«Вера в богов была жизненно необходима разным сообществам и иногда давала положительный эффект» . Более того, согласно автору, религия внесла свой положительный вклад в искусство: «Адама и Евы никогда не существовало, но Шартрский собор прекрасен» . Но и тут, оценивая положительно религию, Харари не забывает отдельную главу посвятить понятию светской этики и мысли о том, что «мораль и мудрость – это наследие всего человечества» , то есть религия для этого не нужна. Религия: хорошо или плохо? Харари – атеист. Это его личные убеждения. Но как историк он должен давать оценку месту и роли религии в истории человечества. Христианство, по мысли автора, не является религией мира и добра: «Широкомасштабные гонения на христиан проводились всего четыре раза. Если подсчитать количество жертв всех антихристианских кампаний за три столетия, окажется, что римляне-язычники убили несколько тысяч христиан. Для сравнения: за следующие 1500 лет христиане убивали других христиан миллионами, отстаивая единственно правильное толкование религии любви и милосердия» . Да, для христианина язычество – это форма идолослужения. «В Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян. 17: 16). Но насколько правда то, что пишет Харари? Существовали ли эти миллионы язычников, убитых христианами? Сколько погибло людей в религиозных войнах Европы? Откуда взяты миллионы? Скорее всего «из воздуха». Количество убитых христиан приводится со ссылкой на книгу: Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church («Мученичество и гонения в Ранней Церкви»). W.H.C. Frend – английский церковный историк и священник Англиканской церкви. На него Харари ставит ссылку, однако утверждение о миллионах убитых в междоусобных войнах христианах ничем не подтверждено. Автор воспринимает это как аксиому. И опять же важно, что Харари называет христианами всех, кто сам называет себя таковым, то есть преимущественно тех же католиков и протестантов, которые действительно в течение столетий враждовали и воевали друг с другом. Но насколько логично и научно, исследуя христианство, говорить не столько о нем, сколько о пародии на него, смешивая в одну кучу и истинное христианство, то есть Православие, и отклонения от него?

http://pravoslavie.ru/132862.html

/Источник: Шиманский Г.И. Учение святых отцов и подвижников Православной Церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. – 672 с. 920 Если во всех войнах XVII века погибло около 3 миллионов человек, в войнах XVIII века – 5, 5 млн., XIX века – 16 млн., то в XX веке только Вторая мировая война унесла свыше 50 млн. жизней. 928 Скорбь – горестные чувства, происходящие от настоящих или угрожающих зол. Скорбь – лат. afflictio – давление, тягость, угнетение, притеснение; несчастье; досаждение, оскорбление, обида, бесчестие, мучение, гонение; забота, расстройство, огорчение; сокрушение, сердечная боль, терзание, горе, несчастье, жалость, туга, кручина, печаль, тоска, уныние. Греч. слово ??????? происходит от глагола – ?????? давить, теснить, угнетать, мучить. Лат. слово afflictio – расстраивать, огорчать, терзать, мучить, угнетать, притеснять; печалиться, огорчаться, тревожиться, повреждать. Русское слово «скорбь» происходит от глагола скорбнуть – вянуть, сохнуть, крушиться, сжиматься, коробиться, недомогать, болеть, хворать. См. А. Г. Преображенский. Этимологический словарь. М., 1910–1914. Т. II. С. 306–307. 976 Иннокентий, митр. Московский. Указание пути в Царство Небесное. Изд. 14-е. М., 1886. С. 31–32. Еп. Игнатий Брянчанинов . Сочинения. Т. III. М., 1886. Поучение в 3-ю нед. Вел. поста. О крестоношении. С. 104–105; еп. Петр. Наставление и утешение в скорбях. Изд. 2-е. Троице-Сергиева Лавра. 1904. С. 5. 989 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 127; иеросхм. Макарий Оптинский . Письма. С. 343. Св. Максим Исповедник указывает четыре главных вида оставления Божия, иное оставление промыслительное, как то было с Самим Господом, чтобы кажущимся оставлением спасти оставляемых, иное оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, чтобы явить одного столпом мужества, другого столпом целомудрия. Иное оставление духовно-воспитательное, как то было с апостолом Петром, чтобы смиренномудрием сохранить в нем преизбыток благодати. Иное, наконец, оставление по отвращению, как то было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все эти виды оставления спасительны и исполнены Божией благодати и человеколюбия (О любви. Сот. 4, § 96).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вещий сон генерала Корнилова В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» 24.12.2017 3481 Время на чтение 14 минут Посвящаю своему деду, верхне донскому казаку Афанасию Фатеевичу Кулинченко, участвовавшего в двух войнах: русско-японской 1904-1905 годов и Первой мировой войнах, но отказавшегося участвовать в Гражданской войне. Он рассуждал так и нас учил: «Надо меньше дурью маяться, а надо работать - тогда и страна будет процветать, и крови не будет!». Воистину золотые слова. АВТОР Шолохов и сталинщина, Шолохов и, как принято говорить, руководители партии и правительства. Я надеюсь, что хотя бы сейчас наступит время начать рассказывать правду. И образ писателя и гражданина предстанет совсем не таким, как это внушалось и внушается. Он всю свою жизнь стремился быть независимым. Светлана Шолохова, 1993 год Вообще-то речь пойдёт больше о величайшем творении русской литературы нашего времени - романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». Ведь не зря роман был удостоен Нобелевской премии, но в дальнейшем, к сожалению, его глубокое прочтение и осмысливание было заменено другим - разбирательством о подлинности авторства. И вот когда стараниями Льва Колодного была найдена рукопись романа, бесспорно установлено авторство, вышла книга журналиста «Кто написал «Тихий Дон» ( Москва , «Голос», 1995 г.), всё затихло. Казалось, спор разрешён и самое время вернуться к рассмотрению самого романа, проникнуть в суть изображённого, в мысли автора, возбудить интерес к роману сегодня, ведь он очень актуален, но, увы! Большинство умов сегодня привлекает детективная литература - однодневка, а такие романы относят уже к истории, забывая о том, что история многому учит. Такие произведения, отображая события своего времени, много говорят о будущем, и это видение будущего писатели выражают обычно через сны героев своих произведений. Вспомните ранее широко известный роман Николая Чернышевского «Что делать?», основная идея которого построена на снах Веры Павловны. Четвёртый сон состоит из 2 глав, где ясно выражено, что сон - это видение будущего: «То, что мы показали тебе, нескоро будет в полном своём развитии, какое видела теперь ты...». Можно привести массу литературных произведений широко известных и не очень, где используется приём сна героев. Не избежал его и Михаил Шолохов в своём романе, известном на весь мир, который так и не учёл уроков Гражданской войны, так образно показанной в романе. Если Лев Толстой показал войну между народами и странами,( к слову, в романе «Война и мир» также использованы приёмы сна - В.К.) то Шолохов продолжил рассмотрение ужасов войны внутри страны, то есть войны Гражданской, самой жестокой из всех видов войн.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/25/...

В последующей истории можно видеть эту замечательную женщину и в роли правительницы государства, и в роли представительницы просвещенного кружка, который образовался при дворе императоров. Семья Комнинов, т. е. дети и внуки Анны Далассины, несомненно, во многом ей обязаны и безбедным достижением спокойной пристани среди бурь смутной эпохи, и связями с высшими кругами, и прекрасным образованием. Так как ее муж Иоанн Комнин умер в 1067 г., то целое десятилетие семья была на руках Анны. У ней была никогда не заживавшая рана, глубокое сожаление о том, что Дуки вырвали у ее семьи царскую власть, которая была уже в руках у Комнинов. С большим искусством, не допуская царствующих Дук догадываться об ее чувствах, она должна была поддерживать с ними сношения и готовить в своих сыновьях будущих заместителей престола. Сначала Далассина примкнула к партии Евдокии Макремволитиссы и Романа Диогена: первая едва ли не приходилась двоюродной сестрой, а Диоген уже и потому мог расположить ее в свою пользу, что с его царствования Дукам нанесен был временный удар. Вследствие вновь сложившихся благоприятных отношений одна из дочерей Анны, по имени Феодора, была сосватана за Константина, сына Романа Диогена. Точно так же старший из сыновей, Мануил, получил почетные назначения в войнах на Востоке и за военные дела удостоен сана протопроедра и куропалата. Но переворот, сопровождавшийся ослеплением Романа и вступлением на престол Михаила VII, угрожал серьезными опасностями семье Комнинов. Обвиненная в сношениях с низверженным царем, она поплатилась изгнанием и жила некоторое время на Принцевых островах. Но скоро она вошла в расположение царя, возвращена в столицу, и ее сын Исаак вступил в брак с Ириной, родственницей царицы Марии, супруги Михаила, будучи назначен доместиком восточных схол. Здесь, в войнах с турками-сельджуками, под начальством брата начал военную карьеру третий сын Анны, Алексей. Еще будучи молодым человеком, он приобрел опытность и военное имя, спас из плена своего брата Исаака и обратил на себя внимание царя Михаила. По случаю возмущения кесаря Иоанна Дуки и предводителя норманнского отряда Урселя в 1073 г. Алексей в звании стратопедарха был отправлен на Восток уже с самостоятельным поручением. Говорят, что этим назначением, которое было не по душе матери Алексея Комнина, равно как назначением Исаака Комнина дукой Антиохии, т. е. самой отдаленной области, тогдашний временщик Никифорица имел намерение удалить Комнинов из столицы, так как их авторитет казался ему опасным 28 . Но Алексею, несмотря на незначительные силы, удалось лишить Урселя союзников и неожиданно захватить его в плен. Этим делом он заслужил большую славу, так что имя братьев Комнинов начало пользоваться известностью и авторитетом в больших кругах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Вот что говорит об этих словах преподобный Иустин (Попович) : «Грехолюбие и злолюбие а через них самолюбие создает войны между людьми. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? ( Иак. 4:1 )... Спаситель говорит о войнах как о чем-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны» 1 . В качестве главной причины войн, возникающих против верующих, Библия во многих местах называет их тяжкие прегрешения против Бога и нарушение верности Ему. Война является возмездием народу за всенародные грехи. Вот как о том говорит Дух Святой через Иудифь: когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями ( Иудиф. 5:18 ). Однако если верующие верны Богу, и против них выступили враги, то в таком случае Господь помогает одержать победу, даже несмотря на многократное численное превосходство неприятеля. Вот как говорит пророк Захария о благочестивых воинах: И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях ( Зах. 10:5 ). Смиренное осознание своих сил и вклада в победу, подаётся в Писании как единственно правильное для верующего воина: ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила (1Макк. 3:19). Это относится и к каждому солдату в отдельности. Бог сохраняет верных Ему – Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча ( Иов. 5:20 ). Некоторые протестанты утверждают, что Бог будто бы запрещает христианам участвовать в законной войне и даже просто служить в армии, но таким образом они свои мысли приписывают Библии . Писание Нового Завета неоднократно упоминает о воинах – например, о римском офицере сотнике, который просил Господа исцелить своего слугу, и который удостоился похвалы от Спасителя: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры ( Лк. 7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Церковное свидетельство невозможно без церковного единства. Сейчас, когда каждый имеет возможность выступать публично, это необходимое условие миссии становится как никогда актуальным. Многообразие мнений в Церкви — это отрадный признак открытости священников и мирян к диалогу. Но если мы вступаем в дискуссию только для того, чтобы показать интеллектуальную несостоятельность нашего противника, то какая в этом польза Церкви и нам самим? Этот вопрос можно обратить и к редакциям некоторых православных СМИ, которые в погоне за популярностью забывают об ответственности перед своими братьями и сестрами во Христе. Нередко приходится слышать о недобросовестной конкуренции, клевете и оскорблениях в православной медийной среде. Это абсолютно недопустимо. Православный журналист должен оставаться в первую очередь церковным человеком, которому важно дать ответ перед судом Божиим отнюдь не за рост посещаемости своего сайта, тиража издания, популярности радио- или телепрограммы, но, прежде всего, за добросовестное свидетельство о Церкви. Сейчас много говорится об информационных войнах, в которые зачастую пытаются вовлечь Церковь. Для нас это то же самое, что участвовать в борьбе за политическую власть, на которую мы никогда не претендовали. Но неучастие в этих войнах не освобождает нас от ответственности отстаивать правду, защищать несправедливо обижаемых, быть всегда готовыми всякому требующему отчета в нашем уповании дать ответ (см. 1 Петр. 3, 15). Вот что мы должны иметь в виду, вступая в дискуссии в медийном пространстве. И, самое главное, призываю помнить, что общество ждет от нас того, чтобы мы являли «образец верным» (см. 1 Тим. 4. 12), своей жизнью и личным примером свидетельствуя об Истине Христовой. Люди обоснованно хотят видеть в нас примеры добродетели, любви и сострадания. Это возлагает на нас ответственность, которую мы призваны смиренно нести. Без верности христианскому и пастырскому долгу никакая, даже самая продуманная, информационная деятельность не принесет плодов.

http://e-vestnik.ru/church/doklad_svyate...

Вторая, заключительная часть обширного интервью протоиерея Александра Ильяшенко. Отец Александр, но почему же, видя все это, наши родители и общество не хотят осознать истинный масштаб опасности, нависшей над Родиной, над нашими детьми, как бы «не видят» размаха действий растлителей детских душ, которые пытаются разложить, оболгать самые святые понятия — материнство, любовь, семья, верность, долг, Отчизна? Думаю, это происходит потому, что деморализация нашего общества происходит под видом приобщения к мировой цивилизации, к «общечеловеческим ценностям», выразителем которых является западный (в частности, американский) образ жизни. А что на деле представляет американский образ жизни, который нам хотят представить как образец? «…Колоссальный рост потребления наркотиков — каждый день «крэк» начинают употреблять тысячи новых наркоманов; шокирующий рост числа убийств младенцев (абортицид), которое намного превышает число жертв наших вооруженных сил в обеих мировых войнах, а также в корейской и вьетнамской войнах вместе взятых; открытое одобрение гомосексуалистов и лесбиянок, для защиты «прав» которых каждый год принимается все больше и больше законов; ужасная чума СПИДа, поразившая наши города; полный крах нашей системы образования; ужасающий рост числа разводов; уровень убийств, повергающий в ужас и неверие остальной мир; сатанинские серийные убийства; исчезновение тысяч маленьких детей, похищенных на улицах сексуальными извращенцами; обвал порнографии, сопровождаемый «разрешенностью» на телеэкранах — кто после всего этого станет отрицать, что наша страна находится в кризисе, которому мы не пытаемся противостоять и от которого отворачиваемся?… Специалисты сокрушаются по поводу того, что США сейчас занимают 39 место в мире по уровню образования…» — свидетельствует бывший кадровый сотрудник спецслужб Джон Колеман в своей книге «Комитет 300». И этот образ жизни — мы взяли за образец для подражания?.. Есть такое понятие, как «дух народа», «дух нации». И как дети страдают за грехи родителей, так и потомки страдают за грехи своих предков, живших на этой земле.Чтобы немного представить себе, что такое Америка, нужно вспомнить, как складывалась ее история, государственность — которой, кстати, немногим более 200 лет, так что Америка — это страна без глубокого исторического прошлого.

http://pravmir.ru/pochemu-pravoslavie-gl...

Лк, 105 зач., 21, 8—9, 25—27, 33—36 Господь сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. Когда мы начинаем размышлять о знамениях конца мира, Господь говорит нам: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко». Прежде Второго Пришествия Христова восстанут многие лжехристы и произведут великие смятения. Приход с именем Господа, с исповеданием имени Его среди всеобщего распада может показаться для многих светом. Но это будет критический момент человеческой истории. «Не очаровывайтесь этой видимостью», — говорит Христос. Те, кто более всех интересуется конечными судьбами человечества (хотя это похвально), подвергают себя опасности быть обманутыми. «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь». Мы должны обратить внимание на то, как Господь заповедует нам воспринимать апокалиптические события: «Берегитесь; не ходите вслед их; не ужасайтесь». Эти события придут. Но важно, что будет происходить в нас. Мы не обманываемся только тогда, когда смотрим на все глазами Христа. Господь обещает нам, что мы никогда не будем оставлены в этих испытаниях одни. И чем больше скорби, тем ближе к нам Господь. Подобно трем отрокам вавилонским, которые среди бушующего пламени «яко во цветнице хождаху радованною ногою», святые Божии люди должны будут пройти через страдания и смерть. Господь прямо говорит, что ждет тех, кто отважится идти вслед Ему.

http://moral.ru/седмица-35-я-по-пятидеся...

В IV веке Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что в речи Иисуса предсказаны как грядущие бедствия, которые иудеи должны претерпеть от римлян, так и бедствия более отдаленных времен, связанные с исповедническим подвигом Его учеников: Война, говорит Он, будет двоякого рода: со стороны обольстителей и со стороны врагов; но первая будет гораздо более жестока, потому что откроется при обстоятельствах смутных и ужасных, когда люди будут находиться в страхе и смущении. И в самом деле, великое тогда было смятение, когда римляне начинали процветать, города были пленяемы, войска и оружие находились в движении и когда многие всему легко верили. О войнах же говорит Он тех, которые имели быть в Иерусалиме, а не вне него, во всех местах вселенной... Он говорит здесь о войнах иудейских, которые вскоре имели последовать, так как иудеев беспокоили уже успехи римлян. Далее, так как. ученики думали, что вместе с разрушением Иерусалима будет и конец мира, то, чтобы исправить и это их мнение, сказал: «Но это еще не конец.» Упомянув о лжехристах, затем говорит и о бедствиях Иерусалима, удостоверяя на основании того, что уже случилось, и о непреложности будущего людей безумных и упорных. 119 В том же IV веке блаженный Иероним обращает внимание на то, что «признак прихода Господа – проповедь Евангелия во всем мире, когда уже никто не сможет оправдаться незнанием». Иероним считает, что это «уже совершилось или скоро совершится», потому что, как ему кажется, «не осталось такого народа, который не знал бы имени Христа. Даже если к кому-нибудь не приходил сам проповедник, то все равно этот народ не мог не слышать о вере во Христа от своих соседей». 120 Слова блаженного Иеронима вполне отражают умонастроение христиан конца IV века, когда вера, долгое время скрывавшаяся от гонителей, вышла из катакомб, распространилась по всей Римской империи, фактически стала государственной религией. Тогда у многих могло создаться впечатление, что завет Иисуса проповедовать Евангелие «всей твари» выполнен. Между тем последующая история показала, что это не так. И двадцать веков спустя огромные области остаются не охваченными христианской проповедью, и миллиарды людей не имеют реального соприкосновения с Христом, даже если читали о Нем в учебниках или слышали через средства массовой информации о созданной Им Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В России происходит все большее осознание серьезности противостояния внешнему страшному безжалостному врагу. Но, к сожалению, очень слабо сознание перманентного противоборства с врагом внутренним, которое вот уже 2000 лет ведет Святая Церковь Христова. А путь к освобождению из плена внешнего начинается с выхода из плена внутреннего - духовного. Сегодня много говорится о ментальных войнах. Первая ментальная война произошла в эдемском саду и была проиграна нашими прародителями. С тех пор и до сегодняшнего дня человечество исправляет то положение дел, которое стало следствием этого поражения. Для исправления сложившейся ситуации совершенный Бог стал совершенным человеком, осуществив миссию спасения. Он основал Церковь как Богочеловеческий организм, в лоне которого происходит восстановление образа Божию в человеке, поврежденного грехом преслушания в раю, и полноты общения творения с Творцом. Победа в ментальных войнах, которые в современных условиях приобретают перманентный и всесторонний характер возможны только со Христом и во Христе, одержавшем победу над разрушением творения Божия, над злом и смертью. Хорошо, что в Министерстве обороны РФ есть специалист по вопросам ведения ментальных войн, который регулярно поднимает эту чрезвычайно актуальную тему на различных площадках. Нам сегодня очень нужна победа, в стремлении к которой все более консолидируется российское общество. Но при этом важно помнить, что главную победу над смертью и грехом уже одержал Господь наш Иисус Христос. Он – главный Победитель. Мы призваны к тому, чтобы с Богом и в Боге идти к своей победе, которая неизбежна и которую у нас никто не отнимет, если с нами Бог и мы верны Его заповедям. Павленко Николай Юрьевич , магистр теологии, Старший преподаватель Регентской школы Ставропольской духовной семинарии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. Русь Святая, храни веру православную Аминь!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/22/ru...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010