К 1462 году относится первое документальное упоминание об Успенском монастыре, «что на Любецком рожку». Тогда великий князь Московский Иван III в своей грамоте указал, что Успенский монастырь подчиняется «государеву двору», а не митрополиту Московскому. В XVI веке в духовной грамоте князя Петра Васильевича Пожарского упоминается мужской Любецкий монастырь и монастырская Успенская церковь. Тогда же упомянут первый известный нам настоятель монастыря – игумен Симеон. В XVII веке Любецкий монастырь считался домовым патриаршим монастырём, а церковь Успения Пресвятой Богородицы упоминается с приделом великомученицы Параскевы Пятницы. В 1634 году в монастыре построена деревянная Никольская церковь, а через 10 лет ещё одна – в честь иконы Казанской Божией Матери. Этот храм простоял недолго и до 1653 года сгорел. Монастырь тогда был окружён деревянным забором, а в приходе монастырских церквей состояло 110 дворов. В 1692 году в описи Любецкого монастыря упоминается «церковь каменная и та каменная церковь не покрыта и внутри не построена». Точная дата постройки каменного храма неизвестна. Но известно, что построена она была вместо двух ветхих деревянных церквей. Освятили новую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она простояла до наших дней и сейчас её можно видеть с Никольским приделом и колокольней, которые построены позднее. В начале XVIII века Петром I началось сокращение числа монастырей, доход которых он предполагал пускать на нужды государства. Маленькие обители, где число монахов не превышало 30 человек либо объединяли с другими монастырями, либо совсем закрывали. Любецкий монастырь избежал участи закрытия и был приписан к Покровскому монастырю на реке Нерли. В 1722 году указом Святейшего Синода оба этих монастыря приписали к Николаевскому Волосову монастырю под Владимиром. Через пять лет Любецкий монастырь снова стал самостоятельным. По ведомости 1741 года при монастыре состояло всего 12 монахов вместе с игуменом. Эту немногочисленную обитель в 1749 году снова причислили к Успенскому Козмину монастырю. В 1764 году уже Екатерина II во время проводимой церковной реформы, учреждая новые монастырские штаты, повелела упразднить маленькие монастыри и Любецкий Синодальный мужской монастырь прекратил своё существование. К тому времени монастырский штат состоял лишь из одного человека – его настоятеля иеромонаха Феофилакта. В самом монастыре были две церкви: каменная Успенская и деревянная Никольская. При храмах размещались три братских кельи и одна настоятельская. Окружала монастырь деревянная ограда, а за ней находились некоторые хозяйственные постройки.

http://sobory.ru/article/?object=03225

Патракеевка расположена на зимнем берегу Белого моря, на реке Мудьюга (Верховка), в 47 километрах севернее Архангельска. Это старинное поморское село, объединяющее несколько деревень. В одной из них — Верховье — недалеко от святого Никольского озера находился храмовый комплекс: церковь святителя Николая Чудотворца, храм Успения Пресвятой Богородицы и погост, где хоронили священников и щедрых благотворителей. Деревянные церкви часто горели, поэтому во второй половине XIX века было принято решение вместо сгоревшей церкви построить каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он был возведен в 1884 году на пожертвования мореплавателей и прихожан и считался богатейшим храмом в Архангельской губернии. В 20-х годах прошлого века храмы в Патракеевке закрыли. Последнего священника этого некогда большого дружного прихода три раза арестовывали за упорство, с которым он продолжал служить Богу и своим прихожанам. В последний раз его отправили в лагерь в возрасте 67 лет, откуда он уже не вернулся. http://www.arh-eparhia.ru/news/188/84337/ Мудьюжская Успенская церковь. Современное местоположение: д. Патракеевка, Приморский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Архангельский уезд, Архангельская губерния. Мудьюжскому приходу, по гражданско-административному делению, соответствовала " Патрикеевская волость " , в 60 верстах от г. Архангельска. Приход назывался по реке Мудьюге. В памятной книге 1822 г. было записано предание о том, что на реку Мудьюгу пришли 3 родных брата, бежавших из Новгорода от гнева Иоанна III Васильевича. Здесь, видимо, уже жили чудские племена. Когда появились еще пришлые люди и население увеличилось, была проведена перепись, при этом трем братьям дали прозвища: Безбородый, Морозов и Негодяев. И долгое время земли, принадлежавшие братьям, назывались Безбородовской, Морозовской и Негодяевской. По благословению Преосвященного Варлаама, митрополита Новгородского и Великолуцкого, была построена церковь во имя свт. Николая Мирликийского, которая сгорела в 1597 г., причем это была не первая церковь, предыдущая также была в честь свт. Николая. В 1599 г. построена новая церковь, существовавшая до 1764 г., когда по ветхости была заменена другой, тоже Никольской. Новая церковь была шатровая, холодная, деревянная. Освящена 6 декабря 1764 г. 18 июля 1890 г. было дано разрешение епархиального начальства на капитальный ремонт церкви, она была поднята на 2 ряда природного белого камня. 24 сентября 1895 г. перестроенный храм был освящён.

http://sobory.ru/article/?object=16335

По переписи 1628 года, в Феофиловой пустыни стояла деревянная церковь без священнодействия, то есть службы в ней не проходили. Крестьян насчитывалось шесть душ бобылей, записавшихся, из церковников. Когда она сгорела (в начале XVIII века), то на том же месте выстроили другую деревянную церковь с тем же наименованием. О дате ее освящения свидетельствовала надпись, что жертвенник (престол) освящен «при державе Петра Алексеевича... по благословению Иова... митрополита Новограда и Великих Лук в лето мироздания 7220, от Рождества же Слова Божия 1712 г. месяца августа в 14 день, на память св. Пророка Михея, а святил ту церковь того же монастыря строитель иеромонах Гурий с присутствующими с ним». В 1764 году во времена царствования Императрицы Екатерины II из-за малочисленности братии обитель упразднили, а Успенский храм обратили в приходской. Приход здесь просуществовал вплоть до закрытия храма в конце 1930-х годов. Деревянная церковь, выстроенная в начале XVIII века, простояла 111 лет, после чего в 1823 году за ветхостью была разобрана. Тогда же «в 4 саженях к западу от нее» построили временную деревянную церковь меньшего размера, без колокольни, — во имя Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь, ворота и трапезная были срублены из теса. Позднее прилегающую территорию обнесли забором из красного кирпича. К 1824 году помимо деревянной церкви на приходе бывшей Феофиловой пустыни был построен каменный храм с колокольней и тремя приделами. Центральный, или главный, был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый — в честь святого благоверного князя Александра Невского, и правый — в честь преподобного Феофила. Антиминсы 3 боковых престолов были освящены епископом Ревельским Григорием (Постниковым) 22 ноября 1823 года и подписаны митрополитом С.-ПетербургскимСерафимом (Глаголевским). Спустя полвека был освящен новый антиминс главного престола, подписанный 27 июля 1875 года епископом Ладожским Палладием (Раевым), будущим петербургским митрополитом. Храм был увенчан круглым барабаном со светло-голубым куполом, украшенным золотыми звездочками.

http://sobory.ru/article/?object=01588

Часовня находится близ деревни Турова во имя Св. Николая, построенная помещицею Варварою Кишкиною и крестьянином деревни Гобжиц Тимофеем Власовым в 1851 г. Часовня стоит в глубокой пещере (почему и называется „Пещерной " ) и окружена березами; под часовнею ключ чистой воды, а несколько дальше купальни с водою, которая считается целебною. По деревням есть несколько старых полуразвалившихся часовен. Попечительство открыто в 1881 году. Председателем его сперва был помещик Василий Александрович Вельяшев, по смерти его (20-го мая 1883 г.) председателем стал местный священник. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 9, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. 36). Смешино (то же) – церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, каменная, 1806 г., закрыта в 1940 г., действовала в 1942–1945 гг., сохранилась в предаварийном состоянии. В 1804 г. помещик с. Смешино подполковник Ефим Васильевич Елагин направил на имя митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия «покорнейшее прошение» разрешить ему построить на собственные средства на Смешинском погосте новую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы вместо обветшавшей к тому времени деревянной церкви. Чертежи каменной церкви, предусматривающие, «чтобы она могла быть теплой», утверждены Синодом в 1803 г. Просьбу Е.В. Елагина удовлетворили, и спустя два года рядом с деревянной Рождественской церковью в Смешине возник новый каменный храм. В храмозданной грамоте, выданной митрополитом Амвросием, сказано, что каменная Успенская церковь в выставке Смешино Лужского уезда Городенского погоста была построена в 1806 г. Успенская церковь – однопрестольная, строена из красного кирпича под штукатурку наружных и внутренних стен. Длина церкви вместе с колокольней – 10 сажен 2 аршина (около 24 м) при наибольшей ширине 3 сажен 2 аршин (около 8 м). Церковь увенчана скромной шатровой главкой, установленной на восьмигранной опоре по центру низкого купола, перекрывающего приземистый глухой (то есть без окон) барабан. Церковь построена в два света. Ее интерьер освещают девять больших с арочным верхом окон и два полуциркульных окна в плоскости фронтонов северного и южного фасадов.

http://sobory.ru/article/?object=01365

Приход был образован на месте Верхотеременгского мужского монастыря, упразднённого до 1764 г. Верхотерменгская Воскресенская церковь, 1855 года, каменная. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, Введения во храм Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна Богослова. Введенский храм был освящён 7 ноября 1864 г. исправляющим должность благочинного священником Доримедонтом Соболевым. Верхотерменгская Успенская церковь, 1758 (1759?) года, деревянная. Престолы в честь: Успения Пресвятой Богородицы - главный, прор. Илии. При Верхотерменгской Воскресенской церкви возобновлённый придельный храм во имя Успения Божией Матери освящён 5 ноября 1872 г. В 1895-1896 годах церковь была возобновлена без существенных изменений. Две приписные церкви (д. Кочеварский Погост): Кочеварская Богородицерождественская церковь, 1884 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, апостолов Варфоломея и Варнавы. 11 ноября 1884 г. освящён храм в честь Рождества Богородицы. Вторая церковь - Кочеварская Николаевская, строилась в 1756-1758 г.г., вместо сгоревшего храма. Деревянная, теплая. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. По народному преданию, первоначально церковь была сооружена в память явления образа св. Николая Чудотворца. Имелось вкладное Евангелие 1713 г.17 апреля 1889 г., в 3 часа пополудни, во время грозы, сильным порывом ветра сорвало железную крышу с Воскресенского храма, разодрав на мелкие куски несколько листов железа, покрывавшего церковь. Кроме того, была сломана глава над боковым придельным алтарём, которая при падении разрушилась. Убыток составил около 300 рублей. 19 марта 1909 г. Вологодская духовная консистории отправила отношение в Императорскую археологическую комиссию с ходатайством о разрешении внутреннего и внешнего ремонта церкви. Алтарь и иконостас были поновлены в 1890 г., крыша заменена железной в 1907 г. Потолок очень низкий. Для ремонта предполагалось: " перебрать потолок, удалив матицы, настлать новый накат и пол, опустив его в средней части храма и в паперти на пол-аршина, оштукатурить стены и покрыть их священными изображениями, выбелить краской стены снаружи " . ИАК постановила: " разрешить просимое переустройство, с условием не повышать крыши " .

http://sobory.ru/article/?object=23310

Еще на территории кладбища находилась лютеранская часовня. Недалеко от нее в центре католического участка в 1918 г. захоронили чешских и польских легионеров и поставили небольшой мемориал, который, правда, просуществовал недолго. В 1920 г. умер председатель Совета приюта Отец Диомид. Он был похоронен тут же, недалеко от фермы. А через два года, когда в стране расцветал НЭП, над могилой построили часовню. Она так и называлась - Диомидовская. Настоятелем ее стал отец Илья Копылов. Но в 1924 г. часовню разобрали, а через год на ее месте был построен деревянный храм опять же в честь Успения Пресвятой Богородицы. И в нем снова настоятельствовал Илья Копылов. В 1937 г. отец Илья был арестован, а через месяц расстрелян вместе с еще пятнадцатью верующими - священниками и прихожанами. Но сама церковь выжила. И вплоть до 1944 г. Успенская церковь была единственным в городе действующем культовым сооружением. После принятия решения о закрытии церкви, летом 1963 года церковь была уничтожена за одну ночь. В 1995 г. уже в другом месте, в центре парка, на основе одноэтажного домика шахматного клуба построили каменный новый храм Успения Пресвятой Богородицы. Из истории ПКиО " Берёзовая роща " Комментарии и обсуждение Мягко сказано, что Успенская церковь Новосибирска до 1944 г. " была единственным в городе действующем культовым сооружением " . С 1940 до начала 1943 г. она была единственным действующим храмом на всю Сибирь - от Урала до Тихого океана. При этом нет доказательств, что и в ней, как в ряде других храмов, богослужения насильственно не прерывались в первой половине 1941 г. И если в Европейской части РСФСР НКВД " ешники бросили верующим тыла кость, разрешив возобновить службы в нескольких храмах уже в первые месяцы войны (Горький, Свердловск), то 1-й храм в Сибири был открыт лишь в 1-м квартале 1943 г. - на окраинном кладбище Красноярска. 5 января 2019. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=39561

Новое расположение Успенской церкви на Ново-Казанской улице с 1867 г. создавало высотный путевой акцент, а также обогащало вертикальный силуэт города с северо-западной стороны. С западной стороны размещалась колокольня, затем трапезная и храм в виде восьмерика на четверике. «Построена наподобие корабля, в византийском стиле; снаружи и изнутри оштукатурена, покрыта листовым железом, окрашена медянкою. Длина и ширина холодной церкви - четыре сажени, длина теплой — три сажени и полтора аршина, ширина 3 саж., 2 арш., 14 вершков. Вся церковь кругом обнесена оградою; прежде был деревянный забор. Среди ограды ворота, а на одном углу — часовня». Успенская церковь была освящена в 1868 г., в ней размещалось три престола: в холодном отделении был главный во имя Успения Божией Матери, с южной стороны - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с северной стороны - трапезная во имя Святителя и Чудотворца Николая. Алтарь в холодной церкви был длиной семь аршин, шириной 10 аршин и 15 вершков. В плане алтарь круглый, установлены четыре иконостаса, окрашенные кармином и местами позолоченные. В двух приделах к трапезной размещались алтари одинаковые по длине и ширине (5 аршин). http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_13.htm Первоначально Успенская церковь была построена в 1648-1654 гг. игуменом Макарием на свой собственный кошт. Зданием она была деревянная, во время разгрома Симбирска Степаном Разиным она сгорела. На её месте в 1671 г. была построена каменная церковь с приделом во имя святителя и чудотворца Николая. В 1866 г. храм был передан единоверцам, разобран и в 1867 г. построен ими на настоящем месте. Теперь в храме три престола: главный холодный – в честь Успения Божьей Матери и в трапезных приделах теплых: в правом – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в левом – во имя святителя и чудотворца Николая. Храм обнесен деревянной, на каменном фундаменте, оградой. Церковной земли: на подгорной Успенской улице место, где был прежде Успенский храм, в 594 кв. саж. величиной. На нём построена теперь каменная часовня. Капитал церкви 11700 руб. Причт состоит из священника и псаломщика; квартиры для них в церковном доме. Жалованья от казны: священнику 400 руб. и псаломщику 125 руб. Прихожан в гор. Симбирске в 23 дворах 55 душ муж. пола и 64 жен. пола.

http://sobory.ru/article/?object=35183

По данным историка и краеведа А.П. Никулова (согласно документам 1754 г.), последней настоятельницей Успенско-Преображенского девичьего монастыря была игуменья Мавра, монастырским священником был Иоанн Дагаев. После того, как обитель была упразднена Екатериной II в 1764 году, Преображенскую церковь разобрали, а вокруг Успенской церкви соорудили церковную ограду. Дальнейшая судьба игуменьи с сестрами неизвестна. В период правления Екатерины II происходят изменения в планировке и облике города. Особое внимание уделяется центру. Согласно плану, составленному в 1784 году, только Соборная Богоявленская и Успенская церкви остаются на своих местах (Успенская церковь располагалась в глубине от пересечения улиц Курской (ныне ул. Ленина) и Успенской (ныне ул. Октябрьская), в 53 метрах от Казанско-Николаевской церкви). Первоначально церковь Успения Пресвятой Богородицы была одноэтажной. 24 метра в длину, более 20 метров в высоту, 14,5 метров в ширину. Автор исторического очерка о Старом Осколе А.П. Синдеев указывает, что «по свидетельству летописи здание Успенской церкви вследствие многократных перестроек настолько изменено, что нетронутыми остались только его углы. До перестройки церковь имела удлиненную четырехугольную форму с одним престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы и высокую колокольню. Церковный купол имел конусообразную форму и покрыт был черепицею. Лавок кругом ее в то время не было, устраиваются же они старанием священника Иакова Белявского и старосты Дагаева в 1816 году, 1818-1820 годы, в 1825 году». Девятнадцатый век для Успенской церкви был богат событиями, связанными с перестройкой здания как внутри, так и снаружи. Известно, что стараниями священника Василия Васильева и церковного старосты Симонова в 1836 году перестраивается конусообразный купол в шаровидный. Чугунный пол заменяется деревянным. В 1870 году трудами священника Василия Вечеркова и церковного старосты Малахова старый иконостас был заменен новым деревянным резным четырехъярусным, покрытым золотом, с колоннами. Царские врата полукруглые с позолоченной резьбой. Четырехъярусная кирпичная колокольня примыкала к трапезе. Колоколов пять, и на одном из них была надпись: «1862 год, март месяц, отлит на заводе Ивана Ивановича Рыжкова в Харькове, весу 250 пудов 29 фунтов (4 т. 095 кг)» (Метрика Успенской церкви для получения верных сведений о древне-православных храмах. 1887).

http://sobory.ru/article/?object=60293

Внутреннее пространство подклета трехнефное, образовано шестью мощными крещатыми столбами. Все компартименты имеют сводчатые перекрытия. Интерьер церкви - также трехнефный и шестистолпный, в нем чувствуется стремление зодчего подражать крестовокупольным храмам древней Руси. Однако сходство ограничивается лишь построением плана. Конструктивное решение совершенно иное, что не позволяет отнести здание к типу крестовокупольных храмов. Центральное пространство перекрыто крестовым сводом, отрезающим барабан от интерьера. Таким же сводом перекрыт западный компартимент и нижний ярус колокольни. Боковые нефы имеют систему коробовых сводов с распалубками от подпружных арок. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. В западной части расположены хоры, опирающиеся на тонкие колонки. Стены и своды украшены штукатурными профилированными тягами, карнизами, розетками и филенками. Церковь была закрыта в 1932 г. Вновь открыта в 1995 г. По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002 г. и официального сайта Тверской епархии Церковь Успения Пресвятой Богородицы расположена в бывшей Солдатской слободе по улице Коммунаров, дом 1/2 в городе Вышний Волочек Вышневолоцкого района Тверской области. Церковь Успения Пресвятой Богородицы возведена в 1864-1868 годах по проекту местного архитектора А. Александрова на средства купца Я. Ермакова. Кирпичный храм в стиле эклектики и псевдорусском стиле сооружен на гранитном цоколе и высоком подклете. Ядром храма является двухсветный четверик, завершенный восьмигранным световым барабаном и маковичной главкой. С востока к нему примыкает алтарная часть в виде трех полуциркульных апсид, а с запада - двусветная колокольня, нижний ярус которой служит переходом к богадельне. Восьмигранный ярус звона завершен необычным деревянным шатром. Передний фасад разделен на три прясла спаренными лопатками и завершен тремя ложными килевидными закомарами. Дробное и мелкое декоративное убранство храма напоминает мотивы древнерусской архитектуры и элементы позднего классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=02443

Первая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена на Емельяновском погосте при деревне Острова в 1676 году. В 1775 году здесь построена новая деревянная двухэтажная церковь, которая в 1877 году сгорела. Поскольку в 1849 году при деревне на бывших землях прапорщика Горюшкина был запущен стекольный завод И.С. Мальцева, число прихожан здесь увеличилось. В 1870 году владельцем местных земель становится поручик Карп Лазаревич Рамейков. Барин после пожара помогает строить прихожанам в 1879 году новый каменный храм. В 1885 году к нему была пристроена колокольня. Рядом на церковной земле стояли дома для членов причта. Приход состоял из деревень Острова, Тряпилово и Сулово, в коих по клировым ведомостям 1896г. числилось 265 душ мужского пола и 323 женского (сейчас в д. Острова числится 26 человек, в д.Сулово - 4). По словам местных жителей, здесь было много крестьян московской помещицы Салтычихи (Салтыковой Дарьи Николаевны), известной своей жестокостью и самодурством. Эти глухие, затерянные в болотах места беглые крестьяне предпочитали двору помещицы, которую в конце концов приговорили к смертной казни, замененной позже на пожизненное заточение в монастыре. В 20-х годах XX века в церкви служил священник Иван, образованность и такт которого местные жители очень ценили. А его две дочери преподавали в местной школе. Особо чтимой в округе считалась церковная позолоченная серебряная икона Успения Пресвятой Богородицы. В советское время Успенский храм попал в число тех, на которых губернская власть решила поставить свой «крест». В 1937 году, во времена служения отца Петра, церковь была закрыта, хотя колокол сняли лишь во время войны (по словам местных жителей, в 1943 году). Сохранилась история о том, как большевики снимали крест с Успенской церкви на Емельяновском погосте. Руководил этой спецоперацией местный военрук Кармышев вместе со своей сестрой. Очевидно, помощников из мужиков много не нашлось. Подкованный атеистическими лозунгами тех лет, преподаватель военного дела свое разрушительное дело вершил искренне, а вот его сестра ощущала за собой большой грех. Когда кресты рухнули на землю, отчет о выполнении задания пошел в верхние инстанции, и этот повод был отмечен посильными торжествами, сестра военрука пришла домой и наложила на себя руки. 

http://sobory.ru/article/?object=04138

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010