Первоначально церковь во имя Покрова Божией Матери была деревянной с колокольницею, на каменном фундаменте, обшитая тёсом. В 1866 г. церковь перестраивалась и была удлинена. В 1881 г. отштукатурена внутри. В 1892 г. деревянная крыша по ветхости заменена на железную, купол и крыша окрашены зелёной краской, а бока белой. Хотя местное население было в основном русское, но среди общего прихода храма Покрова было не мало удмуртов. Их традиционные языческие кровавые жертвоприношения и сопутствующие массовые возлияния кумышки оказались здесь быстро забытыми, благодаря миссионерским трудам первого батюшки протоиерея Льва Попова. 10 мая 1894 г. дружное и довольна зажиточное население села, приступило к выделке кирпича для строительства нового храма, кирпич выделывали и обжигали тут же в печах. В марте 1898 г. было прошение Преосвященнишему Никодиму епископу Сарапульскому от священнослужителей Покровской церкви о замене деревянной церкви на каменную, вот отрывок из письма епископу Никодиму: «…церковь, построенная в 1855 г. уже приходит в ветхость, кроме того по большим праздникам и дням воскресным, а особенно во дни великого поста, молящиеся буквально не помещаются все в храм, вынуждены стоять на улице, отчего происходит много неудобств и для молящихся и для совершающих Богослужение. В виду сего с общего согласия прихожан решились озаботиться о постройке нового каменного храма. С этой целью с лета 1894 г. начали на местные средства заготавливать постепенно некоторые материалы… В бытность свою поездом через наше село 4 октября 1897 г. был Губернский архитектор - господин Чарушин (ОН же является автором проекта Михайловского собора в г. Ижевске), свидетельствовал площадь, на которой предполагается постройка нового храма и составил акт, а в январе 1898 г. прислал и проект храма, а копию обязался представить в Вятскую Духовную консисторию…». В 1901 г., с разрешения Епархиального Начальства закладывается новый каменный храм длинною 17 сажень с одним престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но строительство его было начато только после выхода указа Сарапульского духовного правления от 7 июля 1904 г. Церковь строилась по проекту вятского архитектора И.А. Чарушина и на средства елабужского купца И. Стахеева. Построенная в 1907 г., она была освящена 2 декабря этого же года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первые священники строящие каменный новый храм были о. Павел (П.В. Ушнурский ) и священник Георгий Помосов (Г.И. Помосов). Новый храм был построен немного южнее старой деревянной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02843

vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Печгора. Часовня Архангела Михаила после консервационных работ В 2011 году проведены консервационные работы – перекрыты два ската крыши, сняты остатки колокольни. Необходимо восстановить сгнившие нижние венцы основного помещения часовни, реконструировать главку с крестом, вставить окна. vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Ильинский остров (Моша). Храм пророка Илии, перекрытие крыши vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Печниково, Красная Ляга. Сретено-Михайловский храм (1655 г.) до противоаварийных работ Уникальная по своей архитектуре и расположению Сретено-Михайловская церковь 1655 года в бывшей деревне Красная Ляга – это памятник истории и культуры федерального значения, на реставрацию которого государственных средств не выделяется. vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Копосово. Часовня святителя Николая после восстановительных работ Часовня представляет из себя небольшой сруб, фундамент был некогда разобран на кирпичи, и часовня сильно покосилась. В ходе экспедиций 2011 года с помощью домкрата подняли часовню, выровняли фундамент и обеспечили его вентиляцию. Были найдены и отреставрированы оконные рамы и двери, пристроено крыльцо, проведена внутренняя уборка, покрашен иконостас, обновлена маковка, установлен крест. vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Копосово. Часовня святителя Николая после восстановительных работ vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Чикинская. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, во время работы vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Чикинская. Храм Покрова Пресвятой Богородицы после противоаварийных работ vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Чикинская. Храм Покрова Пресвятой Богородицы до противоаварийных работ Состояние храмов плачевное. Внутри – фрагменты разрушившейся кровли и перекрытий. Пол прогнил и подлежит замене. vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Чикинская. Храм Богоявления Господня vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Чикинская. Храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Богоявления Господня (XIX в.) vk fb tw ok @ g+ lj Деревня Чешегора. Часовня великомученика Георгия Победоносца (XVIII в.) до консервационных работ

http://pravoslavie.ru/54935.html

В 1998 монастырь начал восстанавливаться. В 1999 году освящена часовня-храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенная жителями города Михайлова. С этого момента начинается возрождение обители. 27 мая 2001 года был освящен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построен одноэтажный жилой дом. 2 июля 2005 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил закладку камня в основание восстанавливающегося монастырского соборного храма с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 11 сентября 2007 года, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, была совершена закладка камня в основание строящегося надвратного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В настоящее время в монастыре активно ведутся восстановительные работы: воссоздаётся большой монастырский соборный храм с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается монастырская ограда, заложен сад. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Подворья: Подворье монастыря - в городе Михайлове (в 4 километрах от монастыря) с каменным однопрестольным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1990 году) и одноэтажным деревянным жилым домом. http://www.ryazeparh.ru/ Покровский женский монастырь перенесен из упраздненной Аграфениной пустыни в город Михайлов по Высочайшему повелению 18 июня 1819 г. в начале сентября того же года игуменьей Евсевией на отведенной градским обществом местности, называвшейся « Черною горою», устроены были два деревянных корпуса, настоятельская келья была перенесена из Аграфениной пустыни, а Богослужение первоначально отправлялось в уступленной монастырю Кладбищенской церкви Обновления храма Воскресения Христова, построенной еще в 1808 году. Построение храма Покровского начато в 1825 г. В нем 5 престолов: в верхнем этаже главный Покровский храм освящен в 1836 г., в нижнем этаже настоящая в честь Софии Премудрости Божией – Предтечинский – в 1848 и придел в честь иконы Божией Матери « Взыскание погибших » в 1879 г. В этом приделе храмовая икона Божией Матери Взыскание погибших, от коей было немало опытов благодатной помощи, помещается в киоте из красного дерева вышиною в 15, шириною в 13 вершков, на ней серебряновызолоченная риза весом в 5 фунт. 63 золотн., низанная жемчугом, устроена в 1852 г. К построению колокольни приступлено было 1819 г., а каменною оградою монастырь обнесен в 1842 году.

http://sobory.ru/article/?object=08889

Закладка первого камня новой церкви состоялась 18 июня 1878 г. с благословения епископа Саратовского и Царицынского Тихона. Новый приход должен был вмещать 3500 прихожан. Для небольшого Саратова это было грандиозное культовое здание, самое величественное в городе. Строительство велось почти 4 года, «чин на освящение вновь устроенной каменной церкви» во имя Покрова Пресвятой Богородицы был совершен в июне 1881 г. В следующем, 1882 г., были освящены два придела: во имя иконы Казанской Божией Матери и во имя Святой Троицы. Освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 20 января 1885 г. Его произвел епископ Саратовский и Царицынский Павел. В газетах того времени отмечалось, что новая церковь - одна из лучших в городе по своему внешнему и внутреннему убранству и украшению. По прошествии 10 лет, с 1891 по 1892 г.г., в приходе был произведен капитальный ремонт, построены хоры Покровского храма. Долгие годы при Покровской церкви не было отдельно стоящей колокольни. Средства на ее постройку нашлись только к 1897 г., тогда же состоялась закладка первого камня. Архитектором и куратором строительства был назначен уже зарекомендовавший себя с положительной стороны при строительстве Покровского храма А.М. Салько. Колокольня должна была быть самым высоким зданием в Саратове и состоять из пяти ярусов. Постройка колокольни шла долго, только в мае 1902 г. под колокольней был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Иверская», и церковь Покрова в Саратове получила свой окончательный вид. В 1886 г. при Покровском храме в Саратове начала работу церковно-приходская школа, расположившаяся в отдельном здании на втором этаже, здесь же были открыты рукодельные классы и воскресная школа, на первом этаже находилась богадельня. С приходом новой власти все имущество церкви было национализировано, Покровский храм лишился здания бывшей приходской школы, двух домов для священнослужителей, приусадебных земель с хутором на 12 дворов. Все церковные книги, документы, метрические записи с 1860 г. были конфискованы советской властью. Само здание церкви до 1929 г. оставалось в собственности епархии и содержалось верующими, однако, уже к декабрю 1929 г. храм Покрова был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=06780

Священник Борис Михайлов, по образованию искусствовед, специалист по храмовой архитектуре, всегда стремился запечатлеть в словах историю тех храмов, в которых трудился. Принимая участие в свое время в реставрации Троицкого храма в комплексе Останкинского музея-заповедника, он собирал материалы об этом храме, которые легли в основу его первой книги 1 . Став после иерейского рукоположения клириком храма Рождества Святого Иоанна Предтечи на Пресне, он в непродолжительном времени исследовал и опубликовал историю и этого храма 2 . Обращает на себя внимание то, что подготовку этой книги, как и рецензируемой, осуществляло приходское издательство, что несомненно свидетельствует о росте нашей церковной культуры. …Для того, чтобы подчеркнуть единство истории, главный вектор которого — поиски пути к богообщению, искаженному грехопадением первых людей, автор начинает свое повествование с рассказа о верованиях древнейших индоевропейских племен, вероятно, селившихся в том числе на правом берегу Москвы-реки, там, где тысячелетия спустя возникли Фили, и сменивших их в IX–XI веках по Р. Х. славян. Первое упоминание о христианском храме в этих местах (церкви Покрова Пресвятой Богородицы) относится к 1619 г., что не исключает того, что сам храм был воздвигнут ранее. Очевидно, храмовое здание стало жертвой неурядиц Смутного времени, когда через кунцевские окрестности проходили отряды польских интервентов. С конца XVII в. земли, на которых ныне находится филевский храм Покрова, закрепляются как вотчина за семьей Нарышкиных; в книге подробнейшим образом описывается устроение этой вотчины. Первоначальный храм Покрова Пресвятой Богородицы был бедным, деревянным, стоял близ боярского дома и, очевидно, освящен был в память разрушенного храма, хотя и на другом месте. Метод авторского исследования отца Бориса можно проиллюстрировать хотя бы тем, что прежде чем приступить к описанию деревянного храма, он рассказывает историю праздника Покрова Божией Матери, истоки возникновения этого праздника на Руси, говорит о высоком духовном смысле праздничной иконы Покрова. Поэтому сведения исторического, географического, экономического характера не выглядят в книге о храме чужеродными элементами; напротив, история храма благодаря такой доскональности подбора фактических материалов предстает вживе и въяве, а сам храм представляется не изолированным явлением, а органически центральным, собирающим моментом жизни во времени этого кусочка Подмосковья, а ныне — Москвы.

http://pravmir.ru/retsenziya-svyashhenni...

По наблюдениям исследователей, праздник вошел в устав в в., в Киевской Руси. Проложное сказание и текст службы известны по рукописям XIII–XIV вв., иконы – с XV в. Однако автор сказания анонимен, идеи, заложенные в тексте, имеют общехристианский характер. Автор свидетельствует об утверждении праздника, но не называет ни имени учредителя праздника, ни указывает на тот факт, насколько праздник «удален во времени и пространстве от момента видения чуда во Влахернской церкви», и «признаков специальной привязанности праздника именно к Русской земле нет». (См. подробнее: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 52–63). Существует мнение, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлено праздновать 1 октября, потому что осеннее время, по окончании полевых работ и молотьбы, самое удобное к празднованию и потому что в этом месяце нет богородичных праздников, как например в ближайшие месяцы 8 сентября (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) и 21 ноября (Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Бесспорным является тот факт, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы – важнейший православный праздник, отмечаемый на Руси и известный еще в домонгольский период. М. Б. Плюханова считает, что очень важным для средневековой Руси «оказалось заложенное в символе Покрова общественное начало». Исследовательница видит специфику этого праздника на Руси в почитании образов церкви как «покрова, ограды, защиты». В Великих Четьих Минеях митрополита Макария помещено несколько текстов, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы: проложное сказание «О видении св. Андрея и Епифания, како видеста на воздусе св. Богородицу»; «Слово похвальное на святый Покров Пречистыа Богородица и Приснодвы Мариа»; «Слово похвальное честному Покрову Пречистыа Владычица и Приснодви Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия». Текст публикуемого здесь проложного сказания стабилен, в рукописных списках встречаются лишь небольшие разночтения, сказание фиксируется уже в составе Прологов XII–XIII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время на месте монастыря стоит небольшой деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время построения храма неизвестно. В описях же Пафнутиева монастыря, к которому храм был приписан, он упоминается в 1701 и в 1763 годах как один из древних храмов, основанных преимущественно к концу XVI - к началу XVII века. Эта храм был срублен из сосны и выстроен на фундаменте из крупных булыжных камней. Снаружи обшивка стен менялась несколько раз, а тесовая кровля впоследствии была заменена железной. Небольшие квадратные окна закрывались изнутри деревянными щитами, за исключением верхних, над которыми были устроены навесы. По рассказам местных жителей, в недавнее время уничтожена галерея и опущен пол на две ступени. С обеих сторон от западного входа, под колокольней, находятся небольшие клети. Эти узкие срубы без дверей сделаны специально для того, чтобы служить прочным основанием для шестигранной колокольни, на что указывает рубка нижних венцов шестигранника, намеченная на плане. Лестница на колокольню устроена в трапезной. По описи 1701 г. были и крыльца с трех сторон. Закрыта в 1932 г. и вновь передана Епархии 24 ноября 1994 г. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Стоявший на месте церкви Покровский монастырь был основан в 1410 г. боровским князем Симеоном Владимировичем (скончался от морового поветрия в 1426-28 гг.). В 1414 г. в этом монастыре принял монашеский постриг преп. Пафнутий. Двадцать лет он был иноком Покровского Высоковского монастыря, в 1434 г. стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. неожиданно для всех преп. Пафнутий покинул обитель и поселился на р.Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Покровском же монастыре, по преданию, были похоронены родители Пафнутия Иван и Фотиния. В начале XVII в. в монастыре стояли два храма (один каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй деревянный во имя Входа Господня во Иерусалим) и деревянные кельи. Их в 1610 г. разорили и сожгли литовские люди и поляки. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича 1615 и 1618 гг. велели Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Тогда же была поставлена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, и кельи. Храм украсили предметами церковной утвари из Пафнутьева монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02052

«Храм будет восстановлен в прежнем виде – том, который задумывался изначально архитектором Никоновым», – отметил С. Макаров. 04.08.2016 г. Сайт «Приходы» http://prichod.ru/opyt-prihodov/25495/ Церковь эта состояла в начале в ближайшем ведении С.-Петербургского Епархиального Братства во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а с первых годов ХХ ст. сделана приходскою. Н. А. Тихомиров «Путеводитель по церквам города Санкт-Петербурга и ближайших его окрестностей». - С.-Петербург, 1906 г. Была заложена 10 июня 1890 года и строилась 3 года. Выполнена в неорусском стиле, по проекту довольно известного архитектора Санкт-Петербурга - Никонова Николая Никитича. Надо отметить, что это его первый храмовый проект, после которого он был назначен на должность епархиального архитектора. Затем им были построены Иоанновский женский монастырь на Карповке, подворье на улице Некрасова. Эта церковь считалась первой в Петербурге выстроенной в «русском стиле внутри и снаружи». Воздвигалась церковь с 1891-1893 год для Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и была создана для развития сети церковно-приходских школ и поддержания традиции церковного пения. Основателем и первым священником Покровской церкви является Сергей Николаевич Слепян. Над отделкой церкви трудились суздальские мастера во главе с М. С. Серебряковым. Образа исполнил князь Г. Г. Гагарин. Церковь была двухэтажной — на втором этаже Покровский храм — в нем был майоликовый иконостас, а на первом этаже церковь во имя св. Вонифатия. Достопримечательностью церкви была колокольня, которую венчал не совсем обычный, сильно вытянутый вверх шатёр. Он эффектно сочетался с пятиглавием основного четверика церкви и двумя луковичными главами над её приделами. Церковь имеет два престола: святого мученика Вонифатия внизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, вверху. Две церкви, верхняя и нижняя, одновременно могли вмещать около 1500 человек. Нижний храм святого мученика Вонифатия был освящён 12 октября 1893 года епископом Нарвским Никандром (Молчановым). Верхний храм был освящён 9 марта 1897 года, митрополитом Палладием (Раевым). Рядом с церковью был выстроен дом епархиального братства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В верхней церкви епископом Гдовским Вениамином 8 июня 1913 года был освящён придел во имя Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=01545

Из кн.: Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове церковь (Заповедная улица, дом 52). После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский в 1620 г. выстроил в своей родовой усадьбе Медведково (Медведево) деревянную Покровскую церковь. Каменный шатровый храм выстроен князем Пожарским в 1634–1635 гг. и имел приделы во имя иконы Божией Матери «Знамение» (в подклете), преподобного Варлаама Хутынского и преподобного Антония Римлянина. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1 октября – был одним из наиболее почитаемых праздников на Руси. Чудесное явление Божией Матери, защитившей своим Покровом, Константинополь во время нападения врагов, считали символом Ее заступничества и русские люди. Особое значение приобрел этот праздник Покрова в эпоху царя Михаила. В этот день 1 октября 1618 г. от стен Москвы был отбит приступ гетмана П.К. Сагайдачного. Вполне возможно, что в честь этого события возвел церковь Покрова в подмосковном Медведкове и князь Д.М. Пожарский, бывший защитником Москвы от поляков в 1618 г. Храм был построен очень высоким, он даже сейчас не потерялся среди современных построек, а в XVII в. был виден за несколько верст. Его подклет имеет четырехугольную форму и окружен арочными галереями. Над ним стоит четверик, выше – восьмерик, завершающийся шатром, окруженным маленькими луковичными главками по углам четверика и над алтарем. Ряды мелких кокошников дважды опоясывают основание восьмерика и основание шатра, что придает всему храму особую стройность и гармоничность. При князе Пожарском и его сыновьях в Медведкове, кроме каменной церкви, стоял двор вотчинника, 11 дворов служителей, 5 дворов причта и только 4 крестьянских двора. На берегах Яузы стояли 2 мельницы «на боярский обиход». В полях были устроены четыре копаных пруда, «а рыба в них всякая». Крестьянской пашни при селе не было. В общем, Медведково являлось типичной загородной боярской усадьбой, в которой князь Дмитрий Михайлович отдыхал, когда не мог надолго покинуть царскую службу и уехать в свое любимое суздальское имение.

http://sobory.ru/article/?object=01824

Однако, наше рабское следование Уставу греческой церкви с потерею даже чисто-русских памятей и служб им со страниц нашего Типикона продолжалось, как известно, только до 1695 года. В это время справщики снова возвратили на свои места многие памяти местно-русских святых и знаменательных событий, имевших место в истории нашего отечества. В частности, по отношению к рассматриваемому нами празднеству, Типикон 1695 года сделал, между прочим, то, что празднество в честь Покрова Пресвятой Богородицы было введено в круг обязательных для всей русской Церкви, и только совершение службы в честь этого празднества и именно всенощного бдения было предоставлено воле настоятеля. „В той же день (т. е. 1-го октября), читаем мы в современном Типиконе, который представляет почти дословную перепечатку Типикона 1695 года, празднуем Покрову Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. Аще ли храм ея, или изволит настоятель совершити всенощное бдение, и поем службу ея сице“ (изд. Киев. 1824 г. л. 81 об.). Не смотря, однако, на такое замечание относительно службы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая торжественно совершалась лишь в храмовых церквах и по воле настоятелей, практика предшествующего времени, ведущая свое начало с глубокой древности возымела перевес над замечанием церковного Типикона. Служба Покрову Пресвятой Богородицы стала совершаться не только повсеместно, но и торжественным образом, и притом так, что заслонила собою совершенно службы другим святым, память которых стоит в Уставе под первым числом октября. Но так как справщики XVII столетия, отодвинувшие было службу в честь Покрова Пресвятой Богородицы на второй план, значительно сократили эту службу против оригиналов XVI и особенно XVII веков, то в практике богослужебной, при торжественном повсеместном совершении этой службы, оказался скоро же недочет. Так, напр., при выполнении полиелея, положенного для сего празднества в Уставе, необходимо было знать – какое нужно петь величание на этом полиелее? В древнейших рукописных Типиконах величание на этот праздник писалось на ряду в службе, справщики же XVII века, исключив самое величание, оставили в Уставе одно неопределенное указание на полиелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010