В заключение Вы объявляете, что моя книга произвела горькое и тяжелое впечатление на Вас и на других моих (впрочем, мне неизвестных) друзей. Это впечатление, очевидно, не могло быть вызвано ни моими религиозно–философскими комментариями, составляющими 4/5 всей книги, ни моими, по Вашему мнению, справедливыми аргументами в пользу догматического развития. Остаются, значит, как единственно возможная причина Вашего огорчения, все те же краткие предварительные указания на ненормальность нашего церковного положения. Что же я могу отсюда вывести кроме вопроса: почему Вас огорчает указание на болезнь, а не сама болезнь? Почему Вам тяжело обличение неправды, а сама неправда так легка? Вопиющее противоречие между нашими вселенскими притязаниями и узким партикуляризмом нашей церковной жизни Вам не горько и не тягостно? Не горько и не тягостно Вам столь же явное противоречие между славянофильскою теорией православия как высшего синтеза свободы и единства — и противоположною действительностью нашего церковного строя, где мы видим насилие без единства и рознь без свободы? Это Вам не горько и не тягостно, а когда другие оказываются более чувствительными ко всей этой лжи — Вы огорчаетесь? Вас обидели какие–нибудь мои аргументы против теории свободного православия, а убийственный для этой теории аргумент, представляемый неизменно принудительным характером пашей церкви и отсутствием у нас всякой свободы совести, — этот фактический аргумент вас не трогает. Неужели Вы не видите, что простой факт запрещения моей книги гораздо более обличает все пустословие Вашего «лагеря», нежели какие бы то ни было мои рассуждения? Неужели Вас не огорчает срам нашего положения хотя бы перед лицом того же ненавистного Вам католичества? Вот это католичество, которое всегда откровенно и последовательно стояло за принцип авторитета, а в известных обстоятельствах и понуждения и никогда не объявляло себя религией духовной свободы, — это самое католичество уже более ста лет бестрепетно и безвредно выдерживает повсюду не только свободное обсуждение, но и яростные нападения своих врагов. Есть ли ныне хоть одна католическая страна, хоть один город на всем земном шаре, где католическая религия не была бы публично всячески осуждаема и поносима, без малейшего, однако, ущерба для своей внутренней крепости? Пусть бы хотя на минуту наше мнимо свободное православие стало в такое положение, хотя бы на минуту дало отдых государственной опеке, хотя бы на минуту поверило в свои духовные силы! Куда тут! С одной стороны раскольники, с другой — иезуиты — вмиг разнесут, и следа не останется! — По совести, А. А., какую бы Вы на себя самоуверенность ни напустили, а в глубине души Вы отлично знаете, что слова о церкви, которой не одолеют врата адовы, — что эти слова не про Вас писаны.

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

написал на днях до четырех листов «Истории» — продолжения. Авось опять налажусь как-нибудь». Несмотря на архиерейские заботы, преосвященный Макарий находил время для систематических научных занятий. Сохранилось описание распорядка дня владыки в бытность его Харьковским архиепископом. Он всегда вставал в 5 часов утра, час гулял в саду летом и зимой во всякую погоду. По выслушивании ранней литургии ровно в 9 часов принимал просителей и занимался с секретарем делами епархиального управления. Это продолжалось обыкновенно до половины двенадцатого или до 12 часов, затем летом архипастырь купался, гулял в роще и кушал в половине первого. Затем он в виде отдыха до половины четвертого часа читал книги духовного содержания, после чего следовали серьезные занятия, относившиеся к истории Русской Церкви. В шестом часу архипастырь давал себе непродолжительный отдых, когда пил чай, а затем снова занимался историей до восьмого часа. В летнее время архипастырь около 8 часов вечера снова купался и затем, после продолжительной, обычно быстрой прогулки по роще принимался за выписывание отметок для своего церковно-исторического труда. В 11 часов вечера архипастырь после продолжительной молитвы отходил ко сну. Этот порядок, по свидетельству близких к владыке людей, нарушался только в самых экстраординарных случаях. На создание новых томов, 4-го и 5-го, обнимающих период монгольского ига, ушло пять лет. Лишь в 1866 г. эти книги увидели свет и были сочувственно встречены российскими учеными, особенно историками. Н. Г. Устрялов писал архиепископу Макарию: «Вчера я прочитал большую часть четвертого тома и смело могу сказать, что не было у нас церковной истории, написанной в таком стройном порядке, с таким знанием фактов, с таким беспристрастием и отчетливостью в самых мелких подробностях и, к довершению всего, в таком увлекательном слоге». Не менее уважительны были отзывы И. И. Срезневского и М. П. Погодина. После выхода в свет 4-го и 5-го томов, архиепископ Макарий вновь обратился к «Истории христианства в России до равноапостольного князя Владимира» и к первым трем томам «Истории».

http://sedmitza.ru/lib/text/435720/

Когда питание доводится до излишества, отдых обращается в негу, а свобода – в своеволие и буйство, тогда склонности к плотским наслаждениям, не ограничиваемые ни утомительностью физического труда, ни тревожными обстоятельствами и заботами, получают широкий выход к оскотиненной жизни, подчиняя ей все. В погоне за счастьем мы, однако, следуем по ложному пути, ибо стремимся к счастью своей животной стороной. Культура духа всегда первична в человеке. Но она начинается там, где кончаются естественные потребности чисто животной жизни. А если в человеке вся жизнь только и заключается в удовлетворении чисто животных потребностей, то собственно, и начинаться-то культуре духа негде: вся жизнь оскотиненная. В «Очерках по философии культа» (цикл лекций, прочитанных в мае 1918 года в Москве), отец Павел Флоренский развивает мысль о величайшем значении в жизни человека церковного культа (и его основы в Православной Церкви – Евхаристии). Из культа исходит все, что затем обмирщается в культуре: философия, наука, общественный строй, искусство. А потому святость жизни, мысли и дела христианские восходят к центру и имеют своим источником именно церковный культ, с его таинствами, богослужениями, символами и обрядами. Без жизни в Церкви – без церковного культа не может быть и подлинной культуры личности человека (его духовной составляющей). Если сегодня среди идолопоклонствующих перед материальной чувственностью еще имеются личности, в какой-то мере обладающие духовной культурой, то уже на завтра и это скудное остаточное ароматическое воспоминание о былом духовном благоухании улетучится, и самое духовное в величайшем из искусств – в жизни – исчезнет, найдя себе замену запрограммированным конгломератом дебелой материи, объективно отображающей в искусствах прочих, мягко выражаясь, реализм пошлости, пронизывающий всю жизнь тех, кто свободно, не смущаясь совестью, барахтается в грязной луже вседозволенности 31 . Если верховным правилом морали является прогресс человечества, если больше не существует вечной этики и мораль меняется изо дня в день, в зависимости от условий жизни, – тогда разрешены все тирании, всякое рабство. Любое насилие оправдано: ведь оно ведет к ускоренному построению будущего человечества. А кто будет отвечать за подобную непогрешимость, раз над людьми никакого контроля не существует свыше? Слово дается силе. Больше нет верховного Судьи, к Которому можно взывать, когда практикуются массовые ссылки, и концентрационные лагеря, газовые камеры, когда избивают неповинных, инвалидов, истребляют «ненужных» стариков. Без Бога нет для человека высшей нравственной санкции; отсюда – вседозволенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

1 . В церковно-иерархическом отношении церковный приют находится в ведении епархии, на территории которой он расположен. Церковно-иерархическое подчинение приюта определяется епархиальным архиереем этой епархии. 2 . Управление церковным приютом осуществляется в соответствии с национальным законодательством страны местонахождения приюта и его уставом (положением о нем). 3 . С целью содействия работе церковных приютов рекомендуется создавать попечительские советы. В состав попечительского совета могут входить: представители епархиального архиерея (по назначению от него), духовник церковного приюта, благотворители и другие лица, активно участвующие в деятельности церковного приюта и заинтересованные в его стабильной работе. В состав попечительского совета могут также входить специалисты органов опеки и попечительства. II. Духовная жизнь церковных приютов 1 . Одна из задач церковного приюта – приобщить детей к православной духовной традиции, дать знание евангельских истин и христианское воспитание. Исходя из этой задачи, определяется уклад жизни в церковном приюте. При этом распорядок дня в церковном приюте строится, как и в других подобных учреждениях, с учетом необходимого времени на обучение, отдых, досуг, занятия спортом, дополнительное образование и развивающие занятия.Режим дня для воспитанников строится с учетом их возрастных особенностей и состояния здоровья при проведении разных видов деятельности. Основным условием организации жизни является создание социокультурной среды, помогающей воспитаннику активно общаться со сверстниками, воспринимать их как друзей и членов семьи, преодолевать трудности. 2 . В каждый церковный приют указом епархиального архиерея назначается духовник, основной задачей которого является забота о духовном воспитании детей, проживающих в приюте. 3 . Духовник совместно с администрацией церковного приюта определяет частоту посещения храма, молитвенное правило и меру поста для детей в соответствии с их возрастом, степенью воцерковленности и состоянием здоровья. Об установленных в церковном приюте правилах в этой области, а также об их изменениях духовник письменно докладывает епархиальному архиерею. В связи с особенностями уклада церковных приютов желательно, чтобы сотрудники церковных приютов регулярно участвовали в церковной жизни. При этом принуждение к участию воспитанников приюта в таинствах Церкви не допускается.   III. Финансирование церковных приютов

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

Но «попытки ввести в российских школах на добровольных началах факультативное обучения основам православной культуры вызвали в определенных кругах бешеное сопротивление… И, надо сказать, противники ОПК своих целей по дискредитации предмета ОПК частично добились. По крайней мере, в полуторамиллионном Новосибирске школы, где пытаются ввести предмет ОПК, можно пересчитать по пальцам». В «Парламентской газете» Владимир Лысов в статье «Благодать «Владимирской слободы» рассказывает об удачном опыте создания Тобольской-Тюменской епархией и общественной организацией «Сибирь православная»  летнего детского православного лагеря «Владимирская слобода». Несмотря на сопротивление чиновников, на отсутствие какой-либо помощи со стороны областного и городского комитетов по делам молодежи, департамента соцзащиты и коммерческих структур, организаторам удалось организовать полноценный отдых для детей из верующих семей. Борьба противников «клерикализации образования» с предметом «Основы православной культуры», по большому счету, оказывается борьбой с собственными детьми. Как это было в 90-е годы, когда под наплывом сектантов множество молодежи бросив своих родителей, школы и вузы, становились кришнаитами, белыми братьями и мунитами, так и сегодняшние подростки, не защищенные знанием собственной культуры, опытом религиозного общения с легкостью попадут под влияние «миссионеров» и «гуру». Об одной из таких сект рассказывает с статье «Религиозный омут: сектантские организации в России» ростовский автор Виктория Стеклова. «Сектантской деятельности на территории восточного церковного округа священнослужители намерены противопоставить комплексную программу катехизаторско-миссионерской деятельности», - сообщает «информационное агентство Екатеринбургской епархии» . В городе Ирбите на совещании настоятелей храмов Восточного церковного округа Екатеринбургской епархии обсуждалась «активизировавшаяся в последнее время на территории округа сектантская деятельность». «Особенно вызывающе ведут себя «Свидетели Иеговы», которые имеют большую материальную и моральную поддержку из своего Тюменского отделения».

http://pravoslavie.ru/4848.html

Епископ Филарет добился, чтобы командированный на мызы для присоединения крестьян священник снабжался ордером, по которому должен был являться мызный судья и засвидетельствовать присоединение. Но мызные чиновники, а также волостные всячески уклонялись от этой обязанности. Тогда епископ Филарет сделал распоряжение, чтобы желающий присоединиться отправлялся для этого в ближайший город, получив от мызного правления (то есть из вотчинной конторы протестанта-помещика) направление с указанием города. Но обыкновенно крестьянину выдавали направление с указанием города, где священника не было. «Приходит туда крестьянин,— описывал И. С. Листовский унижения и издевательства, какие претерпевали те, кто хотел принять православие, следуя распоряжению генерал-губернатора,— ему вымажут лицо и голову дегтем. Он идет в другой город; но не допуская его до священника, его выпорют и засадят в тюрьму, где он три или четыре месяца просидит, прежде чем Филарету удастся упросить генерал-губернатора распорядиться о его освобождении. А семья 3–4 месяца без работника, что вызывает несостоятельность к платежу за землю, и его потом выгоняют из усадьбы. И выпустят-то его из тюрьмы не в его одежде, а в арестантской, с черным треугольником на спине, да кому обреют лоб, кому правую или левую сторону головы. Отправляют же домой целою толпою связанными не прямым путем, а заставят исколесить всю Лифляндию, преимущественно те места, где было движение к присоединению, для вразумления, что то-де будет и вам. Где было движение к присоединению, там, доносили, бунт и посылали войска. Иных прогоняли сквозь 1500 шпицрутенов по два раза, а депутат дворянский фон Нумерс приговаривал: «Так будет наказан всякий, кто только пожелает в теплую землю, в русскую веру, не будет слушать помещиков и пасторов и будет слушать обманщиков, возмутителей» . Все это происходило в России с теми, кто желал присоединиться к господствующей в империи Церкви! Епископ Филарет писал графу Д. Н. Толстому: «Страшное положение. Со всех сторон жутко. Впрочем, для настоящего дела ждал я времени: если и после сего не будет достойной защиты, пусть находят более меня могущего. Прошу не осуждать и меня. Сколько имел способов и сил, сражался, не ложась на отдых, не уклонялся от битв из страха. Вы знаете, что некоторые молчат . Это многое объяснит» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430262/

Брат Братская любовь На том месте, где раскинулся впоследствии Иерусалим, прежде расстилались необъятные поля палестинских земледельцев. Среди них кое-где разбросаны были небольшие деревеньки, население которых состояло преимущественно из евреев. В одном из таких поселков жили два брата. Оба они были женатыми. Но, тогда как младший имел большую семью, старший был бездетен. После смерти отца братья не стали делить доставшихся им угодий: они сообща возделали их, сообща собрали урожай и потом поделили между собою поровну весь полученный хлеб. Настала ночь. Не спится старшему брату. «Нехорошо мы поделили хлеб!» – думает он. – «Брату на детей нужно больше. Пойду-ка, отложу ему из своей части так, чтобы он не заметил». Такая же мысль беспокоила и младшего брата. Он рассуждал так: «Мы с женой – люди молодые и здоровые. Да и дети нам в помощь растут. Брат же куда меня слабее. А старость придет, и помощника ему нет. Надо ему хлеба от себя прибавить». И он опять назад отнес часть, только что принесенную ему братом. Обе части опять стали равными. Заметили это братья утром, подивились в душе, но промолчали, не сказали друг другу. И так несколько ночей перетаскивали они хлеб один другому, пока не повстречались. Поняли тогда братья, почему у них хлеба все время оставалось поровну… Вот в такой-то любви и заботе друг о друге братья прожили всю свою жизнь. Когда читаешь этот рассказ, который донесла до нас седая, ветхая старина, то невольно возникает желание, чтобы он раздвинул свои рамки и захватил в них жизнь всего человечества. И в самом деле, отчего нам кажется часто непосильным бременем наша жизнь? Все от недостатка внимания друг к другу, все оттого, что человек не хочет думать о ближнем и весь сосредоточен на собственной пользе. Так подадим же друг другу руку, и пойдем по этой намеченной дороге. Братья по Христу Пред игемоном стояла толпа христиан. Все они осуждены были на мучения. Но на лицах у них сияло спокойствие, и речами, полными дружбы и любви, осужденные старались ободрить друг друга. Приближался момент казни. Началось трогательное прощанье, во время которого христиане обменивались братским поцелуем и взаимными благословениями. «Вы ведете себя как братья. Какое же родство между вами?» – спрашивал несчастных игемон. «Мы все братья по Христу! – отвечали мученики. – Вера в Спасителя соединила нас теснее кровных уз!» («Отдых христианина», 1902 г., адр., стр. 129). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Arhiva Departamentul Sinodal pentru slujirea social a dta start unui ciclu nou de seminare privind ajutorarea copiilor i adulilor cu invaliditate 6 martie 2015 14:47 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению продолжает серию онлайн-семинаров «Помощь детям и взрослым с инвалидностью и их семьям». Занятия начнутся 10 марта 2015 года и будут проходить один раз в неделю в течение трех месяцев. Лекции будут посвящены знакомству с конкретными социальными проектами помощи инвалидам. Особая роль на семинарах отведена поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов, а также вопросам духовной и психологической помощи священников, работе педагогов. «Особенность курса в том, что мы будем рассказывать о конкретных делах и приходских проектах, которые помогают не только объединить семьи, но и сплотить вокруг этой деятельной помощи прихожан, активизировать социальную деятельность прихода», — говорит руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по социальному служению В. Леонтьева. По ее словам, формы и методики помощи инвалидам могут быть самыми разными: семейные клубные дни и музыкальные праздники, творческие мастерские для молодых инвалидов, развивающие занятия для детей-инвалидов, духовные беседы и встречи с православными священниками. В марте слушатели курса узнают о проектах православной службы «Милосердие» и Марфо-Мариинской обители по помощи семьям с детьми-инвалидами. На занятиях будут затронуты такие вопросы, как социальная интеграция и адаптация инвалидов. Один из аспектов социальной интеграции — летний инклюзивный отдых для детей-инвалидов на приходе, говорят организаторы. «Дети прихожан и их родители общаются и занимаются вместе с детьми-инвалидами, происходит взаимообогащение. Об организации инклюзивного отдыха для детей с расстройствами аутистического спектра 31 марта расскажут представители Новороссийской епархии и НКО " Подснежник " », — говорит В. Леонтьева. С 2011 года пять сестер милосердия и добровольцы в Ессентуках оказывают помощь детям и взрослым с инвалидностью. Об их опыте подробно расскажут на семинаре 23 марта. По мнению организаторов, дистанционные занятия курса будут полезны всем, кто оказывает духовно-нравственную и психолого-педагогическую поддержку семьям с детьми-инвалидами: священнослужителям, церковным социальным работникам, сестрам милосердия, представителям общественных, родительских и некоммерческих организаций, добровольцам. Первое занятие начнется 10 марта в 11.00 по московскому времени. Его проведет директор Социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов, старшая сестра православной службы «Милосердие» при отделе социального служения Екатеринбургской епархии Л. Петухова. Ознакомиться с расписанием ближайших занятий и зарегистрироваться можно на странице курса: http://www.diaconia.ru/invalidi/ . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4009077...

Человеку, подавленному суетой, материальными нуждами, повседневными запросами и скорбями, святитель Спиридон указывает на возможность вознестись на небо. Этот путь становится очевидным из жития самого святителя, которое открывает перед нами множество событий и чудесных примеров, как выбрать истинно христианскую жизнь и, подобно святителю Спиридону, быть страннолюбцами, милостивыми к нуждающимся, не сребролюбивыми, ревностными в вере и строгом соблюдении церковного чина, в сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания. Не забудем также молитвенно обращаться к святителю Спиридону, ибо многочисленны свидетельства, что каждый, кто приходит к святителю, получает благое прошение, не уходит без утешения, приобщается чистоте и милости его, напояется истинно всеобъемлющей любовью святителя Спиридона Тримифунтского. Строганова Мария Житие святителя Спиридона Детство Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века (ок. 270 года) на острове Кипр, в деревушке под названием Аския (Ассья), недалеко от Тримифунта (Тримитусы). О детстве и юности Спиридона, о его родителях не сохранилось достоверных сведений; известно только, что они были простыми крестьянами, а сам будущий святитель в детстве пас овец и коз (отчего на всех иконах его принято изображать в пастушьей шапочке, сплетенной из ивовых прутьев). Спиридон не получил никакого образования, но имел от природы здравый ум, светлую и добрую душу. Чистой и богоугодной жизнью он подражал ветхозаветным праведникам: Давиду – в кротости, Иакову – в сердечной доброте, Аврааму – в любви к странникам. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники – пищу и отдых. Будущий святитель не отказывал никому в помощи. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимо больных и изгнания бесов. Благодать Божия, почивавшая на нем, и его природная сообразительность развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие философы того времени. Начало служения

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Я считаю, что религиозный туризм победил паломничество. Потому что паломничество — это все-таки религиозное явление, это часть церковной жизни, духовный путь,  который человек проходит. В понятие «паломничество» нужно вкладывать идею миссионерства, особенно в наши дни, потому что те люди, которые приезжают из постсоветского пространства часто имеют слабое представление о христианстве. Это молодое христианство, из народа было вытравлено религиозное образование. Паломники, которые сюда приезжают, безусловно, не знают Библии и церковных традиций. Паломничество на Святую Землю – это миссионерство в первую очередь. Во вторую очередь это – катехизация массы прибывающих сюда людей. И, безусловно, это воцерковление. К сожалению, так паломничество никто не рассматривает. Обычно это просто посещение мест. Но посещение мест ради самих мест и ради посещения это как раз и есть туризм. Паломничество намного больше и важнее. Даже те люди, которые работают здесь должны определиться: на что мы ставим акценты – на исторические факты, культурологические аспекты, религиозные, или мы ставим миссионерский акцент? На мой взгляд, Святая Земля – идеальное место для изучения Библии, изучения Евангелия, изучения церковных традиций и именно в эту сторону надо работать. Некоторые люди приезжают сюда на один день, это в наши дни тоже массовое явление, когда отдыхающие из Египта, Турции или с Кипра, люди, которые едут на отдых, на курорт в рамках курорта совершают такую однодневную поездку. Это ужасная во всех отношениях поездка. Им часто проводят экскурсии люди вообще никакого отношения к христианству не имеющие, но даже такие поездки могут на человека очень сильно повлиять. Эффект влияния в любом случае есть, в любом случае ехать надо. Если мы говорим о паломничестве как о явлении, о феномене, то бесконечное посещение мест без какой-либо концепции и всякого смысла, а люди смотрят то, что есть по дороге — это лучше, чем ничего, но все же не то, что нужно. Организаторы паломничества должны ставить другие цели. Да и люди, которые едут в паломническую поездку, должны встречаться не в самолете. Они должны быть знакомы друг с другом до этого, это тоже очень важно. Необходимо учитывать многие факторы.

http://pravmir.ru/diakon-roman-gultyaev-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010