Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно. Почему в честь праздника Покрова Божией Матери? Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно. Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли. Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно.

http://foma.ru/hram-pokrova-na-nerli-cht...

При такой древности Ворожбы нет сомнения, что первый храм в Ворожбе построен около 1650 года. В 1736 году воспитанник богословия Пётр Авдеев Галич в просьбе своей о предоставлении ему священнического места в Ворожбе, писал: «Сумской протопопии в селе Ворожбе в церкви Николая чудотворца отец его служил многие годы да с ним племянник его родной в товарищах поп Василий, и в прошлом 1734 году отец его Авдей волею Божьею умре». По этой просьбе видно как то, что древний храм в Сумской Ворожбе посвящён был имени Святого Николая, так и то, что храм сей существовал ещё в XVII столетии. На брусе нынешнего храма, бывшем в прежнем храме над западною церковною дверью, читается надпись: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа создася храм сей Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Христова чудотворца Николая при благочестивейшей великой Государыне Елизавете Петровне». Окончания не достаёт. Между тем по делам сумского Правления видно, что в 1752 году предписывалось освятить новый храм в Сумской Ворожбе во имя Покрова Богородицы с приделом Святого Николая. Нынешний деревянный храм, с тремя престолами, может быть признан лучшим из деревянных храмов епархии. Он очень величествен. О построении его сохранился любопытный документ. В 1769 году священник, староста и прихожане заключили с сумским плотником контракт о построении нового храма с двумя приделами; контрактом предоставлено мастеру употребить старый храм при постройке нового. По описи видно, что в дополнение к материалу старой церкви сосновый лес пожертвован хорунжим Игнатием Никитенком; храм начали строить с весны 1770 года и, вероятно, в том же году он окончен и освящён во имя Преображения Господня, Покрова Богородицы и Святого Николая. По переписи 1732 года в Сумской Ворожбе старшины и казаков - 313, подпомощников - 1085, подданных обозного Романова - 96, других - 16, школа с 4 наставниками и шпиталь, 32 духовных, всего 2270 душ мужского пола. По той же переписи подданные судьи Ивана Романова как в Ворожбе (10 душ мужских), так в селе Гринцоце (374 души мужских и при храме школа) и в селе Голубовке (361 душа мужская со школой) поселены на земле купленной «лет тому с 50», следовательно в 1682 году.

http://sobory.ru/article/?object=45338

После закрытия и разорения храма судьба чудотворной иконы неизвестна. В приходе хранят память о подвижнике благочестия (пока не канонизированном) – о. Авдии Угорском, настоятеле храма во II половине XIX в. Он десятки лет безвозмездно трудился в церковно-приходской школе (которую сам создал), одновременно преподавал в Доме Трудолюбия и занимался широкой благотворительной деятельностью. Храм был закрыт в 1930 г. и переоборудован в инкубаторскую станцию. В 1990 г. после частичной реставрации в нём устроили концертный зал. В 1994 г. вернули Церкви. Полная реставрация выдающегося памятника архитектуры ещё не завершена, хотя снаружи храм выглядит так, будто его никогда и не разоряли. В церкви ежедневно проводятся службы по полному уставу. Крещение взрослых совершается с полным погружением, для чего в трапезной устроена специальная большая купель. Действует воскресная школа для детей от 4 до 18 лет. Умиление вызывает необычный маленький аналой со специальной надписью «Для детей» – чтоб ребятишкам было удобно самим прикладываться к праздничной иконе, и взрослым не приходилось их приподнимать. Честно говоря, сколько ни ездил по святым местам России, другого такого аналоя ещё ни разу не видел! Главную святыню храма сейчас составляет малая частичка Ризы Пресвятой Богородицы и частицы мощей около 300 угодников Божиих. (текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», доступной в проекте «Самиздат» по адресу Покровский храм по описи Калуги 1626 года, в отличии от другого храма того же названия, определен как Церковь Всемилостивейшего Спаса да Покрова Святей Богородицы. В описи 1685 года он назван уже церковью Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Происхождения Честных Древ. Этот храм стоял немного севернее существующего храма, на месте, которое впоследствии было обозначено каменным столбом. Дошедшее до нашего времени здание храма Покрова “на рву” построено в 1687 году. По типу строения храм похож на московские бесстолпные храмы второй половины XVII века. Двухсветный четверик составляет основной объем, к которому с восточной стороны примыкают три пониженные апсиды алтаря, а с западной стороны - трапезная и колокольня. С южной и северной сторон устроено по крыльцу на столбах-кубышках, с опирающимися на них двойными арками и висящей между ними “гирькой”. В новейшее время между столбами того и другого крыльца были встроены стенки, обезобразившие формы этого своеобразного оформления боковых входов в храм.

http://sobory.ru/article/?object=00912

В 1833 г. здание церкви подверглось переделке: был сломан древний придел и возведен новый, освященный во имя святителя Иоанна Златоуста, были увеличены окна, стены оштукатурены, при этом детали из кирпича сбили. К храму пристроили с восточной и с западной сторон два четырехколонных портика. В 1887 г. Московским археологическим обществом был утвержден проект перестройки церкви, выполненный архитектором А.Л. Латковым. На месте старого возвели новый обширный придел, который завершался одной главой, стоящей над тремя рядами кокошников. Фасадам главного придела был возвращен вид, характерный для храмов XVII века. Храм был закрыт в 1934 г. За годы, когда в нем располагались фабрика, склад и станция техобслуживания, церковное здание подверглось сильному разрушению. Были сломаны главы храма и колокольня, пробиты стены, построены железобетонные перекрытия, уничтожен пол. В 1970-1980-е гг. церковь реставрировали В 1992 г. храм вернули верующим. Богослужения возобновились в январе 1993 г. Первая после шестидесятилетнего перерыва литургия была совершена в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1993 г. К этой церкви приписаны часовни иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Пресвятой Богородицы на Митинском кладбище. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Братцево в начале XVII ст. было пустошью Московского уезда Горетова стана, принадлежавшею дьяку Александру Иванову и в 1629 г. Алексею Зубову; после его смерти это имение в 1637 г. по духовному завещанию досталось родному его брату Матвею Зубову. В 1649 г. Зубов, отдавая пустошь Братцеву в приданное дочери Анне, при выходе ее замуж за К. О. Супонева, называет пустошь, как населенную крестьянами, деревнею. В 1657 г. 26 мая Анна Матвеевна Супонева деревню Братцево продала Богдану Матвеевичу Хитрово, который построил здесь каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В переписных книгах 1678 г. Московского уезда Горетова стана значится: «в селе Братцеве церковь каменная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, да в приделе св. праведного Алексея человека Божия, а в церкви святые иконы и всякая церковная утварь, и колокола - строение боярина Богдана Матвеевича Хитрово; у церкви во дворе поп Тарасий Филиппов, во дворе поп Никифор Герасимов, да церковники крепостные люди, во дворе дьячок Ларка Нестеров, во дворе два пономаря Фомка Фомин и Федка Семенов; да в селе двор боярский и около двора задворных деловых крепостных людей русских и иноземцев 37 человек; при мельницах 13 человек и 3 человека мельников русских и иноземцев».

http://sobory.ru/article/?object=03263

1 Храм Державной иконы Божией Матери г.Белая Калитва 347042, Ростовская область, г.Белая Калитва, Стандартстрой,18 Г.Белая Калитва, ул.Светлая,2 +79289088742 Протоиерей Василий Маштанов 2 Храм Покров Пресвятой Богородицы г.Морозовск 347110, Ростовская область, г.Морозовск, ул. Пастухова, 80 Тел (86384)2-30-87 +79281647004 Протоиерей Александр Почтовый 3 Свято-Ильинский храм г.Волгодонска Ростовская область г.Волгодонск, ул.Весенняя,5; 8(86392)45505 +79281641233 Настоятель прихода – протоиерей Борис Викторович Федоров 4 Храм первоверховных апостолов Петра и Павла г.Волгодонска 347374 Россия Ростовская область г.Волгодонск, пер. Фрунзе, дом 6 8(8639)27-36-29 +79185144245 Настоятель – протоиерей Владимир Самигулин, 5 Храм Святителя Николая г.Цимлянска Ростовская обл.г.Цимлянск, ул.Маяковского, 2а. 8(86391)22801. +79281258841 Настоятель – митрофорный протоиерей Щур Богдан Иванович. 6 Святителя Николая Чудотворца г. Зерноград 347740 Ростовская область, Зерноградский район, г. Зерноград, ул. Первомайская, 1/33. Тел. 8(86359)37151; факс: (86359)41540. +79281307390 Благочинный приходов Зерноградского округа, настоятель храма — протоиерей Петр Юркин. 7 Храм Покрова Пресвятой Богородицы г.Константиновск Россия, Ростовская область, г. Константиновск, ул. 25 Октября, 107 +79289071934 Протоиерей Александр Овчинников. 8 Храм святых мучеников Флора и Лавра г.Пролетарск 347540, г.Пролетарск Ростовской области, ул. Красноармейская, 138 а. +79281009236 Настоятель храма иерей Виктор Федоров 9 Храм свт. Димитрия Ростовского г.Сальска г. Сальск, ул. Крымского, 25А +79287604099 Протоиерей Димитрий Федоров 10 Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Песчанокопское 347570, с.Песчанокопское, ул.Энгельса, 212, +79188546900 Настоятель Иерей Виктор Зубов 11 Храм Покрова Пресвятой Богородицы г.Сальска 347630, г.Сальск, ул. Красная, 69 тел.8(86372)52230 +79281776644 Настоятель Протоиерей Виктор Найденов 12 Храм Святой Троицы г.Семикаракорск 346630, Ростовская область Семикаракорский район г.Семикаракорск, ул.Ленина, 290

http://pravmir.ru/rostovskaya-mitropoliy...

8 марта 1938 года с церковной колокольни были сняты колокола, а в 1939 года церковь была закрыта. Здание было отдано под театральное училище, затем под дом народного творчества, позднее в нём располагались различные учреждения. В этот период колокольня над притвором и барабан с шатром и главкой над восточной частью храма были разобраны и здание утратило внешний вид храмовой постройки. В 1993 году постановлением администрации Новосибирской области оно было передано в ведение Новосибирской епархии. 14 октября 1994 года храм был освящён и вновь открыт для верующих. В 1998 году было принято решение о реконструкции ветхого деревянного здания церкви. Был разработан проект, включающий восстановление колокольни и барабана с шатровым завершением и главками. В январе 2002 года были начаты реставрационные работы. Старое здание было полностью разобрано, построен новый цокольный этаж на котором из дерева было возведено новое церковное здание полностью повторяющее своими очертаниями и деталями дореволюционную постройку. 15 февраля 2004 года состоялось малое освящение восстановленного храма. В июне 2009 года строительные работы по реконструкции церкви были завершены. 23 декабря 2001 г. священнослужители и прихожане храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы торжественно отметили его 100-летие. Это один из первых в нашем городе храмов и один из немногих сохранившихся с дореволюционного времени. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена 16 мая 1901 г. (29 мая н. ст.) и стала третьим храмом в Ново–Николаевске после возведения храма во имя святого пророка Даниила (1898 г.) и собора во имя святого благоверного князя Александра Невского (1899 г.). Храм был поставлен на пересечении улиц Болдыревской и Гондатти (ныне Октябрьская и Урицкого), на уже намоленном месте, так как здесь с ноября 1895 г. размещался молитвенный дом. Храм строился на средства местных благотворителей при пособии от церковно–приходского попечительства Александро–Невской церкви. Освящён новый храм был 10 декабря 1901 г. (23 декабря н. ст.) по благословению Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского, благочинным округа 8 протоиереем Феодором Сосуновым. Престол в церкви был установлен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=09382

В начале июля 1945 г., проживавших в школе Св. Андрея наших соотечественников, переместили в лагерь Парш, где был основан приход Покрова Пресвятой Богородицы. Осенью же 1945 г. в лагерный храм был направлен и священник Даниил Думский, который не только совершал Божественную Литургию в воскресные и праздничные дни, но и ежедневно собирал молящихся в стенах храма на утренние и вечерние молитвы. Так текла и развивалась жизнь тысяч православных в послевоенном Зальцбурге. Оторванные от Родины, очутившись в местных лагерях, они организовали после войны уже 33 общины. Не мог русский человек жить без веры, без молитвы. И эти духовные чаяния, жажду Бога, голод в пастырском наставлении, были услышаны Господом. По просьбам уже разросшейся общины, в эти места, по решению Синода, в 1946 году был направлен Высокопреосвященнейший Стефан (Севбо, 1872-1965 г.г.). Учреждение архиерейской кафедры позволило утолить жаждущую паству православных в земле австрийской. Торжественная встреча Архиерея состоялась в 10.00 ч. 17 января 1947 года. Его принимал собор духовенства из 16 протоиереев, иереев и протодиакона. От имени собравшихся, с приветственной речью к Архиепископу, обратился протоиерей Федор Раевский. В ней он сделал акцент на большом значении епископа для общины и процитировал святого Киприана Карфагенского : «Без епископа не существует Церкви». Владыка Стефан определил своей резиденцией лагерь Парш. Храм Покрова Пресвятой Богородицы стал кафедральным, а община в Парше стала центральной в Епархии. К этому времени к православной общине, в которой уже пребывали русские, сербы и болгары, примкнули греки и румыны. С начала 1945 г. до 1 января 1948 г. было зарегистрировано 392 крестин, 155 венчаний и 131 погребение. Миссионерско-просветительская работа проводилась в виде проповедей, в основном в бараках, а также при посещении больных и престарелых прихожан. Слово Божие до верующих доносило духовенство Покровского храма. Условия, при которых жили размещенные в лагере Парш, были невыносимыми, в том числе и по политическим причинам. После многочисленных протестов, насельники стали поджигать бараки. И 6 июня 1950 г произошло страшное событие. Большой пожар уничтожил многие строения, в том числе и барак, в котором находился храм Покрова Пресвятой Богородицы. Всё, что осталось, было перенесено в иное место, и заново оборудовано под храм. К сожалению, церковную утварь и документы спасти не удалось.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Покрова_...

Храм-памятник битве под Москвой 1941 года. Архитектор Канаев И.П., конструктор Серая Е.С. Храм-памятник станет первым в Московской области мемориалом воинам, погибшим в битве за Москву в 1941 году. Храм битве под Москвой 1941 года в деревне Рузино не случайно назван памятником. В каждом кирпичике церковного комплекса заложены гильзы с именами солдат, погибших в битве под Москвой. Линия их фронта как раз проходила в нескольких километрах от места строительства мемориала. Источники: http://ikanaev.ru/Ruzino.html; http://solreg.ru/news/3257.html Однопрестольный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен и освящен в 1815 году на месте сгоревшего деревянного храма старанием надворного советника Д.М. Щербачёва. Село же Покровское известно с XV века как вотчина Чудова монастыря. В писцовых книгах за 1525 год имеется запись «В Горетовом стане на речке Здериноге село Покровское-Брехово тож вотчина Чудова митрополита Алексия монастыря. В нем церковь деревянна ветха однопрестольна Покрова Пресвятой Богородицы». При Екатерине II у Чудова монастыря была изъята часть земель, и, таким образом, Покровский храм стал приходским. В 1806 году храм сгорел, и на его месте в 1815 году построен кирпичный однокупольный храм в стиле ампир. В 1898 году усилиями церковного старосты И.Н. Комова и прихожан храм был расширен двумя приделами — преподобного Сергия Радонежского и Тихвинской иконы Божией Матери. В 1938 году храм был закрыт, а во время Великой Отечественной войны он оказался на линии обороны Москвы. Во время боевых действий осенью 1941 года храм получил повреждения купола и колокольни, а в 1962 году был полностью разобран на кирпич. В 1996 году рядом с местом, где стоял храм, было возведено временное деревянное строение. В 2000 году была зарегистрирована православная община. С 2001 года возобновились регулярные богослужения и требы. В 2008 году деревянный храм сгорел, и под временное помещение для богослужений был оборудован первый этаж приходского дома. В настоящее время идет воссоздание каменного здания Покровского храма на его историческом месте по проекту архитектора И.П. Канаева, в основу которого были положены архивные данные и фотоматериалы. Поскольку храм находился на линии обороны Москвы в 1941 году, было принято решение посвятить его воссоздание памяти воинов, защищавших нашу столицу в 1941-1942 гг. При кладке стен храма в полости кирпичей были заложены гильзы-медальоны с именами погибших солдат и офицеров из Книги памяти Московской области.

http://sobory.ru/article/?object=41835

В августе 1702 г. " Галич. уезда Корежской волости, Костр. десятины церкви Покрова Пресв. Богородицы поп Георгий Харитонов, в поданном в патр. казен. приказ прошении, писал: " по указу блаженныя памяти свят. господина Адриана патриарха и по благословенной его архиерейской грамоте построена церковь Божия во имя Покрова Пресв. Богородицы, да придел мученик Флора и Лавра, что на Удгоди, и та церковь Покрова Богородицы и придел Флора и Лавра совсем построены и к освящению изготовлены и прошу дать освященную грамоту на имя кресцовскаго священника Иоанна Харитонова, которой преж сего у той церкви служивал, потому, что посторонняго игумена и священника для освящения брать не к чему, место самое скудное и погорелое " . http://www.old-churches.ru/bu_004.htm Кирпичная одноглавая церковь в русско-византийском стиле. Четверик, завершенный двумя ярусами кокошников, с боковыми приделами. Построена в 1859 г. усердием прихожан как летний храм. Приделы: один - ап. Матфея, второй - Флора и Лавра и царицы Александры. Не закрывалась. Здесь проходил старинный Московский тракт из Галича через Буй в Любим и Москву. Центром прихода было село Покровское, в котором на месте деревянных церквей построены две каменные: Покрова в 1796 г. и вторая, каменная церковь - в 1859 г. Деревни Ноздрино, Овсянниково, Русоново, Смертино, Петровское в Покровском приходе принадлежали помещикам Корсаковым. Это были их родовые вотчины, в том числе сельцо Ивановское - родина декабриста Михаила Матвеевича Корсакова. «Сельцо Ивановское стоит на суходоле, а в нём дом господский деревянный, земли у оного сто тридцать шесть десятин». Родовая усыпальница Корсаковых у церкви в селе Покровском. http://kostromka.ru/belorukov/derevni/buy/42.php Оригинальный храм в русском стиле, в облике которого приемы, свойственные образцовым проектам К.А. Тона, сочетаются с воспроизведением композиции венчания, восходящей к рубежу 16-17 вв. Объемная композиция церкви центрична: храмовый четверик завершен пирамидой из двух ярусов кокошников, несущих чешуйчатую луковичную главу на цилиндрическом световом барабане. Пониженные прямоугольные в плане боковые приделы, такой же формы западная паперть и отвечающий ей с востока трехапсидный алтарь формируют крестообразную композицию плана.

http://sobory.ru/article/?object=10782

Около 1633-1634 гг. была устроена придельная церковь Покрова Богородицы на погосте села Воскресенского, которая упоминается в окладе в 1635 г. До 1646 г. была возобновлена, или отстроена зано­во, церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, просущест­вовавшая, по крайней мере, до 1702 г. В описаниях села 1675-1677 гг. церковь Воскресения Христова уже не упоминается. Видимо, к этому времени старая церковь не существовала. В 1675-1677 гг. в Покровской церкви значится придел во имя Николая Чудотворца, в котором, очевидно, и находилась резная икона (в форме деревянной скульптуры) Святителя. К этому же времени следует отнести и подобную резную икону св. Параскевы. Эти чтимые прихожанами Образы сохранились до наших дней почти не поврежденными. В существующей церкви Вознесения в селе Воскресенском, куда они были перенесены, будучи спасены из огня по­жара Покровской церковь в 1705 г. В 1682 г. в книге Патриаршего Казенного Приказа отмечено: " писать церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в селе Воскре­сенском " . До 1570-х гг. главной приходской была Воскресенс­кая церковь. По церковно-административному делению село Воскресенское принадлежало к Патриаршей (с начала XVIII в. - Синодальной) области, а с 1742 г. - к Московской епархии. 22 октября 1705 г. Покровская церковь в селе Воскресенском сгорела, однако из горящего храма были спасены некоторые Святые иконы, в том числе и упоминавшиеся резные " скульптуры " , сох­ранявшиеся в новопостроенной церкви до недавнего времени. К декабрю 1705 г. были получены царский указ и архиерейс­кое благословение на постройку на прежнем погорелом месте новой деревянной церкви опять же во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В течение весны - осени 1705 г. новый храм был построен, и 22 ноября 1705 г. по благословенной грамоте вы­дан был антиминс " в село Воскресенское в новопостроенную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы тоя ж церкви попу Луке Автамонову. " Здесь следует заметить, что в книге Холмогоровых приводится запись от 25 сентября 1702 г.

http://sobory.ru/article/?object=00758

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010