— Как же удалось сдвинуть его с места? — Более 150 елецких купцов подписались, что обязуются давать деньги на строительство и содержание Вознесенского собора. Только после этого на заседании городской думы был создан строительный комитет. Из купцов выбрали главного строителя, которым стал Иван Петров, а в помощь ему еще двух человек — Ивана Попова и Ивана Уклеина. Именно благодаря роду Петровых мы видим собор таким, какой он есть. В 1842 году Иван Петров поехал в Москву, чтобы заказать проект у архитектора Константина Тона. Тот составил смету, и Иван Герасимович начал строительство. Возвели уже большую часть стен, когда Петров умер. Тогда городская дума избрала его племянника, Александра, и он успел довести строительство практически до куполов. Строительство закончил лишь его сын. В итоге на все ушло 44 года. — Купцы, правда, все оплачивали? — У сына последнего строителя Александра Петрова сохранились шнуровые книги, где учитывались все доходы и расходы. В них написано, что собор построили на деньги городской думы и пожертвования жителей города. Так что ельчанам есть чем гордиться. По округе раскатывается звон колоколов. Служба закончилась. Многочисленные горожане расходятся по своим делам. Голубые купола озаряются солнечным светом. Храм Покрова Пресвятой Богородицы Существует городская легенда, что местные купцы ходили на поклон к царю просить, чтобы Елец сделали губернским городом. Царь им на это ответил: «Как 33 церкви построите, так сделаю Елецкую губернию». Храмы в Ельце на каждом шагу. Стоит отойти от Вознесенского собора, перейти через дорогу и пройти до пересечения улицы Маяковского с одноименным переулком, виден храм Покрова Пресвятой Богородицы. Правда, состояние его уже оценивается как неудовлетворительное. — Вы знаете, какой храм Ельца является самым древним? — спрашивает Александр Клоков, пока мы идем к церкви. — Неужели Покрова Пресвятой Богородицы? — Именно. Впервые в документах он упоминается в 1617 году. Правда, датой освящения называется 1759 год. А в середине XIX века его решили отреставрировать, так как появились трещины в стенах. Автором проекта выступил Андрей Тон — брат Константина Тона, зодчего Вознесенского собора. В качестве прообраза он взял Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. И получилось довольно неплохо. Известен храм и тем, что в нем хранились реликвии, принадлежавшие Тихону Задонскому. Вот только в советские годы это не спасло его от закрытия.

http://pravoslavie.ru/86695.html

Подписание преосвятейшего Вениамина епископа Коломенского и Каширского: " дать храмозданную грамоту 1736 года февраля 27 дня " . Указ выдан (продолжения сего дела не имеется). По книге 1746 года: с новопостроенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в 3дружном (?) рубля 68 копеек. " Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы " , Москва, 1904 г.  Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин].  –  Изд. 2-е, доп. и испр.  –  Брянск: Белобережье, 2012 4 февраля 1735 г. крестьяне деревни Вздружной Ларион Фомин и Иосиф Васильев «с товарищи» подали в Синодальный казённый приказ прошение о постройке в своей деревне храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В то время деревня Вздружная относилась к Брасовскому стану Комарицкой волости Севского уезда и входила в приход Покровской церкви села Глинного, расстояние до которого было немалым. В следующем году указ о строительстве храма был получен. В 1746 г. деревянный храм уже числится действующим. В последней четверти XVIII века, с изменением уездных границ, Вздружное было передано в Трубчевский уезд. В 1796 г. на средства прихожан, бывших крепостных помещика Апраксина, было построено новое здание Покровской церкви. Оно также было деревянным. К началу ХХ в. этот храм существовал в своём первоначальном виде, но уже стоял на кирпичном фундаменте, а тёсовая кровля была заменена железной. Иконостас имел пять ярусов; в 1896 г. он был обновлён: заново переписаны иконы и позолочены обрамления. К храму была пристроена двухъярусная колокольня, равная ему по высоте – 14 м. Деревень в приходе села Вздружного не было. По свидетельству старожилов села, здание Покровской церкви погибло в 1928 г. во время большого пожара в селе. Удалось спасти лишь некоторые предметы церковной утвари. Вскоре на том же месте был выстроен новый обширный однокупольный деревянный храм с колокольней, но службы в нём шли недолго. Его настоятель Павел Алексеевич Генерозов, которому тогда было более 70 лет, 15 сентября 1930 г. был арестован и приговорён к пятилетней высылке. Были репрессированы и несколько работавших при храме женщин. Не позже 1939 г. храм был окончательно закрыт, частично разобран и обращён в сельский клуб. В период немецкой оккупации церковь не возобновлялась. В 1943 г. при отступлении фашистов здание Покровского храма, как и большая часть села, было сожжено. На его месте, в начале Советской улицы, в 1956 г. было выстроено кирпичное здание клуба, вокруг разбит небольшой парк, посажены клёны. Перед входом в клуб установлен обелиск над братской могилой воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=46835

Через 100 лет, во время реконструкции тюрьмы по проекту архитектора Шимоновского, были снесены тюремные постройки, примыкавшие к храму. В 1887 г. храм переосвятили во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1899 г. храм был вновь перестроен и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1909 г. по проекту архитектора В.В. Воейкова пристроили звонницу (не сохранилась). Покровскую церковь закрыли вскоре после 1917 г., устроили в ней пересыльные камеры. В 1930-е гг. храм разделили на два этажа, над ним надстроили третий этаж для медсанчасти. В эти годы количество узников Бутырской тюрьмы многократно возросло; всего единовременно в ней содержались до 20 тысяч человек. В Бутырской тюрьме в разное время находились в заключении – С.П. Королев, О.И. Мандельштам, А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов. В Бутырской тюрьме содержались более 200 новомучеников (в том числе – митрополит Петр Крутицкий, архиепископ Илларион Верейский, протопресвитер Александр Хотовицкий, священник Владимир Амбарцумов). В настоящее время тюрьма продолжает располагаться в этом старинном комплексе и переезжать не планирует. Храм освятили в 1992 г. на третьем этаже здания церкви. На Пасху 1993 г. в Бутырской тюрьме состоялся крестный ход во внутреннем дворе вокруг храма. В 1997 г. после того как рухнула крыша переместили на первый этаж церковного здания. Его иконостас выполнен иконописцем Ольгой Клодт. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Тюремный замок. У Бутырской (иначе Дмитровской) заставы. Построен в 1782 году. Стены замка составляют квадрат высотой около 4,5 сажени. Внутри квадрата расположены крестообразно тюремные здания. Главный корпус построен в 1888 году по системе одиночного заключения. В пяти этажах этого здания размещено 396 одиночных камер, 5 карцеров, 4 кладовых, ванная, библиотека и 2 кабинета для занятий чинов судебного ведомства. Другие корпуса перестроены и перестраиваются. По углам замка находятся четыре двора больших и четыре малых. Внутри замка домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Тут же и Центральная пересыльная тюрьма с церковью Св. Александра Невского, сооруженной в 1879 году и перестроенной в 1884 году. Заботами старосты купца Хрулева церковь в последнее время возобновлена.

http://sobory.ru/article/?object=28664

В греческой церковной традиции этот праздник не имеет такой популярности, как на Руси. Наш народ полюбил этот праздник, и с самых ранних веков на Руси строились храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в частности, знаменитый храм Покрова на Нерли, и многие другие. В честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы освящен и этот храм, где мы прославляем Матерь Божию как небесную заступницу, молитвенницу, защитницу и ходатаицу за весь род человеческий. Вспоминая в этот день событие, которое произошло много веков назад, мы одновременно размышляем и о том, как прозрачны границы между миром земным и миром небесным. Всякий раз, собираясь на Божественную литургию, мы сознаем (это даже отражено в литургических молитвах), что вместе с нами молятся и участвуют в богослужении небесные ангелы и все святые. И если мы их не видим, в отличие от святого Андрея юродивого, то лишь потому, что наши духовные очи закрыты, их помрачает греховная тьма, и мы не можем созерцать, подобно святым, райскую славу. Но когда мы молимся вместе с Церковью земной и Церковью небесной за Божественной литургией, мы ощущаем невидимое присутствие Пресвятой Богородицы со всеми святыми, от века Богу благоугодившими, и с сонмом ангелов Божиих. И, конечно, мы ощущаем присутствие наших близких, перешедших в мир иной, которые незримо соприсутствуют с нами за богослужением. Всякий раз, когда на Божественную литургию собирается малое стадо Христово, вместе с ним собирается и та вселенская Церковь, которая от начала дней вплоть до настоящего времени пополняется все новыми и новыми членами: и живущими на земле, и теми, кто уже перешел в Царство Небесное. Литургическая молитва обнимает всех, и мы молимся не только о православных христианах, но и о тех, кто находится вне лона Церкви, чтобы Господь просветил их светом веры и привел к познанию истины. Мы также молимся за всех усопших сродников и близких, и вместе с нами молится Пресвятая Богородица, и святые, и ангелы Божии. И всегда Матерь Божия, если мы обращаемся к Ней с молитвой о помощи, простирает над Своей паствой небесный и Божественный покров.

http://patriarchia.ru/db/text/4639853.ht...

Миссия предотвратила кровопролитие, но, отступая, немецкие войска сожгли д. Кошелевичи. Дом Федосеевых, который мы называем домом о. Иоанна Кронштадтского, немцы подожгли с 3-х сторон. Пламя погасло само собой. В этом единственном доме с обгоревшими ступеньками парадной лестницы, украшенной медными шарами, нашли приют погорельцы, вернувшись из леса, где прятались от немцев. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, на который приходили или приезжали на шарабанах люди из соседних деревень, в доме накрывали столы. Св. Иоанн Кронштадтский предсказал судьбу наших церквей и белого дома: «Хороший дом ты построил, Иван Петрович, но жить тебе в нем не придется. Будет он переходить из рук в руки». Федосеевы владели мельницей. Их раскулачили и сослали в Сибирь. Уезжая, Прасковья Федоровна сказала нам: «Теперь очередь за вами». Мой дед, Михаил Иванович Свинтусов, брал подряды, в Петрограде, в Гельсингфорсе (Хельсинки) и на Карельском перешейке. Он был садовником. Поэтому у нас изъяли сначала столовое серебро, затем все, что оставалось, а когда ничего не осталось, прихватили валенки от постели тяжело больного туберкулезом деда. Священники жили у нас в деревнях. Один из таких домов в XIX веке купил мой прадед на Горке. В Пенино перевозили дома раскулаченных людей. В 1946 г. в Буряжках построили дом для священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы, позднее дом перевезли на Козью Гору. На Козьей Горе был монастырь Покрова Пресвятой Богородицы и храм, построенный по проекту арх. В.А. Косякова в стиле модерн. 11 лет назад в 1989-1990-х гг. были сняты цветные лампады, затем исчез изящный серебряный сервиз для причастия, после чего были похищены иконы. Иконостас пострадал несколько лет назад. Золотая утварь, по преданию, была спрятана на дне озера Самро. В монастыре несли послушание сестры мачехи моей матери из дома Сайкиных, что в д. Буряжье. Они любили принимать у себя школьников и угощать их яблочными пирогами. После революции над монашками надругались (в траве находили их платочки) и сослали в Сибирь.

http://sobory.ru/article/?object=00118

3 сентября 2011 г. в центре Сум открыт мемориальный знак в память церкви Покрова Пресвятой Богородицы (архитектор - Владимир Быков, скульптор - Николай Крамарев). Существовавший когда-то на этом месте храм был заложен в 1783 г., освящен в 1790 г., и разрушен во времена советской власти – в 1932-ом (взорван с третьей попытки). К сожалению, воссоздать взорванную церковь в её аутентичном виде сейчас не представляется возможным – её алтарь находился там, где теперь пролегает проезжая часть ул. Петропавловской. Поэтому архитекторами было решено сделать трассировку её фундамента. Теперь на месте бывшего храма стоит часовенка, а на земле нанесены контуры разрушенных стен. http://www.auto.sumy.ua/phpbb/post84396.html Церковь, освященная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стала первым храмом, возведенным за пределами Сумской крепости. Она имела статус полкового храма, напротив неё располагалось первое городское кладбище. В 1920-х г.г. церковь была закрыта, а само здание использовалось для хозяйственных нужд, позже здесь разместился городской крематорий. В 1932 г. храм был разрушен большевиками. По воспоминаниям старожилов, подорвать церковь не удалось ни с первой, ни со второй попытки. Тогда было заложено утроенное количество взрывчатки. И в этот раз здание не устояло. А в городе, в радиусе нескольких километров, не осталось ни одного целого стекла. В 2008 г. фундамент церкви был раскопан и расчищен. После долгих дебатов и ввиду отсутствия документов, позволяющих в полной мере изучить облик прежнего храма, идею восстановления церкви законсервировали. На месте алтаря старой церкви установили небольшую часовню, а рядом – памятный знак, стилизованный под архитектуру Покровской церкви. Среди несохранившихся храмов полкового города Сум XVIII ст. особое место занимает Покровская церковь. Заменивший в 1760-1764 г. первоначальный деревянный, каменный храм стоял в центре бывшей крепости на обширной торговой площади невдалеке от обрывистой береговой кромки коренного правого берега реки Псел. Такая его постановка требовала равноценного, всефасадного визуального восприятия с любой стороны, что почти всегда выполнялась в барочных храмах Левобережья, симметричных относительно взаимно-перпендикулярных осей.

http://sobory.ru/article/?object=40133

В 1926-1927 гг. часть знаменитых мозаик Александро-Невского собора в Польше (точнее, фрагменты нескольких мозаичных панно, например, Мозаика Н.А. Кошелева «Спас с донатором») удалось перевезти в полесский г. Барановичи (ныне в Брестской области Республики Беларусь) и укрепить на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Собор Покрова Пресвятой Богородицы возведен по проекту знаменитого архитектора А. Оболонского в 1921-1931 годах специально для мозаичных фресок, перевезенных из снесенного собора Александра Невского, сооруженного в центре Варшавы в 1900 годах Российской империей. Удалось спасти из богатейшего храма лишь семь панно, которые хранятся в не менее удивительном храме. Храмовая композиция на высоком цокольном этаже включает в себя высокий четверик, завершенный полусферическим куполом с прорезанными в нем круглыми окнами. С востока к основному объему примыкают три полукружия алтарной апсиды, а с запада – трапезная, над которой возвышаются два яруса колокольни с полусферическим купольным завершением. Четырехколонными портиками с треугольным фронтоном отмечены боковые фасады, придающие храму особый шарм и монументальность. Особо ценным в интерьере храма являются панно, выполненные в 1902-1911 годах в мозаичной мастерской В. Фролова Петербурга и, к счастью, возвращенные в Россию в 1926-1927 годах. http://www.guidebook.by/architecture/ Деревянная православная церковь, построенная в Барановичах в 1908 году на территории нынешнего собора, в 1915 году во время Первой мировой войны была увеличена за счёт пристроек. Однако в в ночь на 2 мая 1921 года, после праздничной вечерни первого дня Пасхи, храм сгорел. Благодаря собравшимся утром на пепелище православным жителям города приход принял решение восстановить церковь. В руководство избранного вскоре комитета по постройке нового храма вошли сенатор польского Сейма Алексей Назаревский, протоиерей Павел Мацкевич и церковный староста Яроцкий. Церковь первоначально хотели восстановить из дерева по проекту архитектора Ежи Жолондковского, однако два года проект о её постройке пробыл у властей Новогрудского воеводства, будучи не утверждён. Тогда, согласно принятому комитетом по постройке при поддержке архиепископа Дионисия решению строить кирпичный храм, был составлен первый план, автором которого явился варшавский архитектор Николай Оболонский. С учётом новости о решении польских властей уничтожить Варшавский собор Александра Невского и законсервировать его мозаики, первоначально было принято решение возвести храм в Барановичах в виде уменьшенной копии варшавского собора, но впоследствии от него отказались; при этом об этом первоначальном плане напоминают большие подземные и цокольные помещения, оставшиеся от него.

http://sobory.ru/article/?object=00086

В 1937 году Покровская церковь была закрыта, священнослужители арестованы. В годы Великой Отечественной войны богослужения возобновились, но ненадолго. В 1960 году храм снова закрыли, трапезная часть отдана под школьный спортзал, а в центральной части была размещена торговая база. Немногим позже были разобраны колокольня и четырёхколонный портик западного фасада. В 1989 году здание храма было возвращено РПЦ, после чего начались восстановительные работы. В сентябре того же года епископом Орловским и Брянским Паисием (Самчуком) освящён престол храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из книг: " Православные святыни Брянщины " . - Брянск, 2014 и " Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область " . - М: Наука, 1998. Покрытая дремучими лесами местность села Бытоши стала заселяться при Петре Великом; царь нашел ее, как самую лучшую и подходящую для постройки чугунно- литейного завода. Дело постройки завода было поручено некому Мосалову, дворянину из Сибири. Для этого дела были приглашены со всех концов государства знающие люди, и среди дремучих лесов на первом чугунно-литейном заводе закипела жизнь. Заводской поселок впоследствии был назван Бытошами от речки, протекающей через эту местность. В начале своего возникновения Бытоши принадлежали в церковном отношении к приходу села Бацкина. Неудобство ходить в церковь села Бацкина потребовало построить на заводе в Бытошах свою церковь, в построении которой особенное усердие выказал хозяин завода Василий Мельников. Таким образом, Бытоши сделались отдельным приходом, в состав которого, кроме села, вошли деревни: Голошево, Савчино, Будочки, Рубча, Охотня, Пустынка, Вязьма, Рубецкие, Язвища. Весь приход состоит из 1966 душ муж. пола и 2046 жен. пола. Храм в приходе начал строиться с благословения Орловского епископа Никодима в 1834 г. и окончен в 1846 г. Храм выстроен каменный, с такою же оградою с деревянною решеткою. В храме три престола: в главном холодном алтаре престол освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы, южный теплый алтарь освящен во имя св. апостолов Петра и Павла, а северный придел – во имя св. Николая чудотворца. Средства на постройку и украшения храма жертвовались хозяином завода Василием Мельниковым, а по смерти его сыном Косьмою Васильевичем Мельниковым.

http://sobory.ru/article/?object=07360

До 1741 г. церковь в селе была деревянная, а в означенном году, усердием Московского купца Ивана Маркова, построена каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с тёплой трапезой - во имя Святителя и Чудотворца Николая. О построении и освящении церкви сохранилась следующая старинная запись: «построен Покровский храм в селе Давыдовском помещика, стольника и полковника Ивана Васильевича Отяева бывшим его, крестьянином села Давыдовского, Иваном Марковым, который, будучи отпущен вечно на волю, причислился к цеху Московских купцов; строил храм бывши уж купцом; освящена Покровская церковь в 1741 году ноября в 12 д., а Николаевская в том же году ноября 11 дня». В описи церковного имущества значится полотняный антиминс, освящённый епископом Суздальским Симоном в 1741 г. и данный во храм Покрова Пресвятой Богородицы. В Покровской церкви существуют два придела: один - во имя св. благов. вел. князя Владимира, построен в 1792 г., другой - во имя священномученика Петра Александрийского и св. мученицы Фекуссы, построенный в 1844 г. усердием помещика Петра Ильина и жены его Фекуссы Васильевой, в честь их ангелов. Тёплая церковь с одним престолом - в честь Святителя и Чудотворца Николая. Колокольня возведена в 1741 г., при ней построена каменная сторожка. На колокольне висел колокол в 128 пудов (2 тонны), изготовленный на заводе Анны Петровны Зенкович в Москве. Из старинных святынь в церкви имелись: 1) Напрестольный сребропозлащенный крест, с частицами св. мощей разных угодников Божиих, 1733 года. 2) Напрестольный сребропозлащенный крест, с частицами св. мощей разных угодников Божиих, на нем вычеканен 1760 год. 3) Евангелие, печати 1759 года. 4) Образ Казанской Божией Матери старинного греческого письма; риза на нем серебряная, с позолоченным венцом, пожертвована помещицей Фекуссою Ильиной. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 г., а исповедных росписей с 1829 г. Земля при церкви значилось: усадебной 1 ½ десятины, пахотной и сенокосной 36 десятин.

http://sobory.ru/article/?object=04248

И хотя храм числится памятником архитектуры 7300000087), руководство Ульяновской области ничего не делает для его сохранения. И вот, как результат работы министерства Культуры Ульяновской области, в настоящее время храм находится в аварийном состоянии: обвалилось перекрытие восьмерика, накренилась колокольня, утрачены полы и всё внутреннее убранство. Однако само здание ещё довольно крепко и вполне пригодно для переноса на новое место и восстановления. Покровская церковь в селе Кадышевке построена в 1709 г. на средства прихожан, в 1866 г. перестроена; зданием церковь деревянная, холодная. Престолов в ней три: в настоящей – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделах - во имя святителя Николая и святителя Тихона Амафунтского. Земли при церкви усадебной 1 дес., пахотной 33 десятины. В приходе открыты церковная школа грамоты и церковно-приходское попечительство. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный. Казенного жалованья священник получает 300 руб. в год, а псаломщик 100 руб. Священник Иван Васильевич Андреев, псаломщик Константин Григорьевич Прозоров. В селе Кадышевке духовных, военных, статских, мещан, дворовых, крестьян всего 146 дворов, 392 души муж. пола, 395 душ жен. пола. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (православный приходской двухпрестольный храм с колокольней) 1709-1866 г.», расположенный по адресу: Ульяновская область, Павловский район, с. Кадышевка,  включен в список выявленных объектов культурного наследия Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 959-р.  Село Кадышевка расположено в живописном месте, в 7 км от районного центра р.п. Павловка Павловского района Ульяновской области. Ранее село относилось к Хвалынскому уезду Саратовской губернии. Изначально в с. Кадышевка деревянная церковь построена в 1709 г. на средства местных прихожан, перестроена в 1866 гг. Деревянная церковь построена на каменном фундаменте, представляет собой в плане форму креста, интерьер в церкви не сохранился.

http://sobory.ru/article/?object=18423

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010