В 1960-х годах разобраны увенчания купола и шатра колокольни, что сильно обезобразило памятник. Из внутреннего убранства частично сохранились настенные росписи XIX века, выполненные масляной краской; детали иконостаса из белого мрамора были использованы при устройстве фонтана в городском саду. В 1992 году храм был передан Церкви  городским парком (который использовал его до этого как склад)  и приписан к Трубчевскому храму во Имя Святой Троицы. В августе 2012 года образован приход, первое богослужение в храме было совершено 19 августа 2012 года на праздник Преображения Господня. источник http://pocrov.ortox.ru История храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Трубчевске уходит в глубину веков. Известно, что деревянная церковь на этом месте стояла ещё до событий Смутного времени. В период Смуты, город Трубчевск был разорён в 1618 году гетманом Жолкевским, после чего поселение на Десне запустело. Храмы тогда были разрушены, либо сожжены. По Деулинскому перемирию Трубчевск отошёл к Польше. В состав Русского государства город возвращён в 1644 году. В 1646 году " декабря 23 дня города Курска безместный священник Прокофий Сергиев " в челобитной царю Алексею Михайловичу просил дозволения на постройку храма " на старинном месте, где прежде была церковь Покрова Пресвятой Богородицы " , с прежним наименованием. Царь разрешение дал, и по благословению патриарха и по освятительной его грамоте деревянная церковь была построена и существовала более 100 лет. В 1787 году было начато строительство каменного храма. Строителем и ктитором этого сакрального сооружения выступил трубчевский священник Василий Саввин, также отстраивавший Троицкий собор по соседству. Первоначально церковь имела иной вид, чем теперь. Она представляла собой одноалтарный храм с трапезной и колокольней выстроенный в стиле позднего барокко. Первоначально храм был двухпрестольный - главный престол был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы, второй - в тёплой трапезной - во имя св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00675

Из патриарших окладных книг известно, что в 1628 году церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Арбузово в вотчине Рождественского монастыря " платила дань рубль да два алтына с деньгою " . При строительстве храма в Арбузове произошло чудесное явление. Предание связывает с выбором места для строительства храма. Жители окрестных деревень вначале под строительство церкви выбрали самое высокое место в округе - холм у деревни Пушнино, с которого открывается красивейший вид. На этом месте установили закладной камень и икону Покрова Пресвятой Богородицы, отслужили молебен. А наутро чудесным образом камень и икона оказались в Арбузово, на берегу речки Ильинки. Их перенесли на место, выбранное под строительство храма, но на следующий день и камень, и икона снова оказались в Арбузово. Когда чудо повторилось дважды, храм Покрова Пресвятой Богородицы заложили там, куда было указано свыше - в селе Арбузово. Так появился деревянный храм на том месте, где сейчас возвышается каменный, во имя Святой Троицы. Прошло время и местные помещики - надворный советник Федор Иванович Алябьев и штабс-капитан Николай Александрович Шипилов, чьи вотчины находились в Арбузово, пришли к мысли не о ремонте ветхой церкви, а о сооружении нового каменного храма во имя Святой Троицы с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и великомученика Димитрия Солунского. Как и положено в таких случаях, они обратились с прошением к правящему тогда архирею Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому о постройке каменного храма. Одобрение на строительство было получено 7 сентября 1805 года. В этом же году было начато возведение церкви. Строительство каменного храма продолжалось 24 года. Из содержания прошения можно сделать вывод, что кирпич для строительства храма обжигался здесь же, в Арбузово. Старожилы рассказывали, что кирпич, производимый в Арбузово, поставлялся даже в Москву. Летний главный храм строился дольше, чем были выстроены сами приделы, в которых через четыре года после выдачи храмозданной грамоты уже совершались богослужения. Возможно, строительство этой части храма ввиду наибольшей сложности затянулось по объективным причинам, а может быть его приостановили во время войны 1812 года, как это было сделано почти во всех храмах, строившихся в тот период. Главный алтарь храма во имя Св. Троицы был освящен архирейским чином в 1829 году.

http://sobory.ru/article/?object=03535

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл  напутствовал  епископа Переславского и Угличского Феодора на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин) приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству мозаичный образ Покрова Пресвятой Богородицы. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В дар общине новоосвященного храма Святейший Владыка передал Нямецкую икону Божией Матери. Во внимание к трудам по строительству храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе Святейший Патриарх Кирилл наградил архимандрита Мелхиседека орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Предстоятель также поздравил архимандрита Мелхиседека с днем тезоименитства и вручил ему юбилейный крест, изготовленный в память 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.   Также во внимание к помощи в строительстве Покровского храма в Ясеневе наград были удостоены: Ряд благотворителей и благоукрасителей храма удостоены Патриарших грамот. Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о всех, кто помог в строительстве Покровского храмового комплекса в Ясеневе. Список этих людей будет находится в капсуле, которая будет заложена в стене храма в знак благодарности за их труды. В завершение Предстоятель Русской Церкви вновь обратился к участникам богослужения: «Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю сердечно с праздничным воскресным днем, с большим событием в жизни нашего города — освящением этого благолепного храма в Ясеневе. Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной, в честь которого мы освятили этот храм, простирается над нами. Пусть также память о всех жертвах войн, о всех героях, жизнь свою положивших за Отечество, в честь которых воздвигнут этот храм, также сохраняется в благочестивых сердцах православных людей».

http://patriarchia.ru/db/text/4310459.ht...

Ок. 1085 Явление Печерской Нерукотворенной иконы Пресвятой Богородицы на стене алтаря Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря (3 мая) (1. С. 273). Ок. 1088–1098 г.г. Чудо от иконы Пресвятой Богородицы в Печерской церкви Киево-Печерского монастыря в обличение клятвопреступления мирянина Сергия (1. С. 208–209). Ок. 1095 г. Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» перенесена кн. Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск (28 июля) (1. С. 475). Явление Любечской Черниговской иконы Пресвятой Богородицы (7 мая) (1. С. 278). Прославление Цареградской Старорусской иконы Пресвятой Богородицы в Старой Руссе (17 сентября) (1. С. 596). Явление Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (19 марта) (1. С. 205). Ок. 1114 г. Прп. Алипий иконописец († ок. 1114 г.) написал Печерскую икону Пресвятой Богородицы с предстоящими прп. Антонием и Феодосием (впоследствии наименована Свенской) (1. С. 265–266). Ок. 114 г. Прославление иконы Пресвятой Богородицы, заказанной прп. Алипию иконописцу (чудесное написание, сохранение в пожаре; по перенесении в 1124 г. в Ростов кн. Владимиром Мономахом наименована Владимирской–Ростовской) (15 августа) (1. С. 528–529). Ок. 1124 г. Прославление Владимирской–Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение невредимой во время обвала сводов (каменной?) церкви, где икона была поставлена; после этого икону перенесли в деревянный Успенский собор в Ростове) (1. С. 528–529). Нач. XII в. Установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Киевской митрополии (1 октября) (5. С. 312–314; 6). Ок. 1129 г. Прославление Муромской–Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (обращение язычников Мурома в христианство св. блгв. кн. Константином Муромским († 1129) (12 апреля) (1. С. 236–237). Ок. 1131 г. Из Константинополя в дар св. блгв. кн. киевскому Мстиславу (в крещении Феодору; † 1132) прислана икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос (Владимирская). Одновременно была прислана икона Пресвятой Богородицы, наименованная «Пирогощей» («Башенная»). Первая икона была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода, в честь второй иконы св. Мстислав заложил в 1131 г. в Киеве особый храм (1. С. 282–283, 785; 8. Т. 3. С. 759).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Источник: Московские епархиальные ведомости, 2002, 9-10 В 1566 г. верейский князь Владимир Андреевич отдал царю Ивану Васильевичу вместе с Вереею свое село Трепарево, а к Трепареву сельцо Костинское. В селе Тропареве Вышегородской десятины в 1654 г. записана вновь прибывшею церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Ивана Переносова. Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1713 г. Николаем Петровичем Крокодиловым (Коркодиновым) и освящена 1 ноября 1713 г., как значится на подпрестольном кресте. Потом Тропарево принадлежало княжне Александре Петровне Коркодиновой. При храме был придел в честь Казанской иконы Божией Матери. 18 февраля 1759 г. в этом приделе все погорело: образа, иконостас, престол с антиминсом, жертвенник с сосудами, книги и крыша, настоящая же Покровская церковь осталась совершенно невредимою. Переславский архиерей решил: «понеже поп (Исаакий Иванов) пожарному случаю сему состоит виною, того ради дать ему указ и шнурозапечатанную книгу для испрошения от доброхотных подаятелей на возобновление погоревшей церкви с тем, что ежели он через год не возобновит оной церкви, то лишен будет вовсе своего прихода». 30 июня 1759 г. дана благословенная грамота не устроение престола и жертвенника, иконостаса с иконами и всею утварью в Казанском приделе, и велено все окончить в 1759 г. Однако в 1775 г. князь Алексей Васильевич Хованский писал, что в его селе Тропареве имеется церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а при ней неосвященный с 1759 г. придел, в котором иконы весьма полиняли красками. Хованский их возобновил, приготовил все к освящению, только желал переименовать придел и освятить его в честь св. Московских Петра, Алексия и Ионы, потому что в честь Богородицы престол имеется. Придел трех святителей освящен 1 сентября 1778 г. благочинным и присутствующим Верейского Духовного Правления протоиереем Афанасием Репиным. 28 августа 1812 г. храм был разорен французами, престол в Покровском храме сломан; антиминс, одежды, сосуды с лучшею и дорогою ризницею зарыты в трапезе под полом, но, по указаниям прихожанина, крестьянина села Тропарева Михаила Иларионова, найдены и похищены, так что, кроме иконостаса, ничего не осталось. По изгнании неприятелей, храм Покровский освящен в 1813 г. 15 февраля благочинным, священником из села Борис-Городка Алексеем.

http://sobory.ru/article/?object=06480

Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектенью. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окружённую святыми и ангелами. Она держит на широко распростёртых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института. Издавна существовали в России храмы и целые монастыри в честь Покрова Богоматери. Так, по преданию, благоверный великий князь Андрей Боголюбский в городе Боголюбове, близ Владимира, построил храм Покрова. В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь в честь Покрова Богоматери. Молитва пред иконой, именуемой «Покров Пресвятой Богородицы» О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога и Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верой и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас. Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; рассеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси. Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верой. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Археологические исследования, проведенные Н.Н.Ворониным в 1950-е годы, показали, что храм имел галереи, стоявшие на фундаментах, столь же уникальных, как и у храма, хотя и несколько меньшей глубины. Наличие галерей доказывается обнаружением их фундаментов и, вероятно, принадлежащего им профилированного белокаменного блока. Исследования, проведенные в 2000-е годы автором этой статьи, показали, что обнаруженные Н.Н.Ворониным галереи были закрытыми (папертями), что они были пристроены к храму через несколько лет (возможно, даже десятилетий) после его возведения, и что современный облик церкви Покрова на Нерли в целом соответствует первоначальному. Перейдем к вопросу датировки церкви Покрова на Нерли. Многие исследователи (в том числе В.И.Доброхотов, Н.Н.Воронин и П.А.Раппопорт) датировали храм на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в 1702 году: «Сего же лета (1165 год) сын его первый Изяслав Андреевич к Господу отъиде, и положен бысть в соборной Успения Пресвятыя Богородици церкве. Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне объят быв, и скорбяше, обаче более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбовския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устьи реки Нерли, из собираемых и двоелетием из Болгар вывозимых камней для строения во Владимире соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкви и других десятыя части, яже по повелению его на том месте отлагаемы бываху, и, помощью Пресвятыя Богоматере, оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». В.И.Доброхотов, основываясь на этом сообщении Жития, датировал церковь Покрова 1166 годом, так как Изяслав умер осенью 1165 года. П.А.Раппопорт полагал, что строительство храма началось немедленно после смерти Изяслава (уже в 1165 году) и окончилось в 1167 году. Но в позиции исследователя имело место внутреннее противоречие, так как храм, по сообщению принимаемого П.А.Раппопортом сообщения Жития Андрея Боголюбского, был построен «единым летом».

http://sobory.ru/article/?object=00185

23 июня 2022 года активисты регионального добровольческого центра «Волонтеры культуры» приняли участие в субботнике по благоустройству территории вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Круглово. Активисты центра участвуют в сохранении объектов культурного наследия в рамках проекта «Симфония памяти». Он подразумевает создание и выполнение комплекса работ, направленных на сохранение историко-культурных памятников, улучшение целостности малых форм архитектуры. Очередная акция в рамках проекта состоялась в Камешковском районе при поддержке департамента культуры Владимирской области, Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия 33-го региона, администраций Камешковского района и МО Сергеихинское. С приветственным словом к участникам субботника обратилась заместитель главы администрации Камешковского района по социальным вопросам Наталья Терентьева, которая поблагодарила волонтеров за важную и необходимую обществу деятельность. Но трудятся добровольцы не просто так – все их акции не только приносят пользу, но и становятся познавательными для них самих. Непосредственно перед началом работы волонтеры по традиции «погружаются» в историю того места, где они находятся. Поэтому глава администрации МО Сергеихинское Олег Кушаков рассказал гостям об истории села и храма Покрова Пресвятой Богородицы. Участники субботника узнали, что в 1869 году в Круглове в течение двух месяцев продолжался падеж лошадей, что по тому времени было немалым бедствием. Видя в том наказание Божие за грехи, кругловцы молились о помиловании и дали обет построить в своей деревне храм. С дозволения архиепископа Владимирского и Суздальского Антония в селе была заложена небольшая теплая каменная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящена в 1872 году. Затем продолжилось возведение холодной каменной церкви и колокольни к ней. В 1880 году строительство было закончено, и уже новый храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При церкви открылся и новый приход, в который, помимо Круглова, ставшего селом, вошли три соседних деревни. В советское время церковь приспособили под клуб-кинотеатр.

http://sobory.ru/article/?object=02194

Именно на левом берегу в 1773 году в селе была построена деревянная церковь с престолом Покрова Пресвятой Богородицы. Интересно, что с того времени село пытались назвать по престольному празднику – Покровское, но это название за селом не закрепилось. В 1795 году в селе Красная Река (Покровское) было 180 дворов и 1013 жителей. В 1858 году в селе (где ныне новая школа) тщанием прихожан была построена новая деревянная, крытая железом на каменном фундаменте церковь с тем же престолом Покрова Пресвятой Богородицы. Перед Первой империалистической войной село оставалось еще довольно крепким, зажиточным. Перебирая данные о селе перед войной, следует отметить, что в селе 39 хозяйств имели по три и более лошадей, в то время как безлошадных было всего 12 хозяйств. Об относительном благополучии краснореченцев говорит и тот факт, что в селе в 1912 году закончили строительство на средства прихожан большой каменной церкви, строившейся, по воспоминаниям старожилов, 18 лет. В строительстве участвовали многие селяне. Новая церковь, с куполами из белой жести, стала гордостью каждого сельчанина. Прежнюю деревянную церковь разобрали. По воспоминаниям Павла Ефимовича Плешакова, колокола с краснореченской церкви сняли в 1930 году. Большой 150-пудовый колокол, отличавшийся мелодичностью звона, упав с 36-метровой колокольни, раскололся на куски. Снимали колокол свои: Бояркин Сергей, Семёнов Александр. В том же году церковь закрыли. Построенное на крестьянские деньги здание церкви в дальнейшем надругательски использовали под склад, позже - под спиртзавод. 22 марта 1930 года был арестован, а затем расстрелян священник здешней церкви Кольчин Яков Семёнович. Источник: Ю. Мордвинов. " Взгляд в прошлое. Российские деревни. 17-20 век " В 2012 году построена небольшая деревянная церковь, в связи с невозможностью быстрого восстановления старого храма. Одноглавый четверик с алтарем и притвором. Первый деревянный храм с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Красная Река возведен на левом берегу р. Красной в 1773 году. В 1858 году был построен новый деревянный храм, крытый железом на каменном фундаменте (к началу XX века на этом месте была построена новая школа). В 1894 году была открыта церковно-приходская школа. В 1912 году было завершено строительство каменного храма, длившееся, по воспоминаниям старожилов, 18 лет. Прежняя деревянная церковь была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=18496

С середины XIX в. Валуевым владеют князь Владимир Борисович Святополк-Четвертинский и его сыновья — Борис и Сергей. А в 1863 г. имение у них приобретает почетный гражданин, купец первой гильдии Д. С. Лепешкин, разбогатевший на переработке хлопка и известный своей благотворительностью. Новый хозяин произвел небольшую реконструкцию усадебного ансамбля: выстроил новые ворота, украшенные оленями, поставил перед входом в главный дом уже металлических львов, пристроил к зданию балконы. Появились в имении баня и водонапорная башня. Ограда парадного двора, металлические решетки и ворота относятся к 1880 г. К этому же времени относится и здание оранжереи, которое имеет ордерные формы. Кирпичные углы здания выполнены в виде ниш. Д. С. Лепешкин основал в Валуеве лечебницу. После революции 1917 г. в усадьбе разместился сначала санаторий, в 1920 г. — первый Дом отдыха для московских рабочих, а на сегодняшний момент — снова санаторий, который очень известен в России (лечебница Главмосстроя). В структуру ансамбля входила также старинная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (XVII в.), которая, к сожалению, не сохранилась, так как была сильно повреждена в годы Великой Отечественной войны. В 1965 г. ее разобрали. http://pokrov-valuevo.sochost.ru/ Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Валуеве (новая) Это небольшой храм, устроенный в переоборудованном здании бывшей оранжереи. Не сохранившийся каменный усадебный храм был выстроен на средства Д. И. Шепелевой. Имелись приделы Кирика и Иулиты и Димитрия Ростовского. В 1930-х была перестроена, сломана в 3-й четв. ХХ в. На месте церкви в 2002 поставлен памятный крест, планируется её восстановление. На табличке под крестом написано: " Сей поклонный Крест сооружен на месте разрушенного Покровского храма " . Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском (Валуево) была построена в 1670-х годах при князе М.И. Мещерском, которая и дала название селу. В 1744-1747 годах при Дарье Ивановне Шепелевой, владевшей усадьбой с 1742 г., была построена каменная Покровская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=15712

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010