12) за отличие в Турецкую кампанию 1877 г. – орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами Священник 2-го Фанагорийского полка о. Феодор Гордиевский за отличие в Турецкую кампанию 1877–1878 гг. – орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами 12-го Астраханского гренадерского полка о. Иаков Вознесенский Протоиерей 37-го драгунского военного ордена полка о. Николай Щеглов Протоиерей лейб-гвардии Павловского полка о. Василий Лебедев Протоиерей лейб-гвардии Измайловского полка о. Стефан Мещерский Священник 4-й сводной кавалерийской дивизии о. Василий Бекаревич Протоиерей Тифлисского военного госпиталя о. Иоанн Веригин за отличие в сражениях с китайцами в 1900 г. – орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами Священники, пожалованные за военные отличия орденом Анны 2-й степени 1) Священник Лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка о. Василий Ростовецкий, участвовавший в войнах 1806–1814 гг., в воздаяние достохвального и примерного мужества пожалован был орденом Анны 2-й степени, алмазами и бриллиантами украшенным 155 . 2) Протоиерей лейб-гвардии егерского полка о. Василий Моисеев за отличное мужество в войнах с французами в 1812–1814 гг. 3) Протоиерей Лейб-гвардии конного полка о. Гордиевский за подвиги в Отечественную войну 1812 г. 4) Протоиерей Грузинского гренадерского полка о. Симеон Адуковский за отличие в походах и делах с французами в 1812–1814 гг. 5) Благочинный над духовенством 3-й запасной армии о. протоиерей Онисим Боровик – орденом Анны 2-й степени с драгоценными украшениями за отличное мужество в сражениях, бывших в 1811 г. 6) Протоиерей лейб-гвардии Измайловского полка о. Александров за отличие в 1812 г. 7) Протоиерей 40-го егерского полка о. Андрей Белицкий за отличие в войну 1812–1814 гг. 8) Лейб-гвардии уланского полка о. Иоанн Кутневич за отличие в войну 1831 г. 156 9) Протоиерей о. Петр Эгазе, и.д. обер-священника отдельного Кавказского корпуса, в течение всей войны 1828 г. за подвиги при осаде крепости Ахалциха пожалован был орденом Анны 2-й степени с драгоценными украшениями 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Возникал и еще один немаловажный вопрос. К тому времени муниты неоднократно сталкивались с недоумением, которое проявляли воспитанные в православной традиции россияне, по поводу того, что сектанты называют своего лидера “преподобным”. Один из мунитов, Уильям Хайнс, раздумывая вместе с К.Обером, что было бы лучше“для русской ситуации”, предложил заменить на обложке книги слово преподобный английским словом reverend. Меня такая постановка вопроса не слишком удивила. Не однажды я наблюдал, как, желая смягчить неблагоприятное впечатление русской публики от провозглашения Муна “преподобным”, некоторые переводчики при устном переводе или просто сохраняют английское слово и говорят по-русски “Реверенд Мун”, или переводят “пастор Мун”. Согласитесь вместе с тем, что “прилаживать” каждый раз к местной ситуации имя и титул основателя “церкви” выглядит, мягко говоря, не солидно и свидетельствует об одном – страстном желании мунитов любой ценой адаптироваться в новой стране, развернуть в ней как можно шире свою миссионерскую активность. Впрочем, переиздания русских переводов “Принципа” обнаруживают и более серьезную мимикрию сектантов, затрагивающую его суть. В третьей части “учения” Муна есть раздел о мировых войнах. В первом русском издании, напечатанном в 1990 г. в Австрии, этот раздел пристутствовал и не отличался по содержанию от английского перевода (оригинал был создан на корейском языке). Однако, когда в начале 1992 г. мне под наблюдением посланца Муна доктора Томаса Уорда довелось редактировать русский перевод, впервые выходивший стотысячным тиражом в издательстве “Известия” под названием “Бог и мы”, сверхосторожный эмиссар устрашился возможной негативной реакции русского читателя на трактовку мунизмом событий второй мировой войны и... полностью исключил из главы “Принципа” о приготовлении ко второму пришествию мессии весь раздел о мировых войнах... Опасения мунитских лидеров нетрудно было понять. Мун учил, что во второй мировой войне “небесную сторону представляли Соединенные Штаты, Англия и Франция”, а Германия, Япония и Италия “были на сатанинской стороне”.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/otkrytye...

Запись в тетрадь слова: Память. Показ иллюстраций: 84–88 – «Преподобный Сергий Радонежский»; И.С. Глазунов. «Князь Димитрий Донской», «Куликово поле»; А.П. Бубнов. «Утро на Куликовом поле». Слушание: М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»; «Земле русская», стихиры русским святым. Средства: Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (IV четверть, урок 4). Задача урока: Эмоциональное сопоставление радости-радуги и радоницы – памяти о предках. Соединение эстетического понятия «красиво» с нравственно-положительной характеристикой «память». Рассказ: Радоница. «А наш знакомый мальчик Ваня называл этот день Радуница. И радость и радуга вместе. Погода майская, черемуха цветет, соловьи поют, а сверху грачи кричат, такой веселый гомон и оттого так радостно. Что это за день? Это день, когда вспоминают всех умерших людей, своих бабушек, прабабушек и прадедушек и всех-всех. В этот день идут их навестить на могилки. И тихонько говорят: «Христос Воскресе, усопшие рабы Божии! Радуйтесь, все мы теперь воскреснем!» Потому и зовется этот день таким радостным словом – радоница-радуница. По всему кладбищу только и слышно «Христос воскрес из мертвых!» – люди приехали навестить своих родных. И вспоминают в этот день всех тех, кто погиб в войнах за Отечество. В истории России не забывают эти святые имена. И мы с вами постепенно будем вспоминать всех. А сегодня мы вспомним один из дней 1314 года. И один день 1350 года. Видите – это было давно-давно. Но мы не забываем. Что это за дни? В июле 1314 года родился мальчик Варфоломей. Мы уже слышали о нем. Вспомним, что мы знаем о нем. (Ответы детей по материалу 6 урока 3 четверти). А в 1350 году родился князь Димитрий. Что связывало этих так давно живших людей? Почему мы их помним? И не забудем никогда? Благоверный князь Димитрий Донской и святой преподобный Сергий Радонежский оба были защитниками Руси. Оба они помогли собрать все силы людей для того, чтобы страна была дружной, единой. Соединила всех людей единая православная вера. (Напоминаем, что такое православная вера, из предыдущих уроков.) И люди верили, что если преподобный Сергий поддерживает Димитрия, значит, дело Божеское и правое. Когда татарский хан Мамай двинул свои войска на Дон, преподобный Сергий благословил князя Димитрия и предсказал ему победу над врагом. Все русские дружины примыкали к войску Димитрия. Преподобный Сергий молился и просил Бога о победе русского оружия. И победа пришла! На Куликовом поле орда получила удар. Но и русских защитников полегло очень много. Всех защитников нашего Отечества, погибших в войнах, мы сегодня вспоминаем. Православная Церковь установила специальный день памяти (поминовения) усопших (умерших) воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Откр.6:3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. Здесь пойдет речь о войне, о той брани, которую поведут неверные против верующих, о священных жертвах мучеников, поэтому и призывает Господь Иоанна посмотреть на это второе животное – тельца, животное жертвенное. Откр.6:4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. И вышел другой конь, рыжий , или красный. Красный цвет обозначает и ревность пострадавших за Христа, и есть знак кровопролития, которому надлежит быть. И сидящему на нем, на коне рыжем, дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. Еще Христос сказал ученикам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф. 10:34 ). Так учение Христа, как большой меч, взяло мир с земли, и началась невиданная страшная брань по всей земле. Происходит она и в каждом человеке. «Дьявол с Богом борется, – говорит Достоевский, – а поле брани – сердца людей». Учение Христа разделило людей на верных Ему и неверующих, отвергнувших благочестие. Потекла реками мученическая кровь христиан. И не от меча ли гонителей мученически умерли святые апостолы Иаков, Варфоломей и Павел? И не мученически ли окончили жизнь остальные апостолы и великое множество первых христиан? А сколь много их было в последующие времена! Кто считал число христианских мучеников?! А кто сочтет тех, которым надлежит быть убитым великим мечом гонения антихристова?! Тогда мирное житие для христиан будет отнято от всей земли! Указывается здесь и на войны, которым надлежит быть. Предупреждал Христос: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» ( Мф. 24:6 ). Дано взять мир с земли – указание на всемирные войны (3,10). Не ведали того апостолы, как это может осуществиться, ибо не было такого до них и быть не могло при тех средствах. Но Божественный Агнец снял печать неведения и указывал Иоанну Телец, стоящий у престола, на все это. Дважды в нашем веке во всемирных войнах мир был взят со всей земли. И вот к концу второй мировой войны выковывается уже и большой меч атомного оружия, быстро и без труда могущий уничтожить весь мир. Мы не знаем, до какой еще величины вырастет этот меч, когда при антихристе, при страшной битве Армагеддона совершится самая страшная резня народов, когда «меч каждого человека будет против брата его» ( Иез. 38:21 ), когда трупы покроют землю так, что «дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю. И весь народ земли будет хоронить их» ( Иез. 39:12–13 ). Снятие третьей печати, означающее голод и отпадение нетвердо уверовавших во Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Исторический экскурс времен Первой Мировой войны: читателю для сравнения Господдержка и добровольчество в двух войнах 25.12.2023 77 Время на чтение 9 минут Источник: Попечение Первая Мировая война 1914 – 1918 годов принесла много бедствий народу Российской империи. На фронт было мобилизовано 15 800 000 человек, число беженцев составило почти 7 000 000 человек. Семьи воинов, вдовы, сироты остро нуждались в экстренной помощи. На фоне нынешней ситуации минимального присутствия личной поддержки фронта родственниками власть имущих и госслужащих, олигархата, а также инертности подавляющего большинства граждан, предлагается напомнить, как это происходило в годы Первой Мировой войны. Ведь как известно все познается в сравнении. Нижеследующий текст как логическое продолжение поднятой ранее темы . В те годы благотворительность сыграла важнейшую роль в поддержании физических и нравственных сил народа. Из своих скудеющих семейных бюджетов люди жертвовали тем, кому было еще хуже. Ключевую роль здесь, заражая милосердием и неравнодушием общество своим личным примером, сыграли члены царской семьи, богатейшие люди России из гильдии купцов, церковное священноначалие, и, как сказали бы сегодня, федеральные, региональные и муниципальные госслужащие. Согласно указу от 11 августа 1914 года «Об образовании Верховного совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов» был создан высший государственный орган для помощи семьям фронтовиков. Верховный совет возглавила супруга Николая II, императрица Александра Федоровна, уполномоченной за помощь в Москве стала великая княгиня Елизавета Федоровна, в Петрограде – великая княжна Ольга Николаевна. Было очевидно, что органы местного управления только с помощью добровольцев смогут наладить работу больниц, детских приютов, бесплатных столовых в условиях военного времени. Уже через полгода после начала войны государство стало выделять субсидии благотворительным организациям, занимавшимся обустройством госпиталей, доставкой еды и одежды на фронт.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/25/istori...

    Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят. Появится много таких, которые будут выдавать себя за Христа. И действительно, Досифей-самарянин говорил о себе: я — Христос, которого под именем пророка предсказал Моисей; а Симон-самарянин называл себя великой силой Божией.     Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это начало болезней. Господь говорит о военных действиях римлян около Иерусалима. Говорит: не только будет война, но и голод, и язва, — показывая этим, что будет возбужден гнев Божий на иудеев. О войнах можно бы еще сказать, что виновники их люди, но голод и язва могут произойти только от Бога. Потом, чтобы ученики не подумали, что не успеют они проповедать Евангелие, как мир уже прекратит свое существование, Господь продолжает: «не ужасайтесь... это еще не конец», то есть всеобщий конец последует не в одно время с разрушением Иерусалима. «Восстанет народ на народ и царство на царство»; это «начало болезней», то есть бедствий, грядущих на иудеев. Как бывают у рождающей сперва муки, а потом уже она рождает, так и этот век породит будущий только после смятений и войн.     Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих. И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасется. Предсказывает Спаситель будущие бедствия, чтобы подкрепить учеников. Обычно неожиданность нас более всего устрашает и смущает. Потому Христос заранее смягчает страх чрез то, что предсказывает будущие бедствия: зависть, вражду, соблазны, лжепророков, предтеч антихриста, которые будут вводить народ в заблуждение и во всякий вид беззакония. По причине умножения беззакония по обольщению антихриста, люди станут звероподобными, так что ослабеют узы всякой любви даже между самыми близкими; люди будут предавать друг друга. Претерпевший же до конца, то есть мужественно перенесший, не уступивший искушению, спасется, как воин, испытанный на брани.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Здесь сразу же прочитывается пророчество Иезекииля о поле, наполненном мертвыми костями ( Иез. 37:1–14 ), Апостол ( 1Кор. 5:6–8 ; Гал. 3:13–14 ) и Евангелие ( Мф. 27:62–66 ). Чтения перемежаются со стихами псалмов: «Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего»; «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца»; «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его». Эти стихи вместе с пророчеством Иезекииля о всеобщем воскресении относятся не столько к погребению Спасителя, сколько к Его воскресению. Чтение пророчества Иезекииля о костях – смысловая сердцевина великосубботнего богослужения. Это пророчество, как и вся служба Великой Субботы, говорит о смерти и воскресении. Смерть была привнесена в этот мир человеческим грехом, и по вине людей смерть царствует над родом человеческим. Много раз в течение истории человечество уподоблялось полю, полному мертвых костей. В войнах и сражениях, которыми наполнена вся человеческая история, одна сторона побеждала, другая терпела поражение; нередко в одном сражении решались земные судьбы целых народов. Но главным результатом всех вооруженных конфликтов всегда было одно: поле, усеянное мертвыми телами. Размышляя о человеческих судьбах и о миллионах безвинно погибших в войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях, человек может спросить: «Где же Бог ? Куда Он смотрел? Где справедливость Божия? Где Его любовь к людям, если Он столь безжалостно предает смерти тысячи и миллионы людей?» Но люди видят только одну сторону – только то, что случается на земле; они не видят того чуда, которое происходит с каждым человеком после смерти, – чуда воскресения. Сколько бы людей ни умерло, какова бы ни была их смерть, все они воскреснут благодаря смерти и воскресению Господа. Для того Господь и сделался человеком, для того прошел через страдание и смерть, чтобы воскресло все человечество. Богослужение Великой Субботы свидетельствует о том, что судьба человечества решается не на полях сражений, а в том живоносном гробе, который стал источником спасения для всего мира. Этот гроб символизирует плащаница Спасителя, помещенная посреди храма. Сразу же по окончании утрени Великой Субботы совершается целование плащаницы: священнослужители, а затем и миряне с благоговением подходят к плащанице, полагают три земных поклона и лобызают ее. Во время целования поется стихира, в которой говорится о Христе как о страннике, не имеющем, где приклонить голову (тема странничества Христа, как мы помним, – один из лейтмотивов рождественской службы): Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Стихира на целование плащаницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Макария, посетивший Киев в 1653 г.,) хотя и сбивается при этом в хронологии и истории. «Свет христианской веры», говорит он, «пришел сюда во времена императора Василия Македонянина за 650 лет до настоящего времени, как можно видеть по числам на дверях церквей и монастырей!» И в другом месте: «Нам говорили, что св. Антоний и Феодосий пришли в эту страну из Румелии во времена Василия Македонянина, по его приказанию и обратили жителей в христианство» 375 . 3 . О войнах имп. Василия булгароктона, современника русского князя св. Владимира. В длинном рассказе Зонары о войнах имп. Василия для нас замечательно следующее: а) упоминание о помощи, оказанной по родству имп. Василию русским в. князем Владимиром. «Когда Дельфин (один из враждебных императору пагрициев) ополчился против Хрисополя, то Василий внезапно напал на него с русским войском, – ибо, сделавшись родственником русского князя Владимира чрез сестру свою Анну, получил оттуда помощь, – без труда одолел врагов и, поймав самого Дельфина, посадил его на кол» 376 . При скудости иностранных свидетельств о русском равноапостольном князе и подобного рода заметка весьма ценна для истории. б) рассказ о жестоком обращении императора с пленниками. «Василий, пересчитавши пленников, которых оказалось 15000, выколол всем глаза, оставив из каждой сотни по одному кривому, чтобы он был для слепых провожатым, и в таком виде приказал отослать пленных болгар к их вождю (т. е. болгарскому царю Самуилу). Самуил, увидав ослепленных болгар, не мог вынести горя, от жалости упал в обморок; потом немного очнувшись умер от боли в желудке» 377 . Спустя 40 лет русским пришлось испытать от греков такое же крупное злодейство, какое испытали болгаре. В 1043 г. во время последней войны русских с греками воевода Вышата с. 6000 воинов, по случаю утраты лодок, должен был сухим путем возвращаться во свояси, и был разбит под Варной... В Константинополь привели 800 пленных и самого Вышату. Император Константин Мономах, приказал их ослепить... 378 . – Это не помешало византийскому императору спустя немного времени, сделаться тестем Всеволода, сына Ярославова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Критикуя пацифистское учение толстовцев, святитель Феофан Затворник пишет, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?» Нередко сторонники пацифисткой интерпретации христианства указывали на слова Господа о любви к врагам. По этому поводу святые отцы неоднократно давали разъяснения. Так, например, когда мусульмане спросили у святого равноапостольного Кирилла, почему христиане участвуют в войнах, если Христос повелел им любить врагов, он ответил: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам» . Равным образом и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя учение Нагорной проповеди о любви к врагам, пишет: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви» . Благословение Божие проявляется в виде чудесной помощи от Бога во время войн. Об этом особенно много свидетельств в житиях святых. Ограничимся двумя примерами из святоотеческих творений. Святой Иоанн Мосх писал: «Один из отцов передал мне следующий рассказ воина, бывшего драканария: “Во время войны в Африке с мавританцами мы потерпели поражение от варваров и подверглись преследованию, во время которого многие из наших были убиты. Один из неприятелей настиг меня и уже поднял копье, чтобы поразить меня. Увидав это, я начал призывать Бога: ’Господи Боже, явившийся рабе Твоей Фекле и избавивший ее от рук нечестивых, избавь и меня от настоящей напасти и спаси меня от злой смерти. Я удалюсь в пустыню и проведу остаток моей жизни в уединении’. И обернувшись, я уже не увидал никого из варваров. Немедленно удалился я в эту лавру Копраты. И вот по милости Божией прожил в этой пещере 35 лет”» .

http://pravoslavie.ru/1347.html

Связь Сербии и России начинается ещё со святого Саввы. Величайший святитель братской сербской земли принял монашеский постриг на Афоне в русском монастыре святого Пантелеимона. Позднее существенными были два южнославянских влияния на Русь, затем поддержка Россией сербских братьев и совместная их борьба на поле боя. Во всех войнах, которые вела Россия, сербы были её союзниками. Если взять новейшую историю, то не в качестве противопоставления и не для того, чтобы упрекнуть в чём-то других наших православных братьев – болгар, но информации ради заметим, что Болгария в двух мировых войнах оказывалась во враждебном лагере (хотя, конечно, против русских болгары никогда бы воевать не стали, поэтому немцы их ни в Первую, ни во Вторую мировую войну на Восточный фронт не отправляли). Воевали против нас православные румыны; они не были жестоким врагом, но как факт – воевали. А вот сербы всегда были с нами и даже в Русско-японскую войну: за тридевять земель находилась Япония от сербских границ, но одно из тогдашних сербских государств, Черногория, объявило войну Японии. Во Вторую мировую войну сербы подняли восстание в Герцеговине, а затем и в других сербских краях, едва узнав о нападении Гитлера на Советский Союз, который всегда считали Россией. По своей наивности они думали, что придёт конец немецкой оккупации и на балканской земле, потому что уже через 3-4 дня здесь появятся русские танки. Заметьте, когда Гитлер 22 июня 1941-го года напал на Россию, вся Сербия поднялась на борьбу с оккупантами. Вот значение русского фактора в сербском сознании! Христос на небе, Россия на земле Сербы всегда осознавали себя щитом России, в том числе и в эту последнюю войну 1999-го года. Вспомните надписи на сербских домах во время бомбардировок Белграда   – «Русские, не бойтесь, Сербия с вами!» Здесь, конечно, был ещё и элемент вызова, то, что в сербской традиции называется «пркосъ», одного корня с русским словом «наперекор». Сербы всегда шли «наперекор» современному миру иллюзий. Именно к ним относятся слова Христа: «Не бойся, малое стадо». Сербы всегда были малым стадом и отстаивали истинную веру, но при этом, как сказал один сербский писатель: «Мы, сербы, всегда верили в двух Богов – в Христа на небе и православную Россию на земле».

http://pravmir.ru/dve-sestry-rodnye-serb...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010