Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Построен в 1650 году на месте сожженного и разрушенного в 1610 году Лжедмитрием II Высокского монастыря в память об одноименном стоящем на этом месте белокаменном храме. Храм никогда не имел каменного фундамента. Кирпичный фундамент подведен в 1900-х годах. Мэр города Боровска В. Канунников лучше не подходил бы к этому храму. Была заменена только кровля и вставлены не по размеру окна. Во время ремонта была нарушена целостность каркаса храма, что привело к перекосам и началу разрушения. Когда очередной благодетель снял обшивку храма и начал покрывать бревна отработанным автомобильным маслом, его с трудом удалось согнать с объекта. Церковь оголили, началось гниение бревен. Но памятник можно было еще спасти. Церковь находится под охраной министерства культуры, хотя в храме были начаты службы. Это был самый южный деревянный храм в России, построенный в 1650 году. Сейчас он на реставрации. Хотя, нет. Храм варварски разобрали и переделали. Новые брёвна ничем не обработаны и уже покрылись плесенью. С декабря по март древние стены мокнут под снегом и дождём. Стоит сказать, что трухлявый фундамент оставили, и на нём собрали храм, приделав к нему ещё один этаж. Рабочие сносные плотники, но никакие реставраторы. Памятник 17 века просто убит. Примечание модератора:  Всё не так страшно. Храм не разваливали, а реставрировали методом переборки, традиционным для деревянных построек. В процессе реставрации были восстановлены утраченные галереи-гульбища и подклет храма. При Покровском храме в с.Высокое до первой половины XVIII в. существовал мужской монастырь, называвшийся Покровский-Высокий. Время основания его неизвестно. Высокий Петровский монастырь находился при р. Протве в одном километре от Боровска. Основан он был в 1410 г. В 1618 г. монастырь был приписан к Пафнутиеву-Боровскому, а в 1764 г. и вовсе упразднен. До времени самозванцев в Высоком монастыре было два храма: каменный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и деревянный в честь Входа Господня в Иерусалим с трапезою для монастырской братии.

http://sobory.ru/article/?object=02052

Из каталога-справочника " Республика Татарстан: Памятники истории и культуры " , г. Казань. - Издательство " Эйдос " , 1993 г. Храм стоит на восточной стороне села. До 1848 г. в с. Отарках был деревянный храм, сгоревший в 1848 г. во время бывшего в селе пожара. Вместе с храмом сгорела вся церковная утварь, кроме антиминса и напрестольных креста и евангелия. Сгоревший холодный храм вместе с колокольней был построен в 1767 г. тщанием прихожан, престол в нем один - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Новый, существующий каменный храм построен с благословения архиепископа Григория в 1856 г. на средства неизвестных благотворителей, освящен в 1858 г., как и прежний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы с благословения архиеп. Афанасия. По указу казанской дух. консистории от 28 янв. 1849 г. за 328 построена до сооружения нового храма временная деревянная часовня на месте сгоревшей церкви, по проекту архитектора Казанского Университета Михаила Коринфского. Некоторые из старожилов хорошо помнят, что материал для постройки храма заготавливался одновременно с построением временной часовни. Можно предположить, что и храм строился по проекту того же Коринфского. Временная часовня, с построением каменного храма, упразднена… Постройка нового каменного храма продолжалась три года. В 1899 г. на средства нескольких прихожан он обновлен как внутри, так и снаружи: внутри исправлена штукатурка и окрашена клеевой краской сине-голубого цвета; снаружи окрашен масляной краской под цвет кирпича. Главным жертвователем на поновление храма был крестьянин В. В. Свиньяков (101 руб.). В 1901 г. кирпичный пол на паперти заменен каменным опоковым на средства крестьянина дер. Грахани М. Ф. Корноухова. Наружный вид храма продолговато-крестообразный. Колокольня в одной связи с храмом, видимо, не законченная и не соответствующая плану. По плану она должна быть 4-хъярусная, но сделана 3-хъярусная. В фундаменте она представляет правильный квадрат, идущий вверх в три яруса и завершающийся конусообразно кровлей в 4 ската. Будучи урезана, она сама теряет вид и портит общий вид всего храма.

http://sobory.ru/article/?object=21856

на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период. Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. - принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему. В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей. Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества XVII в. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний — Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы — святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.). В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца — Василия Павлово-Посадского. Хотя к началу XXI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, просфорня, бо¬гадельня, новое здание воскресной школы. В 1994 г. по¬строили и открыли привратный храм во имя преподоб¬ного Андрея Рублева. В монастыре работают реставрационная и пошивочная мастерские, есть подсобное хозяйство, пасека; братия обрабатывает свои 2 га земли. Книга «Монастыри Подмосковья», Глушкова В.Г., 2008 г., г.Москва «Издательство Вече-2000» Комментарии и обсуждение Покровский-Васильевский монастырь, общежительный, в Павловском посаде, Богородского уезда. Учрежден в 1902 году из женской общины, открытой в 1894 году на месте благотворительного женского общежития, устроенного в 1885 году. В 1895 году освящен вновь сооруженный в византийском стиле соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При монастыре приют для бедных детей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Трапезная и колокольня построены в 1907-1910 гг. по проекту архитектора В.П.Десятова 29 мая 2014. Среди монастырских святынь: храмовая икона Покрова Божией Матери. Более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых. Частица мощей свт. Иннокентия, епикопа Пензенского. Икона свт.Пантелеймона Целителя. Кирилл Аминов 25 февраля 2015 г. 25 февраля 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04620

При двухштатном причте в Першинском приходе считается 5500 душ обоего пола прихожан. Все прихожане православные, главным их занятием и единственным служит земледелие. В 1765 г. из Служней слободы в дер. Першину была перевезена деревянная Покровская церковь, а из Катайского острога в 1765 г. и деревянная к ней колокольня. В 1767 г. церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1792 г. к Першинскому Покровскому храму был пристроен придел, освященный в 1793 г. С увеличением числа прихожан в Першинском приходе в начале XIX ст. явилась необходимость расширить существовавший храм, а вместе и мысль взамен старого деревянного храма построить каменный. В 1816 г., по благословению преосвящ. Иустина, епископа Пермского, заложен был каменный двухэтажный, трехпрестольный храм. Нижний храм был освящен в 1820 г. в честь Рождества Христова; придел вверху – во имя св. пророка Илии освящен был в 1832 г., а главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящен в 1835 г. В 1844 г. вокруг храма обведена каменная ограда с мраморными столбами и железными решетками. Из предметов, обращающих на себя внимание, в Першинском храме можно указать на икону семи отроков эфесских. Икона эта пользуется большим уважением как со стороны першинских прихожан, так и окрестных жителей. В летнее время много православных посещают Першинский храм «с целью поклониться перед иконою св. мучеников и испросить заступления и благодатной помощи больным детям». Про Першинском Покровском храме есть приписная церковь во имя св. и чудотв. Николая. Церковь эта находится в дер. Савиновой (Дубасовой тож); воздвигнута она по инициативе крестьянина этой деревни Андрея Коновалова, пожертвовавшего на построение церкви 1000 руб. В 1899 г. церковь освящена. Кроме сего, в приходе существует пять часовен. В дер. Песках деревянная часовня во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, часовня эта очень древняя – основание ее положено Далматовским монастырем до открытия самостоятельного Першинского прихода. В дер. Морозовой деревянная часовня во имя Афанасия и Кирилла Александрийских; в дер. Савиной – деревянная часовня во имя вмч. Артемия, в дер. Бисеровой – деревянная во имя св. Николая чудотв. и на поле в 2-х верстах от села, устроенная в 1894 г. в память события 17 октября 1888 г.

http://sobory.ru/article/?object=23581

Рядом с соборным храмом была построена небольшая теплая зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм славился чудотворной иконой Покрова Пресвятой Богородицы, иконами св. Иоанна Предтечи и св. Николая. Вскоре после перенесения в монастырь мощей св. Иакова на средства пожертвованные боровичанами была построена надвратная деревянная церковь во имя этого святого. Святые ворота (главный вход в монастырь) были в западной части монастыря и выходили к реке Мсте. Позднее они были перенесены на другое место, т.к. река Мста сильно подмывала на этом месте берег. Главный вход стал находиться в восточной части монастыря, откуда открывался особо красивый вид на боровичские соборы. В монастыре была колокольня с четырьмя колоколами. Для немногочисленных насельников монастыря было построено деревянное здание, в котором находились монашеские келии, кухня и трапезная. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен шайками шведов, поляков и русских бродяг. Сохранившийся до нашего времени монастырский архитектурный ансамбль представляет из себя памятник русского зодчества XVII-XIX вв. Храмов в монастыре было 5: Соборный в честь Святого Духа, в честь Иверской иконы Божьей Матери, во имя св. Иакова. За монастырской оградой – храм в честь иконы Божьей Матери «Умиления» и храм во имя св. Параскевы. Свято-Духовский собор. Каменная соборная церковь в честь Святого Духа была построена в 1676 г., на месте двух древних деревянных церквей. Она является первой каменной постройкой нашего города, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола имел еще два придела: с северной стороны Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной – в честь пророка Божия Ильи, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь. Воодушевляла этих монахов на духовные подвиги особая любовь к Богу, которую имел ветхозаветный пророк Илья. После пожара в XVIII веке в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор утратил свой первоначальный вид. Сейчас храм сохраняет элементы архитектуры классицизма. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест явно выражали архитектуру XVII века. Эти части храма сейчас утрачены.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

В 1676 г. отмечено: " писать Покрова Пресв. Богородицы, да в приделе арх Михаила в селе Леонтьевском, Контеево тож " . В 1718 г. упоминается " Галицкаго уезда Корежской волости церковь арх. Михаила села Контеева " . В марте 1721 г. " села Контеева церковный староста Василий Андронов в поданном в патр. казен. приказ прошении писал: " в прошлых годех по указу в Галич. уезде Железноборовскаго монастыря в вотчине в селе Контееве построена церковь Божия во имя арх. Михаила и та церковь Божия ныне ко освящению в готовности, и прошу тое церковь освятить тогож Железноборовскаго монастыря игумену Иосафу и о том дать освященную грамоту и антиминс и указ учинить " . В январе 1735 г. " выдан указ о освящении церкви Галич. уезда Железноборовскаго монастыря игумену Феодосию по челобитью онаго монастыря вотчины села Контеева церкви арх. Михаила попа Симеона Иванова, велено оную Архангельскую церковь на новопечатном антиминсе освятить ему игумену понеже в прошлом 1734 г. октября 28 во время пожарное из той церкви с престола одежда и срачица снята " . http://www.old-churches.ru/bu_003.htm Незаурядный архитектурный комплекс, отражающий в своих постройках различные стилевые и типологические тенденции, присущие костромскому культовому зодчеству на протяжении около столетия со 2-й пол. 18 до 2-й пол. 19 в. Село известно с 1415 г., когда вместе с другими селами и деревнями Корежской волости было пожаловано великим князем Василием Темным Железноборовскому монастырю. По писцовой книге 1628 г. в селе значились «храм во имя Архангела Михаила вверх шатром, да другой храм теплый Покрова, древян клецки». Храмы, часто горевшие неоднократно возобновлялись. В 1764 г. по екатерининскому указу село в числе многочисленных монастырских вотчин было взято в казну. Комплекс расположен в центральной части села. Холодная каменная церковь Покрова с приделами Сретения и Смоленской Божьей Матери была построена в 1771 г. Первоначально отдельно стоящая колокольня была соединена с трапезной переходом, очевидно, в кон.

http://sobory.ru/article/?object=44751

В 1896 году старанием церковно-приходского попечительства начались работы по расширению храма, законченные в следующем году. Была расширена трапеза храма на обе стороны с переносом боковых придельных алтарей на один уровень с центральным. Был полностью перестроен второй ярус колокольни. В 1911 году старанием этого же церковно-приходского попечительства над храмом был выстроен новый деревянный купол, обитый снаружи железом, а внутри оштукатуренный. В 1923 году храм был захвачен обновленцами. В 1938 году церковь была закрыта советскими властями, в том же году колокольня храма была разобрана. В октябре 1946 года храм был передан старообрядческой общине Белокриницкого согласия, имевшей до 1917 года в Астрахани деревянный храм в честь Покрова Божией Матери с высокой колокольней на улице Свердлова, который снесли в 30-х годах и построили на этом месте комплекс зданий для КГБ, ныне ФСБ. Старообрядцами храм был переименован из храма в честь Вознесения Господня в церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 2014 году начались работы по воссозданию колокольни и реставрации храма по программе министерства Культуры Астраханской области. Сложно сказать как выглядел этот храм изначально, так как в конце 19 - начале 20 века он был полностью перестроен. Можно предполагать, что он был выстроен в стиле классицизма, имел привычные для этого стиля параметры, разбивающие всё пространство церкви на четыре части: притвор, трапезу, храм и алтарь. Боковые приделы также, в привычном для классицизма виде, находились по бокам трапезы. В результате перестройки храм был соединён одним объёмом с трапезой, составив один, массивной формы кубический четверик, на котором покоился барабан «восьмерик». Всё это уже напоминало древнерусский стиль. К тому же перестроенная колокольня была увенчана шатровым верхом, что также говорило об обращении к прошлому. Завершением перестройки стала надстройка барабана и изменение формы купола в 1911 году, что делало церковь более воздушной, избавляло от излишней громоздкости и приземлённости и более напоминало образцы древнерусского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=02866

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/16 Святые врата обители с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ним возведены царем Петром I в 1690 г. (первая Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана). В указе о строительстве этого сооружения написал: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная. В 1924 г. Покровская церковь была закрыта. В 1996 г. надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы восстановлен. Соединен с настоятельским корпусом, является домовым храмом Игумена монастыря. В 1905 г. в южном пролете Святых врат со стороны ул. Петровка была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1923 г. часовня была закрыта, возобновлена в 2001 г. Главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в монастырь с улицы Петровки. Покровский храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады и даже паникадило сделаны из керамических плиток. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г.В. Куприянов. В мире больше нет ни одного храма, внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики. Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Внимательного человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью. Удивительно также то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.

http://sobory.ru/article/?object=02168

Отечественная война 1812 года обошла стороной Покровский приход. Французские мародеры не расхитили церковного имущества. Постройка новой каменной церкви в XIX веке Идея постройки новой каменной церкви в селе Покровское возникла в начале 1820-х годов и принадлежала настоятелю отцу Симеону, хотя состояние деревянного храма, построенного в середине XVIII столетия, было вполне хорошим. В клировой ведомости за 1821 год о Покровском храме отмечалось: «церковь зданием деревянная на каменном фундаменте, состоит в твердости, обита кругом тесом, покрыта вся церковь и колокольня железом, престол один, во имя Покрова Пресвятой Богородицы». В приходе (селе и 2 деревнях) числились 122 двора с населением более 800 человек. Решение использовать для нового здания храма материал ветхого меншиковского дворца в Ново-Алексеевском-Арсеньеве относится к 1822-1823 годам. Его поддержал московский вицегубернатор Дмитрий Гаврилович Бибиков и правящий архиерей, архиепископ Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). В начале 1823 года прихожане Покровской церкви обратились к гражданскому начальству с просьбой для строительства нового каменного храма «отдать им для сей надобности находящийся в Алексеевской роще, принадлежащей к дачам Лосинного Погонного острова каменный дворец с двумя каменными флигелями». Министерство финансов в мае 1823 года разрешило передать на слом дворец в пользу Покровской церкви. На этот счет вскоре было получено Высочайшее дозволение и решение Кабинета министров. Во второй половине августа 1823 года на имя Высокопреосвященного Филарета, архиепископа Московского и Коломенского, поступило прошение от «Московской округи Экономического села Пехра церкви Покрова Пресвятой Богородицы священника Симеона Петрова с прихожаны». По словам просителей, вместо однопрестольной Покровской церкви, «которая деревянного здания, в твердости», настала нужда постройки каменного храма «на другом удобном месте, отступя от оной саженей 10». Новый храм предполагалось посвятить Успению Пресвятой Богородицы с двумя приделами: Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого пророка Илии. Проект церкви выполнил «архитектор 9-го класса Овчинников». Сохранились его чертежи вновь предполагаемого храма в селе Пехра-Покровское Московской округи, выполненные в стиле, характерном для московского зодчества первой четверти XIX столетия.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Вплоть до 1943 года памятник архитектуры использовался под общежитие, складское помещение. Ныне это действующий Покровский храм. Время сохранило удивительную красоту небольшого храма, созданного руками простых мастеровых. Легкая, стремительно взметнувшаяся ввысь церковь с примкнувшей к ней изящной шатровой колокольней - единственный сохранившийся в городе памятник русской архитектуры середины XVIII столетия. http://www.7travel.ru/regions/Temple_of_Tambov Каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Параскевы Пятницы возведена в 1763-1767 годах взамен деревянной одноименной церкви 1658 года постройки, уничтоженной огнем. Храмовая композиция в русско-византийском стиле на высоком цокольном этаже включает в себя двухсветный четверик, несущий высокий восьмерик, завершенный восьмигранным куполом и луковичной главкой на декоративном барабане. С востока к основному объему примыкает пятигранная алтарная апсида, а с запада - двухэтажная трапезная и трехъярусная шатровая колокольня с луковичным венчанием. В 1903 году храм передан военному ведомству, но в 1918 году был закрыт и превращен в склад и общежитие. В тяжелое для страны военное время (1943 г.) возвращен верующим, до 1988 года оставался единственным действующим храмом города и до 1993 года - соборным. В настоящее время церковь Покрова Пресвятой Богородицы действует, является памятником истории и архитектуры середины XVIII столетия. Комментарии и обсуждение Нижняя церковь была первоначально посвящена св. Иоанну Златоусту; после открытии храма в 1943 г. переосвящена в честь преп. Серафима Саровского. Очевидно, строительная история храма намного сложнее, чем это описывается в литературе. Килевидные наличники окон нижнего храма заставляют полагать, что этот храм был выстроен лет на 50 раньше верхнего, с его барочными наличниками окон. А наличие у верхнего храма северных и южных дверей (северная дверь заложена, к южной ведет наружная металлическая лестница советского происхождения - совсем такая, как в Богородской церкви Вологды) говорит о том, что первоначально храм имел обходную галерею на уровне межэтажного карниза.

http://sobory.ru/article/?object=07966

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010