От начала XV века дошло до нас иностранное известие (Ланноа), что посадники и тысяцкие менялись ежегодно. Мы видим, что великие князья посылают в Новгород своих наместников; какое же было значение этих лиц? Под 1342 годом летописец указывает нам наместника великокняжеского Бориса, который вместе с владыкою Василием примирил враждующие стороны; под 1375 годом встречаем другое известие о наместнике: новгородцы, желая упросить владыку Алексея, чтоб он не оставлял епископии, стали вечем на дворе Ярослава и послали с челобитьем к владыке с веча наместника великокняжеского Ивана Прокшинича, посадника, тысяцкого и других многих бояр и добрых мужей; здесь, как и следует ожидать, наместник занимает место выше городских сановников. В описываемое время, когда попадаются известия о довольно значительных войнах новгородцев с шведами, ливонскими немцами, Литвою, войнах, которые объявлялись формально и оканчивались мирными договорами, можно усмотреть степень участия князя или наместника его во внешних сношениях, в решениях относительно войны и мира. Под 1242 годом встречаем известие, что после Ледового побоища немцы прислали в Новгород за миром с поклоном, без князя (Александра), и мир был заключен. Под 1256 годом встречаем любопытное известие, что Александр Невский выступил в поход с своими полками и новгородскими, причем новгородцы не знали, куда, на какой народ князь идет, – знак, что Александр не объявлял на вече о походе, не спрашивал согласия граждан на него. Ореховский договор со шведами, заключенный в 1323 году, начинается так: «Я, князь великий Юрий, с посадником Варфоломеем, тысяцким Аврамом и со всем Новгородом докончал с братом моим, свейским королем». Во времена московских князей, предоставивших Новгород самому себе, дававших литовским князьям право показнить новгородцев, если они сгрубят им, в это время, разумеется, вече получило большую свободу в определении своих внешних отношений: так, видим, что когда шведский король Магнус прислал в Новгород с требованием принять католицизм, грозя в противном случае войною, то в совещании по этому случаю видим владыку посадника, тысяцкого и всех новгородцев – о наместнике великокняжеском не упомянуто; а при заключении договора с князем Михаилом Александровичем тверским новгородцы вносят условие, чтобы великий князь без новгородского слова не замышлял войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Христиане унаследовали от иудеев эту непримиримость к чужим богам. Они не были толерантны, платили ценой своей крови, много мученических смертей за веру в Единого Бога. Они презирали толчею языческого пантеона. В каком-то смысле не им объявили войну, а они ее объявили. И победили: Римская империя, сменив имя, столицу, границы, язык, с IV века, при императоре Константине, объявила себя христианской. В какой степени это официальное заявление соответствовало реальности – вопрос дискуссионный. Наступило время многовекового существования язычества в недрах христианства. С того времени, как малая группа иудеев, считающих себя учениками Христа, перестала быть обособленной группой внутри иудаизма, оторвалась от иудейского корня, определилась как церковь христиан и начала свою проповедь в мире, раскрылись двери для иноплеменников, огонь христианства разгорелся по всему миру, язычество хлынуло внутрь христианства, проникло на самую сокровенную глубину, и сегодня требуются большие интеллектуальные усилия, чтобы обозначить границу не наружную, а внутреннюю: где кончается одно, начинается другое, где они сливаются воедино и вообще не могут быть разделены. Но именно с этого момента начиная, христианство стало универсальным – в римском смысле слова. Христианство как мировая религия отрицало идею земного отечества и трактовало о небесном. " Несть еллина и иудея " , – утвердил апостол. Нет рода, семьи, то есть предпочтения крови, нет местного божества, и царь – не бог. Один только Христос, который всем Бог, всем Отечество. Отсюда, между прочим, рождается логика антипатриотическая: принципы божественные, то есть любви и справедливости, выше интересов групповых, то есть национальных, государственных, кастовых, семейных... Простите за упоминание столь очевидной вещи. Если бы христианство было последовательным, мы бы не знали ни одной из тех войн, которые сокрушали человечество с Рождества Христова до сегодняшнего дня. Если квалифицированный историк или экономист, фыркнув, скажет, что никаких религиозных войн никогда и не было: испокон веку войны вели за территории, власть, влияние, боюсь, что мне придется согласиться под давлением аргументов. Но все-таки трудно сегодня оценить, где причинено было больше ущерба: в войнах межхристианских или в войнах против язычников – индейцев всех толков, островитян, австралийцев, африканцев. Об индусах тоже можно упомянуть. В этом чуждом христианскому пространстве оказывается огромная часть человечества: Индия, Япония, Китай, в большой степени Африка.

http://religare.ru/2_11922_1_21.html

Пс.17:3, 30:4 ; Ис.25:4 ), «прекратят ежедневную жертву», вообще прекратят истинное при храме богопочтение, «и доставят мерзость запустения», поставят в храме идолов и введут идолослужение (см. 8:10–12, а относительно исполнения см. приведённый при обозрении указанных стихов места из 1Макк.1:3, 45:54) (28–31). Следствия для народа Господня от враждебного и нечестивого отношения князя к народу завета (ст. 32–35) Последствием вышеуказанного враждебного и нечестивого отношения князя к святому завету будет то, что нечестивые члены народа Господня, преступно относящиеся к завету святому, окончательно и открыто отпадут от истинного Бога и Его завета, сделаются язычниками, а люди благочестивые, твёрдые в верности своей Богу и Его завету, ещё более укрепятся в этой твёрдости. «Поступающих нечестиво против завета, – говорил ангел пророку, – он обольстит лестью» 87 , через льстивые обещания наград и земных выгод он сделает их язычниками, как и делал действительно Антиох Епифан (см. 1Макк.1:41–52, сн. 2:18); «но люди, чтущие Бога своего», против всех нападений и обольщений врага «усилятся и достигнут цели (слав. и сотворят)», т. е. не поколеблются, не упадут в борьбе с врагом, напротив останутся до конца верными своему Богу и завету Его (что и было действительно, см. 1Макк.1:62, 64; 1Макк.2 гл.) и не только сами останутся верными Богу, но и других будут возбуждать и ободрять к тому же: «и разумные (знающие истинного Бога, люди разумно-благочестивые) из народа вразумят многих» (слав. уразумеют много) своим примером самоотвержения за веру истинную и своими вразумлениями и убеждениями возбудят многих из народа к верности в законе Божием, пример чего мы и видим в лице Маттафии священника, и детей его, подвиги которых на защиту закона Господня и возбуждение народа к верности этому закону описаны в Маккавейских книгах. Воспламеняясь в своей верности Богу и Его закону и возбуждая народ к тому же, они неминуемо войдут в борьбу с враждебным князем «и в течение дней будут падать от меча и огня, от плена и грабежа», пример чему мы и видим в восстании Маккавеев и их войнах с сирийцами, – войнах, сопровождавшихся истреблением сирийцами благочестивых иудеев, особенно когда последние подвергались нападению первых во время праздников (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

По благословению епископа Рыбинского и Романово-Борисоглебского Вениамина мы ходили крестным ходом с украшенной золотым шитьем иконой Царевича Димитрия и с частицей его мощей в Ярославскую епархию. Были и в Угличе в день памяти Царевича Димитрия. Все эти годы нам во всем помогает не только благоверный Царевич, но и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Мы стараемся быть такими же милосердными и смиренными, как она. – Как у вас родилась идея создания уникального Музея истории общин сестер милосердия? – Музей расположен в обычной учебной аудитории. Но его посещали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Митрополит всей Америки и Канады Тихон (Моллар), преосвященный Александр (Голицын), епископ Толедский и Болгарский (ныне архиепископ Далласский и Болгарский, председатель Отдела внешних отношений Православной Церкви в Америке). Потомок князей Голицыных родился в Калифорнии в городке Тарзане, по-русски не говорит, но немного понимает. На сайте Свято-Димитриевского училища сестер милосердия в рубрике «Музей» можно прочитать и его запись в книге отзывов, и слова благодарности других почетных гостей. А родился музей вот как. Однажды я была организатором конференции «Сестры милосердия. Страницы истории», посвященной их участию в Крымской, Русско-японской, Первой и Второй мировых войнах. Информацию я черпала из книги «Сестры милосердия России». Она была издана в Санкт-Петербурге в 2005-м году. Ее авторы 11 лет собирали документы, описали все сестричества, которые участвовали в разных войнах, а также современные сестричества, включая и наше. Для конференции мы сшили по эскизам художников и другим источникам костюмы, которые я после ее окончания сложила в ящик, не зная, что с ними делать. Как сестра милосердия я ухаживала за дочерью профессора И.П. Павлова, родственницей дворянки А.С. Крашенинниковой, у которой была племянница, работавшая фельдшером в Первую мировую войну. Она оставила мне свой архив, с которым я тоже не знала, что делать. По воле Божией эта частная коллекция стала основой музея и достоянием не только наших учащихся, но и других людей. Я связалась с музеем Красного Креста, где мне дали фотокопии, негативы фотографий сестер милосердия Крымской войны. А директор училища заказал витрины для музея.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/02/tri_pr...

В царствование Михаила Куропалата (811–813) византийскую империю весьма сильно опустошали болгары и имперские войска терпели почти постоянные неудачи в сражениях, это возбуждало большое неудовольствие в войске. Солдаты же, ходившие на войну под начальством Константина Копронима, с сожалением вспоминали о своем бывшем воинственном полководце. Они даже открыли однажды его гробницу, находившуюся в храме святых апостолов, и стали кричать: «Встань и помоги погибающему государству». 161 Опираясь на такое волнение войска «истые иконоборцы», ослабленные до сего времени, восстали теперь с новою силою и начали, как говорит Феофан, вопить против святых икон и иночества (к которому Михаил Куропалат относился особенно благосклонно), ублажая богоненавистного и треокаянного Константина, некогда побеждавшего болгар. 162 Наконец, в 813 г., после одного из особенно неудачных походов против болгар, иконоборческая партия и войско провозгласили императором полководца Льва Армянина и свергли Михаила Куропалата. Возведенный, таким образом, на императорский престол партией иконоборцев и войском, в котором со времени Константина Копронима, под влиянием его авторитета, сохранились еще иконоборческие воззрения, Лев Армянин уже по необходимости вынужден был поддерживать их в отношении иконоборчества. К этому побуждало императора и то, что свергнутый Михаил Куропалат еще не умер 163 и имел у себя немало сторонников из духовенства и граждан. Следовательно, для упрочения своей власти Льву Армянину, подобно Льву Исаврянину, нужно было опереться на своих солдат, которые желали встретить в нем второго Константина Копронима. К поддержанию иконоборчества побуждало Льва V u ero большое суеверие, которое он сам высказал в разговоре со знаменитым патриархом Никифором в 814 г. В разговоре этом император выразил убеждение, что Лев Исаврянин и Константин Копроним потому были счастливы в войнах с врагами отечества, что отвергли иконопочитание, преемники же их были в этом несчастны будто бы за утверждение иконопочитания. На основании таких соображений он и сам выразил желание последовать иконоборческим императорам, чтобы приобресть такое же счастие в войнах, какое имели они. – Словом, суеверие императора, то малое образование, которое он получил, как воин, а особенно политико-эгоистические мотивы – все это способствовало и даже побуждало Льва V Армянина перейти на сторону иконоборческой партии и сделаться противником VII вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя попытку финансовой диверсии со стороны Французского банка удалось быстро ликвидировать, оставались еще многие предвидимые факторы риска. В том числе и военного вторжения или противостояния. Отсюда однозначно следовал вывод: флот Острова должен быть первым в мире. В своей замечательной книге «Наше положение», основоположник отечественной геополитики генерал Алексей Вандам пишет, что могущество английского флота началось с его побед в англо-голландских войнах с 1652-1674 годов. Что-де в первой из этих войн Англия нанесла сокрушительный удар флоту Голландии. А после третьей Голландия из мирового морского лидера превратилась «в едва сводящего концы с концами табачного и кофейного лавочника». На самом деле, это, пожалуй, единственное место в труде Вандама, где наш проницательный геополитик ошибается, или, во всяком случае, не вполне точен. Нападение без объявления войны в первый из Англо-Голландских войн действительно нанесло большой ущерб флоту Соединенных Провинций. Но считать английский флот победителем в трех войнах было бы большой натяжкой. Английский флот иногда выигрывал битвы, но неоднократно терпел и поражения, иногда достаточно унизительные. Например, во Второй англо-голландской войне 1665-1667 годов наряду с успехами британского флота по захвату Нового Амстердама – будущего Нью-Йорка, имело место крупнейшее поражение английского Королевского флота в так называемом Четырехдневном сражении (11.06 – 14.06.1666). А в 1667 году, как раз в солнечные июньские дни 9-14 июня, голландцы под командованием великого адмирала Михаила де Рюйтера провели блистательный рейд на Чатем, он же – рейд на Медуэй. Флот де Рюйтера ворвался в Чатемские доки и уничтожил добрую часть английских кораблей, что стало самым тяжелым поражением в истории британского флота, историки сравнивают это с падением Сингапура, захваченного в 1942 году японцами. Рейд на Чатем завершил войну победой голландцев. В Третьей англо-голландской войне 1672-1674 годов де Рюйтер разбил английский флот в битве при Солебее (восточное побережье Англии).

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/16/...

Еще более важно то, что смерть сегодня – это очевидно важный и постоянный, но частный сектор церковной деятельности. Частный – и клерикальный; именно священник, а не Церковь в ее целостности занимается усопшим, священник исполняет «профессиональный долг» посещения больных и страждущих. На самом деле эта «клерикализация смерти» предшествовала ее «медикализации». Именно Церковь впервые отвела смерти специальный «отсек» и распахнула – психологически и культурно – двери ее физическому изгнанию в анонимность больничной палаты. Смерть – для мертвых, не для живых. Они, умершие, конечно, заслуживают соблюдения внешних приличий и сомнительной красоты похоронной церемонии, вплоть до непонятного, но глубоко трогательного отпевания, и поминовения по специальным дням, и принесения цветов на могилы в День памяти павших в войнах (Memorial Day – амер. День памяти павших в войнах (последний понедельник мая)). И поскольку, соблюдая эти правила, мы, живые, выполняем перед усопшими свои обязательства, наша совесть совершенно спокойна. Жизнь продолжается, и мы можем мирно обсуждать дальнейшие дела нашего прихода. Так выглядит на деле это разъединение. Однако остается вопрос (и сегодня более настоятельный, чем когда-либо): является ли это разъединение христианским? Соответствует ли оно христианской вере, выражает ли эту веру и истинное учение Церкви? Исполняет ли оно Евангелие, ту Благую Весть о единственной в своем роде революции – единственной истинной революции, которая произошла почти две тысячи лет тому назад, утром первого дня недели, революции, уникальное и вечное значение которой в том, что она победила и уничтожила, раз и навсегда, смерть как разделение? Мы подошли к самой сердцевине проблемы. На этот вопрос [является ли это разъединение христианским], совершенно очевидно, единственным ответом может быть только твердое «нет». Но это «нет» в нашей сегодняшней ситуации (которую следует охарактеризовать как секуляризацию смерти как в культуре, так и в Церкви) требует некоторого объяснения. «Христианская революция»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Как журналист я много писал об информационных войнах против Церкви в печати. К этому времени я издал 2 брошюры: «Для новых гонений на Церковь уже все подготовлено (к годовщине выхода “Церковно-общественного вестника” — специального приложения к газете “Русская мысль”)» (М., 1997 г.) и «Последняя грань»: Фильм “Последнее искушение Христа” и споры вокруг него, (М. 1998 г.) и несколько обширных статей: «Информационное киллерство как жанр журналистики» (2000 г.), «СМИ и православие. Информационные войны вокруг «Основ православной культуры» (ж. «Новый мир», 2003, 9) и др. В 90-е годы мощные залпы информационных орудий звучали по поводу строительства Храма Христа Спасителя в Москве, закона «О свободе совести и религиозных объединениях», канонизации царской семьи, возвращения церковных ценностей, «захоронения останков царской семьи», несостоявшейся встречи Патриарха Московского и папы Римского, протеста православных против показа на Пасху антихристианского фильма, расширения католических епархий на территории России, преподавания в школе «Основ православной культуры» и др. Во всех этих кампаниях присутствовала предельная концентрация негативных в отношении Церкви публикаций в одно и то же время и в одних и тех же изданиях, жесткая цензурная политика в отношении оппонентов, «демонизация» жертвы, использование услуг «перебежчиков», жонглирование политическими обвинениями, откровенная клевета, замалчивание реальных фактов и применение способов полемики, находящихся за гранью этических журналистских норм. Газеты и журналы, которые согласованно участвовали в этих войнах, все те же: «Московский комсомолец», «Новые известия», «Новая газета», «Итоги», «НГ», «Московские новости», «Огонек». Издания «Новое время», «Сегодня», «Общая газета» — канули в Лету, на их место пришли всевозможные агентства, программы НТВ, Дождя и полуподпольных интернет-телевидений, радио «Эхо Москвы» и РСН. По поводу жанра «информационного киллерства» я тогда писал: «Главной отличительной чертой этого жанра является то, что автор-журналист всегда чувствовал покровительство “группы товарищей”, которые вместе с ним участвуют в охоте и которые в случае чего не оставят его один на один с загнанной жертвой.

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-vi...

Военная карьера его быстро пошла в гору. Суворов поднимается по службе, занимает должности дежурного при главнокомандующем, полковника, затем командира полка. Первые боевые шаги он совершает во время Семилетней войны. Затем участвует русско-турецких войнах, в подавлении восстания Пугачева, в Польских походах 1768-1772 и 1794 годов, войнах с Францией. Во время Бессарабской кампании в марте 1790 года он приступом взял сильнейшую турецкую крепость Измаил. Но одной из наиболее ярких побед Суворова стало сражение при Рымнике, когда под его командованием было разбито войско противника, в пять раз превышавшее по численности русское. После этой победы Суворов был возведен Екатериной II в графское достоинство и получил " вторую фамилию " - Рымникский. Знаменит он был не только успехами, но и тем, что мог остроумно, с юмором выходить из неприятных ситуаций. Например, как рассказывает писатель и публицист Григорий Данилевский, составивший сборник " Суворовские бумаги, сохраненные в семействе бывшего его правителя дел Куриса " , когда Суворов за штурм Измаила просил войскам наград, то петербургские враги его устроили так, что Екатерина прислала ему один знак ордена святого Георгия с тем, чтобы он надел его на достойнейшего. Созванный полководцем по этому случаю совет " судил и решил, что эта часть принадлежит достойнейшему всех - самому Суворову. " Помилуй Бог! - отвечал на это Суворов. - Где же нам заслужить этого! " И рассказал, что есть у него на примете " действительно герой: этот человек необыкновенно храбро написал мне для подписи бумагу: идти на штурм! А я то что? Я только подписал! " - и с этими словами Георгиевский крест надел на своего чиновника и письмоводителя " . Императрица, узнав об этом, смеялась и наградила и войско, бравшее Измаил, и Суворова, и его " героя " . Многое изменилось со смертью в 1797 году императрицы Екатерины II. Горячо любимый в народе полководец Суворов получил отставку. По распоряжению императора Павла I он был сослан в глухое имение Кончанское за то, что выступил против " опруссачивания " русской армии.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Ангелы Божии, в древности в особенности, да и в библейской символике, ассоциировались со звездами. Ягве Цеваот (Господь Саваоф) – Господь над звездами, Он – Живущий на небесах ( Пс. 2:4 ). Поэтому и восклицает псалмопевец: Хвалите Его все звезды света ( Пс. 148:3 )! Да и в бранях Господних, в войнах Ягве с неба сражались, звезды с путей своих сражались в битве Деворы с Сисарою ( Суд. 5:20 ). Относят обращение «Ягве воинств» и к воинствам израильтян в их путях и войнах за имя Господне. Итак, Ягве Цеваот (Господь Саваоф) – это Небесный Воевода, сражающийся со всякой силой зла и греха. Следует отметить, что совершенно безосновательно, библейски ничем не подтверждено, относить имя Ягве Цеваота (Господа Саваофа) к первому лицу Святой Троицы Богу Отцу. И тем более нелепо изображать Его в виде величественного старца. Кстати, в седьмой главе книги пророка Даниила Ветхий днями ни разу не назван Ягве Саваофом. Ягве Саваоф есть Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, Бог, явившийся в неопалимой купине Моисею, Бог Израиля. Бог неизреченно раскрывшийся и явившийся чрез Сына Своего в Новом Завете. 8.13. Священное имя Божие Ягве в переводах Священного Писания Иудейская традиция непроизношения имени Божия привела к своеобразной ситуации в переводных текстах Св. Писания, а потом и во всей молитвенной практике призывания Бога в христианстве. Имя Божие в Септуагинте В III в. до Р.Х. осуществляется первый перевод Св. Писания (Танаха) на греческий язык. Как поступают семьдесят толковников 22 относительно имени Божия? Древнейшие фрагменты рукописей LXX, дошедшие до нашего времени, содержат имя Божие, записанное четырьмя еврейскими буквами в греческом тексте. Так, в 1902 г. найден в Файуме папирус «Наша», содержащий десять заповедей и молитву Шема, происходящий, возможно, со времен до Р.Х. К этому же времени относится греческий фрагмент книги Второзакония из Фауда. В этих текстах греческий писарь оставил свободные места, где должна быть священная тетраграмма, а еврейский писарь затем вставил четыре арамейско-еврейские квадратные буквы .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010