1108 Служебник, изд. М. 1855 г.; л. 267 об. «Аще кроме убо постов четырех обычных приступити к св. причащению восхотят (миряне), седмь дней да постятся»... и пр. 1111 По ук. Св. Синода 1806 г. священно-служители, не бывшие ни разу в году на исповеди, посылаются на месяц в монастырь. В практическом руководстве свящ А. в. Хойнацкого (М. 1883, стр. 119), – как основание именно четверократной в году исповеди священно-служителей, – есть ссылка еще на инструкцию духовникам, – но обще-действующей такой инструкции не существует. 1114 См. ст. П. Троицкого. Избрание духовенством Брацславской епархии десятоначальников... и духовников» – в Подольск. Е. В. 1873 г., 12, стр. 426–427. 1122 См. ст. Лосева Александра «Ветхозаветные посты и употребление св. четыредесятницы в новозаветной древне-христианской церкви» – в Курск. Е. В. 1882, стр. 149. 1123 Ibid., стр. 149–150. Впрочем, в канонических и историко-литературных известиях древнего времени о Четыредесятяице не имеется категорических указаний на практику исповеди (в современном значении) в дни великого поста (См. уже цитованые статьи: «Как провождали св. Четыредесятницу древние христиане» – в Руковод. для сельских пастырей 1867 г. I, стр. 375–382; С-ва А. «Как проводили древние христиане страстную седмицу?» (Ibid. стр. 542–548) и кроме того: Парвова А. «Пост св. Четыредесятницы по правилам древле-каноническим, обычаям древних христиан и законам греко-римских императоров» – в Христ. Чт. 1863, стр. 307–322, – и Мансветова И. Д. «О постах правосл. Восточной церкви» – в Приб. к Твор. св. отцев 1885 г., кн. IV, 396–39; 1886 г. кн. II, стр. 630–698. 1126 О подобных недостатках русские священники не раз уже заявляли в печати. См. напр. Рук. для сел. паст. 1887 г. Ibid. 1867 стр.670–672; «Одна из мер к устранению беспорядков при исповеди в В. пост» ст. в Литов. Е. В. 1883, стр. 106–106; перепеч. в Рук. для сел. паст. 1884 г. стр. 130–133; Свящ. П. П «Средство облегчить труд священника при исповеди говеющих в Великий пост » в Рук. для сел. паст. 1888 г. стр. 405–407; Преображенского Вас. (евящ.) – «Заметка относительно порядка исповеди говеющих в св. Четыредесятницу» – Ibid. стр. 344–348; Церк. Вест. 1890 г. стр. 832; 1889 г. стр. 116; ср. В. Рубинова – Великопостная исповедь в сельских храмах Церк. Вестн. 1885 г., стр. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

2. Устюжский летописец. Вторая редакция. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 110. 3. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 137. 4. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 39 - 40. 5. Зенкова О. Б. «Мы наш, мы новый мир построим…» (из истории преобразования устюгских монастырей после революции 1917 года). - Краеведческий альманах «Великий Устюг». Выпуск 2. – Вологда: «Летия». 2000. 6. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июля 15. 14. 1900. Стр. 348-352. Августа 1. 15. 1900. Стр. 379-384. Сентября 15. 18. 1900. Стр. 454-460. Октября 15. 20. 1900. Стр. 491-493. Ноября 15. 22. 1900. Стр. 562 – 565. Января 16. 2. 1901. Стр. 33 – 36. Февраля 1. 3. 1901. Стр. 68-74. Марта 15. 6. 1901. Стр. 149-153. 7. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII с толетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 39 - 40. 8. Там же. Стр. 40. 9. Августин. Описание Великоутюгскаго Архангельскаго второкласснаго монастыря. – Вологодские губернские ведомости. Часть неофициальная. Суббота, Февраля 22 дня. 1847. Стр. 73. 10. Титов А. А. Летопись Великоустюжская./Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 64. 11. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Марта 1. 5. 1900. Стр. 109 - 110. Марта 15. 6. 1900. Стр. 134 – 140. Май 15. 10. 1900. Стр. 236 - 238.

http://sobory.ru/article/?object=00247

155 Патриарх Никон, Каптерева (Православное обозрение. 1888. 1. стр. 56 (дела греческие 1652 г. – Московский главный архив Министерства иностранных дел). 157 См.: Каптерев. Характер отношений России к православному Востоку в 16–17 столетии. Гл. 11. Упадок значения греков на Руси после церковной реформы Патриарха Никона и окончательное утверждение у нас в конце 17 и начале 18 века западного влияния (стр. 455–516). 158 «От всех уничижен бых, и кроме истины, и сего ради многожды хотеша нас убити… зане ищем и держим вся и наипаче греческия законы и догматы » (послание к Дионисию, Патриарху Константинопольскому (Записки отдела русской и славянской археологии, т. 2, стр. 519); то же место по списку Воскресенского монастыря в несколько измененном виде – «не единою и дважды хотели убити», – см.: Макарий, т. 12, стр. 304. 161 Там же. т. 1, стр. 188–189; ср. т. 7, стр. 112. Паисий Лигарид не пощадил, однако, в своем сочинении «О Никоне» Неронова и его единомышленников за вражду к грекам. Сопровождая их имена разными эпитетами, он прибавляет: «Бездну лжи написали они против нас, далеко превосходящую зловонный навоз Авгия…» (Кн. 1, гл. 31). Об Иване Неронове см. статьи П. Знаменского (Православный собеседник. 1869. т. 1, стр. 236–282, 325–366). 162 Материалы для истории раскола. т. 8, стр. 1–66. О деятельности Аввакума как писателя см.: Жежеленко Д.Н. Протопоп Аввакум и его литературная деятельность (Странник. 1883. 3–4, 8–10); ср.: Аввакум, его мнения и секта (Православный собеседник. 1868. т. 2, стр. 18–61, 135–145); Протопоп Аввакум в Сибири (Тобольские епархиальные ведомости. 1885. 15–17 и др.); биографический очерк (Энциклопедический словарь 1861. т. 1, стр. 149–154, Мельников П.). 163 Аввакум сообщает еще одну любопытную нравоописательную черту, требующую пояснения: «Медведя Никон смеяся прислал митрополиту Ионе Ростовскому на двор, и он телом медведю» и т. д. (Т. 8, стр. 38; ср.: Древняя и Новая Россия. 1876. Т. 3, стр. 419). Другие данные см.: т. 5, стр. 205, 299, 342; т. 6, стр. 253 и др. Анна Ртищева – сестра Ф. М. Ртищева (Там же: 6, стр. 228). «Надобно Царя тово Алексея Михайловича постричи беднова» и т. п., пишет Аввакум (T. 8, стр. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

2.      Краткие описания монастыря, его зданий и достопримечателъностей в прежнее время и теперь. История монастыря 10)       Путешествие по св. местам Русским. А.Н. Муравьева. (Троицкая Лавра и др.) С планом Нового Иерусалима. СПб., в типографии III отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1836 г., 8°, IV+155 стр. (Ольхин 2327, Березин-Ширяев). 2 изд. там же 1837 г., 8°, 148 стр. (Ольхин 2327). 3 изд. там же 1840 г., 8°, 251 стр. 4 изд. там же 1846 г., 8°. I т. –293      стр.; II–384 стр. (О Лавре стр. 1–58, 175–187 и друг.). 11)       День в      Троицкой Лавре. Ник. Иванчина-Писарева. М. в тип. Семена, 1840 г., 8°, 104 стр. (Ольхин 727 и 2335). 12)       Троицкая Сергиева Лавра. Соч. И.М. Снегирева . М. в Губерн. типографии 1842 г., 12°, 149 стр. + немеч. (Ольхин 781). Переработанное издание статьи в «Московских Губернских Ведомостях» 1842 г. 2 изд. М. там же 1843 г. 13)       Описание зданий, находящихся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. М. 1850 г., в тип. Кириллова, 12°, 14 стр. 2-ое дополненное изд. М. 1852 г. в тип. Волкова и К°, 16°, 22 стр. 14)       Св.-Троицкая Сергиева Лавра. Обозрение зданий Лавры в настоящее время. В статье Р. Штрандмана «Историческое описание памятников отечествен. святыни». Чтение для солдат. 1855 г., кн. I, отд. 2, стр. 17–60. 15)       Троице-Сергиева Лавра. Т. Толычевой. «Семейные Вечера» (старший возраст) 1868 г., 11, стр. 678–684. Мнение Учебного Комитета при Св. Синоде об этой книге-см. в «Владимирск. епарх. Ведомостях» за 1876 г., 6, стр. 262–263. 16)       Троице-Сергиева Лавра (с 2 рисунками). «Нива» за 1870 г., N° 19. –1874 г., 18, стр. 280–283. 17)       Троице-Сергиева Лавра (с одним рисунком). Изд. «Мирск. Вестника», СПб., 1871 г., 8». 18)       Троице-Сергиева Лавра. Историч. очерк Т. Толычевой. СПб. 1873 г. Отзывы: 1) «Листок духов. Библиографии» за 1873 г., 11, стр. 165–166. Рец. Н. 2) „Владнм. еиарх. вдоыостп“ за 1876 г., 6, стр. 262–293. Учебного Комитета при Св. Синоде. 3) Системат. обзор, русской народно-учебной литературы 1878 г., стр. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

III, стр. 474 sqq; Записок Археологического Общества т. VIII Смеси стр. 89 (Усть-кулуйский погост). – В 1702г. предписание, чтобы на церкви деревянной верхи были не шатровые, а „с бочками, как и на прочих деревянных церквах верхи бывают”, – Древние акты Воронежского Покровского монастыря, присланные мне Ст. Зверевым, стр. 32 col. 1).  Нынешняя колокольня Покровского собора или церкви Василия Блаженного есть восьмигранная невысокая башня с шатровым верхом. Но она – не первоначальная и современная построению собора, а позднейшая неизвестно какого времени, поставленная на место первоначальной, которая была стенообразная (см. эту последнюю на изображении крестного хода на Лобное место, но не в L’art russe, где её нет, и не у Белянкина, у которого она есть, но неудовлетворительно представленная, а на самом изображени или самой картине). – (Колокольня шатровая в 10 стен, – Владимирский сборник Тихонравова стр. 170 col. 1 fin.. На колокольне нет креста, – Житие преподобного Сергия листы 15 и оборот, 108 оборот. На плане Москвы 1610г., напечатанном в Известиях Императорского Археологического Общества т. IV, выпуск 5, несколько колоколен столбовых: столб, покрытый маленькой четырёхскатной крышей, на крыше крест (как на фабриках и заводах висят колокола). См. церковь вниз к Москве реке от Василия Блаженного; за Москвой рекой на конце улицы, которая против моста; в Кремле правее Ивана Великого; на Красной площади и пр.. Архимандрита Макария Памятники церковной древностей Нижегородской губернии. (Записок Императорского Археологического Общества т. X) колокольня в селе Пальце Нижегородского уезда старая на четырёх столбах, обитая тёсом, стр. 308. В Княгининском уезде по описной книге 1672г. (Записок русского и славянского отдела Императорского Археологического Общества т. I отдел 3 стр. 140 sqq) были колокольни деревянные: 1) „колокольница на четырёх столбах” (стр. 143), а на ней восемь колоколов (небольших: первый 12 п., второй 8 п., 3 4 п., и пр.); 2) „колокольня на четырёх столбах” стр. 145 fin. (а на ней 6 колоколов, – 1-й 19 п., 2-й 5 п.); 3) „колокольня на четырёх столбах, покрыта шатром тесовым с крестом” стр. 148 (а на ней 5 колоколов, – 1 3 п., 2 2 п. и пр.); 4) „колокольня столбовая” стр. 149 (а на ней три колокола, а весу в них пуд); 5) „колокольня на столбу” стр. 150 (а на ней 4 колокола, – 1-й 7 п., 2-й 1¼ п. и пр.); 6) „колокольня на столбе” стр. 151 (а на ней 4 колокола, – 1-й 1 п; 11 гривенок и пр.); 7) „колокольня на столбе” стр. 152 (а на ней 3 колокола, весу 3 п.); 8) „колокольня на двух столбах” стр. 155 (а на ней четыре колокола малых); 9) „колокольня, поставлен столб, покрыть тёсом” стр. 156, а на ней два колокола, – весу 3½ п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

147 Летопись по Лаврентьевск., списку, – 1051 г. Здесь летописец сам пишет, что в 1064 г., будучи 8-ми лет, он был очевидцем младенца – урода, вытащенного из воды Киевскими рыбаками. 149 Кроме того в своей летописи Пр. Нестор упоминает о себе еще два раза: сначала под 1096 г. «приидоша Половцы в монастырь Печерский, нам сущим по келиям, почивающим во утрени» (собр. лег. т. 1 стр. 99), и 1106 г. «в сеже лето преставися Ян старец, от негоже многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». (Собр. лет. т. I стр. 120). 152 Ибо если тогда училища находились в других менее важных городах, как напр. в Курене (см. житие Пр. Феодосия) и даже в селах (Татищ. 11 стр. 75, 76), то без сомнения подобных училищ не могло не быть и при том значительное число в таком обширном и многолюдном городе, каков Владимир. 156 Русск. свят. над. 2, отд. 3, стр. 254 – 263. История, уч. об отц. Церкви, Преосв. Филарета Черниг., т. III. стр. 426 – 431. 161 Там же, стр. 54. Сравн. также, Собрание Летоп. I, стр. 119, 128; II, стр. 9, 287, 292; VII, 20 – 24. Летопись по Ипатскому списку, С.-Петерб. 1871 г- стр. 185, 206. 162 Голубинского История Русск. Церкви, т. I, первая половина тома, стр. 552. Сравн. История Российской Иерархии, т. I, стр. 220. Святитель Симон Владимирский на Клязьме, известный списатель житий преподобных печерских в первой половине XIII в., замечает, что кроме 30 епископов, вышедших из Киево-печерской Лавры, имена которых записаны в старой Ростовской летописи, потом вышли еще из того же монастыря около двадцати Епископов, так что до смерти (1226 г.) таковых было до 50-ти. «Прочти, говорит св. Симон, в послании своем к печерскому архимандриту Акиндину, старую летопись ростовскую, и найдешь, что всех которые из монастыря Печерского были поставлены во Епископы, было белее 30, а если считать и далее до нас грешных, то думаю будет около 50». (История Русской Церкви преосвященного Макария, m.III, С-Петерб. 1868 г. стр. 48, примечание 79, и стр. 187). 163 Характерно в этом отношении признание Святителя Симона, который, обращаясь к сотруднику своему по части жизнеописаний Преподобных Печерских, иноку Поликарпу, говорит ему: «пойми, брат, как велика слава этого (печерского) монастыря… Всю славу, всю властьза уметы вменил бы, если бы мне хоть колом торчать за воротами или сором валяться в печерском монастыре и быть попираемому людьми. День один в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести, и я охотнее согласия бы пребывать в нем, нежели жить в селениих грешничих», и т.д. (Памятники Русск. Слав. XII в., стр. 253, 257) – До чего же было крепко убеждение, что все архипастыри, вышедшие из печерской Лавры, должны быть святыми, можно видеть из того, что приемник Святителя Амфилохия, помянутый нами выше Симон, тоже значится в некоторых памятниках «святым», хоты о признании его церковью в числе святых ничего неизвестно. (См. История Российск. Иерархии, т. I, ч. 1, стр. 404).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Постепенное усиление этого явления было тем естественнее, что с последующими разделами Польши в России оказывалось большее и большее число польских, интеллигентных людей, с которыми труднее и труднее было бороться русским, интеллигентным силам. Это естественное, но в высшей степени несправедливое, по отношению к русскому народу, направление изменено было, благодаря присутствию в русском народе, и восточной и западной России, большой строительной, исторической силы. В то самое время, когда в Белоруссии, по-видимому, так решительно и бесповоротно остановились, в пользу латинства и полонизма, и распространение православия, и православное оживление унии, белорусские униаты сами стали вновь вырываться из рук латинян – поляков и стремиться к сближению с православным, русским народом; возникло вновь и прямое, и постепенное воссоединение униатов и выработалось то великое событие, которое известно под именем воссоединения униатов в 1839 года 8 Зборовский договор (1649 г.). Истор. ун. Бант. Каменск., стр. 100, по изд. 1866 г.; Лит. церк. ун., т. 2, стр. 209–221. 10 Известное столкновение Петра с униатами в Полоцке (1705 г.) и ссылка луцкого униатского епископа Жабокрицкого. Истор. ун. Бант. Каменск., стр. 137–139, 141; Лит. церк. ун., т. 2, стр. 242 и 237. 11 Арх. к. ч. 3, т. 2, CCLXXXVII. Петр вынужден был это сделать на основании прутского договора с Турцией. См. ист. Росс. Солов., т. XVI, стр. 92 и 127–130. 19 Картина этого разорения в Могилевской области, где была опора белорусского православия, хорошо очерчена в записках игумена Ореста. Археогр. Сборн., т. 2, стр. XL–LXVI. 20 Около виленского святодухова монастыря группировались монастыри: кронский, кейданский, сурдекский, друйский, минский-петропавловский, грозовский, вилейский, и женские: виленский-блоговещенский и минский-петропавловский. Около слуцкого троицкого монастыря группировались: слуцкий-преображенский, мороцкий, старчицкий, грозовский, заблудовский и слуцкий женский св. Илии. Арх. св. с. д. 1785 98. 23 Там же, стр. 278. Даже в слуцкой области, в которой православие было в сравнительно лучшем положении, в православных церквах трудно было служить, потому что не было книг и не на что было купить церковного вина. Русск. Арх. за 1864. г., стр. 279–3. 25 Лит. церк. ун., т. 2, стр. 236–237. Новые, богатые документы касательно этого дела, изданы киевскою арх. комиссией. Арх. к. ч. 1, т. 4, стр. 141, 149, 203, 205, 207, 214., 229, 230. 28 Униатский епископ Жабокрицкий был сослан в Россию по приказанию Петра, Кирилл Шумлянский не хотел быть униатом. 36 Арх. киевск., ч. 6, т. 2, см. инвентарь имений до половины XVIII стол. например 21, 27, 37, 39, 40, 42 и друг. 40 Некоторые из свидетельств о рукоположении укр. Священников в Валахии с 1741 по 1764. г., Арх. к., ч. 1, т. 3, стр. 367, 137, 361; т. 2, стр. 57, 100; т. 3, стр. 175; т. 2, стр. 67. 41 Подробное исследование этого можно читать в сочинении А. Ф. Хойнацкого: Западнорусская церковная уния в её богослужении и обрядах. Киев 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

52 Только при Септимии Севере был издан указ, воспрещавший язычникам принимать иудейство: Script, hist. August., vita Severi, XVII, l: ludeos fieri vetuit. Cp. Mommsen T. Römische Geschichte, V, стр. 547, прим. 1. 57 M. Antonioni. Commentaries, XI, 3. Русск. перев. Пл. Краснова: Марк Аврелий Антоний. К самому себе. Размышления. СПб. 1895, стр. 149. 62 Гиббон. История упадка и разрушения римской империи. Пер. с англ. В. Н. Неведомского, ч. II. М. 1883, стр. 106. 63 Aubé. Histoire des persécutions de l’Église jusqu’à la fin des Antonins. Ed. 2. Paris 1875, стр. 86. 65 Павлович А.Л. Нероново гонение на христиан и политика императоров Флавиева дома по отношению к ним. «Христ. Чтен.», 1894 г., т. 1, стр. 231; Гарнак А. в сборнике „Из истории раннего христианства”, перев. с нем. Н.М. Никольского, М. 1907, стр. 191. 67 По Болотову В.В. Гонения на христиан при Нероне (из посмертных бумаг). Христ. Чт. 1903 г., т. I, стр. 64. 78 Кулаковский Ю.А. Христианская церковь и римский закон (в течение двух первых веков). «Киевск. Унив. Изв.», 1891 г., кн. 12, стр. 12; Болотов В.В. Гонение на христиан при Нероне. «Христ. Чтение». 1903 г., т. I, стр. 64. 79 Suet. Claud. 25: Judeos impulsore Chresto assidue tumultantes Roma expulit. Cass. Dio, LX, 6. τος τε ουαους πλεονσαντας αθις. Впрочем, Э. Ренан полагает, что известие Кассия Диона не имеет ничего общего с рассказом Светония и относится к более раннему времени. См. „Апостол Павел”, стр. XXI, прим. 6. 81 Ученые сходятся в том, что Χρηστς=Χριστς.. См. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, T. I, СПб. 1910, стр. 46; Ренан Э. Апостол Павел, стр. 40; Schürer E. Gesschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Leipzig 1886, Bd. II, стр. 509. Иначе Моммзен. Римская история. перев. В.Н. Неведомского, т. V, М. 1885, стр. 513, прим. 1. Бесспорно, римляне часто называли Иисуса Христа Chrestus вм. Christus, говорили Chrestiani вм. Christiani, отсюда франц. chrétien и chrétienté. (Ср. русское „крестьянин”, где, впрочем, возможно влияние слова „крест”). На надгробных надписях также часто попадается е вм. „Bullet, di archeolog. christ.” 1873, p. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

140. Старинная крепость на устье Чороха. ИАН, 1917, стр. 163–169. Доклад 11-го января 1917 г. на заседании Отд. истор. наук и филологии Акад. Наук. Заметка: Kurtz, Е. ByzZ, 1924, В. 24, S. 227. 141 Трапезунтская рукопись в Публичной библиотеке 69) ИАН, 1917, стр. 719–724, 2 фото-таблицы. Доклад 22-го марта 1917 г. на заседании Отд. истор. наук и филологии Акад. Наук. Заметка: Kurtz, Е. ByzZ, 1924, В. 24, S. 158. 142. Константинопольская серальская рукописная псалтирь с толкованиями. ВизВ, 1917–1922/1923, т. 23, стр. 118–133. Приложены образцы греческих текстов псалтири из кодексов Серальского и РАИК (стр. 128–133). 143. Хроника византиноведения. [Работы в Трапезунте и образование византологических комиссий в Акад. Наук]. ВизВ, 1917–1922/1923, т. 23, стр. 134–141. 144. Усыпальница царя Алексея IV в Трапезунте. ВизВ, 1917–1922/1923, т. 23, стр. 1–14, 3 рис. 145 [Отзыв о книге:] Барвинок, В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев, 1911. XXXIII, 336, 11, 6 стр. Сб. отчётов о премиях и наградах, присуждённых Российской Академией Наук за 1912 г. Пг., 1918, стр. 101–128. Приложение: Отрывок Серальского кодекса толкования псалтири Зигавина в сравнении с отрывком Влеммида по кодексу РАИК, стр. 118–124. 146. Отчёт о занятиях в Трапезунте летом 1917 г. ИАН, 1918, стр. 207–138. Доклад 17-го января 1918 г. в заседании Отд. историч. наук и филологии Акад. Наук. См. 139. Заметка: Kurtz, Е. ByzZ, 1918, В. 23, S. 496. 147. Монастырские акты Иоанна Предтечи Вазелон (Греческая рукопись Публичной библиотеки в Петрограде, 743). ИАН, 1919, стр. 1007–1022. Доклад 1-го октября 1919 г. на заседании Отд. истор. наук и филологии Акад. Наук. Материал настоящего доклада использован с переработкой и дополнениями в комментариях к книге: Вазелонские акты 1927). 148. Петербургский университет в 1867–1871 гг. по воспоминаниям студента. В сб. Дела и дни, 1, Пг., ГИЗ, 1920, стр. 163–174. 149. Записка об учёных трудах проф. (СПб. ун-та по кафедре русской истории) С. Ф. Платонова (1866–1933). ИАН, 1920, стр. 5–7. Приложен список печатных трудов. Записку подписали Ф. Успенский, В. Бартольд, А. Никитский, Б. Тураев .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анонимова, СПБ. 1866, стр. 118. – Описание России, изданное в 1630 году, в Голландии, Московск. Телеграфу 1826, 1, стр. 61. (Сравн. «Летописец руской», изд. Н. Л. Львова), СПБ. 1792, ч. III, стр. 174). В XV веке Белоозеро считалось надежным убежищем от татар (II. Р. Л. VI, Соф. 1, 21 ; Русск. Лет. по Никон, списку, ч. VI, стр. 115). 57 «Скудно место бяше и пусто» (Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 71 об., стб. 2; Рукоп. Соф. библ. 467, л. 26 об.). 59 Там же, л. 71 стб. 1. Свидетельство жития о безлюдности местности следует, впрочем, понимать в смысле общей характеристики окрестностей монастыря. Как видно иа других глав Пахомиева труда, недалеко от места поселения преп. Кирилла еще ранее жил некто Исаия (слышавший звон и пение, раздававшиеся с этого места), а во время подвигов преп. Кирилла в пещере его навещали соседние крестьяне Авксентий Ворон и Матфей Кукос (См. также в приложении к главе III-oй акты от времени жизни преп. Кирилла). 60 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, 1. 240. – Рукоп. И. П. Б., Погод., 1566 Q., л. 49. – Архим. Варлаама, Описание историко-археол. древностей Кирил., Белов. монастыря, М. 1859 (из Чтен. О. И. и Др., кн. III), стр. 64–65, стр. 99, прим. 149–152 – А. Ф. Бычков, Опис. церк.-слав. и русск. рукоп. сборников Имп. II. Б., ч. I, СПБ. 1882, стр. 38 XII). 62 Архим. Варлаам, Опис. истор. археол. древн. Кир. бел. мон., стр. 64; Рукоп. Соф. библ., 1322, л. 71, стб. II. 63 Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 71, стб. 2; преосв. Макарий, История русск. церк., т. IV, стр. 360. 64 Архим. Валаам, Опис. ист. археол. древн. Кир. бел. мои., стр. 64–65. – «Часовня» эта сохранилась до настоящего времени. О первоначальном назначении ее см. ниже. 65 Арсеньев, «От Шексны до Кубенского озера», Древняя и Новая Россия, 1878, 6, стр. 95. – К. Случевский, Путешествие Их Импер. Высочестве Владимира Александровича и Марии Павловны по север. губерн., СПБ., 1885, стр. 53. – Рисунки «часовни» см. в сочинении С. Шевырева, Поездка в Кирилло-белозерский монастырь, ч. I, М. 1860, стр. 3–4. 68 Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010