10. Военнослужащие в древности выполняли функции как охраны государства, так и общественного порядка; тогда не было разделения на армию и полицию. В этом можно видеть одну из причин того, почему христиане не выступали против воинского служения. Это воспринималось бы как оправдание христианами беззакония и анархии. 11. Прежние времена были жестокие и грубые, войны шли практически непрерывно, но и наше время не обходится без них. Христос предупреждал, что войны будут продолжаться до конца земной истории. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец ( Мк.13:7 ). 12. То, что этот вопрос стоял на периферии святоотеческой мысли Востока, не говорит о том, что христиане должны поддерживать любые военные инициативы. У нас уже есть “Основы социальной концепции” — соборный документ, определяющий нравственные границы войны, приведём две выдержки из него: «… существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это: а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров; б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны; в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию». Кроме того в ОСК сказано: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению». Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/svjatye-otcy-o-vojnah

Во внутренней политике Карл показал себя столь же выдающимся государственным деятелем, как и полководцем. Значительно увеличив территорию империи, он стал проводить в жизнь решительные социально–религиозные реформы. Несмотря на то, что Бонифаций и Пипин ранее всячески стремились поднять нравственный уровень духовенства, ко времени царствования Карла мало что изменилось. Клирики продолжали вести фактически светский образ жизни, увлекались охотой, участвовали в войнах. Распущенность нравов, царившая в обществе, почти в полной мере была присуща и духовенству. Поэтому, будучи решительно настроен продолжить дело Бонифация, Карл не мог опираться во внутренних реформах на клириков. Более того, он совершенно игнорировал авторитет и власть духовенства. Непрестанно читая «Град Божий» блж.Августина, ставший его настольной книгой, Карл мечтал о государственном устройстве, где сосуществовали бы две власти — светская и духовная — но при непременном господстве власти светской. Вместе с тем нельзя недооценивать, что Карл Великий воздвигал государство на религиозном фундаменте; для него было очевидным, что государственное устройство должно подчиняться христианским принципам. Тот факт, что Карл хотел принять мператорскую корону от папы, говорит о многом. Карла Великого, несомненно, можно назвать одним из выдающихся христианских правителей в истории. Человек острого ума, широких взглядов, обладавший многочисленными талантами, он, казалось, был призван осуществить закладку фундамента для Града Божьего на земле, построения «христианской империи». Несмотря на то, что Карл христианизировал народы Европы с помощью меча, он вместе с тем приложил огромные усилия к духовному исправлению общества и Церкви. Карл всячески способствовал повышению уровня пастырской проповеди, которая должна была стать доступной простому человеку и служить ему руководством в жизни. Он категорически запретил духовенству принимать участие в светских делах: торговле, войнах, а также посещать харчевни и кабаки. Симония, то есть продажа церковных должностей, строго наказывалась. Карл поощрял благотворительность, заботу о бедных. Образ идеального Града Христова стоял перед его мысленным взором.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

273 По всей видимости, речь идет об Эдессе, практически крупнейшем и древнейшем христианском центре Месопотамии. 275 Марк Аврелий Проб (232–282 гг.), родом из Паннонии (Сирмий), служил в армии, участвовал во многих войнах. В 276 г. был провозглашен войском императором. Он достиг выдающихся успехов в войнах против германцев, вандалов, персов. Проб принудил армию заниматься мирными строительными работами и был за это убит возмущенными солдатами. 276 Марк Клавдий Тацит родился ок. 200 г. в Интерамне, городе в Умбрии, области Италии. Он служил на гражданских должностях, а в 273 г. стал консулом. После смерти Аврелиана и длительного периода междуцарствия сенат провозгласил Тацита императором в 275 г. В период своего короткого правления Тацит успел разгромить готов в Малой Азии. Но Тацит был стариком, и после десяти месяцев правления он скончался в 276 г. 277 Анатолий родился в Александрии. В 264 г. он был рукоположен в пресвитеры епископом Кесарии Феотекном. Анатолий принимал самое активное участие в событиях антиримского восстания в Александрии (в 264–265 гг.; александрийцы выступили в поддержку царицы Зенобии), когда ему удалось спасти многих александрийцев, прежде всего христиан, от осаждающих город римлян. В 264 г. Анатолий отправился в Антиохию вместе с Евсевием, который был послан на собор против Павла Самосатского епископом Александрии Дионисием. Назад Евсевий уже не вернулся и стал епископом Лаодикии, города в Сирии. После смерти Евсевия в 268/278 г. Анатолий стал епископом Лаодикии. Самым ярким его трудом является трактат о пасхальном каноне с 19-летним циклом в основе, который Анатолий составил к 277 г. 278 Марк Аврелий Кар родился в Южной Галлии. При императоре Пробе он занимал должность префекта претория, а после смерти Проба был провозглашен императором легионами Реция и Норика в сентябре 282 г. Он также вел пограничные войны и одержал победы над германцами и сарматами на Дунае и над персами в Месопотамии, причем захватил столицу Ктесифон. Но во время похода Кар внезапно скончался в июле 283 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 — О, да. Как у Пастернака: «Что сравнится с женскою силою? Как она безумно смела!» Думаешь, эта женская сила в России уже проснулась? — Как минимум, просыпается.   — К этому шло последние сто лет. С 1904 года в России не было и трех лет, когда бы не убивали мужчин: начиная с русско-японской войнывойна и репрессии, репрессии и война. За эти сто лет, из-за постоянной убыли лучших, сильных, храбрых, погибающих в войнах и конфликтах мужчин, вышло так, что женщины в России оказались гораздо более высокого качества и самих их – больше. Пока мужчины гибли в войнах и лагерях, на женские плечи падали все традиционные женские заботы плюс заботы по содержанию и защите семьи, которые обычно несут мужчины. В этом смысле западная феминистическая повестка у нас совершенно ожидаемо не была понята: она не состыковывалась с потребностями российских женщин. Западным феминисткам хотелось, чтобы женщины, так же, как и мужчины, работали, принимали участие в общественной, социальной и рабочей жизни. А наши женщины, замученные двойной нагрузкой, мечтали как раз иметь положение, против которого на Западе так протестовали.   Когда пашешь как лошадь, знаменитые три К –   Kinder , Küche, Kirche – это мечта: сидеть дома, варить суп, делать с детьми уроки и ходить в церковь.   Впервые я столкнулась с этим, на грани комического, непониманием в 80-е, когда американские феминистки приехали в СССР и стали говорить о том, что их волнует, а наши их вообще не поняли. Те феминистки требовали разрешить аборты (там они были запрещены), настаивая на свободе женщины заводить ребенка, когда она хочет, а русские девочки сидели и кивали: «Да-да, аборт – это ужасно, обезболивания никакого, просто по живому дерут». Вопросы и ответы были прямо перпендикулярны другу, а проблемы практически ни в чем не совпадали: одних беспокоило одно, других – другое. Но вообще я не сторонник феминистических идей, хотя и получила несколько лет назад премию имени Симоны де Бовуар . — Она  же – идеолог мирового феминизма. — Да! На награждении я оказалась в компании ярых феминисток, жутко агрессивных, — не самая приятная для меня компания.  

http://pravmir.ru/lyudmila-ulitskaya-per...

НН 2 мая 2019, 18:25 Иоанна, а без штампов и пропаганды- никак? А если подумать и серьёзных историков почитать? Не по Солженицыну факты излагать, а по исследованиям и архивным документам? Тоже никак? Знаете, почему? - Вам и другим бывшим диссидентам и сегодняшним ЕГЭшникам не интересна и не важна более-меннее объективная история, вам куда важнее свои убеждения. " Пусть весь мир провалится, но мне чаю пить " - не дословно, но смысл цитаты такой. Да и пили бы себе на здоровье дома на кухне, но нет, вы эту отраву и другим подсовываете. Как " литературные власовцы " . Штампами и пропагандой воюете, факты эмоциями подменяете. Интересно, во сколько России обходится антисоветчина... Надеюсь, пока не дороже, чем Украине. НН 2 мая 2019, 12:10 Христос Воскресе! АлександрГ, согласна с Вами. Меня " умиляет " , как " доброхоты " подменяют вопросы о дне сегодняшнем, развале СССР, расстреле Верховного Совета, чеченских войнах, приватизации, 20млн бедных людей в богатой стране, о развале науки, образования, медицины и тд.; а либерально настроенные граждане всячески в этом учавствуют, даже наперекор здравому смыслу. Либералы не приемлют, когда " Цель оправдывает средства " для улучшения жизни простых граждан, но если это служит их интересам- то всегда пожалуйста. Не видят 25млн русских, оказавшихся людьми 2ого сорта после 1991г, миллионы погибших в " отложенных " войнах, и тд; зато охотно сводят историю СССР к одним репрессиям. Интересно, почему? Иоанна_ 2 мая 2019, 10:56 Вячеслав/Опять повторяем штампы: миллионы растрелянных душ, война была попущена Богом за отступление от веры...//Лучше я буду верить " штампам " от преподобного Серафима Вырицкого, от архимандрита Кирилла (Павлова) и схиархимандрита Илия, чем действительно штампам из советских учебников, которым И ТОГДА никто не верил. Что война была попущена Богом за беззакония и отступление от веры - об этом и Святейший наш говорит ПОСТОЯННО! Просто поражаюсь вам, Вячеслав: не совестно гнать отборную советскую пропаганду на православном сайте?!

http://pravoslavie.ru/120676.html

Кто искренно любит Бога, тот не может не любить и ближнего своего и не желать ему добра. Истинные ученики Иисуса Христа, подражая своему Царю, будут распространять пределы Его царства не мечем и копьем, а учением, соединенным с терпением, кротостью и любовью. Хотя с начала Христианства доселе и происходили многие войны; но происходили от таких царей, которые только по имени были Христиане, а на самом деле они – люди плотские, величавые, гордые; а здесь говорится о том мире, который водворится между истинными учениками Иисуса Христа. Если в этих войнах участвовали и истинные Христиане, то участвовали по послушанию- своим царям, от которого не могли отказаться по требованию закона Божия, и при том не изменяли миролюбивого расположения своего духа – не питали ненависти к своим противникам. Если войны происходили и от благочестивых царей, истинных Христиан, то происходили по необходимости, по справедливым причинам, – для защищения своих подданных от насилия и обид врагов, для охранения благосостояния отечества, с которым тесно соединено и благосостояние Церкви. Притом, благочестивые цари сами не начинают войны и вступают в нее по требованию пользы Церкви и царства уже после того, как все меры к примирению с противниками останутся безуспешными; ведут ее без ненависти и злобы, при первой возможности и согласии неприятелей прекращают ее, а многое препобеждают одним терпением, без оружия. Если же между Христианами происходили и происходят частные раздоры, вражды, то происходят между людьми плотскими, по увлечению страстей, возбуждаемых сатаною. Притом, человеку нельзя же вдруг переменить свою испорченную природу и быть совершенно святым; совершенная чистота духа и праведность достигается многими трудами и годами. Пророки часто представляли в одном образе то, что должно совершаться в разные времена постепенно и достигать своей полноты, совершенства уже в конце времен. Христианство и то уже много сделало, что переменило свирепые нравы грубых, варварских народов, которые с принятием Евангелия Христова, хотя не сделались истинными учениками Христовыми, по крайней мере стали более кроткими, миролюбивыми и на войнах не показывают такого бесчеловечия, зверской жестокости, как это было прежде – до Христианства; и чем далее, тем- более Христианские народы приближаются к тому совершенному миролюбию и взаимному согласию, которое здесь изображается Пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 5. Просто так Закрыв глаза и перышком играя, Впадая в деланный холодно-мутный транс, Седлает линию… Ее зовут – кривая, Она вывозит и блюдет баланс. Начало? Гм… Тарас убил Андрея Не за измену Сечи… Раз, два, три! Но потому, что ксендз и два еврея Держали с ним на сей предмет пари. Ведь ново! Что-с? Акробатично ново! 4. Ответ на 3, Сергей Швецов: Забыл, что некоторые тут не понимают шуток. Да, и о базельском соборе 1431-49 гг. почитайте что-нибудь. И о великой западной схизме. О гуситских войнах. Это все как раз тогда происходило. Второй комментарий не лучше первого - набор трескучих фраз, лишенных логики и взаимосвязи с чем либо - причем тут некие непонятные шутки, Базельский собор, борьба за ппапсктй престол, папство Евгения IV, антипапство Феликса V, гуситские войны к Московскому Собору 1441 года, созванному при Великом Князе Василии II Темном и осудившим Ф.-Ф. унию 1439 г.? Если бы антипапа Феликс пользовался поддержкой большинства монархов, то в истории он бы был папой, а антипапой стал бы Евгений ...( шутка))).... Евгений хоть как то пытался играть роль организатора крествого похода против турок-османов, в отличие от якобы пользовавшегося " поддержкой бодьшинства монархов " , а по факту политически недееспособного и последнего в истории антипапы Феликса...так что, как раньше тут говорили на форуме - учите матчасть, можете и про Базельский собор почитать, чтобы не накидывать тут глупости- вбросы.. 3. Ответ на 2, р.Б.Алексий: Забыл, что некоторые тут не понимают шуток. Да, и о базельском соборе 1431-49 гг. почитайте что-нибудь. И о великой западной схизме. О гуситских войнах. Это все как раз тогда происходило. 2. Ответ на 1, Сергей Швецов: спас православие на Руси тогдашний глава Русского государства Великий князь Василий Васильевич Тёмный… Православие на Руси спас тогда антипапа Феликс V, которого поддерживало большинство европейских монархов

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/na...

Для примера посмотрим перечень духовных сил, которые, согласно летописцу, спасли Новгород от орд Батыя: «Новгород же пакы заступи милосердый Бог и святый великий отец Кирилл, архиепископ Александрьский, и святых правоверных молитв архиепископ Новгородьскых и благоверных князей Руськых и преподобных черноризечь иерейскаго збора…» 394 . Еще один пример можно указать в конце этого периода на территории Московского княжества: речь идет о «проклятых грамотах», которые «давал на себя» Димитрий Шемяка (1448); в них он призывал все небесные силы отомстить ему, если окажется повинен в клятвопреступлении. Если он опять вооружится на великого князя, то «не буди на мне милости Божии и пречистыа Матери Его и силы честнаго и животворящаго креста, и молитвы всех святых и великих чюдотворец земли нашея, преосвященных митрополитов, Петра и Алексея, и Леонтия епископа, чюдотворца Ростовскаго, и Сергиа, игумена чюдотворца… Также не буди на мне благословенна всех епископ земли Русскиа, иже суть ныне по своим епископьям, и иже всех под ними священническаго чина» 395 (Сим. 1448). Но когда, несмотря на сильное небесное покровительство, битва была проиграна, то благочестивый летописец видел в этом если не волю Божию, то Его попущение, даже в войнах против неправославных врагов, где справедливость их дела была вне всякого сомнения. «Пущением Божием измогоша немци, а псковичи устремишася на побег… В той день, за грехи наша, мнози падоша пред иноплеменникы» (Твер. 1408). Подобным же образом поражение русских в Суздале от руки татар объясняется «попущением Господа Саваофа» (I Соф. 1445). Грехи, за которые наказываются в этих войнах, не уточняются, за исключением одного – гордыни. Потерпевшие поражение обвиняются в том, что слишком уповали на собственные силы; победа часто является наградой за смирение пред Богом. Поскольку эти противоположные друг другу состояния духа не были открыты летописцу, его суждения, если не были продиктованы исключительно местным патриотизмом, основывались на уже свершившемся факте 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Христос предупреждал о войнах. «Услышите о войнах и о военных слухах… ибо восстанет народ на народ и царство на царство» (Мф. 24:6-7). После долгого терпения Божиего и прощения может прийти война как вразумление. Это страшно. Предсказывая войны, Христос заплакал (см. Лк.19:41). Все эти библейские предупреждения в полной мере относятся к нам, русским людям, живущим в цивилизационном пространстве некогда единой, а ныне разделённой Руси. И плач Христа – о нас тоже. Мы все друг за друга виноваты. И единственный путь прекращения войны, попущенной Богом – это изменения сознания перед Богом. У каждого тут своя задача и свой путь. Но в любом случае, фашизм должен быть уничтожен, а фашисты, как минимум, сидеть в тюрьме. Иначе мир не наступит. Фашистов нельзя защищать. Одна из главных трагедий Украины в том, что неонацисты захватили власть, и заставили армию воевать за их идеологию. Простые украинские парнишки гибнут – не за свою землю, нет. Землю никто у украинцев не забирает, и даже руководство городов не меняется при входе туда российских войск. Ребята гибнут, защищая интересы нацистов из Рады, а также тех, кто ими управляет из-за океана. Это самое страшное. И за эту кровь, которая сейчас льётся, Бог спросит каждого из нас. За наш плач, наши молитвы, наше изменение жизни, нашу ненависть или любовь, нашу помощь ближнему или наше «так ему и надо», за нашу честность. Мы все в этом котле, потому что один народ. Здесь нет зрителей. Здесь все участники. Это проверка совести, проверка христианства, проверка на человечность, на правду. Трудная проверка. Война проверяет всё. И меняет всё. Война – это суд Божий над всеми, и великое испытание. Дай Бог всем нам это испытание пройти. Ничего случайного в мире не происходит. Послесловие Я написал свой опыт, чувства, мысли. На этой позиции стоял еще в 2014 году, не изменил её и сейчас. Понимаю, что многие воспримут статью негативно. Но если бы я написал иное, был бы лжецом. Я не хочу войны. Хочу мира. Но – мира без фашизма. Сейчас Пост. Приближается Пасха Христова. Хотелось бы надеяться, что к Пасхе все закончится. Бог знает, закончится ли. А пока будем плакать и молиться. Есть о чём плакать. И есть о чём молиться.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/15/ukrain...

И еще. Немцы тащат на себе всю Европу. Согласен. Но вопрос: а КУДА ОНИ ЕЕ ТАЩАТ?)) Ведь европейская гомофилия, ювенальная юстиция, христофобия и прочие прелести европейской жизни тоже, значит от немцев идут. АНДРЕЮ. А что касается святоотеческих цитат, разве Вам недостаточно святителя Николая в этой статье? Что до большевизма, то тут Вы неправы, он все же был явлением интернациональным. И поэтому куда более ryмahhыv, чем немецкий нацизм. Эта статья как раз написана об украинских событиях. ОБ украинском национализме. О его духе. И об одном из его духовных истоков. О других - в дальнейших публикациях Андрей 27 октября 2014, 17:07 Мне больше всего в статье понравилась цитата Столыпина. Автор, несомненно, проделал глубокую аналитическую работу. Однако по прочтении статьи у меня возникло два вопроса: 1. Не переоценивает ли автор роль Германии в этих войнах? Например, известный писатель Николай Стариков четко обозначает роль Англии и США в этих конфликтах как ведущую, а Германии - ведомую. Что же касается захватнического духа, то он, по-моему разумению, присущ НЕКОТОРОЙ ЧАСТИ любой сильной нации. Это некая патриотическая гордыня, которой и спекулируют хитрые кукловоды общемировой политической арены. 2. Какова духовная польза данной статьи, какова ее принадлежность к Православию, помимо священного сана автора? После прочтении возникает ощущение угнетенности. Гражданская война на Украине, уничтожение христиан в Сирии и Ираке, либеральные предатели России, публикующие свои скверные мыслишки в ведущих изданиях. Мало ли мрака вокруг? В качестве альтернативы предлагаю редакции Православие.ру публиковать подборки святых отцов и знаменитых подвижников о войне и смуте. Что говорили о войне преподобный Серафим Вырицкий, блаженная Матрона? Как утешали наших братьев и сестер в годы второй мировой войны и гражданской войны иерархи РПЦ? Мне кажется, что слова людей святой жизни о социальных потрясениях и войнах сегодня гораздо ценнее и утешительнее, чем нагнетание образа врага в лице некой отдельно взятой страны.

http://pravoslavie.ru/74531.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010