Да найдет она себе в Бозе свет, жизнь и верный покой». Монастырь богат, имеет свою типографию и аптеку. Всей Европе известно, вследствие каких побуждений проживал в сем монастыре французский принц Конде, предлагавший себя в короли польские. 19. Четыре роты саксонской кавалерии пришли в город для охранения короля, который сюда прибудет. 20. Прибыли две роты телохранителей польского короля и расположились на квартирах: одна в предместье Стольценберге, другая же в Шотландском предместье. Некоторые из нас вышли за город посмотреть на вступающих солдат, другие пошли на городскую башню осмотреть часы с музыкой, очень искусно сделанные. 21. Какой-то миссионер служил сегодня обедню в монастыре бригиток. По духовному завещанию основателя монастыря, в нем должно бы помещаться 24 монаха и 60 монахинь; но лютеране не нашли нужным соблюсти волю завещателя и ограничили число отшельников 8-ю, а число монахинь 30-ю; доходы же, которые собираются для содержания недостающего числа монахов и монахинь, обращаются в городскую казну. Сегодня, в третьем часу пополудни, приехал на почтовых посол в двух экипажах. Ему, по распоряжению магистрата, отведены наилучшие комнаты в доме какого-то сенатора, которые он сейчас же и занял. 22. На другое утро двое сенаторов явились к приезжему с приветственной прекрасной речью на немецком языке от лица всех своих товарищей. Сенаторы заявили при сем искреннейшую и почтительнейшую преданность его величеству августейшему императору. Господин посол отвечал с большой приветливостью, уверяя господ депутатов, что в первом же своем верноподданническом донесении представит в самом выгодном свете почетный прием, сделанный ему магистратом, и нижайшее оного заявление искренней преданности его величеству августейшему императору. Послу поднесены были при этом случае чрезвычайной величины рыба и 12 кружек с винами, рейнским и испанским. 23. Посланы верхом два бирюча, чтобы возвратить слуг, отправленных отыскивать заблудшую собаку. Вечером, пользуясь прекрасной погодой, обошли мы вокруг города, перешедши по льду реки Вислу и Мотлаву. 24. Наконец продолжительный наш отдых кончился; ожидая к этому времени господина посла, запаслись мы всем необходимым для дороги. В два часа после обеда оставили мы Гданск, и с повозками, тяжело нагруженными, проехав счастливо какую-то гору и Вислу, до сих пор еще не замерзшую, прибыли мы, в восемь часов ночи, в Шёнберг.

http://sedmitza.ru/lib/text/439173/

Суббота - покой, отдых. День субботний - день праздничный. Еже - чтобы. Святити день - делать в известный день добрые дела.Что Бог повелевает этой заповедью?Повелевает нам шесть дней недели работать, заниматься своими делами, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.Какой из семи дней нужно посвящать на добрые дела?В Ветхом Завете днем праздничным была суббота, или тот седьмой день, в который Бог, по сотворении мира, почил от всех дел своих; со времени же воскресения Христова суббота заменилась днем воскресным, или тем днем, в который воскрес Иисус Христос.Кроме воскресных, нет ли еще дней, которые нужно посвящать на богоугодные дела?Есть.Это - праздники Господни, каковы, например, Рождество Христово (25 дек. [ 1 ]), Крещение Господне (6 янв.), Преображение Господне (6 авг.). Праздники Богородичные, например, Рождество Пресвятой Богородицы (8 сент.), Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.).Праздники в честь святых, например, день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня), день Усекновения главы его (29 авг.), день верховных апостолов Петра и Павла (29 июня).Что еще повелевается четвертой заповедью?Повелевается соблюдать посты.Какие посты установлены Православной Церковью?Великий пост, или Св. четыредесятница, в которую мы обыкновенно говеем, исповедуемся и причащаемся. Этот пост установлен в подражание сорокодневному посту Господа Иисуса Христа в пустыне и установлен для того, чтобы нам достойно встретить праздник Воскресения Христова. (Начинается каждый год за семь седьмиц (недель) до праздника Пасхи и состоит из 40 дней и страстной недели.)Пост перед праздником Рождества Христова, или Рождественский пост, иначе Филиппов. (Начинается с 15 ноября - после дня апостола Филиппа - и продолжается 40 дней до 25 декабря, т.е. до праздника Рождества Христова.)Успенский пост перед праздником Успения Пресвятой Богородицы (с 1-го до 15-го авг.), иначе Госпожинки.Петров пост, или Петровки. (Начинается всегда, спустя неделю, после Троицына дня и продолжается до 29 июня, до дня апостолов Петра и Павла, а потому продолжительность этого поста зависит от времени Пасхи.)Есть еще посты однодневные, или дни постные, а именно:Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сент.).Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авг.).Сочельник крещенский (5 янв.).Среда и пятница каждой недели.Почему положено постится в среду и пятницу?В среду - в память предания Иисуса Христа на страдание, а в пятницу в память самого страдания и смерти Его.Кто грешит против четвертой заповеди Вожией?Тот, кто будничные дни проводит в праздности, кто воскресные дни и праздничные дни проводит не по-христиански, и кто не соблюдает постов. Здесь и далее даты приводятся по старому стилю, то есть по церковному календарю, который " отстает " в нашем XX столетии от гражданского (современного) на 13 дней. Пятая заповедь Божия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

В отсутствие Львова, отправившегося в очередной раз в Москву, Синод решился продемонстрировать свою открытость реформам и объявил о проведении скорейших выборов на Петроградскую и Московскую митрополии. В Петрограде газеты писали: «Граждане Церкви! Идите в храмы, принимайте участие в выборах, созидайте обновленную церковную жизнь!» В «Церковно-общественном вестнике» печатались биографии тех, кто выдвигался на Петроградскую кафедру. В очерке, посвященном Сергию Страгородскому , его убеждения, по мысли составителя, характеризовались как «церковно-прогрессивные». Подчеркивалось также, что «его простое, любящее сердце и его способность понимать душу человека объединяют вокруг него самые разнообразные элементы: и простого мужика или монаха из захолустья, и важного генерала, и старовера, и интеллигента. Это сочувствие всему искреннему и достойному, равно как и несчастному и озлобленному человечеству, всегда было в нем нелицемерно истинным, чуждым рисовки и политиканства». С 11 мая 1917 года в каждом из действующих храмов Петрограда проходили собрания по выдвижению делегатов на епархиальный собор. Он открылся 23 мая в присутствии 1600 делегатов. Первый день его работы прошел в предварительных собраниях, на которых выдвигались и обсуждались кандидатуры. Всего их было названо одиннадцать: из епископов и белого духовенства. Включен был в список и архиепископ Сергий Страгородский . 24 мая в Казанском соборе после литургии и молебна началось предварительное голосование по кандидатам. Оно определило трех лидеров – епископ Гдовский Вениамин (Казанский) – 699 голосов, архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) – 398, епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) – 364 голоса. При окончательном голосовании абсолютное большинство делегатов отдало предпочтение епископу Вениамину. Синод признал итоги выборов и возвел Вениамина в сан архиепископа. Месяц спустя на епархиальном собрании в Москве был избран на пост митрополита Московского архиепископ Тихон (Белавин) . …30 мая, как обычно, в 12 часов дня началось заседание Синода. Рассматривались накопившиеся телеграммы и обращения правящих иерархов о переводах и увольнениях на покой, о конфликтных ситуациях между епископами и духовенством в епархиях. Медленно, тягуче шло обсуждение документов по бракоразводным вопросам. И когда казалось, что подошел конец затянувшемуся заседанию и синодалы предвкушали хоть и небольшой, но отдых, в зал буквально влетел Львов. Тут же, с ходу, он призвал всех остаться для экстренного заседания. Заинтригованные члены Синода снова расселись по своим обычным местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Вауловский женский скит Успения Пресвятой Богородицы (Ваулово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вауловский женский скит Успения Пресвятой Богородицы основан в 1903 году, когда имение было подарено Санкт-Петербургскому Иоанновскому монастырю, созданному трудами праведного Иоанна Кронштадтского. Ликвидирован в 1919 году, возрождается с 1997 года. Содержание История [ править править код ] Старинное село Ваулово Романово-Борисоглебского уезда с начала XVI века принадлежало знаменитому дворянскому роду Алябьевых. Последним владельцем поместья был граф Владимир Павлович Мордвинов. В 1903 году он передал своё имение в дар Санкт-Петербургскому Иоанновскому монастырю, созданному трудами Иоанна Кронштадтского , с которым Владимир Павлович был давно знаком. Имение состояло из отдельных дач, в том числе дачи села Ваулова с находящимися там двумя каменными церквами, с церковным наделом в 33 десятины пашенной земли, ризничным и прочим церковным имуществом, церковными денежными капиталами и всеми церковными и помещичьими усадебными постройками. Иоанновский женский монастырь обязался открыть «в сем имении убежище, в коем престарелые монашествующие сестры находили бы себе удобный покой, а больные – отдых и средства к восстановлению своего здоровья, и принимать все меры к тому, чтобы в вауловских храмах богослужение совершаемо было неопустительно и благоговейно и чтобы в храмах сих отнюдь не прерываемо было правильное отправление церковного поминовения». Отец Иоанн Кронштадтский прибыл в Ваулово 26 июня 1903 году. Вскоре Вауловское имение было переименовано в Успенский скит Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Для начала общежития отец Иоанн с игуменией Ангелиной перевели сюда из петербургской обители несколько опытных инокинь. Настоятельницей Скита считалась игуменья Ангелина, а заведующей – монахиня Евпраксия (Кононова), тетя игумении. Благодаря их трудам были построены дома для размещения сестер и причта, монастырская больница, богадельня, гостиница для приема богомольцев. Большую помощь в хозяйстве оказал небольшой кирпичный заводик, скотный двор, пруды, в которых разводили рыбу. Поначалу в скит монахинь присылали из Петербурга сроком на один год, а когда скит облагоустроился, то и на большее время.

http://azbyka.ru/palomnik/Вауловский_жен...

Архиепископ Михаил был убежден, что Церкви нужны серьезные реформы по образцу тех, что разрабатывались Поместным Собором 1917–18 годов, однако признавал, что в постсоветские годы это едва ли возможно из-за консервативно настроенного епископата, зараженного «традиционализмом, обрядоверием, чинопочитанием». Владыку Михаила огорчало, что обрядоверие, суеверия и ложное благочестие при попустительстве церковных властей приобрели в современной России языческие формы, совершенно захлестнув церковную жизнь. Об этом он писал в книге «Русская православная церковность». «Творения Святых отцов почти никого не интересуют, а вот всякие сказания, полные безвкусными описаниями адских мучений, мытарств, где главные персонажи – страшилища и “светлые муки”, усердно переписываются и ходят по рукам», – сетовал архиепископ Михаил. Именно по этой самой причине – что христианин не имеет право на отдых как на повод уйти от дел; что Церковь продолжает жить, пока активны христиане; что происходящее в стране и Церкви требуют каких-то жизненно важных решений, а он, с его опытом, мог бы многое сделать, – архиепископ Михаил ощущал себя задействованным не в полную меру, стоящим в стороне от жизни из-за того, что его считают «старым» и «немощным». Это ощущение беспокоило его и даже порой угнетало. Иногда он принимал таким, как есть свое физическое состояние, но внутренне все равно сопротивлялся и досадовал, поскольку, как отметил Ю.А. Соколов, «физическое состояние находилось в разительном противоречии с состоянием духовно-интеллектуальным. До последнего дня, даже в самый последний год, после перенесенного инсульта, безупречной оставалась память, активно-динамичным – разум и по-прежнему широкой – сфера интересов. Воля была его столь велика, что он нашел в себе силы очень быстро после удара восстановить моторику движения и речь. Можно сказать, что всей полнотой своей интеллектуально-психологической и духовной организации он был неприспособлен к состоянию покоя». Именно поэтому сам владыка Михаил воспринимал свой уход на покой как преждевременный и ощущал себя вполне работоспособным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 3. Рождество Христово. Сретение. Бегство в Египет Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Настало время родиться Христу... К самому тому времени вышло повеление от Кесаря Августа «написатися вселенней»... Кто из верующих не читал с умилением в счастливом волнении это величественное и простое, захватывающее в своей поэзии сказание!.. «Пошли все записываться, каждый в свой город, пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Марией, обрученной ему Женой, Которая была непраздна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Мария пошла записаться в Вифлеем, потому что, как утверждает древнее предание, Она оставалась единственной из Своего рода и, не имея ни братьев, ни сестер, подлежала переписи наравне с мужчинами. Из Назарета в Вифлеем обыкновенного пути более трех суток, но, конечно, чета старца и Девы, носившей в Себе заветное бремя, двигалась медленней. Путница должна была сильно утомляться. Предание говорит, что при одном распутье, не доезжая Вифлеема, Она взошла и расположилась на отдых на большом камне, целевшем доныне, и под этим камнем открылся родник воды. Затем Она продолжала путь в Вифлеем. Город был переполнен. Малейшие жилые углы были использованы. Бедным путникам было невозможно разыскать теплое пристанище в городе. Близ ворот Вифлеемских, за городом, у так называемого источника Давидова, находилась в каменистой горе пещера. Она принадлежала к полю вифлеемской жительницы Сало-мии, бывшей в родстве с Девой Марией и с Иосифом. В бурю сюда загоняли скот и укрывались от зноя и непогоды пастухи. В стене было высечено углубление, в которое засыпали корм скоту. В этом убогом пристанище, вдали от людей и совершилось великое таинство пришествия в мир Христа Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/440254/

Что же нам делать со своими больными нервами и как исправить их? Само собой понятно, мы не можем отодвинуть назад двадцатый век, в который недавно вступили, или заменить железные дороги ямщицкими повозками, телеграфы и телефоны – разными оказиями, пароходы – весельными судами: не в нашей власти, да и не в наших интересах переделать самый характер времени. Но мы располагаем, все-таки, некоторыми средствами к успокоению своих расстроенных нервов. Одним из таких средств является праздничный отдых. Каждый из нас должен крупными буквами начертать для себя святую заповедь: помни день праздничный, чтобы святить его! Начатый церковной молитвой и проведенный в успокоении от будничных трудов и житейской сутолоки, праздничный день, хотя бы только один в течение седмицы, благодетельно подействует на угнетенное состояние нашей нервной системы и явится целебным источником свежих сил на предстоящий труд. Будем только здраво смотреть на дело, отринув от себя всякие сторонние соображения насчет все больших и больших выгод, насчет убийственной конкуренции, пагубного разгула и т. п., от имени чего некоторые готовы были бы не прекращать житейских занятий, даже, и в такие праздники, как Рождество Христово и Пасха; запасемся необходимым терпением в отношении пока еще не умеющих правильно использовать свой праздничный отдых, позаботимся об упорядочении его, но только из-за второстепенного, повторяю, не забудем главного: «не о хлебе едином жив будет человек»... «Заповедь сие» (о праздничном отдыхе), – приводим слова израильского законодателя, – «заповедь сие не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: ,, κт ο взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?“ И не за морем она, чтобы можно было говорить: „кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?“ Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтоб исполнять его... Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» ( Втор. ХХХ, 11 – 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Принципы осуществления церковной заботы о престарелых 11 ноября 2016 г. 15:27 Документ был составлен Комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и будет направлен в епархии в качестве рекомендаций. 1. В Священном Писании отчетливо прослеживается необходимость почитания пожилых людей и престарелых, проявления особой заботы о них. Заповедь о почитании родителей (а почтительное отношение к родителям издревле олицетворяло уважительное отношение ко всем представителям старших поколений) в Священном Писании встречается неоднократно (Исх. 20:12; Втор. 5:16; Еф. 6:3). «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится», — говорится в книге Притчей Соломона (Притч. 23:22). «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего», — сказано в книге Левит (Лев. 19:32). Почитать отца и мать — это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботой. Апостол Павел предостерегает христиан: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекается от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8); учит учтиво обращаться с пожилыми людьми: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1Тим. 5:1). Забота о пожилых и престарелых является одним из важнейших направлений социального служения Церкви и обязанностью каждого христианина. 2. С возрастом в жизни человека происходят определенные изменения, касающиеся различных аспектов жизнедеятельности: физического здоровья, социального статуса. Меняется речь, память, скорость восприятия и воспроизведения информации; затухает функционирование органов чувств — происходят изменения вкуса, слуха, зрения, осязания. Важной психологической задачей в старости становится переживание возрастающей зависимости от других людей. В старческом возрасте сложно, а порой и совсем невозможно обойтись без посторонней помощи. При этом часто пожилые и престарелые люди остаются одни, без родных и близких, которые могли бы заботиться о них.

http://patriarchia.ru/db/text/4666778.ht...

«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:4–5). «Собрав их...» Христианство изначально рождается как явление общинное. Как христианства нет без Церкви, так и Церкви нет без общины. Христос собирает людей не только для того, чтобы они имели личностное богообщение, но и чтобы открыть христианам чудо церковного единства, подарить людей друг другу. Церковь Христова – это единство любви, это духовная семья, собранная не только для небесной трапезы – Чаши Господней, но и для того, чтобы не быть одинокими в этом мире, чтобы идти ко спасению вместе, взявшись за руки. Как же печально сегодня выглядит наше «индивидуалистичное» христианство, христианство не общины, но прихода. Приход – это пришел, помолился, ушел, даже не посмотрев в лицо человеку, стоявшему на службе рядом с тобой. А община – это единый организм, в котором люди знают друг друга, служат друг другу «каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:10), и учатся любить не только Христа, но и друг друга. В Книге Деяний мы неоднократно будем читать о таких общинах, основанных апостолами и их учениками. «Не отлучайтесь из Иерусалима...» Наступивший праздник вместе с новой радостью несет также и новые искушения. Человека подстерегают плотоугодие, потеря духовной трезвости, расслабление. Гораздо труднее сохранить себя в чистоте в период праздника, чем в суровое время поста. «Не отлучайтесь из Иерусалима», – предупреждает нас Спаситель, т. е. не отходите от благодати, не теряйте приобретенного великопостными трудами, не оставляйте молитвы, пребывайте в духовной бодрости. Заслуженный отдых не должен послужить причиной падения. Стены Иерусалима – трезвение, внимание, молитва – да сохранят нас от всякого врага, чтобы мы, пребывая в чистоте, ожидали «обещанного от Отца» – крещения Духом Святым. «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:6–8).

http://pravoslavie.ru/112077.html

Кающийся монах пылает Божественной любовью. Любовь Божья охватывает его сердце, побуждая жить не для себя, но для Бога. Его душа-невеста постоянно с болью и тоской требует своего Жениха и не успокаивается, пока не соединится с Ним. Монах не довольствуется тем, чтобы любить Бога как раб (из страха) или как служитель (за вознаграждение Раем). Он желает любить Его как сын, чистой любовью. “Не боюсь более Бога, но люблю Его” – говорил Антоний Великий . И чем больше он кается, тем более возрастает в нем стремление к любви Божьей, и чем больше он любит Бога, тем больше кается.      Слезы покаяния разжигают в монахе пламя любви. Свое стремление к Богу он подпитывает молитвой, прежде всего умной и непрестанной, постоянным призыванием сладчайшего имени Иисуса и краткой молитвой “Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного”. Молитва очищает его и обеспечивает его соединение с Богом. Церковному служению монах также предается с любовью к Богу, а Бог предается ему. Много часов ежедневно монах проводит в храме, славя любимого Бога. Его участие в богослужениях – это не обязанность, но потребность его жаждущей Бога души. В афонских монастырях ежедневно совершается божественная литургия, и монахи не ожидают конца богослужения, сколько бы часов она ни длилась, поскольку для них нет более полезного занятия, чем находиться в общении со Спасителем, Его Матерью и друзьями. Таким образом, служение – это радость и праздник, весна души и предвкушение Рая. Монахи живут согласно словам апостола: “Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога…” ( Деян. 2:44–47 ). Но даже по окончании богослужения монах продолжает жить литургически. Вся его монастырская жизнь, послушание, трапеза и молитва , молчание и отдых, взаимоотношения с братьями и прием паломников – это приношения Святой Троице. Архитектура монастырей подтверждает это.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010