По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла благочинный храмов Богоявленского округа города Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин) уходит с поста настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Новым настоятелем Покровского храма назначен протоиерей Иоанн Миролюбов. От имени Предстоятеля Русской Православной Церкви и от себя лично митрополит Иларион выразил благодарность архимандриту Дионисию за труды, которые он нес на протяжении многих лет в качестве настоятеля Покровского храма. «Я хотел бы попросить Вас как благочинного этого округа не оставлять своим вниманием этот святой храм, продолжая помогать отцу Иоанну — новому настоятелю, сказал владыка. Хотел бы пожелать Вам здоровья, которое так необходимо каждому священнослужителю для несения возложенного на него Церковью послушания». Обращаясь к протоиерею Иоанну Миролюбову, митрополит Иларион пожелал новому настоятелю ревностно нести служение, на которое его поставил промысел Божий через священноначалие Русской Православной Церкви. «Мы видим, как община Покровского храма под Вашим руководством развивается и укрепляется, сказал архипастырь. Хотел бы пожелать, чтобы так было и впредь, и чтобы с Божией помощью мы смогли провести намеченные работы по восстановлению и благоукрашению этого храма, а также прилегающих к нему участка и строений». Протоиерей Иоанн Миролюбов сердечно поблагодарил владыку за теплые слова. «Мы несем непростое послушание в этом храме. Очень важное дело хранить в Русской Церкви предание, которое является нашей общей сокровищницей», в частности, отметил он. В архипастырском слове к собравшимся в храме митрополит Иларион сказал: «Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Покрова Пресвятой Богородицы престольным праздником этого святого храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы связан с событием, которое произошло во время осады Константинополя в 910 году. Жители города усиленно молились Пресвятой Богородице об избавлении от врага. И вот за богослужением святой Андрей Христа ради юродивый сподобился чудесного видения: он увидел Пресвятую Богородицу, Которая сняла со Своей головы покров и распростерла над всеми молящимися и над всем городом.

http://patriarchia.ru/db/text/4639853.ht...

В сентябре 1990 года члены церковного прихода вместе с жителями района принялись за расчистку тер­ритории. 14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоялся первый молебен. В 1991 году к Пасхе освятили первый придел, в храме началось богослужение. С 1627 г. церковь была деревянной. В 1722 г. на месте обветшавшего деревянного построен каменный храм (главный престолПокрова с приделом святителя Николая Чудотворца) с теплой пристройкой и колокольней в принадлежавшем Новоспасскому монастырю в селе Покровском на реке Городенке (Покровское-Городня). К северо-западу от храма, у самой кромки оврага расположилось сельское кладбище. Новая колокольня и трапезная с приделом праведных Захарии и Елисаветы пристроены в 1878 г. Храм в стиле московского барокко, перестроен в 1896 и 1901 гг. Четырехугольный с восьмигранным ярусом и сферическим куполом. Закрыт в 1938 г., перестроен, обезглавлен, занят заводским цехом. В 1950-х гг. вокруг храма построены двухэтажные производственные корпуса. Колокольня сломана до первого яруса. В конце 1960-х разобран алтарный выступ главного алтаря, снесена ограда. В 1970-х гг. в бывшем храме расположилась фабрика «Металлист» и здание постепенно приходило в упадок. Окончательно довершило его разрушение устроенное здесь гальваническое производство. Пары кислот и щелочей настолько разъели внутренние деревянные и металлические перекрытия, что здание начало разваливаться. В 1990 г. возвращен РПЦ. В сентябре 1990 г. члены церковного прихода вместе с жителями района принялись за расчистку территории. 14 октября 1990 г. прямо на улице состоялся первый молебен. В 1991 г. к Пасхе освятили первый придел, в храме началось богослужение, неугасимая лампада зажглась перед иконой Божьей Матери. На южной окраине современной Москвы, недалеко от станции «Покровская» Курской железной дороги, посреди большого живописного пустыря стоит небольшая приходская церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Городне. Глубокие овраги с речкой Городней и ее обмелевшими притоками отделяют обширную территорию церкви с остатками приходского кладбища и деревенских садов от высотной застройки Южного Чертанова. Здесь вплоть до середины 80-х годов XX века оставались чудом уцелевшие деревянные дома — часть некогда многолюдного села Покровского, что на речке Городне, судьба которого неотделима от истории нашего многострадального Отечества.

http://sobory.ru/article/?object=03323

Во всех храмах Москвы в связи с этой акцией будет проводиться сбор пожертвований для нужд находящихся в заключении. Каждый христианин призывается внести посильную лепту в дело служения узникам. Пожертвования составляют основной резерв денежных средств Комиссии. На эти деньги проводится покупка подарков заключённым, находящихся в следственных изоляторах города. Центром празднования станет, по традиции, храм Покрова Пресвятой Богородицы, что в Бутырском тюремном замке (при СИЗО N2 г.Москвы). Председатель Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы города Москвы, викарий Московской епархии, епископ Дмитровский Александр вот уже в пятый раз возглавит торжественное престольное богослужение в этом храме. Владыке будут сослужить священники, представляющие все СИЗО г. Москвы. На богослужении будут присутствовать представители УФСИНа по г. Москве, Государственной Думы, благотворительных общественных организаций, работники Бутырской тюрьмы. В храме будут молиться и заключённые, которые смогут исповедаться и причаститься. В конце праздничной службы будет зачитано праздничное послание Святейшего Патриарха Алексия, которое посвящено самым насущным проблемам служении Церкви среди тех, кто совершил преступление и уже на земле несёт за это наказание и особенно нуждается в нашей доброте и отзывчивости. По окончании Божественной Литургии под молебное пение и колокольный звон состоится Крестный ход вокруг храма с участием заключенных. Как уже сложилось, они будут нести запрестольный крест, хоругви, храмовую икону Покрова Пресвятой Богородицы и иконы новомучеников, бывших узников Бутырской тюрьмы. Владыка Александр окропит святой водой стены тюрьмы и храма. Затем, по благословению Святейшего Патриарха, владыка Александр вручит ряд церковных наград. После окончания богослужения священнослужители посетят все тюремные камеры, где поздравят около 2500 заключенных с праздником Покрова Божией Матери и каждому вручат подарок. + + + Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы - старейший среди тюремных церквей столицы - был построен в 1782 году по проекту, подписанному архитектором М.Ф. Казаковым.

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/11/...

Село Карлинское основано во второй половине 17 века как казачья слобода на внешней стороне Симбирской пограничной линии. Эта местность в «диком поле» царем Федором Алексеевичем была пожалована «под поселение и пользование всеми угодиями» по челобитной куроловским выходцам, казакам Казанского воеводства с реки Карлы в количестве 100 человек. В начале 18 века Петру I «благоугодно было» перевести здешних казаков, как и других ротных людей укрепленной линии, на царскую службу под Азов, а принадлежавшие им земли перешли во владение боярина – князя М.Я. Черкесского. Впоследствии поместье перешло к его потомкам: графу Г.И.Мусину-Пушкину; князю П.П.Щербатову; графине Н.П.Зубовой (последний наследник граф Зубов в 1917 г. эмигрировал за границу). В 1735 году здесь в большом количестве поселились крестьяне Ароти, затем выходцы из села Пойма Пензенской и Ворсма - Нижегородской губерний. Переселенцы селились в Карлинском вплоть до 1750 года. Первая церковь, деревянная и однопрестольная – Покрова Пресвятой Богородицы была построена еще казаками. В 1846 году прихожане на свои деньги на месте обветшавшей церкви устроили третий придел – Преображения Господня. Имелась еще и раскольническая часовня. В 1896 году в селе открылась двухклассная церковно-приходская учительская школа с образцовым начальным училищем при ней. А в 1899 году было построено двухэтажное каменное здание. Храмов два: теплый и холодный. Теплый храм каменный, построен в 1890-97 г.г.; престол в нем в честь Покрова Пресвятые Богородицы. Холодный храм деревянный, построен в 1767 г.; престол в нем в честь Покрова Пресвятые Богородицы. Церковной земли: 60 дес. пахотной и 6 дес. сенокосной. Капитал церкви 200 руб. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них общественные на общественной земли. Жалованья причту от казны 55 руб. 97 коп.; от прихожан священнику за требоисправление 75 руб. Прихожан в с. Карлинской слободе (н. р.) в 174 двор. 678 м. и 707 ж.; склонных к расколу 18 м. и 21 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1881 г. В слободе земская начальная школа.

http://sobory.ru/article/?object=38924

РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1022. Л. 20-27. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 107, 168, 198. Создание Рыбинского водохранилища привело к утрате многих ценных памятников архитектуры, особое место среди которых занимал храм Покрова Божией Матери (1776-1778 гг. постройки) в селе Логиново Череповецкого района. Он располагался на месте одноименного урочища (северо-восточнее деревни Веретье) и состоял на учете государства как ценный памятник старины. Достоинства архитектуры и древность церкви, казалось бы, давали ей все шансы благополучно пережить эпоху гонений и стать одной из главных достопримечательностей Череповецкой земли. Немалый интерес к храму вызывала и его богатая история. В древности Логиновский приход относился к Пошехонскому уезду и входил в состав Дворцовых (то есть царских) ёзовых волостей. Главным занятием местных крестьян было изготовление массивных ёзов (рыбных ловель), рыба и черная икра с которых поставлялись на стол самому государю. В начале XVIII века село с окрестными деревнями находилось в собственности знаменитого сподвижника Петра Великого светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова. Упоминания о Покровской Логиновской церкви встречаются уже в древнейших актах Пошехонья. Так, сведения о ней приведены в «Переписной книге Пошехонского уезда переписи Ивана Яковлевича Вельяминова и подьячего Власа Михайлова (1648 г.). В «Окладной книге» Вологодского архиерейского дома 1673 г. сообщается о «храме Покрова Пресвятой Богородицы, в Самосорской волости, в Государеве дворцовом селе Логинове», с которого платилось дани 1 рубль 5 алтын 1 деньга. В «Ведомости Ростовской епархии приходским и ружным церквам, которые построены издревле…», представленной в Святейший Синод 13 марта 1723 года епископом Ростовским Георгием (Дашковым), говорится, что в селе Логинове имелось 2 церкви: холодная Покрова Пресвятой Богородицы и теплая во имя чудотворцев Космы и Дамиана. При ней служили «поп, дьячок и пономарь». К приходу было приписано 59 дворов.

http://sobory.ru/article/?object=61852

Чижевского... " . Священник Демешко привёз с собой в храм старинные книги Библия и Литургион 1691 г. издания Храм Покрова Пресвятой. Богородицы " в то время становится не только олицетворением Православной Веры, но и очагом культуры переселенцев. Высокообразованный Головатый А. А. стремился сохранить культурное наследие древности. По его решению строятся вокруг храма деревянные столбы с навесом, под который велено свозить обнаруженные древности в Тамани и Таманском полуострове. Приказ спасает находки от расхищения и уничтожения. Подчеркивая: важность найденного Тмутараканского камня, засвидетельствовавшего местонахождение давно утерянного этих земель княжества, войсковой судья намеревался, построить в воротах церкви колокольню и положить при ней Тмутараканский мраморный камень деяний, князя Глеба. В Свято - Покровской церкви - 28 марта 1807г. установили два камня с ликами святых, о чём указано выше по тексту. Однако храм в первозданном виде не сохранился. Он был разрушен в 1855 году французами, когда их эскадра подошла к Керчи. Через пять лет храм казаками был восстановлен на том же месте. Урядник Федор Чепиль в 1865 году на свои средства построил в церковном дворе каменную звонницу, напоминавшую сторожевую казачью вышку. На колокольне разместили шесть колоколов, самый большой из них весил 200 пудов. Православные службы продолжались до 1910 года, после чего было решено восстановить и отреставрировать храм в его первозданном виде. Первого октября 1911 года храм Покрова Пресвятой Богородицы освятили повторно. В Свято-Покровский храм заезжали Пушкин с Раевским, Суворов лично принимал колокольный звон, и Лермонтов свечку ставил перед отъездом на войну. В 1850-х годах здесь два месяца служил настоятелем святитель Кавказский Игнатий Брянчанинов. Как свидетельствуют архивные данные, в Покровском храме в XIX начало XX в, хранились культурно-исторические памятники древности, найденные на Тамани, судьба многих осталась неизвестна. В настоящее время в храме хранятся мощи святого Николая Мирликийского (их  передали из итальянского города Бари), святого Никона Печерского, подвижника и летописца, не один год прожившего на землях Тамани; святителя Игнатия Брянчанинова.

http://sobory.ru/article/?object=12780

1147, 5 июня Св. блгв. князь-мученик Игорь молился пред кончиной образу Божией Матери, прославившемуся как Игоревская икона (5 июня) (1. С. 334–335). 1-я пол. XII в. Явление и прославление Патриаршей иконы Пресвятой Богородицы (исцеление кн. Симеона от слепоты) (15 августа) (1. С. 531–533). Вознесение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы (Владимирской) на воздухе посреди храма вышгородского монастыря. Св. блгв. кн. Андрей перенес чудотворную икону из Вышгорода во Владимирское княжество. Остановка иконы в Боголюбове как изъявление воли Пресвятой Богородицы на пребывание во Владимире (1. С. 282–283). 1158–1160 Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил во Владимире собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, где предполагалось хранить Владимирскую икону (1. С. 283). Прославление Владимирской–Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение невредимой во время пожара в деревянном Успенском соборе Ростова) (15 августа) (1. С.529). Ок. 1160 г. Явление Пресвятой Богородицы прп. Еразму Печерскому (1 ок. 1160, память 24 февраля) (1. С. 170–172). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Владимирскую икону за русские войска в битве св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с волжскими болгарами (1 августа) (1. С. 502–504). Ок. 1160 г. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли и распространил празднование Покрова Пресвятой Богородицы в Северо-Восточной Руси (1. С. 610; 6). Ок. 1165 г. Явление Пресвятой Богородицы Илии (Иоанну), пресвитеру новгородскому (впоследствии свт. Иоанн, † 1186), и подаяние помощи на завершение строительства Благовещенского монастыря (1. С. 567–568; 3. Кн. 1. С. 163–165). До 1169 г. Прп. Евфросиния Полоцкая († 1173) приняла в дар от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга для полоцкого Богородицкого мужского монастыря икону Пресвятой Богородицы из Эфеса, писанную евангелистом Лукой, – Корсунскую (в 1239 г. перенесена в Торопец) (9 октября) (1. С. 634). 1170, 25 февраля Заступничество Пресвятой Богородицы по молению святителя Иоанна († 1186) чрез Ее Новгородскую икону «Знамение» за Новгород при нападении на город объединенных войск («вся земля просто Русьская») св. блгв. кн. Андрея Боголюбского († 1174) (27 ноября) (1. С. 730–732).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

При войсках еще находился госпиталь. Для этих-то войск тогда же, вероятно, построена была и Покровская церковь. Подтверждением этого служат некоторые оставшиеся в церковном архиве, бумаги. Например, одна бумага 1769 г. адресована так: «Города Вильманстранда церкви Покрова Пресвятыя Богородицы священнику Петру Афанасьеву от коменданта Вильманстрандской крепости»; от 1772 г. сохранилась копия с указа преосвященного Гавриила, архиепископа С.-Петербургского и Ревельского, коим он предписывает консистории обязать священников подписками, чтобы офицеров, солдат и матросов венчали только священники их команды. На копии подпись: «В слышании сего указа города Вильманстранда, церкви Покрова Пресвятыя Богородицы священник П. Афанасьев подписался». В 1773 г., по указу духовной консистории от 24 октября за 845 предписывалось священнику вильманстрандской Покровской церкви Петру Григорьеву, чтобы он исправлял требы и, по временам, богослужения в Давидовской крепости, находящейся в 36 верстах от Вильманстранда, по дороге в Гельсингфорс. Какая была эта древняя церковь деревянная ли или каменная, была ли она постоянная или временно помещалась в шведской кирке, по местному преданию, существовавшей тогда в крепости, об этом нет никаких сведений. В 1785 г. на юго-восточной стороне крепости, на казенный счет (так всегда писалось в клировых ведомостях) построен нынешний храм также во имя Покрова Богородицы и освящен 26 августа, на память св. мучеников Адриана и Наталии, при священнике Стефане Васильеве. Храм одноэтажный, кирпичный, на фундаменте из рваного, нетесаного гранита. Форма его продолговатая, четвероугольная с закруглением алтарной стены: наружные стены его, украшенные пилястрами и карнизами, имеют толщину 1 арш. 10 вершков. Крыша в два ската; на ней в 1849 г. устроен деревянный купол, крыша и купол крыты железом и окрашены зеленой краской. Глава купола увенчана деревянным, шестиконечным крестом; глава и крест обиты белою полированною жестью. Окна устроены над цоколем, с гладкими, из кирпича, наличниками; ширина около 1½ аршина, высота 3 аршина; внутри они сведены аркой и имеют деревянные ставни.

http://sobory.ru/article/?object=07721

Покровский храмовый комплекс формировался более ста лет: 1765-1774 гг. - возводится каменная Покровская церковь с приделом св. Афанасия, Великого и четырехъярусной колокольней (при священнике Евлампии (Семенове) и протоиерее Алексии (Павлове); 1770-е гг. - сооружается каменная ограда с башнями (при протоиерее Алексии (Павлове); 1846-1847 гг. - завершается колокольня дополнительным 5-м ярусом (при священнике Алексии Максимовиче Синицыне); 1858-1860 гг. - возводится придел Грузинской иконы Божией Матери (при священнике Александре Тимофеевиче Городецком); начало 1860-х гг. - строится каменная сторожка с сараем; 1873-1874 гг. - перестраивается и расширяется южный придел и освящается в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Афанасия Великого (при священнике Стефане Димитриевиче Садикове); 1884 г. - строится новая колокольня в северо-западной части ограды по проекту архитектора П.Ф. Федорова на средства купца П.И. Буракова; 1884-1890 гг. - разбирается первоначальная колокольня (при протоиерее Феодоре Иоанновиче Образцове). Далее церковь обустраивается постоянно. Церковь невелика, с одной увенчанной крестом главой, покрытой шатровой кровлей. Тверские зодчие древнерусские формы слили с новыми, привнесенными с европейским барокко, но упрощенными, без нагромождений и пышности. Отсюда внушительность церкви и одновременно своеобразный уют и праздничность. К главному храму во имя Покрова Пресвятой Богородицы пристроены два придельных: южный - в честь Казанской иконы Божией Матери и святого Афанасия Александрийского, северный - в честь Грузинской иконы Божией Матери. Приделы объединены широкой трапезной частью. Декоративная обработка ее фасадов выдержана в классических традициях. В начале 1930-х годов новая колокольня разбирается (взрывается), сносится большая часть ограды, во время Великой Отечественной войны утрачивается завершение на храме. После войны здание храма использовалось как складское помещение учреждениями " Облпотребсоюза " , что постепенно привело сооружение в аварийное состояние, а к началу 1980-х годов поставило выдающийся памятник церковного зодчества на грань полного разрушения. С 1987 г. начинаются проектно-реставрационные работы. Восстанавливается ограда с башнями. Храм и прилегающая территория (в границах церковной ограды) передаются в пользование Тверской епархии Русской Православной Церкви в 1992 г., и тогда же совершается первая Божественная литургия во вновь открытой после десятилетий запустения Покровской церкви на праздник Покрова Божией Матери Высоко-преосвященнейшим Виктором, епископом Тверским и Кашинским, с духовенством г. Твери. Официальный статус храма - Архиерейское подворье храм Покрова Божией Матери г. Твери. Наместником подворья назначен протоиерей Павел Сорочинский. Первое время с момента открытия храма служба совершалась в Афанасьевском приделе.

http://sobory.ru/article/?object=00004

Когда-то, еще со времен Тверского княжества, на этом самом месте, где ныне Покровская церковь, находился Афанасьевский девичий монастырь. Посвящен он свт. Афанасию Александрийскому и известен был как Афанасьевский на Песках. Основательницей монастыря и его первой настоятельницей в течение 12 лет была Софья Ярославна Тверская, родная сестра святого великого князя Михаила Тверского. Известно и второе народное название монастыря " Софьин " , " Софийский " . В судьбе Афанасьевской обители после княжны Софьи - 250 лет полной неизвестности. К XVI в. относится цветущая пора монастыря, когда в нем жило до 20 монахинь. Тогда же " были дарованы монастырю разные льготы на владения в Кашинском, Тверском, Зубцовском и Дмитровском уездах. В Писцовой книге 1б2б года говорится о двух деревянных храмах монастыря: церкви Афанасия и Кирилла и церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Учитывая, сколь разрушительным оказалось для Твери литовское разорение, можно предположить, что в первой половине XVII в. и Афанасьевский, и Покровский храмы были выстроены вновь. В последней четверти XVII века Покровская церковь служила " теплым " , т. е. ежедневно посещаемым храмом. Можно предположить, что во второй половине XVII в. к церкви Покрова постепенно переходят функции основного храма обители, а к XVIII веку Афанасьевский храм перестает существовать. В 1723 г. монастырь был упразднен " за малочисленностью " , а монахини были переведены в тверской Христорождественский женский монастырь. Место в документах стало называться погостом. Каменная Покровская церковь была заложена 12 июня 1765 года, и строительство " тщанием Тверского купца Григория Андреева сына Жижина с прихожанами " окончено в 1774 году. На престольный праздник Покрова Богородицы был освящен центральный Покровский придел. Церковь сложена из кирпича, в цоколе и декоративных элементах использован белый камень. Тип церкви - " восьмерик на четверике " . Восьмерик двухсветный, с междуярусным карнизом, так что снаружи церковь кажется трехэтажной. На восточной стороне - пятигранная алтарная абсида.

http://sobory.ru/article/?object=00004

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010