Первый восточнофранк. Собор, т. н. Consilium Germanicum, состоялся в 742 или 743 г. (место его проведения точно неизвестно). Б. принял в нем участие как архиепископ и «посланник св. Петра» (missus S. Petri). Среди постановлений этого и последующих Соборов (744-745, 747) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Б. удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников был принят устав прп. Венедикта Нурсийского. Были также установлены законы, определявшие степень допустимого родства при вступлении в брак. Своей деятельностью Б. способствовал сближению Каролингов с папством. После смерти еп. Утрехта св. Виллиброрда (744) Б. принял его епархию под свое управление. Примерно в то же время умер Рагенфрид, архиеп. Кёльнский, папа Захария хотел поставить Б. на Кёльнскую митрополию (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа передал Б. Майнцскую кафедру (сместив архиеп. Гевилиоба) и назначил его примасом Германии. Много сделал Б. для укрепления духовной жизни в мон-рях, особенно в аббатстве Фульда , учрежденном в 744 г. под покровительством Б. его учеником св. Стурмом. Б. ежегодно приезжал в Фульду преподать наставление монахам, жившим по бенедиктинскому уставу, и провести неск. дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств местных епископов, подчинив его непосредственно Римскому престолу. Гробница св. Бонифация Гробница св. Бонифация Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, Б. летом 753 г. оставил Майнцское архиеп-ство своему ученику свт. Луллу и возглавил фризскую миссию. Он с успехом проповедовал во Фрисландии, но подвергся нападению разбойников, полагавших, что миссионеры имеют при себе сокровища. 5 июня 754 г. близ мест. Доккум на р. Борн Б. был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям, их было от 37 до 52). Он призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец.

http://pravenc.ru/text/153073.html

И в этой последней службе имя пр. Феодора воспевается наравне с другими, совместно с ним поминаемыми угодниками, как напр. Феодосий, Кукша, Илларион (митрополит) и др. 414 «Блаженный Феодоре, ты, который вселил в персть славу своего благородства, изменивши княжение на монашеский образ, и в нем благоугодил своему Владыке и ныне живеше со ангелами на небесах, молись о нас, чтобы мы сделались причастниками негибнущей славы», которую одну доставляет, святая православная вера и церковь наша. 415 Слава и ныне другой тропарь, глас той же Яко благочестивого корене прелестная отрасль был еси блаженне Феодоре: яви бо тя Христос яко воистнину Богодарованное сокровище Волынстей земли, новаго поборника веры православныя н народу Российскому преславна и благоприятна: тем же ныне плодами светоносных трудов твоих в державе Богохранимаго Императора нашего, под сенью святыя Церкве православныя наслаждаюшеся, хвалим Господа, даровавшаго тебе силу и крепость на супротивныя: егоже моли спасти отечество твое, и державе сродник твоих Богоугодней быти и сыновом Российским спастися. Кондак гл. 1 Красоты ризныя вознушавшагося и Богатства тленнаго со благодарением отвершагося, в ризу же безстрастия облекшагося и Богатому во щедротах возследовавшаго Христови, приидите вернии усердно восхвалим Феодора достославна, яко моляшася непрестанно о душах наших (Там же. Сравн. также Максимов, о князьях Острожских стран. 12 На утрени и на молебнах прокимен глас 5. Честна пред Господем смерть преподобных его. Евангелие Матфея зач. 43. и по пятидесятом псалме стихира: Глас Феодоре блаженне, славу Благородства своего в персть вселикия изменив княжение на иноческий образ, в нем же Владыце своему добре угодивши и ныне со ангелами в небесных живый, молися о нас, да славы негибнущия наследницы будем. (Служба пр. отцам дальних пещер, канона песнь 6, троп. 4). Св. Иулиания дева иа Домбровицы. Княжна Ольшанская. (6 Июля.). 1. Происхождение и род св. Иулиании. В конце XII в. на Волыни, между другими удельными князьями, принимавшими участие в исторических судьбах тогдашней Руси, являются князья Домбровицкие, именуемые так от старинного столичного их города Домбровицы (ныне местечко Ровенского уезда, Волынской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

– «Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» ( Ин.10:11–13 ). В полдень история России сосредоточилась в Петербурге на Сенатской площади. Генерал-губернатор Милорадович лично отправился к бунтовщикам и убеждал солдат в том, что их обманули: Константин добровольно отказался от престола, его никто не свергал. И тут произошло неслыханное – «русский Брут» отставной поручик Петр Каховский подлым выстрелом убил великого героя войны с Наполеоном! Этот отвратительный шаг во многом повредил самим декабристам. Народ обожал Милорадовича. Серб по национальности, Михаил Андреевич являл собой тот тип вояки, который мы называем гусарским. В чем-то он был даже Ноздрев. Хотя у Гоголя Ноздрев забавный узнаваемый фанфарон, вздорный, нелепый. Но он – пустышка. Милорадович при всех ноздревских качествах своего характера – выдающийся полководец. Участие Милорадовича в суворовских походах, особая любовь к нему Суворова, участие в войнах с Наполеоном после смерти Александра Васильевича, любовные похождения, пиры, необузданные неистовства и снова битвы... Фрондерство, фанфаронство, но и – неподражаемая отвага, полководческий гений, любовь к русскому солдату. Во время войны 1812 года Милорадович в основном руководил арьергардом, и именно благодаря арьергардным боям русским удалось измотать «Великую армию», а свою сохранить для будущих сражений. А потом Милорадович вместе с Витгенштейном и Барклаем гнал французов до самого Парижа. Да, народ любил его самозабвенно, ибо и сам Михаил Андреевич самозабвенно любил русских людей. Вот почему, когда казнили декабристов, четверо из них обнялись на прощание между собой, а пятому – Каховскому – Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Рылеев даже не подали руки. Есть такая версия... Кстати, возможно, что если бы не это убийство прославленного полководца, то их бы и не повесили.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1533 г. Московский Князь Иоанн IV объявил себя Царем и когда слух о воскрешенном болгарском царском титуле дошел до болгарского народа через монахов, приносивших помощи для монастырей, собранных в России, в народе зародилось упование на Россию. Собирательный образ Российского государства и русского белого Царя начал называться аллегорически «Дядо Иван» – «Дедушка Иван». Несмотря на катастрофический удар по болгарской народности на рубеже вв. и на тяжелую жизнь в условиях турецкого владычества, болгарский народ сумел постоять за себя. С середины XV в. начинается новый подъем духовой народной жизни. В 1469 г. по ходатайству трех братьев болгар, сыновей Крупнишкого Епископа Иакова, которые решили принять монашество, чтобы восстановить и возобновить разоренный и опустевший в ходе турецкого завоевания Рыльский монастырь, султанша – сербская княгиня Мара Бранкович выхлопотала у султана Мехмеда II Фатиха разрешение на перенесение мощей св. Иоанна Рыльского из Велико Терново в Рыльский монастырь. Торжественное перенесение мощей всеболгарского небесного покровителя вылилось в всенародное шествие через пол-Болгарии и явилось могучей поддержкой воспарения болгарского национального духа. С тех пор мощи св. Иоанна Рыльского нашли свое окончательное упокоение в Рыльском монастыре и св. Иоанн Рыльский и Рыльский монастырь стали крепостью национального духа и упования болгарского народа. Надо особо подчеркнуть, что за все пять веков турецкого ига, под которым находился болгарский народ (точнее 485 лет), болгары поднимали 16 восстаний против турецких поработителей, не считая массовое участие болгар в Австро-турецких и Русско-турецких войнах, в Сербском и Греческом восстаниях и перманентное революционное брожение среди болгар, как гайдуцкое движение и целенаправленные организованные революционные движения. На каждое поколение болгар под турецким владычеством приходится минимум одно восстание. Во всех восстаниях, болгарское духовенство массово принимало участие, как например Велико Терновский Митрополит Дионисий Раллис в Первом Терновском восстании 1598 г., Митрополит Самоковский Симеон Попович в 1737 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1900 г. в И. П. с. проживало 43, в 1914 г.- 50 насельников. В нач. XX в. среди братии преобладали выходцы из крестьян (61,34%) и мещан (17,65%), также присутствовали выходцы из купцов (6,72%), дворян (5,04%), казаков (3,36%), духовенства (2,52%), почетных граждан (2,52%), 1 чел. указан как сын чиновника (Летопись скита. 2008. Т. 2. С. 244-249, 296-297, 306, 312, 324, 333, 350, 364, 379, 393, 407, 431, 456, 475, 491). Некоторые из насельников принимали участие в событиях нач. XX в. Во время русско-японской войны в Маньчжурию, в г. Мулин, где располагался военный госпиталь общества Красного Креста, были командированы иеромонахи Адриан (Акильев) и прп. Варсонофий. В июле 1914 г., во время мобилизации, были призваны на военную службу 9 послушников и рясофорных монахов из И. П. с. Всего во время первой мировой войны из И. П. с. в армию отправились не менее 16 чел., в т. ч. в 1915 г. иеромонахи Осия (Виноградов) и Адриан (он был награжден за участие в 2 войнах орденом св. Анны 3-й и 2-й степени). Интерьер собора св. Иоанна Предтечи в скиту св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (Архив Оптиной Пустыни) В И. П. с. создавался архитектурный ансамбль, заметно отличавшийся от монастырского комплекса. Он был призван не отвлекать пустынножителей от духовного созерцания, а потому отличался простотой и скромностью. Большинство строений были деревянными, их соединяли узкие дорожки. В центре большого прямоугольного участка, обнесенного оградой, в 1821-1822 гг. был построен храм, посвященный Собору св. Иоанна Предтечи. Это достаточно редкий образец деревянной архитектуры в стиле ампир (материалом для строительства стали деревья, росшие на месте скита). Он состоит из неск. срубов: притвора, трапезной и кубического храма с 7-гранной апсидой, по боковым сторонам к-рого устроены 4-колонные портики с фронтонами. Здание завершено небольшим куполом. По благословению еп. Филарета (Амфитеатрова) церковь должна была стать «домовой с келиями при ней для архиерейского приезда». Поэтому в притворе размещались скитские ризница и б-ка, а также кельи, одна из них предназначалась для еп.

http://pravenc.ru/text/577926.html

«Мы и теперь видим развалины этого замка, и можно судить, какая это была сильная крепость по тогдашнему; ее одну из всех крепостей русских не могли взять Татары, и даже сам Батый, по преданию, должен был со стыдом и проклятиями отступит от нее». 345 «Стоят и теперь стены этого замка на высокой каменной горе, куда и одному человеку пешком даже трудно взойти, а подняться на нее целому отряду с пушками и лошадьми и осадными орудиями было почти невозможно, тем более, что с высоких стен стреляли раскаленными ядрами и осыпали картечью всякого, кто хотел приступите». 346 Туда-то засадили враги Свидригайла, – и понятно, как это обстоятельство должно было опечалить православную Волынь и Литовцев, для которых Свидригайло был единственною защитою против латино-польских затей Ягелла и Витовта. Но особенно ближайшее участие в судьбе Свидригайла принял блаженный Князь Феодор. 347 С этою целью он подослал в Кременецкий замок двух испытанных человек рыцарского – шляхетского звания, Димитрия и Гелиаша (Илию), которые должны были прежде всего, под предлогом разных услуг, войти в милость у замкового старосты Фалькенберга. После этого, заручившись их содействием, Феодор в страстной четверг 1408 года явился с пятьюстами вооруженных воинов под стенами Кременецкого замка. «Тихо и осторожно, один за другим, стали подниматься воины Феодоровы в разброд по скалам» и овладев укреплениями замка при помощи Димитрия и Гелиаша, которые нарочно стояли на карауле в то время в замке и секретно впустили туда воинов и самого Феодора, умертвили старосту Кондрата, перерезали польско-литовскую стражу и Ягелловых комиссаров, и, освободивши Свидригайла, отпустили его на волю, – откуда и тот под прикрытием стапятидесяти Волынских всадников удалился в Венгрию, а отсюда в Москву. 348 С нетерпением ожидал Св. Феодор вестей из нашей первопрестольной столицы. – Там княжил тогда сын Димитрия Донского Василий и был Великим Князем всей северной Руси. Увидев Свидригайла с другими Князьями Литовскими и русскими и, выслушав их уверения, что войско Витовтово готово перейти на половину на сторону Свидригайла, Великий Князь Московский двинул было свою армию до берегов Угры (что ныне в нынешней Калужской губернии), а Князь Острожский, собрав Волынские войска, стоял наготове, чтобы пособить им. Но Витовт не допустил далее Московскую рать. К довершению горя Свидригайло предался обычному разгулу и не успел вовремя поднять Киевских Князей, и все это замечательное предприятие кончилось почти ничем для него. Впрочем Витовт согласился на мир, с обязательством не допустить никаких захватов в пользу латинства, а Свидригайлу пока Великий Князь Василий дал удел у себя, во Владимире на Клязьме. 349

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Нередко полковым священникам приходилось брать на себя обязанности, выходившие за рамки их пастырской деятельности. 22 сентября 1854 года на Николаевскую артиллерийскую батарею под огнём врага прибыл священник Очаковской церкви Судковский. Он «под выстрелами благословлял каждого» и сам принимал участие в заряжании орудий после гибели расчёта. Священник Могилёвского полка Пятибоков во время штурма в марте 1854 года задунайских тульчинских укреплений находился среди солдат, и самый критический момент боя после гибели офицеров, принял на себя командование подразделением. Немало военных пастырей сложило свои головы при обороне Севастополя, напутствуя умирающих, погребая убитых, при совершении богослужений на бастионах и в лазаретах, при оказании помощи раненым и больным. Их имена сохранены в летописи архивов Духовного Правления и церквей Севастополя. Священник Минского пехотного полка Иоанн Еланский скончался в момент напутствия умирающих на перевязочном пункте. Священник того же полка Василий Дубневич погиб при исполнении обязанностей на своём посту. Его судьбу разделили священники Московского пехотного полка отец Виктор Грачёв, Низовского пехотного полка отец Михаил Розанов, Углицкого егерского полка отец Григорий Судковский, Смоленского пехотного полка отец Илья Терлицкий и многие другие. Из двухсот военных священников – участников Крымской войны – 2 награждены офицерским орденом Святого Великомученика Георгия Победоносца 4-й степени, 58 – золотым крестом на Георгиевской ленте, 5 – золотым наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества, 29 – золотым наперсным крестом от Святейшего Синода, столько же – орденами Святого Владимира 3-й и 4-й степени. Военные пастыри были верны доблестным традициям армейского и флотского духовенства и в последующих войнах и кампаниях. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов отличился священник 160-го пехотного Абхазского полка 40-й пехотной дивизии Фёдор Матвеевич Михайлов. Во всех сражениях, в которых принимал участие полк, отец Фёдор находился в передовых цепях. Своей необычной храбростью священник Фёдор Михайлов был известен всему отряду, действовавшему на кавказско-турецкой границе. После каждого сражения между солдатами полков отряда велись разговоры об этом удивительно бесстрашном старичке. За отличие в боях с турками при блокаде города Эрзерума он был произведён в сан протоиерея. Кроме того, награждён Орденами Святой Анны 2-й степени с мечами, Святого Владимира 4-й степени с мечами и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Различных медалей и крестов отец Фёдор имел так много, что по своей скромности стеснялся ходить по городу в полной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но нет. По зову Патриарха Гермогена и под влиянием переживаемых несчастий и разорения обманутый смутьянами русский народ встает под водительством князя Пожарского на защиту Москвы. Казачество поддержало это движение. В освобожденной Москве был созван Земский Собор. 440 Вы, казаки, приняли участие в нем, оказав решительное влияние в прекращении споров и распрей. С того времени Россия вновь стала единой, могучей и сбросила с себя чужеземные влияния. Далее беспримерной доблестью вашей отличается взятие у турок Азова и героическая защита его. 441 Вы приняли участие во всех дальнейших войнах, увенчав новой славой свои знамена. С Петра Великого вы участвовали в упрочении власти на Дальнем Востоке, в Туркестане, на Кавказе, всюду вводя порядок и государственное строительство на основе Православной веры. 1812-й год – нашествие двунадесяти языков в Россию, полонение Москвы – опять поднял казачество. Всесветные победители – французы бежали из России, будучи сломлены Русской армией и казаками. Тысяча восемьсот двенадцатый год познакомил Европу с казаками и с тех пор навсегда заставил каждого европейца трепетать перед словом «казак»и перед силой казачества. Отечественная война 77–78 годов и последняя Германская, когда все станицы сделали наибольшее напряжение сил, послав всех казаков и все, что могли, в помощь им на фронты, – отличаются рядом блестящих побед. Не вина казаков, до последней минуты державшихся на брошенном «товарищами» фронте и вернувшихся с честью и оружием в руках в родные станицы, что победа у России сорвана. История знает виновников. Главный из них большевики, которыми Россия доведена до состояния, когда вновь приходится задать вопрос: «Быть ей или не быть?». Братья-казаки. «Быть!» Ибо ваша история блещет славой, ибо казаки всегда были носителями порядка и никогда разрушителями, ибо ваши прадеды, деды и отцы научили весь мир уважать себя и бояться. Знайте, казаки, что и теперь вас боятся все враги, и это есть высокая боевая честь всего казачества, не знающего позора поражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Игорь, статья впечатляет. Действительно, распространенная монархическая интерпретация Державной иконы как предсказание о возрождении монархии – выглядит натянутой. Но даже если бы Патриаршество не было восстановлено, совпадение обретения иконы с датой отречения царя уже достаточно для того, чтобы искать этому объяснения и прийти в итоге к «жене облаченной в Солнце» из Откровения Иоанна, которая традиционно ассоциируется одновременно с Девой Марией и Христианской Церковью. Поэтому с одной стороны, чудо видимо благословляет Христианскую Церковь на активное участие в государственных делах. С другой стороны, его конечно надо рассматривать в контексте последующих явлений Девы Марии в Фатиме: «я пришла просить о посвящении России моему Пренепорочному Сердцу и о причащении ради возвращения к Первым Субботам. Если мои просьбы будут услышаны, Россия обратится и настанет мирное время. Если нет, то она распространит свои ошибки по всему миру, вызывая войны и гонения на Церковь». Если явление Державной иконы указывает на возвышение Православной церкви в связи с восстановлением Патриаршества, то Фатимское чудо показывает, что Господь не забыл и Католическую церковь, то есть паритет в области межконфессионального диалога все таки сохраняется. Думаю, в целом эти чудеса по крайней мере указывают благословленный свыше символ для законной государственной власти в России и духовный ориентир для русского народа. И этот ориентир оказывается не мужественным, а женственным. То есть это не архангел Михаил поражающий дракона, и даже не Апостол с Евангелием, а Богородица с младенцем на руках. Что означает посвятить себя Пренепорочному Сердцу Девы Марии, если отвлечься от межконфессиональных споров? Это значит стремиться развить в себе Ее добродетели, смотреть на мир Ее глазами и судить Ее судом, быть проводником Ее воли. Это соответствует таким идеалам как милосердие, скромность, смирение, благочестие, самоотрешение. Поэтому активное участие России в революциях, войнах, геополитических спорах и борьбе за мировое господство – не согласуется с образом Богородицы и не соответствует возложенной на нее миссии. Инициативы такого рода для государственной власти в России после февраля 1917 года не получают Божьего благословления. Основная задача России состоит в том, чтобы до самого Второго Пришествия сохранить имеющееся в ней духовное зерно. И конечно же, в связи с этим особо значимой становится роль Церкви.

http://bogoslov.ru/article/5042224

Отец Кассиан Фолсом считает, что активное участие в литургической жизни означает и внутреннее участие всех душевных и умственных сил, и внешнее телесное участие. Это выражение здравой антропологии и целостного литургического богословия. Целостная антропология, которая учит о воскресении тела как цели христианской жизни, проявляется и в полном участии в литургии 372 . В начале XX века Романо Гвардини написал об этом известную книгу, небольшую по объему, но очень важную 373 . Дон Одо Казель, говоря об активном участии верных в богослужении, замечал, что существует внутреннее и внешнее активное участие. Без внутреннего участия внешнее не имеет большого значения. Но внешнее участие облегчает усвоение внутреннего: Самое важное в литургии – внутреннее участие, которое не требует любой ценой своего внешнего выражения; но внешнее участие действительно принадлежит к сфере полного участия в опыте богослужения и дополняет его символическое выражение 374 . Библейские и патристические исследования пролили новый свет на понимание Церкви и ее жизни. Исследователи, затронувшие эти проблемы, не могли обойти вопрос об идентичности и способе существования и деятельности Церкви. Литургическое движение повлекло за собой и новое понимание экклезиологии 375 . Поэтому экклезиологическая проблематика тесно переплелась с литургическим движением 376 . Это произошло не сразу, и не всем представителям литургического движения одинаково присуще новое экклезиологическое сознание. Но основные требования и идеи движения происходят именно из новой экклезиологии – экклезиологии общности и мистического организма. Богословской предпосылкой стремления к более активному участию верующих в литургической жизни Церкви прежде всего и является это новое экклезиологическое сознание, согласно которому Церковь – таинство присутствия Христа, ввиду мистической общности, которую составляют все крещеные. Соответственно, литургия не является исключительно иерархическим институтом, который возглавляют, которым управляют и в котором служат только священники, но службой всех членов церковного организма 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010