Явление и прославление (истечение слез) Рядитенской иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде (6 июля). 1340 (?) Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе (23 июля). Явление Виленской иконы Пресвятой Богородицы (14 апреля). Явление прп. Авраамию († 1375, память 20 июля) Галичской (Чухломской) иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (20 июля, 28 мая, 15 августа). Сер. XIV в. Вел. кн. литовский Ольгерд Гедиминович (1345–1377) подарил своей супруге привезенную из Херсонеса в Вильно икону Пресвятой Богородицы Виленскую-Остробрамскую. Великая княгиня пожертвовала икону в Свято-Троицкую обитель (26 декабря). Ок. 1360 г. Явление иконы Пресвятой Богородицы на воздухе прп. Лазарю Муромскому († 1391, память 8 марта) с повелением построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ок. 1361 г. Обретение Холмской иконы Пресвятой Богородицы после разорения г. Холма (8 сентября). Прославление (прекращение пожара) Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (8 июля). Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси († 1378, память 12 февраля), перенес в нижегородский Благовещенский монастырь Корсунскую икону Пресвятой Богородицы, написанную в Киеве в 993 г. (9 октября). Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392, память 11 февраля) принес в основанный им Спасо-Прилуцкий монастырь келейную Страстную икону Пресвятой Богородицы (13 августа). Ок. 1375 г. Явление Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном прп. Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября) (24 августа). По распоряжению свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси († 1378, память 12 февраля), для серпуховского Владычнего монастыря написана икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения прп. Варлаама Серпуховского († 1377, память 5 мая) (21 ноября). 1377 (1350 ?) Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Ченстоховскую икону «Одигитрия» за г. Белз при осаде его язычниками литовцами и татарами. Вынесенный на стену чудотворный образ был ранен стрелой, и потекла кровь. В наказание нечестивцев окутала мгла и многие умерли от страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В военное время, когда каменноугольные шахты Донбасса оказались в фашистской оккупации, страна увеличила добычу торфа. На торфоразработки стали прибывать завербованные работники из Средней Азии и Поволжья. И тогда из бывшего кладбищенского храма решили сделать для них баню. Однако такое «добро» не всеми работниками грязного труда на торфоразработках было оценено «по достоинству». Например, узбеки отказались мыться в святом храме наотрез, несмотря на другую веру. У жителей ряда приволжских республик такой принципиальности было меньше. Со временем баню закрыли, после чего здание вообще пришло в запустение. Пол сгнил, и плесень перебралась на деревянное перекрытие. В настоящее время крыша церкви почти рухнула. Никакой настенной живописи не сохранилось. В бывших старых домах причта живут местные жители. Кладбище выросло, и последние могилы находятся буквально в двух-трех метрах от стен ближайших домов. На погосте стоит киот с иконкой и свечкой для поминовения усопших. А. Чистяков, Н. Капкова Газета " Новая Афиша " (февраль 2005г.). По материалам сайта «Гусь-Хрустальный, заметки о городе: история, события, люди» http://gusnotes.narod.ru/  Село Емельяново находится в 45 верстах от уездного города и в 60 верстах от Владимира. Церковь в селе Емельянове упоминается в первый раз в патриарших окладных книгах под 1676 г., как прибылая вновь. На основании этой отметки можно думать, что ранее 1676 г. церкви в Емельянове не было. Церковь эта была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Под 1691 г. в тех же книгах отмечено, что в село Емельяново был выдан антиминс для освящения церкви Успения Пресвятой Богородицы. Вероятно, в это время церковь здесь была почему-либо перестроена. В 1775 г. здесь построена была новая деревянная двухэтажная церковь; в 1830 г. она была обновлена и в этом обновленном виде существовала до 1877 г. В 1877 г. эта деревянная церковь сгорела. Тогда прихожанами в 1879 г. построен был уже каменный храм, а в 1885 г. построена при нем каменная колокольня. Престол в этом храме один – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями, старинная икона Успения Пресвятой Богородицы; икона эта украшена серебряной вызолоченной ризой.

http://sobory.ru/article/?object=04138

А поселения вдоль берегов Луги и её притоков существовали издревле. Являясь западным рубежом Новгородской земли, эти места не раз становились свидетелями жестоких сражений. В 1240 году немцы взяли Тёсов на Оредеже и гнали новгородцев «до Сабля» — важного стратегического пункта древней земли. После этого Александр Невский собрал войска, чтобы нанести поражение врагу на Чудском озере. В 1498 году деревня «Сабля» была на ручье Калиновском, текущем из озера Хотунь. В ней стояли церкви Успения и Николая, семь дворов церковных и семь дворов «худых людей». В XV веке новгородские земли делились на пятины. Разграничительными линиями между пятинами были реки. По Луге проходила граница между Водской и Шелонской пятинами. Пятины делились на половины, а половины — на погосты. В Сабельском погосте «за рекою Лугою» находилась церковь, которая относилась к Шелонской пятине… До начала XIX века в Сабельском погосте имелось уже три церквицерковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Великомученицы Параскевы Наречённой Пятницы с приделом Алексея Митрополита и церковь во имя Николая Чудотворца с двумя приделами — во имя Евангелиста Луки и святого пророка Илии. На месте деревянной Каменная церковь Успения Божией Матери была построена в 1804 году «тщанием прихожан (при благочестивейшем Государе Императоре Александре Павловиче, по благословению Высокопреосвященнейшего Гавриила, Митрополита Новоградского и Санкт-Петербургского) на месте обветшалой деревянной…». Церковь имела три придела — летний (холодный) во имя Успения Божией Матери и тёплый, с двумя престолами: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святой Мученицы Параскевы Пятницы. Историю церкви описывает матушка Лия Васильева в статье «Церковь Успения Божией Матери в селе Погост Саблё Батецкого района», опубликованной в 1 журнала «София» за 2012 год: Храм «по Высочайше утверждённому в 1843 году 15 мая штату состоял в 3 классе и в непосредственном ведении Новгородской Консистории». В 1915 году штат составляли два священника, один диакон и два псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=08832

Освящение состоялось 17 ноября 1913 г. В храме много света, живопись светлых тонов, невысокий белый с позолотой иконостас и довольно ценная утварь. На средства попечительницы школ уезда Варвары Фёдоровны Дубровиной содержалась двухклассная церковно-приходская школа. В 1930-е гг. храм был закрыт, его убранство расхищено или уничтожено. Староста храма Лосев Алексей Егорович предположительно расстрелян в Бутово в 1938 г. Храм сильно пострадал в боях во время Великой Отечественной войны. Храм передан общине верующих в 1990 г. Представлял из себя руины: отсутствовали купол и завершение колокольни, крыша, окна. С 1998 г. богослужения стали совершаться в храме круглый год. В 2000 г. были установлены купола (шатры) и кресты, а в 2001 г. установлены колокола. В настоящее время происходит реставрация внутреннего убранства храма. http://orthodox-ruza.ru/ Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы на погосте Картине, на реке Москве. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в 1593 г. находилась «на погосте, на царя и великого князя земле, на реке Москве», Звенигородского уезда, Угожского стана». В начале XVII ст. погост, уничтоженный, вероятно, Литвою, назван был пустошью. По писцовым книгам 1624 г. значится: «пашни церковные лесом поросло, средние земли 25 четвертей в поле, сена 15 копен, лесу не пашенного 2 десятины». Церковная Успенская земля отдавалась на оброк с 1636 г. и писалась в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа под Звенигородскою десятиною «на Богдашке Васильеве оброку 11 алтын 4 деньги». Потом была отдана в оброк «из наддачи дьяку Семену Карево, а оброку велено платить 16 алтын 4 деньги». В 1678 г. за дьяком же Семеном Карево состояла новопоселенная деревня Мосеева, Звенигородского уезда, Угожского стана, в которой находился «двор вотчинников с 2 крепостными людьми». На церковной земле Успенского погоста в 1679 г. была построена церковь во имя Успения Богородицы, которая и была обложена данью. По писцовым книгам письма и меры князя Ивана Шеховского 1625 – 26 гг. написано: «с пашни с 25 четвертей в поле, с сенных покосов с 15 копен, по указной статье, 20 алтын, 3 деньги, заезда гривна, и по тому окладу те деньги велено принять и в приход записать; а казенные пошлины и десятильнича дохода для малого приходу, покаместа приходских дворов прибудет, имать не велено». За последующие 1680-1740 гг. Успенская церковь под Звенигородскою десятиною писалась: «церковь Успения Пресвятой Богородицы на Москве реке, в Угожском стану».

http://sobory.ru/article/?object=05163

Церковь Успения Пресвятой Богородицы по адресу: Химкинский район, д.Трахонеево, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г.) Современный адрес: г/о Химки, квартал Трахонеево, д.21-А Кирилл Аминов, 14 мая 2015 г. Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Траханееве, Козодавлеве-Успенском тож. Село Козодавлево с деревянною в нем церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1585 г. принадлежало Ивану и Никифору Траханиотовым, как старинная вотчина отца их; в селе стояли: «два двора вотчинниковых, двор челядинный и 4 двора людских, у села мельница на реке Клязьме, мелит в одно колесо». По писцовым книгам 1623-24 гг. это село значится за Иваном Никифоровичем Траханиотовым, вотчина отца его. А «в церкви образа и книги, и свечи, и на колокольнице колокола строение вотчинниково, на церковной земле; во дворе поп Иван, во дворе дьячок Петрушка Григорьев, во дворе просвирница Акулиница, пашни церковные земли 10 четьи в поле; да в селе двор вотчинников, живут в нем деловые люди». В приходных книгах Патриаршего казенного приказа под Селецкой десятиной за 1628 г. написано: «церковь Успения Пречистой Богородицы, на реке Клязьме, в вотчине Ивана Тарханеева (Траханиотова) села Козодавлева, дани 2 алтына с деньгою, по наказу гривна, 8 апреля 1628 года те деньги взято». В 1646 г. в селе Козодавлеве находились: «двор вотчинников, двор скотный и 8 дворов крестьянских, в них 19 человек; при Успенской церкви во дворе поп Григорий, во дворе дьячок вдовый поп Петр». По смерти И.Н. Траханиотова его вотчинами владел его сын Данила Иванович (1647-76 гг.), а от него перешло к его детям Степану и Ивану Даниловичам; они между собою вотчины разделили, и последнему досталось село Козодавлево, Успенское тож, с деревнею Ивакиною. В 1678 г. в селе были: «двор вотчинников, двор скотный, в нем 3 семьи деловых людей, 2 двора крестьянских, в них 15 человек, 3 двора бобыльских, в них 12 человек; при Успенской церкви – во дворе поп Семен Яковлев, во дворе диакон Архип Меркульев, во дворе дьячок Карпушка Нестеров, во дворе просвирница Анница Титова».

http://sobory.ru/article/?object=06674

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы имела одну деревянную часовню во имя Великомученика и Победоносца Георгия в деревне Михеево (8 верст от церкви). Согласно преданию, на месте часовни во времена существования мужского монастыря находился приходской храм. В приходе церкви было две школы: земская школа в деревне Амосово (2 версты от погоста), дата открытия неизвестна, но в 1889 году школа уже существовала (согласно клировой ведомости за 1889 г.); церковно-приходская школа в погосте Марипчелки, учреждена 8 июня 1892 года, отдельного здания не имела, размещалась в одной комнате купленной на средства епархиального училищного совета в 1901 году. В церкви служили следующие лица: священники Иван Петрович Королинский (с 15 марта 1913 по 1915 гг.) и Леонид Аполлинариевич Головацкий (с 20 июня 1913 по 1915 гг.), псаломщики Павел Васильевич Мухин (с 2 мая 1899 по 1915 гг.) и Константин Васильевич Великотный (с 1912 по 1915 гг.). http://i-nventory.ru/index.php?id=449 Погост Марипчелки находился на землях, на которых по преданию до 1611 года стоял древний Успенский монастырь, приписанный к Новгородскому Юрьеву монастырю. Подтверждений этому немного, но в пользу «монастырской» версии, например, свидетельствовало древнее Евангелие, хранившееся марипчелковской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Книга имела надпись: «Сие Евангелие куплено в Озерецкой волости у дворянина Афанасия Лазарева, дано денег церковных одиннадцать рублей пять алтын и две деньги, а купил приписного Марипчельского монастыря церковный староста пономарь Григорий Калинин в церковь Успения Пресвятые Богородицы и Николая Чудотворца в тот же монастырь. 1727 года апреля в 8 день». Кроме того, в 1910 году, когда была составлена клировая ведомость церкви погоста, среди местных жителей ещё было живо предание, что рядом с мостами Мельничным и Кузнечным, что перекинулись через речку Рубежаницу, когда-то стояли монастырские мельница и кузница. В деревянной церкви, построенной в 1700 году, было три престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Сошествия Святого Духа. Документов о храме осталось совсем немного. Поэтому и год постройки установлен лишь приблизительно.

http://sobory.ru/article/?object=46165

В 1930-е годы храм закрыли и разграбили, впоследствии приспособили под кинотеатр. На месте иконостаса установили экран, вместо паникадила повесили большую модель самолета. Во время войны в храме было зернохранилище. Прихожане закрытого храма не пали духом, и по благословению архимандрита Ильи ходатайствовали об открытии храма. В 1947 году храм был передан прихожанам. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Малоярославец - один из крупнейших городов Калужской области. Предположительно, город-крепость был основан черниговскими или рязанскими князьями для обороны своих границ в 12-14 вв. Официально принятой датой первого упоминания о городе Малоярославце считается 1402 год. В конце 15 в. город стал крупным и богатым торговым и ремесленным центром, в котором стояло 6 деревянных церквей. Среди них был и храм Успения Пресвятой Богородицы. Дата основания храма не известна. Впервые Успенский храм упоминается в духовной грамоте верейского князя Михаила Андреевича. Есть сведения, что в конце 16 – начале 17 вв. в храме было два престола: основной Успения Богородицы и придельный мученицы Параскевы Пятницы. В «лихолетье» начала 17 века приход храма сильно пострадал, в 1702 году почти развалившийся деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы усилиями прихожан был заменен новым. В 1756 году также на средства прихожан был возведен каменный храм с основным престолом во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Иоанна Воина, который представлял собой типичную постройку в стиле городских и сельских церквей 18 столетия. В период Отечественной войны 1812 года храм, стоявший в эпицентре боевых действий, сильно пострадал. Главы и стены его были пробиты ядрами. Алтари храма были осквернены французами. В нем была устроена конюшня генерала Гийемино, о чем свидетельствовала надпись над входом. После войны храм был восстановлен, но 1896 году возник вопрос о его ремонте и расширении, так как Успенский приход увеличился за счет прихожан Спасской слободы, чья деревянная церковь Спаса Преображения сгорела и жители этой слободы были приписаны к Успенскому храму. Губернским архитектором А.Д. Скловским был разработан проект перестройки храма, но осуществить этот план в 19 в. так и не удалось. К 1903 году храм совсем пришел в ветхость, было принято решение полностью его разобрать и построить на этом месте новый трёхпрестольный храм по проектору того же архитектора Скловского. Разборка старой церкви и строительство новой были поручены земскому гражданскому архитектору А. Меньшову.

http://sobory.ru/article/?object=00362

В 1600 году на келейные деньги был построен деревянный храм Вознесения Господня, впоследствии перенесенный в село Дегчишево. Еще при царе Иоанне Грозном была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, однако он долгое время оставался недостроенным. Патриарх повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить новую каменную церковь Вознесения Господня с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца с теплой трапезою. В 1682 году было выдано разрешение к освящению построенной церкви. К 1732 году церковь Успения уже сильно обветшала. По прошению игумена она была разобрана и выстроена вновь над святыми вратами в 1740 году. В 30—40е годы XVIII b. над гробом преподобного Давида поставлена каменная колокольня вместо существовавшей ранее деревянной часовни. В 1740 году под колокольней устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Известна была обитель и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особое внимание ей оказывал царь Иоанн Грозный. На его средства в обители началась постройка каменного храма. В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предали его пожару и разорению. В 1657 году монастырь был огорожен забором, около монастыря росла липовая роща, а между рощей и огородом – сад с яблонями. На территории монастыря находились: деревянная церковь Вознесения с двумя престолами в приделах Успения Богоматери и Святителя Николая; каменная недостроенная церковь в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы и деревянная часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида; колокольня, рубленная в брус, верх шатром, а в ней пять колоколов; погреб и поварня с посудой медной, железной, деревянной; конюшня с сушилом, пять житниц, за монастырем скотный двор. К концу XVIII b. Давидова пустынь приходит в упадок. Некоторые из ее настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря или же исполняли различные поручения Епархиального управления, не жили в вверенной их попечению обители, поэтому не могли должным образом заботиться о ее благосостоянии. В среде братии бывали нестроения. Исправить положение поручили игумену Пешношского монастыря, что он и сделал.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В центральном историческом архиве Москвы сохранилось подробное описание церкви Успения Пресвятой Богородицы, которое примерно в 1884 г. составил последний священник этой церкви Иосиф Михайлович Веденский. Ему в то время было 35 лет и священником церкви он состоял уже 4 года. В описании говорится: " Церковь белокаменная при старинном имении в 1/2 версте от села, на ровном месте. В основании имеет форму квадрата. Наружные стены гладкие. Под карнизами суть пилястриц с кружками, выточенными из белого камня. Посредине церкви есть поле, выделанное из камня в ребро тройном с отливом от верха вниз. На углах пилястры. Кирпичи из белого камня с камушками. Фонарь на сводах сквозной. На церкви главы 8 граней числом три, из коих одна над главным куполом, две над сводами придельных храмов. Крест на средней главе деревянный, обитый цинком, восьмиконечный, а кресты над придельными храмами железные. На крестах церкви опускающиеся к главам цепи. Окна внизу, над цоколем, широкие с дугообразными перемычками, а вверху продолговатые, с прямыми перемычками. Всех дверей восемь. Две на западной стороне, из коих одна ведет в трапезу, а другая вглубь главного храма. Четыре боковые, в том числе две с южной стороны. Паперти устроены с трех сторон. Внутри церковь в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется каменной стеной с тремя пролетами. Два придела. Западный притвор трапезы устроен в виде палаты. Пол плиточный чугунный, везде одинаковый. Иконостас нового устройства четырехъярусный с колонками, с деревянной на самом поле резьбы изображает орнаменты в византийском стиле. Колокольня основана одновременно с храмом из белого камня шатровидной формы. Все пять колоколов отлиты в настоящем столетии. На одном надпись: " Сей колокол выменен на старый бывший 20 пудов 20 фунтов в село Таболово ко храму Успения Божией матери от усердия помещика Стефана Стефанова Мельгунова старанием священника Георгия Андреева 1825 года мая 10 дня весом 52 пуда " . Второй весом 25 пудов 35 фунтов. В иконостасе есть икона старого письма Успения Пресвятой Богородицы фряжского письма. Остальные нового итальянского. В алтаре есть икона, писанная на полотне " Снятие со Креста Господа нашего Иисуса Христа " . Эту икону привез из Италии помещик села Таболова Стефан Григорьевич Мельгунов в 1813 г. Икона в деревянной позолоченной раме. Икона Успения Пресвятой Богородицы сохранилась в чистом виде, ходя и существует уже 200 лет " .

http://sobory.ru/article/?object=03962

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова в селе Шубине в XVI ст. была деревянная. По писцовым книгам Московского уезда Тухачевской волости 1627 – 28 гг. значится: «вотчина суздальского архиепископа Иосифа село Шубино, на речке Северке, на пруде, а в селе церковь Успения Пречистой Богородицы, да в приделе Иван Богослов древянна, клетцки, строение архиепископа и приходных людей, у церкви во дворе поп Федор Яковлев, во дворе пономарь Ивашко Яковлев, да двор церковного дьячка пуст, проскурницын пуст; да в селе двор архиепископа, а в нем живет дворник и приказчик, двор архиепископа сына боярского Сотника Слевитцкого, да крестьян и бобылей 7 дворов, пашни церковные земли по 20 чети в поле, сена 25 копен». В 1646 г. – «вотчина суздальского и тарусского архиепископа Серапиона село Шубино, у церкви во дворе поп Родион Ермилов, во дворе дьячок Степанко Степанов, во дворе пономарь Ивашко Яковлев, да в селе двор архиепископа и крестьян 4 двора». В 1710 г. это село принадлежало суздальскому и юрьевскому архиерею Ефрему. В книге казенного приказа под 1710 г. записано: «сентября в 19 день, по благословенной грамоте, отпущен антиминс для освящения церкви во имя Иоанна Богослова в Московский уезд, в село Шубино, под росписку попа Павла». По записным книгам исходящих бумаг Синодального казенного приказа значится: «а) за 1720 г. февраля 10 числа запечатан указ о строении церкви, по челобитью Московского уезда села Шубина успенского попа Павла Иванова, велено ему церковь Георгиевскую перевесть в село Шубино, вместо сгорелой, построить вновь церковь во имя Успения Пречистой Богородицы, пошлин гривна взято; б) за тот же год «августа в 22 день, запечатан указ о перевозе и о строении церкви и освящении одного престола, по челобитью Пехрянской десятины села Шубина успенского попа Павла Иванова, велено ему Московского уезда в вотчине адмирала Федора Матвеевича Апраксина в селе Никольском деревянную Николаевскую церковь, по поступке адмирала, разобрать и, разобравши, перевесть в вышеописанное село Шубино и на прежнем погорелом церковном месте построить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и тою церковь освятить большого Успенского собора протопопу Федору с братьею, на старом антиминсе той Успенской церкви, буде он не ветх и новопечатный…».

http://sobory.ru/article/?object=17658

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010