В янв. 1511 г. папа Юлий II лично отправился в действующую армию, однако папско-венецианские войска потерпели неск. крупных поражений. В мае французы во главе с перешедшим на их сторону кондотьером Дж. Дж. Тривульцио взяли Болонью, важнейший город в папских владениях. Тогда же несколько кардиналов, недовольных отказами Юлия II провести Собор для обсуждения необходимых церковных преобразований и поддержанных франц. кор. Людовиком XII и имп. Максимилианом I, объявили о созыве независимого от папы Собора в Пизе (см. Пизанские Соборы ). Среди поддержавших созыв Пизанского Собора, как и среди тех, кто впосл. стали его участниками, преобладали сторонники идей концилиаризма: папе Римскому надлежало подчиняться решениям Собора католич. Церкви, а Собор имел право низлагать недостойного папу за определенные грехи или заблуждения. Вернувшись в Рим, папа Юлий II срочно принял ответные меры: еще до начала заседаний Пизанского Собора он в подписанной 18 июля и обнародованной 25 июля 1511 г. булле «Sacrosanctae Romanae Ecclesiae» объявил о созыве Л. С. (изд.: Bulla monitorii et declarationis in cursus priuationis et aliarum penarum contra prelatos Gallice nationis hic expressos: Qui interuenerunt in Pisano conciliabulo cum scismaticis. [R.], Bullarium Magnum Romanum. 1860. T. 5. P. 499-509; Mansi. T. 32. Col. 681-690). Л. С. должен был начать работу 19 апр. 1512 г. в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано. Папа заявил, что еще в начале понтификата намеревался созвать представительный Собор, но прежде хотел добиться мира между христ. государями и восстановить авторитет Церкви, чем и объяснял свое участие в войнах. Также Юлий II указал на неуместность созыва Пизанского Собора; в булле содержались угрозы применить церковное отлучение ко всем духовным и светским лицам, а также к городам, которые поддержат выступление Пизанского Собора против папской власти. Пизанский Собор открылся 1 нояб. 1511 г.; на нем присутствовали 4 кардинала и еще от 2 имелась доверенность; в работе Собора приняли участие ок.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

е. Феодор) Васильевич Острожский подарил в монастырь законникам Св. Доминика Церковь Божией Матери (по догадкам Стебельского в г. Заславле на Волыни)»; отсюда заключаете Несецкий, видно само собою, что помянутый выше Даниил имел сына Василия, а тот Феодора Князя Острожского». Но 1) мы увидим далее, что по сказаниям других Польских же писателей, Князь Даниил жил несравненно долее 1349 г., а именно: даже будто бы до 1419 г , так что Пр. Феодор мог не более 80 – 90 лет и все таки иметь отца Даниила; и 2) самые Польские писатели, приведенным доводам Несецкого, многие не дают такой веры, чтобы считать их несомненными. (см. Стебельск. Przydat do Chronol. стр. 69 – 70, в примет. Сравн. Гвагнина Opisanie XX Ostrogskich кн. III, ч. 1, стр. 317). Может быте Даниил, отец Феодора, по старинному обычаю, имел два имени, как напр. в последствии потомок его Константин-Василий, и тогда Пр. Феодор также без сомнения мог быть назван Васильевичем, как и Даниловичем, хотя последнее отчество должно по необходимости остаться за Феодором как несомненно историческое и исключительно ему принадлежащее. 335 Стебельск. Przyd. do Chron. т. III, стр. 67 сравн. Бельского, кн. III, стр. 192. Кром., кн. IX, стр. 1071, хотя последний впрочем для этого события назначает не 1343, а 1344 год. 337 Стебельского: Przydatek do Chronol, т. III, стр. 68 – 69 Крушинского «Историч. Очерк Волыни», стр. 65 – 66. 339 Выпись 1634 г. помещается в «Кратком описании гор. Острога», составленном Перлштейном в дополнение к Острожской старине Домбровского. Киевлянин, 1840 г. Сравн. II, о княз. Острожск., стр. 9. 343 Там же. – Грамоты Литовск. В. Князей с 1390 по 1569, собранные и изданные под редакцией В. Алтондвига и К. Козловского. Киев 1868 г., грам. 1, стр. 2, в примч. – Сказ. о Преп. Феодоре, стр. 9, 10 344 Кремер, стр. 394. История Российского Госуд. т. V, стр. 167 – Описан. Киев. Соб. Евгения, стр. 106. 346 Развалины древнего замка на горе Бонне, в городе Кременце. Иллюстрированная газета, 1868 года. 347 Надобно заметить, что у историков, у которых говорится об этом событии, Острожский Князь, принимавший участие в судьб Свидригайло, называется не Федором, а Дашком.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Было бы слишком утомительно следить за отдельными подробностями в этой малой пограничной войне 384 , которая склонялась попеременно то в пользу арабов, то в пользу греков. Можно отметить лишь появление нового элемента в отношениях между враждующими сторонами, участие которого постепенно склоняло перевес на сторону греков в Месопотамии, это были армяне, с которыми цари Македонской династии вступили в особенно близкие отношения и которые приняли деятельное участие в войнах с арабами в X в. Иметь на Востоке хотя некоторую опору в союзном христианском народе побуждало империю то обстоятельство, что она принуждена была иногда все восточные войска переводить на Балканы. При сознании грозной опасности со стороны Симеона Тогдашняя правительница, мать Константина Зоя, решилась вступить в переговоры с багдадским калифом о заключении более или менее прочного мира, который должен был сопровождаться обменом пленными, накопившимися на той и другой стороне в огромном числе, начиная с взятия Солуни и с походов Имерия. В связи с этими обстоятельствами находится посылка на Восток патрикия Иоанна Радина и Михаила Токсары; об этом посольстве, только упомянутом в византийской летописи 385 , весьма подробные сведения сохранились у арабских писателей. Когда послы дошли до города Текрита на Тигре, их приказано было задержать там на два месяца. 25 июня 917г. они прибыли в Багдад и помещены были в ожидании приема в особенном дворце. Для приема послов дворец калифа был украшен занавесями, коврами и богатой утварью. Придворные чины расставлены были по рангам и достоинствам по портикам, залам и дворам, по которым двигались послы. Войска в парадной форме, конные и пешие, образовали двойную линию по пути. Все улицы и площади Багдада были полны любопытных, лавки и балконы отдавались внаем для зрителей. Вся обстановка приема была рассчитана на эффект, и послы не могли не быть поражены виденными ими чудесами. Калиф ал-Муктадир принял их во всем своем величии и блеске и благосклонно отнесся к посланию царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

С приветственным словом выступил референт Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по делам казачества Алексеи Кириченко. В своей речи он обратился к прошлому российского казачества и рассказал про его настоящее: «Благодаря Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину вопрос казачества на особом внимании у руководства страны: это и Стратегия государственной политики в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, и образование Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, и создание Всероссийского казачьего общества, и многое другое». Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий во время своего видеообращения рассказал о подвигах казаков, которые сейчас участвуют в спецоперации на Украине. Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Виталии Сучков озвучил приветствие заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Александра Горбенко, где отмечалось, что «с неизменным успехом проходит Международный фестиваль " Казачья станица Москва " , который ближе знакомит с прошлым и настоящим казачества, его самобытными традициями и жизненным укладом». Фестиваль традиционно пройдет летом. А заместитель атамана Всероссийского казачьего общества Игорь Казарезов зачитал обращение атамана Всероссийского казачьего общества, казачьего генерала Николая Долуды: «Исторически казаки — люди служивые. Основой их жизни во все времена была именно военная служба. Ведь казак — это, прежде всего, защитник. В течение нескольких веков у казаков формировалась собственная история, неотделимая от истории России… Казаки принимали участие во всех войнах и сражениях, которые вела Россия, и на деле доказали свою способность верой и правдой служить Отечеству». Начальник главного Управления Министерства юстиции РФ по г. Москве Кирилл Балашов отметил роль казачества в развитии нашей страны: «В течение 200 лет существования Министерства юстиции РФ казачество всегда шло в ногу со всеми важными государственными реформами. Всегда казачество имело определенное место в развитии органов местного самоуправления, вооруженных сил, армии; принимало участие в международной деятельности».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5921914...

На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. С 26 апреля по 5 мая 2010 года в Белграде прошли заседания Архиерейского Собора, в которых приняли участие все иерархи Сербской Церкви. Среди главных деяний Собора — канонизация двух святых, почисление на покой бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавлевича) и утверждение даты торжественной интронизации новоизбранного Патриарха Сербского Иринея, которая состоится в Печской Патриархии 3 октября 2010 года. Важнейшим результатом работы Собора в сообщении названа канонизация двух выдающихся сербских подвижников — известного богослова архимандрита Иустина (Поповича, 1894-1979) из монастыря Челия близ Валева и архимандрита Симеона (Поповича, 1840-1941) из монастыря Дайбабе близ Подгорицы. Их торжественное прославление состоялось в воскресение 2 мая на Божественной литургии в храме-памятнике св. Саввы Сербского на Врачаре. Прп. Иустин Челийский будет поминаться 1/14 июня, а прп. Симеон Дайбабский 19 марта/1 апреля. Также было принято решение установить день памяти всех Ясеновацких новомучеников, погибших в годы Второй мировой войны в усташском концлагере Ясеновац (31 августа/13 сентября). Собор одобрил идею строительства храма и мемориального центра памяти всех сербов, погибших в многочисленных войнах ХХ века, в том числе жертв агрессии блока НАТО в отношении Сербии и Черногории в 1999 году и сербского погрома в Косово и Метохии в марте 2004 года. 2 мая в зале Богословского факультета все присутствовавшие на Соборе иерархи приняли участие в торжественном мероприятии, приуроченном к 90-летию восстановления Печской Патриархии и 60-летию со дня упокоения Патриарха Сербского Гавриила (Дожича). Собор заслушал сообщение о двух всеправославных встречах, которые состоялись в Шамбези в 2009 году — IV Всеправославной предсоборной конференции в Шамбези и Всеправославной комиссии по подготовке Всеправославного Собора. В свете этого сообщения Собор принял соответствующие решения и обсудил положение в епархиях Сербской Церкви, находящихся в разных странах мира. Было, в частности, подтверждено прошлогоднее решение об изменении границ епархий Сербской Церкви в США.

http://pravmir.ru/zavershilsya-arxierejs...

Св. Бонифаций. Рельеф из кафедрального собора в Майнце Св. Бонифаций. Рельеф из кафедрального собора в Майнце Св. Бонифаций, получивший первый миссионерский опыт также во Фрисландии (716) и впосл. почитавшийся как «апостол Германии», при поддержке Карла Мартелла и его сыновей Карломана и Пипина Короткого, а также папы Римского Григория II , а потом Григория III и Захарии начал создавать церковную орг-цию на герм. землях. Деятельность Бонифация и его учеников, выходцев как из Британии, так и из герм. земель, была связана в основном с Центр. Германией и Баварией, хотя не менее важным было их стремление к объединению отдельных Церквей Запада под властью папы Римского. В 745 г. св. Бонифаций был назначен на Майнцскую кафедру, ставшую при нем митрополией всех герм. еп-ств. Святой способствовал проведению реформы Церкви в Г., целями к-рой были организация духовенства и монашества по рим. образцу, введение рим. литургических и церковно-правовых обычаев, а также установление церковно-адм. структуры в виде постоянных епископских кафедр. Была восстановлена практика регулярного созыва Соборов, в к-рых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломаном и Пипином. Первый восточнофранк. Собор, т. н. Concilium Germanicum, состоялся в 742 или 743 г. (место его проведения точно неизвестно); среди постановлений этого и последующих Соборов (744-745, 747) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу, о соблюдении целибата и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Бонифацию удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников был принят бенедиктинский устав. От монахов святой требовал не только аскетических подвигов, но и миссионерского служения, «словесного труда» (opus verbi). Среди сподвижников св. Бонифация были выходец из Уэссекса и его преемник на Майнцской кафедре св. Лулл , аббат Фрицлара англосакс прп. Вигберт , еп. Бюрабурга Витта, отшельник в Херсфельде и один из основателей аббатства Фульда баварец Стурм , первый еп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Последнее большое гонение на христиан при имп. Диоклетиане в нач. IV в. началось именно с уничтожения христиан в армии ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4). Одним из главных поводов к гонениям был отказ христиан от вменяемого всем гос. служащим Римской империи, в частности офицерам, участия в языческих жертвоприношениях. За этот отказ приняли мученический венец воины мч. Виктор (II в., пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая), Виктор, мч. Марсельский († ок. 290, пам. зап. 21 июля), великомученики Георгий Победоносец († 303, пам. 23 апр.) - один из самых почитаемых христ. святых, покровитель воинов, и Феодор Тирон († ок. 306, пам. 17 февр.), Александр Римский , мч. Дризипарский († нач. IV в., пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта), воины Фиванского легиона (нач. IV в.), мч. Варвар Воин († ок. 362, пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая) и мн. др. Среди святых воинов первых веков христианства широко почитаются также мч. Андрей Стратилат († ок. 300, пам. 19 авг.), великомученики Димитрий Солунский († ок. 306, пам. 26 окт.), Феодор Стратилат († 319, пам. 8 февр., 8 июня) и Артемий Антиохийский († 362, пам. 20 окт.), мч. Иоанн Воин (IV в., пам. 30 июля) и др. Жития этих святых повествуют и об их незаурядных воинских подвигах, совершенных с помощью благодати Божией,- их христ. совести не противоречила В. с. в легионах языческих императоров Рима. Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Участие христиан в гос., общественно-политической жизни, а следов., и в войнах в большей степени стало необходимо с провозглашением в нач. IV в. христианства гос. религией Римской империи. В этих условиях, по словам протопр. Иоанна Мейендорфа , «все учения о непротивлении насилию, будучи доведены до логического конца, обращаются лицемерием... Если человек не хочет никоим образом принимать участие в военном насилии, то он должен также отказаться и от уплаты налогов, и от участия в выборах. Единственной альтернативой общественному существованию может быть монашество, проповедующее полный уход из общества» (Введение в святоотеческое богословие.

http://pravenc.ru/text/155071.html

416 Первым из этих князей известен Глеб, сын Юрия, правнук Михаила Святополка, который в 1184 году принимал участие в Ерельской победе (по Карамзину на берегах Угла или Орели), одержанной Святославом Всеволодовичем Киевским над Половецким Ханом Кончаком. 417 Другой Домбровицкий князь Александр погиб в 1224 г. на берегах Калки, где так несчастливо начал борьбу с татарами Мстислав Удалой. Когда остальные Князья, устрашенные напором дикой орды, искали спасения в бегстве, один только Мстислав Романович с зятем своим Андреем и Александром – помянутым князем Домбровицким, защищался три дня, укрепившись на скалистых берегах Калки. Но подкупленные изменники (бродники) предали их в руки Татар, которые подвергли их самой ужасной смерти, подложив их под доски, на которых пировали в память своей победы, пока несчастные не скончались в невыносимых мучениях. 418 Затем со времени подчинения Волынской земли под власть Великого княжества Литовского на Домбровице начинают именоваться родственные древним Домбровицким князьям – князья Ольшанские или Гольшанские, которые в половине XV в. отделились от общего родового своего корня и образовали особую ветвь Волынских князей Ольшанских, владевших Домбровицей, и потому подписывавшихся князьями Ольшанскими на Домбровице или Домбровицкими Ольшанскими. 419 От этой-то ветви происходил и отец св. Иулиании, которая потому у Кальпофойского, читавшего подлинную надпись на ее гробнице, прямо именуется «дочерью Юрия Домбровицкого, княжною Ольшанскою». 420 2. Родители и ближайшие родственники св. Иулиании. К сожалению, история сохранила нам весьма немного сведений как о св. Иулиании, так и об ее родителях. Известно только, что отец ее Юрий или Георгий на Домбровице Ольшанский был одним из благотворителей Киево-Печерской Лавры в первой половине XVI века. 421 Но особенно отличался он в 1503 году в борьбе с Татарами, которые, пользуясь неурядицами тогдашнего Польско-Литовского преобладала на Западе России, постоянно производили опустошительные нападения на города и селения земли Волынской, так что, по сказанию современников, княжеские города стояли среди усеянных пеплом степей, где скитались толпами бедняки – жители деревень, сожженных Крымцами. 422 В 1530 году, в истории является другой Домбровицкий князь Иван Ольшанский, который в этом году быстро собрал ополчение и разбил на голову Татар, покушавшихся пробраться в его имения. За тем с 1542 г. мы видим этого князя воеводою Киевским; в 1544 г. князь Иван Ольшанский был воеводою Уроцким и вскоре скончался в 1549 г. 423 Это, по всей вероятности, ближайший родственник и даже едва ли не брат св. Иулиании, в чем особенно убеждает нас как согласие некоторых ученых, 424 так еще более то обстоятельство, что князь Иван Ольшанский в хронологическом порядке именно как бы наследует Юрию Ольшанскому и таким образом является преемником не только его титула, но и славной борьбы с Татарами. 425

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоится круглый стол «Православные татары и проблемы христианского просвещения…» 23.01.2020 613 27 января в Москве состоится круглый стол «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России», сообщили «Русской народной линии» устроители мероприятия. Председатель - архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (Романенко) Сопредседатели - архимандрит Пахомий (Трегулов), архимандрит Пимен (Адарченко), иеромонах Иннокентий (Кильдеев) Кураторы - Марков Максим Анатольевич, Бухарова Динара Абдулбяровна. Время проведения - 18:00-21:00. Место проведения - Храм апостола Фомы на Кантемировской, ул. Колобашкина, 1; метро «Кантемировская». Предварительные блоки докладов: 1. Татарская православная богослужебная и обрядово-бытовая традиция как основа для решения актуальных проблем христианского просвещения народов и мигрантов с Востока: широкое использование родных языков и традиционных восточных форм (ковры в храмах и часовнях, снятие обуви или переобувание в специальную обувь и омовения перед входом в храм, воздевания рук на просительных молитвах и др.) в Богослужении и быту; широкое использование древней православной традиции Крещения с родными именами; наполнение привычных восточных форм православным христианским содержанием, христианский расцвет восточных культур; православная татарская иконопись; православное татарское искусство — шамаиль; православное татарское церковное пение; соотношение т.н. старого (татарско-русского) и т.н. нового (греческого), а также иных обрядовых форм в вопросах миссии среди мигрантов из восточных стран. 2. Историко-патрологическая преемственность просвещения светом Христовой веры восточных народов: святые Авраамий Болгарский, Феодор Болгарский, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Петр Ордынский, Федор Ярославский, Гурий Казанский, Яков Касимовский, Федор Ушаков и другие святые, а также Мария Монгольская, протоиерей Василий Тимофеев, Николай Ильминский и другие; к 750-летию Золотой Орды широкое освещение темы, раскрывающей расцвет Христианства в течение первых полутора столетий существования Улуса Джучи (Золотой Орды) и проблемы православной миссии среди восточных народов в последующие периоды; татарское дворянство и татарское казачество; участие православных татар и других восточных народов в строительстве Государства Российского: участие их в войнах, которые вела Россия, в том числе в изгнании интервентов в народном ополчении Минина и Пожарского, в Отечественной войне 1812 года, в Первой мировой войне и других военных кампаниях; Саин-Булат Симеон Бекбулатович, Сеид-Бурхан Василий Арсланович, генерал Корнилов, генерал Юзефович, генерал Карбышев и другие полководцы и государственные деятели восточного происхождения

http://ruskline.ru/politnews/2020/01/23/...

Отец Евгений, этот вопрос важнейший в настоящий исторический период. От его понимания зависит погибель (телесная и духовная) многих людей, как идеологов этой теории, так и доверившихся их сану. 1. Уточним про меч: “он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое” (Рим.13:4). Поэтому некорректно расширять смысл этих слов на беззаконников. Нет, Кир назван правителем не просто (“автоматически”) из-за своего положения царя. Кир разрешил иудейским переселенцам без выкупа вернуться в Палестину из вавилонского плена и восстановить Иерусалим, и Храм. Он исполнял волю Бога — это стержень его помазанничества. 2. Не думаю, что 40к Севастийских мучеников участвовали в братоубийственных, захватнических битвах против единоверцев. Кроме того, никто никогда не требовал от мучеников предварительной исповеди. 3. Посмотрим оригинал. “Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем” (Лк.3:14). Блж. Феофилакт: “Смотри, как Иоанн простой класс народа, как незлобивых, убеждает делать нечто доброе, то есть уделять другим, а мытарей и воинов — удерживаться от зла. Ибо сии не были еще способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им достаточно было — не делать зла”. И заканчивает: “Ибо доброе учение есть поистине утешение и справедливо называется благовестием (евангелием)”. Таким образом очевидно, что здесь речь не об одобрении насилия. В заключение: “Православие не приемлет и осуждает терроризм, вооруженную агрессию (!), криминальное насилие, равно как и все другие формы ПРЕСТУПНОГО отнятия человеческой жизни” (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Документ утвержден Архиерейским Собором 2008 года). Кирилл, как сумел, я показал Вам, что участие в любых войнах для христиан раньше не считалась греховным. Например, блж. Феофилакт и св. Предтеча не обличают воинов в службе на Рим. Теперь Вы добавляете новый критерий: возможно участие в войне, но только не агрессивной и братоубийственной. Пожалуйста, приведите цитату из любого пророка периода разделенных царств, который обличал бы воинов в том, что они воюют против своих братьев или участвовали в нападении. Я даже не могу навскидку вспомнить обличений в отношении царей (хотя Ровоама однажды остановил Сам Господь, но не обличал его). Поэтому потом “между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их” (3Цар.14:30) — но кого из воинов обличил и наказал Господь?

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-dusha-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010