—149— в кратком введении (стр. 1–18) автор рассуждает о важности и пользе изучения пастырской жизнедеятельности великих отцов церкви вообще и св. Григория Богослова в частности, затем намечает план своей работы и характеризует метод изложения; далее, в 1-й главе первой части автор трактует о подготовительном, до-пастырском, периоде жизни св. Григория, – об его родителях, о первоначальном воспитании в семье и о школьном образовании, при чем подробно описывает быт и нравы тогдашнего афинского студенчества, весь школьный строй и различные предметы преподавания, говорит о дружбе и совместных занятиях великих Каппадокийцев и т. д. (21–148); в главе 2-й описывается Назианский период пастырской деятельности св. Григория, при чем затрагиваются очень важные и сложные вопросы о взаимоотношении Церкви и государства в IV в., о различном отношении к Церкви императоров Константина, Юлиана и Валента, также анализирует многие слова св. Григория, относящиеся к этому периоду жизни его до удаления в Селевкийский монастырь св. Феклы (стр. 149–324); в главе 3-ей изображается Константинопольский период пастырской и проповеднической деятельности св. Григория, особенно – его борьба с еретиками и деятельность на 2-м всел. соборе до оставления Константинополя (стр. 325–478); в главе 4-й характеризуется последний период жизнедеятельности св. Григория Богослова , при чем автор особое внимание уделяет рассмотрению стихотворений и писем св. отца, изображает его аскетические подвиги и самую блаженную кончину, присоединяя в заключение общую характеристику его, как писателя и богослова догматико-полемиста, как оратора-проповедника и как пастыря-моралиста (стр. 479–634). Вторая часть сочинения заключает в себе также четыре главы. Из них в 1-й излагается общее учение св. Григория о пастырстве, его богоучрежденности, важности, задачах и ответственности (стр. 637–704); во 2-й – учение св. отца о нравственных и умственных качествах лиц пастырского звания (стр. 705–802); в 3-ей – учение о средствах пастырского воздействия на пасомых (о примерной жизни пастыря, о научении пасомых словом, о молитве его за паству и за себя, за врагов и обидящих, о делах

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

140–155 г. (Bardenhewer, Patr. 3, 109) Ерма в Пастыре, заповедь IV, 1: (Второбрачный) не согрешает, но если останется сам по себе, то приобретет себе большую славу у Господа (Писания мужей ап. в пер. Преображ. изд. 2-е, Спб. 1895, стр. 185). 174 г. (Bardenh.. 50) Афинагор, Прошение о христианах: второй брак есть благовидное прелюбодеяние (επρεπς μοιχεα)... Отделяющийся от своей первой жены, хотя бы она умерла, есть тайный прелюбодей (μοιχς παρακεπαλυημνος), он идет вопреки определения Божия, так как Бог в начале сотворил одного мужа и одну жену, (Сочпе. др. хр. апол. пер. Преображенского. М. 1867, стр. 118). Ср. Иустин мученик . Апология 1. гл. 50. Пам. др. хр. письм. III, 50; Migne S. Gr. 6, 349. Ок. 105 г. Климент Александрийский , Строматы, кн. III, гл. 12: «Апостол по снисходительности и в предупреждение разжения и впадения в невоздержанность допускает для некоторых второй брак. Вступающий во второй брак уже не может в жизни достигнуть высшего совершенства. (Перев. Корсунского, Ярославль, 1692 г. стр. 366). После 217 г. Тертуллиан в соч. О целомудрии, гл. 9: нельзя иначе назвать второй брак, как видом прелюбодеяния (species sturpi) (Творения, ч. II, стр. 115). Ок. 233 г. Ориген в 17 гомилия на ев. от Луки: Такие (вторые, третьи и четвертые) браки изгоняют нас из царства Божия... Из собрания первородных и непорочных церкви, которая не имела скверны или порока, изгонится двубрачный: не потому, что он будет послан в вечный огонь, а потому, что не будет иметь участия в царстве Божием»... (Migne S. Bat. 17, 1896), Ср. 19 гомилию на Иеремию (Migne S. Gr. 13, 509). Ок. 300 г. Св. Мефодий, еп. Олимпийский «Пир десяти дев», гл. 12: Апостол не объявляет второбрачия хорошим делом, а только считает его лучшим разжения (Творения, изд. 2-е, 55). Подобных, хотя и менее резких, выражений о предосудительности втроробрачия не мало и у позднейших писателей (см. напр. Вас. Бел. (пр. 4, 18, 87), Григ. Богосл. Слово 37 (Творения т. 3. стр. 219–220). Советы девственникам (Творения, т. 5, стр. 220); Астерий Амасийский , Беседа на Мф. 19:3 , (Бог. Вестник 1893 г. июнь, стр. 393). Златоуст. К молодой вдове, (Творения I. 1, 373, 384 и др.), О девстве (I, 1, 324), в гомилии 15 на 1Тим. 5:11–15 , (XI, 2, 728), на 1Кор. 7:39–40 (III. 1, 220–222), 2 на Тит. 1:5–6 (XI, 2, 847), 7 на 2Тим. 3:1–7 (XI, 2, 809–8); гомилия о вдовстве, о воспитании детей и о милостыне III, 1. 334) Григорий Нисский (Творения VIII, 131) и мн. др. Об этом же говорят многочисленные церковные предписания, налагающие епитимии на второбрачных и запрещающие священнику принимать участие в совершении второго брака (см. напр. 7 неокес., ср. Творения Феодора Студита , изд. 1, ч. 1, стр. 299–300, изд. 2 с, ч. 2, 308–311, Migne 99, 1092–1093, 1 лаодик., Никифора Испов. ир. 149, Pitra II, 341: Синодальное опред. п. Сисиния, Виз. Временник II, 156–159, Синтагма Властаря т, 4 и друг.). Об обязанности священнослужителей подавать пример воздержания говорят напр.:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

283  Так, по-видимому, хочет, представить дело, например, анонимный автор IX века Histoire Nestorienne I, 49: Histoire de Flavien et de son disciple Diodore. PO. T. V, 275 p. 285  Флавиан не стяжал себе славы учёного писателя. Таково общее впечатление от всего того, что ныне известно о Флавиане. См. о нём обстоятельную статью Loofs’a RE 3 . VI, 93–95 S., у Дюшена – Ист. др. церкви, т. II. Цит. изд. 405, стр. Cavallera – cit. op. 15–19, 277–282 pp. 286  Существует предание, что Евстафий Ант. был председателем первого вселенского собора. Это предание является и научным мнением, разделяемым многими учёными – например, Gallandus (Bibliotheca Veterum Patrum. Ed. 1768. Т. IV, XIV), Tillemont (Memoires cit. ed. VIII. 22 p. Ср. 646 p.), Boschius (Commentarius historicus de S. Bustachio Antiocheno – Acta Sanctorum. Т. IV, 130 p.), Ceillier (Cit. op, T. III, 158), Cavallera (Cit. op. 35 p.), Loofs (Arianismus RE 3 II, 19 S.), Спасский А. А. „История догм. движений”, 247 стр. и др. Блаж. Иероним говорит, что Евстафий первый поднял голос против Ария (Epist. 78. Corpus script, eccles. latinorum. Cit. ed. V. 55 p., 12 русский перевод IV, 267). Ср. у Иоанна Антиохийского письме его к Проклу – Facundus Germ. PL LXVII, col. 710. 287  Это сказалось хотя бы в том, что он решительно отказался принять в клир арианствующих Стефана, Леонтия, Евдоксия – будущих арианских епископов Антиохии – Athanasius М. Hist. arian. 4 cit. loc. II, 108. 289  Ср. свидетельство св. Афанасия Вел. De Synodis 43, 45. PG XXVI, col. 768, 772; русский перевод III, 149, 151; Василия Вел. Epist. 52. PG XXXII, col. 393–394; русский перевод VI, 130. 291  Спасский A. A. История догм. движений, т. I, цит. изд. 235 стр. Bethune-Backer. The meaning of homoousios in the Constant. Creed (Texts and Studies VII vol, n. 1) Cambridge, 1901. 14–15 pp. 295  Ср. Болотов В. В. проф. Лекции по Церк. Истории III, 3 стр. 39–40; Спасский А. А. Цит. соч. стр. 371. 300  Учёность св. Евстафия свидетельствуется блаж. Иеронимом (De viris illustr. LXXXV. Ed. cit. 44, 49–50 русский перевод V, 331 стр.), сохранившимися отрывками его сочинений, где есть ссылки на Платона, Гомера, Гезиода, например, сочинение его De engastrimytho, 28–29 (текст и критические примечания в Texte und Untersuch. В. II., Η. 4). Ср. отзывы об этом сочинении Ceillier, cit. op. III, 163 p., Batiffol, cit. op. p. 271, Cavallera, – S. Eustathii episcopi Antiocheni in Lazarum Mariam et Martham homilia christolocica, Paris 1905, 46–48, 51, 52 pp. Относительно πρ εδρος сущ. немалая литература (см. перечень литературы у Гидулянова П. В. Восточные патриархи в период четырёх первых вселенских соборов Ярославль. MCMVIII, 131–132 стр.; также у Кудрявцева Н. Евстафий Антиохийский  – Богословский Вестник 1910, II т. 60–62 стр.). Общее в этом титуле -обозначение епископов, если не председательствующих на соборе, то занимающих первое место на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

48 Как справедливо замечает профессор N. Μητσπουλος: «Во 2 и 3 веках докетизм приобретает более масштабные размеры, развиваясь совместно с гностицизмом»», ΘΗΕ 5 (1964), стр. 149. Докетизм «является прирожденным и определяющим элементом маркионизма», по мнению профессора Конст. Скутериса (Κονστ.Σκουτρη, στορα Δογμτων, т. 1– й, Афины 1998, стр. 325). 49 Как справедливо замечает профессор N. Μητσπουλος: «Во 2 и 3 веках докетизм приобретает более масштабные размеры, развиваясь совместно с гностицизмом»», ΘΗΕ 5 (1964), стр. 149. Докетизм «является прирожденным и определяющим элементом маркионизма», по мнению профессора Конст. Скутериса (Κονστ.Σκουτρη, στορα Δογμτων, т. 1-й, Афины 1998, стр. 325). 50 ππολτου, Κατ πασν αρσεων λεγχος 7, 28: ΒΕΠ 5, стр. 327. См. также Βασ. Φανουργκη, «Σατουρννος», ΘΗΕ 10 (1967), ст. 1202–1203. 51 Исследуя развитие догматического учения древней Церкви, можно легче понять и те опасности, с которыми она столкнулась при появлении крупнейших ересей и всевозможных видоизменений и ответвлений последних. Это становится очевидным, если проследить за составлением Символов Веры вначале одночленных, затем двухчленных и трехчленных с дополнениями, которые касаются главным образом проявлений Царского достоинства Христа и выражают веру в Него, потому что Он Господь есть «вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр. 13, 8 ). Эти дополнения, согласно мнению профессора Иоанна Кармириса (ω. Καρμρη), были необходимы, с одной стороны, для совершенствования «принципов евангельского и апостольского учения», а с другой – «чтобы дать отпор возникающим в это время ересям, таким как эвионитов, докетистов, гностиков и, позднее, антитриадистов и прочих, и в целом ради единства догматического учения Церкви» (ΔΣΜ 1, с. 39). См. также: ππολτου, Κστ πασν αρσεων λεγχος, 7, 43: ΒΕΠ 5, с. 333–334. Εσεβου, κκλησιαστικ στορα 3, 27: ΒΕΠ 19, с. 270. θ. Γρ. Γερομιχλου, Χριστολογα, с. 13. Παν. Κ. Χρστου, «βιωναοι», ΘΗΕ 5 (1964), с. 292–294. 53 Основные источники по арианству: ω. Καρμρη, ΔΣΜ I, с. 54, примеч. 3. Наиболее полное изложение учения ересиарха Ария см. Φειδ, там же, 385 и т.д., а также: Th. Bohm, Die Christologie des Arius. Dogmengeschichtliche Uberlegungen unter besonderer Berucksichtigung der Hellenisierungsfrage, St. Ottilien 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

37 В памятной книжке, не раз в издании сих писем упомянутой по 20 числом марта, написано: «1853. Преставися раба Божия Евдокия, мати моя, в 9 часов утра». 38 Пересмотрено было несколько церковных описей соборных и монастырских, в количестве 51-й книги. Русск. Стар. Май 1877 г., стр. 149. 47 Преосв. Филофея. С авг. 19-го 1853 г. он сделался еп. Костромским; в последствии митрополит Киевский. 52 По сему указанию можно заключать, что и выше, в письме 946 и 948 под «тетрадью» должно разуметь «беседу к братству Николаевского Угрешского общежительного монастыря» (Слова и речи. ч. 3-я, 1861 г., стр. 327–330) октября 16 д. 1853 г. 61 Ап. Ник. Муравьев подобное же сетование Владыки в письме к нему от 29 декабря 1853 года, объясняет (может быть неправильно), как относящееся к опере: «Жидовки». См. Письма Митр. Моск. Ф. к А. Н. М… Киев, 1869, стр. 442. 63 Подобный же отзыв о сем послании встречается в письме к Андр. Ник. Муравьеву (там же стр. 446) от 2-го февраля 1854 г. Из этого письма видно, что разбираемое послание было напечатано в «журнале прений», т. е. в Journal des Debats. 64 Т.е. в Revae de deux mndes. Все заключающееся в сем отделении письма повторяет Владыка и в письме к А.Н. Муравьеву от 2 февраля 1854 г. (см. стр. 446–448). 66 По тому, что далее в письме говорится о сей тетради, должно предполагать, что под сею тетрадью разумеется слово в день памяти Святителя Алексия февр. 12, 1854 г. См. Слова и речи, ч.3 1861 г., стр. 108 и сл. 67 М.Филарету был препровожден «назначенный» Его Высокопреосвященству Государем Императором экземпляр изданного архитектором Фоссати живописного альбома Аия Софии в Константинополе при отношении Министра Двора гр. В. Адленберга при отношении от 5 января 1853. Владыкою еще был приобретен экземпляр этого издания, о сем извещает он А.Н. Муравьева в письме к нему от 5 января 1853 года словами: «издание Фоссати сегодня я получил, и деньги по подписке заплатил» (стр. 406). 69 Вероятно, А.Н.Муравьева; за 50 экземпляров этой книги Святитель Филарет благодарил сочинителя оной в письме к нему от 26 мая 1854, стр. 455.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

(1662 г.) обозначает не время написания рукописи, а вероятно время сделания записи сей о принадлежности рукописи попу Марку. Впоследствии от этого попа Марка ркп. перешла к дьяку Борису Остолопову, который бых дьяком с 7184 по 7202 г. См. Алфавитный указатель фамилий и лиц в Боярских книгах Московского Архива Министерства Юстиции, М. 1853 г., стр. 309. В каком году ркп. поступила в Новоторжский Борисоглебский монастырь – в описании сего монастыря, составленном священ. И. Колосовым (Спб., 1890 г., стр. 77) не говорится. А. Е. Викторов в библиотеке Ниловой Столбенской пустыни указывает ркп. 19, Сборник XVI в., в 4-ку, на 256 лл., в коем находятся между прочим «извлечения из Максима грека ». О сказании нет ни слова. См. Описи книгохранилищ северной России, стр. 221, 118. б) в Твери, – в Тверском музее: 175) Ркп. 3462. Сборник начала XVIII в., имеющий ок. 15 слов Максима грека (главы 63–64, 76–87 и 131); сказания о нем никакого нет. См. Описание ркпп., сост. М. Сперанским, М. 1891 г., ркп. 138, стр. 181–195. 176) Ркп. 3237. Сборник XVII в. На лл. 260–264 «месяца генваря в 21 день сказание вкратце о житии и о подвизех и отчасти сказание о чюдесех преп. и богоноснаго отца нашего Максима грека , инока св. горы Афонския архимарита обители Ватопедския; выписано из летописныя книги Сергиева монастыря…» Следует то сказание о Максиме греке , которое напечатано у меня на стр. VIII-IX. Вполне согласно с ркп. Императорской Публичной библиотеки, древлехранилища Погодина 1141, варианты которой отмечены выше на стр. VIII-IX. Описание ркп. см. ibid., ркп. 150, стр. 213–220. См. также ркпп. 2991, 3223, 3225 и 4404, в коих находится по 2–3 слова Максима грека . См. Описание ркпп., ркп. 111, 145, 149 и 203, стр. 137–138, 201–204, 202 213 и 290–293. Сказаний о Максиме греке в сих рукописях нет. IX. Во Владимирской губернии а) в древлехранилище братства св. Александра Невского в г. Владимире: 177) Ркп. 158. Слова Максима грека , послания и отрывки из других произведений, 118 глав, в 4-ку, на 424 листах, XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

(«Житие прп. Сергия», изд. О. Л. Др. Π., 149). Ниже читаем: «многих научи душеполезными словесы и на покаяние к Богу обрати». (Там же, стр. 151). 660 «Многих научи душеполезными словесы и на покаяние к Богу обрати» (стр. 151)... «грешником кающимся верный поручитель», (стр. 149). Это единственные и не совсем твердые свидетельства по вопросу о духовничестве преп. Сергия среди мирян. 663 Иер. Арсений, «Введенская и Пятницкая церковь в Сергиевом Посаде», Ч. О. И. и Др. 1894, 4 т., стр. 3–4. Ср. Е.Е. Голубинский, «Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра», 263–264 стр. Дальнейшая история троицкой богадельни такова. В 1547 г. при построении каменных церквей Введенской и Пятницкой (вместо одной деревянной – Введенской) ее причислили к этой последней и перевели на то место, где теперь стоит построенный в 1892 г. странноприимный дом лавры. На этом же месте «возле Пафнутиева сада» упоминается эта богадельня в 1737 г., с двумя отделениями – мужским и женским, каждое по 50 кроватей. Не раз она горела. Здесь мужская богадельня простояла до 1770 г., затем переведена на Вознесенскую гору «не в отдалении от Вознесенской церкви и большой дороги», где уже находилась богадельня женская. В 1789 ветхое здание мужской богадельни было продано и построено новое с отделением для женской «против Рождественской церкви в линию с лавками», близ нынешнего дома призрения. – Когда-то, не позже только первой половины XVI стол., на Подоле был открыт настоящий монастырь. Судьба этого монастыря (при Пятницкой, собственно, церкви) следующая. Первый раз он упоминается в 1547 г. Во второй половине XVI в. был закрываем. Незадолго до прихода поляков был восстановлен. Во время осады померло 22 его монаха, укрывшиеся в лавре, а монастырь был выжжен. Восстановлен он до 1641 г, но уже женским, а не мужским. В 1660 году обращен в приходскую церковь , а старицы переведены в Хотьково. В недавнее время лавра присоединила Пятницкую церковь к себе, и пятницкий приход закрыт. См. Арсений, «О служках Троицкого монастыря», Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

330 Зубрицк. Аноним Гнезненский, стр. 3. Львов, 1855. – Русские же области, смежные с Литвой, которыми уже в XIII в. овладели литовские князья – Гродно, Новогрудок, Минск, Полоцк и др., кажется, никогда не платили дани татарам, почему и назывались Белой, т. е. свободной о татарского ига, Русью. 335 Жалованные грамоты их монастырю 1465 г. и 1491 г., в А. 3. Р. V, 2. Там же грамоты Сигизмунда в 1512 г. и королевы Боны, 1541. Ср. А. Ю. и 3. Р. I, 336 В 1526 г. Кобринский архимандрит Иосиф отказал имущество свое князю Илье Констант. Острожскому. А. Ю. и 3. Р. I. 84. В 1576 г. Баторий предоставил Кобринский монастырь в пожизненное владение дворянину Николаю Кирдеевичу, после смерти прежнего державца его, Василия Григорьевича. Ibid. 172. 339 О бельских церквах: Материалы для статистики и географии России. Гродненская губерния, ч. II, стр. 904–910. Спб. 1863 г. 340 П. С. Л. II, стр. 222. – Каменец – ныне местечко Брестского уезда. О Каменецкой веже (пограничной крепости) в сведениях И. И. Срезненского о Малоизвестн. пам. Спб. 1867 стр. 5–10. 345 Мелетий Хребтович – племянник полоцкого епископа Германа Хребтовича: служил до получения (13 ноября 1576 г.) печерской архимандрии в военной службе. Прозвание Богуринский – от родового имения Хребтовичей, Богурина на Волыни. 346 А. 3. Р. IV, 149. Ипатий (Адам) Поцей сын подскарбиа литовского Льва Поцея, род. в 1541 г.; окончил курс наук в Краковской академии. Женат был на Анне, княжне Острожецкой, и имел от нее трех сыновей и столько же дочерей. Перед посвящением в епископы был брестским каштеляном (Несецкого, Когопа Р., I, 240. III. 619). Во время движения реформатских учений в Польше и Литве увлекся нововерием, но потом возвратился в православие. 349 Поэма Пекальского: De bello Ostrogiano ad Piantkos cam Nissoviis. Crac. 1600. – Кондратович. Ист. польской литерат. Т. II, стр. 281. 350 Зубрицк. История древн. галицко-русского княжества, Т. I, стр. 61, 64. Львов. 1852. – Сочинения Максимовича Т. I. стр. 164. 351 Князь Федор Острожский удалился в Киево-печерский монастырь, принял там монашество и умер († 1435 г.) в глубокой старости. В монашестве он наименован был Феодосием. Церковь русская чтит его, как святого. Сын его, Василий, соорудил в г. Остроге, при дворце своем, Богоявленскую церковь и основал Дерманьский монастырь. Сын Василия, Иоанн, военачальник короля и великого князя Казимира, известен поражением татар в 1454. Сыном этого Иоанна, женатого на княжне Глинской, был гетман литовский Константин Иванович.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

2886 Зёрна добра 169. Впрочем, в трудном вопросе о взаимных отношениях среды и личности автор колеблется между различными мнениями: здесь у него в нравственном обновлении личности первое и главное условие обновления внешней жизни, а в Евангелии, как основа жизни, это условие – единственное (стр. 127, хотя на стр. 115 опять иначе). 2898 „Евангелие, как основа жизни” в короткий срок выдержало более десяти изданий, являясь во всех изданиях, как значится на обложке, „без перемен”. Перемены однако были бы не излишни, если бы не был понятен печальный смысл этой надписи: издание „исправленное” не значит ли часто на русском языке „испорченное”?.. 2901 См. П. Козицкого. „О литературной проповеди свящ. о. Григория Петрова. По поводу сочинения: „Евангелие, как основа жизни“ – Миссион. Обозр. 1903, 7, стр. 943–944. 2907 Вера и Церковь 1901, кн. 6, стр. 14–5–156; 1902 г„ кн. 10, 800–806; 1903, кн. 2, 281–285; 1903, кн. 3, 458–461; Миссион. Обозр. 1903, 3, 315–331 и 331–333; 1903, 4. 558–560 и 567–572:1902, 11; Моск. Ведом. 1902, дек. 23; 1903 янв. 5; Церк. Вестн. 1902, 48; Мисс. Обозр. 1903, 6, 753–769; 1903, 7, 936–955; 1903, 9, 1279–1289; 1903. 10, 1041–1415. 2911 Мисс. Обозр. 1903, 7, 955; Вера и Церковь 1901, кн. 6, стр. 149,145, 1903, кн. 3, стр. 461. 2925 Ср. Опыт апологетического изложения христианского вероучения, т. 1. изд. 1, стр. VII–VIII, XI, XIV. 2926 Лично мне более нравится и представляется более благовременным тот жанр проповеди, прекрасный образчик которой дан нам в проповедях Е. Берсье „Беседы“, СПб. 1890–1896. Т. I–IV. Е. Берсье поставил себе ту же цель, что и о. Петров, – изображение христианства, как мировой нравственной силы, но, исходя из убеждения в неразрывности догматической и нравственной сторон христианства, Берсье приходит к цели иным и более целесообразным путём: „каждое из предлагаемых мной нравственных наставлений“, говорит Берсье, „основывается на отвечающем ему теоретическом учении“ (предисл. IV к т. 11-му). О принципах, которым следует проповедь Берсье, см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

111 Ркп. житие блажен. Прокопия говорит, будто Прокопий слушал наставления в православии у пр. Варлаама в его обители; но св. Варлаам Хутынский, преставившийся в 1193 г., не мог преподавать наставлений в вере Прокопию, скончавшемуся почти столетием позже св. Варлаама; вероятно жизнеописатель принял одного из преемников св. Варлаама за самого преподобного Варлаама, по тождеству имен. Вершинский в Месяцеслове повторяет старую ошибку. 115 Устюжский летописец у Савваитова, стр. 45. 46. «Повесть о страшном чудеси» в ркп. Минее Серг. лавры 5. Слава Богоматери 3. 3, 51–53. Несколько камней, павших при св. Прокопии из воздуха, издавна хранятся во Владимирском соборе. Доброхотова о Владимире, стр. 97. 116 Устюжский лет. у Савваитова, стр. 40. Год кончины показан по лит. Савваитова. У Карамзина IV, пр. 206, показан 1303 г. годом кончины. 117 Житие; Фризова летоп. г. Устюга – в Север. архиве 1822 г. 12. Сольвыч. XVII стол. в записк. архив. общ. в. 33. Служба прав. Прокопию – в опис. муз., стр. 591. 604. Царского 563. В святцах устава XVI в. (Толстого 1, 100) июля 8: «пр. Прокопия Устюжского чудотворца». 120 Житие преп. Феофила из рукописи Пандократорской кельи св. Василия нап. в Афонском патерике 2. 69–81. 121 Сичево невдали от Солуня и Брегальницы у Григоровича стр. 142. В рукописи испорченное Ζυχυας. 122 Об этих событиях говорят: а) Трифон Коробейников, бывший в Египте в 1583 г. (Путешествие его, стр. 149. 150. СПб. 1849 г.); б) п. Нектарий у Лекеня Ог. ehr. II, 502. О патр. Иоакиме Христ. чт. 1856 г. 1, 391. 392. 124 Монастырь Пандократора и его скиты избирали и избирают для пребывания своего особенно Русские. Заметки поклонника, стр. 78. Письма Святогорца 2, 201. 202. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010