Мы знаем, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, говоря: приидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (39, 9). Эти же слова некоторые толковники относили к битве ассириян с Сен–нахиримом при Езекии. Но то событие было задолго до пророчества Иезекииля. Другие относят их к поражению напавших на Иерусалим народов, когда иудеи хотели обновить и укрепить стены этого города после Вавилонского плена по повелению Кира персидского и потом Дария. Или же это относят к войскам Антиоха, побежденным Маккавеями. Но известно, что пришествие этих народов соответствует более всего последним временам, потому что в священных книгах нигде не упоминается о войнах иудеев со скифами, говорится только войнах с соседними народами, которые завидовали их внезапному обогащению. И еще потому, что о Гоге сказано, будто бы он готовится от древних времен и придет во времена последние, и, наконец, потому, что в этом Откровении, предсказывающем будущее, сказано, что Гог и Магог явятся при кончине мира. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога, и пожрал их. И диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Предводительствуемые диаволом и его бесами разойдутся из своих мест, как дикие звери из пещер, по всей земле, чтобы взять в плен и разрушить стан святых, то есть Церковь Христову, основанную и утвержденную на четырех концах вселенной, не зная, что, по слову Псалмопевца, не один ангел, а многие ополчатся окрест боящихся Бога (Пс. 33, 8). При этом они же захотят овладеть и пленить новый Иерусалим, город, возлюбленный Богом, из которого распространился Божественный закон чрез апостолов по всей земле (Лк. 24,47). Здесь говорится, что антихрист воссядет в храме Божием или иудейском, прежде Божественном, а потом разрушенном за дерзновенное отвержение Христа и по ожиданию богоборцев иудеев имеющем быть восстановленным антихристом, или, при–свояя себе чужое и, по слову апостола, показующи себе, яко Бог есть (2 Сол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Ценные сведения по истории Рима рубежа 1 и 2 столетий содержатся в письмах консула 100 г., и потом правителя Вифинии Гая Плиния Младшего, адресованных императору Траяну и своим друзьям. В этих письмах много достоверных сведений об имперской столице и о провинциальной жизни. Из них мы почерпаем ясное представление о положении Христиан во времена Траяна и в правление Домициана, о юридическом обосновании гонений и о порядке судебного разбирательства дел по обвинению в исповедании Христа. Уже в иную эпоху, в конце 4 столетия, вышли «Деяния», писавшего на латинском языке, антиохийского грека Аммиана Марцеллина, приближенного императора Юлиана Отступника. Подражая Тациту, Аммиан написал продолжение его «Истории», начав повествование с правления Нервы и завершив его 378 г. Первые 13 книг «Деяний» утрачены, но и сохранившиеся книги, исключительно, информативны, в особенности, когда Аммиан описывает события, участником или свидетелем которых он был, а он, в качестве легионера, участвовал в войнах против алеманов и персов. В сочинении чувствуется хороший знаток военного дела. Помимо рассказа о войнах и политических событий, его труд содержит множество сведений географического и этнографического характера. Ученик Тацита, Аммиан обнаруживает особо пристальный интерес к характеристике личных качеств портретируемых им императоров, стремится проникнуть в их внутреннюю жизнь, понять психологические мотивы их действий. В эпоху Христианизации империи, Аммиан остался язычником, но о Христианах и о Христианской церкви он высказывался с уважением. Идеализируя Юлиана Отступника, как высоко эрудированного и мужественного человека, он, в то же время, укоряет его за религиозную нетерпимость к Христианам. Одним из выдающихся Христианских писателей первой половины 4 века был, писавший на греческом языке, Евсевий Кесарийский , который заслужил имя отца церковной истории. Ему действительно принадлежит первый, из сохранившихся, трудов по истории церкви, основанный на утраченных трудах предшественников, на живых воспоминаниях его старших современников, на его собственном опыте участия в церковной жизни с конца 3 столетия. Евсевий, работая над «Церковной историей», пользовался книгами и документами, которые хранились в крупных церковных библиотеках его времени и в императорском архиве, опирался, в частности, на утраченный церковно-исторический труд Егезиппа. «Церковная история» Евсевия, исключительно, достоверная книга; она знакомит читателя с важнейшими церковными событиями от эпохи мужей апостольских, из которых особенно полно и ярко охарактеризован священномученик Поликарп Смирнский , до 324 г. – кануна никейского собора. Евсевий был плодовитым писателем, автором многих разнотемных сочинений. Среди них, для исторической науки особую ценность представляет «Жизнь царя Константина», к которому Евсевий был приближен, и, посвященный ему, панегирик. В жизнеописании равноапостольного императора много эпизодов, не известных из других источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Православие воспитывает в душах своих исповедников такой склад ума, такое настроение сердца и всех душевных расположений, по которому все они выливаются в один цельный духовный образ, как вещь, выливаемая из расплавленного металла – в одну форму. Поэтому они не только узнают друг друга в том, что ими сделано, но и угадывают, что каждый из них в тех или других обстоятельствах должен думать и делать; разумеется, если они верны тем основаниям для мысли и дела, которые закладывает в них православная вера. Поэтому русский Царь понимает свой народ и знает, что ему по душе и что не согласно с его убеждениями; и русский народ знает, чего ожидать от своего Царя в тех или других обстоятельствах. Так русский Царь и народ единодушно исповедуют всецелую зависимость судьбы отечества от воли Божией и высшею своею силою признают покорность воле Божией и молитву, а не одни успехи в политике и вооружении, которыми так любят хвалиться другие народы. Так дух любви и смирения проникает одинаково Царя и народ, и мы знаем, что Царь наш не пожертвует благом народа честолюбию, славолюбию и своекорыстию, и не поведет войны без крайней необходимости, обусловливаемой благом человечества, равно как безопасностью и честью отечества; от того мы и готовы всем жертвовать для успеха нашего оружия. Дух бескорыстия и самоотвержения, исходящий от чистой любви, есть существенная черта христианина православнаго. Она выражается и в Царе, и в народе, как напр. во всех войнах за освобождение наших единоверцев от чуждого ига, в тех войнах, которые ведены были нами, по мнению и к удивлению иностранцев, напрасно, за одну идею, без материальных выгод; но нам понятно, что целью этих войн, всегда было служение Богу в стремлении даровать свободу и устроить благо той или другой части святой его Церкви, в которой бьется одно с нами сердце и движется один дух веры и благочестия. Дух благожелательства, свойственный православным, всегда выражался по воле Царя и согласно с характером народа в наших отношениях к побежденным диким племенам; мы никогда не обнаруживали той жестокости к покоренным, того жадного стремления поработить и обобрать их, какими отличаются некоторые и образованные народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

В 1987 г. Е.М. Левашов предложил создать у храма Всех Святых на Соколе в Москве православный мемориал «Примирение народов» в память 100 миллионов воинов и мирных жителей России, Германии и других стран, погибших в двух мировых и гражданской войнах. По замыслу Левшова, одним из элементов этого мемориала должны были стать памятники «Вождям Белого движения» и «Казачьим белым атаманам». К сожалению, Е.М. Левшову не удалось дожить до практического осуществления его идеи. В 1994—98 годах группе православных верующих — ветеранов Великой Отечественной войны по благословению тогдашнего председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви и настоятеля храма Всех Святых на Соколе архиепископа Бронницкого Тихона и при содействии группы германских ветеранов Второй мировой войны и русских белоэмигрантов удалось осуществить этот замысел. На территории бывшего Всехсвятского приходского кладбища у стен храма на Соколе были установлены мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах», памятники белым генералам и казачьим атаманам. Ежегодно у этого мемориала священнослужителями храма Всех святых проводятся панихиды по насильственно убиенным белым воинам и казакам и всем жертвам мировых и гражданских войн. Служатся молебны о даровании Господом примирения народам России, Германии и всего мира, об избавлении их в XXI веке от новых войн, массового террора и репрессий. Теперь это не единственное в России место. 20 сентября 2003 г. в селе Лезье-Сологубовка Кировского района Ленинградской области был освящен и открыт храм Успения Божией Матери, построенный как памятник Примирения народов России и Германии. Средства на создание храма-памятника Примирения собирала вся Германии, в том числе Народный союз по уходу за воинскими захоронениями. 21 мая 2004 г. в городе Магдебурге состоялась торжественная закладка храма Всех Святых в знак примирения между народами России и Германии. Храм будет находиться в ведении Берлинской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

http://e-vestnik.ru/history/o_primirenii...

заканчивается история Давида завещанием его и молитвою о благочестивой жизни Соломона и еврейского народа (1Пар. 29гл.). О войнах Давида и отношении к Вирсавии и Авессалому не говорится. В повествовании о Соломоне (3-я часть) также говорится лишь о построении и освящении храма и жертвах в нем ( 2Пар.1 –8гл.), немного о царице Савской и построении дворца (9гл.). другие события также опускаются. Подобным же образом излагается история и дальнейших иудейских царей (4-я часть). Из правления их упоминаются и подробно описываются немногие факты: в правлении Асы разрушение языческих идолов и высот и торжественное общенародное богослужение ( 2Пар.14–16:14 ); в правлении Иосафата обучение левитами еврейского народа закону Божию (19 гл.); в правлении Иоаса восстановление храма и богослужения (23–24:27), особенно же подробно описываются заботы о храме, левитах, праздниках и богослужении царей Езекии и Иосии ( 2Пар.29–31 и 34–35:27). Заканчиваются книги указом Кира о дозволении Евреям строить храм (2Пар.36гл.). В параллель с храмом и богослужениями свящ. историк с особою подробностью, во всех же частях своих книг, говорит о левитах и пополняет книги Царств. Как выше замечано, в генеалогиях колену Левиину отводится большое место ( 1Пар.6 и 8гл.), причем центром его генеалогии является первосвященник Садок, и его род исчисляется в восходящей линии через Елеазара до Левия и нисходящей до Иоседека (6:1–15). В истории Давида подробно описываются участие левитов и Левиина колена в перенесении ковчега, службы их по чредам, участие в проекте и приготовлениях Давида к построению храма ( 1Пар.15–17,23–26 ,28гл.). В царствовании Соломона описывается участие их в освящении храма (2Пар.5гл.); при его преемниках: переселение их из израильского царства в иудейское, обучение народа при Иосафате ( 2Пар.17,19 гл.), помощь их Иосафату в сражении с Аммонитянами и Моавитянами ( 2Пар.20:18–23 ); участие при очищении храма и Иерусалима при Иодае, Иоасе и Иосии ( 2Пар.23:6–8; 18.24, 5–14. 34, 9–33 ); заботы о них и содержании их Соломона, Езекии и Иосии ( 2Пар.8,31,35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В 741 г. умер Карл Мартелл. Власть над империей перешла к его сыновьям Карломанну и Пипину Короткому. Умершего 28 ноября 741 г. папу Римского Григория III сменил папа Захария. Святитель Бонифаций, завоевавший к этому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломанна и приступил к реформе Франкской Церкви, в которой имело место сильное обмирщение духовенства. Осуществляя реформу Франкской Церкви, Бонифаций неоднократно стремился повысить уровень канонического сознания клира. Особенно строго Бонифаций относился к соблюдению духовенством целибата, предписывая наказывать священника за его нарушение бичеванием и даже тюремным заключением. Бонифаций сумел восстановить практику регулярного созыва Соборов, в которых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломанном и Пипином. Первый восточнофранкский Собор (Consilium Germanicum) состоялся в 742 или 743 г., место его проведения точно не известно. Бонифаций принял в нем участие как архиепископ и " посланник св. Петра " (missus S. Petri). Среди постановлений этого и следующих Соборов (744, 745, 748) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Бонифацию удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников нормой был провозглашен устав преп. Венедикта Нурсийского. Были также установлены законы, определявшие степень допустимого родства при вступлении в брак. Деятельность Бонифация закрепила сближение Каролингов с папством. По преданию Бонифаций в 751 г. в Суасоне впервые в истории франков помазал Пипина Короткого на царство. После смерти епископа Утрехта св. Виллиброрда (744) Бонифаций принял его епархию под свое управление. Примерно в то же самое время умер Рагенфрид, епископ Кёльнский. Папа Захария хотел учредить для Бонифация митрополию с центром в Кёльне (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа назначил Бонифация епископом Майнца и примасом Германии.

http://pravoslavie.ru/1462.html

В 741 г. умер Карл Мартелл. Власть над империей перешла к его сыновьям Карломану (Шарлеманю) и Пипину Короткому. Умершего 28 ноября 741 г. папу Римского Григория III сменил папа Захария. Святитель Бонифаций, завоевавший к этому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломана и приступил к реформе Франкской Церкви, в которой имело место сильное обмирщение духовенства. Осуществляя реформу Франкской Церкви, Бонифаций неоднократно стремился повысить уровень канонического сознания клира. Особенно строго Бонифаций относился к соблюдению духовенством целибата, предписывая наказывать священника за его нарушение бичеванием и даже тюремным заключением: очевидно, нравы той эпохи требовали подобных жёстких мер. Бонифаций сумел восстановить практику регулярного созыва Соборов, в которых принимал участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломаном и Пипином. Первый восточнофранкский Собор (Consilium Germanicum) состоялся в 742 или 743 г., место его проведения точно не известно. Бонифаций принял в нём участие как архиепископ и “посланник святого Петра” (missus St. Petri). Среди постановлений этого и следующих Соборов (744, 745, 748) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Бонифацию удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников нормой был провозглашён устав преподобного Венедикта Нурсийского. Были также установлены законы, определявшие степень допустимого родства при вступлении в брак. Деятельность Бонифация закрепила сближение Каролингов с папством. По преданию, Бонифаций в 751 г. в Суасоне впервые в истории франков помазал Пипина Короткого на царство. После смерти епископа Утрехта святого Виллиброрда (744) Бонифаций принял его епархию под своё управление. Примерно в то же самое время умер Рагенфрид, епископ Кёльнский. Папа Захария хотел учредить для Бонифация митрополию с центром в Кёльне (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа назначил Бонифация епископом Майнца и примасом Германии.

http://pravmir.ru/svyatoy-bonifatsiy-apo...

Активное участие верных одобрил в своем Motu proprio Inter Sollicitudines от 22 ноября 1903 года папа Пий X. Считается, что это один из основных документов, вдохновивших литургическую реформу XX века 365 . В нем поддерживается возрождение григорианского пения, как отличительной особенности Римской Церкви, которую она унаследовала из святоотеческой эпохи, и поощряется активное участие верующих в евхаристической жизни 366 . Пий X называет причащение вершиной духовной жизни верующих и повторяет пожелание Тридентского Собора, чтобы верующие как можно чаще к нему приступали. Известный деятель литургического движения в Австрии Пий Парш постоянно настаивал на активном участии верных в богослужении, на их вовлечении в службу: Первым основным началом народно-литургического апостолата в Клостернойбурге является активное участие в литургии. Мария Лаах предоставляет ее друзьям литургии присутствовать на службе, смотреть и слушать. Мы хотим вовлечь верующих в литургический чин и действие. Они должны быть не толпой зрителей, но соработниками, конечно, таким способом, который им определила Церковь . Поэтому так охотно мы оглядываемся на древнюю Церковь , где активное участие мирян было вполне живым и близким. Мы предоставляем верующим во время мессы не наблюдать или, как обычно говорится, слушать мессу, но хотим, чтобы они активно в ней участвовали. Они должны вместе говорить, вместе молиться, вместе петь. Мы не водим верующих на какой-то хоровой концерт, где служба художественно исполняется, но даем им в руки часослов. Они должны вместе молиться и, хотя бы и несовершенно, научиться участвовать в молитвенном хоре Церкви и чувствовать свое с ним единство 367 . Говоря об активном участии, католические богословы различают активное участие внешнее и внутреннее, подчеркивая, что внешней активности недостаточно, если нет внутренней. Эта первоначальная идея литургического движения доныне развивается и разрабатывается. Так, в современном католическом богословии подчеркивается, что подлинное участие должно быть внешним, внутренним и жизненным 368 . С другой стороны, внутреннее невозможно без внешнего. Телесное внешнее участие существенно для противопоставления ошибочным спиритуалистическим тенденциям, признающим только внутренний культ 369 . Поэтому литургическим идеалом представляется разумный синтез обоих видов участия. Литургический чин должен быть одновременно и внешним, и внутренним, пишет Деветак 370 . Нужно добавить еще кое-что: внешнее и внутреннее активное и сознательное участие должно одновременно быть и участием всей общины 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1927 В августе участие в I всемирном христианском съезде по вопросам «Веры и Церковного строя» в Лозанне. «Купина Неопалимая», «Друг Жениха». 1928 В январе участие в 1 англо-русском религиозном съезде и начало Содружества имени Св. Мученика Албания и Преп. Сергия. «Главы о Троичности». 1929 Участие в съезде комитета продолжения Лозанской конференции в Малоя (Швейцария). «Лествица Иаковля». 1930 Участие в съезде комитета продолжения Лозанской конференции в Мюррен (Швейцария). 1931 «Икона и иконопочитание». «Агнец Божий». 1932 «Orthodoxie» 5 . «О чудесах евангельских». 1936 В апреле участие в англо-русском богословском съезде в Мёрфильде (Англия). С 29 сент. по 6 ноября поездка в США на конвенцию епископальной церкви и для чтения ряда лекций. «Утешитель». 1937 Июль, участие во II всемирном христианском съезде по вопросам «Жизни и труда» в Оксфорде. Август, участие во II всемирном христианском съезде по вопросам «Веры и церковного строя» в Эдинбурге. «The Wisdom of God». 6 1938 Участие в общеправославном съезде богословов в Афинах. 1939 20 марта – первая операция рака горла. 4 апреля (страстной вторник) – вторая операция рака горла. Потеря голоса. 1943 14 июня присуждение степени доктора церковных наук honoris causa Православным Богословским Институтом. 1944 В ночь с 5 на 6 июня (Духов День) – кровоизлияние в мозг. 12 июля кончина. 15 июля отпевание в храме Богословского Института и погребение на русском кладбище Ste-Geneviève-des-Bois. 1945 «Невеста Агнца». Статьи Прот. Александр Шмеман. Три образа «Чужой среди своих, свой среди чужих…» о. С. Булгаков, «Автобиогр. Заметки» 1 Приступая к этим отрывочным «юбилейным» заметкам об о. Сергии Булгакове , я должен сразу же оговорить, что я никогда не был «софианцем» и не принадлежал, да по возрасту, пожалуй, и не мог бы принадлежать к кругу его близких учеников и последователей. Но мой выпуск Парижского Богословского института был последним, прослушавшим полный курс его лекций, на протяжении четырех лет я видел его почти каждый день – в церкви, в аудитории, иногда, очень редко – на его квартире, в «профессорском» домике Сергиевского Подворья. И, таким образом, я один из свидетелей тех последних, предсмертных его лет, когда лишенный голоса, с вырезанным горлом, читал он лекции уже каким-то почти неслышным клекотом и так очевидно для всех сгорал в светлом пламени конца, отрешенности, ожидания близкой смерти. Я помню его похороны светлым июльским днем, когда все собрались у его гроба – и друзья и поклонники и богословские противники и совершалось последнее шествие его вокруг храма и, затем, по ступенькам вниз, с горки преп. Сергия, на которой прожил он последние двадцать лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Такое же участие мирян находим в древней церкви и на второй ступени церковного управления в так называемом епархиальном управлении, сосредоточенном в руках епископов. Свое участие в этой инстанции церковного управления, как и в старокатолическом обществе, миряне выражали прежде всего в избрании епископов, причем такое избрание церковь не только уважала, как обычай, установленный апостолами, но иногда уступала желанию избирателей даже и в таких случаях, когда встречалось к тому затруднение, как-то напр. было во второй половине четвертого века в поставлении избранного народом Евсевия во епископа Кесарии Каппадокийской. Правда, в предотвращение происходивших при этом беспорядков церковь сочла впоследствии (13 правилом лаодикийского собора) за нужное значительно ограничить прямое участие народа в избрании епископов, как и в избрании пресвитеров, но и после этого начало мирского избрания в значительной степени все еще долго существовало в древней церкви, ибо известно, что и после лаодикийского собора церковь допускала к избранию епископов если не всех мирян, то по крайней мере сначала наиболее просвещенных и знатных из них, а еще в более позднее время участие правительства, сосредоточившего в своих руках права народа. С другой стороны, участие мирян в епархиальном управлении в древней церкви, как и ныне в старокатолическом обществе, проявлялось также и при отправлении епископом его обязанностей. Голос мирян был принимаем во внимание последним при решении почти всех важнейших церковных дел, как напр. при обсуждении вопросов об избрании на церковные должности, при разборе дел о членах, впавших в ереси, дел о падших во время гонений, при производстве суда над теми и другими, при решении важнейших вопросов по распоряжению церковным имуществом и пр. Наконец участие мирского элемента находим в древней церкви и в жизни приходской общины, представляющей из себя, как известно, основную единицу, низшую ступень древне-церковной организации. Участие простых верующих в данном случай, как и ныне в старокатолическом обществе, проявлялось с одной стороны в том, что они пользовались правом избрания пресвитеров, с другой – в том, что вместе с пастырем принимали самое живое участие в церковном управлении общиною: с мирянами или по крайней мере с наиболее видными из них пастырь церкви совещался во всех важных делах, входивших в круг церковного управления приходскою общиною, миряне на свой счет строили приходской храм и поддерживали его благолепие и вообще существование, миряне же наконец заботились и о благосостоянии клира, доставляя ему средства к существованию и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010