Первой постройкой в усадьбе Барятино стала в 1850 году каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, выстроенная владельцем вместо старого деревянного храма 1765 года, построенного ещё при прежних владельцах. Архитектурный стиль для этого храма Дмитрий Сергеевич выбрал псевдовизантийский. В плане церковь представляет собой равноконечный крест. Это бесстолпный храм с купольной ротондой и приставленными к нему с четырёх сторон одинаковыми прямоугольными приделами, алтарём и притвором. С запада к основному объёму примыкает высокая трёхъярусная колокольня. На фасадах храма элементы псевдоготики немногочисленны и просты: стрельчатые окна, аркатурный фриз ротонды и угловые гранёные пилоны-контрфорсы. В 1866 году приход Успенского храма насчитывал 759 душ мужского пола. В церкви служили священник и псаломщик. При церкви были выстроены две каменные сторожки с каменной оградой (1 сторожка в руинированном виде сохранилась), а также приходская земская школа. Храм Успения Пресвятой Богородицы не пережил 1937-й год. Из бумаг следует, что закрытия храма потребовали сами жители Барятино и окрестных деревень. Однако часть сельчан пытались возражать против закрытия церкви. Известно, что крестьянин дер. Ляпуново, Д. А. Ефремов направил жалобу во ВЦИК, чтобы храм не закрывали, но его жалоба осталась без ответа, и летом 1937 года Успенская церковь всё-таки была закрыта. Спустя некоторое время огромный купол и купол с колокольни были сняты - медь пошла на хозяйственные цели. Начались работы по переоборудованию закрытой церкви... К счастью, Успенский храм не был разрушен, а был превращён в склад. Долго церковное здание служило в хозяйственных целях. По информации на 2003 год: в нём ещё располагался склад, а вот уже в 2011 году - церковное здание пустовало и было заброшено. По состоянию на конец августа 2011 года, из помещения церкви волонтёрами из Православного Детского лагеря вынесен мусор, местами подметены полы, после чего стала видна кладка пола в алтарной части с орнаментом в византийском стиле. Позже был восстановлен вход на хоры, аккуратно подпилены гниющие двери боковых входов, проёмы забиты свежими досками. Все двери закрыты на новые замки.

http://sobory.ru/article/?object=04781

Такого рода остроги многие годы строились по всей России: высокий деревянный частокол с крепкими воротами на засовах, башни с бойницами, крепостные и служебные здания, съезжая изба, выполнявшая функции воеводской канцелярии приказного наместника, и обязательная церковь - в Яранске это была Успенская. Со временем город-крепость стал превращаться в торговый город Яранск. Торговля была основным занятием горожан. Веками здесь крепло местное купечество, постепенно помещавшее капиталы в крупное кустарное производство, а потом в заводы и фабрики. С ростом сбережений яранских предпринимателей тут, как и традиционно повсюду на Волге, активно развивалась благотворительная деятельность купцов, строивших больницы, опекавших школы, жертвовавших на храмы и другие богоугодные дела. Так был возведён и Успенский собор - красивая старинная церковь, освящённая во имя Успения Пресвятой Богородицы. Впервые в официальных документах деревянная предшественница Успенского храма упоминается в 1601 году, а спустя почти пару столетий, летом 1790-го, Преосвященнейший Лаврентий, епископ Вятский и Слободской отписал грамоту " на построение в г. Яранске вместо ветхого Успенского собора каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы... " Новый собор решили строить всем миром, на добровольные пожертвования жителей города. Яраничанам такое было не впервой. Девятью годами ранее, в 1781 году, прихожане всех городских храмов совместно возвели из камня Кладбищенскую церковь. Нынешний Успенский собор стоит на месте, где прежде располагался одноимённый деревянный храм. Располагаясь внутри крепости, Успенский храм уже изначально планировался как церковь для её военного гарнизона и членов семей служилых людей. Проект для здания Успенского храма подготовил местный губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков (1758-1806). Первый губернский зодчий Вятского края, титулярный советник Росляков плодотворно работал на стыке двух художественных направлений, предпочитая классические каноны и свойственную им упорядоченность.

http://sobory.ru/article/?object=03678

(1932). Церковь просуществовала два века, долгое время это был главный храм города, пока эту функцию не взял на себя Покровский собор. Успенская церковь была построена в 1738 г. тщанием полковника Ахтырского казацкого полка Алексея Леонтьевича Лесевицкого, который в этот период (1734-1744 г.г.) был командиром (бригадиром) всей Слободской бригады. Славилась церковь Успения Пресвятой Богородицы тем, что имела три престола в верхнем ярусе и один - в нижнем. Уроженец г. Харькова художник Владимир Дмитриев расписал главный иконостас в греческом стиле. Ограда церкви поражало своей красотой и изяществом, недаром её фрагмент находится в Эрмитаже. В подвалах церкви жители города прятались во время бомбежек в годы Великой Отечественной войны. Старожилы города говорят, что из этих подвалов вели подземные ходы аж до самой реки Ворсклы и до Покровского собора. В 50-х г.г. прошлого века во время расширения площади Ленина подвалы разрушенной церкви были засыпаны. Интересно, что в Успенской церкви мирно уживался и приход Украинской автокефальной церкви, которая начала свое существование в первые годы советской власти. До уничтожения храма располагался в нижнем ярусе церкви. Что касается колокольни церкви Успения Пресвятой Богородицы, то она после уничтожения храма просуществовала до 1970 г. Колокольня использовалась долгое время как пожарная каланча, позже как водонапорная башня. Перед своим разрушением, с появлением телевидения, на месте разрушенного купола колокольни была установлена телевизионная антенна. Колокольня была построена в 80-х г.г. XIX в. по проекту неизвестного автора. Она имела 4 яруса, была квадратной со срезанными углами, венчал ее купол с 4-мя треугольными фронтонами по сторонам сооружения. http://www.okhtyrka.net/content/view/3699/214/ Ахтырка, как и Лебедин, расположена в низине, здесь нет ни дальних перспектив, ни эффектных высот. Достопримечательности Ахтырки - несуществующие теперь Успенская каменная и Юрьевская деревянная церкви, и уцелевший ансамбль Покровского собора – имеют свое неповторимое лицо и являются творениями определенной школы в искусстве Слобожанщины.

http://sobory.ru/article/?object=45164

22 мая 1922 года большевики вывезли из храма множество церковных ценностей, включая драгоценные чаши, сосуды, дарохранительницу, напрестольные кресты и Евангелие. Успенская церковь была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году. В военные годы в здании храма был оборудован военный склад и ремонтные мастерские. 25 января 1947 года в храме были возобновлены богослужения. Несмотря на все трудности, удалось сохранить часть церковных ценностей, в том числе старинные иконы. Часть икон сильно пострадала от сырости и перепадов температуры, так как до этого хранилась на колокольне. После проведённой реконструкции холодный верхний храм становится тёплым, зимним. В 1951 году на отремонтированной колокольне была установлена чаша со шпилем. Источник: сайт храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках церковь (улица Юности, дом 17). Построена в 1644–1646 гг. видным деятелем Смутного времени боярином Федором Ивановичем Шереметевым в своей вотчине по обету. Храм является выдающимся образцом шатрового зодчества. Двухэтажный храм с верхним престолом Воскресения Словущего и нижним Успения Пресвятой Богородицы представляет собой массивный восьмерик на четверике, увенчанный шатром. Вокруг центрального объема шло гульбище, перекрытое сводом. Над приделами в 1656 г. возведены декоративные главки с кокошниками у основания. Колокольню возвели в XVII веке, в 1734 г. надстроили до трех ярусов и увенчали высоким шпилем. В храме сохранились фрески XVIII–XIX вв., часть из которых приписывается известному крепостному художнику И.П. Аргунову. Сохранились также иконы XVI–XVII вв. и древняя церковная утварь. Храм закрыли в 1937 г. В 1948 г. богослужения возобновились. По образцу кремлевского Успенского собора был восстановлен иконостас. После многолетних работ по удалению поздних записей были открыты древние образа XVI–XVII веков, находящиеся в местном ряду иконостаса верхней Воскресенской церкви. В нижнем Успенском храме тоже оказалось немало икон допетровской эпохи. В трапезной удалось раскрыть и отреставрировать роспись начала XIX века. Восстановлены белокаменная лестница, ведущая в верхний храм, и белокаменные полы в нижнем храме.

http://sobory.ru/article/?object=03363

В 1708 году Витебск сжигают русские войска. Вместе с другими городскими постройками сгорает и базилианский монастырь с церковью. Адам Кисель заново отстраивает монастырские постройки, а церковь, названную во имя Успения Пресвятой Богородицы, выстраивают на средства монастырского братства. Но новая церковь оказывается слишком мала, и в 1715 (по другим данным - в 1717) витебский мещанин Мирон Галузо, разобрав братскую, построил новую, более вместительную. Этот храм также недолго существовал, в 1722 он сгорает вместе с монастырём. После пожара, место на Успенской горе пустовало более 20 лет, пока в 1743 здесь не начали возводить каменный храм. В 1745-46 г.г. было начато строительство подвалов и стен храма. Поначалу, оно велось динамично, но с годами остановилось. В 1743 году на прежнем месте было начато возведение новой каменной униатской Успенского собора и строений базилианского монастыря: трёхэтажного корпуса, в котором по окончанию строительства находились кельи для монахов и школа. В примыкающем двухэтажном крыле размещалась трапезная и библиотека. Строительство велось по проекту Иосифа (Джузеппе) Фонтана (III), из династии итальянских архитекторов (кантон Тичино). (Варшава, 29 марта 1716 - Витебск, 1773). Считается, что за образец он взял базилику Сан-Карло-аль-Корсо в Риме, (1612-1684). После присоединения Витебского воеводства к Российской империи, в 1775 году Псковским и Могилёвским генерал-губернатором графом З.Г. Чернышёвым был отдан приказ закончить строительство храма до 1777 года. Содействовал строительству и гражданский губернатор Михаил Кречетников. Постройка завершилась в 1777 году, но освящен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и св. муч. Иосфата был только в 1785 году. В соответствии с указом императора Павла I от 18 июля 1799 года базилианский монастырь был передан православному ведомству, а церковь переименована в Успенский собор. Витебские базилиане были переведены в Свято-Успенский Тадулинский базилианский монастырь. Их имущество в Витебске было описано и передано этому же монастырю. Монастырские постройки отданы в подчинение губернской администрации.

http://sobory.ru/article/?object=52353

Кирпичное здание храма стало первым каменным зданием церкви в городе Клин. На границе восемнадцатого и девятнадцатого веков здание храма было сильно перестроено. Новое здание было построено в стиле классицизм. К нему были пристроены трапезная, притвор с трехъярусной колокольней и кирпичная ограда, портики с колоннадой. В трапезной были устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. При храме была богадельня, содержавшаяся на частные пожертвования. Без малого два века (до 1761 г.) церковь Успения Пресвятой Богородицы была соборным храмом Успенского монастыря. В Успенской церкви часто бывал П.И.Чайковский. В 1937 году храм был закрыт, а колокольня взорвана. Часть трапезной обрушилась. Вскоре здание церкви было превращено в медицинскую библиотеку. Впоследствии храм становился медицинским музеем, общежитием, соляным складом. В первой половине 60-х годов XX века была проведена капитальная реставрация храма. Руководил реставрационными работами архитектор Николай Николаевич Свешников, известный своими реставрационными работами и исследованиями в области церковной архитектуры. Н.Н. Свешников изучал и занимался реставрацией церкви Рождества в Путинках — памятника архитектуры XVIIb, церкви Преображения в Острове, Георгиевской колокольни в Коломенском, памятников архитектуры в Новоспасском монастыре. К тому моменту, в 1963 г., церковь Успения Пресвятой Богородицы была подготовлена к сносу. Специалистами-реставраторами было выдано заключение о том, что памятник полностью перестроен и не представляет никакого историко-культурного интереса. К счастью, стараниями и упорством Н.Н. Свешникова памятник был спасен. Архитектор занялся исследованием храма, изучил памятник и разработал проект реставрации, а в дальнейшем руководил реставрацией. Реставрация проводилась на средства бельгийской подданной, бывшей уроженки Клина. В результате реставрационных работ храму был возвращен облик XVI века: была убрана трапезная часть, портики. К 1967 г. реставрация закончилась, однако храм по-прежнему остался соляным складом. Так продолжалось до 1992 г.

http://sobory.ru/article/?object=01319

Судьбу главных попечителей и храмостроителей описывает «Русский Мартиролог» в расстрельных списках: " Новиков Аркадий Иванович и Новиков Иван Иванович, уроженцы Московской обл., Бронницкого р-на, д. Каменное-Тяжино. Арестованы 1 сентября 1937 г . тройкой при УНКВД СССР по МО от 26 сентября 1937 г . по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке сектантов-старообрядцев, назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор приведён в исполнение 27 сентября 1937 г . " Когда церковь была действующей, то её по праву называли " Церковь-музей " , так как в ней были собраны иконы со всей России 14-17 веков. Почти все они попали в фонды Государственной Третьяковской Галереи. http://mu-pankratov.livejournal.com/235560.html Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке Здание, расположенное в глубине двора многоэтажного жилого дома – единственное строение, сохранившееся от Собора Успения Пресвятой Богородицы – бывшего храма старообрядцев, входящих в сообщество белокриницкого согласия, признающих «Окружное послание» староверов. Оно было построено русским архитектором Николаем Дмитриевичем Поликарповым в 1906-1908 годах и освящено 9 ноября 1908 года. Старообрядческий Успенский собор на Апухтинке, как его именовали в народе, замышлялся как храм-музей древнерусского искусства. В своём архитектурном воплощении он почти полностью копировал одноимённый храм московского Кремля. Фактически, оригинальными элементами, привнесёнными в облик этого собора архитектором Н.Д. Поликарповым, были лишь западный и восточный фасады храма. Восьмистолпное здание двухэтажного храма обладало заметно развитой алтарной частью. Она была выражена прямоугольным объёмом, увенчанным плоской кровлей, с примыкающей к нему апсидой в два яруса, имеющей над нижним ярусом небольшую главку. К этому, скопированному с кремлёвского собора объёму, были добавлены с западной и восточной стороны по одной небольшой ячейке, так же увенчанные плоской кровлей. Над западной пристройкой была возведена небольшая квадратная колокольня с главкой на венце. Основной иконостас, размещённый внутри восьмистолпного объёма, тоже повторял все черты своего кремлёвского близнеца.

http://sobory.ru/article/?object=25353

4 января 2000 рядом с храмом был похоронен видный служитель церкви 20-го столетия, Архиепископ Пражский, митрополит Чешских Земель и Словакии Блаженнейший Владыка Дорофей, возглавлявший церковь с 1964 года. В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения на церковно-славянском языке по юлианскому календарю (старый стиль). Современное состояние [ править править код ] Воскерсная школа предлагает всем желающим получить духовное окормление. В школе ведется преподавание Закона Божьего, литургики, основ церковно-славянского языка, изучаются жития Святых, осуществляются занятия по музыке, декоративно-прикладному творчеству. Занятия проводятся каждое воскресение по адресу: Hollarovo námstí 1998/11, Praha 3 – Vinohrady. Карта здесь . Учебный процесс предваряет Божественной Литургией в храме Успения Пресвятой Богородицы. Литургия - начало в 10:00, занятия – в 12:45. Детская программа включает следующие предметы: Закон Божий, церковное пение, церковнославянский язык. Для взрослых организованы лекции-беседы, которые проводит настоятель Храма протоиерей Роман. К услугам всех прихожан храма также приходская библиотека. Руководителем Воскресной школы является протоиерей Роман (Гайдамеченко) - настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы в Праге. Благотворительность - неотъемлемая часть социального служения Церкви. Начало церковной благотворительности было положено еще во времена земной жизни Спасителя, когда Апостолы собирали пожертвования и раздавали их бедным и неимущим, устраивали братские трапезы. После Пятидесятницы Апостолы продолжили совместное служение Богу и людям, которое предусматривало не только литургическую жизнь, но и диаконию, включающую в себя заботу о нищих, неимущих и нуждающихся. Помогать старикам, инвалидам, детям; организовывать сборы денежных средств для лечения и реабилитации тяжелобольных; развернуть пункт приёма вещей, игрушек, предметов быта и т.п. Это основные цели нашей работы. Ещё одна немаловажная задача это — организация и координация действий людей, желающих: «быть милосердными», оказывать посильную помощь нуждающимся.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

В 1922 году большевистские власти изъяли из церкви всю серебряную и часть богослужебной утвари, а в 1938 году храм обложили непомерным налогом в восемь тысяч рублей. Собрать деньги прихожане не смогли, и храм закрыли. В здании открыли клуб, печи в нём топили иконами. Последним хозяином разорённой церкви был 114 госпиталь ПВО, филиал ЦВКГ им. академика Вишневского. Под куполом размещался спортзал, в надстройке - небольшая гостиница, а внизу были гараж и мастерские. В 1990 году храм возвратили верующим - без купола и колокольни, над трапезной частью храма была надстройка выше четверика. Внутри здания храма всё пространство было изуродовано перегородками и перекрытиями. Здание находилось в очень тяжёлом состоянии, замене подлежало буквально всё, кроме стен: все окна и двери, кровля, полы, штукатурка на стенах и потолках. Пришлось устраивать новую систему отопления, канилизацию, энергоснабжение, подводить газ. Восстановление храма сегодня завершено, освящены три придела: в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя Пророка Илии и Николая Чудотворца. Восстановлены и покрыты медью купол и крыша четверика, полностью заменена кровля над трапезной, отреставрированы фасады, вновь выстроена колокольня. После возобновления богослужений в 1990-х годах, по Божьему промыслу, стены храма вновь украсили иконы современных иконописцев. Они стали видимым доказательством восстановления Успенского храма и возрождения Православной веры. Сегодня мало что напоминает о долгих десятилетиях разрухи, и возрождённый из небытия храм, как и 100 лет назад, являет пример торжества Православия. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Красногорске была построена в 1873-1897 годы на средства местного фабриканта А. Я. Полякова и его сыновей. Архитектурный проект Н. И. Кокорина ориентировался на образцы церковного зодчества XVII столетия и сочетал черты эклектики и псевдорусского стиля. История черневского прихода связана с другой церковью Красногорска – Знаменской в имении Знаменское-Губайлово, которым перед революцией владели купцы Поляковы.

http://sobory.ru/article/?object=01059

Литература. Нарский А.Р. Забытая церковь в центре села. Краткие сведения из истории Успенского храма в селе Фёдоровское//Тверской мipяhuhъ. - 2003. – 13 марта. 4 (92). С. 6. В настоящее время Успенский храм восстанавливается. Золотые купола, новая синяя крыша, белые стены и колонны, восстановленные росписи - таким видят храм люди, его восстанавливающие, через пять лет... Запустение долгие годы царило в храме Успения Пресвятой Богородицы в Федоровском. Мало кто верил, что когда-то в этих стенах снова зазвучат молитвы. Еще осенью 2017 г. на территории храма была неприглядная картина: заросли борщевика, в два раза превышающие рост человека, лес, выросший на крыше и общая обветшалость здания под воздействием осадков, перепадов температуры и времени. Печальная картина навевала состояние безысходности. Однако с августа 2018 г. здесь начали происходить настоящие чудеса. «Мы объединяем со времен Ермака» - необычный слоган на баннере привлекает внимание проезжающих мимо людей. Спустя 60 лет забвения в церкви Успения Пресвятой Богородицы вновь закипела жизнь. Евгений Кравцунов, предприниматель как по роду деятельности, так и по жизни, решил не дать окончательно разрушиться некогда величественному храмовому комплексу, являвшемуся для русского человека центром духовной жизни и православной культуры. Нужно обладать немалой решимостью и внутренней силой, чтобы взять на себя ответственность за восстановление полуразрушенного храма. «Я свой дом построил летом прошлого года, а поступательное движение осталось, вот и решил его сюда перенести. В конце концов что-то должно остаться после нас. Если храм будет стоять, белый, красивый, это же здорово», - признается предприниматель. Слоган на баннере Евгений объясняет так: «Мы, русский народ, издревле имеем миссию объединять людей в нашей стране. Я подумал, что плохо будет, если храм рухнет. Это будет значить, что русский народ уже не тот... Государственная власть не должна людям церкви строить. И олигархи не должны этого делать тоже. Храм, если есть, значит, обычным людям нужен. Они приходят туда, молятся, делают пожертвования. А если нет, то он просто упадет. И все. Но в этом случае мы уже не будем объединяющим народом в нашей стране. Не будет единства, силы не будет, да и мы сами в этом случае исчезнем потихоньку. Мы - это обычные русские люди, жители, например, Конакова, Кимр, Дмитровой Горы, Дубны. Поэтому надо собрать немного денег, сделать и показать, что все в порядке у нас. Опираемся мы на Создателя, а он помогает нам, в связи с этим Россия жила и будет жить. Сам я предприниматель. У меня есть некоторый доход. Еще у меня есть трое детей, жена, живы родители, и есть здоровье. Я за это все благодарен Богу. Без Его милосердия ничего бы этого не было. Это вторая причина почему я начал действовать».

http://sobory.ru/article/?object=01323

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010