Церковные документы: опись 1866 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1825 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Василий Александрович Колокольцев 50-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1874 года, священником с 1877 года, награжден в 1899 году Камилавкой. Диакон Андрей Иванович Образцов 25-ти лет, диаконом с 1896 года. Псаломщик Иоанн Гавриилович Образцов 35-ти лет, в должности с 1885 года. Прихожан в селе Отмичах, в деревнях Щербове, Дмитровской, Городне, Ширякове, Зеленце, Спиркове, Сухоручье, Степанкове, Логунове, Чадове, Дуденеве, Краснобе - 313 дворов (1196 мужчин, 1238 женщин). В 1914 году служили: Священник Сергей Ильгорский 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 25 лет, в Покровском храме 4 года. Прихожан в селе Отмичи, в деревнях Щербово, Дмитровская, Городня, Ширяково, Зеленец, Спирково, Сухоручье, Степанково, Лагуново, Чадово, Дуденево, Красноба - 1364 мужчины и 1411 женщин. По материалам сайта Прихода Ксении Петербуржской в Твери и изданий Духовенство и приходы города Твери и Тверского уезда. 1801 год: Клировые ведомости/Тверской государственный университет, НИИЦЦИ и ПК им В.В. Болотова. - Тверь: Тверской гос. ун-т. 2008, Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915. Во время десятого крестного хода по святым местам, расположенным по берегам реки Тьмы, в деревне Отмичи состоялось освящение часовни в честь Покрова Божией Матери, построенной усилиями местных жителей. 28 августа 2010 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в ней впервые был отслужен молебен. Служили настоятель прихода блаженной Ксении Петербуржской священник Сергий Дмитриев и настоятель Никольского храма с. Новинки протоиерей Алексей Молостов. Часовня была построена на месте древнего Покровско-Отмицкого или Вотмицкого монастыря. Когда и кем он был основан - неизвестно. Во время литовского нашествия монастырь был разгромлен. Его единственный оставшийся храм - Покровский - стал приходским. Место Отмицкого монастыря на берегу Волги постепенно размывалось водой, так что к середине XIX в. церковь стояла на самом обрыве, кладбище полностью затопило, храм перенесли вместе с селом на полкилометра выше по Тьме и там выстроили каменным. Новый храм был закончен к 1845 году. В нем было изначально три престола: Покрова Богородицы, Сошествия Святого Духа и Ильи Пророка, в начале XX в. были устроены еще два придела - в честь Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=22859

В конце 80-х годов храм готовили к взрыву, но начавшаяся оттепель перестройки дала возможность общественному движению интеллигенции города «Узгор’е» спасти сам храм и прилегающие здания от взрыва. Народ встал на защиту своего исторического наследия. В 1986 г. было принято решение о реставрации Свято- Покровской церкви. 20 ноября 1989 г. Совет по делам религий при Совмине СССР постановил зарегистрировать в Витебске “второе религиозное общество” Русской Православной Церкви. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14.10.1990 г.) состоялось первое богослужение в Свято-Покровском кафедральном соборе. Реставрация собора была завершена в июле 1992 г., когда на Витебщине проходили празднования в честь 1000-летия Православия на Беларуси. Собор освящен правящим архиереем. 25 сентября 1998 г. Свято-Покровский собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, о чем ныне свидетельствует укрепленная на западном фасаде здания памятная доска. При соборе действуют: воскресная школа, сестричество, приходская библиотека, иконописная и пошивочная мастерские, трапезная. Стало доброй традицией на престольный праздник посещение храма митропо- литом Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Храм расписан московским иконописцем Владимиром Александровичем Сидельниковым, членом российского Союза художников. Святыни: Икона свт. Иннокентия Московского с частицей св. мощей; Икона св. прав. Иоанна Кормянского с частицей св. мощей; Икона свт. Димитрия Ростовского с частицей св. мощей; Икона прп. Евфросинии Полоцкой с частицей св.мощей; Икона прп. Иоанна Рыльского, освященная на его св. мощах; Икона Покрова Пресвятой Богородицы; Икона сщмч. Александра Чагринского с частицей св.мощей; Икона праведных Софии, княгини Слуцкой и Иулиании, княжны Ольшанской; Деревянная рака прп. Евфросинии Полоцкой, в которой ее мощи были перенесены в 1910 г. из г. Киева в Полоцк. Передана 6 ноября 2007 года. http://www.patriarchia.ru/db/text/750994.html Кафедральный Свято-Покровский собор на данный момент является главным православным храмом города.

http://sobory.ru/article/?object=03721

В храме присутствовали председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ   В.Р. Легойда , депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по вопросам строительства, член Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов Москвы В.И. Ресин, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий, мэр г. Переславля-Залесского Д.В. Кошурников, директор художественно-производственного предприятия  «Софрино»  Е.А. Пархаев, председатель правления Благотворительного фонда содействия строительству и реконструкции православных храмов во имя Архангела Михаила П.И. Гончаров, строители и благоукрасители храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, члены делегации Ярославской митрополии. Богослужебные песнопения исполнили хор  Московской духовной академии  под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и хор храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (регент — Дарья Гаврус). Богослужение транслировалось в прямом эфире на  телеканале «Союз» . Многочисленные верующие, не попавшие в переполненный храм, следили за трансляцией Патриаршего богослужения на большом экране, установленном на площади перед храмом. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иерея  диакона Александра Волкова , руководителя  пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , клирика храма св. мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. Проповедь перед причастием произнес священник Алексий Яковлев, настоятель московского храма преподобного Серафима Саровского в Раеве. В алтаре новоосвященного Покровского храма президент Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж» Е.К. Никифоров вручил Святейшему Патриарху Кириллу высшую награду фестиваля — Серебряную медаль прп. Сергия Радонежского — «за 20-летний подвиг телепроповеди». С 1994 года на российском телевидении выходит передача «Слово пастыря», которая явилась настоящим прорывом в отношениях Церкви и СМИ. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (до 2009 года — митрополит Смоленский и Калининградский) стал первым архиереем Русской Православной Церкви, еженедельно обращающимся к зрителям с экрана федерального телеканала. В ответном слове Святейший Владыка поблагодарил Е.К. Никифорова и жюри фестиваля за награду и призвал церковных журналистов крепить церковное единство.

http://patriarchia.ru/db/text/4310459.ht...

Из «Дворянских родов Российской империи» известно, что первыми князьями Несвицкими были, по всей вероятности, Рюриковичи – потомки Святославичей. Князь Юрий Несвицкий погиб в битве с монголами на реке Калке в 1224 году. Княгиня Анастасия Ивановна в 1809 году предприняла строительство новой каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство велось на новом месте. Церковь строилась много лет. Как видно из документов в 1813 году служба велась еще в старой деревянной церкви. Каменная церковь была освящена только в 1817 году. В период строительства княгиня А.И. Несвицкая скончалась и в связи с этим церковь не была закончена. В архитектурном отношении церковь представляла собой четверик, увенчанный ротондой, с апсидой и трапезной. Четырехколонными портиками были украшены боковые входы. Церковь строилась из белого камня. Окна расположены в плоских нишах. Трехъярусная колокольня выполнена также из белого камня, архитектурно простой формы, но красивой по рисунку. Белокаменная церковь в селе Буняково – трехпрестольная: центральный престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, левый – во имя святителя Николая Чудотворца и правый – во имя Святителя Димитрия Ростовского. Храм в селе Буняково простоял до конца девятнадцатого века без капитального ремонта и к началу двадцатого века нуждался в обновлении. К этому времена в селе Буняково насчитывалось 30 дворов со 198 жителями, да приход деревни Рябцево состоял из 8 дворов с 48 жителями. Жители были бедные и поэтому ремонт церкви произвести собственными силами не могли, так как крестьяне вынуждены были платить за выкуп земли и повинности. В 1900 году скончавшаяся вдова советника коммерции Александра Константиновна Медведникова завещала для Покровской церкви 3000 рублей. Душеприказчик вдовы Н.А.Цветков передал эти деньги в церковь. Имена покойной и родственников были записаны в Синодик для вечного поминовения. Деньги на ремонт храма внес также и прихожанин церкви – московский мещанин Аркадий Матвеевич Цыганов. Ремонт храма был завершен летом 1901 года, а 29 июля 1901 года храм был освящен. В августе того же года было совершено освящение приделов Покровской церкви: во имя Святителя Николая Чудотворца и Святителя Димитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=00785

Каким был облик этих двух церквей, на данный момент не выяснено. До нашего времени дошли уже более поздние храмы. Первый из них - шатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы. В Епархиальных клировых ведомостях ее возведение без ссылки на источник возводят к 1743 году, а в современной литературе существует еще одна дата – 1761 год (возможно, последняя датировка отмечает время ремонта, а не строительства церкви). Второй храм – двенадцатиглавая церковь во имя Богоявления Господня – построен в 1793 году, а его шатровая колокольня – в 1820 году 4, 6]. Еще в начале ХХ столетия погост окружала и придавала ему завершенность массивная деревянная ограда со срубами в виде небольших башен и калитками с глухими, тесовыми полотнищами и необычным перекрытием: на четыре ската под миниатюрным сводом К сожалению, эта ограда не дошла до наших дней. В настоящее время погост представляет собой редкий пример тройного ансамбля, некогда очень распространенного на Русском Севере. Сейчас их осталось совсем немного (как примеры можно вспомнить храмовый ансамбль в Кижах, погост села Малошуйка Онежского района Каргопольской области, погост села Ненокса, ансамбль на Почозере). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1761 год) представляет собой удивительно гармоничное сооружение. Пропорции нижнего четырехгранного сруба, покоящегося на нем восьмерика и высокого восьмигранного шатра (он виден за несколько километров) на редкость удачно сочетаются между собой. Особую прелесть храму придает уравновешенная пластика его объемов. Так, восьмерик отделен от шатра широким выносом – повалом, крытым полицей, который напоминает декоративный карниз. К нижнему срубу с востока прирублен алтарь, перекрытый нарядной «бочкой» с далеко отходящими от нее в стороны выносами двух боковых повалов. С западной стороны к четверику примыкают трапезная и паперть. Очень красиво решено декоративное покрытие (здесь не имеется ввиду поздняя обшивка тесом четверика и восьмерика, скрывшая некоторые детали декора, например – рубку «в обло»). Главки на шатре и алтаре покрыты лемехом, удачно дополненным изящным «воротничком» («епанчей») из гонта вокруг шеи. Фигурный гонт покрывает поверхность алтарной «бочки» (кроме двускатного верха), а грани шатра украшены рядами теса с фигурным краем. Такое богатство приемов – само по себе явление уникальное в деревянном зодчестве.

http://sobory.ru/article/?object=06028

Каменный двухэтажный собор сооружен " кораблем " . По одной оси, уступами, - алтарь, собственно храм, трапезная с притвором и колокольней. Продолжением служит выступающий вперед дополнительный притвор. Едины основные членения, а также элементы декора (междуэтажный и венчающий карнизы, одинарные нижние и спаренные верхние пилястры, наличника с " разрезными " фронтонами). Венчающие части отличаются разнообразием. Одноэтажному, пятигранной формы алтарю придан аттик с главкой. Аттик, только наделенный посередине люкарной и килевидным кокошником, имеет и храмовый объем, увенчание которого представляет купол пологих очертаний с пятью луковичными главками на кокошечниках и барабанах. Особенно интересна колокольня. Первый ярус её - четырехгранник с тройными окнами, вместе со своими обрамлениями " утопленными " в стене, карнизом и " ширинчатым " аттиком. По углам яруса - подобия диагональных контрфорсов; на них насажены главки. над арками звона - треугольные щипцы, усеченный шатер и короткий шпиль, барабан которого весьма насыщен украшениями. Собор выделяется целостностью композиционного построения и живописностью завершения. Принадлежит к русско-византийскому стилю. Рассказ отца дьякона Владимира Труженикова об истории собора: – Первоначально православный храм на этом месте появился на рубеже XVIII-XIX столетий, это была деревянная часовня, возведенная в честь Тихона Амафунтского, и уже позже, в году 1805-м – небольшая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1810 году она была разобрана, и место пустовало до 1813 года. Закладка же нового каменного двухэтажного здания была произведена в 1814 году в ознаменование победы русского народа над армией Наполеона, в это же самое время указом синода Русской Православной Церкви воздвигаемому храму был присвоен и соборный статус. Правда, относительно даты завершения строительства есть разногласия – в документах называются два разных года: 1821-й и 1828-й. Но тут надо помнить, что, как правило, окончанием постройки любого храма считалась дата его освящения. Что касается нашего собора, то иконостас главного алтаря, кстати, работы московского зодчего Степана Голышева, был установлен и освящен как раз 12 июня 1828 года. В 1853 году случилось несчастье – упала колокольня, и богослужения были прекращены до 1856 года. При этом большие пожертвования на восстановление храма были сделаны двумя местными купцами – Савелием Гуляевым и Федором Молчановым. С этого же момента в соборе четыре престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, нижние придельные – во имя Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и во имя Святой Великомученицы Екатерины, верхний придельный второго этажа – во имя Тихона Амафунтского.

http://sobory.ru/article/?object=05758

Моя тетя, Елена Михайловна Демидова (рожд. Свинтусова), отбывала срок вместе с ними в г. Омске. По окончании срока лжесвидетелям дали по пол буханки хлеба, чтобы подтвердили показания, будто «монахини ругали советскую власть», и срок продлили. В монастырь вернулись немногие. До сих пор рядом с церковью стоит домик Анны Яковлевны, умершей последней. Мы с сестрой ходим убирать их могилки. В Духов день, после войны, крестный ход из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, на лодках направлялся через озеро Самро в с. Песье, в храм Вознесения Господня с изумительной иконописью и деревянной золоченой резьбой. Здесь совершалось богослужение, и крестный ход направлялся к святому источнику среди могучих елей - на водосвятие. Прекрасные духовные песнопения, голубое озеро, плеск воды, желтые кувшинки и обед. Угощали свежей рыбой в молоке, пирогами с зеленым луком и яйцом, с рыбой, с сагой и киселем. Праздник Воздвижения Креста Господня в д. Рожновье. Варили пиво для мужчин, женщинам подавали сласти. В последний путь обычно провожали всей деревней. Землю перед гробом устилали цветами, зимой - еловыми веточками. На перекрестке дорог лежал могильный камень, на который ставили гроб. Отовсюду приходили люди. Что символизировал камень на крестообразном перекрестке дорог? Прошли годы... В храме Покрова Пресвятой Богородицы совершаются службы. Летом в храм идут наши дети. Они принимают участие в богослужениях: держат чашу или несут хоругви, проходят под иконой и летят, как ласточки, с горы после богослужения.>  Санкт-Петербургская митрополия – официальный сайт. Санкт-Петербургская Епархия. Удивительное место Если посмотреть на карту, то деревень, в названии которых есть слово «гора», только в нашем районе обнаружится немало. Козья гора в этом смысле как будто ничем не отличается от своих «тезок»: легко предположить, что существует некая возвышенность, которая и дала имя населенному пункту. Но на самом деле деревни в привычном понимании здесь нет, если не считать двух скромных дачных домиков, хозяева которых ненадолго приезжают летом.

http://sobory.ru/article/?object=00118

Но наступили новые времена, церковь реставрировали. Над храмом вновь возвысились купола. Засияли кресты – знак Божьей благодати. 4 декабря 1992 года в праздник Введения Пресвятой Богородицы в храме господнем впервые после 55-летнего перерыва прошла служба. Церковь Покрова Божией Матери в Кокшайске – одна из казачьих церквей. Автор статьи Майя Патрушева Достопримечательностью старинного Кокшайска, бывшего в XVI - XVIII вв. одним из первых русских городов в марийском крае, является Покровская церковь. Первым был деревянный храм, который возводился вместе со строительством города-крепости. Каменный храм был построен в 1793 г. на средства царевококшайского купца И.Ф. Ганешева. Главный престол был так же посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы, теплый придел освящен в честь святителя Николая Мирликийского, чудотворца. Покровская церковь – яркий образец перехода от древнерусских строительных приемов к архитектуре нового времени. XVII и XVIII вв. образно синтезировались в этой каменной сказке и не перестают удивлять взор красотой своих объемов. Колокольня Покровской церкви, как бы отделенная от основного храма обширной трапезной, завершается традиционным шатром, столь любимым русскими зодчими XVII в. Объемы храма богато декорированы. В середине XIX в. священником Покровской церкви был Иван Федорович Спасский. С его именем связан ряд исторических событий в жизни села. 16 июля 1869 г. село Кокшайск посетил путешествовавший по Волге цесаревич Александр Александрович — будущий император Александр III, который после осмотра Покровской церкви оставил свой автограф: «16 июля 1869 года посетил дом священника Ивана Федоровича Спасского Государь Цесаревич, Государыня Цесаревна и Великий Князь Алексей Александрович». В 1859 г. на средства, подаренные Кокшайску царской семьей, здесь было открыто первое в нашем крае ремесленное училище. В советские времена церковь подвергалась разорению, были сняты кресты, купола, колокола, в здании разместился склад Марпотребсоюза. В начале 90-х гг. прошлого столетия в Кокшайске вновь был зарегистрирован приход и верующим возвращено здание церкви. В Никольском приделе произвели ремонт, и это позволило начать совершать здесь богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=26318

Первоначальный иконостас Покровской церкви утрачен. Ныне существующий сделан при реставрации в 1950-е годы, по образцу старинных иконостасов, он собран из заонежских икон 17 – начала 18 веков. Литература: Ополовников А.В. Русский Север. М.: Стройиздат, 1977. Путеводитель Мир вокруг нас. Карелия. М.: ИД «Симон-пресс», 2003 Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества. Первая из них, Преображенская, построенная в 1714 г., имеет вид восьмерика с четырьмя прирубами, увенчанного двадцатью двумя главами. Внутри интересен потолок «небом» с балками, украшенными росписью, и трёхстенный иконостас 18 в. Наружная тесовая обшивка стен и покрытие бочек и глав железом — поздние. Вторая церковь — Покровская, 1764 г. На невысокой кровле восьмерика девять маленьких восьмериков, несущих главы на круглых шеях; десятая глава увенчивает бочку, покрывающую алтарь. Церковь обшита тёсом, но сохранила лемеховое покрытие глав и бочки и алтаря и тесовое на курицах и потоках трапезной. Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная в 1874 г. на месте старой, является приблизительным воспроизведением последней. В настоящее время ведётся очередная реставрация всемирно знаменитой Преображенской церкви, вызывающая крайне негативную критику. По сообщениям официального сайта Кижского заповедника, поводов для беспокойства нет. По мнению профессионалов, критикующих избранную методику лифтинга, «проект носит экспериментальный характер и его реализация нанесет невосполнимый вред храму. В настоящее время проблему изучают эксперты ЮНЕСКО. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, стоящий по соседству со Спасо-Преображенским храмом и составляющий вместе с ним единый ансамбль, на 50 лет младше своего " соседа " . Хотя его и начали строить в 1694 году, вскоре после пожара, уничтожившего предыдущие храмыКижского погоста, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в следующем столетии претерпела серьёзную перестройку, придя к своим нынешним формам и пропорциям. Произошло это в 1764 году. Чтобы новый храм полностью соответствовал главному храму Кижского погоста - Спасо Преображенскому, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастерами было решено сделать сооружение - " отголосок " , своеобразное архитектурное " эхо " .

http://sobory.ru/article/?object=05876

По двум краям крепостной стены стояли два храма. Оба посвященные Богородице – Влахернский, где хранилась Ее честная риза, и Халкопратийский, где хранился Ее честной пояс. Каждую неделю из одного храма в другой шла торжественная процессия – крестный ход. Выносили богородичные святыни, и весь народ шел вдоль крепостных стен с молитвой к Царице Небесной. Если варвары приближались к городу, а это случалось нередко, то Патриарх, архиереи, священнослужители брали богородичные святыни и обходили город прямо по верху его стен. Они понимали, что если не будет Божьей защиты, если не будет предстательства Пресвятой Богородицы, то никакими военными усилиями невозможно будет защитить этот город. Именно в Константинополе и произошло событие, которое мы сегодня вспоминаем. В то время, когда город был в очередной раз осаждаем варварскими полчищами, и когда Патриарх, император и весь народ молились прилежно Пресвятой Богородице, во Влахернской церкви, где хранился пояс Божией Матери, юродивый по имени Андрей, сподобился видения. Он увидел, что Пресвятая Богородица простирает Свой омофор, Свой головной покров над городом. Андрей рассказал об этом видении, и все поняли, что Пресвятая Богородица и в этот раз защитит их город. Удивительно, что память об этом событии в Греческой Церкви хотя и сохранилась, но не превратилась в великий праздник. А вот на Русь сказание о Покрове Пресвятой Богородице дошло очень рано. И уже святой князь Андрей Боголюбский построил первый на Руси Покровский храм – знаменитый храм Покрова на Нерли, который сохранился до сего времени. Затем и в других городах стали возводиться храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в том числе и в нашем стольном граде – Покровский собор на Красной площади, именуемый собором Василия Блаженного уже в честь нашего русского юродивого, посвящен именно Покрову Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова всегда праздновался на Руси с особой торжественностью. Русским людям полюбился образ Пресвятой Богородицы, которая простирает Свой покров над Своим городом, потому что и наши русские люди воспринимали Русскую землю как удел Пресвятой Богородицы. И когда возникала опасность (а этим опасностям постоянно подвергались наши города), наши предки прибегали к молитве и теплому заступничеству Пресвятой Богородицы.

http://mospat.ru/ru/news/45340/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010