церкви в Симбирске был решен в смысле возобновления бывшей Успенской монастырской церкви. В 1673 г. на месте прежней деревянной была построена новая каменная церковь во имя Успения Божией Матери с приделом во имя св. и чудотворца Николая. Новая церковь была освящена в 1674 г. На антиминсе церкви значилось: «Освятися олтарь в церкви Успения Пресвятыя Богородицы месяца августа 1674 года при митрополите Корнилии, Казанском и Свияжском». Отношение придела к осаде города Степаном Разиным подтверждается двумя бывшими в церкви местными иконами святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского, которым осажденные приписывали особенную помощь. По прежнему обычаю при Успенской церкви, хотя и монастырской, был учрежден отдельный причт, заведывавший подгорным Успенским приходом. В XVII и в начале XVIII ст. Успенский монастырь находился в лучшем состоянии, а с уменьшением населения под горою Симбирский Успенский монастырь стал упадать и терпеть нужду в своем содержании. Немало способствовало этому неудобство самого места, его рыхлость и осадок от истекающих из горы источников, весенних паводков и дождей, от которых гора более и более сползала. В 1724 г. Успенский монастырь, за малолюдством, был закрыт, братия его переведена в Покровский монастырь; монастырское строение велено было продать, а годное перевести. Сама церковь была обращена в самостоятельную приходскую и при ней после этого являются два штата священно-церковно-служителей. Впоследствии она делается одноштатною, а в 1826 г., по указу Казанской духовной консистории от 28 января за 4115, по малолюдству и бедности прихожан Успенской церкви, штат ее и совсем был закрыт. Прихожане и церковь были приписаны к Петропавловской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35183

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010