В первый день по воскресении Своем воскресший Господь, по церковному преданию, явился прежде всех Пречистой Матери Своей Деве Марии; но Евангелие ничего не упоминает об этом явлении воскресшего Господа. Согласно этому преданию, св. церковь воспевает в своих песнопениях, обращаясь к Богоматери: «Воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы богоблагодатная, чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вину восприяла еси, Богомати всенепорочная». Затем последовали другие явления воскресшего Господа, и все верующие узнали об этом радостном, великом событии. Рано на рассвете первого дня недели, в который Иисус Христос воскрес, Мария Магдалина, и Мария, мать Иаковлева, и Саломия поспешили ко гробу с приготовленными драгоценными благовониями, чтобы помазать тело Господа. Войдя в сад и зная, что камень, приваленный ко входу в гробовую пещеру, был весьма велик, жены мироносицы стали говорить между собою: «кто отвалит нам камень от дверей гроба?» Окрыляемая глубокой скорбью и пламенной любовью к Господу, Мария Магдалина опередила прочих жен мироносиц, нашла камень отваленным, вошла внутрь пещеры и, не найдя тела Господня, поспешила сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну. Вслед затем пришли и прочие жены и с изумлением нашли камень отваленным и гробовую пещеру пустой. Мария же Магдалина, прийдя к Петру и Иоанну, со скорбью возвестила им: «унесли Господа из гроба, и не знаю, где положили Его». Между тем оставшиеся при пещере жены-мироносицы, когда недоумевали о происшедшем, увидели юношу в белой блистающей одежде, сидящего на правой стороне гробовой пещеры. Они пришли в страх и потупили взоры в землю, но ангел сказал им: «не бойтесь; знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Что вы ищете живого с мертвыми? Нет Его здесь, Он воскрес. Вспомните, как Он говорил вам, еще будучи в Галилее, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и подите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и встретит вас в Галилее; там Его увидите». Мироносицы вспомнили слова Иисуса Христа, и на них напал трепет и ужас. Поспешно выйдя из пещеры гроба, они со страхом и радостью великой побежали возвестить ученикам Иисусовым ангельскую весть, но никому другому ничего не говорили, потому что боялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали. То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2–7). В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», – писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7–14), – постоянно говорил Христос. Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю. Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 35) Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней бедности – без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, – писал апостол, – кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6–7).

http://pravoslavie.ru/66151.html

Таким образом, как отечество Господа, Галилея первая оглашена была евангельскою проповедью. Но большая часть жителей ее были невнимательны к этой проповеди и отнеслись к ней враждебно. Когда Господь пришел с проповедью в свой отечественный город Назарет, жители хотели низвергнуть Его с вершины скалы. Поселившись в Капернауме, Господь встретил также полное невнимание к своему учению, как в самом городе, так и в пригородных селениях Хоразин и Вифсаида. «Горе тебе Хоразин! Горе тебе Вифсаида! Говорил Господь» обращаясь к этим селениям. Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься: ибо, если бы в Содоме, явлены были силы, явленные в тебе; то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомовой отраднее будет в день суда, нежели тебе». ( Мф.11:21–24 ). Причину такой невнимательности Галилеян к евангельской проповеди видят в их излишне практической настроенности. Господь в притчах изображает нам своих соотечественников, как людей особенно практических, всецело преданных житейским интересам. Они ( Мф.7:22 ) приступая к постройке дома, делали подробное расчисление расходов; смеялись над тем, кто начинал постройку, не сделав такой сметы ( Лк.14:28–30 ); знали, что, взявшись за рало и озираясь назад не много будешь иметь успеха ( Лк.9:62 ): не спешили дать отдых своим работникам, умели рассчитываться по вечерам со своими наемниками ( Мф.20:8 ); думали о том, как бы создать новые обширные житницы ( Лк.12:16 .); имели ослиный жернов при своих мельницах. Оттого и было их отношение к евангельской проповеди подобно отношению к зову раба званных на пир. «Один человек сделал большой ужин и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился, и потому не могу прийти. ( Лк.14:16–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. Это значит: Я Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. Следовательно ты Меня одного знай, почитай и люби. Познавать Бога можно из чтения и слушания слова Божия и писаний св. отцов, а также и из внимательного изучения природы. Богопочтение же бывает внутреннее, состоящее в вере в Бога, в надежде на Него и любви к Нему, и внешнее состоящее в проявлении этих добродетелей, а именно: в исповедании веры, в участии в церковном богослужении и в доброй христианской жизни. 2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, не послужиши им. Не сотвори, значит не делай; кумир есть статуя, изображающая какое-либо существо, несправедливо почитаемое за бога; подобие – живописное изображение: елика – что; горе – вверху; низу – внизу. Отсюда смысл заповеди таков: не делай себе статуй и картин, изображающих то, что на небе вверху (как то: солнце и звезды), что на земле внизу (как то: люди и животные) и что в воде, под землею (как то: морские чудовища и существа вымышленные: Нептун, Вулкан и др.). Не кланяйся и не служи им. Идолопоклонством считается также и то, когда кто выше всего считает угождение своему чреву, деньги, почести и власть, то есть: чревоугодие, сребролюбие, честолюбие и властолюбие. 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. Не принимай, то есть, не употребляй имени Господа Бога твоего всуе, напрасно, как то: в пустых разговорах, в божбе, ложной клятве. Позволяется же употреблять его в молитве, при изучении Закона Божия, в благочестивых разговорах, в присяге, по требованию начальства. 4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. Помни день субботний, чтобы святить его (молитвою и добрыми делами): шесть дней работай, и исправляй, в течение их, все дела твои, а день седьмый – суббота (отдых) Господу Богу твоему, то есть, в день седьмой ты должен отдыхать от обычных дел твоих и употреблять его только на дела Господни – хождение в церковь , чтение Слова Божия, молитву, посещение болящих и вообще на дела милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

– Принеси мне ножницы сюда. Служащий принес. Симеон сказал ему: – Благословен Господь, постриги этого, – и указал на Мину своим перстом, а около столпа стояли многие. Мина, изумленный словами святого и страхом великим объятый, нисколько не прекословил, уразумев, что Бог открыл старцу о нем. По пострижении же его сказал ему великий Симеон: «сотвори молитву, диаконе», и когда он сотворил молитву, сказал ему святой: «иди в Раифу, откуда ты вышел». Когда же тот стал говорить: «не могу я стерпеть срама от отцов», – сказал ему Симеон: – Имей мне веру, чадо, – в том, что было сейчас, нет тебе никакого срама, и отцы с миром примут тебя, и радость будет у них и веселье от твоего возвращения. И знай, что Бог покажет на тебе знамение, по которому узнаешь, что простил Он тебе грех твой, ибо неизреченна Его благодать. Когда пришел он в Раифу, отцы приняли его с распростертыми объятиями и оставили его в чине диаконском. В один же день воскресный, когда нес он животворящую кровь Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, – внезапно вытек у него глаз. И из этого знамения уразумели отцы, что простил ему Господь грех, по слову святого Симеона 5486 . Чудо, совершенное святым Симеоном над пресвитером Некий пресвитер сидел как-то в притворе церковном и читал Святое Евангелие. И вот злой дух пришел к нему в образе облака темного и мрачного и, как клобук, обвил его голову; и погас для него свет, и разум у него отнялся, и расслабли все кости его и не мог он говорить. Вошедшие нашли его лежащим замертво; и пробыл он в той болезни девять лет, и не мог повернуться на другой бок, если кто-нибудь не помогал ему. Домашние его, слышав о святом Симеоне, пошли к святому, неся болящего на постели, и, не дошедши трех поприщ до монастыря, остановились там на отдых. И святому Симеону, стоявшему на молитве, открыто было о пресвитере. В полночь призвал святой одного из учеников своих и сказал ему: – Возьми отсюда воды и ступай скорей; ты найдешь одного пресвитера, носимого на постели, покропи его водою этой и скажи ему: «Говорит тебе грешный Симеон: во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и оставь постель твою и приходи ко мне на своих ногах».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

е. день суда Божия) ( 2Тим.1:12 ). Вооруженный таким упованием, св. Павел не уклонялся ни от одного труда, ни от одного бедствия ни правыми, ни левыми путями, он мужественно шел чрез острие меча, побиение камнями, чрез различные смертные опасности, стрелы и огонь, укрепляемый упованием на Бога, силою Которого часто проходил сквозь железные затворы. (Сост. по кн. « Илиотропион , или сообразование человеческой воли с Божественною волею», И. Максимовича, митр. Тобольск. Киев, 1890 г., стр. 826–382). 3. Церковно-исторические рассказы о крепкой надежде на Бога 1. «Некогда, повествует о себе один отец, по своим нуждам ходил я в Константинополь. В то время, как я сидел в церкви, входит некто из мирян, знаменитый и весьма набожный человек; он, увидев меня, сел подле и начал беседовать со мною о спасении души. Во время беседы я сказал ему, что хорошо живущим в мире за земное им воздается небом. Он отвечал: «правду сказал ты, отче: блажен тот, кто надеется на Бога и всего себя предает Богу. Я сам сын славного отца, который был очень щедр и много раздавал бедным; он однажды подозвал меня к себе и сказал: сын мой, что тебе более угодно, то ли, чтобы я оставил тебе деньги, или чтобы поручил тебя покровительству Христову? Я, подумав несколько, отвечал: «лучше желаю предаться Христу, потому что все земное с каждым днем исчезает». Отец мой, выслушав меня, увеличил щедрость свою до того, что по смерти его мне почти ничего не осталось. Итак, я остался бедным и незнатным, с крепкою надеждою на Бога, покровительству Коего вверил меня отец мой. В том же городе жил один знатный и богатый человек, имевший набожную и богобоязненную жену. Они имели одну только дочь. Жена говорит мужу своему: «детей у нас только и есть, что одна дочь, – а Бог наградил нас таким богатством». – Чего же не достает ей? Спросил муж. «Если мы будем стараться, отвечала жена, выдать ее за человека равного нам по богатству, но с дурным сердцем, то он будет огорчать ее, так не лучше ли нам поискать для нее бедного, но богобоязненного человека, который бы любил ее и покоил?» – Хорошо ты придумала, отвечал муж, ступай же в церковь , молись прилежно и сядь там; кто первый придет в церковь, тот пусть и будет избранный жених для нашей дочери. Они так и сделали, и когда она, помолившись, села, я первый вошел в церковь . Она тотчас послала слугу за мною, и лишь только я подошел к ней, начала спрашивать меня: «откуда ты?» Я сказал ей: – из такого города и такого-то отца сын. «Это того милостивого? – прервала она, и потом спросила: женат ли я?» – Нет, отвечал я. Она же, прославив Господа, сказала: «Благий Промыслитель послал тебе жену и богатство, чтобы ты тою и другим обладал в страхе Божием» (Лимонарь).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших», и таким образом успокоил их и осыпал благодеяниями до конца жизни своей ( Быm. XLVI и др.). II. Давид. Оставаясь верным Саулу и по смерти его, Семей, сын Геры, из рода Саулова, питал самую глубокую ненависть к Давиду. Когда Давид, спасаясь от Авессалома, дошел до Бахурина, здесь Семей, вышедши из города, начал проклинать Давида, злословя его и бросая камнями в него и на всех рабов его. «Уходи, уходи, кровопийца и беззаконник, – говорил он, – Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, предав царство в руки сына твоего, и вот бедствие (достойно)обрушилось на тебя, ибо ты – муж кровей». Тут Авесса, сын Саруин, сказал царю: «как этот издохший пес смеет злословить государя моего, царя? Я пойду и сниму с него голову». Но Давид сказал на это: «оставьте его, дети Саруины! Пусть он проклинает меня. Может быть, ему Господь повелел проклинать Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?» И обратясь к Авессе и всем слугам своим, сказал: «вот уже родной мой сын ищет души моей, что же говорить об этом вениамитянине? Пусть он злословит, может быть, Господь призрит на мое уничижение, и воздаст мне благостью за теперешнее его злословие». Давид продолжал идти своею дорогою; Семей же долго не отставал от него, идя стороною по окраине горы, и шел и злословил его, бросая в него камнями и пылью ( 2Цар.16:5–13 ). III. Св. первомуч. Стефан. Преклонив колена, (Стефан) воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им (побивающим его) греха сего. И, сказав сие, почил ( Деян.7:60 ). 5. Церковно-исторические рассказы о прощении обид врагам I. Однажды преподобный Епифаний, бывший в последствии архиепископом кипрским, ходя по пустыне, встретился с толпою сарацинских разбойников. Варвары начали издеваться над ним, и один из них, одноглазый от рождения, взмахнул мечом с тем, чтобы отрубить голову Епифанию, но в то самое мгновение, когда обнажил меч, кривой глаз его, по молитве препод. Епифания, открылся, и разбойник стал видеть им совершенно явственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На приведенного осленка ученики накинули свои верхние одежды, и когда Господь воссел, открылось торжественное шествие. Таким образом, Иисус Христос совершил Свой торжественный вход в Иерусалим не на коне, как издревле шествовали победоносные цари, а на осленке, знаменуя этим мир (осел у евреев – символ мира), в соответствие пророчеству, которое в таком именно виде представляло явление Иерусалиму Мессии и видело в Нем Царя мирного и кроткого. Ученики Христовы только впоследствии, после прославления Христа, поняли, что это событие было исполнением пророчества Захарии: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах.9:9–10 ). В то же время, восседя на осленке. Иисус Христос, по замечанию богомудрых толковников (св. Иоанна Златоуста , бл. Феофилакта), «предвозвестил призвание нечистых язычников, непокоривых и не наученных, как жребя, т. е., что Он в них почиет, что они приидут к Нему и за Ним последуют». Эта же мысль высказывается в церковном песнопении: стропотное языков седалище жребя преобразование, из неверия в веру претворяемое (стих, на стиховне), тогда как ослица подъяремная предызображала иудеев, долгоносивших на выях своих иго закона, но потом переменивших его на благое и легкое бремя Христа. Между тем, шествие подвигалось вперед к Иерусалиму с великою торжественностью. В народе явилась мысль, что Иисус едет в Иерусалим для торжественного объявления Себя Мессиею и для открытия Своего царства. К тому же слава о великих чудесах Его и воскрешении Лазаря привлекала к Нему сердца всех. Густые толпы народа сопровождали Спасителя и по пути все увеличивались. Народ забегал вперед и постилал свои одежды там, где надлежало ехать Христу. Другие срезывали с деревьев ветви и бросали их по дороге. Когда Иисус Христос стал уже спускаться с горы Елеонской, то ученики Его начали в радости громко прославлять Бога за все чудеса, виденные ими. Многие из народа, пришедшего в Иерусалим на праздник Пасхи, услышав, что Иисус в торжественном шествии приближается к Иерусалиму, взяли пальмовые ветви и вышли к Нему навстречу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Создание инклюзивного лагеря для детей: опыт Новороссийской епархии 3 апреля 2015 г. 16:13 Организаторы первого в Новороссийской епархии церковного инклюзивного лагеря для детей рассказали о своей работе в ходе интернет-семинара, организованного Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению . Как организовать отдых для особенных детей? Какие трудности могут при этом возникнуть? Своим опытом при организации совместного семейного отдыха поделились руководитель Оотдела по церковной благотворительности и социальному служению Новороссийской епархии протоиерей Андрей Шамро и директор некоммерческого общества «Подснежник» И. Резвина. В прошлом году благодаря усилиям прихода Свято-Троицкого храма Новороссийска и общества «Подснежник» был организован совместный отдых для детей-аутистов, их родителей и учащихся приходской воскресной школы. На черноморское побережье в поселок Кабардинка отправилось 50 детей. Подобные церковные инклюзивные лагеря работают в Ярославской области, в Мордовии и под Петербургом. Идея создать семейный лагерь в Новороссийской епархии возникла у мамы особого ребенка И. Резвиной несколько лет назад. «Мой сын растет, и вопрос организации его летнего отдыха становится все актуальнее. Ребенок-аутист хочет общаться со своими сверстниками. Однако обычный детский лагерь особым детям не подходит. После того, как воспитанники побывали в детском лагере для особенных детей, организованном в Ярославской области, мы решили попробовать устроить свой такой же отдых», — поясняет И. Резвина. Новый лагерь открыли совместно с приходом Свято-Троицкого храма Новороссийска. А чтобы у контролирующих органов не возникло никаких вопросов, выбрали оптимальную форму — семейный отдых. Поэтому поездка одного из родителей стала обязательным условием. На семидневный отдых в бывший пионерлагерь, в поселок Кабардинка отправилось 50 человек: 13 подопечных «Подснежника» вместе с мамами и папами, учащиеся воскресной школы Свято-Троицкого храма, их родители и несколько волонтеров. Основная цель такого совместного отдыха обычных семей и семей, воспитывающих ребенка с аутизмом — возможность семьям побыть вместе, увидеть друг друга.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

(е) Вечерня, на которой «все совершается согласно ежедневному обряду». Этот порядок богослужений суточного цикла, резюмирует свой рассказ Этерия, совершается «за исключением торжественных праздничных дней ежедневно в течение целого года» (Паломн. Этерии, с. 197–199). Таковы рассмотренные нами исторические материалы, свидетельствующие об усложнении древней структуры суточного цикла. В ряде случаев уже проглядывает основа позднейшего Часослова. Приложение 1 Византийский Часослов 38 как синтез двух монашеских систем. Монахам хочется молиться беспрестанно, подражая ангельским силам, – не зря же их «типикон» («образ жизни»!) именуется ангельским 39 . Увы, это невозможно. Человек – существо духовно-телесное, и Сам воплотившийся Сын Божий нуждался в отдыхе и пище во время земной жизни. В таком случае надо освящать молитвой каждую стражу («час»), уделяя перерывы нуждам плоти. Посмотрим на схеме, что из этого получается. «Идеальное» деление суток (по стражам) Реальное время совершения молитвы Городские монахи Пустынные монахи 24.00 ч. полночь полунощница 03.00 ч. петлоглашение бдение (4-я стража) 06.00 ч. рассвет утреня отдых/1-й час 09.00 ч. утро 3-й час 3-й час 12.00 ч. полдень 6-й час 6-й час 15.00 ч. пополудни 9-й час 9-й час 18.00 ч. светильник вечерня занятия 21.00 ч. повечерие молитва перед сном бдение (1-я стража) Опыт синтеза 24.00 ч. Полунощница и отдых 03.00 ч. 1-я часть Утрени: Шестопсалмие, две или три кафизмы, седальны и святоотеческие чтения (Воскресное бдение: антифоны и Евангелие) 06.00 ч. 2-я часть Утрени: псалом 50-й, Канон, псалмы 148–150, Слава в вышних Богу. 1-й час 09.00 ч. 3-й час 12.00 ч. 6-й час (и Λитургия) 15.00 ч. 9-й час и Обедница (если не было Λитургии) 18.00 ч. Вечерня (с Литургией Преждеосвященных) 21.00 ч. Великое Повечерие: Шестопсалмие и два трипсалмия (или Малое Повечерие и отдых). Приложение 2 О вечерней лампадке Закон Моисея предписывает совершение особого вечернего богослужения. Его смысловой центр – обряд возжжения и поставления «вне завесы ковчега откровения и скинии собрания» светильника, перед которым Аарон воскуряли фимиам и который затем горел «пред Господом от вечера до утра» (ев. 24:1–4). «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им [т. е. благовонным курением]» ( Исх. 30:8 ) 40 . В упрощенном виде этот чин сохранился и после разрушения Храма. В еврейском, домашнем собрании светильник возжигает хозяйка дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010