1 апреля 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Семёновское. Вознесения Господня, церковь  1 апреля 2024  Ивановская область. Заволжский район. Шерониха. " Живоносный Источник " иконы Божией Матери, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Николая Чудотворца, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Спасское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Владимирская область. Камешковский район. Патакино. Неизвестная часовня  1 апреля 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Сретенье (Сретенское на Черемхе). Храмовый комплекс. Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Сретения Господня  1 апреля 2024  Республика Карелия. Лоухский район. Тэдино. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Пермский край. Горнозаводской район. Горнозаводск. Почаевской иконы Божией Матери, церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Нижняя Тура (Нижнетуринский ГО). Нижняя Тура. Сергия Радонежского, часовня  1 апреля 2024  Воронежская область. Репьёвский район. Бутырки. Михаила Архангела (старая), церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Серов (Серовский ГО). Красноярка. Симеона Верхотурского, церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Серов (Серовский ГО). Вятчино. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Московская область. Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск. Большие Дворы. Неизвестная часовня  31 марта 2024  Ярославская область. Мышкинский район. Еремейцево. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Рождество Христова  31 марта 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Глушицы. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь  30 марта 2024  Ярославская область. Ярославский район. Спас-Виталий. Спаса Преображения, церковь  30 марта 2024  Ярославская область. Некрасовский район. Ильинское. Илии Пророка, церковь

http://sobory.ru/lastobjects/

И не удивительно поэтому, что уже с первых времен христианства Успение Пресвятой Богородицы отмечалось, как праздник, и над гробом Ее, по свидетельству блаженного Иеронима , в IV веке построен был храм, как гласит предание, благочестивой Царицей Еленой. С того времени огромное количество храмов христианских посвящалось и доныне посвящаются Успению Пресвятой Богородицы, а самый этот праздник многие называли и называют «Богородичной Пасхой» и выработан был на Востоке даже особый чин Богослужения этого дня, напоминающий собою последование Великой Субботы. Особенно чтился этот великий праздник некогда у нас на Святой Руси, где великое множество храмов и монастырей было посвящено Успению Пресвятой Богородицы. На самой заре нашей русской истории, еще в 1051 году, преподобный Антоний, которого наша Св. Церковь славит, как «начальника всех российских монахов», положил основание прославленной Киево-Печерской обители, постепенно все более и более разраставшейся и обратившейся в величественную «Лавру» со множеством иноков. И эта древнейшая святыня Русской Земли была посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Основанная преподобным Антонием и благоустроенная его сподвижником преподобным Феодосием Киево-Печерская Успенская Лавра сделалась духовным оплотом и главным очагом духовного просвещения для всей Киевской Руси: с ней теснейшим образом связан весь первый период нашей русской истории, когда Русь (до татарского нашествия) была самым передовым, культурнейшим, в лучшем смысле этого слова, государством в Европе. Она была образцом для всех других, вскоре начавших появляться по всему лицу Русской Земли иноческих обителей. Из ее стен выходили все наши первые архипастыри, ревностные проповедники христианской веры и выдающиеся писатели той эпохи. И до последнего времени Киево-Печерская Успенская Лавра не теряла своего значения, будучи возглавляема самим Митрополитом Киевским и Галицким, носившим титул ее «священноархимандрита». На праздник Успения Пресвятой Богородицы ежегодно справлялось в ней великое торжество, на которое стекались во множестве богомольцы со всех концов нашей необъятной Матушки-России. Славилась лавра и особенно-умилительными своими напевами, которыми чествовался этот великий и столь любимый православным русским народом праздник. А сколько великих угодников Божиих дала из своей иноческой среды братия этой славной Лавры, прославивших ее своими дивными подвигами. Св. мощи их доселе почивают в ней в так называемых «Ближних» и «Дальних Пещерах». Трудно и перечесть их! Замечательные жизнеописания их собраны в особой книге под названием «Киево-Печерский Патерик», который и открывается повествованием о чудесном создании «великой церкви» в честь Успения Пресвятой Богородицы, по повелению Ее Самой.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В конце прошлого столетия помещик Сергей Иванович Аничков перенес, оставшуюся от уничтоженного в г. Уфе в 1764 году Успенского мужского монастыря, деревянную церковь Успения Божией Матери, которая освящена в 1798 году по благословению преосвященного Амвросия архиепископа Казанского, к епархии которого принадлежала Уфа. Кладбище это с церковиею Успения Божией Матери приписано было к церкви св. Михаила Архангела, существовавшей в Уфе на Усольской улице/эта церковь сгорела в 1803 году/. К Михаило-Архангельской церкви принадлежала деревянная часовня, построенная в честь св. Георгия Победоносца на убогом дому, или кладбище, где погребали нищих, неизвестных странников и умерших насильственной смертию. Такого рода кладбища назывались скудельницами и основаны были нашими предками на основании слов св. евангелиста Матфея/глав. 24 ст. 7/. Уфимское скудельничее кладбище стояло в поле, где теперь Бекетовская улица, которая в последствии была в приходе Успенской церкви, а часовня поставлена в прошедшем столетии протоиереем уфимского Смоленского собора/ныне церкви св. Троицы/Иаковом Неверовым, часовня эта сгорела в 1821 году, уже застроенная домами. От пожара этой часовни остался один большой крест с резными изображениями, который взят оттуда и теперь находится в Уфимском Успенском мужском монастыре. Этот крест в 1871 году возобновлен тщанием чиновника Александра Якимовича Щеголева, в память чудесного избавления его от слепоты, о чем и сделана на самом кресте надпись. С самого начала нынешнего столетия г. Уфа, сделавшись из бывшего провинциального – губернским, стала быстро увеличиваться, и там, где были пустые места, возникли новые постройки, проводились одна за другою новые улицы, так что и бывшее кладбище с церковиею Успения Божией Матери оказалось уже внутри города, а не на выгоне, как было в прошлом столетии. Вследствие чего епархиальное начальство нашло нужным в силу указа святейшего Синода от 24 декабря 1771 года отвести для кладбища другое место за черту города; почему и отведено было место для нынешнего кладбища за городом близ старой Сибирской дороги в 1823 году, - Успенскую же церковь – обратить в приходскую, определив к ней особый штат священно-церковнослужителей.

http://sobory.ru/article/?object=38053

В начале XVIII ст., кроме Успенской церкви, в селе существовала, как видно из сохранившейся храмозданной грамоты 1767 г., другая деревянная церковь с престолом в честь св. и чудотв. Николая; время первоначального ее построения неизвестно. В 1727 г. 7 февраля по прошению Успенской церкви попа Федора с прихожанами дан был из св. Синода указ о строении в селе новой деревянной церкви в честь Успения Божией Матери, вместо бывшей обветшавшей; церковь эта была построена и освящена в следующем 1728 г. Обе деревянные церкви, Успенская и Николаевская, стояли в селе до 1767 г., а в этом году Николаевская церковь за ветхостью была упразднена и на ее месте, по благословению преосв. Павла, епископа Владимирского и Муромского, усердием прихожан положено было основание каменной церкви в честь Успения Божией Матери с теплым приделом во имя св. и чудотв. Николая. Теплый придел окончен строением и освящен в 1772 г., а холодный Успенский престол освящен в 1777 г. В 1792 г., по благословению преосв. Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, прихожане в теплой церкви построили другой придел с престолом в честь св. прор. Илии. Колокольня при церкви и ограда - каменные. Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особого внимания заслуживают св. иконы Господа Вседержителя, украшенная серебряною ризою с позолоченным венцом, и икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами, гроб Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом. Церкви принадлежат здания: каменная ризница, устроенная в 1879 г. на юго-западной стороне церкви, каменная сторожка близ церкви, каменная богадельня за церковною оградою, построенная усердием дворянина Петра Гавриловича Пахомова в 1854 г., каменная часовня среди села, издавна построенная прихожанами в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» и деревянная часовня близ кладбища, издавна построенная прихожанами в честь св. прор. Илии. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1875 г. и хранится в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03512

Здание является характерным образцом сельского храма конца XIX - начала ХХ вв., в традициях ретроспективизма и художественной эклектики. Традиционно спланированное " кораблем " здание состоит из бесстолпного одноглавого четверика с полукруглой апсидой и общирной двустолпной, двухпридельной трапезной. Примыкающая к западному фасаду трапезной трехъярусная шатровая колокольня разобрана до уровня первого яруса. Несложное внешнее декоративное убранство выполнено в " русском " стиле и состоит из межъярусных кирпичных карнизов с кронштейнами, квадратных квадратных филенок на фасадах трапезной, килевидных и арочных обрамлений окон и порталов. От венчающей главы сохранился ее цилиндрический барабан с арочными обрамлениями окон. Перекрытия в церкви сводчатые. Четверик перекрыт сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана главы. Апсида перекрыта конхой, трапезная - системой сводов, опирающаяся на два столба. От убранства интерьеров сохранились фрагменты фигурных и орнаментальных росписей в четверике, несколько наивного характера, остатки бетонных полов и лепная розетка на своде трапезной. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с.Мягкое является выявленным объектом культурного наследия (Распоряжение Министерства культуры МО от г. 25-р). Кирилл Аминов, 09 апреля 2015 г. Село Мягкое находится примерно в 7 км от известной железнодорожной станции Узуново, а сам храм располагается буквально в пятистах метрах от платформы Мягкое (бывш. 162 км) на участке Узуново-Павелец. Кирпичный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1907 году на месте деревянной церкви того же посвящения. С давних времён в полутора километрах от храма в Мягком стоял старинный монастырь, упразднённый в XVIII веке. Древний Всеволож Пречистой Богородицы монастырь принадлежал к числу небольших обителей, упразднённых после указа Екатерины II " О секуляризации церковных вотчин " в 1764 году. Известно, что Екатерина Великая указом от 23 февраля 1764 года довела до конца направление политики государственной власти против увеличивавшегося числа монастырей и их огромных владений. Монастырские вотчины и крестьяне были отняты в пользу государственной Коллегии экономии. Около половины российских обителей оказались заштатными: они были обращены в приходские церкви, либо ликвидированы. Всеволож монастырь оказался на долгие годы забыт.

http://sobory.ru/article/?object=16841

Дальнейшая судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Мамонтовым. После тяжелой и продолжительной болезни Александр Николаевич отошел от дел мирских и занялся делами церковными. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, не без его инициативы, приход вновь переводится в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни и, наконец, в 1887 году по указанию Синода монастырь открывается вновь, как женская " житейская обитель с училищем для малолетних детей " . Этому открытию немало поспособствовало предоставление Мамонтовым капитала в 6.000 рублей. Благодаря материальной поддержке Мамонтова в монастыре развернулось большое строительство. По описанию 1890 года, кроме каменной церкви Успения в монастыре была еще деревянная часовня, два жилых корпуса (двухэтажный деревянный и трехэтажный полукаменный), хозяйственные постройки, погреба, конюшни, сараи для дров и склады для провизии, хлебный амбар, прачечная и баня, каретный двор. Кстати, наличие каретного двора, подтверждает свидетельства местных жителей, что некогда к монастырю вела вполне приличная дорога, которая поддерживалась в порядке системой дренажа. Сегодня же к руинам Рдейского карета может прибыть только по воздуху. В 1890 году игуменья Евсевия получает разрешение строить каменную ограду вокруг монастыря. Каменной она была, правда, только с восточной стороны, в то время как с других сторон - деревянной. Ограда, остатки которой и сегодня встречают путников, была возведена после 1893 года. Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма на 750 человек. В августе 1896 года по приглашению игуменьи Евсевии в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков, который пришел к выводу, что церковь Успения находится в аварийном состоянии. Выводы Дьякова были приведены членами консистории в Императорскую Археологическую Комиссию в октябре 1896 года. Консистория ходатайствовала о сносе старой церкви и постройке новой. Одним из аргументов в пользу сноса служила недостаточность места для строительства нового большого храма. Императорская же комиссия выступала за сохранение старой церкви. В конце концов, возобладало мнение консистории: " Если благотворитель пустыни даст средства на постройку храма, то настоящий следует разобрать " .

http://sobory.ru/article/?object=02485

В 40-х гг. прошлого века деревянная кладбищенская церковь была перестроена Михаилом Гавриловичем Сведомским (отец Михаила Гавриловича - протоиерей Петропавловского собора Гавриил Сапожников - известен как автор самой первой летописи г. Перми). К тому времени уже была построена новая кладбищенская церковь, также получившая наименование Всесвятской, поэтому церковь на старом кладбище переименовали в Успенскую. В конце XIX в. начинается сбор " доброхотных подаяний " для строительства на старом кладбище новой каменной церкви. 25 июня 1900 г. епископ Пермский и Соликамский Петр совершил закладку каменного храма. Новая церковь была построена благодаря усердным трудам ктитора (церковного старосты) пермского купца Василия Ивановича Королева и освящена 21 ноября 1905 г. епископом Никанором. Каменная церковь с такой же колокольней возводилась по проекту пермского архитектора А.И. Ожегова. Небольшая нарядная церковь, украшенная арками и кокошниками, была выкрашена масляной краской и покрыта железом. По штату церкви полагался один священник и псаломщик. В церковь на старом кладбище несли жители города свою скорбь по погибшим и умершим в годы войн и революций. Тяжелые времена пережила Успенская церковь в годы советской власти: конфискации имущества, преследование верующих, репрессии против священнослужителей. В конце 1930-х гг. церковь была закрыта, решением горисполкома от 25 мая 1940 г. ее здание было передано Молотовскому управлению кинофикации. Без надлежащего присмотра здание церкви медленно разрушалось. Возрождение храма началось в 1989 г., когда решением горисполкома Успенская церковь на старом кладбище была передана верующим. Мария Щукина Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (арх. А.И. Ожегов, 1905) – Егошихинское старое кладбище История церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на Старом Егошихинском кладбище берет свое начало с кладбищенской деревянной церкви во имя Всех Святых, построенной на городском кладбище в 1780-е гг. Появление кладбищенской церкви, как и возникновение самого кладбища следует отнести ко времени открытия Пермского наместничества и основания в 1781 г. губернского города Перми на месте поселка медеплавильного Егошихинского завода. Егошихинское кладбище считается вторым по времени местом погребения в городе. Первым был погост возле деревянной церкви святых апостолов Петра и Павла, освященной в 1726 г. (в 1755 г. вместо нее заложена каменная с приделом во имя Екатерины Великомученицы, который и освящен 22 ноября 1762, а 23 ноября 1764 г. освящен весь храм), в ограде которой находилось первоначальное заводское кладбище. 12 августа 1781 г. перед открытием Пермского наместничества Петропавловская церковь была переименована в собор, а кладбище перенесено на гору в лес между рекой Егошихой и впадающим в нее ручьем Акулькой, который впоследствии был назван Стиксом.

http://sobory.ru/article/?object=10744

К сожалению, не сохранилась точная дата освящения новой церкви. Но в «Таврическом церковно-общественном вестнике 24 от 20 августа 1907 года» было опубликовано стихотворение Марии Аменитской, названное «На освящение храма в поселке Старый Карантин 15 февраля 1907 года». Этот день и принято считать началом его духовной жизни. Храм, освященный во имя Вознесения Христова, приписали к керченскому Свято-Александро-Невскому собору. Первые Богослужения в нем совершал иерей Николай Городыский, церковным старостой стал потомственный дворянин Андрей Олив. С установлением советской власти Вознесенский храм разделил судьбу многих церквей, его закрыли, церковное имущество изъяли, а здание переделали в клуб рыбаков. В период первой оккупации Керчи немецко-фашистскими войсками в 1941 г. в алтарной части бывшей церкви устроили конюшню. Позже, в 1943 г., прихожане привели храм в порядок, вновь освятили в память Успения Божией Матери и возобновили Богослужения. После освобождения Керчи храм не закрыли, но «борьба с мракобесием» продолжалась, поэтому с 1946 по 1953 год в Свято-Успенской церкви сменилось одиннадцать священников. 20 мая 1953 г. настоятелем храма назначили иерея Иоасафа Краплина. Благодаря его постоянным заботам началось возрождение Свято-Успенской церкви, оживилась деятельность общины, а у прихожан появился добрый и мудрый духовный наставник. Отец Иоасаф был настоятелем храма до самой кончины, затем священническое служение достойно продолжил его сын протоиерей Владимир Краплин. Храм Успения преобразился, золотом сияют купола, яркими красками радуют глаз росписи стен. Окрыли двери новые церкви в селах Глазовке, Останино, Чистополье, Ленинское. Святыни Храма: В храме Успения есть своя реликвия - икона Божией Матери «Троеручица». Ее чудодейственная сила не раз помогала людям в беде. В декабре 1997 г. рыбаки ушли в море ловить рыбу. Неожиданно разыгрался сильный шторм. Всю ночь родные ждали на берегу, среди них был и отец, проводивший в море двоих сыновей. Его сестра все это время молилась перед иконой «Троеручицы». Утром пришло известие о чудесном спасении четверых рыбаков. В штормовом море сломался рыбацкий катер, он и подобрал терпящих бедствие на лодке.

http://sobory.ru/article/?object=01380

В 1664 году, по указу Петра I, был основан первый в нашем крае Нерчинский Успенский мужской монастырь. В честь него нынешнее село Калинино называлось Монастырское. Монастырь, помимо религиозной деятельности, являлся еще и местом ссылки, в свое время там находился видный церковный деятель, член Святейшего Синода схимонах Гедеон (Георгий Дашков). В 1706 году на территории монастыря началось строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы, которую освятили в 1712 году. Автор проекта (предположительно) - архитектор, соликамский мастер Василий Гаряев. Церковь и колокольня при ней выполнены из камня. Венчают храм пять куполов с крестами. Кресты отделаны белым железом, а купола деревянным лемехом. Крепкая и величественная, она обладает интересной особенностью внешнего декора: наличники окон оформлены таким образом, что каждый проем имеет свои, неповторимые, маленькие колонки. Внутренне убранство храма было очень роскошным: обилие позолоты и серебра, а также драгоценных украшений на иконах, книгах и крестах приводило прихожан в восторг и удивление. Провинциальная церковь могла себе это позволить, т.к. находилась (и находится) в Нерчинском районе, а Нерчинский район в то время – это богатейшие залежи благородных металлов и железных руд плюс хорошо развитая торговля с Китаем. Из Китая для церкви закупали множество тканей самых различных оттенков. Ко второй половине 18 века монастырь и церковь обветшали и начали приходить в упадок. Монастырь впоследствии упразднили, а церковь, по распоряжению из Иркутска, была отремонтирована. В дальнейшем, уже в середине 19 века, храм восстанавливали на средства неравнодушных прихожан. Но, к сожалению, сохранить памятник русского зодчества до наших дней все равно не удалось. В середине 20 века начался процесс разрушения, и сегодня церковь находится в аварийном состоянии. На сегодняшний день рядом с церковью, для нужд верующих, возведена небольшая часовня. http://now-chita.ru В восьми километрах от города Нерчинска, на правом берегу Шилки, в селе Калинино (бывшее Монастырское) стоит старинная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь — последнее напоминание о бывшем здесь некогда монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=22925

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 9, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. 36). Городец (то же) – церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, 1844 г., арх. П. Лукашевич, закрыта в 1937 г., действует с 1941 г. 5 марта 1844 г. в Городце освятили вновь построенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковь поставили у восточного склона холма, неподалеку от старого Георгиевского храма. Успенский храм был устроен усердием городецкого священника Иоанна Шишова, церковного старосты из городецких крестьян Григория Михайлова и помещика инженер-генерал-майора Михаила Павловича Сакера, уже знакомого нам по рассказу о часовне в д. Александровской. Церковь строилась на частные пожертвования. Особую роль в ее строительстве сыграл генерал Сакер. Видя, что крестьяне в принадлежавших ему окрестных деревнях Александровская, Заозерье, Жглино, Михайловское, Кукуевка вынуждены приходить на богослужение в малопоместительный и ветхий Георгиевский храм, он задумал построить для них новую, более просторную церковь, выделив для этой цели значительную сумму. Для проектирования церкви он пригласил вольнопрактикующего архитектора Петра Лукашевича. Проект церкви, включающий план, фасады, разрез, был разработан и утвержден в 1838 г. Дата освящения храма помещена в надписи на кресте под престолом храма. На средства Сакера произвели и поновление Георгиевского храма в 1851 г. Деревянная, на фундаменте из колотых гранитных валунов Успенская церковь построена «кораблем», то есть все ее части стоят на одной продольной оси. Основной объем имеет квадратный план и завершается восьмиэтажным куполом на высоком барабане. С востока к нему примыкает пятигранная апсида. С запада двухъярусная колокольня соединяется с ним небольшим притвором. Успенская церковь была почти вдвое просторнее поновленного Георгиевского храма и во многом превосходила его в художественном отношении, напоминая каменные храмы периода классицизма. Двери и оконные проемы выделяются полуциркульными завершениями. Площадка звона в четверике второго яруса колокольни оформлена арочными проемами. Верх колокольни решен в виде восьмигранного барабана с купольным покрытием и шпилем с водруженным на нем крестом. Несомненную художественную ценность представляют интерьеры церкви, где роль главной архитектурной доминанты играют опоры подкупольного основания, каждая из которых представляет собой группу из трех колонн с пышными коринфскими капителями.

http://sobory.ru/article/?object=00847

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010