Известны мн. примеры мужества, проявленного священнослужителями во время Отечественной войны 1812 г. Первым среди духовенства кавалером ордена св. Георгия 4-й степени стал священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский, участвовавший в битвах под Витебском, при Бородине, под Малоярославцем, он был неск. раз ранен, но оставался в строю. Священник Московского гренадерского полка прот. Мирон Орлеанский в Бородинском сражении шел под шквальным пушечным огнем впереди гренадерской колонны, был ранен. В XIX в. духовенство участвовало в Кавказских войнах. В 1816 г. была введена должность корпусного священника отдельного Грузинского корпуса (с 1840 обер-священник отдельного Кавказского корпуса, с 1858 главный священник Кавказской армии), в 1890 г. должность упразднена. Известен ряд героических поступков полевых священников в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Особое мужество на поле боя проявил в марте 1854 г. священник Могилёвского полка прот. Иоанн Пятибоков, поднявший солдат в атаку после гибели офицеров, он в числе первых взошел на стены тур. укрепления и был контужен. Прот. Иоанн был награжден орденом св. Георгия 4-й степени и пожалован дворянством грамотой. Гос-во заботилось о материальном обеспечении священников во время войны, а после ее окончания - о назначении пособий за понесенные убытки, о выдаче установленных окладов пенсий по сокращенному сроку и наград за службу в действующей армии. В кон. XIX в. начался период расцвета института военного духовенства. В 1888 г. все военное и морское духовенство было подчинено главному священнику гвардии, гренадер, армии и флота. 24 июля 1887 г. утверждено положение о новых служебных правах и окладах содержания военного духовенства (3 ПСЗ. Т. 7. 4659), с 1889 г. действие положения распространялось и на морское духовенство. Согласно положению, главному священнику гвардии, гренадер, армии и флота предоставлялись права генерал-лейтенанта, главному священнику Кавказского военного округа - права генерал-майора, штатному протоиерею-благочинному - права полковника, нештатному протоиерею и священнику-благочинному - права подполковника, священнику - права капитана или ротного командира, диакону - права поручика, штатному псаломщику из духовного звания - права подпрапорщика. Вместо существовавших ранее разнородных (очень скромных) окладов было установлено жалованье, соответствующее офицерским чинам. Священнослужителям военного ведомства европейских округов было предоставлено право периодических прибавок к жалованью за выслугу лет, при этом священникам запрещалось взимать плату за требы с солдат, что практиковалось ранее.

http://pravenc.ru/text/155073.html

К концу XIX века в армии и на флоте насчитывалось около 5 тысяч лиц духовного сословия. В 1890 году Александр III завершил процесс формирования военно-духовного ведомства, утвердив «Положение об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств». Высшим духовным лицом стал протопросвитор. Это наименование должности указывало на духовный сан, характер его должности, сферу административного влияния и круг служебных обязанностей. Сформировалась структура духовной службы. Протопросвитор по жалованью был приравнен к генерал-лейтенанту, главные священники округов — протоиереи — к полковникам, полковые священнослужители — к капитану. Обязанность полкового священника во время боя — быть неотлучно при личном составе — требует от него всегда быть готовым положить живот свой на поле брани за веру, царя и Отечество. Так, 22 сентября 1854 года священник Судковский на Николаевской артиллерийской батарее под огнем противника благословлял каждого, а после гибели расчета заряжал орудие. Священник Могилевского полка Пятибоков в критический момент боя, после гибели офицеров, принял на себя командование подразделением. Немало военных священников сложили свои головы в этих войнах. Из 200 военных священниковучастников Крымской войны два награждены офицерским орденом Георгия Победоносца IV степени, 58 — золотым крестом на Георгиевской ленте, 5 — золотым крестом Его Императорского Величества, 29 — золотым наперсным крестом Синода, 30 — орденами святого Владимира III и IV степеней. В годы Русско-японской войны с изменениями характера войны изменилось и содержание работы священников. Остро встал вопрос опознания павших воинов и сообщения на родину о погибших. В январе 1905 года главный полевой священник подал заявку на имя командующего армией, в которой доказывалась необходимость иметь специальные значки (патрон) со сведениями о воине и адресом его родственников. С увеличением поступления в армию и на флот молодого пополнения из южных регионов России возникла необходимость активизации в Вооруженных силах России деятельности духовенства иных исповеданий. Для этого было создано Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, которое сначала было самостоятельным, затем было департаментом в министерстве духовных дел и народного просвещения. С 1832 году департамент духовных дел иностранных исповеданий был переведен в министерство внутренних дел. В департаменте было 4 отделения. Первое — грекороссийского исповедания, второе — римско-католического, грекоуниатстского и «армянского» исповеданий, третье — всех протестантских исповеданий, четвертое — иудейских, мусульманских и других нехристианских исповеданий.

http://old.pobeda.ru/biblioteka/nauchnyi...

В Москве пройдет траурный митинг в память 60-летия Лиенцевской трагедии Москва, 1 июня 2005 г. Некоммерческий Фонд по увековечению памяти участников Белого движения " Память Чести " организует траурные мероприятия, посвященные 60-летию злодейской выдачи казаков в мае 1945 – июне 1946 гг. союзническими войсками на расправу Советам. В этом году исполнится ровно 60 лет Лиенцевской трагедии. У храма в честь Всех святых, что у метро Сокол, 4-го июня 2005 г. (в субботу) в 12:00 состоится церковное поминовение православных казачьих священнослужителей, казачьих атаманов и всех казаков 30-тысячного казачьего стана и членов их семей, насильственно выданных англичанами в 1945 г. из казачьего лагеря под Лиенцем (Австрия) на уничтожение сталинскому богоборческому режиму в СССР. Сбор участников и приглашенных 4-го июня с.г. к 12:00 у стен храма Всех святых на Соколе возле памятников «Вождям Белого движения и казачьим атаманам», которые являются частью православного мемориала «Примирение народов России, Германии и др. стран, воевавших в 2-х мировых и гражданской войнах». В связи с реставрацией храма Всех святых и обустройством прилегающей церковной территории, поминальный молебен решено провести очень скромно, при небольшом количестве участников и приглашенных, без излишних торжеств и мирской суеты. С 28 мая по 4 июня 2005 г. во многих православных храмах Русской Православной Церкви Заграницей (в ряде стран Европы и Америки), а также на месте выдачи 30-тысячного казачьего стана в Австрии, пройдут заупокойные службы по насильственно убиенным. Оргкомитет: Председатель Общественного совета по защите и сохранению мемориала «Примирение народов...», инвалид 2-й группы ВОВ, участник обороны Москвы Гицевич Лев Александрович. Член Союза журналистов России, инвалид 2-й группы ВОВ, участник обороны Москвы, гвардии подполковник в отставке Ульянин Юрий Алексеевич. Член Союза писателей Москвы, кандидат филологических наук Столяров Олег Олегович. Председатель коллегии Военно-исторической организации «Добровольческий корпус» Ламм Леонид Леонидович. Председатель ВИК «Доброволец – ХХ век» Пигилов Данила Юрьевич. Директор Некоммерческого фонда по увековечению памяти участников Белого движения «Память Чести» Степанов Сергей Станиславович Тел. для аккредитации: 535-19-66 (помощник-референт председателя Оргкомитета) 1 июня 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/news/13662.htm

В Орловской области установлено 27 поклонных крестов 18 сентября 2006 г. 15:39 С 15 по 18 сентября в Орловской области по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия возобновилась акция по установлению поклонных крестов в местах массовых захоронений Второй мировой войны, на местах, где когда-то находились разрушенные святыни, храмы и прилегающие к ним кладбища, на которых нашли упокоения русские воины, сложившие свои головы в различных войнах. Идея установления поклонных крестов принадлежит отряду поисковиков из Великого Новгорода под руководством Алексея Георгиевича Родионова. За 20 лет существования отряда его активом были найдены и перезахоронены тысячи останков солдат Второй мировой. В различных уголках России от Новгорода и Пскова до гор Кавказа установлено более 300 крестов. Организацию акции на территории Орловской области взяло на себя Молодежное Православное Братство во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В мае-июле 2006 года 10 крестов были установлены в Троснянском, Малоарханкельском, Кромском, Корсаковском, Знаменском, Хотынецком, Болховском, Новосильском районах — в первую очередь там, где захоронения воинов не отмечены какими-либо памятниками или памятными знаками. 15-18 сентября в Знаменском, Троснянском,  Новодеревеньковском, Новосильского районах области в общей сложности было установлено 27 поклонных крестов 4-х и 6-метровой высоты. Участники акции надеются на поддержку администрации г. Орла,  после чего возможна будет установка креста на стрелке Оки и Орлика — у места основания Орла. 18 сентября  акцию завершила установка в деревне Лепешкино под Орлом 4-х метрового креста на могиле воина Андрея Трусова, в мае 1996 года принявшего мученическую смерть от рук чеченских бандитов вместе с Евгением Родионовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Как известно, за отказ снять православный крест и принять ислам Евгений Родионов был обезглавлен, а вместе с ним были убиты трое его товарищей. Свои почести погибшему герою отдали священнослужители, рота Почетного караула, ветераны военных конфликтов, члены военно-патриотических клубов. Информационный отдел Орловско-Ливенской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 27 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/143030.htm...

Христос пришел исцелить не один какой-то орган, а всего человека. Гармония тела и души, восстановление образа и подобия Божия в каждом христианине, свет светящей во тьме бытия – вот что дает христианское учение. Сама обстановка храма, освящающее действие таинств, умиротворенность после домашней или Церковной молитвы – все это низводит в душу мир, радость, дают равновесие в жизни. А это и будет залог здоровой, счастливой жизни. Возможность лечения больных естественными способами имеет свое освящение в том, что среди учеников Христа был апостол Лука, который по новозаветному свидетельству ( Кол.4:14 ) являлся врачом. Можно предполагать, что апостол Лука на роду с чудесным даром, полученным от Христа, исцелять недуги болящих, мог пользоваться для лечения людей и медицинскими знаниями, приобретенными в молодых годах. Церковь никогда не отвергала необходимость лечения болезней естественными лекарствами (Св. Иоанн Златоуст сам лечился лекарствами и писал диаконессе Олимпиаде: «Прошу твою честность пользоваться и разными опытными врачами, и лекарствами, которые могут установить такого рода болезни». Творения, т. 3, ср. 612). В пользу фармакологии положены главным образом растительные препараты, т.е. дары Великого Бога, данные на пользу человека. ( Василий Великий , вопрос 55 «Согласно ли с целью благочестия пользоваться врачебными пособиями? («Творения» т. 2, стр. 387–391). Первые врачи-монахи изучали свойства растений, составляли из них лекарства и раздавали болящим. Почти во всех монастырях существовали «больничные покои или палаты» соединявшие амбулаторное и стационарное лечение. Так в Троице-Сергиевой Лавре (Загорск) был построен в 1635 году на месте прежней монастырской больницы огромный больничный корпус с храмом в честь св. Зосимы и медицинский кабинет, оснащенный современной лечебной аппаратурой. Особо назначенный брат «больничник», изучив «врачебное искусство», оказывал монахам необходимую медицинскую помощь. В Добротолюбии указывается, что «врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым», а имеющие послушание лечить больных могут читать врачебные книги. (Добротолюбие, т. 2. стр. 578). Эти слова полностью подтверждаются жизненными примерами. Известно немало видных медиков, являющихся одновременно священнослужителями Русской Церкви. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) архиепископ Крымский и Симферопольский, доктор медицины, профессор хирургии, лауреат Государственной премии (+1961 г.); Николай (Муравьев-Уральский) епископ Кимрский, врач отоларинголог (+1961 г.); Леонид (Поляков) арихиепископ Рижский и Латвийский, окончил хирургический факультет и Ленинградский педиатрический институт, в качестве врача принимал участие в Финской и Великой Отечественной войнах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

— А вам здесь видится что-то нелогичное? Что в преддверии Великого поста мы вспоминаем… любой пост — это испытание. Я здесь не вижу какой-то парадоксальности , неожиданности. Мне кажется, что как раз таки очень последовательно подводится в том числе и через круг богослужения человек к Великому посту, и как справедливо вы уже сказали, что конечно понимание… в современной апологетике много сказано на тему понимания Страшного суда, тоже как встречи с Богом. Что центральное звучало во многих публикациях, которые были посвящены альтернативе карикатурному, плоскому, может быть, где-то даже атеистическому изображению ада и рая и Страшного суда как последнего судебного заседания, где, как вы сказали, будет действительно либо показательная порка, либо еще что-то. Страшный суд как встреча, если осмысливать отношения человека с Богом через категорию встречи и суд тоже как встреча с Богом, он, конечно, заставляет совершенно по-другому к этому отнестись, хотя мне кажется, что здесь все равно важно понимать, говоря о Боге вообще, мы как-то об этом не то чтобы забываем… Мы вроде бы знаем, но здесь помню, здесь не помню. Что вообще все, что имеет отношение к Богу — это все тайна. И отношения человека с Богом тайна. Поэтому любая наша попытка — неважно плоско (через юридические категории) или объемно (через какие-то другие) объяснить, как это будет… Тоже наивно полагать, что сказать, что суд — это неправильно, а вот я сказал «встреча» — теперь понятно. Мы, конечно, не знаем, мы не знаем, как это будет. Смотрите, эти люди, которые, может, глубже других проникли, которые имели опыт непосредственног о богообщения — апостолы, они ведь очень осторожно об этом говорят. Там есть образы, конечно, геены… и в Евангелии есть образы, Христом оставлены эти образы, но это именно образы. А на уровне — записывайте, я вам сейчас расскажу, этого очень мало и здесь чрезвычайно трепетно к этому относятся священнослужител и, там нет буквализма и это чувство очень важное для любой религиозной традиции и для христианской традиции безусловно, может быть, в первую очередь, важно, проникновенное чувство тайны. Оно не должно человека оставлять, потому что иначе происходит какая-то профанация и тогда… Мы должны понимать, что в нашем земном опыте очень мало того, с чем мы столкнемся, когда этот опыт перестанет быть земным.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

В. Легойда — Ну, многие были. Очень сложно говорить, мне, например, о проповеди, которую я не слышал, потому что там тоже все зависит от того, что… Данилевский написал целую книгу «Россия и Европа», которая, может, вам, если вы, Алла Сергеевна, сейчас перечитаете, вам она не понравится. Она говорит о фундаментальном конфликте России с Европой. И ничего комплиментарного по поводу Европы там нет. Я не готов сходу отрицать, я с большим уважением отношусь и к этой книге, и к этому автору. И там есть вещи, которые тоже просто невозможно игнорировать. От холодильников и бесплатных цветов, или цветов на доверии, как я когда-то наблюдал в Германии, по-моему, в первый раз: поле цветов, написано 1 евро, ты бросаешь и берешь. На полном доверии, все понимают, никто не будет рвать или класть меньше денег, чем взял цветов. Все это прекрасно, но есть какие-то другие вещи, о которых не стоит забывать. Не обязательно брать Данилевского, есть там и Тойнби, и Шпенглер, простите, Шпенглер не был пропагандистом и националистом. Но книгу свою, хоть она и не называлась в оригинале «Закат Европы», но все-таки ничего комплиментарного , из того, что происходит в Европе, он не писал. Я против того, чтобы об этом забывать. Это тоже не просто так написано, не на пустом месте. А. Пичугин — Мы же не идеализируем ни в коем случае ни одно общество. Это не так. Но то, о чем сейчас говорила Алла, это важно, мне кажется, потому что вот мы сидим в центре Москвы, в студии, я понимаю, что большинство людей, которые нас сейчас слушают, это жители больших городов, но я как человек, который постоянно бывает в провинции довольно далеко от Москвы и видит жизнь там, я не говорю сейчас про социальное состояние, оно может быть лучше, может быть хуже, чем было лет 10 назад, но во многих селах и маленьких поселках священник воспринимается людьми не просто как священнослужител ь, он еще воспринимается как некий политинформатор. Если он с амвона… Это в меньшей степени относится к городскому духовенству. Если он с амвона говорит про загнивающий Запад, то многими людьми воспринимается, что так оно и есть.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

— Я сознательно объединяю эти вопросы в один: ответ для меня в Священном Писании. А Писание говорит: «Если возможно для вас, будьте в мире со всеми». И сам Господь говорит: «Отдайте кесарю кесарево, а Божие — Богу». Вопрос о геополитических союзах лежит в области кесаревой, и поэтому в решении этих вопросов мы надеемся на специалистов по экономике, политике или геополитике, которым доверяем и за которых голосуем на выборах. У меня, конечно, есть свое мнение, но в нашем чрезмерно политизированном обществе, мне кажется, священнослужител ям собственные политические взгляды лучше выражать только в кабинке для тайного голосования. Чтобы политика не мешала проповеди. Потому что мы служители того Царства, которое « не от мира сего».   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 5 декабря, 2019 16 октября, 2019 11 октября, 2019 2 октября, 2019 20 сентября, 2019 26 августа, 2019 23 августа, 2019 23 августа, 2019 22 августа, 2019 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/glava-sinodalnogo-info...

«Услышите о войнах»: второй признак приближающегося времени бедствий Иерусалима. «О войнах же говорит Он тех, которые имели быть в Иерусалиме, а не вне оного, во всех местах вселенной. Ибо какая нужда была ученикам до сих? Притом Он бы ничего не сказал нового, если бы говорил о бедствиях всей вселенной, которые случаются всегда. Ибо и прежде сего бывали войны, возмущения и сражения. Но здесь Он говорит о войнах иудейских, которые вскоре имели последовать» (Злат., ср. Феофил.).– «О военных слухах»: о войнах, более отдаленных, о которых только слухи долетят до Иудеи. После всеобщего мира при Августе, время до разрушения Иерусалима было действительно временем частых войн и возмущений, особенно из-за императорского римского престола, которым по произволу распоряжались преторианцы. – «Но это еще не конец»: не века или мира (ст. Мф.24:3 ), а Иерусалима, т.е. еще не непосредственно за сими бедствиями последует разрушение Иерусалима и царства иудейского; это будет еще только начало болезней (ст. Мф.24:8 ).– «Восстанет народ на народ» и пр.: усиление народных бедствий, изображенное в пророческом духе древних пророков (ср. Ис.19:2 ). Римский историк Тацит, говоря об этой эпохе, называет ее богатой происшествиями, жестокой вследствие войн, нестройной вследствие возмущений, злобной даже в мирное время (Ann. XIV, 13. XII, 38. XV, 22). Что касается в частности иудеев, то сюда может быть отнесено происшествие, бывшее в Кесарии. Евреи и сириане вооружились друг против друга из-за обладания этим городом, и двадцать тысяч иудеев были истреблены. Это так возбудило иудейский народ, что он пронес опустошение по всей Сирии. – «И будут глады»: Агав пророк предсказывал в это время голод в Иудее ( Деян.11:28 ), на который указывают Тацит, Светоний и Евсевий; он так был силен в Иерусалиме, по словам Флавия, что множество умерло от него (Ant. 20, 4). В продолжение царствования императора Клавдия (41–54 г. по Р. Хр.) был четыре раза голод в Риме, Палестине и Греции. – «Моры»: эпидемические болезни, иногда бывающие вследствие голода. О них упоминают Флавий (Ant. 18, 9, 8) и Тацит (Ann. 16, 13). – «Землетрясения»: история указывает на довольно многие землетрясения во время, предшествовавшее разрушению Иерусалима. По свидетельству Тацита, одно из таковых было в царствование Клавдия, другое в царствование Нерона. Города Лаодикия, Иераполь и Колоссы, были разрушены землетрясениями. Таковые же были в Смирне, Милете, Хиосе и Самосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Слухи военные это – неопределенные, неясные, непроверенные известия о мнимых или действительных, близких или далеких войнах, которые при всей своей сомнительности способны вызвать тревогу и породить опасения. Последователи Христа услышат, таким образом, как о действительных, разразившихся войнах, так и о надвигающихся, возбуждающих толки, суждения и вызывающих военные приготовления. Ев. Лука добавляет к этому весьма существенное: услышат „и о смятениях – καταστασας“ ( Лк.21:9 ). Этим словом обозначаются нестроения и беспорядки, происходящие внутри общества или народа (ср. 2Кор.12:20 ) 417 . Таким прибавлением круг политических событий будущего, нарушающих правильное течение жизни народной, значительно расширяется. Кроме войн с внешними врагами, народам угрожают неурядицы внутренние, возникающие в среде их самих потрясения обычного порядка и строя жизни, нак напр., революция, анархия и т. п. Так, вместо ожидаемых благ, Спаситель мало-помалу открывает ученикам бедствия будущего: вместо собственного пришествия – пришествие лжемессий, вместо всемирного, славного и мирного мессианского царства – наступление политических бедствий и нестроений. Замечательно, что о последних Христос говорит апостолам: „услышите“. Может быть это потому, что истинный, совершенный последователь Христа именно только слышит, но не ведет войн, не причиняет раздоров. Это – миролюбец и миротворец, любящий даже врага, готовый отдать ему и „срачицу“, воздающий каждому должное. Поэтому, только недостаточное усвоение духа евангельского учения, непроникновение им делает возможными политические бедствия. Как же христиане должны вести себя в таких случаях? Когда услышите о происходящих уже войнах, о войнах угрожающих, о раздорах народных ср. Мк.13:7 , „зрите не ужасайтеся“, говорит Христос – ρτε μ ϑροεσϑε (μ πτοηϑτε – Лк.) Сочетание двух повелительных придает особую силу второму 418 , так что все увещание к нравственному мужеству получает еще больший вес, становится еще интенсивнее. Оба употребленные синоптиками слова выражают одну мысль: не поддаваться страху при виде указанных явлений, не трепетать пред ними, с тем, впрочем, различием, что у ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010