Исихасты же, возглавив константинопольскую церковь , стали пастырями не только жителей Византии, но и всех остальных православных душ в пределах Вселенского патриархата, т. е. Восточной Европы. «Святейший и премудрейший патриарх Костянтиняграда кир Филофей» оказался у славян едва ли не самым популярным автором из всех византийских писателей XIV в. Но любопытно, что в его обширной и разнообразной литературной продукции далеко не всё равно привлекало внимание переводчиков. Например, ни одно из его богословских сочинений и житий не было переведено. Ближе и лучше всего знаком южным и восточным славянам этот литератор-патриарх оказался именно литургико-поэтической стороной своего многогранного творческого облика – своими гимнами и молитвами: не менее сорока из них было усвоено на Руси. 3 «Чин Филофея есть последний устав, указывающий, как надобно совершать литургию, после которого она уже не подвергалась никаким изменениям» ( Порфирий Успенский . Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1846 г., ч. II, отд. 1. Киев, 1877, стр. 450). «Эта обработка простиралась на все главные службы устава и имела в виду определить подробности обряда для служб суточного круга и литургии. Дело было задумано и велось систематически. Составитель ordo держался иерусалимского устава, и не только следовал принятому здесь порядку службы, но во многих случаях делал из него буквальные извлечения и повторял особенности текста» ( И. Мансветов . Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882, стр. 17–18). 4 Сопоставлением этой редакции Учительного Евангелия с предшествующей (Константина Преславского) занималась, насколько мне известно, только В. П. Адрианова-Перетц в семинарии В. Н. Перетца (см.: В. Н. Перетц. Отчет об экскурсии Семинария русской филологии в Житомир 21–26 октября 1910 года. Киев, тип. Университета, 1911, стр. 99–110). Читать далее Источник: Г. М. Прохоров. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ л., 1972. т. 27. С. 120–149. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Но так как ещё со времён византийских в Прологах и Четьих Минеях в громадном количестве случаев помещалось мучение Никиты Готского и так как сравнительно с ним наше отличалось, действительно, обилием чудесного элемента, но последнее и стало являться в глазах строгого книжника писанием ложным, «складенным криво, а не так, как пишется в Минеях Четьих и в Прологах». На основании этого оно и стало вноситься в индекс, сделавшись, таким образом, книгой отреченной. Апокрифическое мучение Никиты не оказано влияния на русские духовные стихи, как мучения Георгия и Фёдора Тирона, но оно не осталось без влияния на иконопись и народный верования. В русской иконописи Никита является попирающим дьявола и бьющим его цепью, а в народном веровании он оставил след в составлении особой, посвящённой ему заклинательной молитвы. Апокрифическое «мучение» издано Тихонравовым в Памятниках отреч. лит. т. II, стр. 112–120 и Цыпиным в Памятниках старинной русской литературы т. 1, стр. 146–149. Греческие же тексты «мучения» до сих пор не изданы и исследования о них пока не появлялось. В настоящем исследовании и приняты во внимание следующие списки «мучения»: 1) Венской Придворной Библиотеки cod historicus 126, в котором недостаёт начала, дополненного в издании из списка Парижской Национ. Библ. du suppl. dr. 162; список обозначается через Вн а .; 2) Венской Придвор. Библ. cod historicus 57, XIII–XIV в. – обозначается через Вн.; 3) Парижской Национальной Библиотеки de fonds grecs 769, XIII в. – обозначается через Пар. 4) Венецианской Библ. св. Марка Арр. Class. II, cod. ХС, века XII – из этого списка я имел только первую половину, обозначается через Вен. Из славянских текстов, кроме изданных, я имел в виду 1) сп. Церковно-исторического Музея при Невской Духовной Академии 1489 г. (Четья). 2) Афонского Хиландарского монастыря 75, XV в. и 3) Ундольского 1296, XVI в. Рассматривая находящееся под рукой греческие и славянские тексты, видим, прежде всего, что в общем, они все сходятся между собой, но в частностях различаются. Различия между ними состоять главным образом в порядке содержания: то, что в одном списке стоит раньше, в другом – позже и наоборот. Существенными частями Мучения являются: 1) история уверования Никиты в истинного Бога, 2) перечисление его мучений, 3) эпизод с дьяволом в темнице и 4) сказание о смерти и заключение. Каждая из этих частей и требует особого внимания. Предварительно я коснусь текстуальной стороны указанных выше текстов, причём за основание возьму список Венский 57.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

В то же время Св. Синод торжественно признал св. икону Божией Матери Почаевской воистину «чудотворной», как древнюю, несомненную святыню нашей Церкви православной, и в числе первых своих распоряжений того же 1831 года, между прочим, дал знать лавре Почаевской, чтобы для исполнения лежащих на монастыре (Почаевском) и фундуше его духовных обязанностей, т. е. отправления панихид, заупокойных литургий и молебствий пред чудотворной иконой Почаевской Богоматери, оные, смотря по тому, которые из сих обязанностей были возложены на обитель православными, и которые напротив униатами или римскими католиками, по принадлежности разделены были между возвращенным православию монастырем Почаевским, и теми, в кои имели из него быть переведенными монахи базилиане 2). в пещерной церкви посредине треснул свод, от чего на нем сделалась щель или трещина на всем пространстве длины этой церкви. Униаты сами видели в этом знамение, предвещавшее им падение их власти в лавре Почаевской, или таинственный глагол небесный, возвещавший тайну судеб Божиих, определивших удаление из сей обители базилиан. «Сказ, о Почаев. Успенской Лавре, арх. Амвросия», стр. 148–149. 1) Там же, стр. 157. 2) Указ св. Синода, от 24 октябри, 1831 г. 11,103, о принятии Почаевской обители в православное ведомство. Нечего и говорить, конечно, что униаты и их латинствующая собратия не могли хладнокровно отнестись к этому событию, «ломавшему, как говорит ученный о. Морошкин, самый оплот унти не только в пределах югозападного края России, но и везде, где только уния существовала. Они чувствовали, что, по собственному их выражению, у них вырывали сердце обращением Почаевского монастыря в православный» 1). Но не будучи в состоянии ничего сделать против совершившегося факта, латиноуниаты задумали мстить нам другими косвенными путями, и в особенности, буде можно, на св. чудотворной иконе Почаевской. Для этой цели они прежде всего замышляли, по возможности, ограбить св. икону еще до поступления ее в наше достояние. Так, когда в 1832 году духовный Собор лавры начал сличать принятое в 1831 г. от униатов имущество лавры с найденной давней униатской описью, то оказалось, что с св. иконы был снят золотой крестик (из чистого золота) с семью рубинами 2). Вслед за сим, в 1833 году случайно найдена была в одном из ящиков лавры в ризнице секретно спрятанная жемчужная риза на чудотворную икону Божией Матери которую, без сомнения, базилиане хотели тоже увезти, и не увезли только, можетъ быть, потому, что или не могли сделать этого, или забыли 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Стр. 41–43 отчасти списаны, а отчасти составлены по Макарию (См. §245, m.V, стр. 58.59 прим. 44.60.59 прим.143.59–60.61). Цитаты в 3-ьем примечании на 43 стр. перенесены из Макария (m.V, стр. 58 прим.141, стр. 60 прим.149, стр. 61 прим.151); только цитаты на Августина получили безграмотный вид. Прим. на 46 стр. заимствовано у проф. Соколова, стр. 165 прим. 3. В конце стр. 49 и в начале 50-ой о. Малиновский из статьи проф.Беляева списывает слова Mahrheineke (а не Marcheineke, как пишет о. Малиновский) и в прим.1 отмечает, откуда он берет эти слова. Но дальше из той же статьи списываются слова Тридентского собора, собственные рассуждения проф. Беляева и слова римского катихизиса (в прим.3-ем), но цитат на Православный Собеседник уж больше нет (См. 1871, т.1, стр. 226.227). §143. Установление крещения (стр. 57–63). В этом параграфе о. Малиновскому повидимому может принадлежит лишь одна страница; остальное же все и почти всегда дословно списано с книги А.Алмазова -История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань 1884. Срвп. Стр. 58 Малиновского и стр. 7. 8. 9. у Алмазова. По Алмазову составлено здесь и примечание, которое лишь и снабжено цитатой. При том в списанной у Алмазова цитате на «Луг Духовный» вм. стр. 287 поставлена неизвестно почему 181-я. Стр. 59 вся взята у Алмазова, стр. 11–12. Примеч-Алмазова стр. 11 прим.1. Около половины этой страницы и у Алмазова выписка из догматики Макария (m.1V, стр. 101–102), но у Алмазова заимствование точно отмечено и снабжено цитатой; о. же Малиновский не ставит цитаты ни на Макария. ни на Алмазова. Средина стр. 60 выписана без цитаты из Макария, §202, m.IV, стр. 02, а дальше на протяжении страницы пересказ и отчасти буквальная выписка из Алмазова, стр. 13–16. Книга Алмазова и названа (стр. 60 прим.), но загорожена поставленной впереди статьей Смирнова. Обширная, в целую страницу, выдержка из Тертуллиана (стр. 19–20) взята у Алмазова (стр. 19–20). Алмазов цитирует старый перевод Карнеева (ч.II, стр. 8–9) и приводит в примечании подлинный латинский текст, которому перевод Карнеева, как сделанный не с подлинника, а с французского перевода, соответствует далеко не в точности. § 144. Видимая сторона в таинстве крещения ( стр. 63–77).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

18 Petros N. Papageorgiou, Zu Theodoretos und Georgios Burizes в «Byzanminische Zcitichrift» herausg von Prof. Karl Krumbacher II (Leipzig 1893), 2–3, S 585–589 (cp «Theologischer Jahresbericht» herausg von Prof. H. J. Koltzmann XIII [Braunschweig 1894], S. 195). 20 См. и в письмах блаж. Феодорита 149 (стр. 225) и 158 (стр.267–268), а также ср. 195 (стр. 328–319). 22 См. Synodicon, сар. LXXIX , CLXXXVIII-CLXXXIX и примечания кним Балюза у Migne, gr. ser. t.LXXXIVI col.688. 802–803; Rev.Edmund Venables, Art. «Irenaeus» в A Dictionary of Christian Biography cd. byWillam Smith and Henry Wace, vol. III (London 1882), p. 280–281. 282–283; Herzog-Hauck, Realeneyklopädie V 3 (Leipzig 1898). S 634; X V 3 (Leipzig 1903), S. 736. 738. 748–749; Н. Н. Глубоковский , Блаж. Феодорит I , стр. 165 сл. и др.; II, стр. 475–476. 476–477. 23 Для сего см. и письма блаж. Феодорита 3 (стр. 2–5), 12 (стр. 9–11), 16 (стр. 16–19) и 35 (стр. 36). 24 См. «Христианское Чтение» 1907 г., 3, стр. 381 прим. 383. 385– 391; ср. 1900 г., 8, стр. 316–317 и «Revue internationale de theologie» VIII, 31 (Juillet-Septembre 1900), p. 430. 25 Ad Ephesinum concilium variorum Patrum epistolae, ex manu-seripto Cassinensis bibliothecae codice desumptae, nune primum in publicam lucem data per F. Chr. Lupum [­Wolf], Lovanii 1682, pag. 1–470. Christian Lupus (­Wolf), O. S. Aug., родился 23 июля 1612 г., умер в Лувэне 10 июля 1681 года: см. F. Lichtenberger, Encyclopedie des sciences religieuses VIII (Paris 1880), p. 434; Wetzer und Welle, Kirchenlexikon, zw. Aufl., VIII (Freiburg im Breisgau 1893), Sp. 304–306. 26 Dissertatio V. de Theodoreti et Orientalium causa в Aucmarium′e y Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 549 sqq. Jean Garnier (Garnerius), S. J., родился в Париже в 1612 г., умер 26 октября 1681 года: см. F. Lichtenberger, Encyclopedie V (Paris 1878), p. 411–413; Wetzer und Welte, Kirchenlexikon V 2 (Freiburg im Breisgau 1888), Sp. 104–105. 27 Novacollectio conciliorum, seu supplementum ad collectionem Ph. Labbei ed. Steph. Baluzius, Parisiis 1707, p. 679 sqq. Étienne Baluze (Stephan Baluzius) родился 23 ноября (по другим – 24 декабря) 1630 г., умер в Париже 28 июля 1718 года: см. F. Lichtenberger, Encyclopédie I (Paris 1877), p. 48; Wetzer, und Welte, Kirchenlexikon I 2 (Freiburg im Breisgau 1882), Sp. 1912–1915; A. Vacant et E. Mangenot, Dictionnaire de mhéologue catholique II (Paris 1905), col. 138–139.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

12, стр. 1 и ФПС I, 68 ФПС III стр. 46 16, стр. 2 дело 84 Кат-АМ (обновл.) Кат-ЯВ III, стр. 54–55 Кат-ЕС 1, стр. 11, 60 «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год» стр. 318–319 Am 27.05.1915 traf Evdokim Mešerskij in Nordamerika ein und versuchte, das kirchliche Leben der verschiedenen Nationalgruppen zu organisieren. Für die Syro-Araber konsekrierte er В Aftimios. Auch die kirchlichen Institutionen hat er reorganisiert. Das Waisenhaus in Brooklyn wurde nach Springfield, Vermont verlegt, an dessen Stelle das Woomen-College eröffnet. Ebenso war er stark an St. Platons’ Seminary in Tenafly, N.Y. interessiert. Am 06.08.1917 kehrte er nach Rußland zurück. M. Antonij (Chrapovickij) tadelt seinen Lebenswandel in einem Brief an ihn: «Es ist für Sie jetzt schwierig, nicht auf Schritt und Tritt Ihre früheren geheiligten Überzeugungen preiszugeben. Da Sie Konkubinen und illegitime Kinder haben, sind Sie gezwungen, sich nach allen Seiten umzuschauen und ständig vor Entlarvung, Absetzung und Armut zu zittern» (N. Rklickij, izneopisanie VI, 132–133). Als Vorsitzender des von den Erneuerern geschaffenen «heiligen Synod» sandte er nach dem Tode Lenins ein Beileidsschreiben an die Sowjetregierung, das durch seine übertriebene Kriecherei vor den Sowjets viel Empörung bei den Gläubigen hervorgerufen hatte (Christianin 1924, Juni, Nr. 1, S. 6). Werke Naši zadai in: Christianin 1 (1924) 1, 185 Otkliki na smert’ V.I. Lenina ebda. 6 Sobornyj razum ili edinovlastie ebda. 2 (1924) 2/3, 1–5 Literatur Prav. Rus’ 1955, 18, 9 5 (1962) 24 Regel’son 303, 312, 330, 347, 355 A.Levitin – V.Šarov, Oerki po istorii I, 168 f., 170–174, 178, 214 M. Poskij Novye mueniki I, 149 Joh. Chrysostomus Kirchengeschichte I, 204, 205, 216, 223, 275, 304, 307, 319; II, 36–38, 79, 80, 285 Orthodox America 1794–1976 (Syosset N.Y. 1975) Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После всемирного потопа «благословил Бог Ноя и сынов его и», между прочим, «сказал им: все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную, даю вам все; только плоти с душой ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт. 9:1,3,4 ). Таким образом, разрешение человеку «животной» пищи дается свыше только теперь, т. е., спустя после сотворения мира «2262 г.», если следовать хронологии текста «70–и» толковников, или «1307», если придерживаться «самаритянского текста», или «1656», если руководствоваться «еврейским текстом» (стр. 149 «Библ. Истории» А. П. Лопухина , т. 1, СПБ. 1889 г.). Следовательно, в течение очень продолжительного периода человечество имело право пользоваться только растительной пищей. Это очень характерно и многознаменательно. Но как бы там ни было, а отныне люди получили указанное право..., потому ли, что после потопа земля стала менее плодородной и не могла уже давать «ослабевшему» человеку достаточно питательной растительной пищи, или по другой какой–либо причине, указываемой некоторыми христианскими писателями древности, напр., бл. Феодоритом, по мнению которого «дозволение употреблять в пищу животных направлено против боготворения последних: «потому что», говорит он, «крайнего маломыслия дело – покланяться тому что употребляется в пищу» (Херасков: «Руков. к последов. чт. Пятикнижия Моисеева», изд. 3–е; Владим. на Кл., 1879 г., стр. 67) ... При этом, как мы видели из слов Божьих, человеку и теперь воспрещалось «употреблять в пищу кровь животных» или потому, что «кровь животных представляется седалищем животной жизни и главным ее двигателем», так что это «запрещение должно было внушать человеку уважение к жизни и отвращение к смертоубийству» (ibid. стр. 67–68), – или по другой какой–либо причине. Впрочем, как бы мы ни комментировали Божьи и слова, ясным и несомненным остается то, что раз Божье разрешение человеку питаться «животной» пищей дается не тотчас по сотворении первых людей и даже не тотчас после изгнания их из райского жилища, очевидно, что оно при ином ходе человеческой и мировой жизни, могло бы быть и даже несомненно было бы не дано, – что оно, следовательно, до известной степени носит случайный характер, говорит лишь о Божием снисхождении к немощам человеческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Стр. 184 (246). Каким деланием приходит человек в страх Божий? Брат снова спросил: каким деланием приходит человек в страх Божий? Старец отвечал: по мнению моему, должно отрешиться от всего, возложить на себя телесные труды и всеусильно содержать в себе памятование о исходе души из тела. (Авва Кроний). Стр. 305 (3). При таком памятовании о смерти телесный подвиг получает значение деятельно выражаемого, а потому весьма действительного покаяния. Каким образом страх Божий входит в человека? Брат спросил старца: каким образом страх Божий входит в человека? Старец отвечал: если человек стяжет смирение и нищету и не будет осуждать ближнего, то страх Божий войдет в него. (Старец). Стр. 371 (3). Чрез какие добродетели приходит страх Божий в душу человека? Брат спросил авву Евпрения: как приходит страх Божий в душу? Старец отвечал: если человек будет смиряться, нестяжательствовать, если воздержится от осуждения, то придет к нему страх Божий. Стр. 123(6). До какого времени страх Божий хранит человека и чем соделывает своего питомца? Страх Господень, пребывая в человеке, хранит его и сберегает до того времени, в которое человек скинет с себя тягостную ношу – тело: тогда страх Господень соделает питомца своего наследником блаженства святых для радования с ними радостию вечною, как и Писание возвещает: Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего. ( Антоний Великий ). Стр. 14 (14). Чем уничтожается в человеке страх Божий? Чада мои! рыба, вынутая из воды, умирает, так уничтожается и страх Божий в сердце монаха, допускающего себе частые выходы из келлии. ( Антоний Великий ). Стр. 14 (12). Есть ли страх Божий в том человеке, который увлекается чем-либо не благоугодным Богу? Я спросил его: что есть страх Божий? Он отвечал: нет страха Божия в том, кто увлекается чем-либо неблагоугодным Богу. ( Авва Исаия ). Стр. 149 (76). Почему в сердце человека отсутствует иногда страх Божий? Брат спросил брата: отчего мое сердце жестоко и я не боюсь Господа? Старец отвечал: Думаю: если человек будет содержать в сердце самоукорение, – то стяжет страх Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Гарпократа представляли то в виде дитяти в пеленках, то в виде юноши в египетской митре, увенчанного красным и зеленым диском с волосами, падающими прядью, напоминающей рог изобилия, с которым он иногда изображался. Древние изображали обыкновенного Гарпократа на пакетах для обозначения того, что должно хранить секрет писем 4 . Таким образом, “восходящее солнце” египтян могло явиться в христианском мире “солнцем правды”, сохранив атрибуты египетского происхождения [митра (В “переводах с древних икон из собрания А.М. Постникова”, изд. В. И. Успенским, СПб. 1898 г., Спас Благое Молчание в Митре и с ключами в руке) диск, волоса, напоминающие своими локонами рог изобилия]; молчание (silentium) римлян стало “благим молчанием” у христиан. Изображение “Спас Благое Молчание” мы находим в Салернском соборе 5 в собрании древних икон, принадлежащих графине П.С. Уваровой, в Московских – Успенском соборе и Новодевичьем монастыре, в Федосеевской молельне в Риге 6 в Музее Императора Александра III в Петербурге. Композиция, которую мы видим на рассматриваемой иконе музея Общества Любителей Духовного Просвещения, встречается на литых изображениях, напр., в музеях Новгородском 7 и Тверском 8 – Интересное видоизменение древней композиции иконы Спас Благое Молчание представляет другая икона музея Общества Люб. Дух. Просвещения. Надпись на ней: “Исус. Благое Молчание”. Спаситель – в митре, в волосах – тороки; руками, скрещенными на груди, Он поддерживает с одной стороны – крест, трость и копие, с другой хартию со словами: “ Дух Господень на мне егоже ради помаза благовести нищим”. На обороте иконы надпись: “Ефиму Михайлову Кирьянову за написание трудов 6 ру”(блей). – Икона поступила в музей из Св. Синода. – 1        Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Стр. 90. 4        Dictionnaire mithologique universel, part. d – r. E. Incobi, trad. – parl. Th. Benard, Paris. 1846; cp. Noel Abrega da la Mithologie universelle Paris 1815, p. 301. 5        Древности. Труды Имп. Московского Археологического Общества. Т. IX, гл. II–III. М. 1883. Протоколы. Стр. 50. 8        Жизневский, А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. 420. См. Древности. Труды Имп. Моск. Археологич. Общества. Т.Х. М. 1885 год. Ср. 149. Отдельное издание, – стр. 108. Читать далее Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : Вып. 1-3/А.И. Успенский. - Москва : Печатня А.П. Снегиревой, 1900-1905./Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью... Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» ( Иак.3:13,17 ). Святой Иоанн Лествичник о кротости сказал так: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся; а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим ( Пс.24:9 ). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. «На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного» (Исаии 66,2). «... В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола» («Лествица», Слово 24). Семья, в которой господствует кротость и любовь, имеет истинное счастье. Ведь кротость не вызывает ссор и раздоров, успокаивает возбуждения и обиды, распространяя на всех членов семьи чувство удовлетворения, ласки, любви и смирения. Такая семья будет частью Великой Семьи Небесной. Истинная тайна благочестивой жизни проявляется в сердечном смирении и кротости Христовой. Ибо Господь «прославляет смиренных спасением» ( Пс.149:4 ). Поэтому в Своей третьей заповеди блаженства Иисус Христос провозглашает о том, что кроткие блаженны, то есть счастливы, «ибо они унаследуют землю». В другом месте Библии говорится так: «Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» ( Пс.36:11 ). Итак, в третьей заповеди Блаженства говорится о том, что кроткие станут блаженными, то есть счастливыми и унаследуют землю. По поводу того, о какой же земле идет речь, в богословской литературе существует несколько пояснений. Целый ряд богословских авторов считает, что в третьей заповеди идет речь о земле духовной. Кроткие «получат во владение Небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном» («Закон Божий», составитель Протоиерей Серафим Слободской , 1987 г. стр.310). Сторонники этого объяснения утверждают, что обещанная земля не будет омрачена страданием и проклятием, так как в Библии сказано: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр.3:13 ). «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» ( Откр.22:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010