Сохранились некоторые сведения о священнослужителях Успенского храма. Так, священник Лука Федоров дал «вкладу в Лужецкий монастырь 6 рублев» и был пострижен здесь с именем Лаврентия. Впоследствии 21-й архимандрит Лаврентий дважды настоятельствовал в этом монастыре: с 1618 по 1628 год и с 1630-го до своей кончины в 1638 году,— а с 1628 по 1630 год он был архимандритом Московского Ново-Спасского монастыря. В можайских актах значится проходившая в 1763 году в селе Мышкино опись, которую подписал священник Феоктист Захаров. В 1774 году священнослужители сообщили в коллегию Экономии, что церковь Успения, построенная «из давних лет собственным приходских людей коштом», стала ветхой и «от чахлости на правую сторону наклонилась», во многих местах протекает крыша. Поэтому клир и приход просили дать 467 деревьев, чтобы выстроить на том же месте и в то же «именование» новый храм, а в трапезе сделать вновь придел во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. По документам 1776 года, при церкви было 274 двора, усадебной земли 1 десятина, пашенной и сенных укосов 33 десятины. Священников два, диакон, два дьячка, два пономаря. В 1812 году Мышкино пострадало от французов. В 1813 году священник Николай Семенов писал преосвященному Августину о разоренной и разграбленной неприятелем Успенской церкви: «В показанном селе церковь Успения Божия Матери и при оной придел мученицы Параскевы ко освящению готовы, но нашествием неприятеля как в оной церкви, так и в приделе похищены святые антиминсы. Просим оные храмы освятить и святые антиминсы выдать дозволить». Резолюция от 23 января 1813 года гласила: «Коли вся к священнодействию потребное имеется, благочинному храм освятить и антиминсы получить». 23 января 1813 года был получен антиминс для придела мученицы Параскевы. В следующем прошении на имя преосвященного Августина говорилось: «После нашествия неприятеля при означенной нашей Успенской церкви придельная церковь во имя святой мученицы Параскевы освящена, а настоящая во имя Успения Пресвятой Богородицы еще не освящена, но к освящению уже совершенно готова, только нет святого антиминса», и испрашивалось архиерейское благословение на освящение храма и получение антиминса. 9 августа 1813 года владыка отвечал: «Благочинному храм освятить и антиминс получить». 16 августа правящий должность благочинного священник села Болычева Василий Адрианов совершил чин освящения. Первое упоминание о каменной Успенской церкви относится к 1862 году: «Каменная церковь с. Мышкино-Успенское 1862 года. Хол. Успения не отделана. Теплая и южная вмчц. Параскевы 1862 г. Северная преп. Сергия 1867 г. сентября 24 дня».

http://sobory.ru/article/?object=02776

Храм не закрывался в советское время. Но в середине июня 1941 года, церковь чуть было не закрыли. В воскресенье 15 июня 1941 года ярые противники церкви, активисты Пехорской фабрики, собрали атеистический митинг с требованием закрыть жилинскую церковь, а позже и вовсе взорвать её... Храм был обречён. 15 июня отец Иоанн Соболев совершил последнюю литургию в почти безлюдном храме. А в следующее воскресенье, 22 июня началась Великая Отечественная война и про храм забыли. Что касается архитектуры здания, то как можно видеть - Успенская церковь выстроена в стиле провинциального барокко, каменная, на белокаменном цоколе, состоит из бесстолпного четверика. Двусветный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом, завершён декоративным барабаном с луковичной главкой. С востока к церкви примыкает прямоугольный алтарь, с запада небольшая трапезная с двумя боковыми приделами и приземистая классицистическая колокольня в три кубических яруса, перекрытая куполом с люкарнами. Декоративное убранство здания переработано в 1850-х годах и сводится к расчленяющим стены пилястрам, карнизам. Наличников вокруг широких прямоугольных окон нет. При перестройке храма архитектором Завьяловым в 1852 году была расширена и перестроена трапезная из-за большого числа прихожан. Главный престол Успенский, в трапезной - Троицкий и Никольский приделы. Четырёхъярусный главный и двухъярусные придельные иконостасы сооружены в нач. 1850-х гг., росписи были поновлены в нач. ХХ столетия. С сайта: html://www.50rus.hramy/Храмы Подмосковья/Люберецкий район и видеосюжет: Теле-радио сериал " Храмы Люберецкого края " , серия 5, - храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Жилино. Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Жилине. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца деревянная клетцки по писцовым книгам 1623 – 24 гг. находилась «в селе Жилкине, Московского уезда, Островецкого стана, в вотчине Чудова монастыря, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола и все церковное строение монастырское, у церкви во дворе поп Стефан Кузьмин, во дворе церковный дьячок Андрюшко Понкратьев, да крестьян 3 двора и бобылей 18 дворов».

http://sobory.ru/article/?object=03577

  И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви Божий строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви Божий во славу и хвалу пресвятому имени Божию. За такое доброе твое соизволение награду примешь в день пришествия Христова».   И пировали они много дней. И когда пожелал благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.   И поехал по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его, благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в граде Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в граде том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил Бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю Боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Современная перегрузка северной палатки печами и весом складируемых экспонатов привела к прогибу и трещинам сводов. Инженерные расчеты подтвердили срочную необходимость восстановления железных связей. Кровли церкви к началу последней реставрации находились в неудовлетворительном состоянии и были заменены на медные. Таким образом памятник нуждался в помощи и необходимые работы были выполнены. Тем не менее проблема излишней влаги в белокаменных подвалах не потеряла актуальности. Интереснейший вопрос о смысле графитти на стенах подвала как был актуален 70, 40 лет назад, так и актуален по сей день, не решены научные вопросы существования восточной галереи у церкви. Эти и другие тайны Успенской церкви ещё ждут своих исследователей. Даже терминология наименования храма путается. Некоторые полагают его собором, не меньшая часть называет храм церковью. Оба наименования фактически по частоте использования равнозначны. Однозначного толкования нет. Из книги: Куницын М. Александрова Слобода. Верхнее-Волжское книжное издательство. 1968, 1975 стр. 86-88 Из писцовых книг Ново-Александровой слободы 1675 г.: «в городе ж в осыпи девичь монастырь Успения Пресвятые Богородицы, а на монастыре церковь Успения Пресвятые Богородицы каменная с трапезою да предел Марии Египецкие». Направо от южного входа в обитель расположена небольшая Успенская церковь, давшая название всему монастырю. Построенная в начале XVI в. (по другой версии, в 70-х г.г. XVI в.), она служила домовой великокняжеской церковью. Кроме основного престола в честь Успения Божией Матери, имела два придельных: северный - Николая Чудотворца, и южный – Иоанна Крестителя. Построенная из белого камня и кирпича, изначально церковь Успения была четырехстолпной, одноглавой, трехапсидной, возвышалась на высоком подклете, под которым находились хорошо сохранившиеся до нашего времени белокаменные погреба. Расположенные с трех сторон открытые галереи во 2 половине XVI в. были заложены кирпичом. Сейчас - это пятиглавый храм. Пристроенные позднее четыре главки были сделаны глухими, без окон, их барабаны перетянуты двумя валиками. Кресты на чешуйчатых главах завершаются украшениями в виде венцов. Облик церкви отчасти искажен его четырехскатным покрытием, сделанным, по всей видимости, в XVIII в. Колокольня храма приземиста, шатер ее поставлен на четверик, грани последнего прорезаны открытой аркадой.

http://sobory.ru/article/?object=02083

Свято–Успенский храм, построенный в традиционном для начала XIX в. стиле русского классицизма, имеет форму круга с обширным куполом и увенчан одной главой. В храм ведут трое дверей: с северной, западной и южной сторон. С наружной стороны храма от северного до южного входа проходила крытая каменная галерея – гульбище. В 1826 г. в храме Успения Пресвятой Богородицы молились за божественной литургией Ее Императорское Величество Государыня Императрица Мария Федоровна и Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елена Павловна, о чем свидетельствует надпись на мраморной доске, находящейся на западной стене храма. http://www.kosino-hram.ru Успения Пресвятой Богородицы в Косине церковь (Большая Косинская улица, дом 29). Известна в этой местности с XV века. Современное церковное здание с приделом апостолов Петра и Павла выстроено к 1823 г. В 1827 г. освятили второй придел – в честь праздника Живоначальной Троицы. Храм из кирпича, с белокаменными украшениями построен в стиле ампир. В плане он представляет собою круг, в который вписан крест. Над средокрестием, имеющим форму восьмигранника, поставлена купольная ротонда. Рукава креста, расположенные по сторонам света, завершаются портиками тосканского ордера. В 1823–1826 гг. выстроили отдельно стоящую колокольню. В 1869–1884 гг. стены внутри храма украсили живописью. Храм закрыли в 1940 г. Богослужения возобновлены в 1992 г. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1823 на средства тогдашнего фактического владельца села Д.Лухманова. В 1826 он же построил храм в честь святителя Николая. Деревянный храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского, в своем нынешнем виде был воссоздан в семидесятых годах двадцатого века. http://www.kossino.com/ В 1812 году, во время войны с Наполеоном, село Косино подверглось страшной участи разграбления неприятелем. Как следует из церковных документов, в стоящем возле косинского озера, Никольском храме, в течение трёх месяцев не совершалось ни церковных служб, ни треб. Храм и церковная казна были разграблены. После ухода неприятеля с разорённой косинской земли, косинский деревянный храм некоторое время стоял в запустении, приток богомольцев в те годы на берег Святого озера также прекратился. Приход в то время состоял из восьми крестьянских дворов с двадцатью душами. Крестьяне, разорённые войной, влачили жалкое существование и собирали милостыни где только могли. Многие из них были вообще лишены жилищ и домашнего хозяйства. Причт и храм тогда некому было содержать.

http://sobory.ru/article/?object=03356

И, наконец, несколько мыслей о празднике Успения. Историки и мыслители не раз отмечали, что этот праздник изначально имел у нас на Руси особенное значение. Существовал стойкий многовековый обычай посвящать этому празднику кафедральные соборы. Софийские храмы в Киеве и Новгороде имели своим престольным праздником Успение Пречистой 2 . По уже сложившейся традиции, Успенскими впоследствии были соборы во Владимире и в Москве, в Рязани, Ростове, Ярославле, Вологде, Великом Устюге – и это далеко не полный список. Успенский Киево-Печерский монастырь был первым центром и рассадником иноческого жития и духовного просвещения. Достаточно уже вспомнить то, что митрополиты, а затем патриархи Московские и всея Руси в наиболее торжественной форме назывались «правящими престол святыя великия соборныя и апостольския Церкве, пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения». Знакомство со списками храмов Москвы CIC века показывает, что среди них преобладали церкви, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, но и Успенские продолжали занимать одно из первых мест, числом уступая, кажется, только Никольским 3 . Между тем, Успение и Покров – два праздника, наиболее полно выражающие одну общую идею: всемирного, непрестанного и непобедимого заступничества Богоматери за христианский род. Характерно, что изображение на иконах обоих празднуемых событий – Успения Владычицы и Ее явления во Влахернском храме, которое вспоминается в праздник Покрова, – имеет принципиальное сходство. В обеих иконных композициях Богородица представляется Центром, вокруг которого собрана вся Церковь – земная, в лице апостолов и других святых, и небесная, в лице ангелов. По своему смыслу, и сам праздник Покрова, учрежденный молодой Русской Церковью в CII веке, может рассматриваться как «продолжение в вечности» праздника Успения. Молитвенно взирая на икону «Покрова», нельзя не вспомнить один из замечательных стихов успенского канона преподобного Козмы Маюмского: Яко да воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, –

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Примерному времени, окончания строительства в Гдове соответствует колокол 1561 г., висевший на колокольне (колокола 1551 г. относились еще к деревянной колокольне). Если это предположение верно, то колокольня и приделы возведены в 1557-1561 гг. Мы уже приводили описание построек в Гдове в 1584/1585 гг., теперь обратимся к более поздним сведениям. В 1631 г. упоминается палата под колокольней, в которой хранились военные припасы: «зелейная казна, и свинец, и ядра, стоит под церковною Дмитриевскою колокольнею в полате в каменной...» (МАМЮ. Т.6. С. 315, 317). Там же хранились припасы и в 1660 г. (МАМЮ. Т. 6. С. 349). По всей видимости, эта «полата» -помещение с зонтичным сводом в первом этаже колокольни, изображенное на чертежах П.П. Покрышкина. В 1698 г. в Городовой смете сказано: «Во Гдове же церквей Божиих: соборная церковь Преображение Господня, придельные церкви: Успения Пресвятые Богородицы да церковь архангела Михаила, каменные» (МАМЮ. Т. 6. С. 364). Из этого текста ясно, что колокольня Дмитровского собора была не просто колокольней, а церковью «иже под колоколы» - во втором ярусе восьмерика находилась церковь Преображения, в описи 1584/1585 г. почему-то не упомянутая. Церкви Успения и Михаила Архангела упоминаются как придельные к церкви-колокольне Преображения. Относительно церкви Успения определение «придельная» вполне понятно: до разрушения комплекса она примыкала к юго-западной, грани восьмигранного объема колокольни. Где же тогда размещалась придельная церковь Михаила Архангела, упоминаемая еще в 1584/1585 г. и возведенная одновременно с колокольней и церковью Успения? В книге «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. 10. СПб., 1895. С. 124) сообщается, что во время Ивана Грозного «по преданию, начата постройка и отдельной колокольни, под которой устроена была церковь Михаила Архангела, ныне обращенная в кладовую». По всей видимости, последнее положение является ошибкой: мы видим, что уже в 1631 г. под колокольней хранились военные припасы, а церковь Михаила Архангела существовала еще в 1698 г.

http://sobory.ru/article/?object=37366

В настоящее время церковь Успения Пресвятой Богородицы заброшена и находится в полуразрушенном состоянии, прилегающая территория заросла кустарниками и деревьями. 2021 год – 270 лет завершения строительства храма 2022 год – 270 лет освящения Успенского храма с. Афимьино Один из старейших каменных храмов Вышневолоцкой земли расположился в стороне от федеральной автодороги Москва - Санкт-Петербург на территории усадьбы Афимьино. Не смотря на свои сравнительно небольшие размеры, а так же серьёзные утраты в архитектурном облике, Успенская церковь с. Афимьино представляет собой один из немногих памятников в стиле барокко, связанных с именем выдающегося архитектора Саввы Ивановича Чевакинского. В страховых описях начала XX в. храм в с. Афимьино описывался так: «Успенская церковь – каменная, на кирпичном цоколе, снаружи оштукатурена и окрашена известкой, внутри разделана орнаментами и медалионами масляною краскою, а так же и панели внутри храма окрашены масляною краскою. Длина церкви считая и колокольню 13 сажен, наибольшая ширина 8 сажен, высота до верха карниза 4 сажени 1 аршин, на церкви имеется одна главка побольше и четыре маленьких, все они (украшены) фальшивыми окнами. Окон в храме больших 12 штук, малых 6 штук, с железными решетками, дверей наружных, створчатых, обитых железом 3 штуки, внутренних деревянных 4 штуки и стеклянных 2 штуки. Иконостас длиною 7 сажен, высотою 2 сажени (оценен в 2520 руб), церковь отапливается одною калориферною печью с воздушными камерами. Колокольня в 4 яруса, общею высотою до верха карниза 9 сажень 2 аршина. Церковь построена в 1751 г. Строение замечательной прочности и находится в прекрасном виде. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 20 000 В XVII – начале XVIII в. село Афьмино с деревянным храмом во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами Сергия Радонежского и Николая Чудотворца входило в состав Новоторжского уезда. В первой половине XVIII в. селом владел «киевского гарнизона Стародубского полку» полковник Никита Петрович Тыртов. В 1730 г. в деревянную Успенскую церковь он сделал вклад – писанный полууставом с киноварью синодик в кожаном переплёте. На нем имелась дарственная надпись: «Сочинися сей синодик от создания мира 7238 году от Рождества Христова 1730 октомбрия в 1 день Новоторжскогаго уезду села Афимьино к тоя же церкви святаго и всечестная храма Пресвятыя Владычицы Богородицы и приснодевы Марии честнаго и славного Успения господином полковником Никитою Петровичем Тыртовым что в киевском гарнизоне в Стародубском полку собственным его тщанием, коштом и

http://sobory.ru/article/?object=02460

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Таким образом, уже в начале XVII ст. в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь… Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы оказалась в 1683 г. ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Иллариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте. Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм пятиглавый, построен в стиле церквей XVII ст. Престол в храме один - во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченных колонах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине XIX ст. В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется много древних икон: икона Богоявления, риза на иконе серебряная, вызолоченная;  храмовая икона Владимирской Божией Матери, древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые, на венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее подниз из крупного жемчуга, цата золотая… икона помещена в серебряном киоте; храмовая икона Владимирской иконы Божией Матери древнего письма в бархатной, низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад «басемной», цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною; Казанская икона Пресвятой Богородицы, строгановского письма, оклад серебряный вызолоченный, «басемный», венец и убрус украшены жемчугом, кругом иконы писаны чудеса от нее; Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус низан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери; Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, древнего письма; икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина; икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряном золоченном окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресвятой Богородицы; две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

http://sobory.ru/article/?object=01898

В начале XVII в. в селе Ивашкове находилась церковь Успения Пресв. Богородицы " деревянная клетцки " , стоявшая в 1626 г. без пения. Село Ивашково находилось в 1626 г. Волоколамскаго уезда, Издетемскаго стана, в вотчине " за Степаном, да за племянниковым сыном Дивова " . В 1639 и 1640 г.г. Степан Иванович и Богдан Кириллович Тарбеевы продали свою вотчину Якову Ивановичу Загряжскому. В писцовых книгах 1661 г. при Успенской церкви написано: " двор попов, в приходе 24 двора, пашни церковной земли 6 четвертей, да на пустоши Пустодола на речке на Лгоше 5 четвертей в поле, а в дву потому ж " . Между тем, как Успенская церковь не была обложена данью и в приходных окладных книгах не писалась до 1673 г. В 1668 г. у Загряжского это село куплено окольничим боярином Родионом Матвеевичем Стрешневым. 7181 г. " по книгам десятильника Василья Салманова да старосты поповскаго Ильинскаго попа Федора " записано в приходную окладную книгу Патр. Каз. Приказа: " прибыла вновь в Волоколамском уезде и данью обложена церковь Успения Пресвятыя Богородицы в вотчине окольничаго Родиона Матвеевича Стрешнева, в селе Ивашкове, дани 3 алтына 5 денег, заезда гривна " . За 7185 (1677) г. и далее в тех же окладных книгах Казеннаго приказа пишется: " церковь Спаса Нерукотворного образа с приделом Успения Пресвятыя Богородицы в селе Ивашкове, дани 18 алт. 2 ден., заезда гривна " . 7202 (1694) г. генваря в 24 день, по благословенной грамоте, дан антиминс ко освящению церкви Спаса Нерукотвореннаго образа, да в пределе Успения Пресвятыя Богородицы Волоколамскаго уезда в село Ивашково; тоя ж церкви поп Иван взял антиминс и росписался. В 1695 г. церковь деревянная; при ней находились священники: Трофим и Иван и дьячек Филипп Ларионов; в 1703-1710 г.г. поп Иван Трофимов 1715-1730 г.г. поп Кузьма Иванов ; в 1703 г. дьячек Герасим Филиппов, пономарь Никифор, просвирня Ефимья и в 1715-1730 г.г. дьячек Михаил Иванов и пономарь Петр Иванов; " в приходе у той церкви за 1703 г. было 58 дворов; пашни церковной земли 4 десятины в поле, а вдву потому ж, сенных покосов 117 копен " .

http://sobory.ru/article/?object=00689

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010