В 1701 г. Успенская церковь на погосте Картине была построена новая, вероятно, по случаю ветхости прежней церкви. Об этом имеется указание в записной книге о выданных антиминсах за 1701 г.: «9 апреля по благословенной грамоте выдан антиминс в Звенигородский уезд, в Угожский стан, в новопостроенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; той же церкви поп Иаков антиминс взял и росписался». Из переписных книг Звенигородского уезда Угожского стана за 1705 г. видно, что «погост Картин, на Москве реке, от вотчины вдовы княгини Авдотьи Андреевны, жены боярина князя Федора Федоровича Куракина, от сельца Сухарева в 2 верстах, а на погосте церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; у церкви двор попа Артамона Борисова, двор дьячка Алексея Иванова, двор пономаря Василия Васильева». В 1715 г. погост Картин, названный селом, находился в числе вотчин святейшего патриарха. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. Впервые деревянная церковь в честь Успения Божией Матери на погосте Картино упоминается в 1593 г. В Смуту церковь была разрушена, восстановлена в 1679 г. В 1715 г. погост Картино состоял в числе вотчин Святейшего Патриарха. В начале XX в., на месте старой обветшавшей церкви, по проекту арх. Н.Н. Благовещенского на средства жертвователей, построили краснокирпичный храм. Освящал Успенский храм епископ Серпуховской Анастасий (Грибановский) 17 ноября 1913 г. На средства попечительницы школ уезда В.Ф. Дубровиной содержалась двухклассная церковно-приходская школа. В Картине жил известный писатель В.А. Гиляровский. В 1930-х гг. храм закрыли, церковную утварь расхитили или уничтожили. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. В руинном состоянии его передали верующим в 1990 г. В настоящее время храм восстановлен и благоукрашен. При храме действует воскресная школа. Источник: Островская В.Н. " Справочник-путеводитель Подмосковье " , 2006 г.

http://sobory.ru/article/?object=05163

http://www.ipnn.ru В прежнее время на этом месте стоял Успенский монастырь, неизвестно кем и когда основанный, но упоминаемый в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 г. В этом монастыре была и церковь в честь Успения Божией Матери, деревянная, с шатровым верхом. Монастырь вскоре был упразднен и в Сотной грамоте 1621 г. церковь эта названа уже приходскою. Настоящий каменный храм, но без трапезы и колокольни, построен был в 1672 г. «гостем» Олисовым, строителем старой Сергиевской церкви. В большом пожаре 1715 г. Успенская церковь сильно обгорела и в том же году была обновлена; после того она была несколько раз поновляема и в настоящее время имеет довольно благоукрашенный вид. В 1834 г. была устроена новая трапеза вместо прежней, пришедшей в ветхость, и сооружена высокая колокольня. В Успенской церкви три престола: главный – в честь Успения Божией Матери и придельные в трапезе: правый – во имя преп. Алексия Человека Божия, а левый – во имя св. страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Из древних икон замечательны греческого письма: Спасителя; Успения Пресвятой Богородицы, почитаемой чудотворною; Божией Матери Одигитрии и апост. еванг. Иоанна Богослова. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Успенская церковь - уникальный храм, в котором основной обём покрыт " крещатой бочкой в четыре лица " (приём широко распространённый в древнерусском деревянном зодчестве, в камне же выполненный лишь в Нижнем Новгороде). Для русской национальной культуры памятник важен ещё и тем, что в нём отчётливо проявилась взаимосвязь деревянного и каменного древнерусского зодчества. Возвёл церковь по обету на собственные средства богатый посадский гость (купец, который имел право торговать и за рубежом) Афанасий Фирсович Олисов в 1672 году. Барабаны глав, поставленных по сторонам света, украшены разноцветными изразцами. В XIX веке старинное бочечное с лемехом покрытие основного обёма сломали и покрыли четырёхскатной кровлей. Так же, в 20-е годы XIX века трапезную и колокольню перестроили, а в 1852-1856 гг. архитектор А. Е. Турмышев возводит в ложновизантийских формах новую колокольню, а в 1899 году был расширен алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=00922

Преображения Господня церковь в селе Слядневе, Спасское тож 27. Преображения Господня церковь на погосте Спасском, в Старой Рузе, на Москве реке 28. Пресвятой Богородицы всех скорбящих радости церковь в селе Савине 29. Происхождение честных древ Животворящего Креста церковь в селе Спасском, Дуброва тож 30. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Казанове 31. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Колюбакине 32. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Старом 33. Рождества Пресвятой Богородицы церковь на погосте, в Старой Рузе 34. Рождества Пресвятой Богородицы церковь в селе Чернецком, на реке Рузе 35. Рождества Христова церковь на Погосте, на реке Мологоще 36. Рождества Пресвятой Богородииы церковь в селе Тархове, на речке Тросне 37. Смоленской Божьей Матери церковь в селе Горбове, Одигитриевское тож 38. Спаса Нерукотворенного образа и Илии пророка церковь в селе Ильинском 39. Сретения Господня церковь в селе Песках 40. Троицы Живоначальной церковь на погосте Георгиевском, на реке Рузе 41. Успения Пресвятой Богородицы церковь в селе Борзецове на речке Вейне 42. Успения Пресвятой Богородицы церковь в селе Успенском, Корманово, Соколово тож 43. Святых мученик Фрола и Лавра церковь в селе Семеновском , Козлово тож Отдел второй О церковных местах и землях Церковные места и земли в Русской десятине Город Руза I. Историческое описание города Рузы. II. Владельцы, и князья удельные III. Наместники и волостели, воеводы, осадныя юловы и разные приказные люди IV. Число церквей V. Число дворов и людей VI. Государева служба Ружан: ополчение и походы VII. Промышленность и торговля VIII. Гpahuцы Русского уезда; его станы и волости     Предисловие Св. Синод, указом от 12-го октября 1866 года, за 1839, предписал по духовному ведомству собрать материалы для церковных летописей. Не знаем, что сделано во исполнение этого указа; но, желая со своей стороны сколько-нибудь помочь доброму делу, мы предприняли собрание материалов для церковных летописей исключительно по документам Московского Архива Министерства Юстиции, относящимся к XVI, XVII и XVIII столетиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свидетельству писцовых книг большая часть храмов в погостах, сёлах и монастырях была ограблена и разрушена, духовенство и иноки избиты или ограблены и разогнаны, целые селения опустошены. Долгое время ограбленные храмы стояли " впусте без пенья " , а некоторые разрушенные церкви после того совсем не восстанавливались. Подвергалась нападениям литовцев и " Гремячая пустынь " . Когда литовцы появились у Городца, преподобномученик Трифон совершал в монастырском храме обедню. Братия, испугавшись иноземцев, разбежалась по окрестным лесам. Преподобномученик Трифон не стал прерывать богослужение из-за вторжения непрошенных гостей, и так был убит. Его посекли мечом, молящегося, прямо в церкви. Когда вернувшиеся из леса монахи сложили его останки для омовения и переложили в гроб, все части тела срослись, а в местах ранений остались только небольшие рубцы, какие бывают после снятия швов - " красные рубчики " . Погребли его под храмом, в стенах которого он пострадал за веру. Это произошло в 1592 году. С тех пор в монастыре и в округе началось почитание преподобномученика Трифона, от его гробницы стали проистекать чудеса. В 1685 году Георгиевский-Городецкий монастырь был приписан к Николаевскому Розважскому монастырю в Новгороде. При Екатерине Второй, в 1764 году, монастырь был упразднён, а церковь обращена в приходскую. В 1791 году обветшавший старинный Георгиевский храм с приделом Успения Пресвятой Богородицы был возобновлён. К этому времени он был холодным (летним). Главный храм расположен был средней частью над могилой архимандрита Трифона, а в подцерковье этого храма был устроен вход с боковой стороны для молящихся при его раке. В 1838-1844 годах усердием священника Иоанна Шитова, церковного старосты Григория Михайлова и местного помещика генерал-майора Михаила Павловича Сакера был построен отдельный храм Успения Божией Матери (освящён 5 марта 1844 года). В настоящее время храм восстанавливается. В 1851 году прежняя церковь святого великомученика Георгия была возобновлена как холодная, а придел Успения Божией Матери при ней был упразднён.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

Село близ Новгорода, известное выдающимся памятником русского искусства — церковью Успения (1352, росписи между 1363 и 1390). Одноглавый кубический храм с двумя притворами, одной апсидой и трёхлопастным завершением фасадов (позже изменены) был выстроен из крупных каменных блоков и отличался суровой простотой и ясностью архитектурного облика. Фресковая роспись церкви включала сложные многофигурные сцены на фоне архитектурных сооружений или горного пейзажа, портретные изображения. Динамика и экспрессия композиций, одухотворённость и патетика живописной манеры, смелая обобщённость контуров, звучность и в то же время тональная гармоничность колорита слагаются в образ, исполненный высокой эмоциональной концентрации, подлинно жизненной страстности. В 1941-43 церковь была разрушена немецко-фашистскими захватчиками, восстанавливается (после 1964). Лит.: Мацулевич Л., Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Волотове, в кн.: Памятники древнерусского искусства, в. 4, СПБ. 1912; Алпатов М., Фрески храма Успения на Волотовом поле, в кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР, М. - Л., 1948 Фрески, которыми в 1363 году был расписан храм, ни разу не поновлялись, и занимали площадь порядка 350 кв. м – в общей сложности как минимум две сотни фигур и многофигурных сцен на стенах и сводах, уходящих девятью регистрами ввысь. Храм имел небольшие размеры – около 9 м от пола до сводов, 15,36 м от пола до купола, ширина стен около 6,6 м, длина – около 7,2 м, глубина апсиды – 2,1 м, её ширина – 3,6 м. Фигуры нижнего, 9-го регистра, располагались на уровне вошедшего в храм прихожанина и имели наименьшую высоту – 165 см максимум. По мере подъема вверх, изображения постепенно увеличивались – фигуры пророков в барабане купола (третий регистр) удостоились 230 см. Орнаментами были расписаны и оконные откосы, и даже старинные дубовые связи, сохранившиеся в алтаре. К началу XX века, в отличие от благополучного состояния сюжетной целостности росписей, сохранность красочного слоя оставляла желать лучшего – нижние регистры живописи за много лет покрылись слоем копоти, повсеместно наблюдалось меление красочного слоя и присутствие высолов и плесени на поверхности, а самое опасное, на некоторых участках произошло отслоение штукатурного грунта с фресками. Стенопись требовала грамотной расчистки, укрепления и реставрации.

http://sobory.ru/article/?object=01171

В сент. 1651 г., вернувшись из очередной поездки, преподобный застал на месте мон-ря пепелище. Постройки были сожжены войском сибир. царевича Девлет-Гирея. Невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы (см. Далматская «Успения Пресв. Богородицы» икона ), к-рую прп. Далмат принес в 1644 г. на Белое Городище. Этот образ стал главной святыней обители. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. Для прп. Далмата была построена отдельная келья, в к-рой он пребывал в затворе, но следил за всем происходившим в обители. В сказке 1664 г. основатель писал, что без его благословения «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телеснаго делать не начинали и не делали» (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. 663. Л. 318а). О строгости устава прп. Далмата свидетельствует следствие 1664 г., проводившееся Тобольской съезжей избой по доносу одного из насельников. Среди «провинностей» прп. Далмата отмечалось, что в мон-ре не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В ответ Далмат писал, что в дни постов, в особенности Великого поста, празднования именин в Д. м. не совершаются, служатся лишь молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели. Прп. Далмат был погребен в алтаре Успенской ц., в кирпичном склепе. Насельники К сер. XVII в. в Д. м. проживало 6 монахов, ок. 20 крестьян с семьями и трудники. По благословению митр. Сибирского Корнилия в окт. 1666 г. в Д. м. было учреждено игуменство, первым настоятелем был избран сын прп. Далмата Исаак (Мокринский) (с 1702 архимандрит). В том же году в Д. м. был пострижен в монашество Афанасий (Любимов) , с 1675 г. игумен Д. м., с 1682 г. первый архиеп. Холмогорский и Важский. Настоятели Д. м. осуществляли надзор за церквами ближайших слобод, рассматривали жалобы на священников близлежащей округи, выполняли поручения по расследованию конфликтов в соседних мон-рях; в 70-х гг. XVII в. старцы Д. м. служили управляющими на Новопышминской заимке Тобольского архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Начало настоящаго погоста Долоцка в точностию весьма трудно определить. Во время самозванцев, когда Гдовско-Ямбургская окраина явилась местом подвигов различных проходимцев и шведских войск, древний Михайловский погост со своими деревнями был разграблен и раззорен. Вскоре-ли был устроен новый погост Долоцко на нынешнем месте, или — спустя много лет после раззорения, — об этом нет исторических данных. Правда, в писцовых книгах XVII столетия упоминается об угодьях Михайловской церкви, но и только. Историческия свидетельства о существовании нынешняго погоста Долоцка с малым деревянным храмом во имя св. архангела Михаила начинаются только с 1710 года. Из церковных бумаг видно, что крестьяне Михайловскаго погоста, Сомерской волости, до 1710 года принадлежали Новгородскому Софийскому собору, а с 1710 до 1763 года — Александро-невскому монастырю. Во время владельческих прав Невскаго монастыря, в погосте Долоцком было устроено монастырское правление. В деревне-же Заручье (Себеж), которая отделена от погоста ручейком, находилась какое-то каменное здание, ибо еще в недавнее время, во время копания канав, была найдена подземная труба, которая, конечно, принадлежала какому нибудь большому каменному зданию; но предание народа говорит, что на этом месте находился дворец (?!). Известность погоста Долоцка среди окрестных населенных местностей, судя по некоторым данным, начинается с половины прошедшаго столетия. В Михайловской церкви Долоцкаго погоста, вместе в другими древними иконами, которыя и по ныне еще сохраняются, находилась древняя икона Успения Богоматери. Например: икона страшнаго суда, на которой немцы изображены в древнем своем костюме, икона Покрова пресвятой Богородицы, икона Господа Вседержителя и припадающих пред ним св. Иоанна и св. Никиты Новгородских и некоторыя другия. Эта икона, по преданию народа, издавна была в особенном уважении местных прихожан и считалась за «чудотворную». Поэтому, долоцкие прихожане, при содействии посторонних лиц, в 1754 году заложили на погосте новый деревянный храм в честь Успения Богоматери. По прошествии восьми лет, успенский храм был ими выстроен и освящен. Одновременно с освящением новаго успенскаго храма на Михайловском погосте быль установлен и крестный ход с иконою Успения Богоматери 15-е числа августа к пещере, находящейся на левом берегу речки Долгой, в верстах двух от погоста.

http://sobory.ru/article/?object=02831

Имя мастера, создавшего проект церкви в Пречистом, не известно, однако некоторые краеведы разглядели в облике храма черты, присущие известному французскому архитектору Тома де Томону. По материалам сайта Храм Успения Пресвятой Богородицы построен предположительно в 1807 г. по заказу князя Дмитрия Михайловича Голицына. Это неточные сведения: в 1799 г. в новом тексте Экономических примечаний зафиксированы происходившие в усадьбе перемены — «в селе Пречистом церковь деревянная во имя Пресвятой Богородицы с приделом Святого Иоанна Воина, вместо оной вновь строится каменная с двумя приделами, дом господский деревянный и два каменных флигеля… владение князь Дмитрий Михайловича Голицына, ныне состоит за действительным камергером князь Александр Михайловичем Голицыным» (РГАДА Ф.1355. Оп.1.Е.х.1466). Таким образом, Успенская церковь строилась уже в 1799 г. в период управления имением А.М.Голицыным, а в 1807 г., вероятно, была освящена. Церковь построена по проекту известного французского архитектора Тома де Томона. По переписке князя Голицына с архитектором следует, что Успенская церковь в селе Пречистое является первой работой Тома де Томона в России. На строительство храма были приглашены известные по тем временам мастер – каменщик Лука Иванов и русский архитектор Николай Львов. Александр Михайлович внимательно следил за работой мастеров. В росписи внутренних стен и иконостаса принимали участие лучшие московские живописцы. Среди художников, писавших фрески, упоминается Владимир Боровиковский (автор портретов Екатерины II, Павла I и многих других высокопоставленных лиц Российской империи). Церковь Успения Пресвятой Богородицы – кирпичная и оштукатуренная, с белокаменными деталями – оригинальный центрический храм в форме зрелого классицизма. К крупному крестообразному объему с двускатными кровлями над высокими рукавами креста примыкают пониженные закругленные угловые части. Мощный цилиндрический барабан со сферическим куполом завершает композицию. Центрический храм в плане описывает почти круг, в объемной же композиции доминирует равноконечный крест, из которого вырастает грузная ротонда с полусферой низкого купола.

http://sobory.ru/article/?object=03502

  На Малой Охте в Санкт-Петербурге Белокаменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в Санкт-Петербурге, посвященный жертвам блокады, прекрасно вписался в панораму невских берегов. Особенно радует он верующее сердце теперь, когда на его фасаде появился мозаичный лик Пресвятой Богородицы. Идея сохранения памяти жертв блокады на Малой Охте принадлежит петербургскому предпринимателю В. Ковалевскому, ныне Председателю Приходского Совета Успенской церкви. В 1995 году он обратился за благословением к правящему архиерею митрополиту Иоанну (Снычеву; + 1995), и в результате было принято решение о строительстве на Охте не памятного знака, как предполагалось ранее, а полноценного православного храма.  Церковная община храма Успения Пресвятой Богородицы была зарегистрирована в 1996 году. В 1997 году по соседству со стройплощадкой начала действовать часовня, ставшая любимой церковью для многих жителей Малой Охты. А в августе 1997 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, на Малоохтинском проспекте началось строительство нового храма, возводимого там, где когда-то стояла церковь святой равноапостольной Марии Магдалины. Освящение храма, которое провел митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, состоялось в день 60-летия начала блокады Ленинграда. Эта дата была выбрана не случайно, поскольку храм скорби и покаяния возведен на месте старого петербургского кладбища, которое во время блокады было местом массовых захоронений. В этот день многие богомольцы не могли сдержать слез, вспоминая тех, кто не дожил до этого праздника. Ведь многие прихожане новой церкви — люди пожилые, пережившие войну и блокаду. Для них, ради памяти их почивших родственников, и вознесся этот стройный белоснежный храм. С того времени сложилась добрая традиция: в дни памятных дат блокадной истории торжественное богослужение в Успенском храме возглавляет митрополит Владимир, что ясно определяет значение этих исторических событий для Санкт-Петербургской епархии и всего города. Строилась церковь без помощи государства, на народные средства. В стенах храма заложено около 8 тысяч кирпичей, на которых написаны имена людей, внесших средства на их приобретение.

http://e-vestnik.ru/society/hramy_v_pamy...

Стоит на пересечении современных улиц Свердлова и Красноармейская. Сооружена в 1790 г. муромским купцом Д. Лихониным. Перестроена в 1829 г. В 1835 г. возведена каменная колокольня. Закрыта в 1940 г. Передана Владимирской епархии в декабре 1999 г. Первые известия об Успенской церкви относятся ко второй половине XVI века. Она упоминается вместе с другими церквами в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи же Бартенева 1637 г. о ней сообщается следующее: " Да за осыпью в Успенской улице церковь Успения Пресвятой Богородицы древяна клетцки с папертью, да два придела: великого чудотворца Николы и другой придел святых жен мироносиц. А в церкви Божией милосердия образ местный Успения Пресвятой Богородицы обложен серебром, венец басмен позолочен, да образ местный же Пречистой Богородицы Неопалимая Купина на золоте, да образ Пречистой Одигитрии напразелени. Да в приделе образ великого чудотворца Николы на празелени ж, а в другом приделе образ святых жен мироносиц на празелени. Двери царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени ж. Да пред местными образами три свечи поставных с красками. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Другая теплая церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клетцки. В церкви Божией милосердия образ Богоявления Господа Бога нашего Иисуса Христа на празелени. Двери Царские, сень и столбы и в тябле деисус на празелени. Да на жертвеннике сосуды церковные древяные. Да в церкви книг: Евангелие письменное в полдесть, евангелисты медные; два Охтоя, да Минея общая печатные; Полуустав; да Псалтырь письменные. Да на колокольнице 4 колокола невелики, а в них весу по смете 4 пуда. А церкви и в церквях образы и свечи и книги и ризы и колоколы все церковное строение московских гостей Смирнова да Третьяка Микитиных детей Судовщикова. Да на церковной же земле двор попа Григория, двор дьячка Левки Иванова, да келья бобыльская Васьки Лаврентьева, кормится по миру. А оброку дает попу Григорию на год по две гривны. И земли под теми церквами и под кладбищами и под поповым двором и под бобыльской келью в длину 44 сажени, поперек 43 сажен " .

http://sobory.ru/article/?object=01328

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010