Но состояние мира еще не может быть твердо упрочено на земле, пока земля покрыта злыми людьми, злыми делами и злыми страстями. Сама Церковь Божия в ее земном состоянии называется церковью воинствующей, Сам Господь в иные эпохи истории человечества является Господом воинств и не без Его воли самые верные Его избранники, вопреки глубочайшему и искреннейшему расположению к миру, вынуждены бывают браться за оружие и вести войну. Верные хранители заветов царства Божия не станут вести войну из побуждений властолюбия, честолюбия и корыстолюбия, из желания угнетать других и распространять свою славу и власть на счет жизни других. Но иногда сама Истина Божия подвергается поруганию и угнетению, и для охранения ее между людьми оказывается необходимым внешней силой обуздывать хулителей и угнетателей. Иногда существеннейшие права и сама жизнь людей, – и людей нам близких по священным связям естественным и нравственным, – подвергается жестокому преследованию. Любящие ближних не могут относиться равнодушно к страданиям ближних. И вот, в таких-то случаях, люди самые миролюбивые вынуждены бывают браться за оружие и вести войну, принося в жертву благу ближних не только внешнее свое достояние, спокойствие и саму жизнь, но в известной степени и само внутренне свое убеждение и расположение… Такие войны, предпринимаемые по высшим нравственным побуждениям и в самом способе ведения значительно отличаются от других войн, которые ведутся из-за своекорыстных и властолюбивых расчетов. И в войнах первого рода не мало бывает темного и печального, и в них льется человеческая кровь, посекаются тысячи человеческих жизней, разрушается спокойствие и благосостояние целых стран; без этого невозможны войны. Но, по крайней мере, в войнах, которые ведутся наиболее верными христианскому духу народами, менее кровопролитий без меры и нужды, менее жестокостей к людям неповинным и беззащитным, не принимающим непосредственного участия в войне, менее упоения и обольщения самим процессом и успехами кровопролития и разрушения без отношения к высшим нравственным целям войны… Кто не скажет, что такова именно и была та единственная война, которую пришлось вести нашему Благочестивейшему Государю и его христолюбивому воинству?… Не по охоте, не из честолюбия личного и народного, не по своекорыстным побуждениям и материальным расчетам, не по страсти к завоеваниям и желанию угнетения предпринята была эта война.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Известный канонист Матфей Властарь писал: «… всё евангельское законоположение, возводящее нас в первобытное состояние и призывающее к духовной и, насколько возможно, к лучшей жизни, нигде не одобряет войн и убийствами не позволяет воспрещать распространению зла, как это свойственно было древнему законоположению, но, будучи совершенно противоположно сему последнему, оно и учит противному: ибо некогда Господь, когда ученики Его, воспылав ревностью Фесвитянина, спрашивали Его, не позволит ли Он низвести огонь на Самарян, не принявших их, обратившись к ним, запретил им и сказал: “не весте коего духа есте вы” ( Лк.9:55 )» . ( Алфавитная Синтагма Буква Ф, Глава 7я ). 6. Слова Христа: “ Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ” ( Ин.15:13 ) в приложении к военной службе стали использоваться только к концу первого тысячелетия от Рождества Христова (впервые в житии равноапп. Кирилла, просветителя славян). 7. Рассматривая положительные высказывания отцов о христианском воинском служении, нетрудно заметить, что речь в них шла о «праведной брани», «в защиту правды, веры, Отечества». Отцы различали оборонительные и захватнические войны. Вот, что говорил о войнах святитель Димитрий Ростовский : « Ибо двоякая бывает война: одна происходит на­прасно и несправедливо обижает, а другая защищает себя и других от неправедного вражеского нападения. Неправедная война есть смерт­ный грех, как убийство, и подлежит тому суду, который изрек Бог после потопа: “кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека” ( Быт.9:6 ) » . ( Келейный летописец ). И другие его слова: « Подымать же друг на друга оружие и вступать в брань не есть дело кротости, но ярости, не мира, но раздора, не незлобия, но мщения, не любви, но вражды, и дело такое, горше которого ничего не может быть в поднебесной. Ибо вражда происходит от диавола, который, по словам Христа, “человекоубийца от начала” ( Ин.8:44 ). Зло есть оружие и война, ибо они являются противоположностью заповеди Бога, говорящего: “Не убий” ( Исх.20:13 ). Бог создал человека для того, чтобы он жил, а война лишает его жизни… Мы же скажем кратко, что война есть зло, хотя бы она была и благословенною, и только разве по необходимости может быть доброю: лучше мир и природная кротость человеческого естества ».

http://azbyka.ru/svjatye-otcy-o-vojnah

Созерцание Да созерцаю достославную помощь Божию Израилю в [его] войнах (Втор. гл. 2–3), в частности: 1) как Моисей победил языческих царей – Сигона Аморрейского и Ога Васанского, ибо Бог обрек их на гибель; 2) как Моисею не было позволено занять землю моавитян, ибо Бог не [за]хотел того, отдав ее потомкам праведного Лота; 3) как вообще победы и поражения в войнах не бывают без Божия попущения. Проповедь о личном свидетельстве Апостола Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. 2Пет. 1:17–18 Да прислушаемся к свидетелю верному и истинному, распятому на кресте за свое свидетельство. Да услышим глас апостола Петра, который то, что не может доказать словами, удостоверил своей кровавой смертью на кресте, будучи распят язычниками вниз головой. Он свидетельствует, что был на святой горе, то есть на горе Фаворской, тогда, когда с небес принесся глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение . В этом месте Апостол не говорит, что он и его товарищи видели на святой горе – [ведь] об этом сказано в Евангелии, – но повторяет то, что они слышали. А то, что они слышали, – столь же важно, как и то, что они видели. Итак, да слышат народы, что Апостолы лицезрели Господа Иисуса, преобразившегося в небесном досточудном свете, и да знают, что Он – Сын Божий. Сверх того, да слышат народы, что Апостолы видели живыми Моисея и Илию, и да знают, что существует жизнь после смерти и Суд Божий. И еще да внимают тому, что Господь Иисус наречен Сыном Божиим не людьми, но Самим Богом Отцом. Верны и истинны свидетели, говорящие сие народам и возвещающие то, что видели их очи и слышали их уши. Кто не верит Апостолам, тот верит Иуде, Каиафе, Ироду и Нерону, гонителям Апостолов и предателям истины. Кто не верит праведникам, тому не остается ничего другого, как поверить грешникам. Кто не верит чистым, тому придется поверить нечистым. Кто не верит страдальцам за истину, тот должен поверить мучителям и развратникам. Всякий день рассветает не для чего иного, как только для того, чтобы люди выбрали либо ту либо другую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Равным образом у Римлян тогда в первый раз запрещено было зрелище единоборства; а у Финикиян, живших в Ливане и Илиополисе, прекратилось обыкновение бесчестить дев, прежде чем они совокупятся с мужьями, с которыми – бывало сочетались законным браком по испытании первоначально беззаконного смешения. Что же касается до молитвенных домов, то одни из них, имевшие достаточную величину, были исправлены, другие превосходно отделаны и распространены в высоту и широту, а где их вовсе не было, там они построены с основания. Издержки на это доставлял царь из царских сокровищниц, написав епископам городов и правителям областей, чтобы они приказывали, что им будет угодно, а другие слушались и усердно служили священникам. При благоденствии империи, возрастала и вера. После войны с Ликинием, Константин имел такой успех в войнах с иноплеменниками, что одолел и Савроматов, и так называемых Готфов, которым наконец, в виде милости, даровал мир. Этот народ обитал в то время за рекою Истром. Быв сам воинственен, как по многочисленности, так и по рослости телесной, он всегда упражнялся в искусстве владеть оружием и, победив других Варваров, только в Римлянах нашел себе противников. Говорят, и в этой войне, посредством знамений и сновидений, Бог удостоил Константина особенного своего промышления. За то, одерживая победы во всех случавшихся тогда войнах, он, как бы состязаясь в щедрости с Христом, платил за них усердием к вере и внушал подданным одну ее чтить и признавать спасительною. Отделив от податной земли каждого города определенную часть, он повелел сбор с нее отдавать местным церквам и клирам, и узаконил, чтобы этот дар имел силу во все времена. Приручая воинов чтить Бога, как чтил Его сам, он отметил оружие их символом креста, во дворце устроил молитвенный дом и возил с собою сделанную наподобие церкви палатку, когда выступал с войском против врагов; так что даже во время пребывания в пустыне ни сам он, ни его войска не оставались без священного дома, в котором надлежит славословить Бога, молиться Ему и приобщаться св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

Итак, в качестве чрезвычайно эффективного оружия в нынешних информационных войнах успешно используются фигуры исторических деятелей. Их имена из средневековой и Новейшей истории – царей, гетманов и генеральных секретарей – у всех на слуху. Цели этих назойливых дискуссий очевидны: как с печалью предсказывал покойный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), нам будут навязывать «смущение, смятение и неразбериху». Но главная проблема все же, как всегда, в нас самих. И возвращаясь к статье в «Известиях», с которой я начал свое сегодняшнее сообщение, позволю себе переписать ее концовку: «Если мы наконец не сделаем все, чтобы дети в нашей стране узнали и полюбили великие имена и подвиги своих предков, то люди нового поколения вынуждены будут выбрать для себя в герои тех, кого им навяжут, а не тех, о ком мы не нашли ни возможности, ни времени рассказать». Рейтинг: 8.8 Голосов: 51 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Павел 7 февраля 2013, 12:53 Кирилл, солидарен с вашим мнением, красных коммиссаров нельзя обелять. И если на православном сайте говорят, что коммиссары хорошие, а власов плохой, то почему бы не признать и комиссаров плохими. Не Власов расстреливал священников, не Власов вел Богоборческие беседы с личным составом, явно и твердо призывая людей отрекаться от Христа и умирать за Сталина. Господи помилуй. Кирилл. 22 мая 2012, 01:23 А разве большевики во главе с Лениным не были " власовцами " Первой мировой?! А разве не устанавливали они в поверженной ими России памятники Иуде? 23 февраля - " День Защитников Отечества " . Это Бронштейн с Бланком - защитники?! " Красные бежали от немцев, что и заставило Советскую Россию капитулировать. Именно 23-24 февраля 1918г на заседании ЦК РСДРП(б) было принято решение о подписании Брестского мира на германских позорных условиях, т.е. с немецкой оккупацией Прибалтики, Украины и части Белоруссии... Так что же мы отмечаем 23 февраля? " День Защитников Отечества " или " День Изменников " ? Бронштейн сколотил незаконные вооружённые бандформирования (Красная Армия) из пленных немцев да китайских гастарбайтеров, которые с удовольствием насиловали, грабили и убивали русских православных людей в русской православной стране. Это был обыкновенный фашизм, но за 20 лет до гитлеровского: " В ноябре 1920г в Крыму было расстреляно более 100 тыс. человек по приказу Розы Залкинд и Белы Куна. В марте 1921г в Кронштадте погибло более 2000 рабочих и матросов. 16 июля 1922г Тухачевский доложил о ликвидации мятежа в Тамбовской губернии. Погибло свыше 50 тыс. крестьян с жёнами и детьми...

http://pravoslavie.ru/32991.html

Владимир 5 июня 2012, 05:59 Во все века православную церковь гнали и поносили.И в том,что эти девочки натворили,нет ничего нового.Отпустить-Господь им судья!!! А все остальное-повод для обсуждения Святого!!! Александр 5 июня 2012, 02:00 Отец Владимир, большое спасибо за эти статьи. Я живу в Лондоне (Сурожская Епархия), но стараюсь внимательно следить за тем, что происходит в России и Москве. Когда вокруг столько истерических криков " оппозиции " , передергивания фактов и лжи, о которых уже говорилось в Ваших предыдущих записках об информационных войнах, очень интересно услышать уравновешанную и действительно объективную оценку этих событий. К слову о Ваших материалах об информационных войнах - прочитав о методах их ведения, у меня сложилось впечатление что именно это происходит на Западе в отношении Сирии. игорь 5 июня 2012, 01:18 Участвовать в дискуссиях нужно,но только,если визави твой-идейный противник,а не проплаченый статист,для которого суть спора не важна,а важно отработать бонус от хозяина.Со второй частью Вашего комментария согласен. Мария С. 5 июня 2012, 00:29 Мысли очень правильные, на мой взгляд. Непременно надо пояснять позицию Церкви, но делать это надо взвешенно и разумно, не ввязываться в скандальные передачи и не давать повода для журналисткой демагогии. К сожалению, очевидно, что все протесты и уличная буза имеет целью расшатывание Власти и Церкви. Как быстро забылось все - и кровь Новомученников, и каково было верующим в советские годы... За писателей просто стыдно - шумим, братец, шумим! По бульварам гуляем. Им бы, как литераторам, портрет Петеньки Верховенского нести впереди. Вполне в его духе акции - раскачка пошла! Спасибо, отец Владимир, статьи Ваши очень нужны сейчас. Иоанн 4 июня 2012, 22:22 Про массовое эмоциональное заражение, по-моему, еще Бехтерев писал, нет? А иначе как в штыковую атаку бы поднимались? Книга хорошая. Геннадий 4 июня 2012, 21:21 Вы напрасно опасаетесь участвовать в дискуссиях: если Вы не приходите, то что видит или слышит " второй разбойник " - я думаю, стоит сходить в " блудилище " и ради одного человека. Если зовут, то значит есть интерес - не все потеряно. А что может сказать конструктивно безбожник: его умствование построено на ложных посылках, в принципе достаточно указать на любую одну. Даже молчание священника достойно: ведь этого сегодня мало кто может себе позволить.

http://pravoslavie.ru/54003.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Поклонный Крест в Александровском парке Царского Села надо сохранить! Общественные деятели обратились за помощью к депутату Госдумы сопредседателю Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Безсмертный Полк России» Николаю Земцову 05.11.2016 1461 Время на чтение 22 минут 5 октября 2016 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» О.В.Таратынова выступила перед журналистами с заявлением , в котором высказала намерение ликвидировать на окраине Александровского парка Поклонный Крест, установленный православной общественностью в ноябре 2005 года в память о храме Преподобного Серафима Саровского и временного захоронения Царского друга – Г.Е. Распутина-Нового. В связи с этим на « Русской народной линии » уже выступали директор издательства «Царское Дело» С.И.Астахов « Наследники убийц Распутина? », диакон Владимир Василик « Подобное крестоборчество выглядит кощунственно и омерзительно » и клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала протоиерей Алексий Успенский « Таратынова идет по стопам убийц Распутина? ». Депутат уже получил это Обращение, ознакомился с его текстом и высказал свое согласие предпринять какие-то действия, направленные на сохранение Поклонного Креста в Александровском парке Царского Села. Руководителю Региональной Патриотической Общественной Организации «Безсмертный полк- Москва », сопредседателю Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Безсмертный Полк России» депутату Государственной Думы России Н.Г. ЗЕМЦОВУ Уважаемый Николай Георгиевич! В интервью, связанных с Вашей деятельностью по руководству движением «Безсмертный Полк», Вы неоднократно свидетельствовали, что всенародная инициатива не ограничивается памятью о жизненных подвигах героев, павших воинах и ветеранах только Великой Отечественной и Второй Mipoboй войны. Всенародная память о предках-воинах распространяется на всю историческую ретроспективу военной истории, то есть органично включает в себя восстановление памяти о всех российских войнах: о Первой Mipoboй и Русско-Японской, и Русско-Турецких войнах XVI–XX столетий, и Отечественной войне 1812 года, и далее в глубину славного военного прошлого Руси-России, а также о всех военных конфликтах 1946–2016 годов. Все воины — участники прошлых войн — являются нашими кровными или духовными предками, а мы их духовными наследниками.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/05/po...

В память их она и стала строить никогда не стоявший тут монастырь. Денег, правда, не было ни копейки. Год идет, другой. - а у нее лишь благословение и чисто поле. Уставшая работать замдиректора музея экологии, не раз ездила к духовнику в Троице-Сергиеву лавру с просьбой благословить ее уйти простой монахиней, но в готовый монастырь. " Я сидел там в окопах, и ты сиди " , - отвечал ей воевавший под Вязьмой духовник. А потом случилось чудо встречи с человеком, чья помощь оказалась ключевой. Времена олигархов, высекающих свои имена на мраморных досках при входе в храмы, прошли. Большинство теперешних благодетелей ставят молчание в условия пожертвований. " Крупный бизнесмен? " - выманиваем секрет. - Чиновник? " . Мать Ангелина резко и отрицательно качает головой. У нас есть версия. Для внимательного и дотошного читателя имя предполагаемого жертвователя зашифровано в тексте. Часовня на костях На поле , где в несколько рядов лежали погибшие, у монастыря теперь скит. Этот скит - самый обустроенный. В нем - храм святого Федора Студийского с знаменитыми воинскими знаменами и бесконечными записками поминовения. " Два-три раза в год прочитываем 15 тысяч имен " , - уточняет о. Даниил. (Монастырь молится не только за погибших в " Вяземском котле " - за всех русских воинов, полегших во всех войнах - от Куликовской битвы до войны Парагвая с Боливией. И " русские " здесь не этническая принадлежность - и Рустамы, и Хаимы - русские воины. Матушка обязательно вспомнит в молитве приходящую в больницу к ее тяжело раненному под Москвой отцу - для переливания крови - незнакомую женщину. Москвичку. Еврейку. В монастырь-мемориал присылают старые фотографии и сотни личных рассказов-воспоминаний о погибших в войнах родных, собирается что-то вроде народного архива). Рыхлый снег непроходим. Дорожки лишь к звоннице и одной натопленной избе. А больше всего хочется пройти к часовне, куда поисковики все лето сносят найденные на поле боя останки солдат. К осени удается восстановить некоторые имена. 11 октября - начало прорыва из " котла " - в монастыре всех отпевают.

http://pravoslavie.ru/111622.html

168 Александр – комит, не раз отправлявшийся с посольскими миссиями. См.: В. G. 1.3.13,14,16 etc. 169 πραντος καλουμνη ερνη – древняя формула публичного права римлян. См.: например: Dion. Hal. VI. 95. 171 Характеристика Хосрова у Прокопия близка к образу Юстиниана в «Тайной истории» и находится в резком контраста с восточной традицией, прославляющей Хосрова как мудрого и справедливого шаха. Хосров в самом деле умело управлял государством, реорганизовал армию, упорядочил сбор налогов, развернул обширное строительство. См.: Christensen A. L’Iran... P. 389 – 440. 173 Событие относится к 533 г., но в интересах композиции Прокопий поместил его до описания восстания Ника (гл. 24), разразившегося в Константинополе в 532 г. Сведения о событиях в Иране содержатся и в «Хронографии» Иоанна Малалы, который объясняет причину заговора против Хосрова его «разрешением верить манихеям, как им угодно» (Malal, Р. 472). Иными словами он видит суть конфликта в религиозном мотиве. 174 Новелла о судьбе внука шаха Кавада является, по всей видимости, данью устной персидской традиции, при наложении которой Прокопий воспользовался как литературным образцом рассказом Геродота о внуке Астиага – Кире. См.: Геродот. I. 112. Вместе с тем историческая подоплека события имелась и в данном случае. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 382. 176 О Завергане см. также II. 8; 30 сл: 26. 16 – 19. Этот вельможа, видимо, пользовался большим влиянием у Хосрова, ибо к нему обратилась однажды с посланием императрица Феодора, прося его внушать шаху Ирана хранить мир с Византией. См. Н. а. II. 32, 33. 177 Мевод (Мабод) сам в свою очередь оклеветал Сиявуша, послужив причиной его гибели. См. выше: I. 11. 31. 179 κ το απροσδοκτου. Из этих слов, казалось бы, можно заключить, что восстание, по мнению Прокопия, возникло неожиданно, случайно. Однако явный параллелизм 23-й и 24-й глав I книги «Войны с персами», а также сходство характеристик данных историком шаху Хосрову (в «Войнах») и императору Юстиниану (в «Тайной истории» и – в завуалированной форме – в «Войнах», о чем см. ниже кн. II, гл. 5), позволяют, на наш взгляд, сделать вывод, что в глазах Прокопия, восстание в Константинополе, равно как и заговор в Ктесифоне, было вызвано страстью Юстиниана к нововведениям и его стремлением все привести в расстройство и беспорядок.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Следует обратить внимание, что план и последовательность судов, открываемых печатями, хорошо согласуется с планом и последовательностью эсхатологических событий, описываемых Христом в Евангелии (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21).51 51 Параллель между апокалиптическими печатями и Евангельским повествованием о событиях конца проводили и святые отцы. Например, Викторин Петавский при объяснении 2-й и 3-й печатей указывает на слова Господа, относящиеся к последним временам: «Также услышите о войнах и о военных слухах… и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Мф. 24, 6–8).   Вот Евангельский текст:   «И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, – но [это] еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие… Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мк. 13, 3–14). Из этого текста можно установить следующий порядок событий:  1. проповедь лжемессий и лжепророков; 2. войны;  3. землетрясения, голод, смуты;  4. болезни (приводящие к смерти);  5. гонения на христиан; 6. разрушение Иерусалима (в эсхатологической перспективе соответствует кончине мира).  Данный порядок хорошо согласуется с событиями печатей (см. их толкование). Единственной трудностью является проповедь лжемессий и лжепророков, которая, согласно словам Христа, открывает ряд эсхатологических событий, тогда как при снятии печатей этот ряд открывает проповедь Евангелия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010