Во Влахернской церкви сохранилась память о сем дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь почему-то не отмечает этого праздника. В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем Андреем Боголюбским. Повелением этого святого князя и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, поскольку именно в этот день князь покорил волжскую Булгарию (1164 г.), причем своим небесным покровителем святой князь Андрей Боголюбский считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве Царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=819

По материалам сайта " Храмы России " и справочника " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . М, УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. В 2003 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы вместе с оградой по адресу: Шатурский район, с. Власово, был поставлен на государственную охрану в статусе выявленного объекта культурного наследия (Приказ Министерства культуры МО от 26.08.2003 г. 516). Современный адрес: г/п Мишеронский, с. Власово. Кирилл Аминов. 18 мая 2015 г. Село Власовское (Власово) находится в 70 верстах от Владимира и в 60 верстах от уездного города Покрова, почти на границе Покровского уезда с Егорьевским уездом Рязанской губернии. Власовский приход образовался в 1776 г., когда была построена церковь в деревне Власовской. В 1776-77 гг. помещик князь Петр Михайлович Голицын построил в своей вотчине в дер. Власовской деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот деревянный храм с иконостасом и многими иконами в 1866 г. был пожертвован в новооткрытый Марковский приход Покровского уезда. В 1865 г. на средства братьев Ивана и Никифора Андреевичей Костеревых в Власовском был построен обширный и богато украшенный каменный храм с такою же колокольнею. Престолов в храме три: главный в холодном – во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1875 г.), в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая чудотв. (освящены в 1866 г.); этот новый храм украшен весьма богато особенно для сельской церкви. На престоле и жертвеннике главного храма одеяния медные, вызолоченные, с вычеканенными изображениями из жизни Спасителя, стоимость одеяний 925 руб.; паникадило медное посеребренное 880 руб.; ковчег для св. даров серебряный вызолоченный 340 руб.; сосуды серебряные вызолоченные 300 руб.; напрестольный крест серебряный вызолоченный 300 руб. Иконы Божией Матери «Млекопитательницы», Покрова Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца в серебряных вызолоченных ризах. Остальные украшения церковные, утварь, ризница также весьма богаты. Своим благолепием храм обязан по преимуществу семейству купцов Костеревых и из них главным образом Никифору Андреевичу Костереву, которым на украшение и устройство храма пожертвовано 88 683 руб. Церковь владеет капиталом в 17 764 руб., составившимся из разных пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=04517

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории. Храм Покрова Пресвятой Богородицы . По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=03548

От имени Предстоятеля Русской Православной Церкви и от себя лично митрополит Иларион выразил благодарность архимандриту Дионисию за труды, которые он нес на протяжении многих лет в качестве настоятеля Покровского храма. «Я хотел бы попросить Вас как благочинного этого округа не оставлять своим вниманием этот святой храм, продолжая помогать отцу Иоанну — новому настоятелю, сказал владыка. Хотел бы пожелать Вам здоровья, которое так необходимо каждому священнослужителю для несения возложенного на него Церковью послушания». Обращаясь к протоиерею Иоанну Миролюбову, митрополит Иларион пожелал новому настоятелю ревностно нести служение, на которое его поставил промысел Божий через священноначалие Русской Православной Церкви. «Мы видим, как община Покровского храма под Вашим руководством развивается и укрепляется, сказал архипастырь. Хотел бы пожелать, чтобы так было и впредь, и чтобы с Божией помощью мы смогли провести намеченные работы по восстановлению и благоукрашению этого храма, а также прилегающих к нему участка и строений». Протоиерей Иоанн Миролюбов сердечно поблагодарил владыку за теплые слова. «Мы несем непростое послушание в этом храме. Очень важное дело хранить в Русской Церкви предание, которое является нашей общей сокровищницей», в частности, отметил он. В архипастырском слове к собравшимся в храме митрополит Иларион сказал: «Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Покрова Пресвятой Богородицы престольным праздником этого святого храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы связан с событием, которое произошло во время осады Константинополя в 910 году. Жители города усиленно молились Пресвятой Богородице об избавлении от врага. И вот за богослужением святой Андрей Христа ради юродивый сподобился чудесного видения: он увидел Пресвятую Богородицу, Которая сняла со Своей головы покров и распростерла над всеми молящимися и над всем городом. В греческой церковной традиции этот праздник не имеет такой популярности, как на Руси. Наш народ полюбил этот праздник, и с самых ранних веков на Руси строились храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в частности, знаменитый храм Покрова на Нерли, и многие другие. В честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы освящен и этот храм, где мы прославляем Матерь Божию как небесную заступницу, молитвенницу, защитницу и ходатаицу за весь род человеческий.

http://patriarchia.ru/db/text/4639853.ht...

Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери. Приделы: восточный - в честь Троицы Живоначальной, западный - в честь входа Господня в Иерусалим, северный - в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины, южный - в честь святого Николая (иконы Николая Великорецкого, северо-восточный - в честь святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских, юго-восточный - в честь преподобного Александра Свирского, юго-западный - в честь преподобного Варлаама Хутынского, северо-западный - в честь святого Григория Армянского, с северо-востока также приделы святого Василия Блаженного и Рождества Богородицы. Богослужения начались в 1991 г., но регулярно не совершаются. В октябре 1552 года " позвонеся великий град Москва и изыдоша на поле за посад всё множество бесчиссленное народа московского " - москвичи выходили встречать возвращающуюся из победоносного похода на Казань русскую рать. Русь была избавлена от опасности нападения её злейшего врага. Такое историческое событие нуждалось в увековечивании, и вскоре после возвращения Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) из Казанского похода, на месте будующего храма Покрова-на-Рву была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами. А 1 октября 1555 года Иван Грозный " повелел поставити храм Пречистой Царицы Богородицы честнаго и славного ея Покрова с приделы... надо рвом у града близ Фроловских врат " . Через пять лет, 1 октября 1560 года, были освящены приделы Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Устиньи, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория " Великая Армении " . Если предыдущая деревянная церковь имела главным престол в приделе Троицы, то при строительстве каменного собора центральное место занял храм во имя Покрова Богородицы, а придел Живоначальной Троицы стал первым к востоку от входа. Центральный храм и придел Трёх патриархов были закончены в следующем, 1561 году. Первоначальный проект храма предусматривал создание вокруг центрального объёма семи приделов, но это оказалось невозможным сделать без нарушения законов симметрии. Тогда зодчие возвели не семь, а восемь приделов. Получился храм-город о девяти самостоятельных приделах, стоящих на одном основании - " Поставлен бысть храм каменный преудивителен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов " . В одном из приделов храма позднее был погребён московский юродивый Василий Блаженный (1469-1552), он же Василий Нагой. По его имени храм Покрова-на-Рву и получил в народе прозванье храм Василия Блаженного.

http://sobory.ru/article/?object=02934

Братская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Боровая, 52). Церковь состоит в ближайшем ведении Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. Освящена 12 октября 1893 г. Церковь каменная, имеет два престола: св. мч. Вонифатия внизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1897 г. вверху. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии составлена под редакцией секретаря СПб Духовной Консистории Н.М. Кутепова, 1899, Ст.94-95   С 1989 г. здание храма по решению Ленгорисполкома было передано «Дому Евангелия». Приход православного храма Покрова Пресвятой Богородицы долгое время боролся за возврат исторического здания. В этот период в находящемся по соседству бывшем доме причта Покровской церкви был устроен храм Собора новомученников и исповедников российских. 19 июня 2012 г. церковь на Боровой передана Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время церковь открыта для прихожан. Храм получил статус подворья Антониево-Дымского монастыря. Противоаварийные работы начались на фасадах храма Покрова Богородицы на Боровой улице Петербурга, сообщил журналистам в четверг председатель городского комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров. «В свое время этот храм называли одним из изящнейших храмов столицы, но теперь он пришел в плачевное состояние. В этом году нами запланированы работы по фасадам: предстоит обследовать фасады, кирпичную кладку, провести противоаварийные мероприятия. Кирпичная кладка в очень плохом состоянии, и я думаю, что нас еще ждет немало сюрпризов», – сказал С. Макаров, которого цитирует «Интерфакс-религии». По словам главы комитета, на текущий год из бюджета города выделено 15 миллионов рублей на работы по восстановлению храма, являющегося памятником архитектуры. В будущем году планируется начать основные ремонтные работы внешней части здания, а к интерьеру реставраторы планируют приступить уже позднее, в 2017-2018 годах. Покровская церковь была построена в 1893 году по проекту архитектора Николая Никонова. При этом работы по отделке интерьеров растянулись на несколько лет из-за нехватки средств. В 1895-1896 гг. фасады храма украсили майоликовыми иконами. Иконостас был исполнен также из цветной майолики на одной из фарфоровых фабрик. В конце 1930-х гг. храм закрыли. Здание было серьезно перестроено: полностью разобрана колокольня, которую венчал вытянутый вверх шатер, снесены навершия храма. Живопись на стенах была уничтожена. В послевоенный период в церкви располагались промышленные цеха, а в 1986-1989 гг. – механический цех НПО «Ленбуммаш».

http://sobory.ru/article/?object=01545

Закрыта в 1930-х годах. Венчания сломаны. В настоящее время заброшена. На территории деревни Замошье Сокольского района Вологодской области находится каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы с сохранившимися росписями — уникальный памятник православной культуры XVII века. Ранее на этом месте был деревянный храм, увезённый в Григорьево-Пельшемский монастырь. Каменная церковь, которая сооружена была еще в 1805 году, до сих пор привлекает взоры. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – это девятиглавый каменный собор с высокой колокольней. В архивных документах отмечено, что Замошская церковь построена тщанием прихожан, но когда - неизвестно. Заметно совмещение разных по времени архитектурных стилей: XVII, XVIII, XIX веков. В окладной книге 1638 года упоминается деревянная церковь Покрова Богородицы в Замошье, в вотчине Лопотова монастыря. Предположительно, каменный храм возвели в 1764 году, а колокольню в 1812-м. В церкви три Престола: Покрова Пресвятой Богородицы – главный, Преображения Господня, Святителя Николая Мириликийского. Внутри храм украшен великолепными росписями с будто живыми ликами святых. Явное сходство просматривается с настенной живописью Платона Тюрина. Возможно, стены Замошского храма расписывал один из братьев Скрипициных. В приходе было 42 деревни и значилось 17 часовен. Во времена пропаганды безверия стали разрушать церкви. Колокола в Замошье сбросили в 1935 году, а храм закрыли в 1937 году. Пытались взорвать, разрушить тракторами, но его мощные стены выстояли, поэтому внутри разместили склад госсемфонда, потом сушилку картофеля, склад запчастей для тракторов, кузницу. Часовни тоже были разобраны. Инициатором и зачинщиком восстановления святыни, спустя многие годы, стала Галина Сеничева. Благодаря неравнодушным людям в храме вновь появилась возможность совершать молебны. В 1992 году в Замошье зарегистрировали православную общину. А трудами местных педагогов проведено множество исследований по истории храма. Художник-реставратор О. Соколова отметила, что Покровская церковь не имеет прямых аналогов среди памятников подобного типа, представляет значительный исторический и художественный интерес как памятник необычной архитектуры и профессионального исполнения живописи XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=26459

Приход храма имеет два приписных лавра: во имя прп. Андрея Рублева в Раменках и лавр св. Николая (1754 г.) в селе Федоровское Ступинского района Московской области . При храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе действует воскресная школа для детей. Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе церковь (Лыщиков переулок, дом 10). С XIV века на Лыщиковой (голой, безлесой) горе находился монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, упраздненный в конце XVI века. В 1625 г. монастырский Покровский собор упоминается уже как приходская церковь. В 1696–1697 гг. отстроили небольшой каменный храм на другом месте – под горой. Но его посвящение осталось прежним. В нем устроили придел преподобного Иоанна Дамаскина, небесного покровителя инициатора строительства дьяка И. Рогозина. Храм был выстроен в новых и модных в то время формах – восьмерик на четверике. В XVIII–XIX веках здание перестраивалось несколько раз, увеличиваясь в размерах. В трапезной в 1773 г. на средства И.А. Лихарев создали южный придел Казанской иконы Божией Матери. В 1803–1805 гг. трапезную увеличили к западу и возвели ныне существующую колокольню. В 1812 г. во время наполеоновского нашествия в результате пожара церковь сильно пострадала. В 1814 г. заново освятили главный престол, а в 1815 г. – южный придел. В 1818 г. расширили трапезную и построили северный придел. В 1830-е гг. древняя часть храма и его алтарные апсиды были обстроены. Эта пристройка несколько необычной формы. Она обхватывает апсиды приделов и полукругом объединяет их с алтарем главного храма, так что с переулка виден единый мощный объем. В 1870-1890-е гг. проводились значительные переделки, изменились завершения колокольни и самого храма, несколько расширили трапезную. В 1891 г. построили дом причта. В советское время храм не закрывался. В нем сохранилось все внутреннее убранство с чтимыми храмовыми образами Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Дамаскина, Спаса Нерукотворного образа, святителя Николая, великомученика Пантелеймона, преподобного Пафнутия Боровского. На колокольне сохранились старинные колокола, самый большой из которых – Благовест, весом 112 пудов, отлитый в 1794 г. Зимой 1979 г. при ремонте церкви в главном алтаре, рядом с основным престолом освятили приставной престол преподобного Симеона Столпника. Среди святынь храма – рака с мощами священноисповедника протоиерея Романа Медведя († 1937).

http://sobory.ru/article/?object=05803

На настоящем своем месте село Девять Дубов переживает уже второй период своего исторического существования. Более 150 лет тому назад оно находилось на другом месте, отстоящем от нынешнего на расстоянии 2 верст. Перемещение села произошло вследствие пожара в старом селе, когда там сгорела деревянная приходская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Пожар этот был в 40-х гг. XVIII ст. Прежнее село носило и иное, чем теперь, название, сохранявшееся долгое время за новым селом теперь называемом Девять Дубов. Из межевой книги и плана на церковную землю, составленных в царствование Екатерины Великой в 1780 г., видно, что новое село носило название Бугодощь, Девять Дубов тож. Откуда пошло название села Бугодощь – неизвестно, однако оно не утратилось и до сих пор, хотя слышится теперь очень редко. К приходу села Девяти Дубов принадлежат деревни: Юрьево, Камышино, Холчевка, Башмаково, Прилепы и Новокульнево, Ленивка тож. Дворов в приходе 340, душ муж. пола свыше 1200, жен. пола 1240. Существующий в селе Девять Дубов уже ветхий деревянный храм с такою же колокольнею сооружен на средства прихожан, окончен постройкой и освящен в 1759 г. В нем два престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в теплом трапезном приделе – во имя свят. и чудотв. Николая. В главном храме есть икона Покрова Пресвятой Богородицы, которая существует лет 200. О ней в церковной летописи сказано, что после пожара старого деревянного храма осталась в целости только одна местная икона Покрова Пресвятой Богородицы. На этой иконе и до настоящего времени сохранились следы разрушительного огня. В 1763 г., неизвестно каким жертвователем, икона украшена сребропозлащенной ризой. В настоящее время с 1882 г. усердием прихожан на месте старого храма строится новый каменный храм с тремя престолами. В самом селе есть церковно-приходская школа грамоты, основанная на место упраздненной земской, а в деревне Камышино на средства Орловского Петропавловского Братства в 1900 г. выстроена церковно-приходская школа с целью противодействовать распространению там духовного скопчества. С 1898 г. в селе открыто церковно-приходское попечительство.

http://sobory.ru/article/?object=41538

В 1992 году храм возвращен Церкви, но реально войти в храм и начать богослужебную деятельность удалось лишь в 2003 году. Миролюбов И., иерей 1 октября 1618 года была предотвращена последняя попытка поляков захватить русский престол. В память этого события воздвигнут храм Покрова Пресвятой Богородицы в дворцовом селе Рубцове. Сначала был поставлен деревянный обыденный храм (1619), затем возведен и освящен в 1626 году каменный с двумя приделами, по правую сторону придел теплый во имя преподобного Сергия Радонежского, по левую – придел царевича Димитрия. Построили храм в архитектурных формах характерных для эпохи царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. «Государь постави храм каменный по обету своему во имя Покрова Пречистыя Богородицы в дворцовом селе Покровском». В «Разрядных книгах» была также сделана под 7135 (1626) годом запись: «Того же года октября в 29 день Государь Царь и Великий князь Михайло Федорович Всея Руси ходил в свое государево село в Рубцово для освящения церкви Пречистыя Богородицы Покрова». Вместе с государем выехал в Рубцово весь царский двор из Кремля и был устроен по поводу освящения праздничный стол. Земля, на которой стоит храм, сохранила историческую память о многих событиях в жизни царской семьи Романовых. Село Рубцово, (позднее Покровское) Московского уезда, при впадении речки Рыбинки в Яузу было пожаловано царем Иваном Грозным боярину Никите Романовичу Юрьеву, брату первой жены царя Анастасии Романовны и матери царя Федора Ивановича. Перейдя по наследству боярину Федору Никитичу Романову (будущему патриарху Филарету), после воцарения его сына Михаила Федоровича, стала государевой подмосковной усадьбой. «Разрядные книги» XVII века содержат многочисленные сообщения о посещениях государя Михаила Федоровича и государя Алексея Михайловича своей вотчины, проходивших там богослужениях в храме Покрова, торжественных приемах послов и различных гостей в Покровском дворце, праздничных обедах, семейных торжествах, царской охоте весной и осенью в окрестностях Покровского и Семеновского. В 1733 г. в царствование Анны Иоанновны в селе Покровском был построен дворец для русской принцессы, дочери Петра I Елизаветы, которой принадлежало дворцовое село. Во времена императрицы Елизаветы Петровны дворцовая усадьба в Покровском превратилась в своеобразный зеленый цветущий «вертоград» с прудами, аллеями плодовых деревьев и ягодных кустарников, качелями, каруселями, раскатами катальных гор, праздничными народными гуляниями в масленицу, на Пасху и на Троицу.

http://sobory.ru/article/?object=02191

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010