В приходных окладных книгах «жилых данных церквей» за 1648 г. указано: «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Михаила Облесова, да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория, прибыла вновь церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Рождественского монастыря на Москве, в селе Хомутове; дани 15 алтын с деньгою, десятильничих и заезда гривна». В 1712 – 39 гг. церковной дани по окладу 28 алтын 3 деньги. В 1680 г. при досмотре церквей и церковных земель оказалось, что «по сказке попа Покровской церкви Парфения и села Хомутова крестьян, к той церкви церковной земли 2 дес. в поле, та земля меж крестьянской земли врозни, полосами, да сена по реке Клязьме на двух лугах 30 копен…». В 1678 г. показано: «у церкви дворы попов, дьячков и пономарев пусты, в селе двор монастырский и 10 дворов крестьянских, в них 38 чел.». 28 сентября 1694 г. по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Московский уезд, в село Хомутово; антиминс взял той же церкви поп Парфений. В 1701 г. Покровская церковь «деревянная, а в ней царские двери, столбцы и сень резные; местный образ Воскресения Христова, образ Пресвятой Богородицы Покрова, писан на красках, на нем венец и цата серебряные, резные, позолочены; образ Николая Чудотворца, образ Илии пророка, образ Живоначальной Троицы, образ Владимирской Богородицы, 13 местных икон…»; в 1704 г. в селе числилось 13 дворов крестьянских. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г. После прихода к власти большевиков после известных событий Октябрьской революции, буквально в ближайшие годы, их цели были устремлены в сторону религии. Уже в 1918 году был создан специальный отдел, сотрудники которого приезжали в храмы Щёлковского района и описывали имеющееся там имущество. Такая опись постигла и Покровский храм в Хомутово.

http://sobory.ru/article/?object=03039

  От названия слободы получили название две городских улицы – Большая Козленская (ныне ул. Козленская) и Малая Козленская (ныне ул. Первомайская).   В конце XVII – начале XVIII века Вологда подвергалась частым и опустошительным пожарам. В связи с этим в декабре 1704 года вологжане решили общими усилиями построить рядом с деревянной Покровской церковью каменный холодный храм во имя Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина, считающейся заступницей от пожаров. На имя преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белозерского, была подана челобитная с просьбой разрешить строительство. 8 июня 1710 года архиепископом Гавриилом проведено освящение нового храма. В декабре 1710 года жителями Вологды составлен письменный общественный приговор, по которому они обязались ежегодно давать деревянное (оливковое) масло к двум находящимся в церкви особо почитаемым местным иконам – Покрова Божией Матери и Неопалимой Купины.   С последним образом связано предание: во время одного из визитов Петра I Алексеевича в Вологду жители Козленской слободы поднесли Государю образ Неопалимой Купины. Царская особа дар приняла, однако тут же передала его на хранение в слободской храм.   В октябре 1730 года прихожане Покровской церкви обратились с прошением к вологодскому преосвященному епископу Афанасию о разрешении построить вместо обветшавшей деревянной Покровской церкви новый одноименный теплый каменный храм, примыкающий к каменной церкви Неопалимой Купины. Дата освящения каменного Покровского храма с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Антипы, епископа Пергамского, не известна. Поскольку оба храма – холодный и теплый – оказались под одной крышей, объединенную церковь стали именовать Покровской.   Архитектура церкви Покрова Богородицы типична для начала XVIII столетия и несет на себе след стиля московского барокко. В архитектурном отношении она имеет сходство с такими вологодскими церквями, как Иоанна Предтечи в Рощенье и Власия Севастийского. Основные композиционные формы этих зданий – двусветный четверик, на который поставлен восьмерик, увенчанный купольной кровлей с одной главой. Теплая церковь пристроена непосредственно с западной стороны холодного храма и составляет как бы продолжение ее трапезной. Алтарная часть храма, трапезная и шатровая колокольня подвергались различным изменениям в конце XIX – начале XX века.

http://sobory.ru/article/?object=01093

Возвращались по луговой дорожке босиком, мокрые после купания в Нерли и счастливые. Постоянно оглядывались назад, чтобы еще раз увидеть чудо-храм. Мягкий бархатный песок под ногами – его невозможно забыть. Летом здесь часто можно услышать детский смех, плескания в старице у Покрова-на-Нерли. Порой местные священники приводят сюда на купание своих деток, садятся на травку у берега и присматривают за ребятами, чтобы те далеко не заплывали. Малыши плещутся поближе, а старшие норовят окунуться с головой прямо в отражении храма. Как считают историки, у своей белокаменной церкви любил купаться и благоверный князь Андрей Боголюбский. По реконструкции археолога Николая Воронина, от нее прямо к воде вела специальная лестница. Храм представлял собой целый комплекс из княжеских палат и гульбища и был возведен в 1158 году из того самого камня, который остался после строительства владимирского Успенского собора. Наверное, тогда еще святой князь не предполагал, что его новой белокаменной церкви у слияния Клязьмы и Нерли суждено стать первой в мире церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая сегодня является памятником ЮНЕСКО и находится на заповедном лугу. Тут около ста пятидесяти видов редких растений, среди них есть и краснокнижники. Вспоминаю, как однажды увидела на дорожке к Покровскому храму немца – стоящего на коленях и плачущего. «Вы даже не представляете, рядом с какой красотой живете!» — восклицал он. Сегодня здесь вместо бархатного песочка – тесаный камень. Но даже по нему хочется идти только босиком. Надо поторопиться, близится начало службы, первой за все лето. Редкие Литургии дают возможность глубже проникнуть в чудо Покрова-на-Нерли. Да, праздник Покрова здесь всегда с первым снежком и с особым трепетом. Но этот летний – в честь Андрея Боголюбского – просвечен насквозь простотой: сено, солнце, играющее на воде, заночевавший на лугу трактор, все та же тропинка, по которой бежишь без туфель, как в детстве. По которой сотни и сотни раз ходили с самыми дорогими мне людьми.

http://pravmir.ru/nezemnoe-pokrovskoe-ch...

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объем – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава.  Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Отношение ширины западного фасада церкви Покрова на Нерли к его высоте – примерно 0,85 (для сравнения: во владимирском Успенском соборе Андрея Боголюбского и Дмитриевском соборе это отношение близко к единице). Аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор, его верх членит фасад на две почти равные доли. Такие пропорции создают исключительно «стройный» силуэт храма. Барабан церкви Покрова также сильно вытянут вверх – отношение его диаметра к высоте равно 0,79 (в Дмитриевском соборе – примерно 1). Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма. Сужающиеся вверх колонки аркатурно-колончатого пояса расположены очень «тесно» (гораздо ближе друг к другу, чем на Успенском соборе), а арочки сильно сжаты и имеют подковообразную форму. Это архитектурное решение также подчеркивает общую «устремленность храма вверх» Выше аркатурно-колончатого пояса, над отливом, начинаются новые профили – закомар и окон. На апсидах аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен сверху, некоторые колонки пояса заменены полуколоннами, спускающимися до цоколя, что создает цельную и «вертикально-ориентированную» картину декора апсид. Крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера. В целом храм производит впечатление не только «высотного», но и весьма «нарядного», несмотря на относительно скромный (по сравнению, например, с Дмитриевским собором) декор зооантропоморфного типа. В тимпанах закомар расположены изображения царя Давида, львов, голубей, грифонов с ягнятами и женских масок, в базах колонок аркатурно-колончатого пояса – маски и изображения животных и чудовищ. Барабан декорирован аркатурно-колончатым и городчатым поясами. В интерьере парные львы помещены в пятах подпружных арок. Перспективные порталы храма Покрова украшены лиственными капителями и резными полуциркульными архивольтами. Аттический профиль цоколя схож с профилем цоколя церкви Рождества Богородицы в Боголюбове.

http://sobory.ru/article/?object=00185

На основании Заключения экспертной комиссии министерства культуры Российской Федерации Владимир Константинович Егоров издал приказ от 26 мая 1999 года об использовании памятника архитектуры XVII века церкви Покрова в Филях. В приказе говорится о необходимости Музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева обеспечить совместное использование музеем и приходом нижней церкви храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях с 1 сентября 1999, имея в виду, что богослужения проводятся при сохранении исторически сложившегося комплекса убранства интерьера данной части памятника. К приказу министра прилагался график работ, которые необходимо было произвести: перенос щита охранной сигнализации, разработка технического задания и технической документации на устройство вентиляции, установление вентиляционного оборудывания, работы, связанные с устройством тамбура, мониторинг температурно-влажностного режима. Все это должно было быть сделано, согласно приказу министра, в течение лета 1999 года, и с 1 сентября в Покровском храме должны были возобновиться богослужения. Сначала, по рекомендации экспертной коммисии, один раз в неделю. А затем, в зависимости от того, как будут развиваться события и в зависимости от того, какие последствия для здания вызовут начавшиеся богослужения, частота их и количество присутствующих при богослужении могли бы определенным образом корректироваться. Что касается верхнего, Спасского храма, то там богослужения проводить не рекомендовано. Надо сказать, что верхний Спасский храм был летним храмом, в нем служили редко. Там действительно сохранился уникальный интеръер XVII века, резной золочений иконостас конца XVII века, дубовые полы - и никто не предполагал там вообще возобновлять богослужения. Так что статья, опубликованная в газете " Сегодня " , изобилует непроверенной и недостоверной информацией. Это же относится и к исторической судьбе и принадлежности самого Покровского храма. Вопреки сообщенному в статье Ивана Саса, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, согласно архивным документам, с XVII века до 1941 года, когда он был закрыт, функционировал как приходской храм. С 1691 по 1783 год верхний храм (Спасский) действительно использовался владельцами усадьбы как домовый храм. Там было учреждено сверхштатное духовенство, которое получало от владельцев усадьбы плату, за те богослужения, которые они там совершали. Что касается нижнего храма, который унаследовал свое посвящение в честь Покрова Божией Матери от бывшего на этом месте ранее деревянного храма, - этот храм был всегда приходским. На этот счет имеются архивные документы.

http://pravoslavie.ru/press/fili.htm

Днем и ночью тысячи людей толпились там, чтобы приложиться к святому образу. Такое столпотворение способствовало быстрому распространению опасной инфекции. Архиепископ Московский Амвросий повелел перенести чудотворную икону Богоматери в церковь Кира и Иоанна, чтобы хоть как-то уменьшить скопление людей. Но это повеление вызвало взрыв недовольства толпы, а затем начался бунт. Пока центр бушевал, у церкви Святых Кира и Иоанна местная юродивая тихо наставляла прихожан, как уберечься от чумы: " В семи шагах от храма разложить костер. Каждому кидать в него по жмени соли, но так, чтобы не загасить пламя. А потом вести хоровод вокруг костра и во весь голос петь " . Что-то бесовское узрели в этом наставлении служители церкви святых Кира и Иоанна. Да разве можно давить на паству, когда вблизи Кремля гремят пушки и ружья? - " Напричитала " юродивая - ей отвечать перед Богом, - решили служители храма. Деревянных заборов рядом с церковью полно для костра, а соли на складах вблизи - еще больше. Сделали все, как говорила юродивая. Всю ночь пляска и песнопение втягивали все новых и новых людей. Что это было? Беснование? Нет. Пляска и громкое пение заставляли глубже вдыхать пары жженой соли. Прошло несколько дней, и никто из прихожан этой церкви не заболел. А в 1934 году церковь святых Кира и Иоанна была уничтожена. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Левшине Стрелецкая слобода на западе Москвы получила свое название по фамилии полковника Левшина. В начале XVIII века на деньги стрельцов там воздвигли церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда пожар уничтожил почти всю Левшинскую слободу, стрельцы призадумались: какой же храм в Первопрестольной без своего юродивого? Задумали стрельцы воспитать блаженного в своем коллективе. Нашелся доброволец. Поили и кормили его за свои деньги. А когда пришел срок, у церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Левшине появился свой юродивый. Вроде бы он и походил на настоящего: и вериги, и лохмотья надел, в мороз и ненастье босиком хаживал и орал истошно всякую бессмыслицу. Да вот беда - " все, что пророчил новоявленный юродивый, не исполнялось. Вначале стрельцы били своего бывшего товарища. Но плети и кулаки не вразумляли его. Может, опасаясь расправы, бывший стрелец заявил, что на год уйдет в подземелье, расположенное под церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Пообещал и исчез бесследно. В народе еще долгое время о лжепредсказателях и лжеблаженных говорили " левшиновские юродивые " . А сама церковь снесена была в середине 30-х годов XX века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы – единственная церковь в Переславле, которая в советский период не закрывалась и действует поныне. Наружный вид храма остался до настоящего времени без существенных изменений, внутреннее же убранство поновлялось неоднократно. Внутри церкви сегодня сохранились неплохие образцы церковной утвари, резьбы по дереву и иконописи XVIII века. Особо ценная икона из этого храма – образ апостолов Петра и Павла XV века – является одной из древнейших в коллекции Переславль-Залесского музея. По книге Н.Ермаковой «Храмы Переславля: существующие и утраченные». - Славпринт, 2004 г. На месте настоящей церкви с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы в XVII столетии стояла церковь Пятницкая. Это видно из того обстоятельства, что в книгах патриаршего казённого приказа сначала упоминается Пятницкая церковь, а потом на том же месте значится Покровская церковь, и оба эти названия чередуются, очевидно, потому что они равнозначащие. В 1628 году в патриарших окладных книгах записано: «церковь святые Христовы мученицы Пятницы, на посаде, дани семь денег, десятильничих гривна». В писцовых книгах 161 (1653) года при этой церкви значится двор попов и в приходе 39 дворов. В 167 (1659) году здесь построена новая церковь, которая была уже освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По переписным книгам 1703 года здесь записаны: поп Иван Фёдоров и приходских 28 дворов. В 1730 году церковь святой великомученицы Пятницы платила дани 1 рубль, 3 алтына, 2 деньги. В это время церковь уже обветшала, полы в ней все опустились и служить стало невозможно. Поэтому прихожанам было разрешено построить новую церковь, которая и была затем освящена игуменом Борисоглебского монастыря Пахомием. В 1789 году, вместо бывшей доселе деревянной церкви, на средства секретаря уездного суда Д. Тольского и купца П. Быкова устроен каменный храм, существующий и в настоящее время. Освящён он был на антиминсе, взятом из упразднённой Петропавловской церкви. Наружный вид храма без существенных изменений сохраняется и доселе, внутренние же украшения возобновлялись не однажды.

http://sobory.ru/article/?object=00439

Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов «Страницы истории Смоленщины», 2007 г., Смоленск «Смоленский Колизей» - так ещё её называют. Единственная в подобном стиле в регионе, – церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1824 году (по другим данным - в 1827 г.) в деревне Черепово, в 11 километрах от поселка Хиславичи. Эта церковь-ротонда является самым крупным и сложным памятником зрелого классицизма в области. Обошлась она её основателю, местному помещику Малышеву, в 300 тысяч рублей. Потомки рассказывали, что кирпичи для строительства церкви передавали по живой цепочке на расстояние восьми километров от кирпичного завода графа Салтыкова в деревне Селезеньки. Храм строили буквально всем миром! Есть свидетельства, что помимо оригинальной архитектуры церковь, освященная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, впечатляла богатством внутреннего декора и живописью. В середине XIX века помимо усадьбы Черепово насчитывало 22 двора и 158 жителей, а также лесопильный завод и две церкви. На сайте администрации Хиславчского района сообщается о том, что авторство проекта храма Покрова Пресвятой Богородицы в Черепово доподлинно не установлено. Ранее считалось, что оно принадлежит неизвестному петербургскому архитектору. Но проведенные исследования показали, что проект может быть и московским. При финансировании работ ощущался столичный размах. Основные средства на возведение церкви выделил помещик Захарий Яковлевич Малышев, который, по местному преданию, скончался во время первого колокольного благовеста при её освящении. Благотворителя похоронили у стен храма, по другим данным – в самом храме, а у западного входа установили его бронзовый бюст, который еще видели старейшие жители села. Непонятно, почему о столь значимой личности практически ничего неизвестно. Некоторые исследователи сомневаются, мог ли местный помещик потянуть такое строительство. Однако найденная архивная выписка земского суда 1818 года свидетельствует, что из хозяйства Малышевых отпущено на нужды уланского полка, ставшего в Черепово на краткосрочный постой, овса и сена примерно на 300 рублей. У местных крестьян военные взяли в прогон 438 лошадей.

http://sobory.ru/article/?object=15030

1 августа 1928 г. народный комиссариат внутренних дел УССР издал постановление и циркуляр 583 «Про порядок закрытия храмов всех культов и реализации их собственности». В начале 30-х годов были сняты колокола. После создания колхоза храм был переделан в клуб – сняли купола и перестроена крыша. Во время немецкой оккупации храм был открыт, и действовал он до 1949 г. Потом в нём опять был устроен клуб, библиотеку, а в доме священника – музыкальную школу и радиоузел. В начале апреля 1971 г. по недосмотру киномеханика возник пожар. Крыша частично сгорела. До конца 1971 г. стены толщиной 0,7 м исчезли вместе с полуразваленным домом священника. А на пустыре возникла танцплощадка… С благословения Владыки Никодима 3 марта 2002 года был отслужен чин освящения будущего храма, заложен камень и установлен крест. 19 марта 2002 года начали рыть котлован под фундамент. Залили фундамент, вывели цоколь, строительство шло полным ходом. 10 октября 2010 года Викарием Харьковской епархии освящен новый типовой храм. http://www.shukach.com/ru/node/26797 Первый храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Коротыч был построен стараниями владельца села и бригадира Слободских казачьих полков Федора Осиповича Осипова в 1694 г. Храм был деревянный, небольших размеров и судя по описям второй половины XVIII столетия, это был трехчастный одноглавый храм. Его колокола располагались на деревянных столбах под навесом, только в 1782 г. стараниями нового владельца коллежского советника Петра Андреевича Щербинина была построена деревянная небольшая колокольня, а храм был существенно перестроен русскими мастерами. Под него подвели каменный фундамент, заменили сгнившее дерево, установили новый иконостас липового дерева, а для священника был выстроен новый деревянный дом на отведенной в центре села усадебной земле. Первое время при церкви постоянно находился один священник, самым первым из известных нам был Лаврентий Закрицкий. Дьячок и пономарь избирались прихожанами по малороссийскому обычаю каждый год. Из описания Покровской церкви в с. Коротыч за 1811 г. видно, что «церковь деревянная, крепкая, в давних годах построена, престол один – Покров Пресвятой Богородицы, в продолжении богослужения опасности нет, книг полный церковный круг. Деревянная колокольня, на ней 4 колокола: первый – 10 пудов, второй – 5, третий – 2, четвёртый – 0,5 пуда. Ограда деревянная, крепкая, вновь сделанная. Опись церковного имущества имеется, ризница и сумма хранится в церкви под наблюдением, в запечатанную книгу записывается. За расходом в остатке 20 руб. 23 коп. Поучения читаются в каждый воскресный и праздничный день священником, сочиненные проповеди говорит изустно в своей приходской церкви в день Сретения Господня, в день Воскресения Христова и в день Покрова Пресвятой Богородицы. Метрические книги с 1774 г., а исповедные росписи с 1797 г., по сей день хранятся в церкви. У храма 17 десятин пашенной и сенокосной земли, причт владеет ей беспрепятственно. Прихожане все живут в одном селе.

http://sobory.ru/article/?object=04214

http://agios.itkm.ru/17702 У излучины реки Клязьмы на горке стоит самый, до недавнего времени, молодой храм в Пушкинском районе - церковь Покрова Божьей Матери. Построенный в начале прошлого века храм поражает своим величием и красотой архитектуры, являясь одним из самых богатых памятников церковного зодчества ХХ века. Посёлок Черкизово сам по себе достаточно древнее поселение, вотчина Троице-Сергиева монастыря, недавно отметивший своё 500-летие. Из писцовой книги Московского государства 1573 года следует, что уже тогда на этом самом месте у излучины реки стояла деревянная церковь Покрова. В начале XVII века её перенесли в соседнее селение Звягино, а в Черкизово потом соорудили часовенку - тоже у реки, на холме, в конце нынешней улицы Главной. Теперь от той часовни не осталось и следа. Краснокирпичный, с голубыми куполами черкизовский храм строился по проекту Владимира Павловича Десятова, автора таких замечательных храмов Подмосковья, как церковь иконы Божией Матери Знамение в Знаменском-Губайлове (Красногорск) и строительство зданий и храма в Покровском-Васильевском мужском монастыре (Павловский Посад) и др. Фундамент будущей церкви был заложен в 1899 году. Решение о строительстве церкви в Черкизове было принято на сельском совете местными жителями, а инициаторами были хозяева местной ткацкой фабрики В.П. Новикова, его компаньоны и богатые черкизовские дачники - Шишелов, Бахрушин, Курлюков, Жучков и другие. На их деньги храм, в основном то и возводился. Помогали в этом владельцы близлежащих фабрик - Сапожников, Челноков, Воронин. Пожертвования на строительство и убранство церкви собирали в Черкизове, Тарасовке и других окрестных деревнях. Храм и красавица колокольня высотой около 50 метров, выдержаны в русском стиле второй половины XVII века, образуют единый ансамбль, строгие пропорции которого создают впечатление монументальности, хотя церковь не велика по размерам. Вместимость её около 500 человек. Широкие арки соединяют центральную часть церкви с двумя приделами. Правый (южный) - во имя Николая Чудотворца, левый (северный) - во имя прп. Сергия Радонежского. В правом приделе хранится большая икона св. Николая Чудотворца (дар черкизовского купца, владельца лавки Ивана Григорьевича Седова), в левом же приделе находятся иконы прп. Серафима Саровского, прп. Сергия Радонежского, образ Преображения Господня. Под арочными сводами висят две люстры с надписью по окружности: " Свет Христов просвещение всех " . Над алтарными вратами - небольшая серебряная люстра (дар Ивана Павловича Санкова). Живопись над алтарём посвящена библейскому сюжету: Покрова Пресвятой Богородицы. На своде центрального купола изображён " Собор ангелов " . Кирпич для строительства церкви возили на лошадях из Мытищ - с кирпичных заводов Воронина, Челнокова. Цемент для кладки замешивали на яйцах.

http://sobory.ru/article/?object=00464

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010