День в училище располагался так. Дежурный служитель в 7 часов утра звонил в звонок – будил учеников. Умывание, общая молитва с пением (читали молитвы ученики по очереди), затем парами в столовую в сопровождении воспитателя. На завтрак кружка чая с белой булкой. Далее некоторые ученики должны были полчаса играть на рояле и полчаса на скрипке, другие в это время доучивали уроки по научным предметам. В 10 часов все поющие, то есть состоящие на данный момент в хоре, мальчики шли в концертный зал на общую спевку Синодального хора, а старшие, уже спавшие с голоса, либо продолжали заниматься на инструментах с приходящими учителями, либо готовились к научным урокам, либо отправлялись на уроки теории и контрапункта. Приготовительный класс, еще не участвовавший в хоре, ежедневно в это время занимался сольфеджио и постановкой голоса с Василием Саввичем Тютюнником (артистом-басом Большого театра). Спевка оканчивалась полпервого, и в час дня подавался обед из трех блюд: мясное первое, на второе котлеты с макаронами или картофелем, или что-нибудь подобное, на сладкое хруст (засушенная легкая белая палочка на масле), мусс, кисель. После обеда до двух отдых, и с двух до пяти уроки по научным предметам. Потом чай, отдых и занятия музыкой по расписанию. С полседьмого до восьми подготовка к завтрашним научным урокам по курсу средней школы с изучением латыни и греческого 307 . Пол девятого ужин, вечерняя молитва и сон. Некоторым старшим разрешалось бодрствовать и после молитвы, но не позже десяти часов. Всех учащихся было до ста человек, в возрасте от 8 до 20 лет. Каждый воспитатель имел определенную нагрузку: Никольский ведал одеждой и обувью, а также библиотекой, я – журналами научных и музыкальных предметов, канцелярскими принадлежностями. У воспитателей были также научные уроки: у Никольского – Закон Божий, у Серебреницкого – русский и церковнославянский языки. У меня уроки начались с сентября, когда Флерин уволился из училища. Я получил географию – предмет мне приятный, от двух до пяти часов в день, но не ежедневно. Жалование мое за воспитательство было 29 рублей, из которых я посылал во Владимир родителям 15 рублей. Зато я был обеспечен всем казенным: обедом, чаем, ужином; все это приносил воспитателям специальный служитель, он же топил нам печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

— Постоянные занятия с детьми в общине — это само собой разумеющийся вид церковного служения, — убежден протоиерей Лев Большаков , настоятель Успенского храма Кондопоги. — Конечно, детям необходим здоровый и интересный летний отдых, но приходской лагерь нужен и потому, что он очень сближает их и между собой, и с церковным приходом. Именно лагерь создает среду общения, которую дети очень ценят. Наш лагерь был организован силами прихожан, которые помогали моей жене, матушке Юлии, в создании воскресной школы. Сначала мы снимали помещение то в одном, то в другом селе, а года три назад начали строить для лагеря дом в красивом месте на озере. В этом году дети впервые отправились туда с лыжами и санками на двухдневный зимний отдых. Отец Лев считает, что приходской лагерь не должен быть платным, потому что его цель — не «предоставление услуг», а возможность провести время вместе, в общении. К тому же не все прихожане в состоянии платить за лагерь. Поэтому речь идет лишь о посильной помощи родителей, а именно: присмотреть за детьми, организовать их досуг, предоставить транспорт. Кто-то привезет продукты, кто-то приготовит, а кто-то два-три дня поучит детей играть в футбол или волейбол. Со временем в ответ на проявленную приходом инициативу и первые самостоятельные успешные шаги начала поступать и благотворительная помощь, а значит, появилась возможность разнообразить стол, купить инвентарь и даже построить помещение для лагеря. Теперь здесь одновременно могут отдыхать до тридцати детей. — Самое главное в организации лагеря, — рассказывает отец Лев, — это найти подходящее для него место. Но еще важнее — дружный и ответственный коллектив взрослых. Лучше всего, когда на одного взрослого приходится по пять-шесть детей, не больше. Для каждого дня нужно продумать свою программу, это не менее важно, чем организованное питание. Еще необходимо, чтобы был врач и чтобы в распоряжении лагеря имелся транспорт. Режим дня довольно прост. После подъема — молитва. Утреннее правило дети читают сами. После завтрака — работа. В старшей смене — что-нибудь по хозяйству: благоустройство участка, помощь на стройке (дом еще не вполне готов). В младшей смене — обычно сбор ягод в лесу. После обеда — тихий час. Потом начинают свою работу творческие секции: музыка, рисование, вышивка, лепка, танцы, флористика, кулинария, шахматы. Ближе к вечеру — активный спорт: футбол, волейбол, лапта, катание на лодках, купание. В доме есть большая веранда, где ставятся импровизированные театральные постановки — любимое вечернее времяпровождение. В плохую погоду дети здесь же играют. Очень нравятся ребятам походы и робинзонады, на которые обычно отводится целый день, а то и два.

http://foma.ru/letnij-lager-svoimi-rukam...

Уход г. Саблера будет встречен с чувством всеобщего удовлетворения, это несомненно...»//ГАРФ. Ф. 9452, оп. 1, д. 27, л. 2-10. Распутин не отрицал свою роль в деле увольнения епископа Гермогена, сделав по этому поводу публичное заявление корреспондентам газет: «Вот сколько на меня нападают за епископа Гермогена… говорят, что я его враг… Какой же я могу быть враг такому большому человеку?.. Разве может быть равная борьба?.. Я только говорил друзьям [Имеется в виду Императорская чета] всю правду… К словам моим прислушались, так как в них была правда… А сколько ни кричи, к правде всегда прислушаются… Ее сколько ни гони, все равно выйдет наружу… Ложь велика, но правда больше… Правдивое слово все равно услышится и побьет ложь… Так и вышло. Люди сильные, а когда правду-то сказали, всё разлетелось…»// Газ. «Вечернее время». 1912. 70. Государственная Дума. Третий созыв, сессия V, заседание 85, 6 III 1912 г., с. 174-175. Стенографический отчет. В то время делались и попытки обсудить происшедшее с позиции защиты действий обер-прокурора Саблера. В 1912 году профессор церковного права и принципиальный противник в то время патриаршества и сторонник того порядка вещей, который сложился при обер-прокурорах, М.Д. Кузнецов опубликовал обширную статью в журнале «Отдых христианина», где отстаивал правильность решения Синода, совершенно игнорируя критику Синода с точки зрения законности его решения; он стоял на позиции, что поскольку Саблер полезный для Церкви человек, то потому всякая критика его будет вредна: «С назначением нынешнего обер-прокурора Святейшего Синода много православных людей вздохнуло свободно, и было бы крайне печально, если бы В.К. Саблеру пришлось покинуть этот пост, на котором в настоящее время он едва ли заменим. Не кто другой, как обер-прокурор, особенно одушевлен заботами о Церкви и не только не подавляет голос иерархов, но старается придавать силу решению иерархов, которым принадлежала основная роль, например в вопросах о преобразовании академий, семинарий, прихода, закона о лишении духовного сана и т.д.»//Отдых христианина. 1912. 5. С. 1030.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Святогорец Серафим (впоследствии иеросхимонах Сергий) так писал с Афона своим друзьям по поводу смерти Гоголя: «Смерть Гоголя – торжество моего духа. Покойный много потерпел и похворал, – надобно и пора ему на отдых в райских обителях. Жаль только, что он не побывал у нас. Я очень любил его; в Одессе мы с ним видались несколько раз, и наше расставание было условное – видеться здесь. Судьбы Божии непостижимы! В последнее время его считали помешанным за то, что он остепенился и сделался христианином. Вот ведь мирская-то мудрость! Толкуйте с миром!» 80 . – Смерть Гоголя – торжество моего духа, – вот зловещие слова, которые могло бы сказать о смерти Гоголя и всё церковное православие. Заживо жечь человека на костре, довести его до исступлённого крика: «Довольно! оставьте, не могу долее слушать, слишком страшно», а потом, когда не выдержал пытки и умер, говорить со вздохом: «Пора ему на отдых в райских обителях», – можно ли представать себе что-либо более жестокое! «Остепенился» – это значит перестал писать такие сильные вещи, как «Мёртвые души» и «Ревизор», и стал проповедовать крепостное право. А «сделался христианином» – это значит дошёл до последней черты страха и согласился превратиться в послушного раба церкви. Толстой был с народом. He признавая его «учения», он жил с ним душа в душу. Дойдя в своём духовном развитии до высших ступеней народного православия – до затвора, он ушёл, от мира, от тела, от плоти. Но духа народного не отвергнул. И потому, отвергая искусство, которое без плоти и крови немыслимо, он сделал это легко, даже радостно, опираясь на свою духовность. Гоголь был с церковью – без народа. Он принял церковное учение, но с народом жить душою не мог, потому что религиозная жизнь народа не совпадает с церковным учением. Гоголь тоже ушёл от мира и тоже отвергнул искусство, но опереться ему было не на что, ибо его «духовность» не имела в себе народной силы. Вся она была отравлена ядом ужаса, смерти и разложения. Так на судьбе этих двух величайших представителей русского искусства отразилась судьба двух основных начал православия: церковного и народного.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

172 Из инструкций комнатным старшим мы имеем три: 1) инструкцию 1820 г., подписанную ректором Кириллом; 2) 1830 г., подписанную инспектором Евлампием (экземпляр, принадлежавший старшему 9–го Александру Васильевичу Горскому); 3) 1840 года, подписанную ректором Филаретом и данную старшему 9–го П. С. Казанскому . Более подробная из них и обстоятельная принадлежит Евлампию: она была действующей и во времена инспекторства Филарета (черниговского), который несколько ее пополнил, и мы помещаем ее вполне. Инструкция комнатным старшим А. Касательно употребления времени вообщеˆ1) Студенты должны вставать в зимнее время в шесть часов по звонку, а в летнее время по произволу могут вставать и раньше. 2) Седьмый час, по одеянии, должно употреблять на молитву, которую в каждой комнате совершать совокупно. 3) Осьмый час употреблять на приготовление к урокам. 4) Девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый в учебное время быть в классах. 5) Первый и вторый час употреблять на обед и прогулку. 6) Третий и четвертый час быть в классах, кроме четвертка. 7) Пятый употреблять на отдых и прогулку. 8) Шестой, седьмой и осьмой на домашние упражнения. 9) Девятый на ужин и отдых, десятый на домашние упражнения. 10) В десять часов, по данному звонку, непременно совершать вечернюю молитву и ложиться спать; хотя, по особенной надобности, огонь может оставаться в комнатах до двенадцатого часа, но не долее. Б. Касательно препровождения праздничных дней 11) В воскресенье и неучебные праздничные дни все студенты по первому удару благовеста должны собираться в залу, по сборе, до выхода, становиться покомнатно, и по пропетии приличного праздничному дню стиха, выходить из залы в порядке, благочинно. При богослужении в зале стоять с соблюдением того порядка, кто живет в какой комнате и под чьим надзором; способные будут держать правый и левый лик церковного пения и стоять особо; как в зале, так и в церкви всем поочередно исправлять по церковному чиноположению (особенно за всенощным бдением) чтение, и совершать оное не спешно, голосом внятным, раздельным, так, чтобы приличным выражением голоса, сколько возможно, облегчать для слушающих разумение читаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Чем тяжелее работа, тем сильнее хочется отдыха Чем беспросветнее трудовая жизнь, тем мучительнее чувствуется нужда хоть в коротких часах радости. Машина и та требует чистки; ось, если ее не смазывать, начинает скрипеть, а потом и разгорается. В египетской пустыне в первые века христианства была обитель, иноки которой были известны своим благочестием, большим молитвенным усердием. Некий юноша пошел навестить обитель, посмотреть на молитву отшельников. Пришел на место под вечер. Солнце садилось. Небо было облито багрянцем. Тихий вечер спускался на землю. Иноки сидели за оградой среди цветов и мирно беседовали, вдыхая прохладу после палящего дневного зноя. Пришелец изумился отдыху иноков и с горечью стал им пенять. Настоятель, великий подвижник, выслушал спокойно и потом приветливо сказал: «Добрый юноша, не суди о нас поспешно по часу отдыха. Поживи у нас, посмотри наши долгие ночные моления, наш тяжелый труд в полдневный жгучий зной, и тогда говори. А что ты теперь застал нас за отдыхом среди этой благодати, так знай, что никакой лук ведь не бывает постоянно с натянутой тетивой. Тетиву натягивают, когда пускают с нее стрелу, а потом ее ослабляют, иначе она не выдержит: или лопнет, или растянется и станет негодной. Так и душа человека. Она не может быть в одном постоянном напряжении; ей нужна перемена, необходим отдых». Необходим отдых и тысячам тружеников на фабриках, заводах, в мастерских. Теперь у них, кроме трактира, нет развлечений. Они и идут туда толпой. Дайте им что-нибудь другое, более разумное и интересное, и они забудут дорогу в дома нетрезвости. Когда люди голодают, они едят коренья, древесную кору, солому, мох; случается, разваривают и жуют кожаную обувь. Если дать такому голодному свежую пищу, чистый хлеб, конечно, его не потянет к кормам, годным лишь для скотины. То же и с праздничным отдыхом простолюдина, мастерового, фабричного рабочего. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  Еще детки учатся делать нехитрые сувениры своими руками к праздникам.   В храме есть несколько многодетных семей. Как это ни странно, но именно мамы, имеющие 3, 4 детей самые активные в приходской жизни. Они не только успевают помогать на церковном огороде, но и каждый год устраивают для своих чад рождественскую елку, придумывают все новые сценарии и костюмы. Ими восхищаемся мы, незамужние девушки, которым вечно не хватает времени, и мы считаем себя загруженными работой или учебой и имея одно послушание в хоре.   Особенно хочется рассказать об одной женщине – Надежде, которая вырастила семерых детей. Две дочери стали женами священников, две поют в хоре, а сын учится в Почаевской семинарии. Трудная жизнь и работа раньше времени состарили ее, но, думаю, в будущем веке, в блаженной вечности, она будет одной из красивейших. Всю жизнь она посвятила служению другим и воспитанию своих детей. У нее не было времени на отдых и на себя. И даже сейчас, когда у детей свои семьи, и осталось выучить двух дочерей, она не жалеет себя ни для какой работы. Я была поражена одним ярким примером этого буквально недавно. В один из светлых пасхальных дней в храме было соборное богослужение, съехались священники со всей епархии, до 30 человек. Естественно, б ыла и праздничная трапеза. После нее женщины собрались на кухне, чтобы помочь убрать тем, кто там работает. Старшая кухни усадила всех за стол, чтобы вместе покушали, а потом убрали. Для всех это приятный момент, угощения готовились очень вкусные. А Надежда уже начала мыть посуду. Она, конечно, слышала, что все должны сесть за стол. Никто не обратил внимания, что ее нет с нами. И пока мы беззаботно наслаждались прекрасной трапезой и не спешили приступать к работе, Надежда перемыла всю посуду, то есть выполнила львиную долю этой самой работы. Эта женщина не считает, что она устала и заслужила отдых, а просто трудится во славу Божию. Мой друг, услышав, что меня удивляет, резонно заметил, что она трудится не ради себя, а ради своих детей, чтобы Бог им помог.

http://pravmir.ru/poklonyusya-ko-xramu-s...

Рубрики Коллекции Открытка от патриарха 4 мин., 01.06.2002 Поделиться Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский, КЛИМЕНТ: Великое видится обыкновенно на расстоянии, поэтому после кончины Святейшего Патриарха Алексия, когда схлынули первые переживания и прошло оцепенение, начинаешь понимать, с каким великим человеком Господь судил находиться рядом на протяжении многих лет. И хотя я знал новопреставленного Святейшего Патриарха еще с тех времен, когда он был управляющим делами Московской Патриархии, мне часто приходилось исполнять его поручения, когда он был Патриархом, и через это больше понимать его, а особую близость я имел с ним, когда стал управляющим делами Московской Патриархии. Этот его выбор ввел меня в ближайшее его окружение, и я видел каждый день его подвижнических трудов. Для меня это время стало великим счастьем тесного общения со Святейшим Владыкой. Оно явилось школой, открывшей новые аспекты церковной жизни, пастырского служения и любви к людям. Сегодня особенно выступают в памяти именно последние дни жизни Патриарха, нашего Святейшего Отца, все больше приходят на ум его слова и дела, которые он совершал в эти дни и свидетелем которых я был. После возвращения из Мюнхена, где он проходил лечение и так символично совершил Литургию в сослужении епископата и духовенства Зарубежной Церкви, Святейший Патриарх 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, совершил молебен в Храме Христа Спасителя перед его мощами. После службы мы прошли в патриаршие покои при храме, где я имел с ним продолжительную беседу. Он рассказал о той проблеме, которая возникла у него со здоровьем во время отдыха. На мой вопрос: «Как Вы чувствуете себя сейчас?», — он ответил кратко: «Неважно». Я его попросил поберечь себя, он улыбнулся и стал расспрашивать о делах. Зная о его неважном самочувствии, я старался говорить короче и не обременять его вопросами. Мы обсудили его график на ближайшие дни, я просил его сократить количество богослужений в декабре и перенести на более поздний срок то, что намечено на ближайшие дни. Он не любил отказывать в приеме людям, которым уже назначил время встречи, а поэтому изменить программу ему было очень трудно. На следующий день я направлялся в Калугу, чтобы на праздник служить у себя в соборе и помолиться со своей паствой. В тот день я получил письмо, направленное мне Святейшим Патриархом с места его отдыха. Святейший имел обыкновение присылать открытки из всех своих поездок, где бы он ни находился, и всегда писал, как проходит отдых, описывал окрестности, делился впечатлениями. Так и сейчас я получил от него короткое письмо, в котором он писал, что вынужден прервать свой отдых и переехать в Мюнхен в связи с возникшей необходимостью лечения.

http://foma.ru/otkryitka-ot-patriarxa.ht...

Не только христианские мужи, но и женщины христианства доходили до изумительных подвигов самоотречения. Таковы были Мелании и Павлы. Их состояния не поддавались учету, их необъятные имения расположены были в различных частях тогдашнего света, знатность происхождения их сливалась с мифами. А кончали они свою жизнь в какой-нибудь тесной келье, в которой еле можно было протянуться. В прежнее время против поста, установленного Церковью, сильно возражала медицина, утверждая, что пост убивает силы человека. В последнее время указания медицины близко сошлись с требованиями религии. Во-первых, доказано, что образованные классы общества употребляют в пищу чересчур большое количество мяса и что эта мясная обильная пища бывает причиною серьезной порчи организма, порождая значительные недуги, из которых самый распространенный при сидячем образе жизни и такой пище — артериосклероз (совр. атеросклероз. — Изд.). Серьезные врачи в один голос требуют переменной пищи и настаивают на том, чтобы заменять мясо зеленью и всевозможными кушаньями из круп. Медицина пришла также к тому, что мы постоянно переобременяем себя излишним количеством пищи, с которым организм не справляется, отчего постоянно происходит засорение и отяжеление этого организма. Некоторые доктора пришли даже к выводу, что необходимо давать в течение полных суток, раз в неделю, организму совершенный отдых от пищи, не принимая в течение этого времени решительно ничего, кроме малого количества воды и сверх того проводя эти сутки в усиленном движении. Наконец, никто уже не возражает теперь против того положения, что наиболее полезным для человека является чередование пищи растительной и мясной: то именно распределение, которого придерживаются люди, исполняющие церковное установление о посте. Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы, как это было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн и парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем большей продолжительности жизни. И замечено, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо продолжительнее, чем человек, постоянно слишком обильно питающийся.

http://pravoslavie.ru/2308.html

Синодальный отдел по церковной благотворительности провел семинар, посвященный проблемам детей-сирот Москва, 15 сентября 2017 г.      13 сентября 2017 года в московском храме царевича Димитрия при 1-й Градской больнице прошел семинар «Гостевой режим для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути их решения», организованный Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению, сообщает Патриархия.ru . Священнослужители, психологи и православные добровольцы, опекающие детские дома, обсудили юридические основания и психологические особенности передачи детей-сирот на временное пребывание в семью, а также поговорили о возрастной специфике, влияющей на адаптацию детей в условиях гостевого режима. Модератором семинара выступила руководитель направления помощи семьям Синодального отдела по благотворительности Екатерина Борисенкова. Открыл работу семинара председатель Комиссии по церковному социальному служению при Епархиальном совете г. Москвы протоиерей Михаил Потокин. По его словам, сегодня многие выпускники детских домов оказываются не готовы к самостоятельной жизни, поскольку ничего не знают о жизни в семье. «В общественном совете Департамента соцзащиты города Москвы этот вопрос регулярно поднимается на совещаниях, ведь статистика по выпускникам детдомов не очень хорошая: многие из них оказываются не готовы вести самостоятельный образ жизни, осваивать профессию, входить в общество, — отметил отец Михаил Потокин. — Проблема не только в том, что они жили в условиях, где были всем обеспечены, где всё делали за них, — это и внутренний, душевный, духовный вопрос, потому что в семье выстраиваются некие отношения. Ребенок, который растет в семье, пусть даже в неполной, и ребенок без семьи — это разные люди. Сейчас это проблема номер один для сиротских учреждений: какова будет дальнейшая судьба этих детей, как решить проблему их приобщения к жизни общества, в которую им придется войти». Одним из вариантов решения этой проблемы может стать гостевая семья для ребенка, который лишен собственной семьи, отмечалось в ходе семинара. Порядок передачи детей-сирот на временное пребывание в семьи регулируется постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 года, объяснила старший юрист Синодального отдела по благотворительности Наталья Старинова. Дети могут находиться в семье три месяца, в некоторых случаях, когда необходимо направить ребенка на лечение или отдых, этот срок может быть продлен до полугода. Братья и сестры не разлучаются, а направляются в семью вместе. Кроме того, от ребенка старше 10 лет обязательно получить согласие на передачу его в семью, без которого возможность проживания ребенка в семье не рассматривается.

http://pravoslavie.ru/106405.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010