Оно, несомненно, так. Поэтому пусть эти жены и девицы научатся истинной жизни у прежних христианок, у своих предков, которые находили покой и отдых в духовном чтении, в молитве, в церковной жизни, в благотворительности, в просвещении народа. Возлюбленные сестры во Христе, помогайте пастырям, служите Господу! Аминь. Слово на новый год Сегодня, в первые часы нового года, все наши помышления и чувства невольно охвачены этою новизною и пожеланиями чего-то лучшего и более счастливого, по естественному влечению нашему, как детей Божиих, ко всему идеальному и совершенному! Но если эти чувства и стремления в нас совершенно безотчетны и неопределенны, то и пожелания наши являются только бесполезным обычаем и новогодними забавами. Вся человеческая жизнь делится на периоды, на годы, определенные еще в глубокой древности законодательством, с несомненною целью подведения итогов многосторонней жизни и деятельности нашей и необходимого определения себе выводов из такого опыта. Ведь нельзя же сознательно желать нового, не зная итогов старого? Бесполезно стремиться к новому счастью, как говорится, если мы это счастье понимаем ошибочно и ищем его не так и не там, где следует! Хотя мы можем уверенно чувствовать, что наше прошлое было дурно, скорбно и неудачно, и на этом сознании основывать свои пожелания, но все-таки без изучения действительных итогов прошлой жизни наши мысленные итоги будут всегда грешить значительною неопределенностью. Где же составлены, подведены и обнародованы эти итоги? По обыкновению, весь первый месяц нового года посвящается отчетной работе, которая затем, восходя выше, превращается в громадную картину жизни русского народа и делается предметом изучения целых государственных учреждений, множества просвещенных людей и нескольких наук. Но известно, что эта картина состоит всегда из бесчисленных листов, испещренных рубриками и цифрами, и изучающие ее с большим трудом читают, по своему разумению, между строк то, что надо подразумевать и о чем предоставляется каждому догадываться. Такого отчета, составляемого в начале и рассматриваемого в конце года, нам нет основания ожидать, чтобы подвести итоги нашей прошлой жизни, и он по обыкновению умалчивает о самом необходимом для людей – о состоянии нравственности, религии, школ, воспитания, наук, искусств, литературы и прочее. Поэтому желательно с помощью своей совести и Святого Евангелия хоть в первый день нового года подвести эти итоги нам самим, и уместнее всего это делать в Храмах Божиих, пред лицом Нелицеприятного Судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Несмотря на все стремления к снисходительности, святитель Филарет сознавался, что иногда показывал он недовольство, т.е., вероятно, раздражительность. Но находил, что в его положении это почти неизбежное зло. Митрополит настолько подавлен был делами, по должности и сверхдолжностными, что не успевал следить за всеми порывами своей души. Он говорил в объяснение постигавшей его иногда раздражительности: «Дела, в которых нет пищи для души, поглощают время и всегда оставляют заботу, что много остается неоконченнаго; немощь требует много времени для отдыха; душа с трудом обращается в покой свой; помыслы заботы или суеты преследуют и окрадывают ее» 74 . Действительно, если взять во внимание, что Митрополит находил отдых лишь в перемене занятий 75 , то подивимся его благодушию, которое выражалось так ярко и так несомненно. Поистине трогательно чисто родственное внимание и заботливость митрополита Филарета о наименьших братиях, о лицах, стоявших чуть не на последних ступенях общественной лестницы. Душа его отверста была и для них. Много бы можно привести поучительных примеров. Приведем хотя бы некоторые. Святитель Филарет услышал об опасной болезни какого-то скитского послушника и воспоминает его добрым словом. «Послушника Феодора, – пишет он, – я [как бы] еще вижу и слышу читающаго в скитской церкви. Состражду, что он болен, сорадуюсь, что благодушен» 76 . При другом случае Митрополит пишет наместнику Антонию: «Илию оторвать не хочется и думаю, что ему будет у меня скучно» 77 . И это пишет Митрополит о каком-то Илие, которого наместник хотел послать на московское подворье для исполнения пономарских обязанностей. «Ему будет у меня скучно!» Точно речь идет о близком родственнике! Еще пример. Святитель узнал, что во Влахернском общежитии послушницы-звонарихи подвергаются опасностям при исполнении своей обязанности. И вот он думает о том, как бы помочь беде, и пишет: «Узнал я, что там послушницы ходят на колокольню по церковной кровле, с опасностию, что ветер сдует их или, поскользнувшись, упадут. Странное устроение здания! Я предлагал Г.П. поставить перилы: он говорит, что безобразно будет, и предлагает веревку, которая едва ли удовлетворит. Я опять предлагал поставить на редких подпорах деревянный поручень...» 78 Видно, что сердобольный Иерарх не считает делом пустым и заботу о звонарихах!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

О душевном мире, неудачах, смысле жизни и молитве. Из беседы митр. Афанасия со студентами Университета Кипра Прекрасный отдых для человека – посвятить пусть и немного времени в своей жизни молитве. Если после изнурительного дня ей будет посвящено немного времени и человек освободит себя, чтобы приобщиться Духу Божию, Духу Святому, который есть в Церкви, щедрому и изобильному, тогда он действительно полноценно отдохнет. 23 января, 2014 Прекрасный отдых для человека – посвятить пусть и немного времени в своей жизни молитве. Если после изнурительного дня ей будет посвящено немного времени и человек освободит себя, чтобы приобщиться Духу Божию, Духу Святому, который есть в Церкви, щедрому и изобильному, тогда он действительно полноценно отдохнет. Молитва – отдых для души Прекрасный отдых для человека, дорогие мои, – посвятить пусть и немного времени в своей жизни молитве. Если после изнурительного дня ей будет посвящено немного времени и человек освободит себя, чтобы приобщиться Духу Божию, Духу Святому, который есть в Церкви, щедрому и изобильному, тогда он действительно полноценно отдохнет. Ведь отдых – это не когда мы долго спим или совершаем разные путешествия. И это тоже, конечно, отдых для тела. Но отдых для души, духовный отдых, гораздо важнее и значительнее. Человек по-настоящему отдыхает, когда научится живой связи с Богом. Я говорю это, потому что каждый замечает, сколь дивный покой обретает дух человека во время святых богослужений Церкви (как было на молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который мы с вами пропели). Насколько эти священные тропари, сочиненные святыми, имевшими опыт познания Святого Духа и присутствия Божия в своем сердце и выразившими именно этот опыт в церковной музыке, тропарях, песнопениях, помогают духу человека взойти к Богу и приобщиться Духу Святому. Его же дарует Господь ищущим и жаждущим Его. Всё это дает нам верное ощущение присутствия Божия, отдохновения, верное ощущение, если можно так выразиться, увеселения, развлечения. Я абсолютно уверен в том, что от одной настоящей молитвы, от одной службы, от одного священнодействия в храмовом пространстве ты отдохнешь так, как невозможно отдохнуть в лучших развлекательных центрах, куда ходят люди, – они покидают их еще более уставшими, чем пришли, более нервозными. Порой они так возбуждены, что один убивает другого.

http://pravmir.ru/o-dushevnom-mire-neuda...

   «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», отпустительный тропарь «Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши благодать», «Слава» – кондак «От небес приял еси Божественную благодать», «И ныне» – «Предстательство христиан непостыдное», «Господи, помилуй» (12 раз), «Премудрость», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Честнейшую», «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», «Слава, и ныне», «Благослови», отпуст как на проскомидии: если в воскресенье – «Воскресый из мертвых», если нет – «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго (на литургии святого Василия Великого – «иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийския») и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человелюбец». Часть V. КРУГИ СЕДМИЧНОГО И ГОДИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ... Глава 1. СЕДМИЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ    Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян. 2:46), освящает все дни седмицы совершением церковных служб. Каждому дню отводятся определенные священные воспоминания, и ежедневные церковные службы, в основных своих чертах оставаясь неизменными, изменяются лишь в частностях, и только в таких частях богослужения, которые изменять разрешено.    Дни седмицы имеют следующие посвящения: воскресенье (Неделя), первый день седмицы, Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению Воскресения Христова; понедельник – сотворенным раньше человека Бесплотным Силам, являющимся в Церкви торжествующей духами, ближайшими к Богу и посылаемыми Им на помощь людям для достижения спасения; вторник – ветхозаветным пророкам, как провозвестникам Царства Христова на земле, и особенно честному и славному пророку – Предтече и Крестителю Господню Иоанну, более которого не было из рожденных женами (Мф. 11:11).    Первый день седмицы после ветхозаветной субботы ознаменован событием славного Воскресения Христова. Отсюда и название его – день Господень. Воскресный день называется Неделя (церковносл.отдых, покой), соответственно названию ветхозаветной субботы (дневнеевр.-арам. шабата – отдых, покой) – неделание мирских дел и посвящение себя в этот день служению Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Часть V. КРУГИ СЕДМИЧНОГО И ГОДИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Глава 1. СЕДМИЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ Православная Церковь , по примеру христиан апостольских времен ( Деян. 2, 46 ), освящает все дни седмицы совершением церковных служб. Каждому дню отводятся определенные священные воспоминания, и ежедневные церковные службы, в основных своих чертах оставаясь неизменными, изменяются лишь в частностях, и только в таких частях богослужения, которые изменять разрешено. Дни седмицы имеют следующие посвящения: воскресенье (Неделя), первый день седмицы, Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению Воскресения Христова; понедельник – сотворенным раньше человека Бесплотным Силам, являющимся в Церкви торжествующей духами, ближайшими к Богу и посылаемыми Им на помощь людям для достижения спасения; вторник – ветхозаветным пророкам, как провозвестникам Царства Христова на земле, и особенно честному и славному пророку – Предтече и Крестителю Господню Иоанну, более которого не было из рожденных женáми ( Мф. 11, 11 ). Первый день седмицы после ветхозаветной субботы ознаменован событием славного Воскресения Христова. Отсюда и название его – день Господень. Воскресный день называется Неделя (церковносл.отдых, покой), соответственно названию ветхозаветной субботы (дневнеевр.-арам. шабата – отдых, покой) – неделание мирских дел и посвящение себя в этот день служению Богу. Заповедь субботнего покоя дана Богом по сотворении мира и затем повторена при Моисее на Синае ( Быт. 2, 2–3 ; Исх. 20, 8–11 ). В Новом Завете день субботний как праздник в память сотворения мира, позднее омраченный грехопадением людей, в память нового творения, которым мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» ( Еф. 2, 10 ) и «возрождены воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» ( 1Пет. 1, 3 ), уступил свое место дню воскресному ( 1Кор. 16, 2 ; 2Кор. 5, 17 ). По учению святого Афанасия Великого (293–373), празднование субботы Сам Господь перенес на день воскресный, праздновать который и заповедано христианам правилом 29 Лаодикийского Собора (IV в.). Как в ветхозаветной Церкви под именем субботы подразумевались и другие дни, установленные для празднования (Лев., гл. 23), так и в Церкви новозаветной, кроме дня воскресного, устанавливаются и другие праздники – во славу Божию, в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых. Дни эти перед другими днями года возвысил Сам Господь, ознаменовав их особыми событиями и благодеяниями Своими роду человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

II. Празднование воскресного дня с религиозно-нравственной стороны. а) Воскресенье, как день покоя. Косвенное указание на покой, соблюдаемый в воскресный день, мы встречаем уже у Игнатия Богоносца , в послании к магнезианам (Гл. 9). Затем присутствование христиан первенствующей церкви в воскресные дни при богослужении и на вечерях любви показывает, что они прекращали свои житейские дела по крайней мере в первую половину дня. Но можно догадываться, что христиане, из уважения к воскресному дню, заменившему субботу, не работали и весь день. О соблюдении покоя в воскресный день говорится в «Постановлениях апостольских» (книга 7, глава 33; книга 8, глава 33). Первое по времени церковное правило, которым узаконяется обычай покоиться в воскресенье, есть 29 правило собора Лаодикийского, бывшего в конце IV века. «Не подобает, гласит это правило, христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам». Здесь противоположение воскресенья, которое должно праздновать, субботе, в которую должно работать, показывает, что празднование воскресенья должно состоять в покое, а слова: «аще могут», дают понять, что необходимые, важные и неотложные дела могут быть исполняемы и в воскресенье, без нарушения его святости, – что христиане не нуждаются в принудительных и мелочных предписаниях, которыми было обременено в позднейшее время иудейское празднование субботы, – что они должны действовать по совести и руководствоваться нравственной свободой. Обычай соблюдать воскресный покой, кроме, церковных правил, был утвержден и властью императоров. Св. Константин Великий освободил воинов христиан от воинских занятий в воскресные дни, чтобы они могли свободнее приходить в церковь к общественному богослужению («Жизнь Константина», кн. 4, гл. 17 и 22). Он же запретил производить в воскресные дни торговлю, и это позже подтверждено было законом императора Юстиниана. Дозволялось торговать только необходимыми для жизни предметами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

—462— наблюдается общее прогрессирующее падение религиозности. Но ведь запретом творчества в конце концов всё можно атрофировать… на радость врагам Церкви. 2272 Конечно, вкусы и настроения бывают различны. И решительно нет оснований настаивать в полном и безусловном их уравнении. Прокрустова ложа не нужно. Нам нужно единство только в самом необходимом; в том, что допускает равносильные варианты, – нужна свобода; а во всём любовь (бл. Августин). В минуты немощи, например, в минуты недоверия и к общецерковным силам, кажется иногда: какое это благо, что нам нет нужды творить, созидать, всё у нас есть, ко всему этому мы приросли с детства; как хорошо, что это наследство у нас крепко хранится, никто и не расхищает, никто не становится на место его со своим надутым и крикливым самолюбием, своими политическими страстями. И какой крепкий покой вносит тогда в душу наше древнее, неподвижное, величавое и глубоко-проникновенное Богослужение! Если кто остановился в таком настроении, то – Господь с ним: пусть он утешается: ему нужно. «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях ( Рим.14:1 )». Конечно, и «сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (там же Рим.15:1 )». Однако можно ли под эту мерку немощи порабощать всю Церковь и при том в критические моменты её борьбы, когда она должна встать во всей своей силе? Покой и довольство приятны, иногда – необходимы. Но они отдых для утомленной души, не сделавшей должного, истомленной своей вольной или невольной помощью и бездеятельностью, они – самоубийственные оковы. Наоборот – беспокойство, жажда развития, искание новых и новых сил пробуждают таящиеся нормы и гений духа и ведут его к свободному, разумному, самостоятельному и потому горячему, вечно —463— живому и обновляющемуся, служению Вечной и Неисчерпаемой Правде, с надеждой на обетованное «насыщение». В этом могучем порыве и живом течении духовного развития или оздоровляются или выбрасываются все человеческие нечистые вдохновения, и слышится только голос неба. В чистых порывах души есть суд нашему земному своекорыстию. К духовному творчеству способны только чистые сердца, забывшие себя и предавшие себя, как органы, как орудия и отражения «небесному видению». Поэтому-то «творчество» неразрывно связано с возрождением общецерковного духа и сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После окончания обучения в семинарии при монастыре , преподавал в ней некоторые предметы (церковнославянский язык, греческий язык и другие). В результате преподавания им была составлена церковнославянская грамматика, изданная в 1964 г. В 1950 г. митрополитом Анастасием (Грибановским) рукоположен во иеродиакона, а в 1954 г. — во иеромонаха. В 1974 г. в г. Чикаго при участии митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Филарета (Вознесенского), архиепископов Серафима (Иванова) и Виталия (Устинова) и епископа Лавра (Шкурлы) хиротонисан во епископа Кливлендского, викария Чикагской епархии . В 1987 г. после кончины архиепископа Серафима (Иванова) назначен правящим архиереем Чикагской епархии. В 1990 г. возведен в сан архиепископа. В 1994 г. переведен на Австралийско-Новозеландскую кафедру , но по причине болезненного здоровья Австралийское консульство медлило с разрешением на постоянное жительство, и по ходатайству прихожан Покровского собора в Чикаго был возвращен на прежнее место. Исполняя свои обязанности по епархии, не забывал и своего иконописного искусства — им был расписан Сергиевский собор в г. Кливленде. Великим постом 2002 г. в ограде кафедрального собора владыка Алипий упал, ударившись головой об асфальт, в результате чего получил повреждения, которые лишили его возможности самостоятельно передвигаться. В 2003 г. в помощь Преосвященнейшему владыке во епископа Кливлендского был хиротонисан архимандрит Петр (Лукьянов) , бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Решением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви от 30 июня 1 июля 2016 г. почислен на покой. В сообщении пресс-службы РПЦЗ, в частности, говорится : «Осведомившись о том, что в нынешнем году Высокопреосвященнейшему Алипию, архиепископу Чикагскому и Средне-Американскому, исполняется 90 лет и заслушав доклад Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви о своем недавнем посещении этого почтенного старца-архиепископа, всеми уважаемого и почитаемого за многолетнее и усердное служение Христовой Церкви, Архиерейский Синод благословил последнего на заслуженный отдых, определив Его Высокопреосвященство на покой, с правом пребывания в Архиерейском доме в Чикаго, на иждивении епархии, которой он отдал все свои силы».

http://patriarchia.ru/db/text/113629.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ В ПУШКАРЯХ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Церковь Спаса Преображения в Пушкарях, Москва. Фото из альбома Н.А. Найденова. 1882 год Московский храм в честь Преображения Господня в Пушкарях (разрушен в 1935 году) Во второй половине XVII в. в центре Сретенки и примыкавших к ней переулках была расположена обширная Пушкарская слобода - место компактного поселения московских артиллеристов и отливщиков бронзовых пушек и колоколов. Пушкари построили в 1683 году церковь Спаса Преображения на Сретенке, между Просвирниным и Головиным переулками. Церковь существовала до Романовых - получала ругу. С 1620 года церковь значится деревянной. Антиминс на освящение каменной выдан 17 октября 1681 года. Есть известие, что строил храм Дмитрий Демидович Дружина. Главный престол Преображения, придел св. Николая. Два верхних яруса колокольни надстроены в 1753 году. Правый придел при трапезной Казанской Богоматери был построен в 1761-1763 годах. Внутри церковь несколько раз обновлялась. Просвирнин пер. назван в XVIII в. по дому вдовы члена церковного причта, выпекавшей просфоры для церкви Спаса в Пушкарях . В 1866 году храм в очередной раз обновлялся. При храме действовала церковноприходская школа. В 1920-х годах регентом храма был инок Платон (Извеков) , будущий патриарх Пимен. Снос храма был предрешен обращением с жалобой в апреле 1929 года на колокольный звон, который " нарушает отдых и покой трудящихся " . Храм был закрыт в 1930-х и снесен в 1935 году. На месте храма построено большое школьное здание. В этом здании в 1990 г. находилась средняя школа Сокольнического района г. Москвы, затем - лицей Настоятели Литература Использованные материалы   Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 246.   Козлов В. Вакханалия//Моск. журнал. 1991. 5. С. 41. Редакция текста от: 13.01.2018 21:53:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13677325.h...

г. Осака, Япония, июля 14/26, 1898 года Ваше Преосвященство. Ровно год исполнилось теперь (сентябрь 21 старого стиля), как я оставил Ардон и всё там мне дорогое; теперь я в иной среде и у иного народа; приходится по возможности это старое забывать и трудиться для нового народа. По мере сил я и стараюсь это делать. До сих пор я знал только христиан города Оосака; к ним я почти ежедневно выходил, чтобы хоть слово сказать для поддержания веры в наших далеко малочисленных еще христианах среди окружающего моря язычества, а вместе с тем и для того, чтобы в разговоре самому постепенно учиться языку. Много отрады видел я в этих посещениях христиан; я на деле убедился, что у наших христиан есть прочная связь с церковью и священником; и вера есть, об особенных проявлениях которой я Вам несколько написал и прежде. Но и трудно же нашим христианам среди язычества, да еще нередко и в языческих семьях. Ведь человек все-таки слаб, а потому может иногда и ослабеть под действием некоторого рода гнета или насмешек со стороны своих же сродников неверных. А потом, как и в самом начале христианства было, ведь и здесь христианство прежде всего принимают люди простые, но именно ведь богатым и знатным не до спасения: уты, отолсте. Следовательно, наши христиане с редкими исключениями все люди не самостоятельные, нуждающиеся в средствах жизни; а, между тем, все дело в руках богачей и важных язычников, которые уже, конечно, не поступятся ничем из своих выгод; поэтому многим из наших христиан трудно прийти в церковь даже в воскресенье, потому, что здесь только чиновники имеют, так называемый, воскресный покой, прочая торговая и ремесленная часть населения это пока еще не признает; а уж о праздниках на неделе нечего и говорить. Таким образом, для богослужения церковного условия весьма невыгодные здесь, тем более, что Осака самый бойкий город в Японии, это центр торговли и промышленности, это японский Манчестер; от фабричного дыма иногда дышать трудно бывает; в городе все суетятся, торгуют, работают. Кроме того и церковь наша, как раз в конце города, очень широкого; и это христианам, живущим в городе, большое неудобство. Однако наши христиане, хоть по очереди, более или менее ходят в церковь. Дай Бог, чтобы и торговцы признали необходимым воскресный отдых. И в этом отрадно то, что христиане приходят в церковь, именно чтобы получить здесь назидание и утешение для себя в обычной сутолоке житейской; они и после службы долго остаются среди  нас, желая как можно больше вынести отсюда всего хорошего для своей души; и вот после литургии мы подолгу беседуем о разных предметах веры, толкуем по поводу прочитанного Евангелия или Апостола, рассказываем о святых и разных церковных делах. А иногда и особенные собрания устраиваем мужские и женские, на которых являются в лице рассказчиков и сами христиане или христианки, объясняя Евангелие или рассказывая и изливая свои соображения относительно церковной жизни и ее процветания.

http://pravoslavie.ru/2904.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010