Я считаю, что религиозный туризм победил паломничество. Потому что паломничество — это все-таки религиозное явление, это часть церковной жизни, духовный путь,  который человек проходит. В понятие «паломничество» нужно вкладывать идею миссионерства, особенно в наши дни, потому что те люди, которые приезжают из постсоветского пространства часто имеют слабое представление о христианстве. Это молодое христианство, из народа было вытравлено религиозное образование. Паломники, которые сюда приезжают, безусловно, не знают Библии и церковных традиций. Паломничество на Святую Землю – это миссионерство в первую очередь. Во вторую очередь это – катехизация массы прибывающих сюда людей. И, безусловно, это воцерковление. К сожалению, так паломничество никто не рассматривает. Обычно это просто посещение мест. Но посещение мест ради самих мест и ради посещения это как раз и есть туризм. Паломничество намного больше и важнее. Даже те люди, которые работают здесь должны определиться: на что мы ставим акценты – на исторические факты, культурологические аспекты, религиозные, или мы ставим миссионерский акцент? На мой взгляд, Святая Земля – идеальное место для изучения Библии, изучения Евангелия, изучения церковных традиций и именно в эту сторону надо работать. Некоторые люди приезжают сюда на один день, это в наши дни тоже массовое явление, когда отдыхающие из Египта, Турции или с Кипра, люди, которые едут на отдых, на курорт в рамках курорта совершают такую однодневную поездку. Это ужасная во всех отношениях поездка. Им часто проводят экскурсии люди вообще никакого отношения к христианству не имеющие, но даже такие поездки могут на человека очень сильно повлиять. Эффект влияния в любом случае есть, в любом случае ехать надо. Если мы говорим о паломничестве как о явлении, о феномене, то бесконечное посещение мест без какой-либо концепции и всякого смысла, а люди смотрят то, что есть по дороге — это лучше, чем ничего, но все же не то, что нужно. Организаторы паломничества должны ставить другие цели. Да и люди, которые едут в паломническую поездку, должны встречаться не в самолете. Они должны быть знакомы друг с другом до этого, это тоже очень важно. Необходимо учитывать многие факторы.

http://pravmir.ru/diakon-roman-gultyaev-...

Очень важно быть открытым для людей, — подчеркнул духовник православной службы помощи «Милосердие». У людей всегда должна быть возможность обратиться к священнику по телефону или электронной почте. «Объединению людей для дел милосердия способствует живое участие руководителя во всех направлениях социальной работы, неравнодушие к сотрудникам и их проблемам, регулярные совместные богослужения, общая трапеза, поздравление с именинами и днями рождения, различные внерабочие мероприятия — паломнические поездки, совместный отдых», — напомнил епископ Пантелеимон. Он также рассказал о направлениях деятельности, на которые следует обратить внимание начинающему руководителю отдела социальной направленности. По его словам, желательно в первую очередь организовать в епархии центр гуманитарной помощи, а также определить наиболее уязвимые категории людей и составить базу данных нуждающихся. Еще один необходимый проект — благотворительная столовая для малоимущих, инвалидов, одиноких пожилых людей. Можно также регулярно проводить краткосрочные курсы для добровольцев по уходу за больными, занятиям с детьми в детском доме и другим формам социальной работы. Еще одно важное направление социальной работы — помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, семьям с детьми-инвалидами. «Отношение к семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в нашем обществе не всегда правильное: часто к ним относятся как к изгоям, иногда даже они сами стесняются своих детей. Одна из форм помощи таким людям — создание семейного клуба, где можно с ними попить чаю, поговорить о проблемах, это очень важно», — сказал глава Синодального отдела. Одной из тем беседы стало создание службы добровольцев. «Если инициатива создания добровольческой службы идет от священника, ему обязательно надо найти мирянина, который помогал бы ему. И наоборот, если инициатива идет от мирянина, то нужно помочь ему найти духовника, и их взаимодействие поможет создать добровольческую службу, которая будет развиваться, — объяснил духовник православной службы помощи " Милосердие " . — Если нет священника — не будет духовной основы, а организацию лучше поручить мирянину. Священник должен стать отцом этой большой добровольческой семьи, регулярно собирать людей для молитвы, совершать богослужения, а ответственный мирянин должен координировать  работу добровольцев».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4978559...

А у взрослых на носу серьезное испытание. Раньше мне казалось, что самое «страшное» время церковного года – это многодневные посты. Погружаясь в стихию православной жизни, вдруг понял, что есть вещи и посерьезнее. В конце каждого поста христиане проходят испытание праздником, проверку разговением. Праздник – время опасное. Праздник ломает привычный ритм, а значит, создает возможность для выпадения из ритма, создает условия для беспорядка, угрожает сломом привычной жизни. Правильно разговеться, правильно праздновать – это искусство, навык, развитый постоянными духовными упражнениями. Правильный отдых сам по себе есть одно из духовных упражнений. Разговение – настоящее бедствие для некоторых семей. Люди с ужасом ждут праздника. Частично это связано с тем, что постное воздержание воспринимается не как навык и сознательно поставленная привычка, а как кандалы, «бетонная плита», которая придавила, но на время, и «нам бы день простоять да ночь продержаться». С такой установкой, действительно, весь праздник превратится в полный разнос, самозабвенный загул, а у некоторых и запой, когда человек вдруг на Радоницу отчаянно пытается вспомнить: кто эти люди, откуда здесь этот диван, кто меня накрыл газеткой и успел ли я, в конце концов, освятить свои куличи? Этой проблемой болел еще Михайло Васильевич Ломоносов. В известной работе «О сохранении и размножении российского народа» он сокрушался: «Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскресе! только в ушах и на языке, а в сердце какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены? Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягченные объядением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники. О, истинное христианское пощение и празднество! Не на таких ли Бог негодует у пророка: “Праздников ваших ненавидит душа Моя, и кадило ваше мерзость есть предо Мною!”»

http://pravmir.ru/bog-ne-vinovat-esli-ty...

Ранее бывали примеры того, как делегации Константинопольской и Русской Православных Церквей сталкивались между собой на открытых заседаниях, где собирались не только представители православного мира, но и инославные христиане, напомнил архиепископ Волоколамский Иларион. «Сейчас мы уходим от этой модели», — подчеркнул он. «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат отличался от аналогичных визитов его предшественников и тем, что он был ознаменован еще одним очень важным измерением: помимо только церковной составляющей в него была включена еще и светская. Так, Предстоятель Русской Православной Церкви встречался не только с Константинопольским Патриархом Варфоломеем и иерархами Константинопольской Церкви, но и с Премьер-министром Турции Р. Эрдоганом , с руководителем Управления по делам религии при правительстве Турецкой Республики А. Бардакоглу », — особо подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Участники встреч обсуждали важную тему, которая в прежние годы остро не стояла на повестке дня — пастырское окормление соотечественников, проживающих в Турции или посещающих эту страну. «Сейчас, по данным российского посольства, только в одной Анталии на постоянной основе проживает около пятнадцати тысяч зарегистрированных в консульстве россиян. А если говорить о тех людях, которые приезжают в Турцию на отдых, то в общей сложности ежегодно здесь насчитывается около двух миллионов человек. Большинство из них — это православные люди, которые в дни великих праздников хотели бы посещать храм и участвовать в Таинствах», — сказал далее владыка Иларион. Кроме того, в Турции находится множество христианских святынь, и по их количеству эта страна сопоставима с такими местами массового паломничества, как Святая Земля. Вот почему «туризм с целью отдыха у теплого моря может очень удачно сочетаться с паломничеством к святым местам», считает иерарх. Отметив, что в силу трагических исторических обстоятельств в настоящее время Константинопольский Патриархат находится в весьма сложном положении, поскольку тех людей, которые составляли его паству в Турции — представители греческой диаспоры — становится все меньше и меньше (по разным оценкам их от полутора до трех тысяч, а это очень мало для нормального существования Патриархата), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата заявил: «Те русские люди, которые сейчас в большом количестве посещают и пребывают в Турции, а также представители других православных народов, например, румыны, которые тоже в настоящее время в большом количестве присутствуют в Турецкой Республике, тоже могли бы составить паству Константинопольской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/688614.htm...

Глубокий мистик… с кристально чистой душой, с постоянной улыбкой на лице, он был светел и ясен… Ходил он в круглой фетровой шляпе, с палкой. Почти ежедневно его могли видеть, обычно в послеобеденное время, тихо пробирающимся на монастырское кладбище к могилке своей матери, где он подолгу проводил свой отдых в молитвенном общении со своей родительницей. Сергей Сергеевич Глаголев Сергей Сергеевич читал нам курс основного богословия. Остроумный, иногда насмешливый и язвительный, он умел заставить студентов слушать его речь. Его лекции студентами посещались, хотя они и не всегда блистали убедительностью. Мне казалось, что Сергей Сергеевич иногда сам плохо верил тому, что предлагал нам как непреложное. Он иллюстрировал свою речь смешной жестикуляцией и обильными гримасами. А предмет – основное богословие, апология христианства, пролог к учению церковной догмы – требовал от преподавателя не только жестикуляции, но и обоснования. В эрудиции ему отказать было нельзя, но и остротами с профессорской кафедры отделываться тоже не всегда было удобно. Этим своим приемом Сергей Сергеевич пользовался там, где его аргументация слабела, а это бывало всегда в случаях, когда у Сергея Сергеевича не хватало смелости признать свою слабость. Поэтому он редко касался острых вопросов, скажем, вопросов о происхождении христианства, а больше общих, философских… Последнее десятилетие своего профессорства Сер­гей Сергеевич увлекался Джемсом. Его увлекала идея целесообразности, которая роднила его с аксиологией Введенского и позволяла выбирать только «Достойное» с большой буквы. Субъективизм – это неотъемлемое свойство души, которое позволяет проникнуть в сущность вещей и явлений. Прагматические идеи Сергея Сергеевича с кафедры были для нас, юнцов, новы. Глаголева в прагматизме удовлетворило то, что он там нашел обоснование целесообразности. Примирить науку и религию для Сергея Сергеевича было делом трудным, и он был тем более доволен, что прагматизм давал ему возможность этого примирения с действительностью. Ведь не все же в мире плохо и есть порождение диавола. Истину как полезность, или, по Введенскому, «Достойное», он не активизировал, а принимал ее и с верой в душе в свою правоту плыл по течению, уверяя, что и «пары Паскаля» могут заслуживать внимания.

http://pravoslavie.ru/32319.html

Но и отсюда печенеги и половцы нередко прорывались почти до самых стен византийской столицы. Огромное значение в новых условиях приобрели разведка и военный шпионаж. Обычно во время войны с норманнами, по словам Анны, император к утру знал все, что Боэмунд замыслил с вечера. Никифор II давал совет: если закралось подозрение, что в лагерь проник разведчик противника, нужно поставить охрану у выходов и построить войска по отрядам, чтобы обнаружить чужака. В византийском войске соблюдались правила санитарии и гигиены: лагерь не оставался долго на одном месте, в болотистых низинах или вблизи поля недавнего сражения. Воины имели личные запасы бальзама, мазей и перевязочных средств. Никифор II, прославившийся своими войнами с арабами и получивший прозвище " бледной смерти сарацин " , еще до восшествия на престол, при осаде столицы критских арабов Хандака приказал вкладывать в баллисты камнеметных орудий отрубленные головы павших во время вылазок врагов, их тела и трупы ослов и забрасывать в город, чтобы повлиять на психику осажденных и ухудшить санитарное состояние города. Перед походом или перед битвой созывался военный совет, на котором определялись сроки кампании, тактика, дислокация в бою, распределялись задания. Перед началом осады тщательно изучались укрепления врага; на расстоянии, с помощью несложных приспособлений, высчитывалась высота стен (знание этого было необходимо при конструировании осадных машин). Особое внимание полководец должен был уделять боевым коням. Утомленные или исхудалые кони могли сорвать кампанию. Недаром за кражу коня в лагере жестоко карали — отсекали руку, тогда как за кражу оружия лишь пороли. Перед битвой Алексей I давал на несколько дней отдых людям и коням, запрещал седлать коней вообще и выезжать на охоту или прогулку. Перед сражением нередко устраивалось общее молебствие: каждый воин, укрепив на воткнутом в землю копье светильники или свечи, молился на коленях о ниспослании победы, о спасении в бою, о прощении грехов или о благополучии семьи и пел псалмы.

http://sedmitza.ru/text/538365.html

4.14. Обеспечение военных священников церковной утварью, религиозной литературой, иными предметами религиозного назначения, оснащение (оборудование) воинских (в том числе походных) храмов является предметом заботы епархиального архиерея епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование. 4.15. Предоставление служебного жилья, выплата заработной платы, обеспечение права на отдых, медицинское обслуживание, образование, пенсию, льготы для многодетных семей и другие социальные гарантии штатным военным священникам обеспечиваются соответствующим воинским или правоохранительным формированием в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. V. Должностные обязанности штатного военного священника 5.1.  Военный священник обязан: — Военное духовенство — священнослужители Русской Православной Церкви, которые на штатной или внештатной основе осуществляют пастырское окормление военнослужащих (служащих) федеральных органов государственной власти, в которых предусмотрена военная и правоохранительная служба. — Под воинскими и правоохранительными формированиями в данном Положении понимается подразделение, воинская часть, соединение, объединение, образовательное учреждение, любое иное формирование федерального органа государственной власти, в котором учреждены воинские должности и должности правоохранительной службы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 октября, 2014 19 сентября, 2014 2 февраля, 2018 23 февраля, 2016 27 января, 2016 8 мая, 2015 20 ноября, 2014 28 октября, 2014 22 октября, 2014 15 октября, 2014 19 сентября, 2014 2 февраля, 2018

http://pravmir.ru/polozhenie-o-voennom-d...

Чем могло грозить Патриарху его правдивое слово, хорошо видно на примере настоятеля храма св. Спиридона Тримифунтского священномученика протоиерея Неофита Порфирьевича Любимова (+ 1918), который отслужил панихиду по «убиенном новопреставленном бывшем царе Николае». Вечером того же дня сотрудники ВЧК арестовали о. Неофита по обвинению «в агитации против советской власти», в том, что «служил панихиду по «помазаннике Божием» Николае Романове» и почти сразу вынесли приговор: высшая мера наказания – расстрел. Вскоре приговор был приведен в исполнение. Власти остереглись сразу нанести удар по Патриарху. В начале сентября 1918 г. в печати появляются лживые сообщения об участии Патриарха Тихона в заговоре против советской власти, с утверждениями, что он якобы обещал в случае победы заговорщиков выступить к народу с особым словом. Эта травля в печати с обвинениями в контрреволюции послужила поводом для заведения против Святейшего Патриарха Тихона следственного дела. Профессор Н.Д. Кузнецов по поручению Церковного Собора обратился к народным комиссарам с заявлением: «Святейший Патриарх принадлежал и принадлежит к тем духовным лицам, которые никогда не смешивали религию и политику и в этом отношении высоко ставят свое архипастырское служение, возвышающееся над всякими партийными целями и всех призывающее к миру и любви», и потребовал публикации постановления Собора о лживости обвинений против Патриарха. Опровержение опубликовано не было, и судебное преследование было продолжено. Но судебное преследование не могло помешать Святейшему «печаловаться о своем народе». В первую годовщину советской власти Патриарх обращается к Совету народных комиссаров: «Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции; но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды... Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения Нас в противлении власти; но чем выше будет подыматься «столп злобы» вашей, тем вернейшим будет то свидетельством справедливости Наших обличений... Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (см.: Лк.11:50 ) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (см.: Мф. 26.52 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  - Добрый вечер! Батюшка, это раба Божья Алла, благословите. Вопрос такой. Даже два. Первое, если человек умер в Рождество Христово, несколько лет назад. Отца Олега убили в своем храме, и ограбили этот храм. Одновременно у меня умерла подру-га в Рождество Христово. Первый вопрос: как поминать их, вроде бы отпевать нель-зя в Рождество. И второй, хорошо ли это? Потому что я вспоминаю слова иеромо-наха Василия Оптинского убиенного во время Пасхи, он как раз говорил: « Хорошо бы умереть на Пасху». Наверно, в такие праздники, когда человек умирает, какая-то бла-годать сходит к нему?  - Если умирает боголюбивый человек, то нельзя не видеть в этом, невзирая на самый об-раз кончины, хотя бы насильственной, Божественного избрания, Покрова, ибо ко Христу Богомладенцу Его рабы пришли поклониться в таинственную Вифлеемскую ночь. А мы с вами дорогие друзья, еще и помолимся о тех, кто сейчас объят ночью. Ведь во многих подмосковных городах до сих пор нет света, в том числе и славном городе авиаторов Жу-ковском, старики и дети мерзнут в домах, особенно там, где должны работать электриче-ские подстанции. И помолимся о сплочении всех, и особенно компетентных тружеников, которые сегодня уже обещают восстановить линии электропередач, поврежденные обле-деневшими деревьями, под тяжестью льда упавшими на эти провода. Просят помолиться о полковнике Квачкове, суд завтра выносит решение о мере пресечения в 10 часов на Бого-родицком валу, в доме 8, в здании суда, кто желает поддержать его, или хотя бы помо-литься о том, чтобы восторжествовала справедливость. -Батюшка, в начале передачи Вы высказались по поводу пенсионеров, которые сидят целыми днями у компьютера. Откуда у вас такие сведения? Я с кем из пенсионеров ни поговорю - с компьютерами общаться они практически не умеют. - Слава Богу, что есть такие Божьи одуванчики. И сам я скоро буду пенсионером, и хотел бы больше на свежем воздухе пребывать, да книги умные читать, впрочем, с помощью компьютера или персонального какого-то устройства. Теперь можно даже службы цер-ковные, богослужебные минеи найти. Кнопочку нажал, залез в «Типикон», узнал, каким чином править службу. Во всем прогресс. Можно приобщаться церковной премудрости с помощью собственного персонального компьютера. Но мы говорили немножко о другом, что все человечество, все возрасты нынче покорны этим новым технологиям, и мало - по-малу уходят туда, за плазменный экран. Но в России еще не повсеместно. А зайдите, по-общайтесь по скайпу с западногерманскими пенсионерами - Где вы, Фридрихи, где вы, Карлы, где вы, Клары? Представьте себе, они играют в компьютерные шашки! Я и скорб-лю, что вместо того, что представляло нам - седая старина! - середину ХХ века, когда был хоть какой-то активный отдых, походы, лыжные прогулки - удельный вес компьютерного радения все увеличивается, и спорить с этим трудно.

http://radonezh.ru/text/batyushka-est-li...

– Давайте теперь поговорим о церковных предметах. – При изучении богословских дисциплин мы не ставим задачи повторить семинарскую программу, но в то же время и не ограничиваемся Законом Божиим. Церковные предметы у нас – это пропедевтика семинарского курса. К примеру, при изучении Нового Завета мы делаем упор на знание текста, на умение ориентироваться в материале четырех евангелистов. Углубленное изучение и толкование будет в семинарии, но будет гораздо легче это усвоить, если к тому времени будет твердое знание текста. Так же бывает и с общеобразовательными предметами: основа усваивается в школе, а в университете на этой основе строится научное исследование. Для будущих священников отношение к богословским дисциплинам является первым из многих серьезных вопросов на пути к принятию сана. Можно согласиться с тем, что в священники не должны идти только отличники, но если будущему семинаристу скучно на уроках Священного Писания или церковной истории, если он плохо знает слово Божие – это повод еще раз задуматься над призванием. Условием получения рекомендации в духовные учебные заведения у нас в гимназии является успешная сдача экзаменов по богословским предметам. о. Захария беседует с гимназистами      – Жизнь «в четырех стенах» с большой учебной нагрузкой наверняка дается тяжело, особенно подросткам. Расскажите, чем ребята занимаются помимо учебы и бывает ли у них свободное время. – Внеклассная жизнь у нас включает в себя посещение богослужений, о чем мы говорили выше, занятия спортом, пение в хоре, дискуссионный и кино- клубы и просто свободное время. Если бы вы спросили кого-нибудь из нынешних гимназистов о том, есть ли у них свободное время, то почти все сказали бы, что нет. Хотя свободное время действительно есть, с этим отчасти можно согласиться, но только если под свободным временем понимать пустое времяпровождение. Всем известно, что лучший отдых – смена деятельности, поэтому свободное время по большей части у гимназистов бывает занято деятельностью, отличной от учебы.

http://pravoslavie.ru/102948.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010