- Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровым верхом; кровля на церкви и алтаре обветшала и прогнила, сгнила также и шатровая колокольня, устроенная над папертью церкви. - Каменная церковь во имя Двенадцати апостолов с приделом во имя Иоанна Воина. - Ветхая деревянная церковь Иоанна Златоустого, в которой с давних лет за ветхостью службы не совершались. Очевидно, что обветшавшая Успенская церковь была именно та, которая была построена в Станках к 1628 г. В 1753 г. церковь эта была ремонтирована. В 1819-26 гг. вместо нее был построен существующий ныне каменный пятиглавый храм. Златоустовская церковь, так обветшавшая к 1753 г., была, очевидно, построена задолго до 1753 г. В 1753 г. она была разобрана, и материал был употреблен на перестройку колокольни. Что касается церкви каменной во имя 12 апостолов, то время построения ее неизвестно, но, судя по ее архитектуре, построение ее можно относить к последней четверти XVII ст. В 1882 г. церковь эта перестроена заново: с запада приложено 7 аршин, своды устроены вновь, паперть обращена в трапезу, окна расширены, глава устроена новая. Таким образом, в Станках две каменных церкви. В Успенской церкви престолов три: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделах – во имя Иоанна Златоустого (устроен в 1840 г.) и Иоанна Богослова (устроен в 1844 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращают на себя внимание: храмовая икона Успения Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, убрус Богоматери низан жемчугом; шитые шелком иконы Корсунской и Казанской Божией Матери в сребропозлащенных ризах; древняя икона Успения Божией Матери из деревянной церкви и икона Похвалы Богородицы – древнего письма. В теплом каменном храме два престола: главный – во имя Двенадцати апостолов и в приделе – во имя Иоанна Воина. Из св. икон своею древностью отличается икона Спасителя, Иоанна Воина и поклонение веригам апост. Петра. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентного капитала 74 руб., от земли и от служб и требоисправлений 670 руб. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села Станков и 8 деревень, расстоянием от церкви до 3 верст, в коих по клировым ведомостям числится 253 двора, 618 душ муж. пола и жен. пола 734 души. В селе Станках имеется земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01886

Причт храма получал ружное жалование деньгами, о чём упомянуто в грамоте 12 февраля 1593 г.: «Успенья Пречистые Богородицы одному попу рубль, а другому попу Семёну рубль дан в Москве, успенскому дьячку, да пономарю, да проскурнице по полтине». Священник Семён, по всей вероятности, был в Москве с целью получения церковной утвари для Успенского храма и придельного алтаря св. Ирины. Упоминание храма и краткое описание Успенского прихода встречаются во всех известных документах XVII ст. В 1646 г.: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Церкви Успения Пресвятые Богородицы, что в городе в Пушкарской слободе за попом за Ортемьем Васильевым двор бобыля Азарки Кумантьева…». В 1676 г. «Успения Пресвятыя Богородицы… у тое церкви двор попа Митрофана, двор пономарёв. Церковные земли 10 четвертей, сенного покосу на 10 копен. Рыбных ловлей нет. В приходе 14 дворов пушкарских, 14 дворов посадских. Всего 37 дворов». В 1678 г.: «А по переписи и по досмотру в городе на Ельце. Церковь Успения Пресвятые Богородицы. У той церкви дворы попа Митрофана, пономаря Лунки Иванова, да на церковной земле один двор. Крестьян и бобылей нету…». Писцовая книга стольника Тихона Камынина за 1691-1693 г.г. содержит более обширные сведения: «Внутри города… церковь Успения Пресвятой Богородицы и колокольня деревянная. Царские врата, ризы, иконы… строение мирское. А по скаске той церкви… Прежде та церковь бывала первая соборная. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезой и с папертью восемь сажен бес трети, поперег четыре сажени. И круг той церкви огорожено вновь кладбище. По наезду в переднем конце по восточной стороне шестнадцать сажен с полусаженью, и по той стороне построено на церковной земле на кладбище пять лавок посацких людей. А в заднем конце по заподной стороне шестнадцать сажен длина того кладбища, по южной стороне одиннадцать сажен, по северной стороне осмнадцать сажен. А под лавками земли мерою поперег 3 сажени бес трети, а от церкви мерою от олтаря на восток к лавочным онбарам четыре сажени с полусаженью. От паперти на юг восмь сажен, на север три, на запад две с половиною. А у той церкви на церковной земли поп, дьякон и понамарь». Любопытно, что в последнем документе Успенская церковь названа как «первая соборная». Вряд ли храм был построен во время основания Елецкой крепости в 1591 г., ранее Воскресенского, который принято считать первым собором города. Скорее всего, Успенская церковь неко­торое время выполняла функцию елецкого собора в середине XVII столетия, что было связано с уничтожением Воскресенского храма одним из частых в то время пожаров. В пользу этого говорят отсутствие соборного храма Воскресения Христова в списке елецких церквей переписной книги 1646 г., и указание на дату постройки Воскресенской соборной церкви в 1691 г.: «Строено по указу великих государей о прошлых недавних годех…».

http://sobory.ru/article/?object=02129

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. На пересечении Большой Полянки и 1-го Казачьего переулка привлекает внимание изящная жёлто-белая Успенская церковь в Казачьей слободе - в слободе казаков, выходцев с южных окраин России. Нынешнее здание храма построено в 1695-1697 годах стараниями стольника В. Полтева. Храм Успения Божией Матери впервые упоминается в древних московских летописях в 1642 года, как " Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе " . После 1651 года слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось и в 1657 году храм уже значился как " Церковь деревянная Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою " . В то время храм ещё " стоял без пения " , то есть служб в нём не было. В 1662 году храм был возобновлён уже как Успенский в Казачьей слободе и в летописях 1694 года значится уже как " Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе на Всполье " . В 1768 году прихожанином этого храма, господином Г. Нестеровым был устроен придел в честь Седмиезёрской иконы Божией Матери. А в 1797-1798 гг на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, сооружена трапезная с приделами Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери " Утоли моя печали " (правый), а так же новая колокольня в стиле зрелого классицизма. Небольшая по величине колокольня со шпилем, выглядит довольно стройной благодаря декоративным двухколонным портикам по трём сторонам нижнего яруса. Сам храм одноглавый " восьмерик на четверике " , - традиционное московское барокко. Фасады основного объёма украшены обычным декором того времени - полуколонками, карнизами, наличниками с разорванными фронтонами. В храме хранилось напрестольное Евангелие и храмовая икона Успение Божией Матери (оба 1696 года). С церковью связана одна интересная и поучительная история. Во время пожара Москвы 1812 года она сильно пострадала, погибло всё её внутреннее убранство. Сгорел и стоявший неподалёку дом церковного старосты, купца Никиты Карпышева. После ухода из города французов купец, вместо того чтобы немедленно начать отстраивать себе новое жильё, в первую очередь озаботился восстановлением храма. В 1869-1877 гг храм был заново отделан на средства прихожан и нового старосты купца П. Рогаткина и его сына.

http://sobory.ru/article/?object=02271

В 1716 г. богодуховцы в своей просьбе к преосвященному писали: " служили в нашей соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы лет 30 и больше, а в прошлом 713 г. изволением Божим она сгорела. На то место взяли церковь из села, но та мала; лет 7 тому назад построена на посаде церковь большая во имя Св. Троицы " . Богодуховцы просили дозволения перенести большую Троицкую на место малой Успенской, а малую на место Троицкой, с освящением той и другой. И разрешение было дано. Таким образом, первый соборный храм Богородичный в Богодухове построен около 1670 г. По актам Ахтырского полка известны Богодуховские протоиереи: Сергий по акту 1679 г., Косьма Иванов 1698-1712 и Герасим Степанов 1715-1729 , а после того были Антоний Волкевич 1733-1736; Автоном Захаржевский 1750-1760 г.г. и Димитрий Захаржевский 1770 г. В построении соборного храма 1716 г. принимала особенное участие жена обозного Павла Гавриловича Павлова, спасшаяся от татарского плена помощью Богоматери. Портрет Павлова долго стоял в соборном храме с замечательною надписью, которую увидим ниже. Ныне существующий каменный храм построен в 1793 г. Замечательны в нем: а) Икона Успения Пресвятой Богородицы, пожертвованная в 1759 г. иеромонахом Киевской лавры Иезекилем Шенным, урожденцем Богодуховским. В сей иконе хранятся частицы мощей пр. Марка Гробокопателя, пр. Игнатия арх. Печерского, пр. Григория чудотворца, пр. Моисея Угрина, пр. Агапита врача, пр. Зинона Постника. б) Икона св. Николая под серебрянною вызлащенною шатою - дар иеросхимонаха Тихона Андреенкова, бывшего пономаря Богодуховской Николаевской церкви. Пред сею иконою с 1848 г. по желанию прихожан собора отправляется в каждый четверток акафистное пение в память избавления от холеры. в) Книги: требник м. Петра Могилы, за утратою первого листа издания неизвестного, но кажется Киевской 1646 г., на нем надпись: " сия книга глоголемая - вел. требник, куплена до храму Успения Пресв. Богородицы соборныя в гор. Богодухов, за 10 р., а купил сотник Богодухова Иван Павлов, - 1744 г. " Евангелие М. п. 1722 г. с надписью: " отменили (дали по обету) житель Богодухова Иоаким Мартыненко и подружие его Ирина Ивановна Квашина, ко храму Успения " . Другое евангелие М. п. 1735 г., служебник Черниговской п. 1747 г. постная триодь Л. п. 1652 г. с предисловием Мих. Слозки.

http://sobory.ru/article/?object=45652

О церкви в 1816 году было сказано: «Церковь Успения Божией Матери с приделами Святого Великого князя Владимира и Святителя Димитрия Ростовского. Церковь в твердости, утварью церковной не бедна. Помещик генерал-майор и кавалер Борис Владимирович Полуэктов (II) платит причту 150 рублей жалования, а от приходских содержание имеют посредственное». В 1845 году возобновляется церковь с сохранением первоначальной композиции. Для возобновления храма приглашен молодой талантливый московский архитектор Павел Петрович Зыков. В художественный облик храма привнесены новые стилевые черты: храм получил оригинальную кубоватую форму кровли; световой барабанчик с куполом стал венчать ангел, держащий крест; достроен четвертый ярус колокольни с деревянным шатром, завершившимся главкой на восьмигранном барабанчике; колокольня украшена устройством часов; вокруг колокольни выстроена крытая паперть; увеличены окна в нижнем ярусе здания; пристроены боковые крыльца у приделов; барочный декор был частично срублен, частично скрыт штукатуркой, покрывшей фасад. Появляется аттик (стенка над карнизом) с ложными люкарнами (оконный проем в купольном покрытии), кокошники в основании барабанчика. Наружный декор изменен. Церковь внутри и отчасти снаружи была расписана. Это была эклектика — сочетание разнородных стилистических направлений в оформлении и собственно храма, и его внутреннего убранства. Из оставшихся больших росписей просматриваются: «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Воскресение Господне». От росписи фасада сохранились лишь следы на первом ярусе колокольни. Говорят, что здесь были образы: Господа нашего Иисуса Христа — «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас», — и образ святителя Николая Чудотворца. Роспись «Успения Пресвятой Богородицы» не сохранилась. Она была на внешней алтарной стене храма. История храма такова. В 1694 стольнику Владимиру Ивановичу Полуэктову, отец которого отставной поручик Иван Леонтьев Полуэктов, владелец села Данилово (расположено в 3 км от села Успенского) с 1673 года, отказан жребий сельца Бобарыкино с садом и прудом. На своей земле Владимир Иванович к 1715 году строит деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1771 году при усадьбе Полуэктовых, вместо прежней обветшалой деревянной, Евдокия Афанасьевна (вдова Владимира Ивановича) строит кирпичную церковь Успения Божией Матери с двумя приделами: святого равноапостольного князя Владимира и святителя Димитрия Ростовского. В 1800 году Владимир Борисович (1-ый), сын Владимира Ивановича, завершил строительство. В 1843 году умирает генерал Б.В. Полуэктов, его супруга Любовь Фёдоровна (урожд. Гагарина) и сыновья, дочери в 1845 году возобновляют церковь с сохранением первоначальной композиции. Для возобновления храма приглашён молодой московский архитектор Павел Петрович Зыков.

http://sobory.ru/article/?object=02063

Церковь Успения Пресвятой Богородицы сооружена в селе Яромаска Сарапульского уезда в 1834 году. В 1941 году была закрыта и постепенно пришла в разрушенное состояние. Отреставрирована в 2008 году. Предстоят работы по внутреннему убранству церкви. Источник: сайт Ижевской и Удмуртской епархии   Приход с. Яромаска был открыт в 1764 г. после упразднения бывшего Успенского Лихотина мужского монастыря, основанного в 1682–1689 гг. Монастырская церковь была деревянная: теплая и холодная. Теплый храм устроен в честь Св. Николая Чудотворца, холодный – во имя Успения Божьей Матери. При открытии села храм был уже ветхий, поэтому вместо этого храма была построена другая деревянная церковь, которая при окончании строительства сгорела вместе с монастырской 4 декабря 1780 г. В 1781 г. построена новая деревянная церковь с двумя престолами и освящена: холодная – в честь Успения Божьей Матери в 1783 г. теплая – в честь Св. Николая Чудотворца в 1781 г. В 1843 г. церковь за ветхостью разобрана. В 1819 г. заложен каменный 2-х этажный храм с двумя престолами. Строительство его было завершено в 1834 г. на средства “доброхотных деятелей” и прихожан. В нижней церкви престол освящен 29 сентября 1843 г. во имя Св. Николая Чудотворца, в верхней церкви – 2 ноября 1841 г. в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1846 г. в составе прихода числились: с. Яромаска, д. Сполохово, д. Дулесово, д. Большие Пещеры, д. Малые Пещеры, д. Котово, д. Смолина, д. Кузнецово, поч. Полуденный, д. Макшаки, д. Гари, д. Девятово, д. Сурики. 14 июня 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство. Успенская церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 14 августа 1941 г. Здание передано под школу. Материалы ЦГА УР Успенская церковь каменная, построена в 1834 г. расстоянием от г. Вятки в 480 верст, от уездного города и от благочиния в 5 верстах. Часовни деревянные: кладбищенская, построена в 1903 г., Дулесовская, построена в 1890 г., Девятовская, построена в 1882 г., Гаринская, построена в 1885 г. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные, кроме священника, имеющего свой дом. Земли: усадебной 1 десятина 905 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины, пахотною землею пользуются крестьяне бесплатно. Братский денежный доход 742 руб. 27 коп. и содержание от казны 539 руб. на причт; руги собирается на весь причт до 60 пуд. ржи и 30 пуд. овса. Прихожан: православных русских 1707 муж. пола, 1666 жен. пола, приход состоит из 13 селений расстоянием до 14 верст.

http://sobory.ru/article/?object=02834

Погост был окружен обширными владениями светлейших князей Меншиковых с центром в сельце Синцово (ныне Тверская область). По сведениям 1800 года: «Внутри дачи сельца Синцова погост Успенский (что была Боголепова пустынь) с пустошью Лаптевой церкви Успения Пресвятые Богородицы священно и церковно служителей… На левом берегу речки Яузы. Церковь и колокольня каменныя в один этаж во имя Успения Пресвятые Богородицы». К храму была приписана церковь села Смолинского, разрушенная в советское время. Источники: Справочник-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Северное направление. 4 выпуск. М.: Твердислов, 2005.  О. Пэнэжко. Город Клин и храмы Клинского района. Владимир, 2003. В лесной чаще Завидовского заповедника затерялась уникальная Успенская церковь Боголеповой пустыни. В древности здесь, на реке Яуза, существовало феодальное поселение (городище), укреплённое валом-крепостью, которое стало одним из форпостов на дальних рубежах Москвы, охраняя московское княжество от нашествия иноземных захватчиков с северо-запада. Выбор места обители был определён природными условиями: река Яуза глубокая, многоводная в то время, в которой водилась рыба в большом количестве. На Яузе были построены плотина и мельница. Жили в остроге свои кузнецы и плотники. Здесь в XVII веке значится небольшой монастырь, основанный иноком Боголепом, пришедшим в эти глухие места, в поисках уединения. На протяжении многих лет Боголепова пустынь была деревянной, часто горела, но вскоре восстанавливалась вновь. Пустынь с 1702 года была в составе обширных владений светлейших князей Меншиковых. В документе 1715 года есть такие строки: " В Боголеповой пустыни церковь деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы. В той же пустыни строитель иеромонах Александр 70 лет. При той пустыни двор скотный " . В документе 1770 года упоминается " Лаптево, церковная пустошь Клинского уезда, владение церкви Успения Боголеповой пустыни " . В 1764 году по указу Екатерины II Боголепова пустынь была упразднена, что повлекло за собой запустение и разрушение обители.

http://sobory.ru/article/?object=08581

В январе 1726 года вновь построенная деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы была освящена протопопом Большого Успенского Собора Симеоном Лукиным. В середине XVIII века село Архангельское-Тюриково переходит во владение к графу Скавронскому. Именно к этому времени относится постройка сохранившейся до сей поры каменной церкви. 12 января 1755 года в Московскую духовную консисторию вдова графиня Екатерина Родионовна дочь графа Федоровская жена Самойлова сына Скавронского представила прошение. Синодальная контора 8 февраля 1755 года разрешила на месте ветхой построить вновь каменную церковь. Новый храм был окончен постройкой и освящен в 1758 году. С 1772 по 1798 год селом Архангельским владел Иван Семенович Гендриков - двоюродный брат императрицы Елизаветы Петровны. При нем в 1772 году по просьбе священника Дмитрия Иванова по дозволению Синодальной конторы был перестроен ветхий престол и заменен антиминс. Позже среди владельцев села значились Долгов (1798), И.Д. Оболенская и А.А. Шулепников (1855). В это время на средства А.А. Шулепникова к церкви Успения была пристроена колокольня. В конце XIX - начале XX века вблизи села Архангельского, а частью и на территории самого села, располагалась усадьба московского купца и промышленника Мориса Филипповича Марка. Богослужение в церкви продолжалось до 1934 года, когда она была закрыта и переоборудована под колхозный склад. Окончательно заброшенный в 1960-х годах храм быстро пришел в плачевное состояние. Восстановительные работы начались в 1990 году, богослужения возобновились в 1992 году. Источник: стенд у ворот храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове церковь (Дмитровское шоссе, дом 120, корпус 1) Это единственная сохранившаяся усадебная постройка старинного села. Храм сооружен в 1755–1758 гг. в стиле барокко со скромным декором. Одноглавый двусветный четверик перекрыт сомкнутым сводом, трапезная по ширине равна храму. В 1858 г. выстроили новую трехъярусную колокольню (архитектор М.Ю. Левестам). Храм закрыли в 1934 г. Богослужения возобновились в 1992 г. Среди святынь храма – храмовая икона «Успение Пресвятой Богородицы», икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию», икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» и другие.

http://sobory.ru/article/?object=04757

Николаевская с. Корцово. Церквей две: Николаевская, каменная зимняя, построенная в 1836-1865 г., и Троицкая каменная летняя, построенная в 1801 г. (1810?). Колокольня каменная. Церкви и колокольня обнесены камен. оградою. Кладбище при церкви. Престолов 6: в теплой а) во имя святит. Николая Мирликийского, в приделах при ней: б) в честь св. Иоанна Предтечи, в) во имя Макария Унженского; в Троицкой холодной: а) в честь св. Троицы, б) в честь Успения Пресвятой Богородицы, в) в честь Архистратига Михаила и бесплотных Сил. Расстояние от Костромы 180 в., от Солигалича 24 в. Ближайшие церкви: Благовещенская с. Холма в 8 в., Николаевская с. Лосева и Богоявленская с. Раменья в 9 в., Ризоположенская с. Герасимова в 10 в. В XVII в. село входило в состав Усольской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь " Николы чудотворца в корцове " . В 1653 г. упоминается " в Усольской осаде в Карцове Раменье церковь Николая чудотв., в приделах Иоанна Предтечи, св. прор. Илии, да чуд. Макария, другая церковь Успения Пресв. Богородицы, да в приделе архистратига Михаила " . В январе 1718 г. " церкви Живоначальныя Троицы поп Евтифий Карпов в поданном в патр. казен. приказ прошении писал: " в прошлом 1677 г. в Усольской осаде в селе Корцове Раменье церкви Божии погорели во имя Живоначальныя Троицы да в приделах Успения Пресв. Богородицы, да архистратига Михаила, а другая церковь во имя Николая чудотв., да в приделах Иоанна Предтечи Рождества, да Илии пророка и преп. Макария Желтоводскаго, и в прошлых годах церковь Живоначальныя Троицы и со вышеозначенными приделы построена, а церковь Николая чудотв. и с приделы и ныне не построена, и прошу повелеть на том погорелом месте церковь Николая чудотв. и с вышеозначенными приделы построить каменную " . В ноябре 1720 г. новопостроенная каменная церковь Николая чуд. с приделами была освящена. В апреле 1733 г. " церкви Николая чудотв. поп Иван Васильев в поданном в Синод. казен. приказ прошении писал: " в Усольской осаде приходская наша церковь деревянная во имя Николая чудотв., что в Карцове, да при ней два придела Успения Пресв. Богородицы, да архангела Михаила, которая от давних лет весьма обветшала, за которою ветхостию служить в ней невозможно, а ныне мы вместо оной ветхой Николаевской церкви и приделов желаем построить вновь каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы, да два придела: по правую сторону Успения Пресв. Богородицы, а по левую сторону архангела Михаила... "

http://sobory.ru/article/?object=15764

В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано: «церковь Успения Пресвятой Богородицы в вотчине стольника Ивана Даниловича Траханиотова в селе Козодавлеве, Успенское тож, дани 19 алтын 2 деньги, заезда гривна…». После Ивана Даниловича Траханиотова недвижимое имение досталось в 1695 г. его сыну Ивану Ивановичу. В селе Успенском в 1704 г. находились: «двор вотчинников, двор скотный и 8 дворов крестьянских». Потом селом этим владела жена умершего в 1719 г. И.И. Траханиотова вдова Марья Григорьевна с детьми Иваном и Авдотьею, пасынком Николаем и падчерицею Анною. В 1797 г. село продано Петру Сергеевичу Свиньину и в 1823 г. принадлежало его дочери Настасье Петровне. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г. Первое известное упоминание о Трахонееве, а точнее Козодавлеве, как называлось село раньше, найдено в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева (1419-1499), составленное не позднее 5 февраля 1499 года: " А сел своих даю сыну своему Василью: ...да ему ж даю у Москвы, на Клязьме, село Козодавле, и с деревнями, со всем тем, как было за мною " . Таким образом, на сегодняшний день возраст храма Успения Пресвятой Богородицы уже перевалил за полтысячи лет. Немногие церкви химкинской земли могут гордиться столь почтенным возрастом. После опалы князя Ивана Патрикеева село Козодавлево с окрестностями перешло в царскую казну, а в середине XVI века было пожаловано боярину Василию Юрьевичу Траханиотову, внуку Юрия Мануиловича Траханиотова, прибывшего в Московию в свите Софии Палеолог, ставшей женой Ивана III. Так Козодавлево, Успенское тож, стало центром подмосковной вотчины Траханиотовых почти на 250 лет. Во время Траханиотовых храм Успения Пресвятой Богородицы оставался деревянным и содержался в основном на средства владельцев вотчины по причине малолюдности и бедности прихода. " За Иваном да за Микифором Васильевичи Троханиотовыми старое отца их вотчина: село Козодавлево на реке Клязьме, а в нем церковь Успение Пречистые Богородицы, древяна, клецки " - таким было первое описание Успенского храма. Термин " древяна клецки " означает, что деревянная церковь была построена клетью - простым прямоугольным срубом из брёвен, так же, как строились жилища простых людей. В 1764-1766 гг. стараниями Николая Ивановича Траханиотова, надворного советника, при селе построили новое здание церкви из соснового бруса, рубленого " в лапу " .

http://sobory.ru/article/?object=06674

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010