На архиерея этот рассказ, однако, произвел удручающее впечатление. — Что такое, отец Федор? Как вы смели приписывать мне слова, не произносимые мной? Я вас послал как пастыря, а вы приехали на приход овцой заблудшей. Выходит, не вы паству пасете, а она вас? — А по мне, — отвечает отец Федор, — все равно, кто кого пасет, лишь бы мир был и все были довольны. Этот ответ совсем вывел архиерея из себя, и он отправил отца Федора за штат. Бузихинцы вновь присланного священника вовсе не приняли и грозились, что если отца Федора им не вернут, то они до самого Патриарха дойдут, но от своего не отступят. Самые ретивые предлагали заманить архиерея на приход и машину его вверх колесами поставить, а назад не перевертывать, пока не вернут отца Федора. Но архиерей уже сам поостыл, решив скандала далеко не заводить, и отца Федора бузихинцам вернул. Пять лет прошло с того времени. И вот теперь Слава держал телеграмму, недоумевая, что же могло произойти в Бузихине. А в Бузихине произошло вот что. Отец Федор просыпался всегда рано и никогда не залеживался в постели, умывшись, прочитывал правило. Так начинался каждый его день. Но в это утро, открыв глаза, он почти полчаса понежился в постели с блаженной улыбкой: ночью видел свою покойную мать. Сны отец Федор видел редко, а тут — такой необычный, такой легкий и светлый. Сам отец Федор во сне был просто мальчиком Федей, скакавшим на коне по их родному селу, а мать вышла к нему из дома навстречу и крикнула: «Федя, дай коню отдых, завтра поедете с отцом на ярмарку». При этих словах отец Федор проснулся, но сердце его продолжало радостно биться, и он мечтательно улыбался, вспоминая детство. Видеть мать во сне он считал хорошим признаком, значит, душа ее спокойна, потому как в церкви за нее постоянно возносятся молитвы об упокоении. Бросив взгляд на настенные ходики, он кряхтя встал с постели и побрел к умывальнику. После молитвы по обыкновению пошел пить чай на кухню, а напившись, расположился тут же читать только что принесенные газеты. Дверь приоткрылась, и показалась вихрастая голова Петьки, внука церковного звонаря Парамона.

http://azbyka.ru/fiction/pobeda-nad-smer...

4.11. После назначения священнослужителя на штатную должность командир (начальник) воинского или правоохранительного формирования заключает с ним трудовой договор (контракт). 4.12. Военному священнику в порядке, предусмотренном нормативными актами соответствующего воинского или правоохранительного формирования, предоставляется помещение, позволяющее по церковным канонам совершать богослужения, а также помещение для внебогослужебной работы с военнослужащими. 4.13. Для организации повседневной деятельности в воинском или правоохранительном формировании военному священнику командованием могут выделяться необходимые для его служения средства связи, транспорт и оказывается другая необходимая практическая помощь. По всем вопросам организации своей деятельности, в том числе при возникновении конфликтных ситуаций, военный священник вправе обратиться к епархиальному архиерею и (или) вышестоящему командиру (начальнику) воинского или правоохранительного формирования, в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами за методической и практической помощью и (или) к руководителю соответствующих органов воинского или правоохранительного формирования. 4.14. Обеспечение военных священников церковной утварью, религиозной литературой, иными предметами религиозного назначения, оснащение (оборудование) воинских (в том числе походных) храмов является предметом заботы епархиального архиерея епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование. 4.15. Предоставление служебного жилья, выплата заработной платы, обеспечение права на отдых, медицинское обслуживание, образование, пенсию, льготы для многодетных семей и другие социальные гарантии штатным военным священникам обеспечиваются соответствующим воинским или правоохранительным формированием в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. V. Должностные обязанности штатного военного священника 5.1. Военный священник обязан: основывать свою деятельность на Священном Писании, учении Православной Церкви, церковных канонах, с учетом традиций российского воинства;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Главною целью, какую должны были преследовать братская школа и приют, было: воспитание в детях крещеных калмыков религиозно-нравственного чувства, обучение их русской грамоте и приучение к ремеслам. Поэтому учебными предметами в школе назначались: закон Божий, чтение на русском и церковно-славянском языках, пение и молитвы, начальные правила арифметики, письмо и ремесла, обучение которым должно было вводиться постепенно по мере увеличения средств братства. Ближайший надзор за учебно-воспитательною и хозяйственною сторонами школы и приюта принадлежал братству, но не исключал влияния на педагогическую часть учреждения и заведующего училищами Семиреченской области, без всякой однако с его стороны начальственной власти по отношению к школе. Определенного срока для пребывания в школе и приюте не назначалось. Ученики школы выпускались из заведения, по усмотрению братства, только по достижении возможности самостоятельно трудиться и зарабатывать себе пропитание. На содержание каждого воспитанника приюта отпускалось из братских сумм по 2 р. 20 к. в месяц и по одному рублю за каждого на отопление и освещение приюта. Кроме того братство снабжало воспитанников приюта одеждою, бельем, обувью и всеми учебными пособиями. Учебные занятия в школе должны были производиться с 15 сентября до 1-го июня ежедневно, кроме праздничных дней, по 2 часа до обеда и разделялись на два урока, между которыми свободный час употреблялся на гимнастику. Послеобеденное время употреблялось на приготовление и повторение уроков и на отдых. В каникулярное время воспитанники приюта обучались преимущественно ремеслам. Собственно религиозно-нравственная сторона жизни воспитанников школы и приюта определялась следующим положением: Утром и вечером, перед обедом и после оного, перед учением и после оного, дети обязаны были читать общую молитву, а в праздники, если не препятствовала дурная погода, обязаны были посещать богослужение и в церкви стоять в строгом порядке. О соблюдении постов, об исповеди и св. причащении о. Белоярский ничего не сказал в своем «проекте устава» и совет братства не обратил на это своего внимания, но мы убеждены, что на практике воспитанники братских школы и приюта жили по православному, т. е. соблюдали посты, исповедовались и приобщались св. тайн по уставу православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Sapienti sat [с лат. – умному достаточно]. – Мы дополним свои слова упоминанием о быте и церковных уставах наших – в частности. «Конечно», они «святолепны». «Несомненно», обвеяны священной стариной. Но вот – горе наше: они не все приспособлены к стихийным условиям нашей жизни. Потому их безусловно нужно согласовать с этими условиями... Правду нами сказанного признают даже такие православно-богобоязненные журналы наши, как «Отдых Христианина». Там в майской книжке за 1906 г., в примечании к одной статье, редакция сдержанно, но искренно, честно и благородно заявляла, что богослужебные, религиозно-церковные уставы наши и русский быт – пока две несогласованные области. В уставе нашем часто, например, говорится: братия едят смоквы... приемлют по красоуле вина после трапезы. – Уставы эти – не для монахов лишь писаны, они у нас общеобязательны. – Но где же и как крестьяне наши достанут смокв, когда у них, порой, картошки нет? Где взять им хоть по рюмочке виноградного вина, когда они даже вкуса его не знают 175 ?.. Если над подобной церковной «автономией» нашей задумаются сотрудники «Колокола», – они не будут свирепеть на священников-обновленцев. Они поймут тогда en masse [с фр. – в массе], что при теперешних условиях и запросах жизни сидеть в мифическом центре, – значит попросту упражняться в «ничего-неделании». Поймут они и то, что с «Колоколом» своим идут они против рожна... Итак, на основании разобранной статьи «Колокола» мы вынуждаемы сказать, что эта газета не помогает обновлению церковных дел наших, а лишь разжигает партийные страсти, усиливая взаимное недоверие и недоброжелательство среди православных деятелей. Подобной тактики сотрудники «Колокола» держатся доселе и по другим «частям» нашей жизни, например, по вопросам учебно-воспитательным в духовных семинариях. Об этом мы можем судить хотя по статье в 85 «Колокола», подписанной фамилией псевдонимной. – Названная статья касается застарелой болезни в нашей жизни. Духовные школы у нас разложились. Они нуждаются в коренном переустройстве: это – общий приговор в нашей печати, – это – «требование времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Грустно в самом деле видеть, что наши православные храмы в воскресные и праздничные дни оживляются на час-два, а остальное время стоят запертыми, тогда как евреи около своих синагог толкутся по целым дням, не только по праздникам, но в обыкновенный шабаш. Что мешает нашему православному народу собираться в праздничные и воскресные дни в храм, спустя час-другой по окончании литургии, употреблённые на отдых? В сёлах, где литургия оканчивается в 9–10 часов, начало таких собраний совпадало бы с 11 – 12 часом, и таким образом до начала вечернего богослужения оставалось бы пять часов. Сколько можно сделать хорошего для религиозного просвещения нашего народа за эти пять часов. Мне пришлось посетить в Москве одну, так называемую, воскресную школу и присутствовать на уроке арифметики; речь шла о дробях, и нужно было видеть, с каким увлечением ломовой извозчик, целую неделю таскавший на своих плечах тяжёлые мешки, разделывался с неправильными дробями. От учителя я узнал, что этот успех достигнут им в продолжении года, т. е. приблизительно за пятьдесят дней. Если положить число воскресных и праздничных дней в году девяносто, то для наших собраний окажется почти вдвое больше времени. Нам, пожалуй, возразят, что народ, изнуренный недельным трудом, в воскресный день захочет отдохнуть и неохотно будет посещать предлагаемые нами собрания. В опровержение этого возражения, кроме приведенного нами примера из практики воскресной школы в Москве, примера, ясно говорящего, что народ наш с большим сочувствием относится ко всему, в чем он видит для себя несомненную пользу, укажем также и на тот факт, засвидетельствованный о.о миссионерами, что на их собеседованиях со штундистами, которые ведутся не только, в праздничные, но и в рабочие дни, всегда присутствовало много православных прихожан, и, конечно, их приводил туда религиозный интерес, а не только интерес спора. Итак, воскресно-праздничные собрания могут быть учреждены и народ охотно войдёт в них. В чем должны состоять эти собеседования? Отвечая на этот вопрос, мы вместе с этим ответим и на другой: есть ли у нас в сёлах лица, кроме священников, способные вести это дело? Как средство к поднятию уровня религиозно-нравственного состояния народа, собрания воскресно-праздничные должны состоять в назидании народа религиозно-нравственными упражнениями, каковы, напр., чтение религиозно-нравственных книг (жития святых, рассказы из церковной истории, поучения православных иерархов), пение псалмов и молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

С Х века, когда оформился дневной богослужебный круг, литургическая часть устава различалась лишь временем, установленным для богослужений: полунощницу начинали в полночь или рано утром, затем следовала утреня, после которой полагался недолгий отдых перед литургией; иногда вся служба шла без расхода , за ней сразу трапеза, а после – нет, не отдых, а труды, послушания. На сон отводилось время после вечерни и молитв на сон грядущим, примерно с 7 часов до полуночи. Некоторые из наших новооткрытых монастырей пробовали так же: ночное богослужение – это звучит и вдохновляет! Но увы, существо с дряблыми мышцами, отвыкшее от телесного напряжения, сложно поднять на молитву после трудового дня, притом поднять не значит разбудить. Даже совы , способные бодрствовать ночью, изнемогают: отдых всяко нужен, а днем монастырь шумен почти как завод: гудят стройки и ремонты, тарахтят автомобили, двери стучат, люди кричат – уснуть не удается. Таким образом, ночная служба превращается в болезненную формальность, в отбываемую муку; певчие, бывает, стоя отключаются и падают на полуслове. Сил действительно никаких нет; на упрек, что большинство пренебрегает уставом и не встает ночью, одна монахиня простодушно возразила: слава Богу хоть утром встаем! Формальная приверженность бдениям на деле означает дыру на месте утреннего богослужения, заключающего смысловое содержание вседневного цикла: проспали кто в постели, кто на службе. Множество обителей, считаясь с поголовной немощью, держится общепринятого церковного порядка: полунощница с 5 или 6 утра, затем часы и литургия, а утреня присоединяется к вечерне, стало быть, совершается вечером, когда труды окончены и спешить некуда. В некоторых монастырях положен двухчасовой отдых перед вечерней службой, время безмолвия , расходуемое по усмотрению и силам каждого: частично на молитву, частично на чтение или сон. Другие Иисусову молитву с поклонами включают в состав церковной службы вместе с канонами иноческого правила. Так записано в уставе; в действительности, что касается женских обителей, при конце полунощницы нарядчица или благочинная выдворяет сестер из храма на работы; те, кто в силах трудиться, чрезвычайно редко имеют возможность посещать службу: одна послушница насчитала восемь раз за год, после чего переменила монастырь.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

(б) Παννυχς, Паннихис (праздничная Панихида) с полным кондаком. Отпуст. (в) «Ορθρος, Ортрос (Утреня) и Λитургия Иоанна Златоуста на следующее утро. Подобные порядки наблюдаются и в древних западных обрядах – миланском, испанском и римском. 2. По Студито-Савваитскому Типикону а) Вечерня, 15 чтений, Елицы, Апостол и Евангелие, Λитургия св. Василия. Это бывает после захода солнца (первая стража). б) Повечерие и Полунощница «в полночь» (2-я/3-я стража). в) Пасхальная Заутреня и Λитургия св. Иоанна Златоуста перед рассветом. Непасхальные бдения В Житии Пахомия находим три возможных монашеских схемы ночных бдений (Vita graeca Pakhomii, I). Так учил авва Паламон: (а) молитва до полуночи, а затем отдых до утра, или (б) отдых до полуночи, а затем молитва до утра, или (в) короткий отдых в начале ночи, затем ночная молитва , а потом отдых до утра. Монахи, которыми руководил блаженный Иероним ( 420), живший в Палестине, два или три раза за ночь пробуждались для чтения Священного Писания и размышления над прочитанным. Бдение в течение всей ночи, без сна, можно считать исключением. Прежде всего это относится к Пасхальной ночи. (См.: Письмо 22: К Евстохии, 37. – CSEL. 54:201). Паломничество Этерии дает нам хорошую систематизацию палестинской традиции бдений вне Пасхи конца IV столетия. Представим краткую схему, отсылая интересующихся непосредственно к тексту (Паломн. Этерии, ч. II: Богослужение в Иерусалиме, с. 195 сл.; А также: Успенский. Бдение. 18, с. 10 сл.). Ночь на Великий Четверг 1-я и 2-я стража: остановка (стация, statio) в храме Вознесения на Елеонской горе: гимны, подходящие антифоны, чтения, молитвы; Евангельское чтение дня. 3-я стража: Шествие в храм Вознесения при пении гимнов. В самом храме: чтения, гимны, антифоны, молитвы. 4-я стража (на пение петухов). Шествие на место молитвы Иисуса. Там бывает молитва , гимн, Евангелие. Затем спускаются с пением в Гефсиманию, где повторяется та же схема (молитва, гимн, Евангелие). На рассвете происходит шествие ко Гробу Господню. Читается Евангелие о суде Пилата, и звучит проповедь .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Летний инклюзивный отдых для детей с аутизмом организовали в Новороссийской епархии 27 июня 2017 г. 17:16 С 5 по 25 июня 2017 года в городе Новороссийске был организован летний инклюзивный отдых для детей с аутизмом и их сверстников из воскресной школы Свято-Троицкого храма, проходивший по инициативе отдела по церковной благотворительности Новороссийской епархии . Программа детского отдыха сочетала оздоровительный, историко-просветительский и военно-спортивный компоненты. Участниками лагеря стали 40 детей: шесть семей, воспитывающих детей с аутизмом, воспитанники воскресной школы, а также юные подопечные некоммерческой организации помощи людям с расстройством аутистического спектра «Подснежник». «Удивительно было наблюдать, как особо непоседливые и не отличающиеся послушанием дети очень быстро отзывались на просьбу помочь тому или другому " особому " ребенку и делали это очень корректно и искренне», — поделилась впечатлениями руководитель АНО «Подснежник» Инна Резвина. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В День добровольца в Сочи состоялось награждение православных добровольцев Сочинской епархии 8 декабря 2022 г. 12:50 5 декабря в России отмечается День добровольца. В этот день по приглашению епископа Сочинского и Туапсинского Германа православные добровольцы храмов Центрального церковного округа Сочинской епархии собрались в соборе Архистратига Михаила г. Сочи, чтобы молитвенно поблагодарить Господа за возможность бескорыстно помогать людям во славу Божию. Вместе с архиереем молились руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Александр Копырин, руководитель епархиального отдела по делам молодежи, настоятель храма царя-страстотерпца Николая II иерей Богдан Журбенко, клирик собора Архистратига Михаила, помощник благочинного Центрального церковного округа по работе с молодежью иерей Вадим Ульяновский, ключарь кафедрального собора равноапостольного князя Владимира иерей Никита Ефимов. Владыка Герман наградил благодарственными письмами «за активное участие в добровольческой деятельности Сочинской епархии» прихожан, особо отличившихся на поприще социально значимого движения. Общение продолжилось в неформальной обстановке за чаепитием. Владыка Герман интересовался особенностями деятельности добровольцев, активисты делились своим опытом. Владыка Герман посоветовал расширить рамки движения, объединив усилия приходов, а также предложил организовать совместный активный отдых, во время которого можно будет обсудить планы будущих действий по поддержке нуждающихся по различным направлениям. Сочинская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010