Интересна история этого строительства. Там, где сейчас расположен Пантелеймоновский монастырь, ещё в 1868 г. прихожанам было разрешено разобрать каменный Архангельский храм, который находился на его территории. И только через тринадцать лет, в 1821 г., из камня было «дозволено» построить эту самую колокольню с теплым храмом. Почему всё так долго тянулось? На этот счет есть разные мнения. Одно из них очень даже прозаическое. Как раз в то время вышел указ о том, что все церкви должны строиться по типовому проекту. В связи с этим было даже приостановлено строительство Ильинской церкви, которая строилась по индивидуальному проекту. Может, из-за этого и не давали разрешения на строительство колокольни. Но это только предположение. Сумские купцы и меценаты жертвовали значительные суммы на храм. Так, известно, что в 1810 г. сумской купец Алексей Бочаров поставил за свой счет иконостас, стоящий 2000 рублей серебром. А еще один сумской купец, Емельян Татаринов, устроил два больших киота, стоивших 571 руб. 42 коп. серебром. А вот «почетный сумской гражданин» Григорий Котков сделал две серебряные с позолоченными венцами ризы для местных икон, стоившие 542 руб. 85 коп. серебром, и две фелони за 160 руб. серебром. Ну а более всех постарался, внеся самые значительные пожертвования в пользу церкви, находящийся в те времена при церкви старостой сумской купец Кирилл Алчевский, который со времени поступления на должность, именно с 1835 по 1857 год и далее, употребил на разные устройства и украшения церкви собственных денег 4906 руб. 70 коп. серебром. Метрические книги в церкви Покрова Пресвятой Богородицы начали вести с 1735 г., а исповедные - с 1790 г. Как и многие сумские церкви, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была разрушена с приходом к власти большевиков. В 1920-е г.г. в храме безбожная власть устроила крематорий, где каждый желающий мог через специальный глазок наблюдать за сожжением трупов. В конце 30-х г.г., когда разрушили храм, на разборку гоняли местных студентов. Отказавшимся это делать грозили все «прелести» того периода. А в соседнем общежитии для студентов сельхозтехникума, здание которого и ныне находится рядом с универмагом, чердак был завален богослужебными книгами из Покровской церкви, которыми студенты топили печки зимой.

http://sobory.ru/article/?object=40133

Отец Георгий и матушка Зоя, заботясь о благоустройстве храма, узнали о сохранённом в дальней деревне храмового Евангелия и поехали в ту деревню. У дома, в котором хранилось Евангелие, стояла другая машина. Это дочка забирала пожилую мать к себе в Москву. Опоздай батюшка на десять минут, и святыня уехала бы вместе с ними. Так, чудесным образом, в храм вернулось Евангелие. Оклад был утрачен, первых страниц не хватало, переплёт обожжён. Восстановить святую книгу отцу Георгию помогли московские реставраторы. Частично сохранилось и распятие Господне, которое отреставрировал известный российский скульптор Геннадий Паршин. На руках Господа Иисуса Христа остались заметны следы лезвия топора. Художники Паршины восстановили своды иконостаса, изготовили алтарные двери. Валентина Паршина написала образ Покрова Пресвятой Богородицы на восточной алтарной апсиде храма. Трудами прихожан и настоятеля прихода проведены большие работы по восстановлению храма. Отремонтировано внутреннее убранство, заменено железное покрытие, проведена побелка фасада. На приходе ведется социальная работа. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, туристические, краеведческие и патриотические сборы. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа - 29 августа Контакты [ править править код ] Адрес: 172026, Тверская область, Торжокский район, село Поведь Телефон: +7(910)933-90-35 Как добраться: ехать приблизительно 36 км от Торжка — сначала 20 км по плохому асфальту. Далее дорога раздваивается. Асфальт уходит налево, нужно ехать по грунтовой дороге (прямо). Дальше 10 км по грунтовой дороге. В деревне Осташково (там будет указатель: " Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Поведь " ) следует повернуть налево. Ехать еще 800 м. Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_Б...

С 1690 г. в храме существуют престолы, которые сохраняются и доныне. Вверху – главный в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, северный придел Девяти мучеников Кизических и южный придел преподобного Сергия Радонежского. Внизу – иконы Божией Матери «Знамение». Иконостас главного храма, по-видимому, сделан в 1689 г. и несколько переделан в XIX веке. Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы относится ко времени князя Д.М. Пожарского. Также в храме особо почитают икону Всех Святых. Большую ценность представляло вошедшее в историю русского искусства так называемое «Медведковское напрестольное Евангелие» 1681 г., с миниатюрами, согласно преданию, выполненными царевной Софьей, которое она пожертвовала храму в вотчину своего фаворита князя В.В. Голицына (ему в конце XVII века принадлежало Медведково). В XIX веке перестроили колокольню. Вокруг церкви находилось небольшое сельское кладбище с могилами XVIII–XIX веков. Храм в советское время не закрывался и сохранил свое убранство, святыни и колокола. Сейчас богослужения проводятся в верхнем храме, а в нижнем они транслируются. Таинство причастия проходит только верхнем храме. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Медведковский Покровский храм возводился ещё до запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов, то есть его заказчик Д.М. Пожарский не имел в виду " противостоять " патриарху, а просто избрал композицию, наиболее соответствовавшую его вкусам и потребностям. И нельзя не признать его правоты. Шатровый силуэт именно в загородном ландшафте смотрелся очень выгодно - доминируя в пейзаже, но не подавляя, не подминая его под себя, шатёр плывёт над полями, деревами, жилищами поселян. Его " указательность " и строгость, стройность и белизна - категории не только эстетические, но и даже вероучительные. Не случайно же шатёр не ушёл из храмовой архитектуры и после Никонова " реприманда " . Он просто сместился с самого храма на колокольню. При этом внутри шатровый храм невелик (шатёр, опираясь на стены восьмерика, не может быть слишком большим без ущерба для прочности). И эта камерность, как нельзя более соответствует предназначению усадебной церкви - собирать на молитву ограниченное число " чад и домочадцев " . (Конечно, сейчас прихожане медведковского храма едва ли не сожалеют о том, что Дмитрий Пожарский не построил в своё время шестистолпный пятикупольный собор).

http://sobory.ru/article/?object=01824

Строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы начато в 1898 г. «тщанием прихожан, доброхотных дателей и благотворителей на церковные и жертвованные средства» Среди жертвователей был император Николай II. 31 июля 1903 г. он пожертвовал на строительство 1000 рублей. Завершено возведение храма в 1916 г. 28 августа 1916 г. архитектором Брагинским был составлен следующий акт: «Я, нижеподписавшийся, произвел осмотр церкви в селе Денисово Тульского уезда тульской губернии. При осмотре Покровской церкви оказалось, что она, за исключением колокольни, в постройке и отделке закончена. Иконостас установлен и закончен в отделке, живопись заканчивается. Трещин на стенах, арках и перемычках не оказалось. Церковь выстроена прочно и из материала хорошего качества. На основании вышеизложенного с технической стороны к совершению богослужения препятствий не встречается». 15 сентября 1916 г. благочинный церквей 5 Тульского округа протоиерей села Боровково Владимир Аболенский при причте и почетных прихожанах Покровской церкви произвели освидетельствование вновь воздвигнутого храма и поставленных в нем трех новых иконостасов, о чем написал следующее: «Храм вчерне и набело производством окончен, устроен он согласно утвержденному строительным отделением Тульского Губернского Правления проекту, основан на буте и цокольном фундаменте; на храме одна большая глава, на ней крест. Кровля сего храма покрыта железом и окрашена масляной краскою. Дверей наружных три, внутренних створчатых дверей, наполовину застекленных, четыре. Окон с решетками по низу 17, над южными и северными дверями без решеток 6, в куполе без решеток 8. Своды храма поддерживаются четырьмя большими колоннами. Стены и своды храма внутри оштукатурены и окрашены масляною краской, причем своды голубого цвета, а стены светло-розового цвета. Фанель в храме и алтарях темно-зеленая. Памятная надпись в храме гласит: «1916 года сентября 25 дня освятился храм сей. Настоящий храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящён пред поздней литургиею Парфениемъ, архиепископом Тульским и Белевским...»

http://sobory.ru/article/?object=16941

В 1764 году из Служней слободы в д. Першину была перевезена деревянная Покровская церковь, а из Катайскаго острога (в 1765 г.) и деревянная к ней колокольня. В 1767 году церковь эта была освящена в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1792 г. к Першинскому Покровскому храму был пристроен придел, освященный в 1793 г. С увеличением числа прихожан в Першинском приходе, в начале XIX века явилась необходимость расширить существовавший храм, а вместе и мысль, взамен стараго деревяннаго храма, построить каменный. В 1816 году, по благословению преосвященнаго Иустина, епископа Пермскаго, заложен был каменный, двухэтажный, трехпрестольный храм. Нижний храм был освящен в 1820 г. в честь Рождества Христова. Придел вверху во имя св. пр. Божия Илии освящен был в 1832 г., а главный храм в честь Покрова Пр. Богородицы освящен в 1835 году. В 1844 году вокруг храма обведена каменная ограда с мраморными столбами и железными решетками. В таком виде Першинский храм существует и в настоящее время. Из предметов, обращающих на себя внимание, в Першинском храме можно указать на икону седми отроков Ефесских. Икона эта пользуется большим уважением как со стороны Першинских прихожан, так и окрестных жителей. В летнее время много православных посещают Першинский храм с целию поклониться пред иконою св. мучеников и испросить у них заступления и благодатной помощи больным детям. При Першинском Покровском храме есть приписная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь эта находится в д. Савиной (Дубасовой тож); воздвигнута она по инициативе крестьянина этой деревни Андрея Коновалова, пожертвовавшаго на построение церкви 1000 р.. В 1899 году церковь освящена. Кроме сего, в приходе существует пять часовен. В д. Песках деревянная часовня во имя Зосимы и Савватия., Соловецких Чудотворцев. Часовня эта очень древняя. Основание ей положено Далматовским монастырем до открытия самостоятельнаго Першинскаго прихода. В д. Морозовой деревянная часовня во имя Афанасия и Кирилла Александрийских; в д. Савиновой – деревянная во имя великомученика Артемия, в д. Бисеровой – деревянная во имя св. Николая Чудотворца и на поле, в 2-х верстах от с. Першинскаго, устроенная в 1894 году в память события 17 Октября 1888 года. 

http://sobory.ru/article/?object=06057

Иконостас, занимающий всю восточную стену поперечного нефа, относится ко времени его последней переделки и в художественном отношении мало интересен. Большинство икон в нем позднего происхождения. Обращают на себя внимание лишь красивые серебряные и золоченые оклады их, мерцающие в сумрачном пространстве храма. http://drevo-info.ru/articles/21918.html Средоточием церковной жизни Тобольско-Тюменской епархии в настоящее время является кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери. Он является главным храмом для воспитанников Тобольской православной духовной семинарии. Здесь, в кафедральном соборе, совершает Богослужения Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. В Покровском и Софийско-Успенском соборах восприняли Таинство священства почти все из нынешних священнослужителей Тобольско-Тюменской епархии. Собор Покрова Божией Матери был построен за счет государевой казны Митрополитом Тобольским Антонием II (Нарожницким) в 1746 году и первоначально был освящен во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1843 году теплый собор был расписан внутри. Через пять лет, при Высокопреосвященном Георгии (Ящуржинском), расширены окна и двери, устроены на южной стороне собора хоры для певчих. В 1860 году собор был капитально отремонтирован. В 1867 году собор был переименован в Покровский с пристройкой придела во имя печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Придельный храм был построен тщанием тобольского купца первой гильдии Н. В. Неволина. Причем полное наименование собора стало следующим: собор в честь Покрова Божией Матери и Чудотворныя Ея иконы, именуемой «Тобольская». Такое именование храма видно из резолюции Архиепископа Варлаама II на рапорте соборян о сем событии: «Возношу хвалу мою Господу Богу за счастливую мысль – в холодном соборе открыть тот праздник, коего он доселе не имел, хотя и носил имя Софийского собора, а теплый собор передать покровительству Самой Божией Матери и чудотворной иконе, в оном стоящей и давно уже чествуемой…». В Покровском соборе Богослужения совершались большую часть года, так как Софийский собор был холодный – в нем можно было служить не более трех месяцев в году, а в приделе служили только 3 мая и 10 июня – в дни памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев. В приделе хранился также архив Тобольских соборов.

http://sobory.ru/article/?object=00975

С начала XIX века, за счёт крупных вкладов и пожертвований, на территории монастыря развернулись крупные строительные работы. В 1827-1829 гг. Зверин монастырь владел 465-ю крестьянами и 437-ю десятинами земли. Перестраивался главный монастырский храм Покрова. В 1840-1860-х гг. при игуменьи Агнии сооружена каменная ограда с пятью угловыми башнями, возведена каменная надвратная колокольня с корпусом, строятся каменные двухэтажные настоятельский и сестринский корпуса. В 1899-1901 гг. возведен новый пятиглавый собор Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый архиепископом Гурием. Кроме этого, на территории монастыря были расположены хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, хозяйственные постройки. Монастырь процветал и насчитывал более 40 монахинь. Имел несколько подворий в Новгороде и даже Петербурге. В 1816 году к монастырю была приписана расположенная рядом с Николо-Бельским монастырем церковь Лазаря упраздненного Лазаревского монастыря. В 1851 году рядом с церковью Покрова был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол. При возведении Покровского храма в 1901 году его могила оказалась под алтарной частью собора. Как действующий, Зверин монастырь прекратил своё существование в 1920-е годы. В годы Великой Отечественной войны монастырским зданиям был причинен значительный ущерб. В послевоенные годы наиболее разрушенные здания и мелкие постройки были разобраны на кирпичи. В результате, погибли все башни, многие хозяйственные и жилые постройки, почти полностью исчезла ограда. В церкви Покрова разрушены хоры, многочисленные пробоины на фасадах, в церкви Симеона Богоприимца утрачена кровля, лестница, полностью уничтожена церковь Лазаря. В 1950 году начались работы по восстановлению Покровского собора для приспособления его под склад. Использование монастырских построек в хозяйственных целях привело к строительству новых современных корпусов на монастырской территории, что нарушило сложившийся архитектурный комплекс. В 1970 году вплотную к восточному корпусу Зверина монастыря было пристроено большое трёхэтажное здание облвоенкомата.

http://sobory.ru/article/?object=00167

В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящен в 1889 г. во имя Св. Александра Невского, а другой – в 1899 г. в честь Св. Троицы. Возобновлен также и храм на р. Кубани. Он освящен во имя Св. вмч. Георгия Победоносца. Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматери и частицы мощей Св. Георгия и мчц. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На нем высечена греческая надпись с датой 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. по P. X. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых воинов. Управляет игумен. Покровский скит при Александро-Афонской пустыни. Скит этот расположен на участке генерала Калиновича и находится близ станции Владикавказской ж. д. «Гулькевичи». В нем один храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом на хорах во имя св. Николая Кочанова. Армавирское подворье в Кавказском отделе. Армавирское подворье, приписанное к Николаевскому Кавказскому монастырю, находится в селении Армавир, возле станции того же имени Владикавказской жел. дороги. Основано оно в 1896 г. на земле, пожертвованной мелитопольским крестьянином Онуфрием Довжиком. В том же году были в нем освящены два храма: во имя Св. кн. Александра Невского и домовой в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При подворье устроена школа грамоты. Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь в Кавказском отделе. Эта нештатная общежительная пустынь расположена на Лебяжьем острове, при р. Бейсюге, в 20 в. от станиц Каневской и Брюховецкой и в 70 в. от станции Владикавказской ж. д. «Станичная». Когда знаменитая сечь была уничтожена, и казаки были переведены на Кавказ, то они обратились с просьбой к имп. Екатерине II дозволить им устроить на новом месте жительства монастырь. Разрешение последовало, а в 1796 г. была устроена пустынь. Николаевская пустынь ныне украшена тремя каменными храмами. Соборная ее церковь во имя Св. Николая Чудотворца имеет два придела: в честь Рождества Богородицы и во имя Св. кн. Александра Невского. Она заложена в 1803 г. при настоятеле о. Товии и освящена в 1816 году. Второй домовый храм в честь Покрова Божией Матери, построенный в 1853 г., имеет придел во имя Св. Саввы Стратилата, воздвигнутый в 1872 г. Третий больничный храм освящен во имя вмч. Екатерины в 1874 г. Управляет игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Однако, как мы видим из дальнейших выписок из архивных бумаг В. И. Холмогорова, и после Смутного времени церковная жизнь еще не раз оскудевала в Покровском приходе. К 1644 году деревянный храм был отремонтирован, но сорок лет спустя (в 1686 году) в описании прихода вновь видим знакомую плачевную картину: «Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы стоит пуста, попа и дьякона нет, пение бывает временное, а церковь деревянная». При храме в то время жил только один дьячок. В 1699 году церковь обновили и освятили, однако уже в 1720-е годы приходской священник Семион – тезка первого священника, упоминавшегося столетием раньше – докладывал в Патриарший Казенный приказ следующее: «Служба у него, попа Семиона, в той церкви бывает временная, а не повседневная, а приходу нет ни единого двора». В 1781-1788 годы на средства местного купца Герасима Ивановича Нестерова и волоколамского мещанина Николая Ивановича Арцыбашева был построен сохранившийся каменный двухэтажный храм. Главный его престол был освящен, как и прежние деревянные церкви, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840-41 годы на средства помещицы А. В. Агарковой храм был расширен и с тех пор стал иметь четыре престола: Покровский, святителя Димитрия Ростовского, святителя Митрофана Воронежского и преподобного Сергия Радонежского. Рядом с теплой церковью была построена монументальная четырехъярусная колокольня. После 1812 года была пристроена трапезная. В 1870 году пристроены два придела, колокольню объединили с основным зданием храма. Из метрики Покровской церкви известно, что в местной иконе святой великомученицы Варвары имелась частица ее мощей, заключенных в деревянном крестике. После Октябрьской революции, Покровская церковь действовала до 1933 года. Согласно постановлению президиума Мособлисполкома советов 1933 от 21 декабря 1933 года храм был закрыт. В постановлении говорилось: «1) здание Покровской церкви необходимо использовать под рентгеновский и светолечебный кабинет Рузской больницы; 2) группа верующих добровольно изъявила желание передать церковь для расширения больницы и перешла в ближайшую церковь т.

http://sobory.ru/article/?object=01775

Храм одноглавый, глава в форме луковицы, со звонницей, рас­положенной со стороны входа. Вход на звонницу по узкой каменной лестни­це. С левой стороны храма небольшой боковой придел во имя святителя Ни­колая Чудотворца, соединенный с цер­ковью открытой аркой. Входная арка низкая, приземистая. Рядом со звонницей над притвором небольшие хоры, на кото­рые ведет витая лестница. В храме, притворе и приделе вмещается до 300 человек. В храме была также сделана рос­пись и сооружен иконостас, состо­щий из старинных икон, включая ред­кие образа XV века. До наших дней ни росписи, ни иконы не сохранились. 17 августа 1908 года состоялось под­нятие креста и колоколов на колоколь­ню. Самый большой колокол весил около 98 пудов и был пожертвован членом общины Н.О. Сушкиным в веч­ную память об упокоении своего брата. 12 октября 1908 года состоялось освящение храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Богослужение со­вершал архиепископ Московский Ио­анн (Картушин). Ему сослужили свя­щенники о. Прокопий Сорокин, о. Ио­анн Власов, о. Исаакий Носов, о. Ели­сей Мелехин, о. Трофим Силантьев и о. Иаков Никулин. 8 ноября 1910 года в храме Покрова Пресвятой Богородицы было совер­шено освящение придела во имя свя­тителя Николы Чудотворца. Иконо­стас придела изящной рабо­ты сооружен на средства С.П. Рябушинского и С.Е. Трындина, которым во время состоявшейся после духовно­го торжества трапезы была выражена всеми прихожанами глубокая благо­дарность. После революции 1917 года Остоженскую общину и Покровский храм ждали тяжелые испытания. В 1922 году во время кампании по борь­бе с голодом из храма были изъяты значительные ценности. Только сереб­ра было изъято общим весом 1 пуд 10 фунтов 50 золотников. Сам храм был закрыт 15 октября 1932 года. С 1966 года внутри храма помещался Всесо­юзный научно-исследовательский био­технический институт (ВНИИ «Био­техника») Главного управления мик­робиологической промышленности при Совете министров СССР. Глава храма и главка открытой «псковской» звонницы были сломаны, а колокола исчезли, сделано несколько пристро­ек, внутри храм полностью переде­лан и разделён на этажи.

http://sobory.ru/article/?object=02252

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010